Армения готова отвернуться от россии – нато надежнее. К чему приведет вступление Армении в Таможенный союз? Долговая яма и спекуляции
«Безусловно, главный фактор – это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики»
Арег Галстян
В сентябре 2013 года президент Серж Саргсян завил о намерении Армении вступить в Таможенный союз. Уже 10 декабря 2013 года тогдашний премьер-министр Тигран Саркисян заявил о том, что Ереван подготовил соответствующую «дорожную карту», которая была одобрена в ходе визита рабочей группы в официальную Москву. Во время заседания Высшего евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 года, президент России Владимир Путин заявил: «Утверждена "дорожная карта" о присоединении Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов проект аналогичного документа по Киргизии. Мы договорились продолжить работу». После данного заседания, министр экономики Ваграм Аванесян заявил, что уже 29 апреля 2014 года Армения подпишет договор о вступлении в Таможенный союз. Однако данное событие так и не произошло. Позже армянскими чиновниками делались заявления относительно подписания договора в марте и мае. Но, заявления относительно мартовского соглашения также не были воплощены в жизнь, а май уже подходит к концу.
В чём же причина оттягивания интеграции Армении в структуры Таможенного союза и Евразийского экономического пространства? Безусловно, главный фактор - это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики. Известно, что Республика Армения не только представляет интересы НКР в переговорном процессе в рамках Минской группы ОБСЕ, но и является главным экономическим и военно-политическим гарантом безопасности официального Степанакерта. В данном контексте, армянская сторона на самом высоком уровне многократно заявляла, что никаких таможенных пунктов между Арменией и Карабахом быть не может. При этом президент Саргсян заявил об этом задолго до разработки и принятия «дорожной карты», которая была одобрена на саммите Высшего евразийского экономического совета. Официальная Москва, приглашая Ереван в ТС, осознавала, что уступок в рамках карабахского вопроса быть не может. Однако подобный расклад в значительной степени не устраивает Минск и Астану, которые связывают вопрос вступления Армении в Таможенный союз с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко поспешил заявить, что при принятии Армении в ТС, необходимо учитывать интересы Азербайджана. Подобная позиция Минска вызвана прагматичными торгово-экономическими отношениями с Баку. Однако в случае с Белоруссией, Россия имеет эффективные механизмы давления, способные заставить президента Лукашенко согласиться с теми или иными условиями. Гораздо сложнее убедить Астану, которая пытается всячески затянуть подписание окончательного соглашения с Арменией. Так, в ходе очередного саммита, президент Нурсултан Назарбаев призвал принять Турцию в ряды Таможенного союза. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте и примем Турцию»; - заявил Назарбаев. «Турецкая карта» была выбрана Казахстаном не случайно. Во-первых, Назарбаев не мог открыто говорить о связке проблемы вступления Армении в ТС с карабахским вопросом.
Во-вторых, в преддверии 100-летия со дня геноцида армян, трудно было найти более раздражающую тему для армянской общественности. Подобный ход в определённой степени возымел свой эффект и Астана выиграла необходимое время для дальнейших манёвров. Нельзя также забывать, что Казахстан имеет тесные связи с Турцией и Азербайджаном, как в формате двусторонних отношений, так и в рамках Тюркского совета. Один из ведущих российских экспертов в области изучения стран Средней и Центральной Азии, доктор исторических наук Евгений Троицкий отмечает: «Я сомневаюсь, что Казахстан захочет так просто «потерять своё лицо» перед Турцией или тем же Азербайджаном. Исходя из этого, Москве придётся весьма долго работать с Астаной, чтобы выработать необходимое решение. Этот процесс будет долгим. Для согласования позиций по данному вопросу Москве и Астане нужно время, поэтому вступление Армении будет растягиваться».
Следующий фактор, оттягивающий вступление Армении в Таможенный союз, связан с проблемой внутренних противоречий между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Минск и Астана недовольны тем, что определённые политические решения принимаются по инициативе Москвы, которая воспринимается международным сообществом как гегемон в рамках Таможенного союза. В контексте принятия Армении, Назарбаев и Лукашенко решили продемонстрировать, что Россия не является монополистом в аспекте принятия политических решений. Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов , комментируя взаимоотношения государств-основателей ТС, отмечает: «На сегодняшний день Лукашенко выступает против расширения Таможенного союза, поскольку желает установления чётких механизмов принятия решений на основе равноправия. Первый этап формирования Таможенного союза уже пройден, в настоящее время организация столкнулась с кризисом роста. Позиция Минска в связи с этим скорее такова, чтобы действующая в ТС тройка окончательно определилась с внутренними регуляциями и только после этого вышла на плоскость расширения».
Конечно, невозможно также не отметить влияние украинского кризиса. События на Украине в очередной раз продемонстрировали существующие проблемы, как в рамках Таможенного союза, так и ОДКБ. Так, Казахстан воздержался во время голосования на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой вопросу присоединения Крыма к России. 8 мая 2014 года во время неформальной встречи глав России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Киргизии, президент Серж Саргсян заявил, что члены ОДКБ должны чётко координировать свои внешнеполитические действия. Так, Саргсян напомнил о том, что официальный Ереван был последователен, как в период российско-грузинского конфликта в 2008 году, так и в рамках украинского кризиса. «Мы ясно представляли, что с одной стороны, речь идёт о наших союзнических отношениях (Россия, ОДКБ), а с другой стороны, речь идёт о нашей соседней стране (Грузия), где у нас большая община и через которую идёт около 75% всех поставок в Армению. Так было и теперь при голосованиях по украинскому кризису и в ООН, и в Совете Европы. Я думаю, что мы должны жёстко договориться о координации наших внешнеполитических действий, потому что получается несколько странно», - подчеркнул Саргсян.
Кроме того, украинские события привели к стратегическому сближению России и Китая, которое президент Владимир Путин назвал «историческим и беспрецедентным». В свою очередь, усиление российско-китайского фактора беспокоит официальную Астану. Важно помнить, что Евразийский союз - идея президента Назарбаева, исходившая из конкретной геополитической конъюнктуры региона. Казахстана пугают растущие политические и экономические амбиции соседнего Китая. Так, уже к концу 2010 года Пекин контролировал более 20% общей добычи нефти в Казахстане, что в 2 раза больше аналогичного показателя со стороны России. Кроме того, Китай, предоставив Астане кредит в размере $10 млрд., получил один из главных активов компании «Мангистаумунайгаз», на который претендовал российский «Газпром». Казахский политик Булат Абилов в своём интервью «Deutsche Welle» заявил: « На первый взгляд кажется, что это партнёрство, сотрудничество, взаимовыгодные контракты. Глубинные вопросы - это то, что идёт экспансия Китая и китайского капитала в Казахстан. Всё это может иметь далеко идущие негативные последствия для будущего нашей страны». Таким образом, сегодня Казахстан активно наблюдает за процессом развития российско-китайского диалога. Исходя из вышеперечисленных факторов, процесс расширения Таможенного союза будет затягиваться.
Самое непримиримое противостояние происходит, безусловно, между западным миром во главе с США и Россией, которая пытается восстановить утраченные в конце прошлого века позиции. Политологи давно окрестили эту конфронтацию новой «холодной войной», признавая при этом, что ситуация складывается еще более рискованная.
НАТО – это НАДО
Ведущие институты Запада, включая и НАТО, являются главными геополитическими оппонентами России. А главная задача политики Путина, нацеленной на восстановление Россией былого могущества, состоит в том, чтобы держать НАТО как можно дальше от своих границ.
И Россия на сегодня добилась неплохих результатов. Во всяком случае, начавшаяся в конце прошлого века стремительная экспансия НАТО на восток, подразумевавшая вхождение в блок нескольких постсоветских стран и окружение России своими базами, приостановлена.
Но НАТО не сдается, объявляет одним из своих приоритетов республики Южного Кавказа и уже добился значительного продвижения в Грузии. Кульминацией закрепления блока в этой стране стала середина 2000-х, когда грузинский президент Михаил Саакашвили официально обратился в альянс с просьбой принять Грузию в НАТО.
Россия, естественно, не могла спокойно наблюдать, как вслед за Прибалтикой НАТО пытается установить контроль над всем Южным Кавказом, и августовская война 2008 года вынудила Грузию отложить свои планы по членству в НАТО.
Что касается Азербайджана, который изначально не ставил перед собой цель вступления в Североатлантический блок и оставался верен своему внешнеполитическому курсу неприсоединения, то он, напротив, стал ограничивать свои контакты с альянсом с учетом геополитических перемен в регионе.
Армения же, являясь по сути форпостом России в регионе, вообще не могла рассчитывать на сотрудничество с НАТО, и все ее контакты носили лишь формальный характер.
Но все начало меняться
Форпост России на Южном Кавказе неожиданно свернул на прозападный курс и стал сближаться с НАТО и Евросоюзом. Haqqin.az уже сообщал, что осенью этого года Армения готовится подписать соглашение о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом. И это несмотря на попытки ЕС расширить экономические и политические связи с постсоветскими странами, вызывающие не меньшее раздражение России, чем приближение к ее границам НАТО. Правда, по последней информации разных источников, сближение Армении с Евросоюзом проходит в согласованной с Россией форме, но серьезных доказательств этому нет.
В любом случае шаги Армении в сторону ЕС и с НАТО, учитывая ее вассальное по отношению к России положение, вызывают немалое удивление мировой общественности. И дело зашло так далеко, что политические круги в Ереване и представители НАТО всерьез говорят о возможностях вступления Армении в военный альянс. А ведь недавно, даже когда позиции Запада в регионе были более устойчивы, в Ереване и мечтать не могли о подобном. А сейчас Армения пытается позиционировать себя главным партнером НАТО в регионе и активно участвует в программах блока. Достаточно взглянуть на хронику событий последних нескольких месяцев и даже недель.
Хроника необъявленной Арменией войны России
Военные из Армении приняли участие в учениях НАТО Saber Guardian, которые проходили в Румынии с 11 по 20 июля. Это самые крупные учения НАТО из состоявшихся в 2017 году.
В первой декаде августа в Грузии стартуют учения НАТО под названием Noble Рartner. За маневрами будет лично наблюдать вице-президент США Майкл Пенс. И Армения решила отправить туда довольно внушительный военный контингент.
А в сентябре в Германии стартуют учения Combined Resolve IX, где плечом к плечу с натовскими военными будут условно воевать 112 военнослужащих из Армении. Стоит отметить, что Азербайджана на этих учениях не будет.
Саргсян на встрече с Джеймсом Аппатураем
Армения планирует расширять свое сотрудничество с НАТО и в 2018 году, приняв участие как минимум в четырех учениях.
Заметно участились и дипломатические контакты между НАТО и Арменией. В прошлом месяце спецпредставитель блока по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай был с визитом в Ереване. Его встречали на самом высоком уровне, включая президента Армении Сержа Саргсяна, спикера парламента Ара Баблояна и руководства Минобороны.
На всех встречах обсуждался один вопрос – расширение сотрудничества Армении с НАТО, а президент Саргсян даже пригласил в Ереван генсека альянса. В то же время министр обороны Армении Виген Саргсян заверил высокопоставленного гостя в том, что его страна намерена увеличить свой контингент в Афганистане, где осуществляется миссия блока.
Там же, в Ереване, Джеймс Аппатурай пообещал, что НАТО будет разрабатывать «новые программы, представляющие интерес для Армении». Это интригующее заявление Аппатурая вызвало серьезный ажиотаж в экспертных кругах Армении.
Представитель НАТО счел нужным приветствовать соглашение, которое Армения должна подписать в сентябре с Евросоюзом, отметив, что «Запад хочет сблизиться с Арменией».
А на днях спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в то же время глава офиса альянса в Тбилиси Уильям Лахью и вовсе заговорил о возможном членстве Армении в НАТО. Дипломат в открытой форме признался, что в НАТО не оставили своих планов по расширению на восток, и если Армения примет решение вступить в Североатлантический союз, это увеличит возможности сотрудничества.
«Армения должна сама выбрать, насколько может расширить сотрудничество с альянсом», – добавил дипломат.
Уильям Лахью
Официальной реакции России на происходящие события пока не было, но нетрудно догадаться, какое замешательство все это вызвало в Кремле. Еще бы, ведь гипотетическое вступление Армении в НАТО подразумевает приостановку членства этой страны в ОДКБ и вывод с ее территории российских военных баз.
Тем временем Уильям Лахью, подливая масла в огонь, делает заявление за заявлением, способные вконец разозлить Россию. По его словам, отношения НАТО с Арменией находятся на «очень высоком уровне» и дальнейшее их развитие требует «серьезного политического решения». Если верить словам дипломата, то политическое руководство Армении стоит перед выбором: отвернуться от России и выбрать Запад или оставить все как есть.
«Армения – суверенное государство и само принимает решение, как ей строить отношения с соседними странами», – сказал дипломат.
Надо сказать, что это совершенно новый политический ход НАТО, потому что до сих пор отношения с Россией и Ираном, а также неурегулированныйкарабах ский конфликт были одним из основных факторов, определяющих сотрудничество альянса со странами региона.
Другой высокопоставленный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству, заметил, что членство в ОДКБ не является препятствием для этого. «Армения может быть членом ОДКБ и одновременно быть надежным партнером НАТО», – сказал Аппатурай журналистам в Ереване.
29 июня министр обороны Армении Виген Саргсян отправился на переговоры с НАТО в Брюссель и принял участие в совещании министров обороны стран-участниц миссии альянса в Афганистане. Министерство обороны Азербайджана принимало участие в совещании на менее высоком уровне.
После совещания В.Саргсян встретился с заместителем генсека НАТО Роуз Геттемюллер и обсудил вопросы расширения сотрудничества и перевод вооруженных сил Армении на натовские стандарты.
Другую встречу министр обороны Армении провел с руководителем военного комитета Евросоюза генералом Михаилом Костанакосом, обсудив возможности военного сотрудничества между Арменией и Евросоюзом.
Виген Саркисян на встрече с руководством НАТО
Свой вклад в укрепление контактов с НАТО вносят и гражданские институты Армении, все чаще присоединяющиеся к различным программам блока.
К примеру, в середине прошлого месяца при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Североатлантического блока для журналистов в Армении был организован семинар на тему «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие в регионе». Принимавший в нем участие высокопоставленный представитель Минобороны Армении Мгер Исраэлян назвал отношения между Арменией и НАТО «стратегическими» и отметил, что они будут и впредь углубляться.
Ничем, кроме как бунтом вассала против своего хозяина, эти события не назовешь. Рассчитала ли Армения возможные последствия своего самовольства и реакцию России?
С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.
При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:
- достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
- доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
- приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внутренний рынок;
- решение проблемы транспортного тупика Армении;
- решение стратегических задач в энергетике.
Эффект роста ВВП
В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп роста капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).
Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.
Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.
Транспорт
Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:
- создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
- создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
- станет фактором, притягивающим Армению и Грузию к ТС;
- станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.
Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».
Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.
Энергетика
Логика развития энергетической отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить технические возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.
Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:
- строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
- строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
- инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
- строительство новых гидроэлектростанций;
- строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.
Миграция
Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства республики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объема трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствиями для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоустройства, финансовые, языковые проблемы.
Таможенные тарифы
Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.
Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.
Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономические позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.
ПИИ России в Армению
Компания-инвестор |
Объект инвестирования |
Год начала проекта |
Стоимость на конец 2012 г., млн долл. |
«Газпром» |
5-й блок Разданской ТЭС | ||
Интер РАО ЕЭС |
100% ЗАО «Электрические сети Армении» | ||
Интер РАО ЕЭС |
100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока) | ||
80% ЗАО «К-Телеком» | |||
«ВымпелКом» |
100% ЗАО «Арментел» | ||
«Газпром» |
80% в «АрмРосгазпром» | ||
100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» | |||
«Тройка Диалог» |
ЗАО «Америабанк» | ||
«Прометей Сити», |
|
|
|
«Закнефтегазстрой» |
|
|
|
Группа ВТБ |
100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» | ||
Газпромбанк |
100% ЗАО «Арэксимбанк» | ||
100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ» |
Ереван готовится вступить в Таможенный Союз; соответствующий договор в Армении собираются подготовить уже к первому июня. Для небольшой республики это короткий путь к экономическому процветанию. ТС для нее — выгодный партнер, который укрепит слабую экономику и обеспечит приток инвестиций вкупе с гигантским рынком сбыта. А для России это важная стратегическая площадка в регионе.
В последнее время в Армении идет много диспутов о том, куда движется страна. Этот вопрос интересует всех, от политиков до домохозяек. Собственных ресурсов для того, чтобы справиться с экономическими проблемами, нет. Необходимо выбирать системную модель экономического сотрудничества, которая позволит реанимировать порядком ослабевшую экономическую систему.
«Дорожная карта в целом одобрена»
Пока Запад медитирует на «возможный провал» Таможенного Союза, Армения набирает обороты на пути к вступлению в ТС. Как заявил накануне председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, до первого июня Еревану поручено подготовить проект соответствующего договора. Из 126 пунктов "дорожной карты" по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Армения выполнила 111, а остальные 15 будут включены в сам договор о присоединении. Работа, которая проведена закавказской республикой по реализации "дорожной карты", в целом одобрена.
В Ереване тоже не видят серьезных преград на пути в Таможенный союз. По словам председателя постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Артака Закаряна, основная часть мероприятий в рамках «дорожной карты» по присоединению Армении к ТС выполнена, и сейчас ведется работа над окончательным документом.
Но не все так однозначно. Нерешенный карабахский конфликт может помешать быстрому вступлению Армении в триумвират. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже позволил себе резкий выпад по этому поводу. Но армянские политологи в унисон говорят, что мнение тяжеловеса Назарбаева не станет помехой для членства Армении в ТС.
«В политике нет друзей, а есть только интересы»
Сейчас маленькая Армения готовится смело нырнуть в гигантский, величиной чуть ли не с материк, Таможенный союз. Между тем, долгое время вопрос о вступлении в ТС был для Еревана скорее политическим, нежели экономическим. Когда республика собиралась ратифицировать проект Европейского Союза «Восточное партнерство», в Москве на нее посматривали косо. Армянские государственные деятели вслед за британским премьером Уинстоном Черчиллем твердили, что «в политике нет друзей, а есть лишь интересы», в соответствии с которыми существуют противники и союзники. Однако армяно-российские отношения ощутимо охладели.
Ложку дегтя во взаимоотношения двух стран подлил и «АрмРосгазпром», заявивший о повышении цен на «голубое топливо» для Армении. Окончательно страсти закипели после того, как Россия продала оружие Азербайджану.
Не зря, видимо, в начале сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян полетел в Москву. После того как Ереван заявил о вступлении в Таможенный союз, оказалось, что между лидерами двух стран никаких разногласий нет. Вот и получается, что в итоге Ереван предпочел безопасность и дешевый газ.
Следует признать, что Армения для стран ТС - это слабый экономический партнер. Для них она интересна прежде всего в силу своего геополитического положения, как форпост России в Закавказье.
Вступать? Обязательно!
Сегодня экономика Армении катится вниз. Резко сокращаются инвестиции. Благосостояние народа падает. Согласно рейтингам международных организаций, капиталы из Армении не просто уходят, а убегают. Рецепт спасения один - интеграция.
Вступление республики в ТС, как считают эксперты, будет способствовать привлечению российских инвестиций. Помимо этого, товары армянских производителей смогут осваивать безграничные просторы триумвирата. Например, продукции швейной отрасли светит колоссальный российско-казахстанско-белорусский рынок сбыта, тогда как на американском или западноевропейском рынках очень даже неплохой одежде с лейблом Made in Аrmenia не приходится серьезно рассчитывать на успех.
Вступление в ТС - это короткий и выгодный путь к экономическому процветанию Армении. На сегодняшний день Россия - основной экономический партнер Еревана. Объем российских инвестиций в экономику с 1991 года составил около трех миллиардов долларов. Львиная доля товарооборота также приходится на РФ.
Таким образом, Армении наиболее выгодно сотрудничество со странами бывшего Союза. Однако в этой выигрышной партии есть свои недостатки.
Камень преткновения
Вступление Армении в Таможенный союз не дает покоя наиболее беспокойной части местной оппозиции. Активно упражняясь в популистской риторике, оппозиционеры стараются повернуть спор в политическую плоскость.
На днях на площади Свободы в Ереване опять собирались недовольные. Несколько десятков митингующих выступали против вступления Армении в Таможенный союз. Идейным вдохновителем и организатором митинга стал недавний кандидат в президенты Паруйр Айрикян. Этого политика в шутку называют «жертвой российского империализма и отцом армянской демократии». Он - открытый сторонник европейской, а не евразийской интеграции.
Однако подобным «гигантам мысли» лучше всего удается надувать щеки и кричать на площадях. Им остается лишь мутить воду в надежде поймать в грязной луже рыбку личных интересов.
Суровые будни союзников
Конечно, противников вступления в Таможенный союз предостаточно не только в Армении. В начале формирования этого объединения и в России, и в Беларуси, и в Казахстане были свои недовольные. Однако сторонников решительного шага по расширению Таможенного союза все же везде больше. И самое главное: лидеры четырех государств именно сейчас достигли консенсуса о приеме Армении в полноправные члены элитарного клуба России и ее ближайших друзей. Со всеми причитающимися преференциями.
Правда, порой царскую долю бальзама на душу евразийской интеграции портят суровые будни союзников. У всех на слуху постоянные конфликты стран-членов ТС из-за молока, мяса, предоставления кредита в рублях. Буквально на днях разразился новый скандал. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев возмутился, что прилавки местных магазинов завалены белорусским мясом. Да и на последнем заседании Евразийского экономического совета, как сообщают СМИ, не прошло все гладко. Президенты даже не вышли на совместную пресс-конференцию.
«Центр экономического притяжения»
«Таможенный союз только формируется, - говорит заведующая сектором экономического развития Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина. - Да, есть споры. Есть и проблемы. Но все они решаются. Бывает, что некоторые страны триумвирата пытаются демпинговать. К примеру, подобная история случилась в Беларуси. Но когда члены ТС пригрозили судебными исками, подобной практике пришел конец».
Эксперт отмечает: можно бесконечно рассуждать о причинах той или иной страны вступить в Таможенный союз, но у каждой страны свой выбор. «Никого на аркане в ТС не тянут. Да и насильно мил не будешь. Скажу только, что Единое экономическое пространство - это центр экономического притяжения. Таможенная интеграция выгодна всем», - подчеркнула Кузьмина.
0 Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции Ряд западных журналистов обратил внимание на то, что американское ядерное оружие, расположенное на военной базе Инджирлик, которую используют ВВС США и Турции, может попасть не в те руки.
Внимание западной прессы приковано сегодня к событиям в Турции, где введено чрезвычайное положение. Официальный Запад не только скорбит по неудавшемуся госперевороту в этой стране, но и справедливо озабочен судьбой ядерного арсенала, расположенного на базе ВВС НАТО в Инджирлике. Однако в тени остаются события в соседней Армении, в которой ситуация грозится .
С моей точки зрения, армянский мятеж — своего рода компенсация Запада (спецслужбы которого, я уверен, стоят как за попыткой мятежа в Турции, так и за операцией по захвату заложников в Армении) неудачи в Анкаре.
Так что не случайно сегодня западные политики не замечают особо действия террористов в Ереване, ожидая, как я полагаю, выгодной для себя развязки в этой стране.
"Армения попала в капкан", — отмечает издание "Sputnikаrmeniya.ru ". В капкан, добавлю, устроенный властям этой страны современными данайцами. Армянское общество, увы, пока не готово к жестким мерам противодействия тем хитро закрученным провокациям, которые раз за разом преподносят Еревану эмиссары от различных евро-американских структур, действующих в связке с отдельными представителями армянской диаспоры в Европе и США.
Данайская технология на марше
Все знают, что в отношении населения стран, "приглянувшихся" Западу, используется одна и та же технология "цветной революции", когда посредством стимулируемых извне антиправительственных сил, активное меньшинство, маскирующееся под народное большинство, поднимается на борьбу с "коррумпированной" властью.
Но как-то особо не обсуждается, что по отношению к туземным элитам западный колонизатор всегда использует один и тот же данайский способ — так задобрить ничего не стоящими подарками вождей местных племен, чтобы напрочь отбить у них инстинкт самосохранения.
Эсминец ВМС США вошел в Черное море для участия в учениях с Украиной Двусторонние учения Sea Breeze-2016 должны были начаться 18 июля, но из-за неготовности украинской стороны морская часть учений была отложена на неопределенный срок.По отношению к постсоветским туземцам, в силу их чрезвычайной развращенности благами советской патерналистской системы, Запад использовал минимум подарков и максимум обещаний. Той же Украине достаточно было пообещать статус европейской державы, как 40-миллионная страна, обладающая мощнейшим научно-техническим и культурным потенциалом (превосходящим по своему уровню большинство европейских стран), не просто рухнула к ногам евро-американской империи, но поклялась дядюшке Сэму принести ему на блюдце голову главного врага Госдепа (и своего старшего брата) — России.
Чтобы завоевать постсоветское пространство без единого выстрела, евро-американская империя соорудила глобального троянского коня — проект "Восточное партнерство", который и был подарен постсоветским элитам как средство "оцивилизовывания" этих элит.
Только сейчас кое-кто (часть Украины, к примеру) начинает догадываться, что названный проект был запущен не для раздачи его участникам подарков и преференций, но для раздачи чего-то принципиально иного.
Россия - НАТО: говорить с дееспособными, успокаивать слабых В российских интересах, чтобы дееспособные страны НАТО продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий, считает Андрей Сушенцов.Украина получила от данайцев войну, разруху, миллиардные долги и тотальное мародерство. Грузия — войну и колониальную зависимость. Молдова — нищету и десуверенизацию. Киргизия — несколько разрушительных и бессмысленных госпереворотов. И даже Казахстан, который всегда придерживался многовекторной политики, получил от Запада удар под дых в виде поддержки им несистемной оппозиции.
Сегодня троянский конь "партнерства" с Европой забрасывается в Белоруссию, Азербайджан и особенно в Армению. Ведь Армения — член ОДКБ и ближайший союзник России в Закавказье.
Армяне должны понять, кто их враг, а кто друг
Вспомним, что происходило в Армении и вокруг неё в последние три с половиной месяца — сразу же после того, как 1 апреля этого года на границе с Азербайджаном вспыхнули бои.
В начале апреля Еревану показали, что Азербайджан готов к войне, что его поддерживают такие силы, как Турция, ИГ (запрещенная в России группировка) НАТО и США, а значит, соглашение по Нагорному Карабаху может быть пересмотрено силовым путем.
© Ruptly
Россия предотвратила возможное перерастание приграничного конфликта в полномасштабную войну. Однако Запад развязал на армянском направлении информационные атаки, в результате чего ему удалось убедить часть армянского общества, что Россия-де не способна защитить Армению в случае начала войны с Азербайджаном, а значит, нужно дружить не со "слабой" Россией, а с "сильным" Западом.
Бундестаг признал геноцидом преступления против армян в 1915 году Резолюцию одобрило большинство депутатов, один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался. В преддверии голосования в Турции заявили, что признание геноцида осложнит отношения двух стран.В Армению были направлены не только деньги на поддержку прозападных НКО и западных журналистов, но и разного рода военспецы. Так, 26 мая Армению посетила представительная делегация военных и дипломатов США во главе с самим командующим сухопутными силами США в Европе . А в начале июня чуть ли не целующаяся с Эрдоганом Германия в лице своего бундестага внезапно признала геноцид армян 1915 года.
Понятно, что такое серьезное решение, после которого, кстати, и закончилась дружба Турции с Германией, не могло быть принято без подсказки Госдепа. Однако многие армянские политики приняли решение бундестага за чистую монету (за разворот в сторону Армении), не понимая, что Запад этим решением подтолкнул Ереван в пасть удава НАТО.
Затем, уже в конце июня, в Армению прибыл папа римский Франциск I. Официально (кто бы сомневался?) — почтить память геноцида армян. А неофициально?
Наконец, в начале июля президент Армении Серж Саргсян был приглашен на саммит НАТО в Варшаву.
Должен ли он был отказать папе римскому в визите? Вряд ли. Но Ереван, как я считаю, должен был понять, что визит папы, как и решение бундестага, — это "дары", за которыми неизбежно последует расплата. Так что приглашение в Варшаву было уже ультиматумом, хотя и в традиционной для Европы данайской форме. И потому от участия в саммите НАТО Ереван должен был отказаться — предвидя, что Армению готовятся принести в жертву.
Армении нужно выбираться из капкана
Переворот в Турции (крупнейшей стране НАТО) начался через три дня после саммита альянса. И практически одновременно с ним начался мятеж в Армении.
Армении повезло, что турецкий мятеж провалился. В противном случае антиправительственные силы захватили бы в Ереване не только полицейский участок.
У меня нет сомнений в том, что перевороты в Армении и Турции планировались в единой схеме. Не случайно захватившие заложников террористы из "Учредительного парламента" не выдвинули каких-либо требований, кроме тех, что были заготовлены для переворота: Саргсяна в отставку, Сефиляна — на свободу.
Впрочем, главная проблема Армении не в том, что в ней нашлась группа националистов, готовых пожертвовать своей страной ради денег от кураторов из-за океана. Она в том, что им верит часть населения, и число таких верующих, как правило, резко возрастает, если власть не проявляет решительности и не предлагает обществу ясной перспективы.
Ереванская полиция разогнала толпу и арестовала лидеров несистемной оппозиции. Однако этого недостаточно для оздоровления обстановки в стране. В армянском обществе сегодня немало представителей данайцев, днем требующих примирения, а ночью забрасывающих камнями полицию.
Власти Армении обещают сделать все для разрешения ситуации в Ереване В минувшее воскресенье группа неизвестных проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.Вот и чиновники ЕС, сразу же после того, как были арестованы зачинщики беспорядков, призвали власти и оппозицию воздержаться от насилия.
Понятно, что призыв этот адресован к власти, а не к террористам. В противном случае чиновники ЕС должны были осудить захват заложников в Ереване и потребовать от террористов их освобождения — чего чиновники ЕС не делают, показывая тем самым, на чьей они стороне.
Таким образом, власть в Армении сегодня должна делать прямо противоположное тому, к чему призывают данайцы из ЕС. Пора прекратить вестись на болтовню о "демократии", под которой Запад понимает исключительно свои собственные интересы.
В Армении опровергли информацию СМИ о возможной отставке правительства Ранее ряд армянских СМИ сообщили, что власти Армении обсуждают возможность отправить в отставку правительство на фоне событий с захватом заложников в здании полиции.Полагаю, что армянские власти должны не только подавить бунт, но и осуществить в стране кадровую чистку. А армянские элиты должны понять, что действия западных политиков — в какие бы красивые обертки и льстивые слова они не рядились — всегда будут направлены против суверенитета этой страны.
Пора прекратить играть с Западом в его игры. Пора начинать жить своим умом и собственными интересами.
- Все о выращивании кроликов на мясо: советы и рекомендации Выращивание кроликов на мясо лучшая порода
- Почему крольчиха ест своих крольчат?
- Почему крольчиха разбрасывает крольчат сразу после окрола
- Советский меринос: характеристика продуктивности тонкорунных овец и особенности ухода за ними Животное меринос