Адская башня clash. Адская башня
Карточная игра «Дурак» считается самой популярной на территории бывшего СССР. Имя ее автора время решило утаить, но считается, что она появилась еще в XIX столетии в России. Аристократия скептически отнеслась к новому развлечению. А вот простому народу оно пришлось по душе. Это объясняет просторечное название: проиграл - значит, «остался в дураках». В Советском Союзе ее популярность еще более возросла. Причем правила в игре «Дурак» стали дополняться. Так, наряду с классическим вариантом, начали возникать новые разновидности.
Базовые особенности игры
Несмотря на огромное количество разновидностей игры (а их более 50), в основном они подчиняются общим правилам. Обычно используют колоду из 36 карт, иногда - из 52 (54 без двух джокеров). Задача каждого участника - избавиться от всех карт раньше соперников. Кто останется с картами, тот «дурак» (только не нужно обижаться, здесь это всего лишь шутливое выражение).
Теперь рассмотрим базовые правила игры в «Дурака». В карты играют минимум два, максимум шесть человек. На руках у каждого должно быть 6 карт. Верхняя (реже - нижняя) карта колоды раскрывается, это козырь. Данная масть имеет преимущество перед остальными. Если участие принимают шесть игроков, тогда раздается вся колода, а козырной назначают последнюю карту. По традиции, раздатчиком назначают проигравшего, а в первый раз его определяют по жребию.
Простой «Дурак»
Правила в игре «Дурак» достаточно простые. Первым ходит игрок с самым младшим козырем. Если на руках данной масти нет, решают по самой младшей карте. Когда игроков больше двух, ходят по часовой стрелке, то есть к сидящему слева. Он кладет одну или две карты одного значения. Второй игрок должен их отбить. Это значит, что он может перекрыть их картой той же масти, но старшей по значению, или козырем. Козырную карту может побить только козырь большего значения. Если карты отбиты, они уходят в отбой, и до конца игры их не используют. Запрещается открывать отбой, чтобы узнать, какие карты уже вне игры. Если игрок не смог или не захотел отбивать ход, он забирает все карты с кона - таковы правила в игре «Дурак».
Дальше игроки добирают из колоды карты до шести. Как правило, первым берет тот, кто ходил, затем - остальные участники по часовой стрелке. Но иногда первым добирает отбивающийся, так что лучше договориться об этом заранее. Если игрок отбился, право хода отдается ему. Если нет - он пропускает ход, а «атаковать» будет человек, сидящий слева. Игра продолжается, пока не будет роздана вся колода, включая козырь. Игрок, который не сможет отбиться и останется с картами после последнего раунда, считается проигравшим. Простой «Дурак» - это основной вариант игры, своего рода каркас, на который «настраивают» дополнительные правила.
«Дурак подкидной»
Эта разновидность настолько популярна, что многие именно ее считают базовой. Правила в игре «Дурак подкидной» во многом повторяют простой вариант. Но главная особенность состоит в том, что отбивающемуся игроку можно подкидывать карты. Что это значит? Когда под игрока походили и он отбился, ему подкидывают карты того же значения, что задействованы в данном коне. Если он перекрывает карты, они уходят в отбой. Если нет - он забирает весь кон и, соответственно, пропускает ход. Первым подкидывает тот, кто ходит, а потом - остальные участники слева направо. Больше 6 карт подкидывать запрещено, ведь тогда игроку нечем будет отбиваться.
«Дурак переводной»
Правила игры в «Переводного дурака» немного сложнее предыдущих. Но это делает игру более интересной и азартной. Если участник не может или не хочет отбиваться, он может перевести кон следующему игроку. Для этого он должен положить на стол карту того же значения. Второму игроку придется отбивать уже две карты: переводную и переводящую. Если у него имеется подходящая карта, он может перевести ход. Если нужной карты нет, он забирает кон.
Существует и другой вариант. Здесь правила игры в «Переводного дурака» дополняются возможностью подкидывать карты. Когда игрок отбивает ход, ему можно подкинуть еще одну карту. Если ему нечем побить, он может перевести весь кон следующему игроку. Переводить можно только картой того же значения, что и последняя подкинутая; побитые не принимаются во внимание. Но если второй участник не отобьется, он заберет все карты.
«Японский дурак»
Еще одна интересная вариация - «Японский дурак». Правила игры немного отличаются от классических. Во-первых, не нужно назначать козырную масть - ею может быть только буби. Во-вторых, пики не отбиваются другой мастью. В остальном действуют обычные правила.
«Парный дурак»
Участвовать могут 4 или 6 игроков, которые разбиваются на пары. При этом партнеры садятся не рядом, а напротив друг друга. В целом, правила такие же, как и в «Подкидном дураке». Но, разумеется, нельзя ходить на напарника или подкидывать ему карты. Атаковать можно только противника.
Цель игры - уже не просто первому избавиться от карт, а помочь напарнику «завалить» соперников. Если один член команды вышел из игры, а второй остался с картами, то они оба считаются проигравшими. Правила игры в «Дурака» в парах усложняются тем, что напарникам запрещено помогать друг другу отбиваться. Они могут лишь подкидывать карты соперникам. Выигрывает команда, все участники которой выходят из игры. Если остается по одному участнику от каждой пары, они продолжают играть по правилам обычного «Подкидного дурака». Если после последней раздачи все игроки избавились от карт, объявляется ничья.
Заключение
Существуют разные правила игры в «Дурака». В карты играют и дети, и взрослые, поэтому постоянно появляются новые версии. Но от такого отклонения от нормы любимое всеми развлечение ничуть не проигрывает. Даже наоборот - каждый может найти подходящий вариант или же создать абсолютно новый.
Адская Башня – сооружение, предназначенное для обороны поселка. Оружие – струи огня, которые испепеляют даже стойкую броню. Данная постройка является завершающей, которую может разблокировать игрок.
- Башня тратит время на подогревания струй пламени, когда задействована в режиме борьбы против одиночных целей. В согретом виде они могут нанести значительный урон по сопернику, благодаря чему не может быть заменена чем-то другим в вопросах ликвидации хорошо защищенных боевых единиц.
- Башня является преградой для всех видов персонажей, включая П.Е.К.К.А. и Големов. Также обладает навыком поражать воздушные цели, не исключая Драконов.
- Может случиться перегруз слабыми рабочими единицами типа Лучниц при условиях одиночного режима стрельбы. При его включении — урон нарастающий, т.е. чем большее количество времени жертва проводит под обстрелом сооружения, тем больше её ранит. Опасный враг для Башни – армия слабых единиц, но она очень действенна в схватке с группами, которые хорошо и тяжело вооружены.
- Наряду с она не может без постоянной перезарядки, но для данной задачи нужен темный эликсир, а не обычный.
- Армия, которая была подвержена атаке Башни, не подлежит исцелению в обозримом будущем.
Защитная тактика
- Слабость Башни состоит в том, что она беспомощна против орды слабых противников в силу одиночной стрельбы. Рекомендуется ставить её в радиусе действия или , чтобы предупредить ликвидацию данного сооружения толпой несильных юнитов.
- Одиночная стрельба рассчитана на бой с серьезным врагом, у которого внушительные показатели здоровья. Среди них есть: и Драконы, и Големы и воины П.Е.К.К.А. Башня в сочетании с Башней Колдуна обеспечит эффективное сопротивление и долгожительство обоим постройкам, а также самому поселку.
- Множественная атака позволяет не дать излечиться огромной группе врагов, поэтому правильной тактикой будет размещение её с самыми главными сооружениями деревни.
- Множественная атака уничтожает команды соперника, которые слабо защищены.
Атакующая стратегия
- Данная постройка делает крайне бесполезными самые известные тактики наступления и боя, при которых войска с тяжелой защитой находятся на передовой линии, а остальные выдвигаются следом. Если игрок выберет аналогичную тактику, то обречет её на сокрушительный провал, ибо под струями огня Башни их здоровье стремительно приблизится к нулю. Любое количество Целительниц окажется бессильным. Если соединить молниеносное заклинание с компанией Миньонов, то можно мгновенно уничтожить Башню, огороженную стенами.
- Четыре молниеносных заклинания от четвертого уровня и выше способны ликвидировать башню первого уровня. В свою очередь пять таких заклинаний могут сокрушить Башню второго уровня. Такое же количество заклинаний пятого уровня могут истребить Башню третьего уровня.
- Слабые боевые единицы полезны при атаке на Башню, когда та сохраняет режим одиночных целей, ибо ей необходимо истратить какое-то время для нагревания новых струй для уничтожения всех оставшихся. Големов можно убить за считанные секунды, но если напасть на неё с помощью Лучниц или Варваров, то она быстро падет.
- При нападении на Башню игрок может следить за индикатором наличия черного эликсира. Если подвешена канистра, а Башня пылает – значит, запасы остались. Если нет – наоборот. Пополнить можно, если поместить в неё новые объемы темного эликсира. Не стоит забывать, что когда она будет разряжена, озеро из лавы будет отсутствовать.
Изменения при модернизации
- После того, как строительство закончится, Башня будет выглядеть как смолянистая скала, вокруг которой раскинулось озеро из лавы. На вершине крепится линза, подающая пламя в сторону противника. Рядом крепится емкость, где хранится темный эликсир.
- После первого улучшения из линзы будут выпрыгивать языки пламени. На Башню надеваются золотистые элементы в образе нескольких колец. Они фиксируются на основании.
- На третьем уровне она расширяется, обретает новые шипы. Появятся бонусные секции. Помимо этого, верхушка украсится додекаэрой с огнем внутри.
Любопытные особенности
- Сооружение добавили в игру разработчики в конце весны в 2013 году. Обновление, в комплекте которого она шла, называлось «Горящая крепость».
- Габариты башни сравнительно небольшие – 2х2. Её размеры равны . Эти две постройки считаются самыми маленькими.
- Башня на текущее время располагает лишь двумя уровнями улучшения (максимальным является третий). Данные показатели относительно уровней самые низкие, если сравнивать со всеми другими постройками.
- Башня чем-то похожа на в силу маленького боевого запаса, поэтому нуждается в постоянной перезарядке. Её можно использовать в двух режимах.
- В игре дают достижение, которое получается после истребления определенного количества Башен. Оно называется «Огнеборец».
Адская Башня стреляет огненными струями, которые прожигают даже самую толстую броню. Поток лавы на 10 уровне может свидетельствовать о появлении доступа к Адской Башне.
В одноцелевом режиме пламени требуется время, чтобы нагреться, что повышает его эффективность против сильнейших войск. Адская Башня способна остановить Героев, и Големов на их пути, и низвергнуть и с неба в мощном одноцелевом режиме. Адская Башня в одноцелевом режиме может быть повреждена большими группами слабых юнитов, к примеру, .
В одноцелевом режиме Адская Башня вызывает прогрессивное повреждение одной цели. Чем дольше она остается сфокусированной на этой цели, тем больше вреда она наносит.
В мульти-целевом режиме Адская Башня причиняет постоянное повреждение одновременно до пяти мишеням. Войска, поврежденные Адской Башней (в любом режиме), невозможно исцелить ни с помощью Целительниц, ни с помощью Исцеляющего Заклинания.
Как и , Адскую Башню нужно периодически перезаряжать. Однако для ее зарядки требуется Темный эликсир вместо обычного.
Адская Башня не имеет приоритетной цели, а также не наносит большого урона каким-либо конкретным войскам. Тем не менее, она действительно в среднем причиняет больше повреждений войскам с высшими хитпоинтами благодаря своей прогрессивной DPS.
Стратегия
Оборонительная тактика
Адская Башня в одноцелевом режиме уязвима против большого количества войск 1 ряда (и, в меньшей степени перед войсками 2 ряда) войска. Убедитесь, что Адская Башня находится в зоне действия или Башни и полностью защищена ими.
Это оборонительное сооружение, установленное в одноцелевом режиме, предназначено для уничтожения самых мощных из войск, например, Драконов, П.Е.К.К.А и Големов. По сути, она прекрасно дополняет , которая является очень эффективным средством против большого числа слабых войск, но борется с теми, которые имеют высокие пулы здоровья. Размещение этих двух структур рядом друг с другом может существенно повысить и их долголетие, и живучесть остальной части вашей базы
Нагревательный эффект Башни прекращает исцеления всех ее мишеней, так что целесообразнее разместить ее рядом с важнейшими зданиями, такими как Хранилища или Ратуши.
Многоцелевой режим может использоваться для сокрушения групп войск 1 ряда . Вы можете разместить две Адские Башни рядом друг с другом и установить их в разные режимы. А затем поставить вокруг Ловушки и оборонительные сооружения.
Наступательная тактика
Эта структура (особенно в одноцелевом режиме) используется в большинстве распространенных наступательных стратегий, при которых мощные юниты идут первыми для отвлечения обороны, а за ними следуют более слабые юниты. Позволив вашим мощным войскам войти в диапазон действия Адской Башни, вы обрекаете их всех, включая Героев высокого уровня, на гибель. Комбинированное использование Молниеносного Заклинания и группы может быть лучшим способом завоевания Адской Башни, если она находится за несколькими и оборонительными сооружениями.
Четыре Молниеносных Заклинания 4 и выше уровней уничтожат Адскую Башню 1 уровня. Пять 4 и выше уровней уничтожат Адскую Башню 2 уровня. Пять Молниеносных Заклинаний 5 и выше уровней уничтожат Адскую Башню 3 уровня.
Небольшие отряды сильнее Адской Башни, работающей в одноцелевом режиме, так как каждый раз перед атакой нового отряда ей приходится заново нагревать свою огненную струю. погибают в считанные секунды от воздействия этого сильного оборонительного сооружения, но если вы окружите Адскую Башню Лучницами или , она будет побеждена очень быстро. В одноцелевом режиме Башня может атаковать только одного юнита за один раз, поэтому распространение атакующих юнитов – не проблема (если рядом нет Башни Колдуна или Мортиры).
Определить в каком режиме, одноцелевом или многоцелевом, работает Адская Башня, можно, присмотревшись к ее верхушке. Если пламя выходит из одного большого отверстия, то установлен одноцелевой режим; если она имеет три небольших отверстия, то, значит, установлен многоцелевой режим.
Так же легко визуально определить и заряженность Адской Башни. Заряженная Эликсиром Башня ярко светится лавой и пламенем, в то время как пустая не горит, а остается похожей на черный камень.
Особенности развития
Адская Башня не претерпевает существенных визуальных изменений.
Первоначально Адская Башня представляет собой высокую, узкую скалу, которая стоит в светящемся бассейне лавы. В верхней части Башни находится круглая фокусирующая линза, к опоре с одной стороны Башни прикреплен прямоугольный резервуар для Темного эликсира.
На 2 уровне из фокусирующей линзы на вершине Адской Башни вылетают огромные красные языки пламени. Видимые участки породы стают позолоченными с красной каймой. Скала, удерживающая линзу, также становится золотой, а сама линза – красной, огонь переполняет кольцо.
На 3 уровне структурные опоры Башни утолщаются и усиливаются шипами. Кроме того, структура, в которой бушует огонь, принимает форму полого граненого октаэдра.
В настоящее время это последнее оборонительное сооружение, которое поддается разблокировке.
В отличие от всех других оборонительных сооружений, за исключением Потайной Теслы, Адская Башня занимает лишь 2×2 пространства.
В настоящее время доступно только 2 обновления, дающие Адской Башне в общей сложности 3 уровня. Это наименьший показатель среди всех других зданий, кроме Хижины , которая вообще не обновляется.
Адская Башня и Арбалет имеют одну общую и уникальную среди всех других оборонительных сооружений черту. Они единственные обладают ограниченными боеприпасами, которые нуждаются в периодическом обновлении.
Наряду с Арбалетами и ловушками « » Адские Башни являются единственными оборонительными сооружениями с несколькими режимами работы.
Хотя Адская Башня перезаряжается Темным Эликсиром, она выстреливает непрерывный поток огня, что отличает ее от Арбалета, который стреляет болтами, изготовленными из Эликсира.
Существует достижение за уничтожение определенного количества Адских Башен. Называется оно Огнеборец.
В одноцелевом режиме Адская Башня имеет поразительное сходство с Барад-дур, башней в Мордоре (из кинофильма «Властелин колец»).
Вконтакте