Царь-пушка: история создание, описание, легенды. Огромная царь-пушка маленького царя
История: Знаменитая Царь-пушка, являющаяся неотъемлемой частью выставочной экспозиции Московского Кремля, была создана в 1586 году. Ее отливал на Пушечном дворе знаменитый мастер Андрей Чохов по приказу Федора Ивановича - царя Государства Российского. Имя создателя необычной пушки гигантских размеров история сохранила, поскольку оно было выгравировано на массивном стволе, как и год ее отливки. Появление столь необычного литейного произведения стало итогом многовекового совершенствования технологии отливки надежных и мощных пушек.
За четырехлетнюю историю Царь-пушка не раз меняла свое месторасположение. Сначала она находилась на территории Пушечного двора, и только в XVIII столетии ее с большим трудом удалось переместить в Московский Кремль. И даже тут шедевр литейного производства в первое время находился во дворике у здания Запаса, а потом данную достопримечательность переставили к основным воротам и установили на лафет.
У подножия массивного орудия разместили четыре больших ядра, а каждое из них весило почти тонну. Ядра для данного шедевра специально отливались в Петербурге в 1834 году на известном литейном заводике Берда. В последний раз шедевр литейного производства поменял свое месторасположение в 1960 году, когда строился Орудие аккуратно перенесли на Ивановскую площадь и установили рядом с храмом где оно красуется и сейчас.
Массивная Царь-пушка никогда не использовалась в качестве мощного оружия, поскольку стрелять с огромного чугунного лафета просто невозможно. Если попробовать выстрелить из большого ствола бомбой или может просто разнести на части, а находящие рядом канониры погибнут. А документы, касающиеся испытаний пушки, до наших дней не дошли, поэтому ученые до сих пор спорят о ее основном предназначении. До ХХ столетия многие военные историки считали, что орудие могло стрелять дробью, состоящей из небольших камней.
Но большинство исследователей убеждены, что шедевр литейного производства создавался с единственной целью - напугать послов иноземных государств, а в особенности - посланцев Крымского хана. Тайну орудия удалось раскрыть в 1980 году в момент проведения планового ремонта, когда мастера исследовали внутренние каналы. Оказалось, что данное изделие не является ни пушкой, ни дробовиком, а создавалось в качестве бомбарды, поэтому для ее ствола не требовалось никакого уклона.
Особенности: Грандиозная Царь-пушка в Москве - это огромное орудие длиной 5,34 метра, диаметр ее ствола составляет 120 сантиметров снаружи, а калибр - 890 миллиметров. Для отливки массивного орудия применялась только высококачественная бронза, а поверхность ствола красиво декорирована всевозможными фигурными фризами, необычными надписями и орнаментальными поясами. Казенный и дульный обрезы ствола немного выступают над поверхностью декоративного пояса, для оформления которого создателем пушки были использованы уникальные фигурные навески.
Центральная часть огромного ствола грандиозного орудия разделена на отдельные части плоскими и орнаментальными рельефными фризами. Сбоку можно увидеть литые скобы, предназначенные для полноценного укрепления канатов в момент перемещения пушки. Над передней правой скобой красуется надпись, возвеличивающая государя Федора Ивановича. А затравочное отверстие расположено непосредственно в стволе, около большого заднего пояса. Огромная Царь-пушка весит почти сорок тонн, поэтому сдвинуть ее с места - непосильная задача даже для русских богатырей.
Сейчас Царь-пушка и Царь-колокол являются самыми необычными достопримечательностями Москвы, привлекающими внимание посетителей Московского Кремля.
Как известно Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудиие и памятник русской артиллерии,отлитый из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Сегодня мы попытаемся узнать можно ли из неё стрелять или это всё-таки бутафория.
Автор пишет: В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт.)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» .
По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.
О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.
Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.
Какие можно привести аргументы:
Во-первых, бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.
Во-вторых, бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:
расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).
Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час. Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»). Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка, это гигантская бутафория.
Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.
То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда. Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие. Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.
Ни о каком лафете речь тогда не шла. Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.
Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие, предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать.
Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).
Царь-пушка никогда не применялась по назначению
Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:
«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).
Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.
Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы:
«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).
У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?
Транспортировка
Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?». А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать?
40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.
Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие. К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили. И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.
Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.
Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.
Громадное орудие Малик-э-Майдан
Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.
То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан. Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.
Здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое, что позволяло перемещать подобные грузы.
Упадок артиллерийских технологий в средние века
На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.
Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.
Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.
Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.
Заключение
Вот и выстроилась логичная картинка. В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:
«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).
При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).
Царь-пушка – настоящая. Антураж вокруг неё – бутафория. Сформированное общественное мнение о ней – ложно. Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали. Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.
Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.
В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо, замаскированное под нелепость, но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.
С одной стороны, это образец гигантской бутафории 19 века, с другой – одно из крупнейших действующих средневековых орудий. Вместе с тем, она замечательный свидетель упадка артиллерийских технологий средневековья.
7 января 1598 года в Московском Кремле скончался раб Божий Федор Иоанович, Великий Князь Московский и Царь Всея Руси. За время правления последнего из прямых Рюриковичей знаменательных событий произошло не мало. Были основаны города: Самара, Саратов, Царицын (Волгоград), Воронеж, Архангельск, Тобольск, Сургут - закреплены новые рубежи активно растущего Государства Российского.
Завершена очередная Русско-Шведская война и России по итогам которой возвращен выход в Балтийское море по линии Копорье-Ям… Не мало получается достойных дел, но запомнился царь Федор не этим… Главная память о нем и сейчас стоит на Ивановской площади Московского Кремля, и имя ей - Царь-Пушка!
История
Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола - точно.
В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!
Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).
Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.
Андрей Чохов (1545 - 1629) - знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).
Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!
Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации - свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора - скорей всего нет.
На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов».
По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли - «Царь-Пушка».
По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси.
Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).
Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы - Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.
Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.
В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.
В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.
Особенности устройства и применения
Если говорить о Царь-пушке языком оружейников, то это, прежде всего боевое орудие, типа бомбарды, предназначавшееся для стрельбы по настильной или навесной траектории. Зарядом служил мелкий «дроб» общим весом до 800 килограмм. Запального отверстия не имеет, хотя и имеется площадка для него. Выстрел мог производиться только при запале со стороны ствола, для этого со стороны дульного среза в пороховую камеру вводился запальный шнур.
Общий вес артиллерийского динозавра составляет около 39 тонн 312 кг, длина ствола 5 метров 34 сантиметра, калибра ствола - 890 миллиметров.
Есть несколько мнений, стреляла ли Царь-пушка за свою многовековую историю. При проведении реставрационных работ в Серпухове по царапинам эксперты Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского сделали вывод, что из пушки палили как минимум один раз.
У историка Л.Н. Гумилева есть упоминание, что прах Лжедмитрия I развеяли посредством выстрела из легендарного орудия.
Однако, существуют сторонники и версии о том, что из пушки ни разу не выстрелили. В качестве доказательства указываются неповрежденные следы отливки внутри ствола.
О рекордах
Царь-Пушка занимает почетное место среди всемирных рекордсменов в Книге Гиннесса, как орудие самого большого калибра (890мм).
Семья царь-пушек
В 2001 году в городе оружейников Ижевске по заказу Правительства Российской Федерации были изготовлены две копии символа артиллерийской доблести с практически точным соблюдением основных параметров. Один экземпляр торжественно подарили тогда украинскому городу Донецку, где установили возле здания мэрии.
Вторая реплика украшает собой территорию завода «ОАО Ижсталь» в Ижевске.
В Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова стоит относительно небольшая копия (вес - 12 тонн). Также оформление орудия не соответствует оригиналу, нет ряда узоров на стволе, другие изменены, декоративные ядра тоже значительно меньше оригинальных. Пушка была пригодна для стрельбы, поэтому ствол законопатили специальным ядром.
Но самая интересная «царь-пушка» находится в музее под открытым небом «Мотовилихинского завода» в городе Перми. Настоящая боевая корабельная мортира, созданная в 1868 году для обороны Санкт - Петербурга с фортов Кронштадта.
Вес орудия с лафетом 144 (!) тонны, калибр 508 мм.
Успешно пройдя артиллерийские испытание орудие так и не заступило на боевое дежурство - за время испытаний и демонстрации в 1873 году в Вене, успело технически устареть после создания Круппом затвора для заряжения орудий с казенной части. По указу царя Александра II пушку сохранили, как музейный экспонат.
Заключение
Для чего именно была создана Царь-пушка, в наше время особого значения не имеет. Главное - она является красноречивым символом многовековой военной и промышленной мощи России, бронзовым воплощение боевого духа русского народа!
Видео
Царь-пушка - памятник древней артиллерии и литейного искусства XVI века. Отлита из бронзы в 1586 году на Московском Пушечном дворе выдающимся пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым.
Царь-пушка расположена около колокольни «Иван Великий» неподалеку от .
Описание пушки
Царь-пушка - самое большое по калибру орудие в мире. Ствол пушки отлит из бронзы в 1586 году. Вес пушки - 2400 пудов (39,5 тонны). Длина ствола - 5,34 м. Диаметр ствола - 120 см, калибр - 890 мм. Лафет отлит из чугуна и раскрашен под бронзу (первоначальный лафет был деревянным). Вес лафета - 34,5 тонны. Перед пушкой выложены пирамидой четыре огромных пустотелых чугунных ядра (декоративных), отлитых в XIX веке в . Вес каждого ядра около 1 тонны.
Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию, по устройству канала ствола она близка к мортирам. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применялись мелкие камни. Канал ствола делится на две части - цилиндрический ствол («котел») для снаряда и казенную часть для заряда (пороховую камору). Исследования ученых указывают на то, что Царь-пушка была предназначена для стрельбы, а не только для устрашения неприятеля. Но сведений, что из Царь-пушки когда-либо стреляли, не сохранилось.
На пушке присутствуют изображения и надписи, которые трудно рассмотреть с земли. С правой стороны дульной части, ближе к дульному срезу - изображение царя в царском венце верхом на коне, в воинском уборе и со скипетром в руке. Изображение сопровождено надписью: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец». Рядом другая надпись, относящаяся к заказчику орудия: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Надпись ближе к центральной части ствола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Данная надпись указывает на то, что пушка отлита в 7094 году от Сотворения Мира (в 1586 году от Рождества Христова) в третий год правления Федора Ивановича пушечным мастером Андреем Чоховым.
История Царь-пушки
Существует две версии происхождения названия Царь-пушки. По одной из них название связано с изображением на ее стволе царя . Другая версия связывает название пушки с ее огромными размерами, в свое время она являлась самой большой пушкой в мире.
Царь-пушка была отлита в 1586 году литейщиками Пушечного двора, располагавшегося на берегу реки Неглинной, под руководством Андрея Чохова. Автором идеи был , шурин царя Федора Ивановича. По замыслу Бориса Годунова пушка была установлена на Красной площади перед , рядом с Лобным местом. Она была поставлена на деревянный лафет. Установленная здесь грандиозная по своим размерам пушка играла важную роль. Она усиливала значение трибуны, с которой цари обращались к народу и откуда читались царские указы. Вместе с тем, она служила демонстрацией военной мощи русского государства и символически охраняла Покровский собор и .
Нет достоверных сведений о том, где находилась Царь-пушка в течение всего XVII века. Предположительно, она была где-то на задворках Кремля, куда после воцарения династии Романовых старались убрать все, что напоминало о Борисе Годунове. В начале 1700-х гг. пушка была установлена во дворе Арсенала среди других исторических орудий.
В 1812 году половина здания Арсенала была взорвана французами. Деревянный лафет Царь-пушки сгорел в пожаре.
В 1835 году, при императоре , на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге для Царь-пушки был специально отлит лафет из чугуна, украшенный львиной головой и орнаментом. Эскизы лафета были сделаны Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, а чертежи окончательно доработаны генерал-майором де Витте. Царь-пушка была установлена на новый лафет и переставлена на новое место - около Кремлевских казарм. Царь-пушка и самое длинное кремлевское орудие «Единорог» заняли видное место на углу Сенатской площади, в северо-восточной части Кремля.
Отечественная артиллерия зародилась в XVI веке , а в начале XVIII -го в России насчитывалось уже 9500 пушкарей. Усовершенствовалась формовка орудий: их отливали при помощи разборной формы из 12 частей, также использовались формы с продольным разъёмом. Формовка производилась горизонтально. Модель пушки вырезали из дерева и могли использовать в производстве многократно. В специально отстроенных зданиях размещали компактные литейные заводы для отливки пушек, также возводились пороховые избы .
История
Изготовление
По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади , чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота , а также способствовала популярности самого Бориса Годунова .
Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла . Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея . Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку .
Конструктивные особенности
По мнению известного историка, Алексея Николаевича Лобина , по своей конструкции Царь-Пушка скорей является классической бомбардой , нежели пушкой в привычном понимании этого слова. От классического полевого орудия ее отличает узкая зарядная камора диаметром 440 мм и длиной 1740 мм переходящая в широкий ствол диаметром 890 мм у основания и 920 мм у дульного среза. Такая конструкция характерна для тяжелых осадных орудий того периода.
Перестановки
К вопросу о переустановке пушек на новое место вернулись в 1835 году: тогда их переставили на декоративные чугунные лафеты у главных ворот Арсенала, после чего лафеты покрыли бронзовой краской. На этих лафетах пушки стоят до сих пор. Тогда же рядом с ними установили ещё двадцать исторических орудий, ранее хранившихся во дворе . Новый лафет с орнаментом для Царь-пушки был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте , заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда . Также для пушки изготовили четыре декоративных ядра весом 1,97 тонны каждое .
В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты , позже переоборудованному под казармы . На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов . В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звоницы колокольни Ивана Великого , где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол .
Характеристики и оформление
Диаметр наружный ствола составляет 1200 мм, узорного пояса около дула - 1340 мм, калибр пушки - 890 мм, вес - 39 312 кг . Уникальные габариты не позволяют причислить пушку к строго определённому классу артиллерийских орудий: соотношение калибра к длине ствола равно 6, и по современной классификации пушка является мортирой , но в XVII-XVIII веках длина ствола мортир составляла не более 3,5 калибра. Конструкционные особенности позволяют отнести её к классу дробовиков .
Ствол пушки канонической формы, на передней части украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Надпись с правой стороны: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине ». Надпись на левой стороне: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета , в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов» .
На стволе с каждой стороны размещено по четыре скобы для крепления канатов при перемещении пушки, а вместо лафета предусматривался специальный станок с заранее заданным углом возвышения . Пушка задумывалась как оборонительное оружие и предназначалась для стрельбы дробом по вражеским воинам, которые проникали в город через проделанный артиллерией пролом в стене. Из-за этого назначения пушку какое-то время называли «Дробовиком Российским» . По расчётам специалистов, пушка также могла стрелять каменными ядрами весом от 750 кг до 1 тонны и использовать заряд пороха от 85 до 118 кг . Некоторые исследователи полагали, что из пушки был произведен как минимум один выстрел . Но в 1980-х годах во время реставрации пушки пришли к выводу, что из пушки не стреляли, так как её не доделали: внутренняя часть ствола не была зачищена после отливки, и в нём имелись наплывы до 20 мм, а также неровности и горелая земля . Затравочное отверстие также не было просверлено, хотя при отливке сделали начальное углубление диаметром около 10 мм .
Современность
Другие крупные пушки
При этом еще в середине 19 века была изготовлена (и даже стреляла) мортира Маллета с калибром также 914 мм.
Созданию Царь-пушки предшествовали другие крупные артиллерийские машины. Например, мастер Московского пушечного двора Кузьмин Первой отлил пушку «Онагр» весом 5000 кг, её также называют «Единорог» по изображению мифического животного на правой стороне дульной части. Эта эмблема обозначала счастье и удачу и часто наносилось на броню и оружие в XVI-XVII веках. Другой мастер, Яков Дубина, отлил пушку «Троил» весом 6438 кг. В настоящее время это орудие стоит у входа с южной стороны Арсенала .
Мастер Андрей Чохов отлил несколько крупных пушек. Его авторству принадлежат пищали «Скоропея» весом в 3,6 тонны , «Троил» («Троянский царь») весом 7 тонн , «Инрог» весом 7434,6 кг . Пищаль «Лев» весом в 5634 кг находилась в Пскове , она применялась в боях со шведами под Нарвой в 1700 году . Тогда шведы захватили пушку и вернули Российской империи только в 1778 году . Пищаль «Аспид» весом 6 тонн. В настоящее время она стоит у юго-западного угла Арсенала . Две идентичные по форме и украшениям пушки «Волк» весом около 7 тонн, которые захватили поляки во время взятия Смоленска и вывезли в Эльбинг . В свою очередь в 1703 году войска Карла XII захватили Эльбинг и вывезли пушки в Швецию . В настоящее время они находятся в музее Стокгольма . Помимо пушек, Андрей Чохов отливал колокола, самый большой из которых весил 32 тонны .
См. также
Примечания
- , с. 19.
- , с. 107.
- , с. 107-108.
- , с. 16.
- , с. 6-7.
- , с. 52-56.
- , с. 106.
- , с. 46-47.
- Goblin (Дмитрий Пучков [email protected]). Алексей Лобин про Царь-пушку (рус.) . Tynu40k Goblina. Проверено 11 ноября 2018.
- , с. 24, 25.
- , с. 363.
- , с. 25.
- , с. 29.
- Хогг Оливер. . - Москва: Центрполиграф, 2000. - ISBN 978-5-9524-5142-1 .