Андрей бартенев образы. Андрей бартенев, биография
Андрей Бартенев - эпатажный художник, дизайнер, модельер, а также телеведущий. Российский создатель интерактивных инсталляций и скандальных перформансов. С 1996 года Андрей является членом Московского союза художников.
Биография
Биография Андрея Бартенева начинается в Норильске в 1965 году. С детства мальчик тянулся к творчеству: он мечтал обучиться игре на пианино, но поскольку Бартеневы жили крайне скромно, такой дорогостоящий инструмент они не могли себе позволить. Семья жила в маленькой комнате провинциальной коммунальной квартиры. Но тяга к прекрасному у Андрея никуда не пропала: он начинает рисовать, лепить, создавать коллажи и занимается другим творческим досугом.
Окончив 10-й класс в 16 лет, Андрей Бартенев покидает родной город и отправляется на учебу в Краснодарский институт искусств, где спустя несколько лет получает профессию театрального режиссера. Юг поразил художника своим теплом и буйством красок - на контрасте с холодным северным Норильском с его полярными ночами, вечными снегами и таинственным северным сиянием в небе Краснодар показался настоящим тропическим раем. Это немало повлияло не только на восприятие мира Андрея Бартенева, но и на восприятие цвета и живописи в целом. Его творчество стало чем-то большим, чем просто написание картин. Андрей сосредоточился на динамике в своих работах, что стало для него выигрышным в дальнейшем - на удачу это совпало с идеями эпохи, в которую художник органично влился.
Москва: первые успехи
Уже в 20 лет молодой человек отправляется в Москву по личному приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. Попав в столицу, уже состоявшийся молодой художник Андрей Бартенев начинает активно сотрудничать и общаться с различными молодыми коллективами в разных сферах искусства и творчества. В этот период он ставит свои первые перформансы, которые моментально привлекли внимание не только именитых критиков, но и простых зевак, ранее не слышавших о юном даровании.
Позднее в галерее «Марс» Бартенев выставляет первые серьезные работы вместе со своим товарищем Петлюрой. В список работ Андрея Бартенева входят «Великая корякская чайка» и «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок». В то же время авторское представление «Ботанический балет» имело столь громкий успех, что Андрей едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при за свой перфоманс.
Мировое внимание
Зарубежная пресса 90-х годов с любопытством наблюдала за развитием творчества эксцентричного русского. Европа была в восторге от его стиля проведения представлений, который напоминал произведения эпохи русского авангарда и футуризма. Но не только зарубежье заметило талант дерзкого автора - в 1996 году Бартенева принимают в Союз московских художников.
В 2000-х Андрея Бартенева пригласил поработать в центр Watermill в Хэмптонсе сам создатель этой организации - Роберт Уилсон. В США Андрей продемонстрировал одну из своих самых узнаваемых работ - «Лестница красного». В этом шоу приняли участие настоящие оперные вокалисты и оркестранты, но вместо музыкальных инструментов они использовали пустые жестяные банки. Кроме того, исполнители с балкона на сцену кидали макароны, что произвело особое впечатление на зрителей.
На Западе искусство перфоманса выделилось в отдельную дисциплину. Российский дизайнер смог найти единомышленников среди представителей зарубежной художественной элиты. Среди его друзей - такие яркие личности, как Кельвин Кляйн, Пако Робанн, Зандра Роуз, Эндрю Логан, Роберт Уилсон, Жан-Поль Готье и многие другие.
Бартенев-учитель
Сам Бартенев считает, что он прирожденный педагог: почти в самом начале своей творческой деятельности он получил своих первых учеников. Возможно, этому поспособствовал его опыт работы пионервожатым в детских лагерях. Андрею всегда удавалось налаживать социальные контакты и находить общий язык практически с каждым, кого он повстречает. Ученики Бартенева сейчас получают высокие оценки современников, работают артистами и сценографами в известных коллективах США и Европы.
Творчество
Свои картины Андрей Бартенев пишет в смешанных техниках, прибегая к декупажу, графике, пастельной живописи, коллажу. Среди самых известных работ художника - «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Спокойствие двух клоунесс», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского», «Я фей, я фей прекрасный». Стилистически его картины склонны к крайней степени абстракции, а скульптуры и вовсе сводят с ума простого обывателя.
Однако по-настоящему широко художник проявляет себя создавая зрелищные представления. Среди самых известных его перфомансов - «Фауст», «Снежная королева», «Нижнее белье для Африки», «Спящие красавицы». Также Андрей взял на себя роль организатора фестиваля иллюстрации «Институт улыбки», а также выставки «Люби кутюр!». Его представления всегда имели громкий успех, приковывая к себе любопытные взоры художественных критиков и простых любителей искусства.
Драматический театр
Такая разносторонняя творческая личность, как Андрей Бартенев, не могла не попробовать себя в качестве театрального актера. Еще в начале 2000-х, будучи на резком взлете своей карьеры, он поучаствовал в постановке Shlem.com, воссозданной по роману небезызвестного и также крайне эксцентричного писателя Виктора Пелевина. В данном экспериментальном спектакле авторы поставили перед собой цель соединить само представление с видеопроекцией и общением зрителей в интернет-пространстве. Постановка приняла участие в Фестивале современного искусства NET, но шоу не возымело ожидаемого успеха и не впечатлило критиков. Однако это событие показало Бартенева как художника, который находится в непрерывном поиске новых средств самовыражения и неочевидных форм искусства.
Модельер
Большинству российских зрителей художник знаком как эпатажный дизайнер Андрей Бартенев, нередко мелькающий в СМИ в своих ярких и удивительных нарядах. Андрей регулярно участвует в светских мероприятиях, где появляется в необычных костюмах. Его можно встретить в костюме гигантской ягоды или фантастическом костюме, напоминающем облик инопланетянина. Обладатель высокого роста (184 см), художник выглядит значительно моложе своих лет, чем активно пользуется, являясь прекрасной моделью для своих авторских экспериментальных нарядов. Но как бы странно ни выглядел Андрей в своих удивительных костюмах, это всегда смотрится безупречно стильно, хотя и категорически непривычно. Словно сошедший со сказочно-футуристических иллюстраций, Бартенев приковывает взгляды, разбивая вдребезги привычную картину обыкновенного мира. Возможно, именно поэтому Андрей Бартенев в «Модном приговоре» стал одним из временных ведущих - за необыкновенно тонкое чувство прекрасного и смелый подход к обыденным вещам.
Личная жизнь
Личную жизнь Андрей Бартенев тщательно скрывает. В некоторых интервью он, однако, высказывается о том, что в параллельном мире у него есть дружная и крепкая семья, состоящая из трех мужей и одной жены. Сложно понять, шутит художник или говорит всерьез - с такими оригинальными личностями вообще зачастую непросто разобраться, что к чему. Но что касается детей, отпрысков у него нет даже в этой «параллельной реальности». Возможно, это потому, что и сам модельер в душе остается ребенком. Говоря о реальной семье: не так давно Бартенев потерял маму, которая была самым близким ему человеком. Эту утрату художник переживал тяжело, но с присущей ему долей горького оптимизма и светлым взглядом в дальнейшее будущее.
Бартенев сейчас
В наши дни художественные акции Бартенева проводятся в столице, в основном в развлекательных центрах. Эксцентрик выбрал в свои инструменты буйство красок, множество ярких воздушных шаров и различных световых эффектов. Все работы Бартенева, в особенности самые свежие, наполнены радостью и позитивными эмоциями. Костюмы последних перформансов отличаются скромностью и простотой - они призваны в первую очередь не мешать свободному передвижению актеров.
В 2016 году Андрей провел несколько акций: «Дайте любви!», «Портреты счастливых людей», «Ногами - в воде, головой - в облаках». Эти представления возымели громкий успех и максимальную отдачу зрителя.
В начале 2017 года зрители первого канала были обрадованы новостью, что новым ведущим программы «Модный приговор» станет именно Андрей Бартеньев, который придет на смену Александру Васильеву. Но Андрея взяли лишь в качестве временного ведущего, однако он успел собрать несколько замечательных образов и помог личностно раскрыться участникам шоу.
Эксцентричный модельер и дизайнер, художник и актер, педагог и автор замечательных статей об истории искусства, Андрей Бартенев не просто эпатирует публику, но и вкладывает глубинный смысл в свои работы. Ко вкусам художника в выборе нарядов можно относиться по-разному, но глупо отрицать, что, так или иначе, ему присуще неповторимое чувство стиля, на грани с инопланетным, неземным. Как бы то ни было, Андрей продолжает творить, делая упор на исключительно положительном впечатлении, за что стоит его поблагодарить: в этом порой мрачном мире такая сумасшедшая толика радости способна не только встряхнуть и ободрить, но и заставить поверить в то, что мир не так однообразен и скучен, как казалось ранее.
Художник, скульптор, модельер Андрей Бартенев родился в Норильске в далеком 1969 году. Детство мальчика прошло в коммунальной квартире. Сам Андрей вспоминает то время как голодное и холодное. А своим главным вдохновением тех времен называет своих домашних питомцев.
Образование Бартенев получил в Институте культуры г. Краснодара. После окончания он уезжает в Сочи, где становится успешным художником, создателем выставок и перформансов.
В 90-х годах Андрей прилетел в Москву самолетом из Адлера. Его встречал Сергей Гагарин, директор группы Браво. Он не только познакомил Андрея со своими друзьями, но и рассказал, как надо жить в Москве. Гагарин посоветовал Бартеневу одеваться более экстравагантно. Андрей быстро понял, чего не хватает его сочинскому шарму. Добавив чуть-чуть блошиного рынка, он с легкостью вписался в круг московской богемы. Первым делом Андрей отправился со своими графическими работами на Малую Грузинскую, где в то время находился Комитет выставок. Там его сразу приняли, и он познакомился с такими людьми как Герман Виноградов, Петлюра, и многими другими талантливыми художниками того времени. Там же была проведена их первая групповая выставка. По совету своих новых друзей, Бартенев отправился в галерею "Марс", где все и началось.
Творчество Андрея Бартенева
Первым большим проектом Андрея того времени стало «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок», в рамках которого он курировал выставку сочинских и московских художников. Сам Бартенев танцевал на том проекте под звуки музыки с пером от сочинского павлина. Тогда в начале 90-х о Бартеневе писали все газеты.
Триумф Бартенева в Европе начался в 1993 году. Там Андрей со своим Ботаническим балетом попадает в репортаж журнала Stern. Фотография Андрея на весь разворот, где он весь в пуговицах стоит в метро со стеклянным цветком и с брошками Эндрю Логана, облетела весь мир. Последовал звонок от жены Юрия Визбора, которая сообщила Андрею, что его приглашают на фестиваль во Франкфурт-на-Майне. Позже Бартенев нон-стоп ездил по всем городам Европы, и в 1995 году оказался в Лондоне, где прожил следующие 10 лет.
В 2000-х годах Бартенев уходит от больших музеев и галерей, и его приоритетом становится перформанс. Его работы в этом жанре обошли все ведущие площадки мира.
Ботанический балет - один из самых известных перформансов Бартенева, с которым он получил Гран-При в 1992 году в Юрмале на «Ассамблее неукрощенной моды». Он имитирует детскую игру «лепи из снега» при помощи картона и папье-марше.
Другая не менее известная работа мастера – постановка «Снежная королева». Этот причудливый перформанс невероятной фантастичности задействует пестрые движущиеся скульптуры и объекты. Зарубежной публике эта работа напомнила творчество Кандинского.
Еще один нашумевший перформанс Бартенева называется «Я тебя люблю!». Зрители произносят эти три слова, которые затем с помощью длинного ряда огромных динамиков, расположенных по извивающейся линии, возвращаются к нему самому.
Личная жизнь
Несмотря на доброту, улыбчивость и дружелюбие, Андрей старается никого не впускать в свою личную жизнь. Известно, что детей у него нет. А самым близким человеком всегда была мама, которая ушла из жизни несколько лет назад.
Здравствуйте, подписчики и мимо проходящие. Сегодня разбираю шоу "Модный приговор", идущее на Первом канале уже не первый год. Давно хотел написать, но что-то руки не доходили и повода не было, а здесь их сразу два. Первый - первый день весны 1 марта! Ура, отмучились. Всех с этим поздравляю Второй повод - новый ведущий Андрей Бартенев, который сменил на данном посту историка моды Александра Васильева. Пускай замена недолгая - всего на 2 недели, пока гуру моды готовит выставку в Москве, но всё же событие это из ряда вон выходящее и сигнализирует о том, что не всё в порядке в модном королевстве.
Структура передачи "Модный приговор" закостенела много лет назад и периодически в неё вносятся косметические правки. Иногда бывают и более серьёзные вмешательства. К сожалению, вариант "Модного приговора" 2017 года имеет мало отношения к моде. Обсуждение модных тенденций и трендов, шоу с престарелыми моделями, экскурсы в моду и даже пАкупАчки в магазине одежды - всё осталось в прошлом. Сейчас "Модный приговор" это чесание языками в течение часа как в любом другом ток-шоу на Первом и под самый конец выпуска два преображения - демонстрация старого гардероба героини и показ работы стилистов, а до этого 40-50 минут бухтение мужа или других родственников и коллег героини, причитания на судьбу, слёзы и выворачивание грязных трусов наизнанку.
"Модный приговор" держится на трёх китах: Эвелине Хромченко, умеющей детально проанализировать проблемы со стилем и выдать чёткие рекомендации, Надежде Бабкиной, которая умеет подобрать нужные слова в житейском плане, ну и ведущий-тамада Александр Васильев. Все трое давно засиделись в своих креслах и всем пора двигаться дальше. Участие Эвелины Хромченко в "Модном приговоре" - огромный шаг назад и стагнация в карьере. Публичность это хорошо и выгодно, но к чему метание бисера перед свиньями? Утренняя аудитория Первого канала и мир моды - это две непересекающиеся плоскости. Все её советы и замечания, безусловно, ценны, но на вещевых рынках после ей передачи почему-то не появляются модели, отвечающие требованиям моды и хорошего вкуса. Дешёвая одежда всегда будет выглядеть дёшево и убого, так как одежда - показатель статуса носящего её. Никто не будет продавать модный фасон за 100 рублей. За 100 рублей специально сделают самый уродский дизайн, чтобы было за километр видно - вон там идёт нищенка. Даже Юдашкин в коллекции для Фаберлика заломил цену за юбку (судя по рекламе) в полторы тысячи. Китайский Фаберлик за полторы штуки! Очуметь.
Надежда Бабкина - вот ей точно идёт сидеть в жюри. Не знаю, что там у неё с концертами и кто вообще слушает её песни и ходит к ней на концерты. Это точно не я. Хитов она не выпускает, клипы не снимает. Редкие выступления, которые я застаю на ТВ, заставляют меня сразу же переключиться на другой канал. Вот такая штука: как человек Бабкина мне нравится, несмотря на то, что является доверенным лицом сами-знаете-кого, а вот песни её слушать - ни за что. До Бабкиной на том же месте сидела Лариса Вербицкая. Вот это был тихий ужас. Как профессиональная ведущая не могла связать двух слов без подсказки и продержалась в кресле защитницы 6 лет? Слава богу, что её убрали в конце-концов.
Александр Васильев... Кажется, он поначалу пришёл на "Модный приговор" по приколу, а потом его затянуло. Это всяко лучше, чем сидеть безвестно в Париже среди пыльного хламья, которое он скупил на барахолках, но и честь надо знать. По сути, он произносит в каждом выпуске одни и те же слова - различаются только приколы и стёб по отношению к героиням передачи. Мне кажется, что если бы он мог выбирать героев передачи, он бы в жизни не пустил в эфир Первого канала всех этих фриков с печальными судьбами.
Рад ли я, что Васильева пусть на две недели, но всё же заменили? Да. Художник Андрей Бартенев известен не меньше, чем Александр Васильев и хабалит не хуже. Посидит с недельку и задаст такого жару - мама не горюй. В инете пишут, что хотели бы видеть злую моську Лисовца в кресле ведущего. Ну уж нет! Кто такой Лисовец? Имя и не более того. Селебрити, стал известен благодаря ТВ, а не из-за своей работы. Васильев - историк моды, много книжек написал. Бартенев - художник-авангардист с именем. Всё правильно, ИМХО. Я бы вообще ввёл в правило ротацию центрального кресла.
Герои передачи - это отдельный разговор. 99% выпусков с женщинами и очень редкие передачи, где переодевают мужчин. У моей тёти коллега по работе давным-давно принимала участие в "Модном приговоре". Она сказала, что все проблемы, которые героини вещают с трибуны, это полная выдумка, фантазия. Нужно же им как-то оправдать появление на передаче. Гардероб, который стилисты подбирают героиням, никто никому не дарит - всё приходится возвращать. Также читал в инете откровения владельцев магазинов одежды и бутиков, что они искренне ненавидят стилистов Первого канала, так как они всегда сдают купленную одежду. Это позор, конечно, что известная передача не может позволить себе подарить демшанские вещички героям, которых использовали вдоль и поперёк. И да, очень бесит, что ведущие всегда говорят правильно "одеваю/надеваю", а герои исключительно неправильно - всегда "одеваю" и никто их не поправляет.
Я не знаток моды и вообще хожу в одном и том же годами, но чувством прекрасного я всё же обладаю. И иногда я просто в шоке от того, как стилисты уродуют героинь передачи. На самом деле здесь есть один визуально-психологический трюк. Главное преображение, которое совершают стилисты, заключается не в смене одежды, а в наложении правильного макияжа и сооружении нормальной причёски на голове. Вариант героинь "до" это тихий ужас главным образом из-за фигни, что творится у них на голове. Немытые, нечесаные - все как на подбор как только что из леса вышли. Другой вариант - фрики, но они бывают реже. В основном, это немытые, нечёсаные, бесформенные селянки. Формы тела не изменить за 1-2 часа работы стилистов, как нельзя привить чувство стиля, поэтому меняют причёску, а к хорошей причёске, как мне кажется, подойдёт любая одежда. Да, есть общие принципы - чтобы одежда не сильно облегала обвисшие сиськи и толстый зад, чтобы верх одежды прикрывал кормилицу, нельзя надевать черный лифчик под белую блузку и пр., но 90% успеха всё же на голове и как следствие в голове. Как мне кажется, передача значительно бы выиграла, если бы показали, как стилисты работают с пОциЭнтами, а то сейчас прямо какой-то ВЖУХ! и вышла красавица. Что сделали, как сделали, по каким принципам подбирали наряды и стиль? Очевидно, что они всех одевают под одну гребёнку - обеспеченной женщины с лёгким прибабахом. После окончания передачи только почему-то не выдают миллион долларов на счёт, чтобы можно было поддерживать предложенный стиль. И даже если бы все вещи реально дарили - я не представляю, как эти дамочки щеголяли бы в шикарных нарядах по загаженным дорогам в своих сёлах и посёлках с грязью по колено, где все ходят в ватниках и резиновых сапогах.
Меня сильно расстраивает то, что люди готовы произносить прилюдно (пускай и не всерьёз, как оказывается) обвинения в адрес друг друга, обещания развестись и пр. Если б мне такое сказали даже в шутку, у меня бы остался отпечаток искренней обиды надолго, если не навсегда. Когда любимый человек готов произнести страшные и позорные слова на всю страну - значит любовью там давно не пахнет. Расчет, корысть, честолюбие - всё, что угодно. После "Модного приговора" можно смело подавать на развод, ИМХО. Перед участием в "Модном приговоре" героям передачи нужно принять важное решение - что им важнее: отношения или пятиминутка славы. Многие выбирают славу и разыгрывают спектакль на Первом канале, где не хватает только мордобоя. Телевидение развращает людей, заставляет идти против себя, заставляет обманывать зрителей. Карма героев от этого страдает - я уверен на 100%. Люди, не ходите в такие лживые передачки. Потом же аукнется! Вот Алисовика из "Пацанок" тоже просила мужа, чтобы он бил её на камеру, а теперь они (с её же слов) больше не живут вместе. И не стоит забывать, что слово не воробей и "предательство" себя и своих отношений навсегда останется зафиксированным на видео. Об этом тоже не стоит забывать.
Отдельная категория экспертов в "Модном приговоре" - это звёзды эстрады, театра, кино и ТВ, которые пришли поглумиться над нищебродскими нарядами героинь. Тут сразу видно, кто опытен и мудр, а кто недалёк. Мудрые звёзды безоговорочно поддерживают героинь и говорят, что тем всё идёт, что бы они ни надели - таким образом они зарабатывают +100 к карме и своей популярности. Недалёкие звездульки рьяно критикуют и стебут героинь, становясь на сторону обвинения. Всё-таки "Модный приговор" это народная передача и как никак придётся кривить душой и скрывать свою суЩность, а не то потоки грязи обрушатся потом на социальные сети, а на премьеру спектакля или на концерт потом никто не придёт. Роль звёздного эксперта создана не для критики, а для пиара и не все это понимают. Некоторым звёздам, кстати, не помешало бы и самим преобразиться перед тем, как раздавать советы. Например, в первом выпуске "Модного приговора" выступала Татьяна Буланова. Люблю её как артистку, но слушать модные советы и критику в её исполнении... эээ... Сапожник без сапог, как говорится. В звёздные эксперты нужно приглашать людей с безупречным чувством стиля, а не тех, у кого получается нормально принарядиться через раз или реже.
Больше всего меня разочаровывает в "Модном приговоре" не полный отказ от моды и не закостенелость формата, а... реклама, которую толкают в передаче. До недавнего времени Александр Васильев рекламировал чемоданчики с ДеШели, например. Сейчас переключились на "Лошадиную силу". Я вот чего-то не пойму - почему рекламу заказывают исключительно фирмы с сомнительной репутацией, а знаменитости на это подписываются? Где Лореаль-Парижы, Эйвони и прастихосспади Арихлеймы?
Ну и закончу на позитивной ноте, хотя уже 5 лет прошло с того события. 2012 год. Выпуск "Модного приговора" с... лесбиянками (ссылка на легальный онлайн-просмотр ). Вот это был фуррор! Тем выпуском "Модный приговор" показал, что они там сидят не только ради денег. Ни для кого не секрет, что в сфере моды и красоты работают, в основном, ЛГБТ. И очень странно, что в передаче о моде эта тема старательно замалчивалась и до сих пор замалчивается. Все всё видят, все всё понимают, но произносить и говорить об этом нельзя. Смешно! Кстати, на следующий день после эфира тот выпуск удалили с сайта Первого канала и он остался только на официальном сайте "Модного приговора".
Вот ещё какой вопрос у меня к вам, дорогие читатели. Вы разгадали секрет съемки передачи, когда героиня преображается в считанные минуты? Ясно-понятно, что процесс занимает долгое время, но ведущие же не сидят и ждут, пока стилисты сотворят чудо. Насколько мне известно, "Модный приговор" снимают блоками по несколько выпусков в день. Я подозреваю, что выпуски снимают ровно до тех пор, пока героиня уходит за кулисы для преображения, а потом ведущие бегут переодеваться и снимают следующий эпизод ровно до этого же момента. И так далее, пока не случатся преображения и снимают концовки опять же с переодеваниями ведущих. Вы тоже так думаете или технология съемки всё же другая?
Ставлю шоу "Модный приговор" три звезды и, к сожалению, не могу порекомендовать к просмотру, потому что чем дальше - ем она проще и хуже в плане наполнения и подачи. "Модный приговор" не развивается, а стабильно деградирует и скоро себя изживёт, поскольку от моды в нём остались рожки да ножки и смысл передачи свёлся к пустым разговорам за жизнь. И да, я не верю, что проблемы можно решить с помощью новой причёски и одёжки.
"Модный приговор" выходит с понедельника по пятницу в 11 утра на Первом канале. Все выпуски и много другое можно найти на официальном сайте проекта Модный-ТВ .
Спасибо вам за положительные оценки и комментарии!
Другие мои отзывы: Фильмы | Мультфильмы | Сериалы | ТВ-шоу | Косметика | Продукты питания
Искренне ваш, Andy Goldred
Город, в котором я живу
Москва
«...в Москве у меня нет никакого дома - у меня студия. Я не обременен недвижимостью уж точно! Но мне в студии, что называется, стены помогают».
Нью-Йорк
Лондон
Где родился
Норильск
«Я родился в заполярном Норильске в суровой среде коммунальной квартиры...»
У кого родился
«Мои родители работали с утра до ночи, поэтому моим художественным и иным воспитанием занимался я сам под крылом провидения...»
Где и чему учился
Окончил Краснодарский художественный институт.
«Я мечтал учиться музыке, но запихнуть пианино в коммуналку было нереально, и вопрос отпал сам собой. Так что все мое детское творчество ограничивалось пластилином и ножницами — я лепил фигурки и вырезал из цветной бумаги коллажи. После школы уехал в Краснодар и поступил в институт искусств на факультет театральной режиссуры».
Где и как работал
Начинал театральным режиссером.
«...по специальности проработал всего полгода и переехал в Москву. Там, собственно, и началось мое "делаю, что хочу!"»
«Когда я начинал в конце 80-х, для меня ориентиром была прежде всего русская классика, авангард 1911-1914 годов - Бурлюк, Кручёных, Маяковский… Меня удивляла их открытость любому эксперименту, они использовали различные изобразительные средства - от агрессивного мейк-апа до каких-то конструкций, которые они создавали. Гончарова, Певзнер, Гольдер - все эти люди из авангарда много работали с формой. Конечно же, Малевич с его архитектонами - в середине 90-х я посвятил ему один из перформансов».
«Меня часто приглашают на музыкальные фестивали делать перформансы. Я объединяю музыку, звук, текст и форму - это делает мои произведения мультимедийными и универсальными. Такое можно показать где угодно, в любых условиях это будет к месту. ...Сейчас работаю над перформансом для Американского национального арт-клуба - это такое очень известное здание 1910 года в стиле «американский ар-деко», невероятной красоты! Перформанс называется «Трясущиеся углы», или Shaking Angles...»
«Помимо перформансов занимаюсь графикой, проектирую скульптуры, издаю книги...»
Проводит мастер-классы в России, США, Великобритании и других странах.
«...преподавал в норвежской театральной академии на факультете сценографии. Вообще, в европейских арт-академиях перформанс преподается как один из жанров визуальной культуры».
Что такого сделал
Проекты и перформансы, среди которых: проект-выставка «Люби кутюр!» и фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», перформансы: «Спящие красавицы», «Минеральные воды», «Нижнее белье для Африки», проект «Ботанический балет».
«В нем участвовали движущиеся скульптуры. Они выстраивались в бесконечное количество картин, и зрителю казалось, будто перед ним разворачивается длинное полотно форм. ...Скульптуры из папье-маше доходили до трех метров, и из‑за большого веса носить их, как костюмы, было невозможно. Это были движущиеся объекты — Дядька Чернослив, Северная Подводная Лодка, Теплоэлектростанция Один, Хоккейная Клюшка, Девушка-Пурга...»
Достижения
Работы неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях.
«...Все, что я делал, исходило от переизбытка радости, постоянного ощущения весны... рисовал оттого, что это доставляло мне наслаждение. Мое творчество не соответствовало окружающим меня стандартам, так же, впрочем, как и сегодня».
Дела общественные
«Поддерживаю только общество защиты животных WWF».
Общественное признание
В 1992 году получил Гран-при на фестивале в Риге за «Ботанический балет».
Член Союза художников, а также Академии дураков Вячеслава Полунина.
Важные события жизни
Приезд в Москву.
«Когда я приехал в Москву, то встретил Жанну Агузарову, и ее тогдашний директор Сергей Гагарин помог мне сделать первые шаги в столице. Позже появились знакомые мирового масштаба — Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Роберт Уилсон, Зандра Роуз… Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь».
Люблю
одеваться и жить согласно своему воображению
«Я одеваюсь так, как хочу. Причем если в любой европейской стране мой внешний вид вызывает доброжелательное любопытство, то в России яркая и необычная внешность провоцирует агрессию. Так, едва прилетев из Нью-Йорка, я посетил вечеринку. На мне были пижамные штаны с большими зелено-желтыми обезьянами, огромная зеленая куртка и купленный в Америке индейский головной убор из орлиных перьев. Но стоило мне появиться на улице, как на меня набросились какие‑то юноши, угрожая убить. Понятно, что теперь я предпочитаю перемещаться по Москве в машине или виртуально».
«Иногда одеваюсь в московских магазинах, если есть время. Но в основном покупаю одежду в Лондоне и в Нью-Йорке. Если у меня есть деньги и время, то покупаю сразу много одежды, собирая образ, характер. Под каждый костюм - обязательно обувь, аксессуары».
из художников - Пауля Клее, Пикассо, Гауди, художников эпохи австрийского модерна и Микеланджело; из композиторов - Перселла, Верди, Моцарта, Баха, Бетховена, Прокофьева, Чайковского, Шумана; в балете - хореографию Мориса Бежара и Пины Буш, американские «модерн»-труппы; фильм «Цветок 1001 ночи» Пазолини и вообще кинематограф Сокурова, Параджанова, Гринуэя, Феллини, Антониони, Висконти; читать - Мандельштама, Цветаеву, Ахматову, Пастернака и фантастику
Ну, не люблю
«…работать на корпоративах. Поэтому-то я в России ничего не делаю...»
И вообще
«Я не превращаю свою жизнь в товар и никому свое удовольствие не продаю. Люди, которые мне платят, просто являются свидетелями того, как я наслаждаюсь окружающим миром».
«Мои родственники меня поддерживают, здесь понимание преобладает над непониманием. Другой вопрос, что у меня, как у художника, существует свой образ жизни. У меня есть плюсы и минусы. И это своеобразие моей арт-жизни, оно может как устраивать моих родных, так и не устраивать. Но здесь уже я ничего не могу поделать».
«…у меня странная, отличная от других жизнь. Путь, который я выбрал, никогда не сделает меня кумиром миллионов...»
Новый ведущий программы "Модный приговор" Андрей Бартенев рассказал, почему историку моды Александру Васильеву потребовалась замена. По словам дизайнера, ему очень понравилось принимать участие в съемках.
"Передача, которую мы недавно отсняли, выйдет в эфир 1 марта. С огромным удовольствием я встретился с моими старыми друзьями Эвелиной Хромченко и Надеждой Бабкиной, в очередной раз восхитился их профессионализмом, героизмом, стойкостью и здоровьем. Потому что для того, чтобы вести "Модный приговор", нужно быть очень здоровым человеком – не только психически, но и физически", – объяснил Бартенев корреспонденту сайт.
ПО ТЕМЕ
Андрей подчеркнул, что раньше часто смотрел передачу с участием Александра Васильева. "У меня уже тогда возникали мысли, что в ней нужно что-то менять. Мне не нравились декорации, я бы поменял музыку, но оказалось, мы имеем дело с таким накатанным блокбастером, что изменить какую-то деталь – это значит убить зрительский интерес", – поделился новый ведущий.
Модный судья признался, что тщательно готовился к съемкам. "Продюсеры сообщили мне о том, что хотели бы видеть меня в качестве ведущего, когда я был в командировке. Я собрал целый чемодан классических английских костюмов, подумал, что зрители привыкли меня видеть в яркой одежде, и решил их удивить. Однако продюсеры сказали: "Нет-нет, вы нам нужны именно таким! Верните свои яркие костюмы!.
Художник добавил, что зрители увидят всего лишь восемь выпусков программы с его участием – затем Александр Васильев вернется в кресло ведущего. "Сейчас он готовится к своей выставке костюмов XVIII – XIX веков, как только она завершится, он вновь станет ведущим", – отметил Андрей.