Золушка перевоплощение. Превращение золушки
В тот момент трудно было, наверное, представить, что Елизавета когда-либо взойдет на престол. Тем более что законность ее происхождения от Генриха ставилась под сомнение выводами комиссии о преступных связях Анны со слугами. Досужие сплетники перебирали даже имена возможных «отцов» этой дочери Генриха VIII.
Впрочем, пока был жив сам Генрих, Елизавета все же оставалась, скорее, принцессой, нежели Золушкой. Монарх, по-видимому, не слишком верил в прелюбодеяния Анны Болейн и расценивал обрушенные на нее репрессии как исключительно политический акт. Надо было найти возможность для очередной смены королевы - вот и нашли, как сумели. «Ничего личного - только бизнес».
Однако, когда Генрих умер, пятнадцатилетняя девочка вмиг попала в сложное положение. Она не стала служанкой у своей мачехи, но в некотором роде положение Елизаветы оказалось даже хуже. Оставаясь наследницей престола (хоть и с малыми шансами на успех), она являлась теперь для кого-то прямой помехой, а для кого-то даже объектом своеобразных любовно-политических игр. Ведь женившись на несчастной сироте, тот или иной влиятельный человек мог теоретически прорваться непосредственно к трону.
Елизавета прошла буквально по острию бритвы и постепенно превратилась в настоящую принцессу. Девочка она была способная. По-итальянски говорила столь же свободно, как по-английски. Латынью владела великолепно, греческим - довольно прилично. Но то, что она - беззащитная и никому не нужная - уцелела и смогла вырасти, оказалось в общем-то неожиданностью.
Особенно опасным стало ее положение в годы правления Марии, вышедшей замуж за Филиппа Испанского. Филипп стал даже соправителем королевы. Царствование католички, в которой (ко всему прочему) текла кровь Екатерины Арагонской, угрожало поставить Англию в зависимость от Испании. Национальные элиты, естественно, этого опасались. Теоретически они могли сделать ставку на Елизавету, а потому Мария не могла не опасаться своей сводной сестры. Не могла не видеть в ней потенциального политического соперника.
В какой-то момент Елизавета стала фактически пленницей королевы. Заключенная в одной из башен Тауэра, она вряд ли могла быть уверена в том, что когда-нибудь вернет себе волю. Впрочем, Мария Кровавая, несмотря на свое страшное прозвище, сохранила жизнь и относительную свободу своей сводной сестре.
Возможно, в этом была заслуга не столько Марии, сколько Филиппа. Королева никак не могла родить наследника. Если бы она вдруг скончалась, Испания потеряла бы возможность установить свой контроль над Англией, поскольку Филипп переставал быть соправителем. Но если бы в случае смерти Марии он женился на оставшейся сестре, шанс произвести наследника, находящегося в орбите испанского влияния, сохранялся.
Словом, живая Елизавета давала Филиппу политический шанс. Но в случае, если бы Мария все же родила, сводная сестра, напротив, оказывалась опасной соперницей и могла подвергнуться устранению.
Тем не менее Елизавета все же выжила и в 1559 г. стала королевой, поскольку Мария вслед за своим братом Эдуардом скончалась. Других детей у любвеобильного Генриха, несмотря на усилия целых шести его жен, так и не образовалось. А сама Мария родить от Филиппа не смогла.
«Не нужно пытаться понравиться, чтобы быть счастливой.
Нужно быть счастливой, чтобы нравиться».
Часто в жизни можно заметить такой парадокс: женщина - вполне симпатичная, порядочная, скромная и добрая, отличный работник и хорошая хозяйка дома. Но при всех достоинствах ее мало ценят на работе и не уважают в семье. «Золушки» привыкли довольствоваться малым, потому что считают, что недостойны большего, что право на счастье еще нужно заслужить великими делами, постоянным самопожертвованием, ставя себя всегда на последнее место.
Все было бы ничего, если бы такая «бескорыстная» отдача приносила бы удовольствие от жизни. Но человек не может отдать то, чего у него нет. «Золушка» дает, чтобы получить, получить ту прерванную безусловную любовь родителей, которой она никогда не знала. В этом случае ее ожидания не оправдываются, она все так же бессознательно притягивает людей, которые предпочитают ее использовать, как когда-то это делали ее родители. Внутри нее живет постоянная боль от несправедливости и неоцененности. Она покорно тянет свой «груз» по жизни, уверенная, что по-другому и не может быть, старается еще лучше справляться со своими делами. И ничего в ее жизни не изменяется. Почему? Случайно ли это? Можно ли это изменить?
В популярной литературе «синдром Золушки» описывают, обычно, как стремление все делать идеально, желание всем нравиться, покорность, безотказность, гиперответственность.
"Чтобы углубить родственные отношения с инстинктивной природой, очень полезно понимать сказки так, будто это мы внутри них, а не они внутри нас", - писала Кларисса Пинкола Эстес.
Что же это за сказочная героиня, Золушка, в чем ее очарование и сказочное волшебство?
Сказку и сказочные персонажи не надо понимать буквально. Все происходящее в сказке нужно воспринимать как нечто происходящее в нашем внутреннем мире. Любой сказочный персонаж или предмет отражает некие грани человеческой души. Соединяясь частью своей души со сказочным образом, мы обретаем новые для себя качества, необходимые нам в жизни на данный момент времени. Мы становимся более уверенными в себе, более решительными, требовательными или более смелыми... Мы обретаем необходимую нам смиренность или стойкость духа.
Например, очень ресурсным сказочным персонажем для Золушки может быть "Снежная Королева" или Мачеха, дополняющие ее своей противоположностью. Можно попробовать какое-то время (день или неделю) войти в эти роли и попробовать чувствовать, думать, видеть мир, проявлять себя, исходя из выбранной роли, персонажа. И наблюдать за собой, за своими внутренними ощущениями, заглянуть вглубь собственной души. Такое дополнение себя, расширение своего внутреннего мира легче всего сделать от лица героя, играющего роль, пусть даже и в реальной жизни. Такие внутренние изменения обязательно приведут и к внешним переменам в мире социальных контактов и связей, в мире любовных томлений и счастливых отношений.
Назначение Золушки - чистить грязную посуду и мечтать о бале
Некоторые обвиняют «Золушку» в пассивности, ведь ее судьбу решают другие герои: Принц и Крестная. Но это только так кажется на первый и поверхностный взгляд. Активность у героини происходит в потаенном от чужих глаз внутреннем мире.
Зола и пепел символизируют самую суть того, что сгорает. Огонь - символ уничтожения, очищения и трансформации. Золушка живет рядом с огнем и вбирает в себя силу огня. Не случайно и имя у нее - Золушка (от слова "зола"). Эта сила помогает ей пережить невзгоды и страдания. Подобно огню, превращающему воду в пар, Золушка сжигает в своей душе унижения, обиды и боль, превращая их в чистую любовь. Надо иметь героическое сердце, чтобы не озлобиться и не очерстветь душою, когда тебя оскорбляют, упрекают, унижают и ненавидят. Это лучшая сторона ее терпения и смирения, умения прощать и заботиться о других.
Но в пассивности героини есть и негативный аспект. Главное условие исцеления «Золушки» - осознание бессмысленности своей постоянной жертвенности в угоду другим, чрезмерного послушания при внутреннем несогласии, приводящих лишь к обидам и разочарованиям из-за неблагодарности людей, неоцененности ее добродетели.
Если уж и помогать, то ради собственного удовольствия без ожидания какого-либо вознаграждения в результате (ответной любви, благодарности или подарков). Ведь в реальной жизни такой Крестной может и не оказаться. Но образ волшебницы находится в сердце каждой женщины, способной поверить в чудеса и реализовать свои мечты, рассказав о своих желаниях и переживаниях близким, попросить у них поддержки и посильной помощи.
Главное - путь к свободе, освобождение от своих ограничений, долженствований и вера в то, что каждый человек заслуживает счастья просто так, по праву своего рождения. И для этого ничего не надо делать, не надо выслуживать свое право быть любимой и счастливой такой дорогой ценой, ценой предательства своей истинной сущности. Не надо ставить в зависимость свое счастье от счастья других. Мы не можем спасти тех, кто не хочет быть спасенным. Причина страданий других людей в самих этих людях, а не в нашей неспособности им помочь, изменить их жизнь к лучшему без их намерения совершать определенные усилия на пути перемен.
Но это становится возможным лишь после преодоления страха одиночества, в котором можно оказаться, живя своими интересами, не скрывая своих убеждений, отличных от мнения большинства. Возможность быть искренним и естественным появляется, когда исчезает зависимость от чужого мнения и одобрения, когда рождается понимание, что источник любви находится в самом человеке и не зависит от того, любят ли его другие, спасет ли он весь мир. Тогда нет необходимости притворяться и угождать другим, жертвовать постоянно своими собственными интересами. Мы сами должны формировать о себе мнение, чего мы достойны, а чего нет; различать, где заканчивается наша ответственность и где уже начинается ответственность другого человека. И никто другой не может быть экспертом чужой жизни, если только сама жизнь может являться показателем истинных заслуг человека: «Что посеял - то и пожнешь», "Я могу быть счастлив, даже если другие несчастны, так как они сами ничего не хотят сделать для реальных изменений в своей жизни и это от меня не зависит". Единственным, чем мы можем помочь другим - начать с себя, с своего собственного благополучия.
Сказка про Золушку - история о глубинной внутренней трансформации. Это сказка о женской инициации, где героиня должна пройти через ряд испытаний, чтобы попасть «на бал», получить благословение зрелой женщины на свою женскую привлекательность и успешность, на свое право на личную жизнь с избранником (в сказке такое благословение дает Крестная вместо матери) и осуществить реальную встречу со своим Принцем, любящим и любимым мужчиной, что символизирует соединение двух половинок души, обретение особенного «мистического» чувства внутренней целостности, интеграцию мужской и женской энергии.
Такая инициация для Золушки необходима, как и для любой юной девушки, принимающей следующую стадию своего феминного развития - роль женщины. В жизни такое случается редко, так как существует вечный базовый конфликт между матерью и взрослеющей дочерью (читать статью по этой теме). Такое противостояние говорит о бессознательном нежелании стареющей матери уступать главное место в семье своей сопернице - молодой дочери. Такова природа вещей. Без такого благословения встретить достойного спутника жизни, достичь целостности будет нелегко.
«Синдром «Золушки»: волшебное превращение, раскрытие истинной женственности»
Такие женщины мечтают о волшебном перевоплощении, празднике, о подарках, о приглашении на какую-то светскую вечеринку. Их привлекает все, что связано с путешествиями, карнавалом, театром. Бальное платье, карета и возможность встретить принца - награда за глубокую духовную работу.
Переживая состояния души, присущие тому или иному сказочному персонажу, мы что-то тонко и незаметно на первый взгляд подправляем в своей душе. А любые душевные изменения, ощущения равновесия и целостности, влекут за собой позитивные перемены в физическом мире.
Все встает на свои места и «Золушка», наконец - то, получает заслуженную награду: благословение и разрешение на обретение долгожданного счастья. Символическое действие преобразования осуществит необходимую трансформацию личности. В этом уникальность проекта . Прожив собственный чувственный опыт радости, удовольствия, гармонии, пусть даже на символическом уровне, вы начнете притягивать нужные события в свою жизнь для исполнения ваших заветных желаний.
Такое перевоплощение в Принцессу/Королеву сместит фокус восприятия не на то, что у вас нет, не на ограничения и лишения, а на то, что вы ощущаете, проживая определенный позитивный опыт (получения богатства, роскоши, уважения, взаимной любви с мужчиной…). А что произойдет дальше? Все это придет в вашу жизнь самыми разнообразными путями и способами, порой даже самыми удивительными, неожиданными как в настоящей сказке.
Это реально работает. Проверенно!
Светлана Потеенко lila-centr.ru
Где-то во Франции стоит памятник знаменитому сказочнику Шарлю Перро. Или не стоит... В этом случае многочисленные сценаристы, режиссеры, актеры и, особенно, актрисы должны скинуться и поставить такой памятник. Ведь именно Перро написал сказку о бедной девушке, которая долго работала Золушкой, потом села в тыкву, потеряла туфлю и стала принцессой. Вот уже не один десяток лет этот простенький сюжет находит отклик в душах зрителей и кормит многочисленную армию служителей десятой музы.
СКАЗКА СКАЗОК
Отрадно сознавать, что честь и заслуга создания классической версии любимой сказки принадлежит отечественному кино. Несколько поколений советско-российских зрителей считают единственной и неповторимой Золушкой замечательную актрису Янину Жеймо из одноименного фильма Надежды Кошеверовой, снятого в 1947 г. по сценарию Евгения Шварца. Когда на экране она распахивала свои огромные детские глаза, полные предчувствия волшебства, зритель безоговорочно принимал условия сказочной игры и начинал восхищаться прекрасным Принцем (А. Консовский), веселиться вместе с рассеянным Королем (Э. Гарин) и распутывать козни коварной Мачехи, этакого Березовского в юбке с большими связями и неуемным желанием пролезть в королевскую семью. В этой роли выступила великая и гениальная Фаина Раневская.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" - так подумал главный сталинский киносказочник Григорий Александров и представил зрителям свою супругу, советскую звезду Любовь Орлову в образе Золушки эпохи развивающегося социализма. Фильм "Светлый путь" (1940) разыграл всю сказочную схему, используя реалии "новой жизни". Кстати, рабочее название "Золушка" не понравилось Сталину, и он сам предложил на выбор 12 названий, из которых и было выбрано настоящее.
Героиня стала прислугой у богатой нэпманши, волшебница - председателем профкома, королевский дворец - ткацкой фабрикой, а прекрасный принц - идеологически выдержанным главным инженером в исполнении мужественного красавца Евгения Самойлова.
И если для сказочной Золушки воплощением мечты был великолепный королевский бал, то для Золушки нового образца бальный зал превратился в фабричный цех, по которому она гордо марширует под музыку Дунаевского, а кругом - станки, станки, станки!
Потом уже в настоящем дворце с красными звездами на красных башнях вручат ей не какой-то хрустальный башмачок, а высокую правительственную награду. И летающий автомобиль то ли во сне, то ли наяву понесет ее над землей... вокруг огромного памятника товарищу Сталину - лучшему другу и учителю всех Золушек Страны Советов. Вот оно - счастье-то!
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ... В ЗВЕЗДЫ!
Если искательницы счастья советского кино выбирали в качестве путеводной звезды огни заводов и строек, то их зарубежных подруг чаще манили волшебные огни рампы. Там, в серебристой пыли кулис, нашла успех, славу и белозубого принца с египетскими глазами Омара Шарифа американская "Смешная девчонка" (1968). В этом фильме Уильяма Уайлера главная роль досталась певице и актрисе Барбре Стрейзанд, чья собственная карьера в кино и шоу-бизнесе - живая иллюстрация к сказке про Золушку или про утенка, ставшего прекрасным лебедем.
Для Барбры Стрейзанд "Смешная девчонка" стала более чем удачным киностартом. Это подтвердила и Американская киноакадемия, вручив своей Золушке в качестве хрустального башмачка позолоченную статуэтку "Оскара" за лучший дебют в главной женской роли.
Древние греки придумали легенду о скульпторе, воспылавшем страстью к собственному творению - статуе Галатее. Бернард Шоу использовал этот сюжет в пьесе "Пигмалион", заставив своего доктора Хиггинса влюбиться в ученицу Элизу Дулиттл.
В 1964 г. режиссер Джордж Кьюкор перенес эту историю в кино, экранизировав знаменитый бродвейский мюзикл Лернера Леве "Моя прекрасная леди". На роль Элизы, дочери угольщика, выросшей в копоти и золе (!), Кьюкор пригласил небесно-эфемерное создание с глазами в пол-лица - Одри Хепберн. Доктор Хиггинс (Рекс Харрисон) подбирает чумазую цветочницу, говорящую на крутом сленге лондонского дна, и на пари решает сделать из нее настоящую леди, с большой буквы "L". Экзаменом для героини и кульминацией сюжета в лучших сказочных традициях становится королевский бал. Благодаря совершенству речи и изяществу манер Элизу-Золушку принимают за принцессу, притом венгерскую! Ибо "только иностранка может так правильно говорить по-английски". Хиггинс выиграл пари, Элиза "выиграла" Хиггинса, зрители получили прекрасный фильм, а фильм получил 8 "Оскаров". Старая сказка принесла новым сказочникам весьма неплохие дивиденды.
ЗНАЙ НАШИХ!
В 1980 г. три события заставили плакать почти весь Советский Союз. Умер Владимир Высоцкий, улетел олимпийский Мишка и на экраны вышел фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Полные залы громко всхлипывали, сопереживая героине Веры Алентовой. Ни первая любовь, ни сказочная карьера не принесли ее Катерине настоящего счастья. Но произошло чудо! В вечерней электричке она встретила своего запоздалого Принца в нечищенных ботинках. Гоша (А. Баталов) был мужик и мастер, умел готовить и знал джиу-джитсу. В общем, был тем самым "верным плечом" и "каменной стеной", о которых мечтали миллионы советских зрительниц.
И не только советских. По воле киноначальства (и без ведома режиссера) фильм был выдвинут на премию "Оскар" в конкурсе иностранных картин и одержал победу, обойдя таких маститых конкурентов, как "Тень воина" А. Куросавы, "Последнее метро" Ф. Трюффо и "Доверие" И. Сабо. Тот факт, что за "железным занавесом", оказывается, тоже живут Золушки и мечтают стать счастливыми принцессами, так поразил американскую публику, что газеты с рецензиями вышли под сенсационными заголовками: "Самое лучшее из всего советского кино! Это лучше, чем "Война и мир"!"
Хочешь быть принцессой? Будь ею! Такой девиз взяла на вооружение героиня Мелани Гриффит из фильма Майка Николса "Деловая девушка" (1988), в котором Золушка и принцесса волею случая меняются местами. Скромная секретарша Тесс Магнилл на свой страх и риск занимает место своей хозяйки Кэт Паркер (Сигурни Уивер) на важных переговорах, где и знакомится с современным Принцем бизнес-класса. Герой Харрисона Форда настолько покорен ее деловыми качествами и личными достоинствами, что, когда обман раскрывается, он уже не имеет ни сил, ни желания разбираться - какая из "принцесс" настоящая. У новой Золушки в этой производственной мелодраме из жизни развитых капиталистов оказалась быстрая сметка и крепкая хватка. И не только на экране. Достаточно вспомнить, как по-ковбойски профессионально ее создательница Мелани Гриффит "заарканила, стреножила и завела в стойло" испанского "принца" Антонио Бандераса.
ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ НОЧЬЮ
Ведь именно ночь - основное рабочее время героини фильма "Красотка" (1990). Режиссер Гарри Маршалл поставил сказочную схему в экстремальную позицию, превратив Золушку в уличную проститутку, а Принца - в миллионера-аристократа. На протяжении двух часов зрители с замиранием сердца следят, как Ричард Гир и Джулия Робертс наперебой предлагают друг другу "любовь большую, но чистую", но никак не могут разобраться, кто кого сильнее и правильнее любит. В результате миллионер разлюбил деньги и полюбил ходить босиком по траве, а проститутка разучилась работать и принялась подробно инспектировать самые дорогие магазины Беверли-Хиллз под замечательную песню Роя Орбинсона "Pretty woman", которая и дала название фильму.
История трудного счастья путаны и миллионера захватила публику настолько, что "Красотка" собрала в прокате почти 82 млн. долл., заняв 14-е место в сотне самых кассовых хитов своего десятилетия, и вывела Джулию Робертс в число звезд первой величины.
В 1999 г. Гарри Маршалл попытался повторить свой "сказочный успех", вновь собрав Золушку-Робертс и Принца-Гира в лирической комедии "Сбежавшая невеста". Триумф на сей раз не состоялся. Наверное, дуэт парикмахерши и журналиста заинтересовал зрителей куда меньше, чем "лав стори" миллионера и жрицы любви.
Видимо, неслучайно в последнюю, по времени, киноверсию старой сказки вернулись волшебные принцы и принцессы, короли и рыцари, чудеса и приключения. А на главную роль в фильме "История вечной любви" режиссер пригласил одну из самых непредсказуемых и скандальных актрис, главного "анфан тэрибль" Голливуда, известную пристрастием к наркотикам и алкоголю Дрю Бэрримор. Возможно, девочка устала быть взрослой и захотела оказаться в сказке. Хотя бы ненадолго...