Боевые машины бумеранг и курганец 25. Обзор новейшего БМП «Курганец
Стоит в наше время на вооружении армий нескольких стран и не имеет зарубежных аналогов.
Эта тяжёлая огнемётная система залпового огня впечатляет своим видом, но что насчёт её эффективности?
Создание
Работы по созданию начались в конструкторском бюро города Омск в 1971 году, в 1978 году появились первые образцы, а в 1980 году успешно закончились государственные испытания. Изначально ТОС получила обозначение Объект 634. Машина разрабатывалась для истребления живой силы противника на открытой местности и легкобронированной техники. Использовались в составе комплекса из пусковой установки БМ и транспортно-заряжающей машины ТЗМ.
Конструкция
Система создавалась на базе Т-72 и представляет из себя корпус танка с поворотной качающейся пусковой установкой вместо башни. Установка защищена противопульной бронёй, выдерживающей 7,62 мм с расстояния 620 метров.
Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлического привода, экипаж состоит из 3 человек.
Помимо бронирования, РСЗО для защиты имеет оборудование для самоокапывания, дымовую аппаратуру для дымовых завес и четыре установки с дымовыми гранатами 902 Г. Экипаж защищён от радиоактивных и химических веществ благодаря фильтровентиляционной установке.
Такая конструкция РСЗО Буратино привела в массе 46 тонн, но позволила защитить экипаж в достаточной мере. Почему потребовалась серьёзная защита экипажа, а система не была создана на базе простого и лёгкого колёсного шасси? Всё дело в вооружении. Транспортно-заряжающая машина создавалась на базе КрАЗ-255Б.
Вооружение
В пусковой установке расположено 30 направляющих для неуправляемых реактивных снарядов калибра 220 мм. Используются дымозажигательные и термоборические боеприпасы. Дымозажигательные имеют массу 175 кг, на боевую часть приходится 45 кг, а дальность стрельбы составляет от 400 до 3500 метров. Вес боевой части термобарических - 74 килограмма, а дальность стрельбы от 400 до 2700 метров. Из-за небольшой дальности враги могут открыть ответный огонь, чем и вызвано тяжёлое бронирование системы.
РСЗО позволяет вести огонь одиночными выстрелами, за 12 секунд «выплёвывая» весь боекомплект, двойными, тратя 6 секунд и серией с перерывами в четверть секунды. С момента остановки до начала стрельбы требуется 90 секунд. Благодаря СУО в лице баллистического вычислителя и связанных с ним оптического прицела, лазерного дальномера и датчика крена, угол возвышения пусковой установки рассчитывается автоматически и берётся поправка на крен. Достигается точность полёта неуправляемых реактивных снарядов порядка 10 метров, несмотря на крутую траекторию, и поражение залпом площади в 1 гектар.
Все операции с вооружением экипаж производит изнутри с помощью гидроэлектрических приводов.
Подвижность
Дизельный 12 цилиндровый V-образный двигатель, аналогичный двигателю Т-72, позволяет машине массой 46 тонн достигать 65 км/час. Запас хода до 550 километров.
Боевое применение
Впервые тяжёлая огнемётная система Буратино была применена в 1988 году в период боевых действий в Афганистане. В 2000 году ТОС-1 применили в Чечне возле села Комсомольское. Оба раза она продемонстрировала свою высокую эффективность, но требовала постоянной защиты.
Её применяли лишь под прикрытием танков, а после залпа сразу откатывали назад.
В 2016 году ТОС-1 «Буратино» вместе с современной модификацией ТОС-1А Солнцепек были переброшены в Сирию, где применялись против запрещенной в России экстремистской группировки ИГИЛ.
Эпилог
Система, несмотря на броню от Т-72, уязвима из-за легкобронированного боекомплекта и маленькой дистанции огня. Повреждение пусковой установки мелкокалиберным вооружением может привести к самопроизвольной детонации или запуску неуправляемых ракет, что чревато большим уроном по своим войскам.
Есть РСЗО Ураган или Град , ведущие стрельбу на дистанцию в разы дальше, но в современных войнах всё чаще применяются небольшие мобильные группы, стремительно передвигающиеся по местности. Вести огонь по ним с дистанции в десятки километров практически бессмысленное занятие.
Буратино действует гораздо быстрее, а результат его применения заметен сразу. За 90 секунд система полностью готова к стрельбе, выстреливая весь боекомплект за 6 секунд при необходимости.
Залп «Буратино» – впечатляющее зрелище. Оставляя за собой огненный хвост, реактивный снаряд стремительно и точно летит к цели. О том, что остается от засевшего в укреплениях противника, можно лишь догадываться.
Есть в российской армии удивительное – тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино». Рекламные материалы «Росвооружения» утверждают, что ее залп уничтожает все живое в радиусе 3 км.
Правозащитники называли эти машины посланцами ада и приписывали им массовое уничтожение мирных жителей. Причем отсутствие свидетелей подобных преступлений никого не смущало – сказано, все живое в радиусе трех километров, значит, так оно и есть. От свидетелей – только кучка пепла. Но почему же столь эффективное оружие никто кроме нас не производит, да и в нашей армии «Буратины» исчисляются единицами? «Популярная механика» решила внести некоторую ясность.
Оружие химиков
В 1980-х годах успехи советских оружейников в разработке термобарических и объемно-детонирующих боеприпасов произвели сильнейшее впечатление на отечественных военачальников. Еще бы – подрыв боеприпаса достаточной массы внешне производил эффект работы небольшого тактического ядерного заряда. Принять на вооружение такое эффективное оружие захотели практически все рода войск. Для пехоты началась разработка реактивных огнеметов «Шмель». Главное артиллерийское управление выдало заказ на проектирование термобарических боевых частей к реактивным системам залпового огня. ВВС приступили к созданию объемно-детонирующей авиабомбы ОДАБ-500. Ну а войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) решили обзавестись собственной тяжелой огнеметной системой ТОС. Зачем химикам такая система, мы точно не знаем, но есть сведения о разработке разных БЧ, в том числе и с отравляющими веществами бинарного типа.
Создание нового оружия Управление РХБЗ доверило тандему – Омскому КБ транспортного машиностроения, знаменитому своими танками Т-80У, и Мотовилихинским заводам, из ворот которых вышли реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч». Заводы оправдали доверие, и такая установка была создана. Первый вариант назывался просто ТОС, а второй, ТОС-1, получил игривое название «Буратино».
Как устроен «Буратино»
Внешне ТОС-1 выглядит как основной боевой танк Т-72, башня которого заменена пакетом направляющих, вмещающих увеличенный боекомплект – 30 ракет (ТОС имел 24-трубный пакет). Каждая ракета калибра 220 мм оснащена ОДБЧ (объемно-детонирующей боевой частью). В отличие от ракет систем залпового огня большую часть длины реактивного снаряда ТОС занимает боевая часть, а не двигатель – стрелять на десяток километров нет нужды. В зависимости от модификации ракеты дальность стрельбы составляет от 2700 до 3500 метров. Пусковая установка расположена на поворотной платформе. Экипаж производит наведение установки на цель, применяя лазерный дальномер и баллистический вычислитель, обеспечивающие приемлемую точность стрельбы. Огонь может вестись одиночными выстрелами, «дуплетом» из двух стволов и серией с интервалом между выстрелами в четверть секунды, при этом все 30 ракет выпускаются всего за 7,5 секунд. Разрушительная мощь ракет «Буратино» поражает воображение – кирпичные постройки скрываются в облаке дыма и пламени, напоминающем маленький ядерный гриб, а когда дым рассеивается, взору предстают только дымящиеся руины. О том, что остается от засевшего в укреплениях противника, можно только догадываться.
Боец невидимого фронта
Долгое время «Буратино» был сверхсекретным оружием, хотя установка принимала участие в афганской войне. Однако после того, как в марте 2000 года телевидение растиражировало по всему миру работу ТОС-1 по селу Комсомольское, гриф «секретно» с установки был снят. Столь яркое появление сразу же породило массу легенд, в том числе и самых нелепых. Дескать, ТОС разрабатывался для «выжигания» зараженных в ходе биологической войны участков местности.
На самом деле ТОС-1 поступил на вооружение инженерных войск как средство уничтожения укрытого противника, что традиционно было задачей саперов. Прикрытый противопульной броней, «Буратино» может подойти к огневой точке на дальность прямого выстрела и несколькими ракетами полностью уничтожить ее. Танковое шасси позволяет 46-тонной машине иметь подвижность, сопоставимую с танками и БМП.
Однако тяжелая огнеметная система – вовсе не чудо-оружие, как, впрочем, и любой другой образец боевой техники. Большие размеры и сравнительно слабое бронирование делают машину уязвимой для гранатометов, противотанковых ракетных комплексов, скорострельных пушек. Поражение пускового пакета может привести если не к подрыву боевых частей, то к самопроизвольному пуску ракет. Хаотически разлетающиеся реактивные снаряды способны натворить массу бед для своих же войск. Именно поэтому в Чечне установки работали строго под прикрытием танков (1–2 впереди и по одному с боков) и после залпа «Буратино» сразу уползал в укрытие. Но труд огнеметчиков никогда не был легким. Действия ТОС-1 в боевой обстановке как раз и напоминают тактику бойцов, скрытно подбирающихся с ранцевым огнеметом к ДОТу.
Штучная вещь
Точное количество «Буратин» в армии нам неизвестно, но их число измеряется единицами. Почему же столь эффективное оружие не производится массово и не пользуется спросом на внешнем рынке? Дело в том, что удел «Буратино» – участие в локальных конфликтах и контртеррористических операциях. Но как раз для таких операций требуются не огнеметы, а высокоточные «хирургические инструменты», сводящие к минимуму потери среди гражданского населения. При полномасштабных же боевых действиях «Буратино» полностью проигрывает, например, РСЗО «Смерч», способной всего за 38 секунд отправить 12 ракет со 100-килограммовой термобарической головной частью на расстояние 90 километров.
http://www.popmech.ru
ТОС-1 ("Объект 634")
Боевая машина (БМ) реактивной системы залпового огня
Боевая машина (БМ) реактивной системы залпового огня (РСЗО) содержит базовое шасси 1 танка с сохранением конструктивного исполнения и взаимного расположения узлов и механизмов силовой установки, трансмиссии, отделения управления механика-водителя и ходовой части. На шасси 1 смонтирована пусковая установка (ПУ), включающая поворотную платформу (ПП) 2 с выносными кронштейнами 3, на которых через оси цапф 4 и опорные кронштейны 5 закреплен транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 6 с направляющими пусковыми трубами 7 под ракеты 8. С целью снижения высотных габаритов БМ (по сравнению ТОС-1) ТПК 6 удлинен и выполнен с трехрядным размещением пусковых труб 7 (всего 24), которые выполнены с возможностью пуска, как минимум, двух типов ракет 8 по энергетической мощности. ПП неподвижно соединена с подвижным погоном 9 погонного устройства танка и совместно с корпусом шасси 1 образует боевое отделение, внутри которого закреплены аппаратура силовых приводов 10, механизм привода горизонтального наведения (ГН) 11, корпус станции привода вертикального наведения (ВН) 12, сидения наводчика 13 и командира 14, пульт управления 15 приводами наведения ПУ, прицел 16, дальномер 17, прибор наблюдения 18 командира с выводом оптических входных окон наружу. Снаружи на ПП закреплены люк 19 наводчика, люк 20 командира и башенка 21 командира. Спереди по оси ПП смонтировано устройство 22 с гидроцилиндром 23, соединенным с гидросистемой 24 танка для стопорения ТПК в транспортном положении. А для обеспечения устойчивости БМ во время ведения огня на кормовом листе корпуса шасси 1 закреплены через шарниры поворотные выносные опоры 25 с гидравлическими приводами 26, соединенными с гидросистемой а спереди закреплена гидравлическая опора 27, при этом на корпусе шасси 1 спереди смонтированы пусковые трубы 28 системы дистанционной постановки дымовой завесы.
В конце 70-х возникла идея разработки тяжелой реактивной огнеметной системы залпового огня, с боевыми частями, наполненными зажигательными и термобарическими смесями. Такой комплекс, включающий боевую машину - пусковую установку, НУРСы и транспортно-заряжающую машину, был создан в начале 80-х гг. в Омском Конструкторском бюро транспортного машиностроения и получил название ТОС-1 (тяжелая огнеметная система). Опыт боевого применения ТОС-1 в Афганистане и в Чечне показал ее высокую эффективность и определил направления дальнейшего совершенствования системы. В Чечне ТОС-1 применяли при штурме г. Грозный и села Комсомольское.
Тяжелая огнеметная система "ТОС-1", предназначена для комплексного поражения целей за счет воздействия высоких температур и избыточного давления. ТОС-1 может передвигаться в боевых порядках мотопехоты и танков, поражать атакующую живую силу противника с открытых и закрытых огневых позиций. В состав ТОС-1 входит боевая машина РСЗО, выполненная на базовом шасси танка, которая содержит пусковую установку (ПУ), включающую поворотную платформу (ПП) с выносными кронштейнами, на которых через оси цапф и опорные кронштейны закреплен транспортно-пусковой контейнер (ТПК) направляющими пусковыми трубами для НУРС. Наведение ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится силовыми следящими приводами от СУО, состоящей из прицела, квантового дальномера (КД), баллистического вычислителя (БВ) и датчика крена.
Повышение тактико-технических характеристик ТОС осуществляется за счет совершенствования ее конструкции. В систему управления огнем введены датчики крена и дифферента, подключенные к баллистическому вычислителю (БВ), а в качестве оптического прицела использован качающийся панорамный прицел, на отражателе которого закреплен датчик суммы углов дифферента ПП и угла места цели, подключенный к БВ, а на дифференциале механизмов горизонтирования прицела и ввода углов вертикального наведения в прицел дополнительно закреплен сумматор (датчик) углов места цели, прицеливания и дифферента ПП, который подключен к электрогидравлической системе привода вертикального наведения (ВН), причем электрические выходы БВ и прицела подключены к электрогидравлической системе привода ВН через переключатель режимов работы, при этом привод ВН, ПУ и датчик обратной связи последовательно соединены между собой, а датчик обратной связи выполнен в виде принимающего прибора, корпус которого жестко закреплен на ступице выносного кронштейна ПП, а его выходной вал через промежуточный вал и соединительное устройство связан со ступицей опорного кронштейна ТПК..
Общий вид ТЗМ (вид спереди и сверху)
Общий вид ТЗМ (вид сбоку)
На верхнем носовом листе корпуса шасси 1 приварены кронштейны 7 под передние ложементы 8 и раму 9 для крепления защиты и настила 6.
Оборудование включает в себя: съемная крыша 10, рубка 11, кронштейны 12, задние ложементы 13, ложементы 8, 13 с элементами их крепления, консольно-поворотный кран 15 с выдвижной колонной 16, лоток 17 с досылателем и элементами его крепления в транспортном положении, механизм выверки 18 с направляющими под его установку, броневую защиту 19 наружного оборудования с элементами ее крепления, гидросистему 20, электронасосный агрегат 21, электрооборудование 22.
Машина выполнена на базовом шасси танка, используемого в качестве базового шасси ПУ, в машине рабочие места командира и оператора размещены в средней части корпуса шасси, закрытой съемной крышей с люком и рубкой со смотровыми приборами, а в настиле рамы между ложементами выполнен центральный прямоугольный проем, вытянутый вдоль оси машины над люками экипажа, при этом ложементы установлены с обеспечением фиксации укладки боекомплекта головной частью снарядов в сторону носа машины, а кран и крановое оборудование смонтированы на раме с возможностью заряжания ПУ с перемещением снарядов боекомплекта вперед по ходу движения машины и стопорения стрелы крана в походном положении между ложементами на высоте ниже уровня верхней кромки бортов и снабжены двухскоростным гидравлическим приводом с ускоренным режимом холостого хода в сравнении с режимом рабочего хода, причем борта рамы изготовлены из броневых плит и оснащены трособлочным устройством, используемым для подъема откидных бортов при переводе машины из рабочего в транспортное положение, при этом боковые борта шарнирно связаны со щитками, располагаемыми между откинутыми в рабочее положение передним и боковыми бортами и фиксируемыми с передним бортом, а задний борт выполнен в виде двух фигурных створок, связанных с рамой через вертикальные шарниры, кроме того, щитки могут быть снабжены фиксаторами, а на боковых торцах переднего борта жестко закреплены кронштейны с пазами под пальцы упомянутых фиксаторов, а в средней части корпуса шасси перед перегородкой моторно-трансмиссионного отделения установлены дополнительные топливные баки.
Правозащитники называли эти машины посланцами ада и приписывали им массовое уничтожение мирных жителей. Причем отсутствие свидетелей подобных преступлений никого не смущало - сказано, все живое в радиусе трех километров, значит, так оно и есть. От свидетелей - только кучка пепла. Но почему же столь эффективное оружие никто кроме нас не производит, да и в нашей армии «Буратины» исчисляются единицами?
Залп «Буратино» - впечатляющее зрелище. Оставляя за собой огненный хвост, реактивный снаряд стремительно и точно летит к цели. О том, что остается от засевшего в укреплениях противника, можно лишь догадываться.
Оружие химиков
Первый вариант установки - ТОС, с 24-трубным пакетом.
В 1980-х годах успехи советских оружейников в разработке термобарических и объемно-детонирующих боеприпасов произвели сильнейшее впечатление на отечественных военачальников. Еще бы - подрыв боеприпаса достаточной массы внешне производил эффект работы небольшого тактического ядерного заряда. Принять на вооружение такое эффективное оружие захотели практически все рода войск. Для пехоты началась разработка реактивных огнеметов «Шмель». Главное артиллерийское управление выдало заказ на проектирование термобарических боевых частей к реактивным системам залпового огня. ВВС приступили к созданию объемно-детонирующей авиабомбы ОДАБ-500. Ну а войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) решили обзавестись собственной тяжелой огнеметной системой ТОС. Зачем химикам такая система, мы точно не знаем, но есть сведения о разработке разных БЧ, в том числе и с отравляющими веществами бинарного типа.
Создание нового оружия Управление РХБЗ доверило тандему - Омскому КБ транспортного машиностроения, знаменитому своими танками Т-80У, и Мотовилихинским заводам, из ворот которых вышли реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч». Заводы оправдали доверие, и такая установка была создана. Первый вариант назывался просто ТОС, а второй, ТОС-1, получил игривое название «Буратино».
Как устроен «Буратино»
Внешне ТОС-1 выглядит как основной боевой танк Т-72, башня которого заменена пакетом направляющих, вмещающих увеличенный боекомплект - 30 ракет (ТОС имела 24-трубный пакет). Каждая ракета калибра 220 мм оснащена ОДБЧ (объемно-детонирующей боевой частью). В отличие от ракет систем залпового огня большую часть длины реактивного снаряда ТОС занимает боевая часть, а не двигатель - стрелять на десяток километров нет нужды. В зависимости от модификации ракеты дальность стрельбы составляет от 2700 до 3500 метров. Пусковая установка расположена на поворотной платформе. Экипаж производит наведение установки на цель, применяя лазерный дальномер и баллистический вычислитель, обеспечивающие приемлемую точность стрельбы. Огонь может вестись одиночными выстрелами, «дуплетом» из двух стволов и серией с интервалом между выстрелами в четверть секунды, при этом все 30 ракет выпускаются всего за 7,5 секунд. Разрушительная мощь ракет «Буратино» поражает воображение - кирпичные постройки скрываются в облаке дыма и пламени, напоминающем маленький ядерный гриб, а когда дым рассеивается, взору предстают только дымящиеся руины. О том, что остается от засевшего в укреплениях противника, можно только догадываться.
В комплекте с «Буратино» идет ТЗМ - транспортно-заряжающая машина.
Боец невидимого фронта
Долгое время «Буратино» был сверхсекретным оружием, хотя установка принимала участие в афганской войне. Однако после того, как в марте 2000 года телевидение растиражировало по всему миру работу ТОС-1 по селу Комсомольское, гриф «секретно» с установки был снят. Столь яркое появление сразу же породило массу легенд, в том числе и самых нелепых. Дескать, ТОС разрабатывалась для «выжигания» зараженных в ходе биологической войны участков местности.
На самом деле ТОС-1 поступила на вооружение инженерных войск как средство уничтожения укрытого противника, что традиционно было задачей саперов. Прикрытый противопульной броней, «Буратино» может подойти к огневой точке на дальность прямого выстрела и несколькими ракетами полностью уничтожить ее. Танковое шасси позволяет 46-тонной машине иметь подвижность, сопоставимую с танками и БМП.
Однако тяжелая огнеметная система - вовсе не чудо-оружие, как, впрочем, и любой другой образец боевой техники. Большие размеры и сравнительно слабое бронирование делают машину уязвимой для гранатометов, противотанковых ракетных комплексов, скорострельных пушек. Поражение пускового пакета может привести если не к подрыву боевых частей, то к самопроизвольному пуску ракет. Хаотически разлетающиеся реактивные снаряды способны натворить массу бед для своих же войск. Именно поэтому в Чечне установки работали строго под прикрытием танков (1-2 впереди и по одному с боков) и после залпа «Буратино» сразу уползал в укрытие. Но труд огнемётчиков никогда не был легким. Действия ТОС-1 в боевой обстановке как раз и напоминают тактику бойцов, скрытно подбирающихся с ранцевым огнеметом к ДОТу.
Штучная вещь?
Точное количество «Буратин» в армии нам неизвестно, но их число измеряется единицами. Почему же столь эффективное оружие не производится массово и не пользуется спросом на внешнем рынке? Дело в том, что удел «Буратино» - участие в локальных конфликтах и контртеррористических операциях. Но как раз для таких операций требуются не огнеметы, а высокоточные «хирургические инструменты», сводящие к минимуму потери среди гражданского населения. При полномасштабных же боевых действиях «Буратино» полностью проигрывает, например, РСЗО «Смерч», способной всего за 38 секунд отправить 12 ракет со 100-килограммовой термобарической головной частью на расстояние 90 километров
Боеприпас объемного взрыва работает по схеме: создание облака «смесь-воздух» - подрыв его. В современных боеприпасах применяют смесь жидкостей (типа пропилнитрата) и легких металлов (типа магния в виде мелкого порошка). Для того чтобы такая смесь была однородной, используют перемешивающие устройства, работающие в момент полета боеприпаса к цели. Важно, чтобы разрывной заряд разрушил оболочку и создал облако, не дав смеси сразу сдетонировать. От обычных ВВ аэрозоль отличает скорость детонации (7000-9000 и 1500-3000 м/с соответственно) и то, что ударная волна хоть и слабее, но затухает медленнее и сохраняется дольше. Поэтому воздействует такой боеприпас на большую площадь. Теперь о знаменитом «вакуумном» эффекте. Поскольку облако состоит из смеси и воздуха, то в момент подрыва весь кислород в облаке вступает в реакцию. Так как процесс быстрый (доли секунды), то после детонации, когда давление скачком поднимается, следует резкое снижение давления ниже атмосферного примерно на 160 мм ртутного столба. Если человек каким-либо образом выжил после взрыва (в подвале, в блиндаже), то такое резкое снижение давления приводит к гарантированной мучительной смерти - рвутся легкие, лопаются глаза и барабанные перепонки, отбиваются внутренние органы.
Тактико-технические характеристики ТОС-1 «Буратино»
Расчёт БМ, чел. 3
Масса в боевом положении, кг 46000
Длина в походном положении, мм 6860 Ширина в походном положении, мм 3460
Высота в походном положении, мм 2600 (оценочная)
Клиренс, мм 470 Калибр, мм 220 Длина ствола, мм 5000 (оценочная)
Количество направляющих 24 (30)
Дальность стрельбы минимальная, м 400
Дальность стрельбы максимальная, м 3600 (с новыми ракетами - до 6000)
Площадь поражения, м 1000 - зажигательными, 2000 - термобарическими
Тип двигателя V-12 дизельный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
ОКР "Курганец"
ОКР "Курганец-25"
Боевая машина пехомы (БМП) / межвидовая средняя гусеничная платформа. Разработка платформы в рамках Гособоронзаказа ведется ОАО "Курганмашзавод". В качестве плавающей БМП ОКР "Курганец-25" предположительно заменит БМП-3 в сухопутных войсках. Заданием на разработку "Курганец-25" предусматривается создание гусеничной платформы к 2016 г. Производство БМП и платформ планируется осуществлять на ОАО "Курганмашзавод".
Действующий прототип платформы планировалось представить заказчику в 2012 г., но эти планы не были выполнены. 22.01.2013 г. в СМИ объявлено, что прототип легкобронированной плавающей БМП "Курганец-25" будет представлен весной 2013 г. На выставке вооружений RAE-2013 которая прошла в Нижнем Тагиле в сентябре 2013 г. на закрытом показе был показан прототип БМП "Курганец-25". Сообщается , что 16 БМП такого типа будут включены в парадный расчет Парада Победы 9 мая 2014 г.
Конструкция
- моторно-трансмиссионное отделение перенесено в переднюю часть корпуса. Для обеспечения преодожения водных преград схода платформа будет оснащена водометными движителями. Боевой модуль предполагается выполнить необитаемым и с дистанционным управлением. Так же возможно, что управления боевым модулем в итоге будет выполнено комбинированным - дистанционным штатно и ручным в аварийной ситуации. Броневая защита БМП разрабатывается при участии "НИИ Стали".
Кадры видео со сборки прототипа межвидовой средней платформы "Курганец-25" на Курганмашзаводе, 21.01.2013 г. (http://bmpd.livejournal.com/440909.html).
Ходовая часть - гусеничный движитель, 7-катковая ходовая часть в штатной конфигурации, в зависимости от конечного продукта может использоваться 6-катковая или 5-катковая ходовая часть.
Двигатель - многотопливный дизель УТД-32К или УТД-72 разработки и производства ОАО "Барнаултрансмаш" предполагается использовать в унифицированном моторно-трансмиссионном отделении платформы "Курганец-25". По состоянию на 2010 г. разработка двигателей ведется ОАО "Барнаултрансмаш" в рамках ОКР "Курганец-25". В части СМИ упоминается так же дизель производства Ярославского моторостроительного завода. Движение по воде обеспечивается водометами.
ТТХ платформы
:
Масса БМП - около 25 т
Оборудование :
Модификации
:
ОКР "Курганец" - первоначальный проект легкой БМП "Курганмашзавода". Предварительная проработка проекта велась до 2004 г.
ОКР "Курганец-25" - проект создания межвидовой средней платформы и БМП массой до 25 тонн. Разработка задана заказчиком (Министерство обороны России) в 2010-2011 г.г.
БМП "Курганец" - БМП на базе межвидовой платформы "Курганец-25". По состоянию на первую половину 2012 г. разработка ведется.
БТР повышенной вместимости "Курганец" - БТР на базе межвидовой платформы "Курганец-25". По состоянию на первую половину 2012 г. разработка ведется.
БРЭМ "Курганец" - бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе межвидовой платформы "Курганец-25". По состоянию на первую половину 2012 г. разработка ведется.
БМД "Курганец" - по состоянию на первую половину 2012 г. создание БМД не планируется, но оценивается как возможное с импользованием уменьшенной по каткам ходовой части.
ЗРК на платформе "Курганец-25" - на базе платформы "Курганец-25" планируется выпуск возможно нескольких моделей войсковых ЗРК.
ПТРК на платформе "Курганец-25" - на базе платформы "Курганец-25" планируется выпуск возможно нескольких моделей самоходных ПТРК.
САУ на платформе "Курганец-25" - возможно создание САУ с орудием калибром до 122 мм ().
Статус
: Россия
- 2012 г. - ведется разработка платформы, возможно в течение года начнутся испытания прототипа(ов).
Источники
:
Альберт Баков: «Курганец-25» будет как советские боевые машины - красивой. Сайт http://gurkhan.blogspot.com , 2012 г.
Годовой отчет ОАО Холдинговая компания "Барнуалтрансмаш" зв 2010 г. г.Барнаул, 2011 г. http://www.barnaultransmash.ru/upload/ctlg_file/252-godovoi.doc .
Мураховский В. ГАБТУ положительно оценивает модернизированный танк Т-90. // Национальная оборона. 2012 г.
РИА "Новости". Сайт
Сергей Гурьянов
Перспективный проект гусеничной платформы «Курганец 25» оказался неудачным, заявил бывший заместитель главного инженера Курганского машиностроительного завода по серийному производству БМП Данил Релин. Разработанную на базе платформы «Курганец 25» БМП называли «будущим российской пехоты»
.
«Проект «Курганец 25» оказался неудачным, необходима новая машина, а значит, техническое задание на ее разработку. Но кто его должен составить - неясно»,
- приводит слова Релина газета «Курган и курганцы».
Релин заявил об этом на заседании городского совета ветеранов, где обсуждали проблемы Курганмашзавода, отмечая, что предприятие может спасти либо разработка новой боевой машины, либо глубокая модернизация существующей. Курганмашзавод, являющийся главным разработчиком платформы «Курганец 25», находится в процессе банкротства.
Отметим, что с платформой «Курганец 25» наряду с платформой «Армата» связывались основные надежды на качественное обновление техники российских Сухопутных войск. Платформу называли «будущим российской пехоты». Так, БМП на базе платформы «Курганец 25» должна, как планировалось, заменить стоящие сейчас на вооружении бронемашины. Впервые БМП на базе «Курганца» была продемонстрирована на параде Победы в Москве 9 мая 2015 года.
На этой же платформе намеревались создать бронированную ремонтно-эвакуационную машину, самоходное артиллерийское орудие калибра 120 мм и зенитный артиллерийский комплекс калибра 57 мм.
О неудачах в разработке этой платформы ранее ничего не сообщалось. При этом изначально планировалось, что испытания техники на платформе «Курганец 25» завершатся в 2016 году, а в серию они пойдут в 2017-2018 годах. Позже сроки перенесли, запланировав госиспытания на 2017 год. Еще в феврале 2017 года сообщалось, что для «Арматы» и «Курганца» начали разработку «умных» боеприпасов.
Добавим, что военные, получившие в 2015 году партию БМП на платформе «Курганца», указывали в качестве недостатка высокий профиль машины. Высота ее профиля примерно такая же, как у западных аналогов, равна и толщина брони. Однако российские военные предпочитают машины с низким профилем и эту БМП назвали «мечтой гранатометчика». Якобы поэтому сроки завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по платформе «Курганец 25» были сдвинуты на год.
КМСС НАПОМИНАЕТ НАШИ СТАРЫЕ ЗАМЕТКИ НА ЭТУ ТЕМУ:
БМП Б-11 "Курганец-25": худшая из возможных
Окончательный облик БМП Б-11 (Объект 695) "Курганец-25":
На втором международном военно-техническом форуме, проходившем в сентябре в Подмосковье, в экспозиции концерна "Тракторные заводы" были продемонстрированы модели машин на базе перспективной средней гусеничной платформы "Курганец-25". Центральное место занимала БМП Б-11, имеющая также обозначение как объект 695.
Ранние варианты имеют в передней части корпуса лишь два люка - механика-водителя и командира. На этой же модели механик-водитель находится впереди, а за ним люки командира (как на БМП-1) и наводчика-оператора.
Перенос двигателя в переднюю часть машины, резко изменил в худшую сторону центровку и балансировку: тот кто водил БМП с передним расположением МТО (БМП-1, БМП-2) и БМП-3 знает разницу между ними....
Опытные офицеры утверждают: "Любой, даже малоопытный механик-водитель знает, как «мотают» своим носом «копеечка» и «двоечка», как надо вертеть машину, чтобы она на «нырке» не поймала носом яму, а то ведь можно и амортизаторы пробить, и торсионы с балансирами раскидать вдоль дороги или вообще «поймать дельфина» - нырнуть в лужу с головой.
Пересев на БМП-3, сразу ощущаешь, что на ней центровка и балансировка, благодаря переносу двигателя в корму, резко изменились в лучшую сторону, а применение в конструкции ходовой части двойных торсионов еще больше улучшили ходовые качества машины.
Хорошая плавность хода БМП-3 облегчает жизнь не только механику-водителю, но и наводчику-оператору, которому теперь не надо искать паузу между прыжками и нырками, он может вести огонь практически в полигонных условиях, даже при движении по кочкам, ямам и ухабам. Не стабилизатором единым жив наводчик-оператор."
КМСС НАПОМИНАЕТ, что согласно новой редакции военной доктрины, Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства, а основным театром военных действий для ВС РФ, а значит и для БМП, является территория России и прилегающих к ней лимитрофов.
Исходя из характеристик географических зон нашей Родины, надо признать, что нам нужна именно высокоманевренная плавающая БМП, способная без подготовки преодолевать водные преграды и быстро прорываться через участки местности подвергнутые радиактивному заражению, возникающему в результате выпадания радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва.
Эта машина отличается от тех, что мы уже два раза видели на Красной площади. Если боевой модуль с вооружением выполнен, что называется, один в один,
то конструкция корпуса несколько иная. Основное отличие - в компоновке моторно-трансмиссионного отделения и размещении экипажа.
Что же осталось неизменным, так это абсолютно идиотская система "активной защиты", предназначенная для уничтожения собственной пехоты....
Одним из основных недостатков военные эксперты КМСС считают высокий профиль машины и её абсолютную незащищённость от боеприпасов атакующих сверху.
Несмотря на то, что профиль «Курганца» по высоте приблизительно такой же, как у западных аналогов (на 50 мм выше, чем у M2 Брэдли), а также на равную с ним толщину брони, русские солдаты традиционно предпочитающие машины с низким профилем, называют его «мечтой гранатометчика в шлёпанцах».
Что же касается бортовых экранов, которые должны обеспечить БМП Б-11 возможность форсирования рек водных преград,
то они полностью исключили какую-либо возможность вести огонь из стрелкового оружия через бортовые амбразуры,
чем не увеличили защиту машины со стороны бортовых проекций, а наоборот резко уменьшили её.
КМСС НАПОМИНАЕТ, что на БМП-3 принятой на вооружение Советской Армией ещё 1987-м году было установлено значительно более мощное оружие: в паре со 100-мм(!) орудием установлена 30-мм пушка 2А72, которая создавая больший эллипс рассеивания снарядов в полете, позволяла эффективно вести огонь по скоростным низколетящим воздушным целям: вертолётам и беспилотникам.
Это орудие длинной очередью снесёт все приборы наблюдения, целеуказания, управления стрельбой, активной защиты машины или зенитной пулеметной установки на любом танке.... ПТУР на БМП-3 запускается через орудие - пусковую установку: ракету надо лишь дослать в канал ствола, наведение осуществляется через основной блок-прицел.
Сейчас ЖЖ-профе$$иАналы много спорят о том, какое вооружение более подходит для машин такого класса. Есть мнения как об отказе от мощного вооружения, так и о необходимости усиления пушечного вооружения до 57 мм или даже об установке танковых орудий.
Можно много рассуждать на эту тему, но вариант, сочетающий в себе мощное 100-мм и скорострельное 30-мм орудия, уже давно создан советскими конструкторами - это боевой модуль «Бахча». 100-мм орудие 2А70, имеет в своем боекомплекте осколочно-фугасные снаряды (ОФС).
На переключателе типа баллистики имеется положение «Р-100», предназначенное для осуществления воздушного подрыва снаряда на подлете к цели.
Это позволяет эффективно бороться с живой силой противника, находящейся на обратных склонах высот, в оврагах, за стенками и в окопах, а также вести эффективный огонь по воздушным целям.
КМСС ЕЩЁ РАЗ НАПОМИНАЕТ: Как должен выглядеть современный тяжёлый БТР?
Пытаясь изготовить на её базе вот такое уёбище:
Которое НИКОГДА не будет принято на вооружение.
Вместо того, чтобы купить у высококвалицифированных иорданских военных лицензию на производство вот такой красавицы:
Мудрые израильтяне продолжает и продолжают модернизацию бронетранспортеров «Ахзарит» на базе старого советского танка Т-55, секрет изготовления броневой стали для которого безвозвратно утрачен.
Израильская компания Nimda, которая проводит модернизацию бывших советских танков Т-55, заявила изданию Jane"s, что на эти бронетранспортеры уже устанавливаются дизельные двигатели с турбнаддувом Detroit Diesel Corporation 8V-92TA и полностью автоматические трансмиссии Allison XTG-411-5A.
Производство Аchzarit, началась в 1988 г. Бронетранспортёр была создан на базе шасси изготовленных в СССР танков Т-54 или Т-55, которые были захвачены израильскими агрессорами в большом количестве и которыми они в течение какого-то времени оснащали некоторые из своих танковых подразделений.
На машине сохранены первоначальные цельнометаллические гусеницы с сухим пальцем и большие опорные катки танков Т-54/55, но катки были подрессорены новыми торсионами, которые обеспечивали больший вертикальный ход. Кроме того, места первого и последнего опорных катков на каждом борту были оснащены гидравлическими ограничителями динамического прогиба. произведенными израильской фирмой “ Эркрафт индастриз”, которая уже внесла большой вклад в способность боевого танка Меркава перемещаться на большой скорости по неровной местности. Сохранены были и задние ведущие звездочки и взаимодействующие бортовые передачи, а также заднее расположение силового блока. Однако первоначальные советские дизельный двигатель и соединенная с ним трансмиссия были отвергнуты в пользу унифицированной силовой установки, находящейся на вооружении израильских сил обороны.
На БМП Achzarit был установлен восьми цилиндровый двухтактный дизельный двигатель водяного охлаждения 8V-71ТТА фирмы “Дженерал моторс”, мощность которого 650 л.с. (485 кВт). Двигатель установлен поперечно и соединен с гидродинамической трансмиссией XTG-411-4 фирмы “Аллисон”, которая обеспечивает значительно более легкое управление машиной, чем танком, на котором она установлена.
Хотя силовой блок размещен в кормовой части, он достаточно компактный и оставляет пространство для прохода вдоль него от боевого отделения к правой к кормовой части корпуса. Этот проход закрывается гидравлически управляемой прилипающей дверцей, нижняя часть которой образует выходную/входную аппарель, тогда как верхняя откидывающаяся вперед часть поднимается для увеличения габаритной высоты в кормовой части прохода.
В результате, несмотря на сохранение заднего расположения двигателя, машина обеспечивает выход в корме корпуса, что важно для машины пехоты. Хотя это затрудняет кормовой доступ, расположение двигателя в кормовой части корпуса облегчает соединение силового блока с первоначальными бортовыми передачами. Более того, это помогло сбалансировать большую массу брони с передней части машины.
Благодаря дополнительной броне БМП обладает высоким уровнем защиты от огнестрельного оружия, а ее живучесть повышается за счет относительно низкого силуэта, высота покрыше корпуса составляет лишь 2,00м.
Боевое отделение предназначено для размещения 10 человек. В их число входит водитель, который размещен слева в передней части отделения. Справа от него размещен командир, а справа от командира- наводчик. Остальные семь человек размещены сзади них, три - на скамье на левой стороне отделения, три- на индивидуальных откидных сидениях с правой его стороны и один размещен в центре кормовой части отделения.
Наводчик управляет пультом управления фирмы “Рафаэль”, связанным с 7,62-мм пулеметом М-240. Из этого пулемета можно вести стрельбу либо из машины, когда наводчик остается защищенным, либо непосредственно, когда наводчик стоит в своем люке. При стрельбе из машины пулемет наводится с помощью перископического прицела, который является частью пульта OWS.
Имеются еще три 7,62 мм пулемета на простых выносных лафетах на люке командира и двух люках за люком командира, так что экипаж БМП Achzarit может вести огонь на подавление большой плотности по живой силе противника. Но в противоположность современным боевым машинам пехоты на этой машине нет башни с пушкой. Причиной является приоритет, отдаваемый в конструкции Achzarit тому, что должно быть основной функцией любой машины пехоты, которая должна по возможности безопасно перевозить пехотинцев туда, куда требуется, для выполнения лишь тех задач, которые они могут выполнить в пешем строю. Любое отклонение от этого обязательно должно было оказать неблагоприятные воздействия на выживаемость пехотинцев, перевозимых в машине. В частности, машины пехоты могут быть вооружены пушками и другими вооружением лишь за счет их тяжелым оружием втягивает их в выполнение задач боевых машин, которые излишне подвергают перевозимых пехотинцев большему риску и которые гораздо лучше выполняются танками.