Аграрная реформа п а. Столыпинская аграрная реформа: как она не отменила революцию
Основные положения аграрной реформы Цели 1. Разрушение крестьянской общины 2. Создание хуторов и отрубов 3. Переселенческая политика 4. Развитие крестьянской производительной кооперации 5. Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам 6. Обеспечение юридического равноправия крестьянства 1. Снятие социальной напряженности на селе 2. Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности 3. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель 4. Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью) Направления
Манифест 3 ноября 1905г. «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения» Указ правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования (9 ноября 1906г.) Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении (14 июня 1910г.) Указ о землеустроительных комиссиях (29 мая 1911г.) Основные законопроекты, регулирующие проведение аграрной реформы:
Разрушение общины началась аграрная реформа. Правительство разрешило свободный выход из общины. Наделы закрепленные за крестьянином становились его собственностью, сводясь в единый участок. Крестьянин мог выходить на отруб(оставаясь жить в дерев не),или на хутор. Столыпин стремился создать слой мелких буржуазных собственников, как опору самодержавия. П.А.Столыпин осматривает хуторские огороды близ Москвы в апреле 1910 г
Но главной задачей реформы было стремление отвлечь крестьян от борьбы за захват помещичьих земель. Но выход неожиданно пошел в другом направлении. 60% вышедших из общины крестьян продали свои наделы. Численность хуторян к 1915 г. составляла 10%.Остальные крестьяне относились к ним с нескрываемой враждебностью Столыпин осматривает хуторское хозяйство.
Важнейшим направлением реформы стала переселенческая политика. Борясь с перенаселением в центре страны, Столыпин стал раздавать земли в Сибири на Дальнем Востоке и Средней Азии предоставляя переселенцам льготы(освобождение на 5 лет от налогов и воинской службы).Но местные власти отнеслись к этому враждебно. Почти 20% переселенцев возвратились назад. Правда население восточных районов все же заметно увеличилось. Русские переселенцы в Самаркандской губернии Туркестанского генерал губернаторства.
Взаимосвязь реформы местного управления и аграрной реформы Выборная система опускалась до уровня волости и деревни с приданием низовым органам самоуправления полуофициального характера. «Прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина- собственника, мелкого землевладельца и... – гражданственность сама воцариться на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность». Наделение крестьянина- собственника гражданскими правами. Низовая ячейка земского представительства – уездное земство
Первые итоги реформ. Столыпин не ждал быстрых результатов. Однажды он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя… и вы не узнаете нынешней России».За годы реформы на 10% увеличились посевные площади, Россия стала экспортировать 25% мировой торговли хлебом, началось широкое использование минеральных удобрений, крестьяне начали закупать и применять сельскохозяйственную технику.
Это вновь привело к началу промышленного подъема(гг.-9% в год).Крестьянство пошло по своему пути в отличие от американцев оно стало объединяться в кооперативы, которые активно работали как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В 1912г. был создан Московский народный банк кредитовавший крестьян для покупки техники, семян, удобрений и др. П Столыпин в гостях у кулака.
Причины неудачи реформы П.А. Столыпина ВнешниеВнутренние Смерть Столыпина П.А. Русско-Японская Война (гг.) Подъем рабочего движения в гг. Противодействие крестьянства Недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение Плохая организация землеустроительных работ
Выводы: Начало XX века для России было временем политической нестабильности. Череда бунтов, война, революция затронула всю социальную структуру российского общества. В таких тяжелых условиях России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Целесообразнее всего стоило начать с аграрных преобразований, ведь даже в начале XX века Россия оставалась аграрной страной с большинством сельского населения. Аграрная реформа стала толчком для разработки серии проектов решения ряда вопросов: рабочего, культурно-образовательного, финансового и местного управления. Все эти вопросы были тесно связаны с теми новыми изменениями, которые были введены в результате проведения аграрных преобразований. Начало этим преобразованиям в России было положено проведением аграрной реформы под руководством П.А. Столыпина, главной целью которой было создание богатого крестьянства, проникнутого идеей собственности и потому не нуждающегося в революции, выступающего как опора правительству.
Реформы Столыпина — неудачная, встретившая сопротивление российского общества, попытка председателя совета министров Российской империи Петра Алексеевича Столыпина (должность занимал с 1906 по 1911 годы) создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядкаСтолыпин (1862-1911)
Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.
«Он был высок ростом, и было нечто величественное в его осанке: внушителен, одет безукоризненно, но без всякого щегольства, говорил достаточно громко, без напряжения. Его речь плыла как-то поверх слушателей. Казалось, что она, проникая через стены, звучит где-то на большом просторе. Он говорил для России. Это очень подходило к человеку, который если не «сел на царский трон», то при известных обстоятельствах был бы достоин его занять. Словом, в его манере и облике сквозил всероссийский диктатор. Однако диктатор такой породы, которому не свойственны были грубые выпады. (Возглавив правительство), Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью - с другой. Отпор революции, покровительство эволюции - таков был его лозунг» (В. Шульгин «Годы»)
Причины реформ Столыпина
-
обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
-
Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
-
В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства
Проблемы России в начале ХХ века
- Допотопные аграрные отношения
- Недовольство своим положение рабочих
- Безграмотность, необразованность народа
- Слабость, нерешительность власти
- Национальный вопрос
- Существование агрессивных, экстремистских организаций
Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу
Реформы Столыпина. Кратко
-
Аграрная реформа
-
Реформа судопроизводства
-
Реформа местного самоуправления в Западных губерниях
Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.
Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.
Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)
Аграрная реформа
Цель
- Преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма
- Ликвидация социальной напряженности в аграрном секторе экономики
- Повышение производительности крестьянского труда
Методы
- Предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частной собственности
Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.
- Предоставление права крестьянину продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству
- Предоставление крестьянам права создания обособленных (вне пределов деревни) хозяйств (хуторов)
- Выдача Крестьянским банком ссуды крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика
- Льготное кредитование крестьян под залог земли
- Переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитых районах Урала и Сибири
- Государственная поддержка агрономических мероприятий, направленных на усовершенствование труда и повышение урожайности
Итоги
- 21 % крестьян вышли из общины
- 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора
- 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни
- К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине
- Ускорился процесс классового расслоения крестьянства
- Увеличение количества , вызванное выходом крестьян из общины
- Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)
- Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники
Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»
Реформы Столыпина в датах
- 1906, 8 июля — Столыпин стал премьер-министром
- 1906, 12 августа — покушение на Столыпина, организованное эсерами. Он не пострадал, но погибли 27 человек, двое детей Столыпина были ранены
- 1906, 19 августа — учреждение военно-полевых судов
- 1906, август — передача удельных и части казенных земель в ведение Крестьянского банка для продажи крестьянам
- 1906, 5 октября — указ о предоставлении крестьянам одинаковых с другими сословиями прав в отношении государственной службы, свободы избрания места жительства
- 1906, 14 и 15 октября — указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит
- 1906, 9 ноября — указ, позволяющий крестьянам выходить из общины
- 1907, декабрь — ускорение поощряемого государством процесса переселения крестьян в Сибирь и на Урал
- 1907, 10 мая — выступление Столыпина перед депутатами Думы с речью, содержавшей развернутую программу реформ
«Основная мысль этого документа состояла в следующем. Есть периоды, когда государство живет более или менее мирною жизнью. И тогда внедрение новых законов, вызванных новыми потребностями, в толщу прежнего векового законодательства проходит довольно безболезненно. Но есть периоды другого характера, когда в силу тех или иных причин общественная мысль приходит в брожение. В это время новые законы могут идти вразрез со старыми и требуется большое напряжение, чтобы, стремительно двигаясь вперед, не превратить общественную жизнь в некий хаос, анархию. Именно такой период, по мнению Столыпина, переживался Россией. Чтобы справиться с этой трудной задачей, правительству необходимо было одной рукой сдерживать анархические начала, грозящие смыть все исторические устои государства, другою - в спешном порядке строить леса, необходимые для возведения новых зданий, продиктованных назревшими нуждами. Другими словами, Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью - с другой. Отпор революции, покровительство эволюции - таков был его лозунг. Не углубляясь на этот раз в комплекс мероприятий по борьбе с революцией, то есть пока что не угрожая никому, Столыпин занялся изложением реформ, предлагаемых правительством в направлении эволюционном» (В. Шульгин «Годы»)
- 1908, 10 апреля — закон об обязательном начальном образовании с поэтапным введением в течение 10 лет
- 1909, 31 мая — Дума приняла закон об усилении русификации Финляндии
- 1909, октябрь — Россия вышла на первое место в мире по производству и экспорту зерна
- 1910, 14 июня — Дума приняла закон, расширяющий возможности выхода крестьян из общины
- 1911, январь — студенческие волнения, ограничена автономия университетов
- 1911, 14 марта — введение земств в западных губерниях
- 1911, 29 мая — новый закон, ещё более упрощающий выход крестьян из общины
- 1911, 11 сентября — гибель Столыпина от рук террориста
«Только в антракте я выбрался со своего места и подошел к барьеру… Вдруг раздался резкий треск. Оркестранты вскочили с мест. Треск повторился. Я не сообразил, что это выстрелы. Гимназистка, стоявшая рядом со мной, крикнула:
- Смотрите! Он сел прямо на пол!
- Кто?
- Столыпин. Вон! Около барьера в оркестре!
Я посмотрел туда. В театре было необыкновенно тихо. Около барьера сидел на полу высокий человек с черной круглой бородой и лентой через плечо. Он шарил по барьеру руками, будто хотел схватиться за него и встать.
Вокруг Столыпина было пусто. По проходу шел от Столыпина к выходным дверям молодой человек во фраке. Я не видел на таком расстоянии его лица. Я только заметил, что он шел совсем спокойно, не торопясь. Кто-то протяжно закричал. Раздался грохот. Из ложи бенуара спрыгнул вниз офицер и схватил молодого человека за руку. Тотчас вокруг них сгрудилась толпа.
- Очистить галерку! - сказал у меня за спиной жандармский офицер.
Нас быстро прогнали в коридор. Двери в зрительный зал закрыли. Мы стояли, ничего не понимая. Из зрительного зала долетал глухой шум. Потом он стих, и оркестр заиграл «Боже, царя храни».
- Он убил Столыпина, - сказал мне шепотом Фицовский.
- Не разговаривать! Выходить немедленно из театра! - крикнул жандармский офицер.
Теми же темными лестницами мы вышли на площадь, ярко освещенную фонарями. Площадь была пуста. Цепи конных городовых оттеснили толпы, стоявшие около театра, в боковые улицы и продолжали теснить все дальше. Лошади, пятясь, нервно перебирали ногами. По всей площади слышался дробный звон подков. Пропел рожок. К театру размашистой рысью подкатила карета «скорой помощи». Из нее выскочили санитары с носилками и бегом бросились в театр. Мы уходили с площади медленно. Мы хотели увидеть, что будет дальше. Городовые торопили нас, но у них был такой растерянный вид, что мы их не слушались. Мы видели, как Столыпина вынесли на носилках. Их задвинули в карету, и она помчалась по Владимирской улице. По сторонам кареты скакали конные жандармы. (Террориста) звали Багров. На суде Багров держался лениво и спокойно. Когда ему прочли приговор, он сказал: — Мне совершенно все равно, съем ли я еще две тысячи котлет в своей жизни или не съем» (Паустовский «Далекие годы»)
Реформа крестьянского землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы. Названа по имени её инициатора П. А. Столыпина. Суть реформы: Разрешение выхода из общины на хутора (указ от 9 ноября 1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток и Степной край как средство внутренней колонизации) были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства.
Для проведения своей реформы Столыпин умело воспользовался экономическими и политическими “козырями”. Он использовал в своих целях как раздробленность революционной оппозиции, так и отсутствие согласия среди радикально настроенной интеллигенции.
1905-1911г.г. стали годами спада революционного движения. В партии социал-демократов произошел окончательный раскол по вопросу о возможности продолжения соц. революции в России. Также реализации планов Столыпина способствовал экономический подъём в стране. В это время происходило усиление национализма. Буржуазия стремилась избавиться от присутствия иностранного капитала.
Главная цель заключалась в расширении соц. базы режима за счёт широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны, путём превращения большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.
Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.
Организация хуторов и отрубов.Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла.
Ход реформы.
Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы. В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В.Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.
Организация хуторов и отруб ов. В 1907-1910 г.г лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.
Переселение за Урал. По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%.
Разрушение общины . Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
В 1907 - 1915 гг. из общины выделилось 20% домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба.
Покупка земли крестьянами с помощью крестьянского банка . В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
Кооперативное движение. Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов.
В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Большую роль в этом играли урожайные годы и ромт мировых цен на зерно, но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в этих районах превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Но это не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными.
Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.
Социальные итоги судьбы общины .
Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться
Социально-политические итоги реформы .
* Подъём экономики * Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер
* Увеличилась покупательная способность населения
* Увеличилось валютное поступление, связанное с вывозом зерна
* Хуторское хозяйство завело лишь 10% хозяйств * Зажиточные крестьяне чаще выходили из общины, чем бедняки * 20% крестьян, взявшие ссуды, разорились * 16% переселенцев вернулись обратно
* Ускорилось расслоение
* Правительство не удовлетворило нужды крестьян в земле. В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет.
Историческое значение реформы . Столыпинская аграрная реформа- это понятие условное, т.к она не составляет целого замысла и делится на ряд отдельных мероприятий. Столыпин не допускал и мысли о полной ликвидации помещичьего землевладения. Переселенческая эпопея 1906 -1916 г.г., так много давшая Сибири, мало отразилась на положении крестьянства в центральной России. Численность ушедших за Урал составила всего 18% естественного прироста сельского населения за эти годы. С началом промышленного подъема возросла миграция из деревни в город.
Несмотря на благоприятные экономические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформу под угрозу. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Он открыто проводил националистическую великорусскую политику и поставил против себя и против царского режима все национальные меньшинства.
28. Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Столыпинская аграрная реформа - обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью - устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель - процветание - сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.
Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:
Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.
Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.
В 1906, 1910 и 1911 годах был изданы указы:
каждый крестьянин мог взять надел в собственность,
мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства,
переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства,
переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.
а) Цели реформы.
Социально-политические цели реформы.
Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.
Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая 2 и его окружение. Члены правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось так же и то, что помещичьи хозяйства производили весомую часть товарного хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.
Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.
б) Подготовка реформы
Подготовка проектов реформы до революции фактически началось Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте, в 1902-1903 г.г.. В 1905-1907 г.г. выводы, сформулированные Совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (В.И.Гурко.). С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений Николай 2, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине.
Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды под крестьянские наделы (ноябрь 1903 г.), что фактически означало возможность отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал не затрагивавший интересы помещиков. Проект Гурко лег в основу Указа 9 ноября 1906 г. И положивший начало проведению аграрной реформы.
в) Основы направления реформы.
Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить прежде всего путем “ укрепления” наделов в частную собственность. Кроме того по закону 1911 г. Разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без “укрепления”, после чего крестьяне также становились землевладельцами.
Продать же надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.
Организация хуторов и отрубов.Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла.
Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок – отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба и образовывался хутор.
Переселение крестьян на свободные земли.
Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные (“столыпинские”) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства, выдавались ссуда.
Продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.
Развитие сельскохозяйственной кооперации как промысловой, так и кредитной был дан импульс изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные товарищества получили некоторые льготы.
г) Ход реформы.
1. Юридическая основа, этапы и уроки проведения реформы.
Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.
В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В.
Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.
2.Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907 -1910 г.г.) в соответствии с указом 9 ноября 1906 г. шло несколькими путями.
Укрепление чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел и не вести свое хозяйство, уже сделали это. После 1911 г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 г.г. “укрепленцами” стали 2,5 млн. человек – 26% крестьян Европейской России (без западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.
Землеустройство на втором этапе (1911-1916 г.г.) по законам 1910 и 1911г.г. давало возможность получения надела в собственность автоматически – после создания отрубов и хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность.
В “стародушных” общинах (общинах, где не было переделов с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспредельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность.
Крестьяне западных губерний и некоторых районов юга, где общины не существовали, так же автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось продавать специальные заявления. За Уралом реформа формально не происходила, но и там крестьяне не знали общинной собственности.
3.Землеустройство.
Организация хуторов и отрубов. В 1907-1910 г.г лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.
После 1910г. правительство осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению общинников, не рекомендовали больше ”искусственное поощрение” укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало в частную собственность крестьян.
Теперь процесс пошел с ускорением. Всего к 1916 г. 1.6 млн. хуторов и отрубов были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подавали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной и прерваны революцией.
4.Переселение за Урал.
По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всемжелающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог.
Получив ссуду от правительства, на новые земли в ""столыпинских” вагонах двинулись 3,3 млн. человек, 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте.
Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.
5.Разрушение общины.
Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети от всех общинных дворов.
6.Покупка земли крестьянами с помощью крестьянского банка.
Банком было продано 15 млн. казенной и помещичей земли, из нее 30% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы предоставлялись при этом владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5% годовых.В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
7.Кооперативное движение.
Быстрыми темпами развивалось кооперативное движение. В 1905-1915 г.г., число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3тыс. (1908 г.) до 10 тыс. (1915 г.)
Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперотивных началах создавали молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.
д) Выводы.
В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Большую роль в этом играли урожайные годы и ромт мировых цен на зерно, но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в этих районах превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Но это не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.По расчетам
И.Д. Кондратьева в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России состалял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в расматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.
Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.
1) Социальные итоги судьбы общины.
Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться, число поземельных общин сократилось со 135000 до 110000.
В то же время в центральных нечерноземных районах распад общины почти не наблюдался, именно здесь были многочисленны случаи поджогов.
2) Социально-политические итоги реформы.
Происходило постепенное прекращение крестьянских высуплений. На первом этапе 1907 -1909 г.г. при укреплении наделов в собственность, часто под нажимом земских начальников число крестьянских выступлений начало расти, в 1910 г. -1000. Но после переноса акцента правительственной политики на землеустройство, отказа от принуждения и некоторых экономических успехов крестьянские волнения почти прекратились, соратилось в 1913г. до 128. Главная политическая цель все же не была достигнута. Как показал 1917 г. крестьянство сохранило способность “всем миром” выступить против помещиков. В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет, но главной причиной неудачи явилась социально- политическая половинчитость преобразований, проявившаяся в сохранении помещечьих земель в неприкосновенности.
РЕЗУЛЬТАТЫ реформ:
Развивалось кооперативное движение.
Увеличилось число зажиточных крестьян.
По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
На новые земли переселились около 2,5 млн человек.
Аграрная реформа в России в начале XX в., получившая название столыпинской в честь премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, непосредственно была обусловлена не экономическими, а политическими задачами. После крестьянских волнений 1902 –1906 гг. искали возможность умиротворения деревни, и П. Столыпин попытался найти опору власти в крепком мужике. Однако у реформы были и больше экономические основания, заложенные во всем развитии деревни после отмены крепостного права. Помещичий клин, хотя и сократился к 1900 г. на четверть, тем не менее, 30 тыс. помещичьих семей принадлежало столько же земли, сколько 10 млн. крестьянских семей. До 40 % земель возможного сельскохозяйственного использования находилось в удельном и казенном владении. Поэтому главным требованием всех крестьян в ходе волнений начала XX в., был раздел помещичьих и царских земель.
Но правительство в ходе проведении реформы решило сыграть на противоречиях самого крестьянства. Среди крестьян быстро усиливалась социальная дифференциация. К началу XX в. 16,5 млн. крестьян имели земельные наделы в 1 десятину, пятая часть крестьянства оказалась вовсе безземельной – это и были сельские батраки, которых насчитывалось 3,5 млн. или 20 % взрослого мужского населения деревни.
В целом бедняки составляли около 50 % крестьян и использовали лишь около 30 % земли, в то время как 10 % кулацких хозяйств использовали почти половину всей земли. Крестьянский надел в среднем на одну ревизскую душу постоянно уменьшался и составил в 1860-ые гг. – 4,8 десятины, в 1880-ом – 3,5 десятины, в 1900 г. – 2,6 десятины.
Главным препятствием на пути капиталистической модернизации сельского хозяйства в России начала 20 в. было не помещичье землевладение, а общинное. Помещичье хозяйство быстрее крестьянского эволюционировало в сторону рынка, улучшало технологию и организацию хозяйства. Заметим, что доля помещичьего земледелия в Англии, например, была гораздо больше, чем в России. Это не мешало тому, что сельское хозяйство Англии было одно из наиболее развитых в мире. Общинное землевладение в России к началу 20 в. распространилось почти на 100 % используемых крестьянами сельскохозяйственных земель.
С развитием рынка и социальной дифференциации в деревне общинные начала землевладения даже усиливались. Участившиеся переделы земли диктовались попытками бедняцких слоев не столько улучшить свое экономическое положение, сколько ухудшить положение более богатых односельчан. Да и царское правительство вначале даже препятствовало ослаблению общины, так в 1893 г. был принят закон, запрещавший выходить из общины даже тем крестьянам, которые выплатили выкупные платежи за надельные земли, поскольку община с помощью круговой прокрутки облегчала сбор налогов, когда богатый платил за бедного.
Несмотря на то, что аграрная реформа называется столыпинской, основные ее идеи и предложения о направлениях проведения принадлежат С. Витте, который еще в 1896 г. впервые высказался против общинного землевладения и круговой поруки. В 1898 г. в связи с этим он обратился с официальным письмом к царю и в 1903 г. ему удалось добиться отмены круговой поруки, после чего каждая семья теперь полностью отвечала за свои повинности.
После крестьянских волнений 1902 г. при министерстве внутренних дел были созданы особые редакционные комиссии для пересмотра всего законодательства о крестьянах, в том числе о землевладении, об общине, о круговой поруке и т.д. В этом же году было создано особое совещание под руководством С. Витте для выяснения нужд сельскохозяйственного производства. Было образовано и 618 местных комитетов этого совещания. В этих организациях основную массу составляли чиновники и помещики, а крестьяне – лишь 2 % .
На заседаниях и в печати были высказаны основные идеи, положенные позже в основу аграрной реформы. В большинстве выступлении главной причиной неблагополучия крестьян называли техническую отсталость, поэтому предлагалось улучшать технологию хозяйства, переходить к многополью с посевами корнеплодов и трав. А поскольку этой модернизации мешала община, то большинство комитетов делали заключение о необходимости помогать переходу от общинного землевладения к подворному и хуторскому, представив крестьянам право выхода из общин даже без ее согласия. Указывалось и на необходимость разрешать крестьянам, выходящим из общины, продавать свою землю, уровнять крестьян с другими сословиями в хозяйственных и гражданских правах и др. Но тогда виттовское совещание признали слишком левым и распустили.
Однако реформы в деревне давно назрели и даже перезрели, и крестьянские волнения вновь вспыхнувшие в середине 1905 г. заставили приступить к срочным преобразованиям сельского хозяйства еще до П. Столыпина. 12 августа 1905 г. введены новые правила, расширившие деятельность Крестьянского банка. 27 августа был принят закон о казенных землях с той же целью. 3 ноября 1905 г. законом были отметены выкупные платежи за надельную землю. Крестьяне давно уже выплатили сумму выкупа и к этому времени платили только проценты за рассрочку. 14 марта 1906 г. были приняты новые правила о землеустройстве, а 10 марта 1906 г. закон о свободе переселения крестьян.
На пике революционных событий осенью 1905 г. большой популярностью пользовался проект профессора П. Мигулина о немедленной передаче половины помещичьих земель крестьянам. Правительство в это время было готово передать им 25 млн. дес. помещичьих и удельных земель. Но уже в начале 1906 г. после некоторого спада революции эти законопроекты были отвергнуты и помещичьи земли стали неприкосновенными. Вместо этого правительство сделало упор на увеличение числа крепких крестьянских хозяйств за счет беднейших членов общины.
Приход П. Столыпин весной 1906 г. на пост министра внутренних дел, а в июле и на пост председателя совета министров резко ускорил аграрные реформы. Сам П. Столыпин почти не выдвигал новых идей, а его заслуга в том, что он проводил эту реформу последовательно и даже чрезмерно жестко, опираясь на свой полицейский опыт и аппарат. Переход к новому курсу аграрной политики был завершен законом от 9 ноября 1906 г., который назывался «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» или как его по существу называли «о разрушении общины». Заметим, что аграрные законы П. Столыпин проводил непарламентским путем помимо Госдумы, в порядке 87 статьи основных законов, как чрезвычайные и нетерпящие отлагательств. Дума узаконила эти реформы лишь 14 июня 1910 г.
В аграрной реформе можно выделить 3 основных направления: 1. Разрушения общины и изменение крестьянского землевладения. 2. Использование крестьянского поземельного банка для насаждения зажиточных крестьянских хозяйств путем продажи им земель и помощи кредитами. 3. Переселенческая политика на свободные земли северного Кавказа, Урала и Сибири из-за нехватки земли в Центральной России. Эти три направления тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Рассмотрим их более подробнее.
Все крестьянские общины были разделены на две группы: общины не проводившие переделы земли и общины, проводившие такие переделы. Первые были признаны прямо перешедшие к подворному землевладению, и все участки земли закреплялись за отдельными домохозяевами на основе личной собственности. В общинах, где проводились переделы, домохозяин мог в любое время требовать закрепления за ним в личную собственность причитающейся ему по переделу земли. Община была обязана в случае чересполосицы предоставлять участки земли выделившимся в одном месте. Вышедшие крестьяне сохраняли право пользования совместными угодьями (сенокосом, лесом и пр.). Крестьяне выходили на отруба, если продолжали жить в деревне, и на хутора, если переносили дом на свой участок.
В случае, когда в течение месяца община не рассматривала заявление о выходе, то происходило властное вмешательство сверху. Если на момент выхода крестьянин использовал больше земли, чем приходилось в среднем на душу в общине, то он выкупал ее у общины по ценам 1861 г., которые были в 2 – 3 раза ниже фактических цен начала 20 в. Любой выделившийся мог свободно продать свою землю, чем особенно широко пользовались малоземельные, уходившие в город. Хотя закон и ограничивал возможность скупки надельной земли не более 6 душевыми наделами, тем не менее, это давало больше возможности по концентрации земли у богатых хозяев.
О результатах этого направления аграрной реформы можно судить по таким данным. До 1 января 1916 г. всего по европейской России заявили требования о закреплении земли в собственность 2755 тысяч домохозяйств, из них из общины выделились 1008 тысяч с площадью пахотной земли 14123 тысяч дес. Кроме того, получили удовлетворительные акты на закрепление участков, где не было переделов 470 тысяч домохозяев с площадью в 2796 тысяч дес. Итого, вышло из общины и закрепило землю в личную собственность 2478 тысяч домохозяев с площадью 16919 тысяч дес, что составляло по 40 губерниям европейской России около 24 % всех крестьянских дворов.
Наибольшее число выходов из общины приходится на 1908 – 1909 гг. Это объясняется тем, что в это время выходили наиболее заинтересованные, т.е. наиболее зажиточные или те, которые стремились скорее ликвидировать свою землю и землевладельческое хозяйство. В последующие годы, поэтому количество закреплений и выходов сильно уменьшилось. Наибольшее число выходов и закреплений наблюдалась на территориях, капиталистически наиболее развитых, таких как Киевская губерния и Новороссия.
Ко 2-му направлению столыпинской реформы относится деятельность Крестьянского банка по продаже земель и поддержке крепких хозяев среди крестьян. Крестьянский поземельный банк получил право самостоятельной покупки частновладельческих земель в первую очередь помещичьих и продажи их крестьянам. Банк помогал дворянам с выгодой продавать свои имения, раздроблял их, а также предоставление ему казенные и удельные земли, разбитые на участки, и продавал крестьянам. Банк выдавал кредиты на обустройство и развитие крестьянских хозяйств, оказывал содействие по переселению.
За десять лет реформы (1906 –1915 гг.) в земельный фонд Крестьянского банка было передано частных имений на 4326 тысяч дес., а удельных земель лишь на 1258 тысяч дес. Казенные же земли передавались крестьянам только в случае переселения в Сибирь, но и здесь, несмотря на огромные территории, количество готовых к заселению, землеустроенных участков было быстро исчерпано. Цена земли постоянно росла, во многом благодаря спекулятивной деятельности Крестьянского банка, и к 1916 г. поднялась в 1,5 –2 раза. За 1895 –1905 гг. банк покупал у помещиков землю в среднем по 71 рубль за дес., а за 1906 – 1915 по 161 рубль. Это, несмотря на снижение на 80 %, по всем экономическим законам и цена земли должна была упасть. Поэтому даже сам П. Столыпин настаивал на продаже земель, непосредственно самим крестьянам, минуя банк. Продавал Крестьянский банк земли из своего фонда преимущественно самостоятельным крестьянским хозяйствам. Так, за 1907 – 1916 гг. отрубникам продано 54,6 %, хуторянам 23,4 %, сельским обществам –17 % ,причем – 5 % от всех продаж земли.
Продавали землю и крестьяне. За 1908 –1915 гг. 1,2 млн. крестьянских дворов продали свою надельную землю площадью 3,9 млн. дес., причем более половины продавших землю вообще порвали с деревней и уходили в город, другие продавали землю для покупки ее в одном участке и в случае переселения. Крестьянский банк выдавал кредиты для развития хозяйств, но и здесь наблюдалась дифференциация – через общину выдавалось лишь 159 рублей на человека, а на единоличника –500 рублей.
Долгое время царское правительство не только не поощряло переселение крестьян на окраины страны, где много свободных земель, но даже препятствовало этому. Так, закон 1881 г. и 1889 г. ставили переселению всякие ограничения, чтобы не лишать помещичьи хозяйства дешевых арендаторов и работников. Только при строительстве Транссибирской железной дороги началось поощряться переселение. В 1890 – е гг. действовала землеустроенная комиссия генерала И. Жилинского. Было построено 722 переселенческих участка, сотни колодцев, гатей, и водохранилищ. Общие затраты составили 2,5 млрд. рублей – это около двух годовых бюджетов того времени. Только 6 июня 1904 г. законом переселение было объявлено свободным, но и при этом оно делилось на поощряемое правительством (финансовыми и другими льготами) и не поощряемое.
В ходе столыпинской реформы количество безземельных и малоземельных крестьян должно было еще более повыситься, и чтобы ослабить их волнения, стало всячески поощряться переселение на свободные земли, в основном на восток, хотя немного и на Северный Кавказ. Переселению активно помогал Крестьянский банк кредитами и субсидиями. Занятые переселенцами казенные земли обещали передавать в их частную собственность. За Уралом, желающим получить землю бесплатно, передавалось по 15 дес. на хозяина и по 4,5 дес. на каждого члена семьи. Крестьянский банк должен был купить землю у переселенцев на оставляемом месте по рыночной цене. Оказывалась материальная помощь на переезд. Для переселявшихся на Дальний Восток выдавалось по 400 рублей на семью, причем 200 рублей безвозмездно. В среднем получилось по 165 рублей на семью. Переселенцы освобождались от налогов на 3 года и от призыва в армию.
За 10 лет реформ за Урал переселилось более 3 млн. человек, ими было освоено около 30 млн. дес. пустующих земель. Максимума количество переселенцев достигло в 1908 –1909 гг., как и вышедших из общины. Затем оптимистические ожидания на успешный переезд и устройство богатого хозяина на новом месте ослабли, тем более что некоторые переселенцы начали возвращаться назад и рассказывать о неудачах. Землеустроенные комиссии не всегда справлялись со своей работой, не хватало средств на обустройство, часть их вообще разворовывалась, мешало незнание местных природных условий, мучили болезни и т. д. Так, за десять лет реформы умерло более 100 тыс. переселенцев. Постоянно нарастал поток вернувшихся на старое место жительство. Если вначале вернувшиеся составляли лишь 6 – 8 % от всех выехавших, то в последующие годы 20 % -30 % , а в голодный 1911 г. возвратилось вообще 64 %. Всего же из 3 млн. человек, выехавших за Урал, назад вернулось около 0,5 % млн.
Несмотря на первоначальное обещание, частная собственность на землю получила небольшое распространение в Сибири. Большинство земли принадлежало казне или казенному войску. Обычно крестьяне, селившиеся на казенные землях, получали ее не в собственность, а в бессрочное пользование. П. Столыпин рассматривал даже вопрос о продаже казенной земли за Уралом. Это лишь подтверждает незнание им конкретной хозяйственной ситуации, он все-таки больше разбирался в полицейских вопросах.
Крестьянам не всегда хватало средств даже на проезд, не говоря уже об обустройстве. Столыпинская аграрная программа не ограничивалась только этими тремя направлениями. Он делал ряд предложений по улучшению крестьянского землевладения и землепользования, по организации системы государственного страхования крестьянских хозяйств, налаживанию системы начального образования для крестьян и развитию ее вплоть до среднего, при нем к 150 существующим начальным крестьянским школам добавилось еще 150, намечалось изменения в местном самоуправлении. Быстро развивалось кооперативное движение всех видов среди крестьян, центром этого движения был специально созданный Народный банк. Если за 1901 – 1905 гг. в России было создано 641 потребительское общество, то за 1906 –1911 гг. 4715 –рост в 7,4 раза, а число кредитных товариществ за 1905 – 1913 гг. выросло в 6,7 раза. Успешно развивалась и производственная кооперация, например, сибирских маслоделов. Сибирское масло в Европе считалось лучше голландского.
П. Столыпин считал, что аграрная реформа идет успешно, и если он требовал 50 лет на переустройство деревни, то в марте 1910г. заявил, что при такой успешной работе через 6 – 7 лет общины почти не будет, поэтому правительство не станет проводить ее насильственную ломку. В целом в начале XX в. сельское хозяйство развивалось успешно. Росла урожайность, например, по пшенице в 1906 г. составляла 31,3 пуд. с дес., в 1909 –55,4 пуд., в 1913 г. 58,2 пуд.; по ржи соответственно –34,5 пуд., 53,1 пуд., 61,3 пуд. Валовойсбор пшеницы в 1906 составил 565,9млн. пуд., в 1913г. –1082,3млн. пуд. –рост в 1,8раза; ржи соответственно 819,6млн. пуд. и 1299,1млн. пуд. –1,6 раза. Экспорт зерна достиг в 1912 г. 15,5 млн. тонн и вырос по сравнению с 1900 г. в 2 раза.
Хуже обстояло дело с развитием животноводства. С 1900 г. по 1913 г. количество лошадей увеличилось с 19,7 млн. до 22,8 млн. голов, крупнорогатого скота с 31,7 млн. голов до 31,9 млн.; свиней с 11,7 млн. голов до 13,5 млн. а овец даже уменьшилось с 47, 6 млн. голов до 41,4 млн. В расчете на душу населения и на десятину посевов количество скота сократилось. Так, на 100 дес. посевов по 56 губерниям приходилось крупнорогатого скота в 1901 –1905 гг. 46 голов. А в 1913 –43; овец соответственно 66 и 56 голов; количество же свиней увеличилось с 17 голов до 18 голов. Эти факты показывают, что, несмотря на наметившийся в 1900 — 1913 гг. агротехнический подъем сельское хозяйство в основном еще не изжило окончательно трехполье и продолжало развиваться путем расширения зерновых площадей и сокращения кормовых площадей и количества скота, особенно в расчете на душу населения. А это характерно в основном для экстенсивного развития сельского хозяйства путем расширения используемых площадей.
Хотя несколько рос и технический уровень, что проявлялось в увеличении и использования сельскохозяйственных машин и удобрений. Если в 1900 г. потреблялось сельскохозяйственных машин на сумму 27,9 млн. рублей и в 1908 г. на 61,3 млн. рублей, то в 1913 г. уже на сумму в 109,2 млн. рублей. Однако это увеличение числа используемых машин шло, конечно, за счет капитализирующегося помещичьего и кулацкого хозяйства. Общий же технический уровень основной массы крестьянского хозяйства оставался очень низким, большая часть крестьянских полей обрабатывалось сохой, посев хлебов и их обмолот проводились примитивным ручным способом. Так, в 1910 г. во всем сельском хозяйстве России употреблялось 3 млн. деревянных плугов, 7,9 млн. деревянных сох, 5,7 млн. деревянных борон, 15,9 млн. борон с железными зубьями и лишь 490 тыс. полностью железных борон, 811тыс. жатвенных машин и всего 27 тыс. паровых молотилок.
Только перед самой мировой войной количество железных плугов сравнялось с количеством сох и деревянных плугов. Тракторов и других сложных машин не было вовсе. Применение искусственных удобрений — это еще один признак интенсификации сельскохозяйственного производства, по этому признаку Россия сильно отставала от Запада. В 1900 г. было ввезено их 6 млн. пуд., а в 1912 г. уже 35 млн. пуд. Внутреннее же производство фосфатов всех видов составило в 1908 г. 1425 тыс. пуд., к 1912 г. увеличилось до 3235 тыс. пуд., т.е. пока это был в основном заграничный товар.
Еще одним показателем интенсивного развития сельского хозяйства служит расширение посевов. Здесь за 15 предвоенных лет наблюдался существенный прогресс. В наибольшей степени увеличились посевные площади под хлопком – 111,6 %, подсолнухами – 61 %, сахарной свеклой – 39,5 %, табаком – 18,5 % , картофелем –15,8 %, кормовыми травами на 79,3 %. Хотя это расширение шло в основном за счет новых площадей, а не за счет зерновых, как в наиболее развитых странах. Площади под зерновыми в России тоже выросли –на 10,8 %.
Однако эти некоторые успехи в сельском хозяйстве нельзя приписать только столыпинской реформе, поскольку в это время происходил общий мировой подъем в сельском хозяйстве, аграрный кризис закончился еще в конце XIX в. России повезло еще с тем, что кроме 1911 г., все остальные годы приносили хорошие урожаи. В целом П.Столыпину не удалось умиротворить деревню. Социальная дифференциация и противоречия в ней даже обострились. Количество бедняков превысило 60 %, доля безлошадных в 1913 г. составила 31,4 % . По-прежнему все крестьяне солидарно выступали за раздел помещичьих и удельных земель, а бедняки и за раздел кулацких.
Общинное землевладение распространялось на 75 % крестьянских земель. Из-за архаичных отношений в деревне медленно развивались производительные силы и роста урожайность, особенно по сравнению с Западом. Царское правительство консервировало отсталые отношения в деревне вплоть до конца XIX в, поддерживая интересы помещиков и видя свою опору в крестьянкой общине и деревенском середняке. Но в экономические и социально-политические противоречия от этого накапливались и обострялись. Какого накала они достигли, показали крестьянские волнения 1902 г. и 1905 –1906 гг. Заслуга П. Столыпина состояла в том, что он не пытался отмахиваться от этих проблем и заигрывать со всей деревней, а взял твердый курс на укрепление союза только с одной частью крестьянства – крепкими хозяевами.
Но и кулаки не стали прочной опорой царской власти, они сохранили обширные связи со всем крестьянством и не смогли консолидироваться в самостоятельную политическую силу. Как и все крестьяне, они по-прежнему зарились на помещичьи и царские земли, поэтому вместе со всем крестьянством поддержали вначале февральскую революцию, а затем поначалу даже большевиков (в ликвидации помещичьего царского землевладения). Таким образом, аграрные реформы в России запоздали на несколько десятилетий, что сказалось не только в отставании производительных сил, но и в поддержке в целом всеми крестьянами России трехреволюций начала XX в.