Чем заключается работа редактора. Главный редактор
Редактор — тот, кто составляет содержание издания (книги, журнала, газеты и т. п.).
Редактор правит, переписывает, «наводит лоск» на творение известных (и не очень) журналистов. Дает задания «акулам пера», решает, какие темы стоит осветить в газете, на телевидении, радио. Его задача — сделать издание или телерадиопередачу яркими, интересными и популярными.
Редактор - творческая, интересная и в то же время непростая профессия. Редактор может работать в издательстве книг, газет, журналов, на радио и телевидении. С развитием интернет-технологий получила популярность профессия редактора сайтов (контент-редактора).
Круг обязанной редактора определяет место работы. Редактор книг занимается чтением и корректировкой материала, редактор газет, журналов определяет их содержание, тематику, правит предоставленный автором материал, делая его более живым и интересным для читателя.
Главная задача редактора на телевидении и радио - сделать передачу оригинальной, интересной, популярной и повысить рейтинг канала. В зависимости от направления работы специалист данного профиля может придумывать и воплощать в жизнь идею передачи, отвечать за поиск участников программы, участвовать в разработке сценариев, править тексты, заниматься поиском необходимых материалов, общаться с корреспондентами, отвечать за музыкальное оформление и другое.
Редактор сайтов (контент-редактор) может отвечать за формирование общего стиля и структуры сайта, заниматься поиском и обработкой актуальной и необходимой информации.
Редактор может быть, например:
Литературный редактор
Художественный редактор
Редактор фильма
Личные качества
Коммуникабельность,
Любознательность,
Творческие и художественные способности,
Хорошая память,
Образное мышление,
Физическая выносливость.
Образование
Специальности «Филология», «Журналистика».
Место работы
Газеты и журналы, книжные издательства, телекомпании и радиостанции.
Возможны следующие должности редактора: ведущий редактор, ответственный редактор, выпускающий редактор, Главный редактор.
Предпочтение отдается человеку с гуманитарным высшим образованием либо в области журналистики, также допускается и другое высшее образование, в некоторых случаях необходимо хорошее знание иностранных языков, но главное для редактора - наличие писательского таланта, навыков поиска информации, грамотное письмо, творческое мышление, фантазия, креативный подход к решению любых задач, активность, коммуникабельность, стрессоустойчивость.
Медицинские противопоказания
Выраженные дефекты зрения;
Нарушение координации движений рук;
Нервные и психические заболевания.
Чтобы стать редактором переодического издания, нужно сначала не один год проработать журналистом. Во многих изданиях работают сразу несколько редакторов по рубрикам — можно стать одним из них. Высшая должность — главный редактор. Редакторы телепрограмм нередко продолжают карьеру в качестве ведущих.
Уровень заработной платы редактора - средний, многое зависит от места работы и профессиональных навыков - редактор может зарабатывать и больше. Редактор может сделать карьеру до позиции главного редактора либо реализовать себя в другой профессии, например, в качестве ведущего.
Привет всем читателям блога сайт! Сегодня предлагаю рассмотреть ещё один вариант работы на дому.
Профессия редактор непростая, но интересная, для творческих личностей. Ещё она для целеустремлённых, амбициозных, с организаторскими способностями. В статье разберём, кто такой редактор, как им стать, что делает и сколько зарабатывает специалист. Итак, поехали!
Начну с того, что это одна из самых древних профессий. С развитием книгопечатания появилась потребность в редактировании текста. Возникла необходимость в человеке, который бы следил за грамотностью печатного слова, правильным сложением его в предложения, ясностью и интересом для читателя.
Со временем редактура охватила все сферы стилистической деятельности. Работа в отрасли литературы, средств массовой информации не представляется возможной без участия редактора. Газеты, журналы, книги, статьи на сайтах, прежде чем попасть на глаза читателю, проходят через руки этого специалиста.
Редактор – кто такой и чем занимается
Название профессии берёт свое начало от латинского «redactus», что означает «приведённый в порядок». Что же приводит в порядок редактор? Конечно же, текст. Он отвечает за подготовку его к публикации.
В этот процесс входит:
- подбор увлекательных и актуальных тем,
- отслеживание тематического наполнения,
- корректировка содержания в соответствии с требованиями определённого жанра,
- правка и доработка готового материала.
Но не только это. Редактор совмещает в себе навыки журналиста, и даже . Это ещё и менеджер/управленец, т. к. ему приходится вести дела с авторами, издательствами и другими службами.
Разновидности профессии
Редактор – профессия креативная и многогранная. Всё зависит от того, в каком профиле вы желаете творить, каким редактором хотите стать:
- литературным (редактором книжного издательства) – отвечать за художественную составляющую текста, его стилистическое оформление, выразительность речи;
- художественным (бильд-редактором) – заниматься дизайном издания, его эстетическим наполнением;
- научным – консультировать и редактировать научно-популярные и учебные произведения;
- техническим – контролировать корректность написания текста, отвечать за технический процесс маршрута: редакция — типография;
- главным – руководить издательским отделом, контролировать направление деятельности, отвечать за всю работу издательства.
Развитие и популярность интернета сделали возможным всем этим заниматься удалённо и приоткрыли завесу над ещё одной разновидностью профессии – редактора электронного издания/редактора сайтов/контент-редактора.
Функциональные особенности последнего отличаются лишь тем, что вся работа проводится онлайн, а публикации представлены широкой читательской аудитории в электронном виде.
Какие обязанности выполняет редактор
Бытует мнение о том, что основной и единственной обязанностью редактора является правка печатного текста. Глубокое заблуждение, потому как без специального образования, дара к написанию текстов и пониманию стилей речи, без врождённой или приобретённой грамотности, профессионалом не станешь.
Редакторская деятельность – нелёгкий творческий процесс и просто так, как говорится «с улицы», на эту должность не попадёшь, нужно иметь определённые навыки и уметь выполнять определённые обязанности.
Должностные обязанности редактора:
- Работа с печатным материалом, в первую очередь: соответствие его требованиям жанра и стиля, исправление речевых недочётов и ошибок в тексте, перефразирование некорректных фраз/слов и т. д.
- Создание основной концепции проекта, куда входит определение общего направления деятельности, тематики, название статей, задания авторам и контроль за сроками исполнения, анализ материала, проверка качества, а при необходимости доработка и правка редактируемых материалов.
- Помощь в решении разного рода вопросов: художественное, а также техническое оформление материала перед подготовкой его к выходу в свет.
- Выполнение управленческих задач.
Это далеко не весь спектр обязанностей. Он может быть дополнен, расширен или, наоборот, сокращён в зависимости от штатных особенностей, наличия или отсутствия специалистов, а также концепции редакции/организации/сайта.
Важные профессиональные качества
Кто может стать редактором? Кому подойдёт эта профессия? Какими качествами должен обладать человек, желающий стать профессионалом в этом деле?
Увы и ах, многих придётся расстроить: далеко не каждый, кто уже сейчас видит себя в редакторском кресле, может добиться успеха. Необходимо обладать многими личностными качествами, от которых будет зависеть результат работы.
- ответственны,
- внимательны,
- выносливы,
- креативны,
- коммуникабельны,
- грамотны,
- эрудированны,
- эмоционально уравновешенны и стрессоустойчивы,
- имеете организаторские и ораторские способности,
- обладаете аналитическим складом ума и хорошей памятью,
- любите читать,
- хорошо владеете компьютером,
эта работа для вас. Если же каких-либо из перечисленных качеств у вас нет, не беда, «нет предела совершенству» – их в себе можно развить при желании. Отличным подспорьем будет опыт в журналистике, педагогической деятельности в области филологии, знание языков. И главное – любить то, чем занимаешься.
Целеустремлённый, уверенный в своих способностях профессионал, имея за спиной солидный багаж знаний и навыков, невостребованным не окажется.
Плюсы и минусы профессии
Как в любой другой профессии, в работе редактора есть свои плюсы и минусы.
К позитиву можно отнести:
- Моральную составляющую
Выход в свет очередного издания приносит радость и удовлетворение от проделанной работы. Сама работа, будь то статья или книга, влечёт за собой формирование мнения, отношения, вкусов и пристрастий читателей. Во многом это заслуга редактора.
- Возможность спокойно работать удалённо в уединении с компьютером, авторским материалом и языковым великолепием, быть первым в очереди за шедевром.
- Постоянное саморазвитие и совершенствование. Работа с образованными, интеллигентными людьми – мощный стимул к самообразованию, познанию и реализации своих возможностей.
- «Хорошая прибавка к пенсии», как говорил Лёня Голубков из нашумевшей некогда рекламы МММ, т. е. ваше умение писать и редактировать даёт вам отличную возможность подработки.
- Перспектива карьерного роста.
К минусам, в первую очередь, относятся медицинские противопоказания:
- ограничения по зрению,
- заболевания опорно-двигательного аппарата,
- заболевания нервной системы.
- многочисленные стрессы в связи с большим объёмом работы в рамках жёсткого ,
- высокая ответственность,
- большая конкуренция.
Профессия высоко востребованная, т. к. редакционные организации, интернет-ресурсы стремительно развиваются. Всё больше новых проектов появляется каждый день, и необходимость в грамотной и своевременной редактуре увеличивается в разы.
Сколько можно зарабатывать
Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Гонорар редактора может зависеть от многих составляющих: образования (оно обязательно должно быть высшим филологическим или журналистским, на крайний случай, педагогическим), квалификации, места работы (что очень важно), вашего опыта, сложности выполняемых проектов, сопутствующих навыков (знание иностранных языков, например) и др.
Немаловажный фактор, влияющий на уровень дохода – большая конкуренция. Понятно, что престижное издательство новомодного журнала или редакция книжного издательства более конкурентоспособны и зарплаты там в разы выше, нежели редакция районной периодики или электронного издания.
Если конкретно интересуют цифры, то во Всемирной сети они варьируются от 300 до 1 000 $. Сколько будете зарабатывать вы, зависит только от вас и вашего желания.
Трудоустройство
Как стать удалённым редактором? Как уже было сказано выше, без опыта никто не доверит вам свой проект. Обычно карьера начинается с работы , по мере и повышения уровня профессионализма в этой сфере, уже можно рассчитывать на должность редактора.
Устроиться можно так же, как и на любую другую удалённую работу, ищите и отзывайтесь на вакансии .
Заключение
Вывод каждый, думаю, сделал для себя сам. Работа, позволяющая совместить приятное с полезным, хобби превратить в источник дохода.
Если вы серьёзно задумались о том, чтобы заняться этой работой, то вот вам напоследок несколько советов от уже состоявшихся профи в этой нише:
- чтобы «набить руку» в редакторском промысле, не ограничивайте себя чем-то одним, работайте в различных жанрах, ориентируйтесь на свою целевую аудиторию;
- не оставляйте факты непроверенными;
- учитесь работать с большим объёмом информации;
- осваивайте правила правописания (помните: права на ошибку у редактора нет!);
- изучайте компьютер (освойте необходимые для редактирования программы);
- развивайте ;
- редактору сайта необходимо знать ;
- постоянно совершенствуйтесь, читая познавательную литературу, расширяя кругозор.
“Ох, нелёгкая это работа…” Ну, а кто говорил, что будет легко? Зато как потом будет приятно похвастаться своим умением даже самую скучную статью превратить в шедевр.
На этом всё, друзья. Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Делитесь своими мнениями, соображениями. Жду ваших комментариев. До встречи на страницах блога.
Редактор - это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий).
Редактор (от лат. redactus - приведенный в порядок) - это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий). Сегодняшние книги, газеты и журналы издаются не только на бумаге. Они могут выходить в виде компакт-дисков для чтения, просмотра и даже для прослушивания (аудиокниги). Кроме того, многие периодические издания давно и успешно существуют в Интернете. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
К обязанностям редактора относятся разработка концепции будущего издания, заказ (или поручение) написания текстов, оценка авторского текста и его литературная обработка. Также редактор работает с иллюстраторами и художниками-оформителями, корректорами и верстальщиками. В крупных книжных издательствах проблемами художественного оформления занимается художественный редактор. Он разрабатывает концепцию оформления вместе с редактором издания и затем ее реализует.
В крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами.
Главный редактор отвечает за стратегию всего издательства, определяет его тематику и, совместно с финансовым директором, маркетинговую политику издательства. Ему подчиняются редакторы отделов, редакций или серий. Они работают с авторами, заказывают рукописи, оценивают готовые рукописи, принимают решение о доработке и непосредственно в этой доработке участвуют.
Часто книжные издательства приглашают для работы над рукописями литературных редакторов со стороны. А если необходимо оценить материал с научной точки зрения, приглашают научных редакторов - специалистов в конкретной области знаний (медицина, химия, литературоведение и т.д.).
В крупных газетах и журналах, в интернет-издательствах, как правило, работают штатные литературные редакторы. Они отвечают за литературную грамотность текстов. Иногда вмешательство редактора в текст оказывается очень значительным. Он литературно обогащает, а иногда полностью переписывает статьи, написанные непрофессиональными авторами. При этом не только устраняются ошибки, но и меняется стилистика в целом и даже структура статьи. Такое вмешательство называется рерайтом.
Литературные редакторы в периодике работают под руководством главного и выпускающего редакторов. Если главный редактор отвечает за единую редакционную политику газеты или журнала, то выпускающий - за ее конкретное воплощение в каждом выпуске. Выпускающий редактор отвечает за своевременный выход газеты или журнала, взаимодействует с типографией, координирует работу журналистов, литературного редактора, корректора, иллюстраторов, верстальщика и главного редактора, если он участвует в качестве автора (например, пишет в «Колонку главного редактора»).
Выпускающий редактор участвует в разработке планов публикаций, вносит предложения по размерам гонораров, замещает главного редактора в его отсутствие и т.д.
Работа над интернет-сайтом ведется иначе, там некоторые функции выпускающего редактора выполняет контент-менеджер либо руководитель интернет-проекта . Интересно, что в разных редакциях разделение труда происходит по-разному.
В некоторых журнальных и газетных редакциях работают редакторы по работе с авторами (ищут авторов, формулируют задания для них и пр.), редакторы иллюстраций (бильдредакторы). В других эти обязанности выполняет выпускающий редактор.
Что касается руководящих должностей, то помимо главного и выпускающего редакторов, в периодике существуют ответственный секретарь и шеф-редактор .
Ответственный секретарь - грань между ним и выпускающим редактором порой неразличима, и в некоторых редакциях выпускающий редактор именуется ответственным секретарем (и наоборот). Главное различие в том, что ответсек больше ориентирован на технологию процесса, а выпускающий редактор контролирует содержание выходящих газет и журналов.
Шеф-редактор необходим тогда, когда в издательском доме выходит сразу несколько изданий, и главный редактор не может заниматься ими всеми с должной отдачей. Шеф-редактор проводит издательскую политику в конкретной газете или конкретном журнале.
Есть такое заблуждение, что редактор - это человек, который лишь правит чужие тексты. Но все выдающиеся редакторы - от А. Пушкина с его «Современником» до П. Гусева, руководящего «Московским комсомольцем», - люди пишущие. Для работы редактором (независимо от места работы и конкретной должности) необходимо хорошее гуманитарное образование и умение создавать собственные тексты, понимать природу слова, различных жанров и стилей «изнутри». При этом желательно иметь диплом редактора, журналиста, литературного сотрудника или филолога. Однако редактор должен хорошо разбираться в тематике своего издания и постоянно развиваться в этом направлении. Часто редакторами (научными и даже главными) становятся специалисты в соответствующих областях. Например, профессиональный биолог может руководить журналом о животных.
Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.
Я - редактор-издатель. Моя стихия - тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.
Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.
Корректор (от лат. corrector - исправитель) - это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста - это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus - приведенный в порядок) - это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.
(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor ) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor ) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)
Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта - это тоже редактирование.
Поэтому, если кто-то говорит: "Петр Иванов редактирует газету", - вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.
Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их - просто не может. Этим занимается целый коллектив.
Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами - книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.
Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego , конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.
Главный поединок
Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны - редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой - автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.
Но для редактора самое трудное - не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.
И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало - это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами - вещь трудная.
Суть работы
Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст - это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?
Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.
Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.
Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.
Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: "человек сел на траву"; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: "высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь". Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*
Замечательный редакторский совет писателя писателю!
Читать или писать?
Плох тот редактор, который сам писать не любит. Это значит, что он отводит себе роль судьи, не понимая ни природы творчества, ни чувств автора - ничего! Если бы Чехов не был писателем, он бы не мог дать Пешкову никакого совета. Потому что такой совет нужно выстрадать.
Это не просто редактор, который любит время от времени писать. Это тот, чья работа состоит в составлении обзоров и написании статей.
Еще одна ипостась профессии - рерайтер. Это тот, кто вгрызается в текст гораздо глубже, чем того требует простое литературное редактирование. Он может вообще всё в тексте переделать, поменять что-то местами, что-то вписать… Т.е. практически пишет заново. (Потому он так и называется.) Если тема интересная, то и работа доставляет удовольствие.
Я совершенно не понимаю редакторов, которые писать не любят. Такой коллега обязательно возразит что-то в том духе, что «он не писатель, он читатель». Очень глупо. И бездарно, доложу я вам.
Профессиональная деформация
Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?
Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.
И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят "одевать" вместо "надевать"… Куда катится мир!!!»
Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звони т, а зво нит, - пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.
Есть еще большой грех для редактора - вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.
А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово "редактор" повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит "во-вторых". А где "во-первых»???!!!" Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.
Такие редакторы - это мученики, которые при этом мучают других.
Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги - ту же классику.
Хорошие книги - это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.
И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.
Печальные моменты
Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов - и все впустую?!
И еще ненавижу читать неряшливые тексты, написанные одной левой. Иногда открываешь, а там - сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это - отдавать корректору текст в таком виде.
Как выглядит карьера?
Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.
Карьерная лестница может быть такой: корреспондент - редактор отдела - выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)
Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).
Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего. Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается.
И наконец, главный редактор - это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.
Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.
В крупных издательствах существует разделение труда - это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.
В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором - человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.
Со временем можно стать ведущим редактором - так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора, который отвечает лишь за художественное оформление.
Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.
Как стать редактором?
Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»
Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.
Еще один важный момент - грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы , а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.
Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).
Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.
Но образование - это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.
Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?
Иначе получится, что редактор - это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.
Тема - это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.
* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.
Перевод оригинального текста, доступного по адресу:
http://www.theslot.com/copyeditors.html
Основная функция редактора - проверка написанного материала, обычно в качестве последнего шага перед отправкой материала в верстку, на предмет грамматических, орфографических, стилистических ошибок. В данном случае, понятие "стилистика" соотносится с общими принципами написания статей, принятыми в издании.
Функции редактора надо отличать от корректорских обязанностей, хотя довольно часто корректура может являться частью редакторской работы. Задача корректора заключается в исправлении механических ошибок, попавших в верстку.
Возможно, это в меньшей степени относится к работе редактора в других областях, но предполагается, что редакторы, работающие в печатных СМИ, являются квалифицированными журналистами. Точно также как судьи являются юристами, астронавты - пилотами, а агенты ФБР - копами, редакторы газет и журналов - это, в первую очередь, журналисты. Многие, возможно, большинство, редакторов имеют опыт журналистской работы, а те, у кого такового опыта нет, должны обладать хотя бы основными репортерскими навыками.
В обязанность редактора также входит контроль достоверности информации, исправление фактологических ошибок или искажений, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства. Степень ответственности редактора за верификацию фактической информации может быть различной. В редактировании журналов или в книгоиздании обычно это считается прямой обязанностью редактора, хотя иногда для этого может привлекаться отдельный человек fact checker, в задачу которого входит проверка всех приведенных фактов. Ограниченное количество времени и постоянные дэдлайны в ежедневных газетах накладывают свой отпечаток на их работу - считается, что информация, на которой основывается журналист, должна быть, в первую очередь, достоверной. Редактор отдела - непосредственный начальник журналиста, который дает ему задание и обычно проверяет содержательную сторону материала - и литературный редактор, конечно же, проверят "факты", которые вызывают сомнение, но у них нет времени на то, чтобы проверять правильность написания каждого имени или точность всех цифр.
При работе над некоторыми статьями у редактора также есть относительная свобода переписывания материала. Редактора можно назвать последним рубежом, защищающим читателя от некачественно написанного материала, что, несомненно, может случиться, даже если статья написана без очевидных ошибок. Сокращение статьи путем удаления пустого многословия или сглаживание неуклюжих логических переходов также считается частью работы редактора, но когда речь идет о более существенном переписывании материала, литературный редактор, как правило, возвращает материал на доработку.
Творческая часть работы редактора по "написанию", как правило, включает в себя создание заголовков, выносов и подписей к фотографиям. Написание заголовков само по себе является искусством и подчиняется определенным правилам. Обычно автор заголовка должен "рассказать историю", уместив ее на очень ограниченном месте, объем которого зависит от числа колонок основного текста, типа и размера шрифта, которым будет писаться заголовок. В заголовках к тематическим статьям часто используются каламбуры и игра слов для привлечения внимания читателя, и требуется хорошее чувство языка, чтобы понять, когда такой заголовок удачен, а когда он звучит откровенно глупо.
Подписи к фотографиям зачастую могут делаться фото-службой (В журнале "National Geographic" для этого есть целый отдел), но обычно это входит в обязанности редактора. Это тоже своего рода искусство, которое в данном случае заключается в том, чтобы описать происходящее на фото, избежав утверждения очевидного.
В газете редактор иногда может также заниматься формированием макета , то есть определять дизайн полосы. Сюда относится распределение, какие статьи, фотографии, графики, будут иметь большее значение, и как они будут располагаться.
В то время как в крупных газетах международными и внутренними новостями обычно занимаются разные отделы, газеты поменьше не могут позволить себе такой роскоши. Поэтому обычно мониторингом новостей, которые передают информационные и новостные агентства со всего мира, занимается редактор. Иногда "новостной" реактор определяет макет полосы с местными и международными новостями. Вариантов, как это происходит на практике, столько же, сколько и газет.
И наконец, в большинстве случаев, редактору приходится следить за элементами верстки: например, контролировать шрифты заголовков или нумерацию страниц.
- Все о выращивании кроликов на мясо: советы и рекомендации Выращивание кроликов на мясо лучшая порода
- Почему крольчиха ест своих крольчат?
- Почему крольчиха разбрасывает крольчат сразу после окрола
- Советский меринос: характеристика продуктивности тонкорунных овец и особенности ухода за ними Животное меринос