Американский танк M1A1 Abrams: описание и ттх. Основной боевой танк М1Е1"Абрамс"
– это основной боевой танк Соединенных Штатов. Танк стоит на вооружении многих государств – США, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Кувейта, Австралии. Серийное производство танка было начато в 80-х годах прошлого века. Свое название танк Абрамс М1 получил в честь генерала Абрамса Крейтона.
Теперь немного истории создания танка М1. Танк Абрамс появился в результате третьей программы, которая должна была заменить существующие танки Паттон. С трех программ первых две оказались неудачными, ибо танки Т95 и МВТ-703 не имели превосходств ни по характеристикам, ни по стоимости производства. Разработка танка нового образца была начата в 1971 году. Позже он получил кодовое название ХМ-1. Уже в мае 73-го года компании Дженерал Моторс и Крайслер подали заявки на участие в конкурсе. 28 июня того же года с ними был заключен договор на создание опытных образцов танков. На разработку нового танка повлияло много факторов. Это и поездка представителей компаний в Великую Британию для ознакомления с новшеством – композитной броней «Чобхэм», так и арабо-израильская война 73-го года, благодаря которой компании отказались от использования 25-30 мм спаренной пушки «Бушмастер». Вместо нее решено было использовать 7,62 мм пулемет. Это позволило увеличить боекомплект основного орудия за счет освободившегося объема. Компании провели совместные испытания своих детищ с 31 января по 7 мая 1976 года. Обе машины отвечали заявленным требованиям. В итоге последующих соревнований о снижении стоимости, и наличию газотурбинного двигателя победила компания Крайслер. Общая стоимость заказа в 462 танка составляла 196 млн. долларов. Дженерал Моторс же предложила сумму в 232 млн. долларов США. Второй этап испытаний танка М1 закончился в феврале 79-го года. Еще в 78-м году Пентагон дал добро на постройку первых 110 танков. 28 февраля 1980 года два первых танка ХМ1 были переданы армии США для обучений личного состава и окончательных испытаний. Тогда же ХМ1 получил название танк Абрамс в честь начальника штаба армии Адамса Крейтона. После окончательных испытаний танк был принят на вооружение армии США 17 февраля 1981 года.
Производство танка М1 Абрамс для ВС США было прекращено в 1993 году. На сегодня известно 11 модификаций танка М1 Абрамс.
Конструкция, вооружение танка М1 Абрамс
Классическая компоновочная схема танка Абрамс предусматривает отделение управления в передней части танка, боевое отделение в центральной и моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части. Экипаж танка – 4 человека: командир, заряжающий, наводчик, водитель-механик.
Корпус и башня танка сварные, передние части которых имеют многослойное пассивное бронирование, напоминающее английский чобхэм. Отличительной особенностью танка Абрам является то, что верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона относительно вертикальной плоскости и довольно большой зазор между корпусом танка и его башней.
105-мм нарезной пушкой М68А1 оснащались модификации танка М1 и М1IP. Эта пушка стабилизирована в двух плоскостях. Боевой комплект танка М1 Абрамс состоит из 55 снарядов унитарного типа с металлической гильзой 5 разных видов. Уже с 1985 года на танках М1 Абрамс устанавливалась 120-мм гладкоствольная пушка М256. В качестве вспомогательного оружия на танке М1 Абрамс использовался 7,62 мм пулемет М240, спаренный с пушкой. Помимо него устанавливался такой же пулемет, как и предыдущий, но он размещался перед люком заряжающего. Третьим пулеметом является 12,7-мм пулемет М2. Он размещался на башне командира.
оснащался довольно современной системой управления огнем фирмы Хьюз Эйркрафт.
В танке Абрамс М1 установлен газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500. Он выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Allison Х1100-3В. Весь блок можно заменить в случае поломки менее чем за один час. Гидромеханическая коробка передач имеет 4 передачи переднего хода и 2 заднего.
Семь опорных катка с внешней амортизацией, два поддерживающих ролика на каждую сторону, гусеницы с резиномеханическим шарниром и торсионная подвеска в совокупности являются ходовой частью танка.
Сейчас танк М1 Абрамс состоит на вооружении 6 стран, включая США, Египет, Австралию, Кувейт, Ирак и Саудовскую Аравию.
Танк Абрамс применялся в 4-х боевых операциях, где и получил боевое крещение.
В целом танк Абрамс М1 – грозное для решения задач самого разнообразного характера.
Тактико-технические характеристики танка Абрамс M1 | |
Размеры | |
Боевая масса, т | 54,4 |
Масса пустого танка, т | 51,2 |
Длина, м | 7,92 |
Длина с пушкой, м | 9,77 |
Ширина, м | 3,66 |
Высота, м | 2,89 |
Бронирование | |
Эквивалентная толщина лба корпуса, мм | 600 |
Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса(БПС), мм | 370 |
Борта корпуса, мм | 57 (25 до МТО) |
Корма корпуса | 20 |
Эквивалентная толщина лба башни, мм | 700 |
Эквивалент по стойкости лобовой брони башни(БПС), мм | 450 |
Крыша, мм | 70 |
Вооружение | |
Пушка | 105-мм M68A1 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2 HB2 × 7,62-мм M240 |
Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов | 55 / 900 / 11 400 |
Подвижность | |
Двигатель | ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 h.p. (1232) kw |
Удельная мощность, л.с./т | 27,6 (22,6) |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 440 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 |
Преодолеваемый ров, м | 2,74 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,24 |
Преодолеваемый брод, м | 1,22 (2,29 с ОПВТ) |
Задачей танка M1A2 Abrams является сближение с силами противника и их уничтожение с использованием маневра, огневой мощи и эффекта внезапности. Находится он на вооружении в танковых и разведывательных батальонах. Вместо нового производства армия модернизировала 1000 устаревших M1 Abrams до уровня M1A2. Это позволило значительно снизить уязвимость путем добавления дублирующих компонентов и рассредоточения средств передачи данных и электроснабжения.
Курс на модернизацию
Танк «Абрамс М1А2» является вторым главным усовершенствованием линии М1. Его основными отличительными элементами являются:
- информационная система IVIS;
- независимый тепловизор командира CITV;
- система позиционирования и навигации POS/NAV;
- усовершенствованный пульт управления огнем ICWS;
- двойное резервирование устройств передачи данных MILSTD 1553D и общей шины.
В 1999 г. в серийное производство был запущен пакет усовершенствований SEP, который включал:
- второе поколение FLIR;
- систему командования и управления программным обеспечением EBC;
- заброневой вспомогательный энергоагрегат UAAPU
- систему управления TMS.
В дополнение к модернизации произведенных ранее танков Армия США обеспечивает снабжение техники, проданной в Саудовскую Аравию и Кувейт.
В ходе программы было закуплено 62 М1А2 и, по состоянию на начало 1997 г., была завершена модернизация 368 старых танков M1 до уровня M1A2. В 1991-1993 годах их было поставлено 267 единиц. С 1996 по 2001 год на заводе в г. Лима, было закуплено еще 600 усовершенствованных машин.
Программа SEP
Программа дальнейшей модернизации танка «Абрамс М1А2», получившая название «Программа улучшения системы» (SEP), была направлена на повышение возможностей цифрового командования и управления, его боеспособности и поражающего действия.
В 1994 году Армия США заключила контракт с компанией General Dynamics Land Systems на разработку усовершенствований M1A2 и отдала GDLS еще один контракт в 1995 году на поставку 240 усовершенствованных M1A2 SEP с доставкой в 1999 г. К тепловым прицелам наводчика и командира было добавлено второе поколение бортовой инфракрасной системы переднего обзора FLIR. Этот датчик также начал устанавливаться на устаревшие M1A2 с 2001 г.
В марте 2001 г. был подписан многолетний контракт на производство до 2004 г. 307 танков M1A2 Abrams SEP. На то время текущий план насчитывал 588 М1А2 SEP, 586 М1А2 и 4393 М1А1.
Первые военные танки М1А2 поступили на вооружение в 1-ю бронекавалерийскую дивизию, Форт-Худ, штат Техас, в августе 1998 г. Поставки в 3-й бронекавалерийский полк в Форт-Карсон, штат Колорадо, завершились в 2000 г. Прибытие в войска М1А2 SEP началось весной 2000 г. с 4-й пехотной дивизии, Форт-Худ, штат Техас. Модернизация M1A2 до уровня SEP началась в 2001 г.
Оружие XXI века
Танк «Абрамс М1А2 SEP» стал цифровым центром полей сражений армии XXI века. В нем реализованы многочисленные улучшения систем управления и контроля, увеличено поражающее действие и надежность.
Программа SEP включает обновление ядра компьютера, в т. ч. замену процессоров, увеличение разрешения дисплеев, объема памяти, установку дружественного интерфейса оператора SMI и открытой ОС, позволяющей проведение дальнейшей модернизации.
Но наибольшее значение имеет интеграция 2-го поколения FLIR, установка заброневого вспомогательного энергоагрегата UAAPU и системы терморегулирования TMS.
Источники финансирования
Увеличение финансирования Stryker и боевых систем будущего FCS произошло в результате принятого армией США в 2002 г. решения прекратить или реструктурировать расходы долгосрочного плана Меморандума о целях программы (POM) по 48 системам в 2004-09 финансовых годах. В их числе оказались самоходная гаубица XM2001 Crusader и A3-модернизация боевой машины Брэдли, программа M1A2 SEP, второй блок армейского тактического ракетного комплекса компании Локхид Мартин и связанная с ним запланированная модернизация BAT-боеприпаса компании Northrop Grumman, ракета Stinger, система обнаружения цели компании Raytheon и мина с широким радиусом поражения компании Textron.
Прибор ночного видения
Второе поколение FLIR заменило существовавшую тепловизионную систему TIS и независимый тепловизор командира, а также все компоненты первого поколения FLIR. С точки зрения войск США, это одно из ключевых улучшений, которое представляет собой полностью интегрированную систему прицеливания, предназначенную для обеспечения наводчика и командира танка улучшенным дневным и ночным целеуказанием и возможностью ведения боевых действий. Позволяет на 70 % лучше захватывать цель, на 45 % быстрее и точнее стрелять. Кроме того, на 30 % увеличился радиус обнаружения и идентификации целей, что привело к росту поражающего действия и уменьшило вероятность поражения своих войск. Независимый тепловизор командира CITV обеспечивает поиск и уничтожение противника. Новый FLIR представляет собой систему прицеливания с изменяемым увеличением от 3 или 6 крат с широким углом обзора для обнаружения цели и 13, 25 или 50 крат при узком поле зрения для слежения за целью на большом расстоянии.
Эффективный энергоагрегат
Энергетическая установка UAAPU состоит из газотурбинного двигателя, генератора и гидравлического насоса. Генератор способен производить 6 киловатт электроэнергии силой тока 214 А и постоянным напряжением 28 В. Гидравлический насос способен выдавать 10 кВт мощности. UAAPU может обеспечить электрическую и гидравлическую энергию, которая необходима для управления всеми электронными и гидравлическими компонентами, используемыми во время ведения боевых действий, а также заряжать основные батареи танка. Энергоагрегат сокращает эксплуатационные и сервисные затраты за счет использования топлива в экономном режиме в объеме 3-5 л за час работы. Установлен на левом заднем спонсоне в зоне топливных элементов и весит 230 кг.
Бортовой кондиционер
Еще одним усовершенствованием М1А2 SEP является система терморегулирования TMS, поддерживающая температуру в отсеке экипажа ниже 35 °C и температуру электронных блоков ниже 52 °C в экстремальных условиях. Это повышает боеспособность команды и транспортного средства. TMS состоит из приточно-вытяжной установки AHU и паровой компрессионной установки VCSU, которые обеспечивают 7,5 кВт мощности охлаждения для экипажа и быстросменных блоков LRU. AHU установлена в кормовой части башни и VCSU - перед основным прицелом наводчика. TMS использует экологически безопасный хладагент R134a и смесь пропиленгликоля с водой. TMS установлен в левой части башенного отсека и весит 174 кг.
Система управления боем
Военные требуют, чтобы все системы работали в единой войсковой рабочей среде ACOE для улучшения взаимодействия при ведении общевойсковых операций. Использование цифровых технологий и информационное обеспечение наступательных соединений осуществляется с помощью системы управления боем XXI века уровня бригады и ниже FBCB2. В танке Abrams программное обеспечение FBCB2 размещается на отдельной карте, которая обеспечивает ситуационную осведомленность по всему спектру тактической операции. Поддерживает 34 формата донесений, начиная от докладов о соприкосновении с противником до транспортно-снабженческих отчетов, а также автоматическое информирование о местонахождении транспортного средства своим системам. SEP обеспечивает распространение цифровых данных для оптимизации боевых действий и в режиме реального времени позволяет наблюдать обстановку во время выполнения полномасштабных операций. Это усовершенствование увеличивает контролируемость темпа боя, улучшая устойчивость и поражающую способность. Кроме того, для поддержки эффективности экипажа, каждый бронебатальон снабжается улучшенной системой артиллерийской тренировки AGTS со сверхсовременной графикой.
Задачи программы модернизации
Изменения по программам SEP и «Танк М1А2 в 2000 финансовом году» нацелены на повышение огневой мощи, боеспособности, мобильности, устойчивости и ситуационной осведомленности, усовершенствовании командования и управления, необходимых для обеспечения информационного превосходства ведущих маневренных ударных сил. «Абрамс» и боевая машина Брэдли являются центральными компонентами наступательных ударных сил с цифровой системой управления.
Основные задачи программы SEP:
- улучшение систем обнаружения целей, распознавания и идентификации с добавлением двух FLIR второго поколения;
- установка заброневого вспомогательного энергоагрегата для питания танка и его электроники;
- установка системы управления температурным режимом для охлаждения экипажа и электроники;
- увеличение скорости памяти и процессора и обеспечение возможности отображения дисплеями полноцветных карт;
- обеспечение совместимости с общевойсковой архитектурой командования и управления для ее совместного использования и ситуационной осведомленности в пределах всего соединения.
Дополнительное сокращение веса, внедрение систем управления боем, повышение безопасности и живучести М1А2 согласно плану «Танк Абрамс M1А2 в 2000 финансовом году» началось с 2000 г.
Первые неудачи
Первоначальные эксплуатационные испытания и оценка состояния M1A2 проводились с сентября по декабрь 1993 года в Форт-Худе, штат Техас. Они состояли из артиллерийского этапа и маневров. Результаты были признаны удовлетворительными, новый танк США оказался эффективным, но функционально непригодным и небезопасным. Эта оценка была основана на плохой доступности и надежности машины, случаях самопроизвольного движения дула и башни, спонтанной стрельбы 0,50-калиберного пулемета, а также из-за горячих поверхностей, повлекших ожоги у экипажа.
Последующие испытания двух батальонов танков М1А2 проводились в сентябре-октябре 1995 г. с целью обучения применению нового вооружения. Несмотря на заверения о внесении исправлений, имели место многочисленные случаи самопроизвольного движения ствола и башни, зависаний дисплея и контактных ожогов. Дальнейшие испытания были приостановлены по соображениям безопасности. Производитель установил 30 причин неполадок и после обновления оборудования и программного обеспечения в июне 1996 года тестирование было продолжено.
Генеральный план оценочных испытаний танка «Абрамс М1А2» был принят во втором квартале 1998 г. Он включал в себя согласованный план третьих по счету эксплуатационных испытаний в сочетании с первичным тестированием боевой машины Брэдли в 1999 г. в Форт-Худе, штат Техас. Эта комбинированная операционная проверка состояла из 16 сражений. Боевая машина Брэдли A3 и М1А2 SEP с одной стороны против M1A1 и Брэдли-ODS с другой. Кроме того, одновременно проводилось тестирование второго поколения FLIR. Такой подход реализовал курс министра обороны на объединение испытаний в целях экономии ресурсов и обеспечения более реальной боевой обстановки.
Работа над ошибками
Командование пришло к выводу, что план «Танк M1A2 в 2000 г.» внес существенные изменения в оригинальный дизайн M1A2 и необходимо проведение оценки его живучести на системном уровне на основе полного плана тестирования двух машин и их компонентов, моделирования и симуляции, имеющихся данных, а также данных предыдущих испытаний для оценки чувствительности и устойчивости М1А2 и его экипажа к вероятным угрозам и возможности ремонта повреждений.
Новый ударный танк США с исправлениями, внесенными руководителем программы в 1996 г., был признан функционально эффективным и удовлетворительным. Боеготовность, надежность, расход топлива, а также проблемы безопасности, выявленные ранее, были исправлены. Последующие испытания были проведены в соответствии с утвержденными планами. Случаев самопроизвольного движения ствола и башни, стрельбы пулемета, а также горячих поверхностей выявлено не было.
Наибольший риск для программы представляла разработка встроенного программного обеспечения управления боем, которая обеспечивала распознавание «Свой - чужой» и предоставляла общую командную и управляющую информацию о соединении войск. Это ПО является горизонтальным внедрением технологии, включенной в системы вооружений и оперативного контроля в 2000 г.
Система защиты от ОМП
В конце 2002 г. произошла трагическая авария с участием M1A2 Abrams. В то время как экипаж танка был занят управлением транспортным средством, произошел сбой в системе защиты от оружия массового поражения, в результате которого загорелся фильтр NBC. Один солдат погиб и 9 человек были травмированы. Среди многих факторов, повлекших за собой данный инцидент, основной причиной пожара фильтра NBC было заклинивание установки с воздушным циклом, вызванное попаданием грязи.
Электроника танка предупреждает и предостерегает членов экипажа в случае проблем с NBC. Сообщения отображаются визуально на дисплеях командира и водителя. Кроме того, каждому члену экипажа по системе внутренней связи VIS передается звуковой сигнал, генерируемый модулем аналогового ввода AIM и подаваемый по Y-кабелю на стационарный полнофункциональный блок управления водителя AN/VIC 3 через разъем J3. Неправильное подключение последнего не мешает средствам связи, но из-за этого предупреждающий сигнал не мог быть услышан. Командование должно удостовериться, что каждый M1A2 в их распоряжении проверен, убедиться в правильном подключении системы NBC. До завершения проверки она использоваться не должна. Это критический компонент M1A2, обеспечивающий экипажи защитой в боевой обстановке, требующий надлежащего обслуживания и проверки.
Дальнейшая модернизация
M1A2 Abrams является одним из ведущих основных боевых танков в части бронебойной огневой мощи и защиты, но эта модификация уступала в некоторыми возможностями боевых танков, сделанных в России, Германии или Израиле. Недоставало осколочно-фугасного выстрела, системы активной защиты и дополнительных накладных броневых экранов.
Программа модернизации M1A2 SEPv2, помимо увеличения надежности и продолжительности службы танка, делала акцент на обеспечении совместимости c «боевыми системами будущего» FCS.
Это обновление включало два контракта с компанией GDLS. Первый, рассчитанный на 2007-2009 года, предусматривал реконструкцию 240 M1A2 SEP до второго уровня с улучшением прицелов, дисплеев и связи с пехотой. Второй контракт, начавший действовать в феврале 2008 г., предусматривал обновление до SEPv2 435 оставшихся танков М1А1.
В SEPv2 добавлена орудийная система с удаленным управлением CROWS II, оборудованная 12,7-мм пулеметом.
Программа модернизации SEPv3 была публично объявлена в 2015 г. Сегодня это наиболее современная версия «Абрамса» с рядом дальнейших усовершенствований боеспособности, эффективности расхода топлива и сетевых возможностей. Среди них - новая броневая конструкция и повышенная устойчивость против самодельных взрывных устройств. Испытания SEPv3 завершатся в 2016 г. и поставки начнутся в 2017 г.
Экипаж
Американский танк «Абрамс» вмещает экипаж из четырех человек: командира, наводчика, водителя и заряжающего. Первые два находятся справа, заряжающий слева и водитель спереди в центре.
Командир отвечает за оборудование, донесение о потребностях в материалах и работу танка. Он инструктирует экипаж, руководит передвижением машины, подает рапорты, контролирует эвакуацию раненых и оказание помощи. Является специалистом по использованию вооружения, запрашивает огонь с закрытой позиции и производит ориентирование на местности. Командир обязан знать и понимать боевую задачу, владеть ситуацией, используя всю доступную оптику, прослушивая радиоэфир, следя за межбортовой информационной системой и дисплеем обзора. Расположен справа и имеет доступ к 6 перископам, обеспечивающих круговой обзор.
Тепловизор компании TI позволяет вести круговой обзор независимо от времени суток, проводить автоматическое сканирование и наведение на цель прицела наводчика без вербальной коммуникации, а также служит резервной системой управления огнем. Последняя состоит из гиростабилизированной головной части с датчиками, рукоятки, панели выбора настроек, блока электроники и экрана. Угол просмотра составляет -12°+20° по углу места и 360° по азимуту с увеличением x2.6 при поле зрения 3,4° и x7.7 при 10,4°.
Наводчик
Производит поиск цели и управляет стрельбой основной пушки и соосного пулемета. Отвечает за вооружение и противопожарное оборудование. Является заместителем командира и при необходимости помогает другим членам экипажа. Отвечает за связь и систему контроля, слежение за сетевыми соединениями, поддержку цифровых каналов и др.
Сидит справа. Прицел и GPS-LOS разработаны компанией Hughes Aircraft Company. Двуосный GPS-LOS увеличивает вероятность попадания с первого выстрела путем быстрого захвата цели и улучшенного наведения. Азимутальная инерциальная стабилизация позволяет обнаруживать, опознавать и поражать цель на больших расстояниях, чем предыдущая одноосная система. Экскурсия -16°+22° по высоте и ±5° по азимуту. Точность стабилизации и удержание прицела составляет менее 100 мк рад.
Дальномер Eyesafe, разработанный компанией Hughes, состоит из комбинационного резонатора, увеличивающего длину волны лазера с 1,06 до безопасных для глаз 1,54 мкм. Производит 1 замер в секунду с точностью 10 м.
Есть дополнительный прицел Kollmorgen 939. Компьютерное огневое управление производится компанией Computing Devices из Канады. Оно состоит из блока электроники и панели ввода данных и тестирования. Автоматически рассчитывает данные для ведения огня, учитывая:
- угол подъема ствола;
- изгиб орудия, измеренный системой учета теплового изгиба;
- скорость ветра согласно датчику на крыше башни;
- крен от маятникового датчика в центре потолка башни.
Оператор вводит тип боеприпасов, температуру и давление.
Для уничтожения цели наводчик выравнивает визирное перекрестие прицела с мишенью. Расстояние определяется и данные передаются в компьютер управления огня. Прицел вместе с данными компьютера и состоянием системы информирует о готовности, после чего наводчик производит выстрел.
Водитель
Ведет, позиционирует и останавливает танк. При движении ищет укрытые от огня, позиции и маршруты, держит позицию формирования и следит за сигналами. В бою помогает наводчику и командиру в поиске цели. Отвечает за техобслуживание и заправку.
Располагается в центральной части танка. На панели приборов следит за уровнями жидкостей, состоянием электрооборудования и аккумуляторов. Имеет 3 перископа с обзором в 120°.
AN/VSS-5, разработанный компанией Texas Instruments, основан на неохлаждаемой матрице детекторов 328 х 245, работающих в диапазоне 7,5-13 микрон, и обеспечивает 30° подъема и 40° азимутальный сектор обзора.
Тепловизор AN/VAS-3, разработанный в компании Hughes Aircraft, поставляется на военные танки для Кувейта. Создан на базе 60 полупроводниковых элементов CdHgTe, регистрирующих диапазон волн 7,5-12 микрон. Охлаждает прибор двигатель мощностью 0,25 Вт. Обзор - 20° по высоте и 40° по азимуту.
Заряжающий
Обслуживает основную пушку и спаренный пулемет. Вооружен пулеметом. Укладывает и отвечает за боеприпасы и техобслуживание оборудования связи. До начала боевых действий занимается поиском цели.
Оружие
Основное танковое вооружение - 120-мм гладкоствольная пушка M256 - производится немецкой компанией Rheinmetall, а боекомплект к ней - компаниями Alliant Techsystems и Olin Ordnance, США. Используются учебные M865 TPCSDS-T и M831 TP-T и боевые выстрелы M8300 HEAT-MP-T и M829 APFSDS-T с сердечником из обедненного урана. Плотность этого металла в 2,5 раза больше, чем у стали, благодаря чему обеспечивается высокая бронепробиваемость снаряда. Длина ствола пушки равна 44 калибрам.
В танке М1А1 командир имеет пулемет калибра 12,7 мм на платформе и с х3 оптическим прицелом. Начиная с модификации M1A2 поворотная платформа и прицел уступили место более крупному бронекуполу и пулемету. Эта было сделано, потому что пространство, ранее занимаемое прицелом, двигателем платформы и элементами управления, теперь занято CID и тепловизором.
У заряжающего есть танковый 7,62 мм на станке Skate. Его подъем - -30°+65°, поворот - 265°. Такие же пулеметы установлены соосно справа от главного орудия.
Безопасность и сохранение боеспособности
С двух сторон башни расположены шестиствольные дымовые гранатометы M250. Дымовая завеса также может быть установлена системой управления двигателем.
Башня и корпус M1 Abrams защищены броней, подобной британской Chobham. Боеспособность машины доказана в боевых условиях - она пережила прямые попадания снарядов Т-72. Из 1,955 экипажей ни один военнослужащий не был убит, 4 танка были выведены из строя, и 4 были повреждены, но подлежали восстановлению. Чтобы выдержать современное противотанковое оружие, броня выполняется в виде композитного материала из стали и обедненного урана.
Местом хранения амуниции являются армированные коробки за раздвижными армированными дверьми. Бронированные перегородки защищают экипаж от баков с топливом.
Танк оборудован системой тушения огня компании Halon, активирующейся через 2 мс после загорания и гасящей огонь за 250 мс. Машина защищена от биологического, ядерного и химического оружия системой NBC, которая включает систему кондиционирования воздуха, предупреждения о радиологической опасности и детектор химических веществ. В наличии защитные костюмы и маски.
Силовая установка и расход топлива
На танке установлен многотопливный газотурбинный танковый двигатель Honeywell AGT 1500 мощностью 1500 л. с. компании Lycoming Textron. А компания Allison Transmission поставляет 4 передние и 2 задние передачи X-1100-3B.
Танковый двигатель потребляет около 1135 л за 8 ч., но этот показатель зависит от боевой задачи, местности и погоды. Время заправки одного танка не превышает 10 мин, а взвода из четырех танков - 30 мин. Расход топлива составляет:
- 3,92 л на километр;
- 227 л/ч при езде по пересеченной местности;
- 114 л/ч в оперативно-тактических условиях;
- 38 л/ч на холостом ходу.
ТТХ танков М1А2
Ниже приведена таблица с основными тактико-техническими характеристиками танка.
Характеристика | |
Длина (со стволом), м | |
Длина корпуса, м | |
Ширина, м | |
Высота, м | |
Максимальная скорость, км/ч | |
Запас хода, км | |
Преодоление подъема, град | |
Преодоление рва, м | |
Преодоление стенки, м | |
Выстрелы пушки, шт. | |
Патронов, шт. | 12 400х7,62, 1000х12,7 |
В настоящее время в Соединенных Штатах тщательно изучается опыт использования танков этой серии в боевых действиях с целью устранения всех выявленных недостатков и разработки нового, еще более эффективного варианта этой боевой машины.
Первый серийный танк М1 «Абрамс» сошел с заводского конвейера танкового завода в г. Лайм (Огайо) в феврале 1980 года. М1 «Абрамс» был первым американским танком, разработанным после окончания Второй мировой войны в соответствии с новыми боевыми концепциями применения. По мнению американских специалистов, по своим боевым характеристикам он превзошел стоявший на вооружении М60А3 почти в 2 раза. Танк развивал скорость в 72 км/ч по шоссе и до 50 км/ч при движении по грунтовой дороге. Всего с 1980 года было выпущено свыше 10 тысяч танков «Абрамс» различных модификаций. Стоимость танка оценивается в 6 млн. долларов.
Танк «Абрамс» обладает классической компоновкой и отличается достаточно сильным бронированием сварных башни и корпуса . В их передних частях используется многослойное бронирование, которое подобно английской броне «чобхэм», применяемой на танках «Челленджер» и немецком поздних серий. Для «Абрамса» также характерен достаточно большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что является дополнительным фактором защиты и снижает его уязвимость от бронебойных снарядов.
Для защиты от кумулятивных боеприпасов верх ходовой части и борта корпуса прикрыты специальными навесными бронеэкранами. Члены экипажа танка изолированы от горючего и боеприпасов специальными броневыми перегородками
, что придает и экипажу, и танку дополнительную защиту. Танк не имеет автомата заряжания
, поэтому его экипаж состоит из 4 человек: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.
Органы управления танком включают в себя Т-образный штурвал мотоциклетного типа, который связан с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки располагается рычаг переключения передач (4 передачи вперед, 2 назад). Регулирование подачи топлива осуществляется с помощью вращения наконечников рукояток рулевой колонки.
Первоначально в бронированной башне кругового вращения ставилось 105-мм нарезное орудие М68Е1 , которое было стабилизировано в 2-х плоскостях. Справа от орудия располагаются места командира и наводчика, слева находится место заряжающего. В кормовой части башни в изолированном отсеке в боеукладках находится основная часть боекомплекта орудия (44 снаряда из 55). Доступ к ним открывается только при раскрытии броневых перегородок. Остальные выстрелы находятся в бронированных контейнерах, крепящихся в корпусе танка (8 штук) и на полике башни непосредственно перед заряжающим (3 штуки).
В боекомплект орудия входили бронебойные и подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), М735 (сердечник из вольфрама), а также учебные снаряды М737.
Танк получил достаточно современную систему управления огнем (СУО). Основной прицел наводчика объединяет в себе дневной визуальный канал, тепловизор и лазерный дальномер . Дневной визуальный канал обладает переменным приближением (в 3 и 10 крат). У тепловизора так же два уровня приближения (3 и 10), которые позволяют обнаруживать цели в режиме большого (7,5 х 15°) и малого (2,5 х 5°) поля зрения.
При этом отмечается то, что другие члены экипажа имеют куда меньшие возможности по обнаружению целей, по сравнению с наводчиком. Более низкий уровень приборного оснащения водителя и заряжающего оправдан их загрузкой своими непосредственными функциональными обязанностями, а у командира машины – экономией средств. Командир танка мог находить цели либо с помощью окулярного отвода прицела наводчика, либо с помощью командирского перископического монокулярного прицела. Вести наблюдение через последний можно было лишь в дневное время, а монокулярный отвод не давал возможности проводить автономный (независящий от наводчика) поиск целей.
Для обеспечения кругового обзора командирская башенка имеет 6 установленных по периметру смотровых перископов . Электронный (цифровой) баллистический вычислитель обладает достаточно высокой точностью при расчете угловых поправок для стрельбы. Автоматически в него вводятся значения дальности до цели, которые поступают от лазерного дальномера, температура окружающего воздуха, скорость бокового ветра и угол наклона оси цапф орудия. Вручную в него вводится информация о типе снаряда, износе канала ствола, барометрическом давлении, а также поправки на рассогласование направления линии прицеливания и оси канала ствола.
После того как наводчик обнаружит и опознает цель, удерживая на ней перекрестие прицела, он нажимает на кнопку лазерного дальномера. Происходит определение дальности до цели, значение дальности отображается в прицелах командира и наводчика. После этого наводчик выбирает тип боеприпаса, устанавливая четырехпозиционный переключатель в нужное положение. В это время заряжающий заряжает орудие. После чего световой сигнал в прицеле наводчика подсказывает, что пушка готова к стрельбе.
Угловые поправки от баллистического вычислителя забиваются автоматически. В качестве недостатка эксперты называют наличие лишь одного окуляра в прицеле наводчика, что повышает утомляемость глаз, особенно при движении боевой машины.
Моторно-трансмиссионное отделение (МТС) находится в кормовой части танка. Здесь установлен газотурбинный двигатель AGT-1500, который находится в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3В . Выбор именно газотурбинного двигателя американские инженеры объясняют рядом его преимуществ. В сравнении с дизелями той же мощности газотурбинный двигатель имеет меньший объем. Помимо этого он почти в 2 раза легче, обладает относительно простой конструкцией и более существенным (в 2 — 3 раза больше) ресурсом работы.
Такой двигатель лучше удовлетворяет требованиям многотопливности . Наряду с этим называют такие его недостатки, как сложность воздухоочистки и повышенный расход топлива. Стоит отметить, что двигатель мощностью в 1500 л.с. обеспечивает танку М1 «Абрамс» высокую приёмистость - с места до скорости в 30 км/ч он разгоняется за 6 с.
Танки М1 «Абрамс» оборудуются системой защиты от оружия массового поражения , которая обеспечивает подачу очищенного с помощью фильтровентиляционной установки воздуха к маскам членов экипажа. Также она позволяет создать избыточное давление внутри танка, чтобы не допустить попадания внутрь радиоактивной пыли или каких-либо отравляющих веществ. Имеются в распоряжении экипажа приборы химической и радиационной разведки. Поднять температура воздуха внутри боевой машины можно с помощью обогревателя.
Первый усовершенствованный вариант танка появился в октябре 1984 года и выпускался до 1986 года (было выпущено 894 танка). Главным его отличием от оригинала было более совершенное бронирование. Одновременно с этим шли работы по улучшению боевых возможностей танка, в первую очередь его огневой мощи. В результате этих работ на свет появился танк «Абрамс» М1А1, производство которого было начато в августе 1985 года, а первые серийные машины поступили в танковые части сухопутных войск США в Европе в 1986 году.
Модификация М1А1 получила на вооружение новую 120-мм гладкоствольную пушку западногерманской разработки , которая используется на танках «Леопард-2». Из-за применения орудия большего калибра произошло снижение боекомплекта до 40 выстрелов унитарного заряжания, которые размещаются в специально сконструированной бронированной боеукладке.
Большую часть боекомплекта орудия составляют снаряды двух типов: бронебойные подкалиберные с оперенным сердечником и отделяющимся поддоном (производятся из обедненного урана или вольфрама) и многоцелевые (осколочно-фугасного и кумулятивного действия). У всех выстрелов стальной поддон и гильзы со сгорающим корпусом. Была усилена броневая защита башни. В результате всех изменений боевая масса танка возросла до 57 тонн.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :
В 1988 году началось производство танков М1А1, получивших броню лобовых частей башни и корпуса с включениями обедненного урана . Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у обычной стальной брони. Применение такой технологии, по мнению американских инженеров, позволило существенно повысить бронезащиту танка, в том числе от воздействия боеприпасов кумулятивного действия. При этом масса танка с такой броней возросла еще на 1,5 тонны и вплотную приблизилась к отметке в 60 тонн. Специалисты особо подчеркивали, что низкий уровень естественной радиоактивности обедненного урана безопасен для экипажа танка.
Следующий вариант танка М1А2 является дальнейшим развитием существующей машины. Комплекс усовершенствований, объединенных под названием «Блок-2», состоит из независимого тепловизионного прицела, который получил командир танка, тепловизионного прибора механика-водителя, бортовой информационной системы со средствами отображения обстановки и новыми лазерными дальномерами.
Независимый тепловизионный прицел сделал возможным одновременную работу командира и наводчика . В то время как командир танка может вести поиск новых целей в условиях задымленности или темноты, наводчик может вести огонь по ранее обнаруженным целям. Тепловизионный прицел размещается на крыше башни перед люком заряжающего, изображение местности (прибор можно поворачивать на 360 градусов) поступает на экран, расположенный перед командиром танка. Использование новой бортовой информационной системы, которая заменила системы управления огнем единым электронным комплексом, включающим процессор обработки сигналов от всех датчиков, блоки управления оружием, индикаторы отображения обстановки, значительно сократило время подготовки танка к выстрелу.
По мнению западных специалистов, танк М1А2 «Абрамс» прибавил в эффективности атаки по сравнению с базовой моделью на 54% , а в подготовленной обороне на 100%. Боевая скорострельность выросла в 2 раза. В ходе дальнейших модернизаций машины планируется использовать новое 120-мм орудие (облегченное) и новые боеприпасы, оснастить танк автоматом заряжания, новой СУО, системой автоматического поиска, обнаружения и опознавания целей и более совершенной подвеской, возможно, гидропневматической.
/По материалам btvt.narod.ru , topwar.ru и warinform.ru /
Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней - танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.
Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.
Боевой танк М1 "Абрамс" на марше.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.
Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала - 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 "Абрамс" разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.
Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 "Абрамс" созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.
Башня основного танка М1 "Абрамс".
Перспективный американский основной боевой танк "Блок III" разрабатывается на базе танка "Абрамс". Он имеет небольшую башню, автомат заряжания и экипаж из трех человек, располагающихся в корпусе танка плечом к плечу.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 "Абрамс"
Боевая масса, т | 57,15/62,5 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм : |
|
длина с пушкой вперед | 9828 |
ширина | 3650 |
высота | 2438 |
клиренс | 432/482 |
Броня, мм | комбинированная с применением обедненного урана |
Вооружение: |
|
М1 | 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет |
М1А1/М1А2 | 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет "браунинг" 2НВ |
Боекомплект: |
|
М1 | 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм |
М1А1/М1А2 | 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм |
Двигатель | "Лайкоминг текстрон" АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,97/1,07 |
Скорость по шоссе, км/ч | 67 |
Запас хода по шоссе, км | 465/450 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м | 1,0 |
ширина рва, м | 2,70 |
глубина брода, м | 1,2 |
Источники:
- Н. Фомич. "Американский танк М1 "Абрамс" и его модификации", " Зарубежное военное обозрение";
- М. Барятинский. "Чьи танки лучше: Т-80 против "Абрамса";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- M1 Abrams ;
- Спасибухов Ю. "M1 Abrams. Основной боевой танк США";
- Tankograd Publishing 2008 "M1A1/M1A2 SEP Abrams Tusk";
- Wydawnictwo Bellona "M1 Abrams Czolg Amerykanski 1982-1992";
- Steven J.Zaloga "M1 Abrams vs T-72 Ural: Operation Desert Storm 1991";
- Michael Green "M1 Abrams Main Battle Tank:The Combat and Development History of the General Dynamics M1 and M1A1 Tanks".
Вперед > |
---|
Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней - танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.
Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.
Боевой танк М1 "Абрамс" на марше.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.
Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала - 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 "Абрамс" разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.
Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 "Абрамс" созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.
Башня основного танка М1 "Абрамс".
Перспективный американский основной боевой танк "Блок III" разрабатывается на базе танка "Абрамс". Он имеет небольшую башню, автомат заряжания и экипаж из трех человек, располагающихся в корпусе танка плечом к плечу.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 "Абрамс"
Боевая масса, т | 57,15/62,5 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм : |
|
длина с пушкой вперед | 9828 |
ширина | 3650 |
высота | 2438 |
клиренс | 432/482 |
Броня, мм | комбинированная с применением обедненного урана |
Вооружение: |
|
М1 | 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет |
М1А1/М1А2 | 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет "браунинг" 2НВ |
Боекомплект: |
|
М1 | 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм |
М1А1/М1А2 | 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм |
Двигатель | "Лайкоминг текстрон" АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,97/1,07 |
Скорость по шоссе, км/ч | 67 |
Запас хода по шоссе, км | 465/450 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м | 1,0 |
ширина рва, м | 2,70 |
глубина брода, м | 1,2 |
Источники:
- Н. Фомич. "Американский танк М1 "Абрамс" и его модификации", " Зарубежное военное обозрение";
- М. Барятинский. "Чьи танки лучше: Т-80 против "Абрамса";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- M1 Abrams ;
- Спасибухов Ю. "M1 Abrams. Основной боевой танк США";
- Tankograd Publishing 2008 "M1A1/M1A2 SEP Abrams Tusk";
- Wydawnictwo Bellona "M1 Abrams Czolg Amerykanski 1982-1992";
- Steven J.Zaloga "M1 Abrams vs T-72 Ural: Operation Desert Storm 1991";
- Michael Green "M1 Abrams Main Battle Tank:The Combat and Development History of the General Dynamics M1 and M1A1 Tanks".