Звездные парикмахеры. Самые известные парикмахеры-виртуозы и их шедевры
Сегодня мало, кто мечтает стать юристом, экономистом или офисным клерком. В моду прочно вошли творческие профессии. Теперь большинство молодых людей пробуют себя в роли дизайнеров, художников, фотографов, моделей, писателей или стилистов, чей удел не душное место в офисе, а первый ряд на модных показах, приглашения на самые громкие вечеринки и знакомства с звездами первого эшелона. На самом ли деле эти профессии настолько сказочны, как их представляют?
Для того, чтобы иметь успех в творческой профессии, нужно обладать большой любовью к тому, чем занимаешься. Взять хотя бы стилистов. Их работа состоит в том, чтобы помочь подобрать одежду другому человеку – не придумать эту одежду, не сшить ее, а просто правильно сочетать. Причем у того, у кого это особенно хорошо получается, заработки даже выше, чем у их звездных клиентов.
Рейчел Зоуи
Рейчел Зоуи – самый известный стилист голливудских звезд, которая даже не училась в области «fashion». Стартом ее карьеры было ассистентское кресло в одном из модных изданий, а потом она стала работать стилистом-фрилансером, как говорится, по наитию. Зоуи вспоминает, что усовершенствоваться в профессии ей помогал собственный труд – она могла сутками не спать, настолько была увлечена модой, а все свободное время проводила на показах и в дизайнерских студиях. Сегодня в перечне тех, кто доверяет ей всю себя, находятся Кейт Хадсон, Деми Мур, Камерон Диаз, Ева Мендес, Кира Найтли, Энн Хэтэуэй, Лив Тайлер.
«Стиль – это способ сказать, кто ты есть, не произнеся ни слова», - говорит Рейчел Зоуи.
Кейт Янг
Кейт, как и многие, кто причастен к миру моды, начала свой путь с работы в глянцевых изданиях и даже была ассистенткой легендарной Анны Винтур, пока не перешла в рекламный бизнес. Затем она стала создавать рекламные кампании для известных fashion-брендов, и ее подход к работе настолько понравился лицам этих кампаний, что создание звездного образа стало ее основным заработком. Ее клиентки – это звезды-интеллектуалки: Натали Портман, Хилари Суонк, Мишель Уильямс.
«Секрет в том, что у нас одинаковый взгляд на вещи. Не люблю чересчур откровенный, вызывающий стиль. Мои клиентки со мной солидарны», - делится Кейт Янг.
Арианна Филлипс – любимица звезд-неформалов. Ее клиентами являются Мадонна, Джастин Тимберлейк, Кортни Лав, Гвен Стефани, Ленни Кравиц, Мик Джаггер. Карьера Арианны также началась случайно – когда она переехала в Нью-Йорк вместе с другом-музыкантом, она стала создавать для него концертные костюмы. Так, с музыкальной сцены она плавно перекочевала в кино, став художником по костюмам, а звездного статуса заслужила только в конце 90-х, когда «одела» саму Мадонну для обложки Rolling Stones.
«Чтобы добиться желаемого результата, нужно изо всех сил стараться оставаться верной своей идее и двигаться вперед, не растрачивая силы и эмоции на мнения окружающих. Этому меня научила Лиз Розенберг, бессменная пиарщица Мадонны, после того, как я впервые одела ее клиентку на церемонию вручения «Оскар» в 1998-м», - вспоминает Арианна Филлипс.
Сегодня представляю вашему вниманию 6 российских стилистов, которые одевают знаменитых и не очень, но главное богатых представителей российской элиты. Все они чем-то схожи между собой - амбициозны, молоды, красивы и главное, абсолютно все начинали свой путь с работы в глянцевых журналах.
1. Екатерина Мухина.
Екатерина раньше была успешной гимнасткой, а после завершения спортивной карьеры решила покорить мир моды. Незаурядное чувство стиля и хороший вкус помогли ей в этом. Она работала в таких модных изданиях как Vogue, Elle, Marie Claire. Екатерина считает, что современным российским девушкам не хватает легкости и небрежности, как у Кейт Мосс и Алексы Чанг. Одной из самых знаменитых ее клиенток было Юлия Тимошенко.
2. Александр Рогов.
Это настоящий человек-оркестр. Он успевает проводить лекции о моде, вести передачи на телевидении, выступать постановщиком модных дефиле и при этом не забывать про своих звездных клиентов. Александр предпочитает не заниматься шопингом для знаменитостей, его работа в основном заключается в подготовке стилизованных фотосессий. Среди знаменитых клиентов - Индеборга Дапкунайте, Рената Литвинова и Федор Бондарчук. Одна фотосессия с ним стоит от полуторы тысяч евро.
3. Андрей Артемов.
Начинал свою работу ассистентом, а вскоре смог стать директором моды в журнале L"Officiel. Андрей старается не одевать представителей российского шоу-бизнеса, отдавая предпочтение политикам и прочим обеспеченным чиновникам.
4. Алексей Пантыкин.
Работал ювелирным редактором Vogue, а последние семь лет работает персональным стилистом. Алексей считает, что клиент должен безоговорочно доверять своему стилисту, иначе за работу он не берется.
5. Оксана Он.
Редкое сочетание - юрист и старший редактор отдела моды одного из глянцевых журналов. Считает, что для стилиста важно не образование, а чувство стиля. Работает с Глюкозой и Равшаной Курковой. Вообще работает только с теми, с кем состоит в приятельских отношениях.
1. ЛЕОНАР
Французский парикмахер, придворный " куафер " королевы Марии Антуанетты. Автор прически, украшенной моделью фрегата (в России известна под названием "прическа с корабликом "), и механического устройства, позволявшего "сжимать " и "разжимать "прическу для того, чтобы дама могла легко входить в карету. Все мы знаем, как это важно — найти своего мастера по прическам, который будет нас чувствовать, понимать и делать счастливыми. У Марии Антуанетты этим человеком был Леонар. Именно Леонар ввел в моду женские укладки, украшенные перьями, драгоценностями, фигурками людей, животных, птиц и даже макетами парусников. то не мог себе позволить ежедневные услуги куафера, должен был ходить с таким сооружением на голове по нескольку дней или недель. Всем вам наверняка известны истории про грызунов и блох, живших в таких прическах. Конечно, у королевы были другие возможности. Но волосы все-равно страдали нещадно. В 80-х годах Мария Антуанетта прониклась симпатией к идеям Руссо, призывавшего всех быть ближе к природе. В то время она любила проводить досуг в своей миниатюрной деревне Le Petit Trianon, носить платья из белого муслина и простые соломенные шляпы, доить козочек и жарить королю омлеты. Огромные башни на голове никак не вписывались в этот стиль. Как следствие, в 1781 году, после рождения Людовика Жозефа (дофина Франции), куафер изобретает для Марии Антуанетты «простую» прическу «à l’Enfant» из пышных, взбитых по бокам локонов. Проходят столетия, меняются моды, а взаимоотношения «женщина и ее любимый парикмахер» по-прежнему актуальны. Если помните, один из самых ярких моментов в фильме С. Копполы «Мария Антуанетта» - это появление в аппартаментах королевы придворного куафера Леонара. Многие увидели в этом эксцентричном персонаже намек на современных известных стилистов.
Марсель произвел революцию в мире парикмахерского исскуства " Новая технология укладки волос ", в 1872 году. В то время (1872 год), пока он занимался прическами&укладками проституток в трущобах Парижа, Марсель изобрел щипцы для завивки, прическа получила название " Marcel Wave " - " Марсельская Волна". Большинство женщин того времени, носили длинные волосы. Grateau использовал утюжок с подогревом для получения стильных волн, как альтернативу завивающихся локонов, которые были в тенденции того времени. Щипцы которые он изобрел, нагревали с помощью газовых горелок, пользоваться ими было достаточно сложно и опасно, да и стоили они дорого, таким образом, только квалифицированный, специально обученный мастер мог заниматься укладками " Марсельская Волна". Прическа оставалась в моде на протяжении следующих 50 лет. Завивка Марселя Грато постепенно завоевала Европу и Америку. Чтобы научиться работать в этой технике профессионалы из других стран специально приезжали в Париж, В 1897 году описание метода Грато было опубликовано в специализированном французском журнале La Coiffure Française Illustrée. На протяжении многих лет Марсель совершенствовал свой метод завивки и придумывал различные варианты укладок. Кроме того он постоянно модернизировал свои знаменитые щипцы. В начале ХХ века разрабатывались новые разновидностей электрических щипцов. В 1924 году на щипцах появился регулятор температуры, стали выпускаться щипцы разной толщины, появилась модель щипцов с зубчиками, наподобие расчески. Были и другие изобретатели щипцов для завивки волос, запатентовавшие еще в начале первого десятилетия свои новинки. В 1920-е и 1930-е годы стало выходить большое количество книг, в которых самым подробнейшим образом рассказывалось о нюансах исполнения марсельских волн и укладок пальцами. Авторы книг детально знакомили со всеми возможностями сложнейших техник, при помощи которых можно было выполнять невероятно красивые прически. Техника создания волн щипцами, разработанная Марселем, активно использовалась в парикмахерском искусстве на протяжении почти пятидесяти лет. Тема ретро постоянно присутствует в современной моде. Поэтому сегодняшние мастера парикмахерского искусства нередко создают прически модные в разные эпохи. Несмотря на то, что сейчас существует огромное количество укладочных средств и технических приспособлений, благодаря которым можно гораздо более лёгким способом, чем раньше сделать укладку пальцами, подобные прически умеют создавать только мастера высокого класса. А владение техникой создания марсельских волн щипцами - это уже высший пилотаж!
3. Джон Фрида
Джон Фрида является представителем уже третьего поколения парикмахеров в своей семье. Он родился в Лондоне в 1951 году. Это может показаться странным на первый взгляд, но его отец, владеющий собственным салоном, надеялся, что его сын станет первым в их семье врачом, так как Джон показал, что он одарен в этой области. Но все случилось иначе: проваленные экзамены в медицинскую школу и полной отсутствие интереса к профессии привели Джона Фриду в знаменитый лондонский салон Леонарда, в котором свой удачно стартовал также и его соотечественник Дэниэл Гэлвин. То, что он стал ассистентом самого Леонарда, конечно, произошло не без помощи отца, но дальнейшую карьеру Фрида стал строить самостоятельно. Там же, в салоне Леонарда, Джон Фрида стал работать со своими первыми звездными клиентками - Жаклин Кеннеди и Дайаной Росс. В 1976 году стилист открывает свой первый салон в Лондоне, и вскоре к нему пришла известность, как водится, из-за одной сделанной им стрижки. В том же году он создал стрижку для английской актрисы Джоанны Ламли, которая должна была сниматься в сериале «Новые мстители». Он сделал ей стрижку-боб, но не модный в 60-е суперкороткий, а тот, который в России привыкли называть «стрижка под горшок» - густые гладкие волосы с прямой объемной тяжелой челкой на глаза. Героиню актрисы звали Пьюрди, которая и дала имя этой стрижке. В Великобритании вариант боба так и называется - «Purdey cut» («Стрижка Пьюрди»). Именно эта прическа и открыла Джону Фриде все двери в парикмахерском бизнесе. В 1979 году открылся первый салон John Frieda, работающий до сих пор. В 80-е он оброс огромной клиентурой, в числе которой значились Пол МакКартни и принцесса Диана. Тогда назревает необходимость выпуска собственной линии по ухода за волосами. В то времени в Великобритании выпускалась лишь одна марка для профессиональных парикмахеров - Vidal Sassoon. То, что помогло Джону Фриде на том этапе - он прекрасно знал, что хотят его клиенты, что позднее и было воплощено в его марке для волос. Первый успех пришел к стилисту как к производителю косметики в 1988 году - произошло это благодаря его лосьону для объема, эффект которого был доказан на телевидении во время популярных демонстраций моделей «до» и «после» использования того или иного средства. После этого, в салон John Frieda стали стекаться покупатели, которые приходили только за флаконом того самого волшебного средства для волос. Вскоре состоялась судьбоносная встреча с вице-президентом компании Zotos (американская косметика для волос) Гейлом Федеричи, которая привела к созданию John Frieda Professional Hair Care Inc. В 1989 году в Великобритании, а спустя 2 года - в Штатах поступила в продажу сыворотка для вьющихся волос Frizz-Ease Serum, до сих пор считающаяся настоящим хитом продаж. Цена в 5 долларов на флакончик средства никого не останавливала от покупки столь дорогостоящей новинки, которая стала спасением для многих женщин, испытывающих трудности с работой со своими сильно вьющимися от природы волосами. В 1998 году была выпущена линия для светлых волос Sheer Blond line, в 2001-м интерес Джона Фриды к теме африканских волос, побудил создать собственную линию косметики для решения их проблем - Relax. В 2002 году компания John Frieda Professional Hair Care Inc. была продана японской Kao Corporation, и это вновь открыло для бренда новые горизонты. В 2002 году появилась линия для темных волос The Brilliant Brunette line, а в 2004-м - The Radiant Red для обладательниц огненных локонов. То, что бренд выпускает довольно немного косметических линий по сравнению со своими конкурентами, нисколько не отстраняет, а напротив, привлекает к нему еще больше потребителей, которые уверены в неизменно высоком качестве продукции. Сегодня Джон Фрида сам довольно нечасто возвращается к непосредственной работе парикмахера, но до сих пор является владельцем нескольких американских салонов, работающих под его именем. Косметика John Frieda продолжает свой триумфальный путь по всему миру. Его творение Frizz-Ease считается бестселлером и ежегодно во всем мире продается средств этой линии на 60 миллионов долларов. В начале 2009 года продукты John Frieda Collection пришли в Россию, а в середине 2010 в Украину, и теперь у отечественных профессионалов и простых клиентов есть возможность воспользоваться тем, что в свое время совершило маленькую революцию в мире средств по уходу за волосами.
4. Лео Пассаж
Карьеру в парикмахерском деле Лео начал очень рано — в 15 лет, у себя на родине, в Голландии, где до иммиграции в США в 1958 году, успел завоевать более ста международных наград, включая титул чемпиона страны по парикмахерскому искусству. В 1959 году, будучи уже в в Америке, он вступает в Национальную Косметологическую Ассоциацию, и начинает принимать участие в мировых соревнованиях сильнейших представителей парикмахерской индустрии, где завоевывает множество наград и престижных званий, включая титул «Лучший в мире парикмахер года». 1 марта 2008 во время мирового чемпионата парикмахеров в Чикаго, Лео Паcсаж был награжден премией за выдающийся вклад в развитие парикмахерского искусства. 1966 год — компания Pivot Point International приобретает статус корпорации, ведет активную деятельность по созданию обучающих материалов, учебников, видеокассет, слайдов по парикмахерскому мастерству, а также проводит практические семинары. 1993 год — Pivot Point приходит в СНГ. 2003 год — выпуск официального международного диплома Pivot Point, который снабжен пятью степенями защиты от подделки и копирования. 2004 год — компания Дудар открывает в городе Алматы первый и единственный на сегодняшний день в Казахстане учебный центр парикмахерского искусства международного уровня, обучение в котором осуществляется по методике Pivot Point сертифицированными преподавателями международного класса. 2010 год — штаб-квартира в Чикаго вводит новый формат обучения, в связи с этим, преподаватели центра проходят подготовку на выездном семинаре в Москве, необходимую для адаптации новой программы ведения обучения. Обучение преподавателей проводила американская лидирующая команда во главе с креативным директором Yolly ten Koppel. 2011 год — ушел из жизни основатель методики Pivot Point — Лео Пассаж. Корпорацию продолжает возглавлять его семья — жена Лео Лени и его дети Роберт и Коррин. На протяжении пяти десятилетий методика Pivot Point является ведущей в области профессиональной подготовки парикмахеров во всем мире. Системе Pivot Point доверяют парикмахеры, косметологи, конкурсанты, а также преподаватели, которые занимаются подготовкой будущих профессионалов; все они уверены в том, что образование Pivot Point - это залог успешной карьеры. Методика Pivot Point была разработана в 1962 году в Чикаго. Иммигрировав в США, в 1962 году Пассаж открыл свою первую Pivot Point Beauty School в северной части Чикаго. Именно в тот период он усовершенствовал свою методику, которая до сих пор остаётся золотым стандартом обучения. В 1966 году Pivot Point International приобретает статус корпорации: школы Pivot Point открываются в странах Европы и Америки, ведётся активная разработка инновационных обучающих материалов. За годы своего существования методика обучения Pivot Point завоевала положение абсолютного лидера по всему миру, а имя ее основателя Лео Пассажа, чемпиона мира по парикмахерскому искусству, стало легендой. Сегодня обучение по методике Pivot Point проводится на 13 языках на 6 континентах. Система настолько совершенна, что в некоторых странах она принята за основу в государственной системе профессиональной подготовки парикмахеров.В 2012 году Pivot Point празднует свое пятидесятилетие - 50 лет успешной работы и постоянного совершенствования. Лео Пассаж, основатель Pivot Point, оставил нам в наследство любовь и страсть к обучению и творчеству, и сегодня мы продолжаем чтить эти традиции. Как и в прошедшие 50 лет, мы будем бережно хранить заложенные основы, одновременно расширяя горизонты обучения, стараясь идти в ногу со временем.
5. Тревор Сорби
Известно, что он рос в семье потомственных парикмахеров - парикмахерами работали его дед и отец, и сам Тревор также с детства знал, кем будет. Впрочем, он не хотел быть простым мастером стрижки - амбициозный Тревоор с самого детства задумал стать всемирно известным мастером. Так, желая поскорее начать приближение к своей мечте, Сорби оставил школу в возрасте 15 лет и начал учиться профессии. В семье он получил первые знания и азы парикмахерского искусства, и какое-то время он проработал в салоне своего отца в Илфорде (Ilford). 1969-м 20-летний Тревор уже открыл собственный салон в Эдмонтоне, в Северном Лондоне (Edmonton, North London). Вообще, старт его был невероятно удачным - в 1972 году на талантливого молодого стилиста обратили внимание руководители мощной компании "Vidal Sassoon". Вскоре Сорби стал в компании креативным директором, и именно с этого момента начался его настоящий путь наверх. После этого была работа в "Toni and Guy" и "John Frieda", и Тревор все более упрочивал свое место на британском парикмахерском Олимпе. В 1979-м Сорби открыл свой салон в Ковент-Гардене (Covent Garden).Известно, что Тревор Сорби - не просто высококлассный стилист и парикмахер. Так, Сорби - настоящий артист парикмахерского искусства. Его шоу по-настоящему поражают зрителей, когда его невероятные прически, больше напоминающие шедевры, рождаются легко и непринужденно, словно по волшебству. Он много работает на фотосессиях, делая прически моделям, а также пользуется огромной популярностью у селебрити всех рангов и возрастов.тВпрочем, сам Сорби уверен, что работать только со знаменитостями означает не идти вперед, но стоять на месте. Так, его концепт - "Прическа для реальных людей". На сегодняшний день в компании "Trevor Sorbie" работает команда высококлассных стилистов и парикмахеров, профессионалов, обученных самим Тревором. С конца 1980 годов начался выпуск профессиональной линии средств по уходу за волосами "Trevor Sorbie", быстро нашедшей своих потребителей в десятке стран. С 2004 года работает еще один салон Сорби, а вообще он стал одним из самых влиятельных парикмахеров мира. Говорят, чтоТревор Сорби - не просто мастер-стилист, прежде всего он артист и художник, а мастерство словно бы прилагается к этим талантам. Известно, что Тревор трижды получал титул Парикмахера года в Британии, а среди его побед есть и международные - кроме прочего, он стал Лучшим иностранным стилистом в Испании (Spain). Сегодня Тревор Сорби, которого уже называют "легендарным парикмахером", является одним из трех самых влиятельных мастеров в мире парикмахерского искусства вместе с Видалом Сэссуном (Vidal Sassoon) и Александром де Пари (Alexandre de Paris).
6. Видал Сассун
Стилист и парикмахер, стал новатором в мире парикмахерского искусства, настоящий человек-бренд, владеющий 13 школами и 26 салонами своего имени, расположенными во многих странах. Более того, Видал Сассун стал первым в мире имиджмейкером. Ведь именно он высказал мысль, что человека делает прическа. «Шанель причесок», как называют гениального куафера, родился 17 января 1928 года в небогатой семье Натана и Бетти Сассун. Его отец происходил из греческих евреев, а мать была родом из России. Отец оставил семью, когда Видалу было пять лет, а уже с 14-ти он зарабатывал подмастерьем у парикмахера, тем самым определив свою судьбу. Сменив несколько заштатных парикмахерских, Сассун оказался в одном из центральных лондонских салонов, откуда и началось его восхождение на модный олимп. «Никто не понимал, о чем это я так долго беседую с клиентками. Чуть ли не вдвое дольше, чем продолжается процесс стрижки, - вспоминал по прошествии полувека сам Видал. - А мы всего лишь обсуждали природу волос, тип лица, манеру держаться и как все это сочетается с прической». Мало кто знает, что ручной фен, которым сегодня пользуется каждая женщина - тоже изобретение Сассуна. Главный эффект, которого достиг Сассун в своем становлении, был не столько внешний, эстетический, сколько человеческий и философский. В его лице клиентки обретали друга и избавлялись от одиночества. Всемирный успех Сассуна ассоциируется с началом эры мини-юбок. Создательнице мини-стиля Мэри Квонт была необходима прическа, сочетающаяся с новым силуэтом. Помог молодой парикмахер. Его реакция была мгновенной. «Я буду стричь так, как вы режете и кроите материал». А так как мини-юбка не предполагала большого количества ткани, то и количество волос на головах клиенток стало резко уменьшаться. Ещё в 50-е годы с волосами было принято обходиться как с особо вредной субстанцией, которой ни в коем случае нельзя двавть волю: волосы завивали, укладывали, заливали лаком или бриолином и придавали причёске такую форму, какая никогда не удержалась бы на необработанных волосах. Видал Сассун первым догадался использовать естественные качества волос: их упругость, способность кудрявиться. В 65-ом году, когда вся Америка находилась во власти мега-причёсок а-ля Даллас и клиентки были "подсажены" на химию и лак для волос, Сассун открыл в Нью-Йорке свой первый салон. Он ввёл в моду стрижки, для укладки которых надо было лишь тряхнуть головой. Значение Сассуна для эстетики причёсок сравнивают с заслугами несравненной Коко Шанель в сфере женского костюма: он создал новые стандарты простоты и гармонии. Свою знаменитую женскую стрижку «Боб» Сассун назвал «своим личным вкладом в женскую эмансипацию»: «Я облегчил женщинам небольшую часть их будничной жизни. Главное, что мы сделали, это смена стандартов. Вместо того, чтобы укладывать волосы, мы их состригли». В 2004 году Сассун сказал "Парикмахеры чудестный народ. Ты работаешь один на один с клиентом, и цель состоит в том, чтобы сделаеть его намного лучше, сделать так, чтобы клиент посмотрел на себя с блеском в глазах. Ты можешь поменять цвет, стрижку, все что угодно, но когда ты закончил работу, у тебя появится огромное чувство удовлетворения." Его впечатляющая жизнь стала темой документального фильма снятого в 2010 году, который рассказывает как поднялся из бедных в багатые Видал Сассун. Фильм называется ‘How one man changed the world with one pair of scissors’ , что в переводе означает "Как один человек изменил весь мир с помощью ножниц", и действительно, ножницы изменили его жизнь. Сассун говорил "Мои ножницы вытащили меня из Восточного конца Лондона и показали мне весь мир" "Так как я был парикмахером, то мне хотелось все изменить. Я хотел убрать излишества и прийти к базовым углам стрижки и формы." Его отличительные стиль, стрижка из пяти шагов, в последствии стали развиты в работах его учеников Grace Coddington и Mary Quant. Он потряс тяжелые и обьемные прически-шлемы 60х годов и создал стиль стрижки “wash and wear” или "wash and go" что переводится "помыла и пошла" - специальная короткая стрижка каре боб для современных модерн женщин, не требующая укладки. Кроме того его считают автором стрижки "сэссон".
7. Жак Дессанж
Один из известнейших парикмахеров, владелец элитных салонов и изобретатель популярных причесок и инструментов. Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжал делать завивки и стрижки, даже преодолев 80-летний рубеж.Жак Дессанж родился в 1926 году в небольшой деревне в области Солонь, в центральной Франции. Его отец, Рене Дессанж, владел небольшой парикмахерской и магазином, и юный Жак работал там ассистентом. Салон Дессанжа-старшего пользовался необычайной популярностью - модницы из окрестных городов преодолевали внушительные расстояния на велосипедах, чтобы испытать на себе новинку - перманентную химическую завивку, изобретение Рене Дессанжа. Он произвел революцию в мире причесок - с его легкой руки в моду вошли короткие стрижки "гарсон". По признанию мастера, его любимая модель - Бриджит Бардо, которой по его словам «идет абсолютно все». Для звезды французского кино в 60-х он создал особую форму прически в виде тугого локона, и назвал ее в честь Бардо - "бабеттой". В 1956 году Дессанж открыл свой первый салон в Париже, на авеню Франклина Рузвельта. Через 10 лет он стал участником первой международной выставки причесок. Именно Дессанж придумал электрические щипцы для завивки (известные как baby liss), пластиковый колпак с дырочками для извлечения прядей в процессе осветления, бигуди-папильотки для более естественной химической завивки. Легкий стиль укладки «Coiffé-Décoiffé» также вошел в моду с подачи Дессанжа. В настоящее время империя Jacques Dessange насчитывает более 500 салонов в 45 странах, 6 школ парикмахерского искусства. Компания выпускает средства по уходу за волосами, коллекции аксессуаров. Дессанж - официальный парикмахер Каннского фестиваля, он продолжает работу с кинозвездами, среди его клиенток - Марина Влади, Жюльет Бинош, Патрисия Каас, а также - Камерон Диаз, Гленн Клоуз, Шарон Стоун. В 2006 году Дессанж разработал новый образ для Мадонны, который можно увидеть в клипе "Music". Общепризнанный стиль Жака Дессанжа - легкость, естественность, отсутствие вычурности, женственность.
8. Ричард Эшфорс
Международный креативный директор компании Saco, Ричард Эшфорс начал свою карьеру парикмахера традиционным способом в его родном городе Шеффилде, где он обучался у местного парикмахера Роберта Тейлора. Приобретенные традиционные техники стали его твердой базой в сфере парикмахерского искусства. Страсть к парикмахерскому делу привела его в команду Vidal Sassoon, где он проработал почти 20 лет, став Креативным директором образовательных центров в Великобритании. Основанная в 2005 году Ричардом Эшфортом (Richard Ashforth) и Альдо Фурфаро (Aldo Furfaro), академия Saco быстро обеспечила себе место глобального лидера в обучении для стилистов. Исповедуя ценности качества, профессионализма и современности, SACO упрочили свою репутацию благодаря выверенным техникам стрижки и окрашивания и сегодня считаются одной из самых интересных и вдохновляющих творческих команд индустрии красоты. У этой компании есть салоны и академии в Лондоне, Монреале и Сан-Диего, и скоро планируется открытие нового салона в Бордо. Кроме того, компания выпускает ряд DVD-дисков и предоставляет разнообразные образовательные услуги, а сам Ричард выпускает ежегодную коллекцию. Последняя коллекция под названием «Curve» была представлена на Международном салоне в Лондоне в 2010 году, на котором он запустил в первый раз за время существования этого шоу очень популярный цикл обучающих семинаров.
9. Кот Георгий Васильевич
Кот Георгий Васильевич родился 24 декабря 1984 года, в Абхазии в городе Гагра. С 2000 года живет в Сочи. По счастливой случайности Георгий родился в день рождения своей мамы Агозян Сусанны Вартановны, на тот момент ей исполнилось 33 года. В 1993 по 2000 год, Абхазия находилась в состоянии построения независимого государства. Семье нужны были деньги, и в 14 лет Георгий устроился на работу учеником парикмахера и параллельно экстерном закончил 9-11 класс. Уже тогда талантливого мальчика заметил первый парикмахер-чемпион мира, выходец из Абхазии, Юрий Миродович Агрба. В 1987 году Юрий Миродович создал первый в Европе «Театр причесок и макияжа». А в 1996 году в г. Сочи под его руководством был создан «Сочинский центр красоты и искусств ЮМА». Заработав деньги Георгий поступил в Учебный центр «ЮМА». В группе на тот момент обучалось 60 человек. Георгий получил красный диплом и предложение работать в «Сочинский центр красоты и искусств ЮМА». Но он уезжает в свой родной город Гагры, где открывает первый собственный салон красоты «Золото волос Абхазии». Было сложно, в столь юном возрасте, в 16 лет стать руководителем. Большое рвение к искусству и сцене не давало остановиться в желании творить и быть неординарным. В 2001 году, несмотря на послевоенное время в Абхазии, Георгий собирает большую группу моделей и сам отшивает им костюмы. Подбирает музыку и выступает в роли режиссера-постановщика своего первого шоу «Золото волос Абхазии» В 2002 году Георгий приезжает в Сочи, его приглашают на должность ведущего парикмахера в «Сочинский центр красоты и искусств ЮМА». В 2003 году он участвует в Чемпионате г. Сочи по парикмахерскому искусству и занимает сразу два призовых места. В том же, 2003, году Георгий вошел в состав сборной команды Краснодарского края по парикмахерскому искусству, что дало ему шанс реализовать себя в творчестве, уверенно и профессионально выступая на конкурсах разного уровня. Так же в 2003 г. на краевом Чемпионате ему присуждают звание «Лучший стилист Юга России». В 2004 году Георгий становится абсолютным чемпионом стран Балтии и России и организовывает первый открытый Чемпионат по парикмахерскому искусству для дебютантов в Сочи. В 2005 году, являясь тренером команды края, Георгий сам принимает участие на Первых Олимпийских играх по парикмахерскому искусству, проходивших в Санкт-Петербурге под патронажем Президента РФ В. В. Путина, где занимает двенадцать первых и вторых мест, Гран-при и становиться абсолютным чемпионом этих соревнований. В 2006 году он получает звание «Заслуженный мастер Краснодарского края» и диплом мастера международного класса, члена Всемирной организации парикмахерского искусства (ОМС). Георгий принимает участие в Чемпионате мира, проходившим в Москве, заняв 1-е и 3-е место, становится Чемпионом мира по парикмахерскому искусству. И в этом же году он был занесен в энциклопедию самых успешных людей России «Кто есть кто». Георгий понимает, что по-настоящему успешный человек должен быть достаточно образованным и поступает в Сочинский Институт моды, бизнеса и права (СИМБиП) на факультет «Дизайнер» (дизайн костюма). В 2007 году Голландская компания «KEUNE» в России, приглашает его стать единственным топ-стилистом компании в нашей стране. Георгий соглашается и активно принимает участие в проведении мастер-классов и семинаров. За время его работы в компании KEUNE, он посетил более 20 городов и стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2008 году Георгий участвует в Чемпионате мира по парикмахерскому искусству в г. Чикаго, США и подтверждает звание чемпиона, становится Двукратным чемпионом мира и удостаивается звания «Третий стилист планеты». После головокружительного успеха Георгий продолжает работать и уезжает в гастрольное турне, проходившее по городам и странам: России, Абхазии, Украины, Казахстана, Голландии, Франции, Австралии…Из-за плотного гастрольного графика и немыслимого количества перелетов, несмотря на потрясающий карьерный и творческий рост, Георгию не хватает сил и времени на работу в его любимой красивой индустрии и он тяжело заболевает. До сих пор он вспоминает вой тревожной сирены, и врачей «скорой помощи», бегущих к трапу самолета. Георгий переносит много сложных операций. Болезнь переломила его полностью, отобрав возможность ходить. Все к чему он стремился и шел столько лет, потеряло смысл… Несмотря на устрашающие прогнозы врачей, с большим трудом и болью, но с абсолютной уверенностью, что боль пройдет, Георгий находит в себе силы сделать первый шаг к новой жизни. В 2009 году 3 апреля сбывается мечта Георгия Кот! Он открывает свой салон красоты «G.KOT», и 24 декабря на свой-25 летний юбилей, выносит на суд коллег и поклонников программу «Первое Мировое шоу» под названием «Таинство моей души», которое проходит в «Зимнем театре» Сочи. В качестве приглашенных гостей присутствовали мэтры парикмахерского искусства нашей страны. В 2010 году Георгий открывает собственный, единственный в своем роде на Юге России «Учебный центр по парикмахерскому искусству и декоративной косметике», преподающий по его авторской программе. В этом же году 24 декабря в «Зимнем театре» Сочи, Георгий Кот проводит большой, яркий фестиваль с увлекательной шоу-программой для жителей города в честь первого выпуска Учебного центра. Все это время он работает c компанией KEUNE и параллельно выезжает по приглашению учебных центров в города России и ближнего зарубежья со своей авторской программой повышения квалификации по прическам, состоящей из трех ступеней. В 2011 году Георгий Кот собирает команду лучших мастеров-парикмахеров и визажистов, для участия в конкурсах и чемпионатах по парикмахерскому искусству и нейл-арту. В этом же году он заканчивает обучение в Сочинском Институте моды, бизнеса и права (СИМБиП) и получает вторую профессию «Дизайнер» (дизайн костюма). В 2012 году Георгий переходит на более высокий уровень и открывает «Международную Академию красоты «Георгий Кот», и становится ее президентом. Став руководителем «Международной Академии красоты» со штатом сотрудников более 70 человек, Георгий, понимая всю ответственность, поступает в аспирантуру на факультет «Психология». Несмотря на возраст, Георгий прожил непростую жизнь! В 2013 году, выйдет книга «Две линии две судьбы», автором которой является сам Георгий Кот.
10. Александр де Пари
Известный французский парикмахер. Своё обучение начал в салоне Antoine в Каннах, где познал основы парикмахерского мастерства. В 1944 году состоялась встреча Александра и Иветт Лабрусс (бывшая мисс Франция). Она пригласила Александра быть парикмахером на своей свадьбе с Ага-Ханом III. Для этой свадьбы он создал шиньон, который произвёл фурор. Позже он создавал такие шиньоны для показов Chanel, Yves Saint Laurent, Dior, Givenchy, Gaultier и т.д. В 1957 году Александр открыл свой первый салон в Париже. Его клиентами были Грейс Келли, Мария Каллас, Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Роми Шнайдер, Грета Гарбо, София Лорен и многие другие. С 1978 по 1993 годы Александр де Пари возглавлял "Intercoiffure Mondiale" — Всемирную федерацию парикмахеров. Дважды — в 1963 и 1969 годах ему вручалась самая престижная премия в области моды во Франции, а в 1992 году де Пари получил Орден Почётного Легиона. Ему присвоили множество прозвищ: «д’Артаньян прически», «Сфинкс прически», «Принц парикмахерского искусства».
Возраст этой профессии насчитывает примерно столько же лет, сколько и человеческая цивилизация, но, несмотря на это, она не утратила своей актуальности. Предлагаем вспомнить самых известных виртуозов ножниц и расчески, настоящих звезд современного парикмахерского искусства.
Видал Сассун
Еще при жизни его называли волшебником, который сумел изменить мир при помощи ножниц. Видал Сассун был не просто парикмахером, он творил, как артист. Его гладкие и простые стрижки не только соответствовали новым веяниям, они произвели настоящую революцию в общественном сознании.
Знаковый боб, который Видал сделал Мэри Каунт, распахнул женщинам двери в удивительный мир коротких стрижек с четкими геометрическими контурами и избавил их от сложных и замысловатых укладок.
Сам маэстро относился к своей профессии, как к настоящему искусству в высшем его проявлении. Еще одной знаковой прической, которую он подарил своим фанаткам, стала очень короткая стрижка-пикси Мии Фэрроу в картине «Ребенок Розмари».
Тревор Сорби
Тревор Сорби продолжил давнюю династию парикмахеров, пошел по стопам своего деда и отца. И коллеги, и клиенты мастера признают его одним из лучших парикмахеров в мире. Множество наград подтверждают это мнение.
Его работы для фотосессий модных журналов сродни шедеврам, они напоминают чудесные картины, в которых чистые классические линии совершенно невообразимо переплетаются, создавая сюрреалистические образы, которые можно долго рассматривать, каждый раз находя что-то новое и неожиданное.
Несмотря на звездный статус, почет и уважение, мистер Сорби остается доступным и демократичным мастером. Для своих обычных клиентов он создает простые и лаконичные стрижки, которые впрочем, смотрятся совсем непросто.
Джон Фрида
Потомственным парикмахером является и Джон Фрида. Его первыми звездными клиентами стали Дайана Росс и великолепная Жаклин Кеннеди, а широкую популярность ему принесла стрижка, которую он сделал актрисе Джоанне Ламли – оригинальный вариант боба с густой объемной челкой.
Героиню, которую сыграла актриса, звали Пьюрди, поэтому модная прическа получила название «стрижка Пьюрди». Она стала невероятно популярна и принесла своему создателю не только славу, но и новых клиентов, среди которых, например, были Пол Маккартни, леди Ди, Николь Кидман, Том Круз и другие звезды.
Хосе Эбер
Один из самых крутых парикмахеров Голливуда начал свою карьеру в 15 лет и преуспел.
Он создал свой особый стиль, популярность ему принесло умение создавать неструктурированные прически, которые любая женщина может уложить без помощи профессионала.
Среди клиенток настоящего голливудского ковбоя Шер, Мегги Райн, Барбара Стрейзанд и другие знаменитости.
Майкл Канале
Его называют богом колористики. В салонах Майкла Канале постоянная очередь, состоящая из голливудских красавиц. Он колдовал над прическами Шарлиз Терон, Шакиры, Аманды Байнс, Хайди Клум и других звезд. Знаменитые клиентки в восторге от его умения создавать максимально естественные оттенки волос, которые как нельзя лучше гармонируют с образом каждой из них.
Самый известный шедевр маэстро – прическа «Рейчел», которую он создал для Дженнифер Энистон в супер-известном сериале «Друзья».
: "Я работаю стилистом-парикмахером уже более 10 лет и мало кому могу доверить свои волосы. Конечно, у меня, как, наверное, и у всех, был неудачный опыт со стрижкой. Поэтому раньше чаще всего форму я делала себе сама. Когда открыла собственный салон, клиентская база стала стремительно расти (жаловаться не приходится), поэтому я начала собирать свою команду мастеров. Одним из главных критериев было портфолио, исходя из которого мне становилось очевидно, доверила бы я этому стилисту свою голову или нет. Так в мою жизнь пришли два профессионала — Елена Сарина и Николай Мостовой. Они стилисты международного класса, которые стали моими палочками-выручалочками. Им под силу стрижка любой сложности. Иногда ребята приезжают ко мне домой, чтобы привести мою голову в порядок. Только благодаря им я всегда выгляжу королевой».
Светлана Степина, творческий партнер L’Oréal Professionnel и владелица салона SV в Находке: «Я очень бережно отношусь к волосам. Считаю, что они должны выглядеть всегда ухоженными и быть красиво уложенными. Сейчас я ношу короткую стрижку, поэтому с большим трепетом отношусь к этой процедуре. Вообще обожаю экспериментировать с волосами! Чаще всего стригусь в своем салоне красоты, поскольку целиком и полностью доверяю своим же мастерам. Я уверена, что они сделают все в лучшем виде и именно так, как я хочу. Но если мне хочется кардинальных изменений в образе, то еду (прим. ред. — Светлана живет в Находке) во Владивосток к Людмиле Солтановской в салон Ildar Studio. Она — гуру в парикмахерском искусстве на Дальнем Востоке уже много лет. Как только появляется возможность и необходимость поехать к Людмиле, я собираюсь и вперед».
Максим Рокицкий, творческий партнер L’Oréal Professionnel и топ-стилист салона Beauty Corner : "Я никогда не стригусь в салоне, в котором работаю. Даже не знаю почему. Выбор места для стрижки я выбираю рандомно — это может быть и очень дорогая студия, и та, что оказалось рядом. В дорогих салонах мне нравится чувствовать себя по другую сторону кресла: меня красиво встречают, угощают чаем, общаются, предлагают разные услуги. И во всем этом есть свое особое настроение, ведь я наконец-то клиент! А бывает и так: мне пора стричься, а времени особо нет. И тут иду я мимо одного из городских barbershop, понимаю, что момент настал, да и тот самый свободный час на стрижку есть. В обоих случаях стилисты не знают, что я их коллега, так как не выкладываю сразу все козыри. Но часто бывает, что под конец стрижки они сами догадываются. Возможно, я комментирую и даю подсказки, хотя и стараюсь выглядеть не как стилист, а как простой обыватель. Самый любимый из московских салонов — «Концепт»: там работает мой друг Алексей Горбатюк. Если наше с ним свободное время совпадает, то я иду к нему. Эксперименты с прической меня совершенно не пугают, так как я всегда могу самостоятельно подправить стрижку. Кстати, я не только регулярно стригусь, но и крашу волосы. Последнее пока доверяю только себе».
Мила Белова, международный творческий партнер Matrix и владелица салона Be. Love : «Пока я не открыла собственный салон, то стриглась, да и красилась, где придется. После того, как в прошлом году меня дважды неудачно подстригли: сначала сделали стрижку, которая мне не идет, а через два дня я пошла исправлять ошибки к другому очень хорошему (судя по рекомендациям) и недешевому мастеру, который сделал еще хуже, я забыла о ножницах почти год. Сейчас стригусь и крашусь у себя в салоне у мастера Арстана. Доверяю ему на 100% и всегда довольна результатом. Мне кажется, если ты владелец салона, а стрижешься у других — это как минимум неправильно».
Диана Симонян, стилист Wella Professionals и владелица салона UpDo by Diana Simonian : "Стригусь исключительно в собственном салоне и все процедуры делаю только там. Почему? Потому что к выбору персонала я подходила очень тщательно: для меня высокое качество работы и профессионализм стоят на первом месте. Могу сесть в кресло абсолютно к любому мастеру из команды и быть уверенной, что все будет сделано на высшем уровне. Но чаще других бываю у Ольги Харитоновой (она гуру цвета), Ксении Куцуляк и Дениса Романова (они прекрасно справляются с моими непослушными, вьющимися волосами). Не изменяю этим мастерам уже лет 5. До открытия собственных салонов стриглась в салоне у Марины Амирбеговой».
Наталия Абдалова, арт-партнер Redken и топ-стилист в Персона LAB Klimenti Team : «В нашем салоне все мастера обслуживаются внутри салона. Я думаю, это логично и лишний раз доказывает, что у нас работают истинные профессионалы. На протяжении пяти лет я регулярно прохожу курсы по повышению квалификации у известного английского стилиста Уве Бруер и работаю в его команде YouBe! Education. В процессе обучения Уве сам создает образы и стрижки абсолютно всем членам команды, в том числе и мне. А вот окрашивание предпочитаю делать у топ-стилиста Сергея Виноградова».
Олег Васильев, стилист салона «Александр Тодчук Concept» : "Конечно же, все мы стрижем и красим друг друга в свободное от работы время. Когда ты видишь работу коллег изо дня в день, в голову не придет идти куда-то еще. Исключение только — когда нет времени, каждый стилист может постричь и покрасить себя сам. Лично я уже несколько лет являюсь постоянным клиентом моей коллеги по салону Надежды Падориной. Помимо того, что Надя — супер профессионал и призер многих международных конкурсов, мне нравится, что она никогда не навязывает тебе образ, который нравится ей. Я всегда прихожу с четким понимаем того, какую хочу стрижку. За это время успел сменить супер-короткую челку на удлиненную, а сейчас ношу классическую стрижку. Но впереди еще будут эксперименты, особенно этой осенью, когда мы запустим новый уникальный мужской сервис в наших салонах».
ПОДПИСАТЬСЯ