Боевой квадрокоптер. Боевой мини-квадрокоптер BYROBOT Drone Fighter
Byrobot Drone Fighter X. Первое тестирование боевого дрона-квадрокоптера.
Несколько недель назад в мои руки попал квадрокоптер Byrobot Drone Fighter X, сокращенное название Byrobot DFX, разработанный корейской компанией Byrobot.
Модель заинтересовала меня по нескольким причинам: во-первых, производитель утверждает, что он практически неубиваемый за счет того, что он дрон-конструктор и при поломке любая часть меняется руками без отвертки и паяльника.
Во-вторых, сказано, что он боевой, то есть можно устраивать битву между двумя дронами, что конечно, захотелось проверить на практике.
Я не могу назвать себя совсем уж новичком по части дронов, во всяком случае, именно среди бюджеток уже успел опробовать, несколько более-менее известных моделей. В общем, открываю расследование – будем выяснять, что же хорошего есть в боевом Byrobot DFX.
При первом знакомстве порадовала простота управления– человек с нулевой подготовкой научится управлять аппаратом где-то за полчаса. Опытный пилот привыкнет минут за десять. Как удалось выяснить, это собственная разработка корейского производителя - технология фирменного алгоритма стабилизации и подстройки уровня тяги управление дроном. Пилот просто направляет дрон вверх-вниз, вправо и влево, не думая, где убавить, а где подбавить «газу». Так как я вожусь с дронами относительно давно и поэтому не смог влезть в шкуру новичка. Так что в плавности полета есть и заслуга создателей аппарата (стабилизация и прочие «фишки»), и моя (немалый опыт пилотирования дронов). Еще порадовало, что у Byrobot имеется так называемый «headless»-режим, в котором дрон интерпретирует команды относительно положения пилота. То есть неважно, в какую сторону «смотрит» Byrobot - если с пульта поступает команда «влево» - он летит влево.
Практически все бюджетные квадрокоптеры обладают своими «тараканами» в пилотировании, требуют некоторого привыкания. И, какими бы прекрасными они не были, полный «чайник» с ходу не станет асом пилотирования. И тем не менее Byrobot превосходит «одноклассников» от Syma или WLToys по быстроте освоения, вероятно именно благодаря алгоритмам управления.
Главных «фишек» у Byrobot DFX, помимо простоты управления, я заметил еще две - система воздушного боя и модульная конструкция, позволяющая без отвертки заменить любую часть дрона. Об этом немного ниже.
Итак, собственно обзор.
Поставляется Byrobot DFX в цветной, довольно большой коробке, внутри - прозрачный ложемент.
Помимо самого квадрокоптера внутри можно обнаружить документацию, зарядное устройство (USB), запасные лопасти (4 шт.) и джойстик, он же пульт дистанционного управления, 4 варианта наклеек, чтобы украсить свой дрон.
Byrobot Drone Fighter X оказался классической RTF-моделью (от Ready to Fly, готов летать, не надо ничего собирать или дорабатывать). То есть после распаковки можно было сразу поднимать ее в воздух. Для верности я зарядил аккумуляторы, которые находились в комплекте. В коробке, их два: один предназначен для квадрокоптера, второй - для пульта, они взаимозаменяемые.
Можно докупить дополнительные аккумуляторы, чтобы летать дольше. В розницу один аккумулятор стоит 380 руб., а также производитель рекомендует сетевую зарядку, чтобы заряжать сразу 4 запасных аккумулятора одновременно за 25-30 минут.
Кому хочется кроме полетов еще снимать видео, могут докупить HD-видеокамеру, она стоит 3 780 рублей. Чтобы вы понимали – HD-разрешение там действительно присутствует, но «ложку дегтя» вносит малый вес дрона. Качество уличной видеосъемки в ветреную погоду - невысокое (в кадре все трясется). А вот фотографирует камера дрона удовлетворительно, особенно при нормальном освещении. Надо ли было «прикручивать» цифровую стабилизацию - вопрос открытый. С одной стороны, это улучшило бы качество видео, а с другой - повысило бы требования к аппаратной базе и, как следствие - к энергопотреблению.
Внешне корейский Byrobot DFX – типичный квадрокоптер класса мини-дронов, размер небольшой, составляет 128 мм (примерно с компакт-диск), вес – всего 33 грамма.
Аппарат лёгкий, так что полеты на улице в сильный ветер лучше не устраивать, его будет сносить сильными порывами. При этом, тот же самый малый вес аппарата позволяет ему безболезненно переживать падения. Ну и мебель или стены никак не реагируют на касания винтов дрона. Скажу даже больше, на моих пальцах не осталось даже царапины, когда я неловко схватил дрон, угодив пальцами в винты. Так что он вполне безопасен для животных и людей. Byrobot (как и большинство мини-дронов) хорошо приспособлен для полетов в помещении и в долгие российские зимы можно дома летать сколько угодно. Размеры позволяют комфортно управлять даже в квартире с не очень высокими потолками.
Конструкция у аппарата как у конструктора лего, без использования инструментов его можно легко разобрать: снять канопу (корпус, закрывающий электронику на плате), защиту пропеллеров и отсоединить от платы управления каждый из четырех лучей, на которых располагается моторчик с пропеллером.
К плате управления при помощи эластичного крепежа подключается легкий литиево-полимерный аккумулятор, которого хватает примерно на 10 минут полета.
На фото ниже видна прямоугольная выступающая серая резинка. Под нее как раз вставляется аккумулятор.
На каждом луче имеется бампер под мотором и 10 разноцветных светодиодов. Все четыре луча, таким образом, создают мощную 40-диодную иллюминацию. При плохом освещении или в темноте выглядит особенно красиво и ярко. Цвет светодиодов можно настроить.
В дронах, с которыми я сталкивался, опускание рычага высоты до упора вниз мгновенно обесточивает лопасти. Это позволяет на корню пресекать ситуации, в которых вы можете потерять дрон. В случае с Byrobot DFX для этого необходимо зажать левую красную кнопку и утянуть вниз левый стик.
Впрочем, если вы не успеете «вырубить» моторы перед столкновением, за вас это сделает электроника - встроенный датчик отслеживает мощные удары, сразу отключая питание. Это позволяет Байроботу сохраниться даже при сильном столкновении.
Пульт больше похож на джойстик от игровой приставки Xbox, только поменьше. Так как DFX позиционируется производителем, как идеальный первый летательный аппарат, то для детской руки пульт будет, думаю, самое то, хотя, я тоже сильного дискомфорта не испытал. Рука привыкает быстро.
В отличие от вертолетика, который часто покупают, как первую летающую игрушку, дрон за счет четырех винтов более стабильный в своем положении в воздухе и, конечно, более дешевый именно в эксплуатации, так как отдельные части стоят всего несколько сотен рублей и продаются, как аксессуары. Стоимость починки вертолетика часто стоит примерно столько же, сколько стоит купить новый.
Помимо «обычного», у Byrobot DFX существует еще и экспертный режим управления дроном. Если первый рекомендован для новичков, то второй – для продвинутых пользователей и развлечений на открытом воздухе. В экспертном режиме возрастает мощность двигателей, что с одной стороны позволяет сделать квадрокоптер более резвым, скоростным и маневременным, включая перевороты в воздухе. Также в экспертном режиме дрон лучше справляется с ветром. Но не расчитывайте, что сильный ветер не будет вам мешать. Еще одна хитрость для профи – снимайте защитные дужки с моторов. Тогда дрон становится еще более маневренным.
И сам квадрокоптер, и пульт оснащены microUSB-разъемом. В дроне он позволяет обновить прошивку, а пульт, подключенный к компьютеру, становится джойстиком в симуляторе, который доступен для загрузки на сайте компании Byrobot. Симулятор будет полезен либо для совсем новичков, либо для тех, кто собирается осваивать фигуры высшего пилотажа.
Переходим к воздушным боям. Для того чтобы состязаться в искусстве управления опознанным летающим объектом, Byrobot Drone Fighter X оснащен парой инфракрасных излучателей, расположенных на носу. Чтобы подбить вражеский байробот, надо «зайти» ему в хвост. Предполагаю, что это было сделано для того, чтобы воздушные бои длились дольше - какой интерес стрелять «лицом к лицу».
На практике к тому же оказалось, что подбить дрон противника можно, подлетев снизу и раскачав свой аппарат, чтобы фронт корпуса стрелка оказался выше зада. В таком случае выстрел идет по диагонали снизу вверх и попадает в ИК-датчик.
Каждое попадание отнимает одну «жизнь». Подбитый дрон на доли секунд теряет управление, пульт у пилота в руках вибрирует, пульсирует подсветка. Пилоту необходимо вывести машину из пике. Когда жизни заканчиваются, дрон совершает автоматическую мягкую посадку. Чтобы отличать в воздухе «своих», подсветка может быть настроена на красное или синее свечение. Производя различные манипуляции стиками джойстика, можно осуществлять комбо-атаки, прямо как в файтингах на приставках.
В DNS дрон Byrobot пока что не продаётся, в других магазинах модель стоит 6 540 рублей. С моей точки зрения корейцы сделали практически революцию в дроностроениии. Получился отличный дрон, которым уже через 15-20 минут более менее легко управлять ребенку и делать это можно не только на улице, но и в помещении. Стоимость полностью оправдывает модульная конструкция и ремонтопригодность. Причем для ремонта нет необходимости обращаться в сервис. А воздушные бои с комбо-атаками - это новая и любопытная «фишка».
Вердикт: если вам комфортно «просто полетать» и тем более, если у вас до этого не было летательных аппаратов, типа вертолетиков или других дронов - Byrobot Drone Fighter X –практически идеальная модель. Также это будет прекрасный подарок заядлому геймеру, которого надо оторвать от компьютера и добиться от него хоть какой-то физической активности. Byrobot наверняка понравится детям (как минимум, из-за удобства управления и цветной подсветки). А если детей в семье несколько - покупаем требуемое количество дронов и наслаждаемся покоем на протяжении воздушного боя. Да, и не забудьте взять запасных аккумуляторов с зарядкой: тогда отдыхать можно будет дольше...
BYROBOT Drone Fighter – это уникальный квадрокоптер, созданный для воздушных боев в любых условиях в помещении и на улице. Запас прочности у устройства велик. Это боевой дрон рассчитан на множественные столкновения и экстремальные условия пилотирования. Время полета на одном аккумуляторе составляет 5-10 мин.
Благодаря уникальным алгоритмам стабилизации, с управлением Drone Fighter справится даже начинающий пилот. Искушенным «летчикам» новинка также придется по вкусу: фантастически стабильные перевороты, радиус полета до 150 м, специальные атаки, а также бортовой самописец, фиксирующий развитие ваших летных навыков (количество побед и поражений, общее время налета и число падений).
Конструкция Drone Fighter по-настоящему модульная, в нём заменяются не только ограничители, лопасти, но и моторы – запасные всегда можно приобрести в розничной продаже. Это означает, что если двигатель выйдет из строя, вам не придётся выбрасывать весь коптер, как в случае с продуктами конкурентов, – достаточно заменить мотор несколькими простыми движениями.
Дизайн
Drone Fighter обладает очень прочным корпусом. Корпус, он же защитный обвес, сделан из гибкого полупрозрачного пластика. Продолговатой формой он напоминает кузов гоночного болида. Вдоль всего контура платы, имеющего сложную форму, сверху и снизу расположены 40 светодиодов. Вечером эта «летающая гирлянда» выглядит особенно красиво.
В комплекте идут 2 аккумуляторные батареи.
Как это работает?
Комплектация Ready-to-Fly означает, что квадрокоптер готов к полёту сразу же после покупки. Симулятор идеален для того чтобы сделать первые шаги в освоении управления. Режим обучения без лишних слов и чтения длинных инструкций научит пользователя азам пилотажа. Все уроки красиво иллюстрированы и анимированы. В симуляторе можно научиться не только базовым знаниям, но и «прокачать скилл» до аса, выучив специальные боевые атаки.
Корпус защищает материнскую плату сверху, а снизу она защищена съёмным аккумулятором. Для присоединения аккумулятора на плате есть простой трёхпиновый разъём. Чтобы аккумулятор не выпадал при ударах, его придерживает маленький резиновый поясок.
Снизу на плате расположен разъём micro-USB для сопряжения дрона с компьютером и два инфракрасных диода, служащие «боевыми орудиями» Drone Fighter. В «хвосте» расположен ИК-приёмник. Чтобы поразить вражеский дрон, придётся, как в настоящем воздушном бою, залететь противнику за спину.
Стоит отметить, что дрон безопасен и для окружающей его среды. Небольшой вес, гибкий качественный пластик корпуса и лопастей, система отключения двигателей при ударе, - всё это позволяет не беспокоится о целости предметов интерьера, электроники, а самое главное - о здоровье детей и взрослых. Тем не менее, из сказанного не следует, что можно пускать квадрокоптер прямо на людей, особенно в сторону лица.
Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их используют в битве, но также часто эти история дают ложное представление, нелепое и не подтвержденное фактами. Перед вами десяток самых распространенных заблуждений на тему военных дронов.
Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.
«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.
Они новинка для военных
БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.
С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.
Ими управляет совсем немного людей
Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.
Беспилотники, по сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.
Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки
Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.
С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.
Если нарушить их коммуникацию, они упадут
Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.
Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.
Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.
Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени
Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.
Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.
Управлять дроном может любой (как в видеоигре)
Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.
Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).
У них есть «списки зачистки»
Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.
Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.
Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.
Они автономны
Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.
Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».
Их делают ради одной задачи: убивать
Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.
Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.
Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.