Алиса толкачева дизайнер биография. Алиса толкачева о лечении искусством, модных веяниях и астрологии
Алиса Толкачева - дизайнер элитный. На ее показах присутствуют лишь избранные гости, друзья и клиенты. В прессе же о ней говорят преимущественно звезды нашей эстрады: Анжелика Варум, Лариса Долина, Татьяна Буланова, Валерий Леонтьев, Михаил Шуфутинский, Азиза и многие другие. Алиса Толкачева не афиширует свою деятельность, но и не отказывается поговорить о ней - о своих коллекциях, о жизни, родах и любимом мужчине.
Алиса Толкачева известна в модных кругах Москвы как дизайнер, обшивающий эстрадных звезд. Еще живы в памяти потрясший всех сарафан Анжелики Варум в черно-белую вертикальную полоску, смена "вдовьего" имиджа Тани Булановой и наряды, в которых выступала обретшая новую любовь и фигуру Лариса Долина. Инициатором многих изменений, произошедших в сценических гардеробах известных артистов, была Алиса. А семь лет назад в Москве о ней никто не знал.
Киевлянка по рождению, Алиса с ранних лет стремилась к тому, чтобы стать дизайнером. "Была раньше на Гостелерадио такая передача - "Театр у микрофона". Я ее очень любила. Мне доставляло огромное удовольствие рисовать картинки к спектаклям, звучащим в ней, представлять внешность персонажей и актеров", - вспоминает она.
Мать Алисы разглядела способности дочери и обустроила ей дома рабочий уголок. Потом Алиса закончила в Киеве Художественный институт по отделению графики и стала работать художником-модельером на трикотажной фабрике "Киевлянка", которая сотрудничала с канадскими, австрийскими, итальянскими и немецкими фирмами. А в 1994 году Алиса сменила одну столицу на другую - переехала из Киева в Москву. Она не очень любит распространяться об этом - говорит, что журналисты постоянно мучают ее вопросами на тему "переезда". Алиса приехала тогда в Москву к жениху, который трагически погиб. "Приехала на месяц, а задержалась на семь лет", - грустно улыбается она.
Город не спешил одарить молодую женщину выгодными заказами. Оставшись через полгода после переезда без денег, Алиса пошла за поддержкой к земляку Борису Краснову. "Ты должна сама заработать на хлеб! Если хочешь чего-то добиться, ты должна съесть столько же дерьма, сколько съел его я в этом городе!" - ответил Краснов на просьбу дать денег. "А в этот день я как раз постирала свое бельишко и повесила на балкон сушиться, - рассказывает Алиса. - Денег на прищепки не было, и все мои трусы-лифчики сдуло ветром. Я ему: "Боря, у меня ничего нет, даже трусы улетели!", а он: "Не можешь заработать - уезжай, откуда приехала!"
Но Алиса Толкачева осталась в Москве. Теперь у нее творческая мастерская, которой помогает руководить верная подруга Анна Исаева, сын Владик, любимый мужчина и постоянные клиенты среди звезд. Более 25 успешных артистов доверяют свой сценический образ Алисе: Михаил Шуфутинский, Валерий Леонтьев, Ирина Салтыкова, Елена Зосимова, Наталья Сенчукова, Алена Апина, Вика Цыганова, Катя Лель, Наталья Лагода: Модельер-имиджмейкер Алиса Толкачева одевает каждого из них с головы до ног, разрабатывая платье, обувь, украшения, прическу, макияж. При этом в работе с капризными звездами Алиса весьма авторитарна. "Я как врач, - говорит она, - Если ты ко мне приходишь со своей проблемой, я прописываю комплексное лечение. А если начинаются несогласия, что "вот это не надо, а это я вижу так": Всё, в ателье - на самолечение!".
Помимо работы над сценическими гардеробами Алиса выпускает и самостоятельные коллекции. В 1998 году она дебютировала на Московской Неделе Высокой моды с коллекцией "Основной инстинкт" и стала "открытием года". А недавно Алиса представила избранному кругу друзей и клиентов свою новую коллекцию "Дикие лебеди". С этого и начался наш с ней разговор.
- Алиса, ваша коллекция ближе к pret-a-porte или же к haute couture?
Я не знаю, можно ли называть ее haute couture, потому что Парижский Синдикат Высокой моды официально меня не признавал. Но если учесть, что все вещи коллекции в одном экземпляре и ни в одной модели не повторяется фактура ткани, то "Дикие лебеди" ближе к couture.
- Кто ваша героиня?
Она эпатажна. Очень сексуальна, но не пошло, а на грани фола. Не люблю вульгарность. Кстати, сама я того, что вытворяю в моделях, не ношу. Для меня подиум - это прежде всего сцена. Эпатаж моих коллекций - другая сторона моей натуры. Так же как Анжелика - мое либидо. (Анжелика Варум стала первой клиенткой Алисы, которая заказала ей костюм, даже не взглянув на эскизы и просто доверившись никому не известной девушке. - А.К.)
- Важны ли для вас детали?
Я прорабатываю модели до последнего шва и пуговицы. Я могу обегать всю Москву в поисках нужной мне фурнитуры, да и не только Москву. Шутовские колокольчики для пальто из коллекции "Основной инстинкт" я отыскала в Париже.
- В "Диких лебедях" цветовая гамма очень спокойная: цвет сухой крапивы, мокрой глины и песка, жухлой травы. И если сравнивать ее с коллекцией 98 года "Основной инстинкт", то видно, как изменился ваш стиль: уже нет той агрессивности, эта коллекция скорее романтична.
Коллекция "Дикие лебеди" сделана на сезон весна-лето, но это скорее очень ранняя весна, когда снег уже сошел, но еще нет ярких красок. Поэтому и выбраны цвета земли. Дело в том, что я сама изменилась. Женский образ моих коллекций - это стадии моей любви. Это и цветовая гамма, и форма, и детали. Это коды моей души. Сейчас это примирение.
- Примирение?
Да. Сначала в моей жизни был период амбициозности. Потом период доказательства, когда ты делаешь себе имя, чтобы к тебе обращались на "вы" и не говорили: "Девочка, отойди!". После, когда это было доказано, появилась двоякость. Сейчас я уже понимаю, что многое было суета и лишние телодвижения. Ко мне пришла некая мудрость, спокойствие опыта. Многое изменилось во мне после родов. Происходит переоценка ценностей, все сдвигается. Приоритет ребенка становится первым, и понимаешь, что многое, за что боролась, дергалась, о чем переживала - суета. Мне жаль тех женщин, которые не рожали. У них не произошло этого смещения в жизни. Они все продолжают за что-то бороться, что-то бурно утверждать и... озлобляются. Ребенок меняет жизнь, он становится центром всего, потому что понимаешь, что все, что ты делаешь, ты делаешь ради него.
- Сын уже большой?
4,5 года. Это прекрасный возраст, когда он уже все понимает, но в нем столько непосредственности! Я однажды разговариваю по телефону с нашим конструктором Валерой, Владик подходит ко мне и спрашивает: "Ты с кем разговариваешь?" - "С Валерой". - "С каким?" - "С конструктором". Он отходит, а вечером уже подходит снова и спрашивает: "Мам, а вы его на ночь разбираете, или он у вас так и стоит?".
- Вы жалеете о чем-то?
Единственное, о чем я сожалею, так это о студенчестве. Это было время, когда шкалили датчики, когда из тебя идеи так и били, и я стремилась не то чтобы продать, а даже раздарить их - лишь бы самовыразиться. Большой минус - это преподаватели, которые сдерживают студентов, как дурных жеребят. Из-за этого многое прогорает внутри. Я бы с удовольствием работала со студентами, но сейчас народ пошел уже не тот. Время влияет.
- Как бы вы охарактеризовали то, что вам пришлось выдержать, чтобы стать модельером?
Это бой. Не секрет, что вокруг моды сплотилась голубая тусовка, и постороннему человеку пробиться очень трудно, особенно женщине. Хотя я считаю, что женщина-модельер при создании моделей учитывает и лучше понимает некоторые женские секреты и комплексы. Чем хороша Москва - здесь ты можешь найти свою нишу и не быть под давлением. Ты не в комплексе.
- А вы бы взялись за создание мужской коллекции?
У меня уже был подобный опыт - коллекция "Белый кролик". Но это очень сложно, прежде всего из-за особенностей мужской психологии. Женщина может увести в романтику, и это было бы слюняво.
- У вас есть идеал мужчины?
Конечно. (Улыбается.) Это мужчина слова, малоразговорчивый, надежный. Женщина всегда на стреме, а с этим мужчиной можно расслабиться. Некрасивый. Я не люблю мальчиков-кошечек. И не считаю обилие мускулов символом надежности; мне нравятся мужчины худые, субтильные. Умный.
- Как ваш мужчина относится к моделированию?
Он не воспринимает его всерьез, как и мама. Считает, что это для меня развлечение. Хотелось бы, чтобы ситуация с модой у нас изменилась. На показы ходят больше зеваки, как на шоу, на спектакль. Нам нужны профессиональные журналисты, пишущие о моде, байеры. Нужен fashion-бизнес, а не шоу.
- Кто вам нравится из российских дизайнеров?
Игорь Чапурин. Это такой гламур! Я всегда говорю ему комплименты, и они совершенно искренны. У него такое чувство цвета!
Но, оказывается, деньги и слава были не самым важным в жизни Твигги. Эти четыре года стремительного взлета популярности она сама называет годами «безумия». С детства привыкшая серьезно относится к работе и деньгам, девушка честно и добросовестно работала на подиуме и фотостудии. Деньги она делила пополам с Джастином, ведь именно он помог ей сделать первые шаги к успеху. Хотя, честно говоря, профессия модели Лесли не очень нравилась, а огромные толпы поклонников, преследующие на каждом шагу, внушали ужас. И в 1970 году Твигги покидает мир моды, как она надеялась, навсегда.
Джастин не был в восторге от решения своей подруги, но решил продолжить карьеру Твигги в другом направлении. По его настоянию Лесли, имевшая от природы неплохой голос, записала свой первый альбом I need your hand in mine. В Европе пластинка успеха не имела, но была популярна в Японии, где долгое время возглавляла хит-парады. Затем Твигги и Джастин отправились покорять Америку.
Соединенные Штаты их не разочаровали. Они знакомятся с режиссером Кеном Расселом, который был настолько очарован Твигги, что предлагает ей главную роль в мюзикле «Приятель». Джастин настоял на участии Лесли в этом фильме, поэтому девушке срочно, в течение девяти месяцев, пришлось учиться танцевать, правильно петь и работать перед кинокамерой. Усилия Твигги были не напрасны. Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, имел успех у зрителей и неплохие кассовые сборы. Исполнительница главной роли получила две премии – «Золотой глобус» как «самая многообещающая актриса-дебютантка» и «лучшая актриса в комедии и мюзикле».
На новом поприще карьера у Твигги стала складываться очень удачно, чего нельзя было сказать о личной жизни. С Джастином все чаще происходили размолвки по поводу работы. Наконец в 1974 году без его согласия Лесли решается на съемки в фильме «W» с Майклом Уитни. Роман между главными героями фильма плавно перешел в личную жизнь актеров. Твигги разрывает отношения с Джастином и переходит жить к Майклу. Ослепленная любовью, она не замечает дурных наклонностей Уитни – пристрастия к алкоголю и легким наркотикам. Счастливая женщина записывает новые альбомы Twiggy и Please Get My Name Right, которые имели коммерческий успех. Тогда же о ней стали говорить, что «все, к чему она прикасается, превращается в деньги».
14 июля 1977 года Лесли Хорнби сочеталась законным браком с Майклом Уитни, а 1 декабря 1978 года она родила сына Карли Саймона. Твигги забросила работу, поселилась в тихом Ричмонде и всю свою жизнь посвящала мужу и сыну. Но деятельной молодой женщине скоро снова захотелось на сцену, и она принимает предложение Томми Тьюна, с которым снималась в «Приятеле», сыграть в бродвейском мюзикле. Семья Уитни переезжает в Америку, где Твигги начинает репетировать главную роль в мюзикле «Единственная». Спектакль вышел в 1983 году, получив хорошую оценку зрителей и благоприятные отзывы в прессе. Пока Лесли занималась театром, Майкл переходил из запоя в запой, поэтому ради сына она решилась на развод.
В 1987 году на экраны вышел второй фильм с участием Твигги – «Мадам Сузацка». Фильм был не очень удачным, но судьбоносным. На съемках Лесли познакомилась с английским актером Леем Лоунсоном, за которого 23 сентября 1988 года вышла замуж. Твигги наконец получила все, о чем так мечтала, – крепкую семью и материальную независимость. Теперь она могла заниматься тем, чем хотела, не оглядываясь ни на чье мнение.
В 1998 году она заключила контракт на 170 тысяч долларов с британской телекомпанией ITV, согласно которому начала вести телешоу Twiggy’s people. Гостями шоу были звезды 60–70-х годов, с которыми она «сердечно беседовала», с ностальгией вспоминая былые времена. Кроме того, с Колином Ноленом, некогда знаменитым в Англии поп-певцом, на том же канале Твигги ведет популярную у англичан программу «Сегодня утром».
Удалившись из модельного бизнеса, Твигги, тем не менее, окончательно мир моды не покинула. Она запустила собственную косметическую серию Twiggy – Aroma Therapies for Face and Mind, со своими любимыми ароматами – бергамотом, вербеной, апельсином, жасмином, розой. Ее продукция насчитывает одиннадцать продуктов «для очищения кожи и успокоения души», среди которых кремы, тоники, увлажняющие и очищающие средства.
А в 2005 году Твигги снова возвращается в модельный бизнес. Ей предложили рекламировать косметическую продукцию Age Concern для женщин зрелого возраста. «Твигги одарена природной красотой, и очень важно, чтобы люди старшего поколения поняли, что в возрасте нет ничего страшного», – прокомментировала компания свое решение.
Восковая Твигги в своей мини-юбочке чинно сидит на скамейке в одном из залов Музея восковых фигур мадам Тюссо. А Лесли Хорнби продолжает жить полноценной жизнью. «Взросление вовсе не тревожит меня, хотя я часто бываю самокритичной, глядя на себя в зеркало. В естественном старении есть что-то пикантное, что-то по-своему сексуальное и привлекательное. Я стараюсь держать себя в форме – правильно питаюсь, занимаюсь пилатесом и танцем живота». Поэтому как пример для подражания для миллионов Твигги выходит в очередной раз на подиум. Счастливая женщина с богатым прошлым, деятельным настоящим и огромными планами на будущее.
ТОЛКАЧЕВА АЛИСА
Молодой российский дизайнер, художник-модельер-имиджмейкер, работающий в основном с известным артистам. Она создает сценические образы многих звезд российской эстрады: Анжелики Варум, Валерия Леонтьева, Леонида Агутина, Алики Смеховой, Ларисы Долиной, Олега Газманова, Валерия Меладзе и других. Член Союза дизайнеров с 2000 года, один из самых востребованных кутюрье российского мира моды. В ее коллекции – костюмы для 25 видеоклипов, 10 сольных программ эстрадных исполнителей и двух кинофильмов. Алиса Толкачева носит титул «Светская львица года» (1999, 2000 годы) и «Лицо года» (ежегодно начиная с 2000 года). В 1999 году Толкачева стала номинантом Национальной премии «Овация » на конкурсе «Платье года», став «самым востребованным человеком в сфере отечественного шоу-бизнеса ».
Хотя многие считают Алису Толкачеву киевлянкой по рождению, на самом деле родилась она в далекой Воркуте, просто вскоре после рождения дочери семья переехала в столицу Украины. В Киеве прошло детство Алисы – «яркое, интересное, как у всех детей». Каникулы она проводила в Закарпатье, откуда родом была ее мама. «Помню, проснусь рано, умоюсь родниковой водой – она там какая-то особенная, – намажу кусок хлеба пастой из фасоли и иду в лес. Сколько там грибов, ягод! Солнце начинает всходить, а ты уже с полным лукошком идешь домой», – рассказывает Алиса о своем детстве. Очень рано в девочке проснулся талант к рисованию. Частенько, сидя дома у старенького приемника, она слушала театральные постановки и рисовала все, о чем слышала. «Была раньше на Гостелерадио такая передача – “Театр у микрофона”, – вспоминает она. – Я ее очень любила. Мне доставляло огромное удовольствие рисовать картинки к спектаклям, звучащим в ней, представлять внешность персонажей и актеров».
Заметив в дочери страсть к рисованию, мама обустроила ей дома рабочий уголок, а потом отдала в художественную школу. Алиса сейчас считает, что тем, что попала в мир моды, она обязана своей маме: «Она любит безумно все красивое, и всегда обращала на это мое внимание. Несмотря на небольшую зарплату, мама постоянно водила меня в театры, музеи, выставки – я с детства была погружена в искусство… Позже я поняла, что мне нравится костюм, мода».
К окончанию школы у Толкачевой уже не было никаких сомнений в выборе профессии. Ей нравился костюм, ей нравилось рисовать, но шить моду она пока не собиралась – ей это казалось скучным. Поэтому девушка, мечтая стать оформителем книг, поступила на отделение графики в Киевский художественный институт. «В графике ты можешь выразить свое отношение к костюму, к линии, к пластике. Линия – быстрое выражение мысли. Холст – это другая история», – считает Алиса. Окончив институт и получив диплом художника-графика, выпускница устроилась сначала в киевский Доме моделей, затем – художником-модельером на трикотажную фабрику «Киевлянка». А позже организовала свою студию рисования при Дворце пионеров.
Алиса Толкачева известна в модных кругах Москвы как дизайнер, обшивающий эстрадных звезд. Еще живы в памяти потрясший всех сарафан Анжелики Варум в черно-белую вертикальную полоску, смена "вдовьего" имиджа Тани Булановой и наряды, в которых выступала обретшая новую любовь и фигуру Лариса Долина. Инициатором многих изменений, произошедших в сценических гардеробах известных артистов, была Алиса. А семь лет назад в Москве о ней никто не знал.
Киевлянка по рождению, Алиса с ранних лет стремилась к тому, чтобы стать дизайнером. "Была раньше на Гостелерадио такая передача - "Театр у микрофона". Я ее очень любила. Мне доставляло огромное удовольствие рисовать картинки к спектаклям, звучащим в ней, представлять внешность персонажей и актеров", - вспоминает она.
Мать Алисы разглядела способности дочери и обустроила ей дома рабочий уголок. Потом Алиса закончила в Киеве Художественный институт по отделению графики и стала работать художником-модельером на трикотажной фабрике "Киевлянка", которая сотрудничала с канадскими, австрийскими, итальянскими и немецкими фирмами. А в 1994 году Алиса сменила одну столицу на другую - переехала из Киева в Москву. Она не очень любит распространяться об этом - говорит, что журналисты постоянно мучают ее вопросами на тему "переезда". Алиса приехала тогда в Москву к жениху, который трагически погиб. "Приехала на месяц, а задержалась на семь лет", - грустно улыбается она.
Город не спешил одарить молодую женщину выгодными заказами. Оставшись через полгода после переезда без денег, Алиса пошла за поддержкой к земляку Борису Краснову. "Ты должна сама заработать на хлеб! Если хочешь чего-то добиться, ты должна съесть столько же дерьма, сколько съел его я в этом городе!" - ответил Краснов на просьбу дать денег. "А в этот день я как раз постирала свое бельишко и повесила на балкон сушиться, - рассказывает Алиса. - Денег на прищепки не было, и все мои трусы-лифчики сдуло ветром. Я ему: "Боря, у меня ничего нет, даже трусы улетели!", а он: "Не можешь заработать - уезжай, откуда приехала!"
Но Алиса Толкачева осталась в Москве. Теперь у нее творческая мастерская, которой помогает руководить верная подруга Анна Исаева, сын Владик, любимый мужчина и постоянные клиенты среди звезд. Более 25 успешных артистов доверяют свой сценический образ Алисе: Михаил Шуфутинский, Валерий Леонтьев, Ирина Салтыкова, Елена Зосимова, Наталья Сенчукова, Алена Апина, Вика Цыганова, Катя Лель, Наталья Лагода: Модельер-имиджмейкер Алиса Толкачева одевает каждого из них с головы до ног, разрабатывая платье, обувь, украшения, прическу, макияж. При этом в работе с капризными звездами Алиса весьма авторитарна. "Я как врач, - говорит она, - Если ты ко мне приходишь со своей проблемой, я прописываю комплексное лечение. А если начинаются несогласия, что "вот это не надо, а это я вижу так": Всё, в ателье - на самолечение!".
Помимо работы над сценическими гардеробами Алиса выпускает и самостоятельные коллекции. В 1998 году она дебютировала на Московской Неделе Высокой моды с коллекцией "Основной инстинкт" и стала "открытием года". А недавно Алиса представила избранному кругу друзей и клиентов свою новую коллекцию "Дикие лебеди". С этого и начался наш с ней разговор.
- Алиса, ваша коллекция ближе к pret-a-porte или же к haute couture?
Я не знаю, можно ли называть ее haute couture, потому что Парижский Синдикат Высокой моды официально меня не признавал. Но если учесть, что все вещи коллекции в одном экземпляре и ни в одной модели не повторяется фактура ткани, то "Дикие лебеди" ближе к couture.
- Кто ваша героиня?
Она эпатажна. Очень сексуальна, но не пошло, а на грани фола. Не люблю вульгарность. Кстати, сама я того, что вытворяю в моделях, не ношу. Для меня подиум - это прежде всего сцена. Эпатаж моих коллекций - другая сторона моей натуры. Так же как Анжелика - мое либидо. (Анжелика Варум стала первой клиенткой Алисы, которая заказала ей костюм, даже не взглянув на эскизы и просто доверившись никому не известной девушке. - А.К.)
- Важны ли для вас детали?
Я прорабатываю модели до последнего шва и пуговицы. Я могу обегать всю Москву в поисках нужной мне фурнитуры, да и не только Москву. Шутовские колокольчики для пальто из коллекции "Основной инстинкт" я отыскала в Париже.
- В "Диких лебедях" цветовая гамма очень спокойная: цвет сухой крапивы, мокрой глины и песка, жухлой травы. И если сравнивать ее с коллекцией 98 года "Основной инстинкт", то видно, как изменился ваш стиль: уже нет той агрессивности, эта коллекция скорее романтична.
Коллекция "Дикие лебеди" сделана на сезон весна-лето, но это скорее очень ранняя весна, когда снег уже сошел, но еще нет ярких красок. Поэтому и выбраны цвета земли. Дело в том, что я сама изменилась. Женский образ моих коллекций - это стадии моей любви. Это и цветовая гамма, и форма, и детали. Это коды моей души. Сейчас это примирение.
- Примирение?
Да. Сначала в моей жизни был период амбициозности. Потом период доказательства, когда ты делаешь себе имя, чтобы к тебе обращались на "вы" и не говорили: "Девочка, отойди!". После, когда это было доказано, появилась двоякость. Сейчас я уже понимаю, что многое было суета и лишние телодвижения. Ко мне пришла некая мудрость, спокойствие опыта. Многое изменилось во мне после родов. Происходит переоценка ценностей, все сдвигается. Приоритет ребенка становится первым, и понимаешь, что многое, за что боролась, дергалась, о чем переживала - суета. Мне жаль тех женщин, которые не рожали. У них не произошло этого смещения в жизни. Они все продолжают за что-то бороться, что-то бурно утверждать и... озлобляются. Ребенок меняет жизнь, он становится центром всего, потому что понимаешь, что все, что ты делаешь, ты делаешь ради него.
- Сын уже большой?
4,5 года. Это прекрасный возраст, когда он уже все понимает, но в нем столько непосредственности! Я однажды разговариваю по телефону с нашим конструктором Валерой, Владик подходит ко мне и спрашивает: "Ты с кем разговариваешь?" - "С Валерой". - "С каким?" - "С конструктором". Он отходит, а вечером уже подходит снова и спрашивает: "Мам, а вы его на ночь разбираете, или он у вас так и стоит?".
- Вы жалеете о чем-то?
Единственное, о чем я сожалею, так это о студенчестве. Это было время, когда шкалили датчики, когда из тебя идеи так и били, и я стремилась не то чтобы продать, а даже раздарить их - лишь бы самовыразиться. Большой минус - это преподаватели, которые сдерживают студентов, как дурных жеребят. Из-за этого многое прогорает внутри. Я бы с удовольствием работала со студентами, но сейчас народ пошел уже не тот. Время влияет.
- Как бы вы охарактеризовали то, что вам пришлось выдержать, чтобы стать модельером?
Это бой. Не секрет, что вокруг моды сплотилась голубая тусовка, и постороннему человеку пробиться очень трудно, особенно женщине. Хотя я считаю, что женщина-модельер при создании моделей учитывает и лучше понимает некоторые женские секреты и комплексы. Чем хороша Москва - здесь ты можешь найти свою нишу и не быть под давлением. Ты не в комплексе.
- А вы бы взялись за создание мужской коллекции?
У меня уже был подобный опыт - коллекция "Белый кролик". Но это очень сложно, прежде всего из-за особенностей мужской психологии. Ж енщина может увести в романтику, и это было бы слюняво.
- У вас есть идеал мужчины?
Конечно. (Улыбается.) Это мужчина слова, малоразговорчивый, надежный. Женщина всегда на стреме, а с этим мужчиной можно расслабиться. Некрасивый. Я не люблю мальчиков-кошечек. И не считаю обилие мускулов символом надежности; мне нравятся мужчины худые, субтильные. Умный.
- Как ваш мужчина относится к моделированию?
Он не воспринимает его всерьез, как и мама. Считает, что это для меня развлечение. Хотелось бы, чтобы ситуация с модой у нас изменилась. На показы ходят больше зеваки, как на шоу, на спектакль. Нам нужны профессиональные журналисты, пишущие о моде, байеры. Нужен fashion-бизнес, а не шоу.
- Кто вам нравится из российских дизайнеров?
Игорь Чапурин. Это такой гламур! Я всегда говорю ему комплименты, и они совершенно искренны. У него такое чувство цвета!
Сегодня в ASTRO-talk – наша постоянная гостья – астролог и номеролог Ольга Аристова и дизайнер Алиса Толкачева. Ольга Аристова - профессиональный астролог, астропсихолог и нумеролог. Проводит индивидуальные консультации в Милане и Москве по вопросам: отношений с партнером, здоровья, профориентации, финансовых и коммерческих возможностей. Составляет натальные карты, годовые прогнозы, подбирает индивидуальный астростиль. Алиса Толкачева – член Союза дизайнеров с 2000 года, один из самых востребованных кутюрье отечественного шоу-бизнеса, поэт. Носит титул «Светская львица года» (1999, 2000 гг.), является номинатом Национальной премии «Овация», участником Недели Высокой Моды в Москве. Алиса создает сценические образы многим известным персонам отечественного шоу-бизнеса: Анжелике Варум и Леониду Агутину, Кате Лель, Алике Смеховой, Ларисе Долиной, Валерию Леонтьеву, Олегу Газманову, Валерию Миладзе, Любови Успенской, Ирине Салтыковой, Татьяне Булановой, Алене Апиной, Тамаре Гвердцители, шоу-балету «Тодес» и многим другим. Сделала костюмы более чем для 25 видеоклипов и 10 сольных программ звезд эстрады, а также ее творения можно увидеть в кино («Небо в алмазах», «Ландыш серебристый» (обе части), «Черный принц». Мы встретились с девушками в Novikov Restaurant & Bar в отеле The Ritz-Carlton Moscow за бокалом освежающего коктейля и, помимо всего прочего, поговорили об особом таланте в асторологии, влиянии Лун на наши жизни, любви к цвету, силе собственной энергетики и астрологической медицине. Алина: Алиса, расскажите, пожалуйста, о Вашем отношении к эзотерике и астрологии, и какое место все это занимает в Вашей жизни? Алиса: Для меня эта тема абсолютно естественна. Я уже давно заметила, что в жизни существует что-то помимо нас. Мы такие маленькие и временные в этом пространстве и все встроены в некую общую модель. Ты подчиняешься этой модели - и в твоей жизни появляется некий порядок. Благодаря этому ты можешь обрести большую уверенность и устойчивость. А астрология – особая для меня тема, потому что это было до нас и будет после нас, и она действует в любой точке Земли. Отрицать это смешно. Эта та составляющая информативного поля, которую нам дано читать посредством многих учений. И при всем стремлении уничтожить это направлении, при всех насмешках и неприятии многими, этого нельзя отрицать. Потому что это - уникальная сила. Посмотрите только на одну Луну - насколько она влияет на водную стихию Земли. Что происходит с нашим настроением, давлением и ближайшими физическими явлениями.
Ольга: Абсолютно верно, Луна - это воплощение женской души и у нее особая связь с женщиной. Женский цикл равен по продолжительности лунному циклу и подстроен под него. Алиса: Кроме того, что я дизайнер, я еще и поэт. И когда меня спрашивают: «Почему ты так часто пишешь такие грустные стихи?”, я отвечаю: «Моя лирика в стихах, это - обратная сторона Луны. Та стороная, которую мы не знаем». Ведь никто и никогда не видел обратную сторону Луны. Ольга: В астрологии есть три Луны - планета Луна, Черная Луна (Лилит) и Белая Луна (Селена). Белая Луна в натальной карте человека указывает на ту сферу жизни, в которой человек будет получать помощь и поддержку благодаря добрым поступкам в предыдущих воплощениях. А Черная Луна - это область гороскопа человека, несущая комплексы и грехи из прошлых жизней. Алиса: Мои друзья знакомили меня со своими астрологами. Естественно, что у каждого астролога свой авторский стиль изложения тех сухих фактов и трактовка тех планет, под влиянием которых моя душа оказалась и должна выполнить определенную миссию. Ольга: Я хочу дополнить эту мысль. Астрологии учатся много лет, чтобы понимать и в совершенстве владеть терминологией и техникой расчетов. Кроме того, настоящий астролог (и я в том числе) должен владеть техникой карт Таро, техниками нумерологии, хиромантии, фитотерапии, психологии. Но, при этом, если у астролога нет способности видеть чуть больше, чем показывают карты, и считывать информацию, которая идет с человека, то только от технических знаний мало толку. Это будет просто сухой набор знаний. У меня, например, в роду были целители и ясновидящие, и многие знания мне передались именно по роду.
Алиса: Это то же самое, когда ты приносишь врачам свой рентген: кто-то из них расскажет тебе абсолютно все о твоем заболевании, а кто-то не сможет увидеть так глубоко и понять суть проблемы. И, как говорит Ольга, набор знаний можно получить сегодня во многих учебных заведениях, но, если нет особенного чутья, как правило, переданного поколениями, то это будет всего лишь набор шаблонов, который есть в любой книге. А особый талант – это когда ты можешь увидеть то, что знает только сам человек. Алина: А как клиенту понять, что перед ним – грамотный специалист? Алиса: Попробовать на своем опыте или чувствовать человека. Ольга: К сожалению, в нашем обществе нас с детства воспитывают и учат жить логикой, а не развивать интуицию и чутье. Алиса: Да, верно, обществу ты удобен, как машина. И если ты начинаешь дышать полной грудью, ты выпадаешь из этого механизма, и управлять тобой становится значительно сложнее. Алина: Алиса, а Вам в творчестве помогают какие-то знания из астрологии, нумерологии? Алиса: Мне несколько раз определенные ответы на определенные вопросы давали спокойствие и понимание того, что я нахожусь в определенной фазе моей жизни, и это помогало мне в том, чтобы я не переживала и не предпринимала попытки что-то исправить и не тратить лишнюю энергию на ненужную борьбу. Если ты все-таки попал в водоворот, то лучше расслабиться и плыть по течению.
Ольга: Да, и вот пример: ко мне приходит на прием женщина, у которой не получается завести ребенка (это довольно больная тема для нашего общества). Она может сделать хоть девять попыток ЭКО, но если сейчас у нее неблагоприятный период для зачатия, то вероятность того, что это получится, к сожалению, небольшая. Просто нужно переждать какое-то время, и попытаться это сделать в благоприятный период. Алиса: Вот, например, сейчас период ретроградного Сатурна – очень тяжелый для меня период. Ольга: Все зависит от энергетики и реакции на это в данный момент. Нужно настраивать себя на позитив и жить с этим, просыпаться с радостью, благодарить Вселенную за все то, что у тебя есть в данный момент, и нести в себе этот свет. Ты сам простраиваешь свою жизнь благодаря своим мыслям и отношению к жизни. Алина: А если энергетика ослаблена, то как ее выравнивать? Ольга: Cтресс и переживания нарушают наш гормональный фон и ослабляют энергетику. Поэтому нужно регулярно чистить свое поле и убирать негативные влияния, лишние связи. Алина: И как же люди живут c этим всю жизнь? Ольга: Вот именно поэтому к 40-45 годам человек чувствует себя усталым, ослабленным, с “букетом” заболеваний. Прогресс двигуют единицы. У меня много клиентов - успешных бизнесменов. У них сильная энергетика, они умеют простраивать будущее, влиять на свою судьбу и менять жизнь, они владеют специальными техниками, причем кто-то родился с этими знаниями, а кто-то учится и начинает применять их в жизни. Алина: Алиса, я заметила, что по жизни Вы отдаете предпочтение ярким цветам. С чем это связано? Алиса: Язык цвета - древнейший язык. Когда наши предки еще бегали с дубинками и в шкурах, в нас было заложено инстинктом ощущение цвета на уровне выживания: опасно или не опасно. И со временем стали появляться слова, описывающие цвет. Это тот “язык”, который так сформировался. Цвета и оттенки являются полным набором нашего эмоционального сознания и наших эмоциональных переживаний. Также, как Ольга читает человека по звездам и цифрам, я читаю человека по цвету. В зависимости от базового цвета или сочетания цветовых оттенков, который человек транслирует, я могу сказать, что происходит с человеком. Поскольку я художник и c детства рисую, то язык цвета всегда интуитивно был мне понятен. Я вижу цветовое сочетание - и для меня это уже глубинный рассказ.
Ольга: Что касается моего видения цвета, то я могу по выбору одежды и цвета человеком диагностировать его предрасположенность к конкретному заболеванию. Например, кто-то предпочитает постоянно носить красный или зеленый - и мне понятны причины. Алиса: Только, к сожалению, к подобным диагнозам у нас относятся с недоверием, и предпочитают прислушиваться лишь к врачебным заключениям. Ольга: Cовершенно верно. И еще одну мысль я бы хотела подчеркнуть: например, человек болен, ему ставят диагноз, выписывают кучу лекарств, он их, конечно же, пьет, но забывает о главном - о своем душевном настрое. А восточные эзотерические практики учат: причина твоих болезней - это твои мысли и поступки. Надо разобраться в них. И мы сами способны исцелить себя, своим способом мышления. Но никому в западном мире это невыгодно, потому что медицина - это многомиллиардная индустрия. Алиса: Нужно понимать, что классической медицине - сотни лет, а ведической и астрологической - более пяти с половиной тысяч лет. И, например, с помощью энергии травы, приложенной к больному месту, можно лечить человека. Но эта трава должна быть собрана в правильном месте и в правильное время. Иногда человек способен в одиночку разобраться со своей проблемой. Но чаще всего ему нужен помощник в виде знающего человека. Как у Данте, в «Божественной комедии»: никогда бы он не прошел все девять кругов ада, если бы не было спутника его. И в нашей жизни должен быть кто-то, кто проведет нас через все сомнения, через протестные состояния. Алина: А не расслабляется ли человек от того, что у него появляется наставник, который может решить большинство его проблем? Алиса: Конечно, если человек инфантилен по природе, то он и будет перекладывать свою ответственность и заботы на маму, бабушку, астролога – на кого угодно. Астролог ведь всего лишь «с фонариком приходит в твою жизнь и высвечивает темные места”. А что ты будешь после этого делать - это уже твоя ответственность и твои решения. Алина: Ольга, а по каким жизненным вопросам с астрологом нужно обязательно советоваться? Ольга: Например, если планируется переезд, то желательно посмотреть, что именно может поменяться в вашей судьбе со сменой города и страны. Алина: Алиса, а Вы бы посоветовались с астрологом, если бы Вам предстоял переезд? Алиса: Cейчас - конечно, вплоть до дня переезда. Это - как ворота: если ты попадаешь в правильные ворота, то формируешь правильное пространство вокруг себя. Алина: У моих подруг часто бывают вопросы о том, как правильно выстраивать отношения и о том, как правильно расставаться со своим мужчиной. Что Вы думаете по этому поводу? Алиса: Я считаю, что когда расстаешься, то слово «нет» должно быть cловом «нет». То есть, в ответ должна быть вложена именно эта энергия. Ольга: Если вы уверены, что это не ваш человек, то надо расставаться и все проговаривать, не тащить незаконченные отношения за собой в будущее. Ведь, если ваша история не закончена, то энергетически другие мужчины ощущают, что вы несвободны и лишний раз к вам не подойдут. А вообще, хочу сказать, что cейчас я как раз готовлю серию эзотерических вебинаров для девушек, в которых буду рассказывать о секретах женственности, и о том, как правильно выстраивать отношения c мужчинами.
Астролог Ольга Аристова просмотрела натальную карту дизайнера Алисы Толкачевой, и вот ее характеристика: У Алисы ярко выраженная женская энергетика. Cуществует четыре стихии, в которых стоят планеты, и у нее преобладает Земля. Это означает, что она расчетлива, очень конкретна, практична, трудолюбива, нацелена на конкретный результат, целеустремленна и последовательна. Порой суховата и холодновата. При этом Алиса гибка, умеет подстраиваться под других людей, готова к переменам. В жизни ведущая мотивация Алисы - любознательность, поиск интересной информации. Первоначальный побудительный мотив, чтобы заняться любым делом в жизни - стремление выиграть и стать первой. А итог ее деятельности в жизни - обретение веры, просветление (отсюда тяга к эзотерике). Солнце и много планет в Деве - аналитический ум, трудолюбие, хорошо умеет работать и головой и руками (дизайнер). Ее сила в дотошном внимании к деталям (ателье). У нее должны быть «золотые руки» и видно, что она умеет хорошо шить и вязать. И при этом Луна в Весах и аспекты Луны дают Алисе тягу к прекрасному, к искусству. У нее тонкая душа, она ценит и создает красоту своими руками, избегает грубого проявления эмоций, умеет дружить с разными людьми. Аспект Меркурия к Венере дает хорошие способности к дизайну, конструированию одежды, рисованию. А аспект Меркурия к Нептуну дает литературные и музыкальные таланты. Внутренний мир богат и есть средства выразить его. Сильно выражены природные инстинкты - сфера выражения творчество. А Марс во Льве дает ей большой волевой потенциал и ощущение себя лидером. Она очень амбициозна, достижение успеха на материальном плане имеет для Алисы большое значение.
Фото: Иван Борзых. Редакция выражает благодарность Novikov Restaurant & Bar (ул.Тверская, 3, 1-ый этаж отеля The Ritz-Carlton Moscow) за помощь в проведении интервью и съемки.
Флагманское заведение Аркадия Новикова в Москве, этот ресторан призван повторить успех своего лондонского предшественника. Лучшие азиатские блюда со всего мира дополняет европейский сет. Лаконичный и строгий интерьер от Натальи Белоноговой: черные стены идеально контрастируют со столами из дерева и нарядными креслами красных и черных цветов. Летом функционирует просторная веранда c красивой мебелью, на которую можно попасть как со стороны улицы, так и через ресторан по удобным деревянным подъемам.
Сегодня мы подготовили для вас прощальный поцелуй после жаркого лета, вернее, после неожиданно солнечного и теплого сентября - яркая, харизматичная и невероятно женственная Алиса Толкачева рассказала сайт о грядущих веяниях в мире моды, лечении искусством и своем увлечении астрологией. Любуемся на летящие платья, завораживающую природу и нежную улыбку самой Алисы :
- Здравствуйте, Алиса! В 2012 году вы принимали участие в первой Неделе моды, посвященной эко-движению. Расскажите, насколько вам близка идея экологической одежды и планируете ли вы создавать подобные коллекции в будущем?
Эта коллекция создавалась в единичном экземпляре, а ткани без искусственных красителей я собирала по всему миру. Это был проект для души - можно сказать, все создавалось на музейном уровне. Поэтому мне сложно прогнозировать, получит ли это дальнейшее развитие. На самом деле, здесь многое происходит спонтанно. Если бы я могла связаться с каким-нибудь производителем, которому была бы интересна тема экологической одежды, и мы с ним могли бы разработать такую линейку, то тогда бы этот проект был более регулярным и массовым.
- Раньше каждая ваша коллекция заканчивалась выходом модели в подвенечном платье. Расскажите о вашем отношении к свадебной моде.
Я думаю, что это моя любимая тема. У меня есть некое девичье ощущение от этого события. Моя пока что нереализованная мечта – это магазин свадебных платьев.
- Вы вели тренинги, посвященные арт-терапии. Расскажите, пожалуйста, что такое – лечение искусством, и как оно позволяет выявить психологические проблемы человека?
Любая психологическая проблема – это глубинная боль человека. Она может быть связана с детскими воспоминаниями или событиями, которые он не может пережить самостоятельно. Эти переживания становятся навязчивыми, весьма глубоко закладываются внутри и продолжают влиять на человека. Я заметила, что люди не могут говорить об этом вслух. У них есть много других менее болезненных тем, которые они обычно используют. Но глубинная проблема от этого никуда не исчезает. И тогда я поняла, что многим становится легче, когда о своей боли они не говорят, а рисуют ее. Рисунок – это абстрактный зашифрованный код того послания, которое несет душа. Это не значит, что пациент сам тут же поймет, что же значит его картина. Однако опытные психологи на основе этой «амбулаторной карты» могут помочь человеку восстановить то душевное равновесие, которое когда-то было нарушено.
Посредством цвета, ведь цвета – это отражение наших эмоций. Если мы знаем эмоциональную составляющую каждого оттенка, учимся понимать и расшифровывать эти значения, то сразу становится понятно, почему человек выбрал определенный цвет в своем рисунке, что значат его работы. То же самое касается и выбранного оттенка в одежде.
- Помимо дизайнерской деятельности вы также пишете стихи. Откуда берется вдохновение, где вы черпаете идеи для своих стихов?
До того момента, как это открылось во мне, я практически не имела никакого отношения к поэзии, я даже сами стихи редко читала. Возможно, в силу моей творческой натуры, благодаря тому, что я могу достаточно емко высказывать многие вещи в разговоре, это воплотилось в мой собственный поэтический стиль. Однажды я сделала паузу в выпусках моих коллекций, и этот перерыв неожиданно открыл во мне новую грань. Стали появляться стихи.
- Правда ли, что вы интересуетесь астрологией? Откуда взялось это увлечение, и какое место оно занимает в вашей жизни?
Я вообще склонна к мистике. Я гадаю на картах таро , расшифровываю сны – этому меня научила бабушка еще в глубоком детстве. Меня всегда это интересовало. Когда астрология стала более-менее доступна, когда начали появляться новые источники информации и люди, которые могут об этом рассказать, меня это увлекло. Я составляла для себя натальную карту у разных астрологов. Дело в том, что суть толкования напрямую зависит от человека, который этим занимается. Также как и рисунок в арт-терапии. В составлении натальной карты учитывается информация о том, когда человек родился, где он родился, и т.д. Все это позволяет понять, что с ним происходит, происходило раньше, и будет происходить в будущем.
- Как вы считаете, в каких случаях стоит обращаться к астрологам?
На самом деле, если человек не склонен к астрологии, то советовать бесполезно. Для него это не будет являться чем-то серьезным. Он не сможет правильно понять советы астролога. Для того чтобы астрология оказалась полезной для человека, этим нужно интересоваться, изучать.
- Как вы решили стать вегетарианкой?
Это произошло восемь лет назад. До этого я ела мясо. Я стала увлекаться аюрведой, аюрведическим питанием, философией, отношением к жизни и телу. Я начала оздоравливать организм аюрведическим способом. И когда вы начинаете пристально следить за тем, что попадает в него, то вам уже не хочется его засорять. Я заметила, что после такой «чистки» все вкусовые ощущения обнуляются, становятся как у ребенка. Например, алкоголь перестает быть приятным. И что бы ни говорили вокруг, для тебя теперь это просто что-то прокисшее. И тогда ты начинаешь более пристально выбирать продукты, просто становится жаль снова портить организм. Был еще один момент, который повлиял на мое решение. В одной из книг астролога Рами Блекта я прочитала о невероятном значении коров для всей нашей планеты. В индийской культуре, где это животное священно, корова всегда отождествлялась с кормилицей. Корова – это существо, которое кормит практически весь мир. И она трудится всю жизнь, работая на человека, производя молоко, рожая новых телят. Как после этого ее можно есть?
- Я знаю, что для вас, как для художника, цвета и общее понимание цвета в целом играют огромную роль. Так что же может сказать о человеке выбор определенного оттенка в одежде или его любимый цвет?
В первую очередь, его предпочтения. Давайте разберем зеленый цвет мятного оттенка, который популярен сейчас. Вообще зеленый цвет – это стремление к росту. Но эта легкая разбеленность в его основе говорит о более мягкой позиции по отношению к миру. Когда мечты не дают сконцентрироваться на настоящей цели. Эта мягкость также говорит о покладистости и надежде на то, благодаря каким-то определенным обстоятельствам что-то произойдет само собой.
- Каким образом вам удается предугадывать моду и понимать, какие fashion-идеи будут иметь успех в будущем?
Часто случается так, что художники и дизайнеры по всему миру одновременно в своих новых коллекциях используют одно цветовое направление. Через несколько лет этот цвет становится трендом для одежды более демократичных марок. Я думаю, что это связано с эмоциональной составляющей общества, которую дизайнеры и художники чувствуют, как никто другой. Также большую роль играют социологические институты, которые на основе различных опросов выясняют эмоциональное «будущее» нашего общества и создают своеобразный «прогноз» моды. Интересно, что художники, в принципе, практически всегда интуитивно совпадают с этими прогнозами.
- Как вы считаете, какие перемены сейчас происходят в индустрии моды?
Из-за перенасыщения рынка следует ожидать серьезного сокращения объемов производства. Я уверена, что стиль фьюжн выйдет на первый план. Почему именно он? Сегодня люди приобретают одежду совершенно разных стилей. И все это они будут сочетать в произвольном порядке. Сейчас идет достаточно сильное влияние мусульманского мира, поэтому можно сказать, что будет возвращение к целомудренности в моде. Я предполагаю, что внешний облик горожанок, особенно в таких странах, как наша, где засилье мусульманской культуры очень сильно, изменится. К тому же, внешний вид женщины часто провоцирует, отсюда изнасилования и убийства. Думаю, все это заставит многих пересмотреть длину юбки и прозрачность декольте. Возможно, даже головы опять станут покрывать. Для нас, конечно, это звучит дико, но всю свою молодость, когда я приезжала к бабушке в украинское село, я не могла выйти на улицу без косынки. И это было совершенно нормально. Если вы посмотрите фильмы советского периода, то вы увидите, что все женщины тоже носят на голове платки. В 1970х годах появились прозрачные косынки из капрона, которые были незаметны с первого взгляда. В этом году я создала коллекцию, которую продемонстрировала на тридцать шестом Московском международном кинофестивале, и у меня все девушки были в прозрачных косынках. Так что, я уверена, что все это будет возвращаться: косынки могут смотреть на голове достаточно эффектно, климат тоже позволяет.
- Какие современные тенденции нравятся лично вам?
Безусловно, женственность, когда в стиле женщины немного откровенно мужских черт.
- Можно небольшое пожелание для читателей i-gency?
Выбирайте сердцем. После каждой прочитанной статьи можно получить небольшой заряд положительной энергии. Так что, выбирайте и заряжайтесь!
Благодарим гостиничный комплекс Орловский за помощь в организации съемки