Значение брюхоногих. Брюхоногие
Halkieria- моллюскообразное существо из раннего кембрия. Тип животного. Сравнение строения моллюсков и кольчатых червей. Брюхоногие чувствительны к температуре. Внешнее строение моллюсков. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Особенности строения моллюсков. Систематика моллюсков. Хищники. Местообитание. Строение пищеварительной системы. Класс Головоногие. Класс Двустворчатые. Признаки типа.
«Общие признаки моллюсков» - Передвижение. Подтягивают тело ногой. Питание. Беззубка. Стадия. Местообитание - моря. Нога. Местообитание. Сравнительная характеристика. Класс Двустворчатые. Нога на брюшной стороне в виде подошвы. Нога вокруг рта в виде щупалец. Устрица. Пресные водоёмы. Орган. Передвижение реактивным способом. Легкое или жабры. Осьминог. Жемчуг. Раковина. Сравнительная характеристика классов типа Моллюски. Местообитание - пресные водоемы, моря.
«Признаки моллюсков» - Класс Головоногие моллюски. Класс Брюхоногие. Тип Моллюски. Класс Головоногие. Пищеварение. Классы. Тело состоит из головы и ноги. Несегментированные животные. Внутреннее строение беззубки. Кровеносная система. Внешнее строение. Внутреннее строение. Класс Брюхоногие моллюски. Моллюски. Тело состоит из туловища и ноги. Пищеварительная система. Нервная система. Тело состоит из туловища, головы и ноги.
«Характеристика моллюсков» - Основные ароморфозы. Подвижный язычок. Туловище моллюсков. Органы выделения. Сердце. Bivalvia. Значение двустворчатых моллюсков. Раковина большого прудовика. Наружный слой раковины. Раковина. Гигантские тридакны. Вредные для человека представители двустворчатых моллюсков. Кислый секрет. Виноградная улитка. Тело покрыто мантией. Опухоль. Кровеносная система замкнутая. Класс Двустворчатые. Характеристика типа.
КЛАСС БРЮХОНОГИЕ. БОЛЬШОЙ ПРУДОВИК
Строение тела. Состоит из головы, туловища, ноги. Верхняя часть туловища закручена в виде спирали. На голове - щупальца, ротовое отверстие, глаза. Нога мускулистая, перемещается с помощью слизи, выделяющейся на подошве.
Покров. Мантия (кожная складка) и раковина, закрученная спиралью. Между ними находится мантийная полость, через которую осуществляется связь с внешней средой.
Пищеварительная система. Включает рот (язык с хитиновыми зубцами), глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, анальное отверстие, расположенное над головой. Растительноядное животное.
Дыхательная система. Легкое, образованное мантией и пронизанное сетью кровеносных капилляров. Атмосферный воздух поступает через дыхательное отверстие. В течение часа 7-9 раз поднимается на поверхность воды для дыхания. Поглощает О2 и выделяет СО2.
Кровеносная система. Незамкнутая. Представлена двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка, и кровеносными сосудами. Артериальная кровь поступает из легких в предсердие, затем в желудочек, а от него движется по сосудам ко всем органам тела, где свободно изливается между клетками. Отдав кислород и обогатившись диоксидом углерода, кровь собирается в венозные кровеносные сосуды и попадает в легкие, где вновь происходит газообмен. Насыщенная кислородом кровь по сосудам возвращается к сердцу.
Выделительная система. Одна почка с мочеточником, выходящим рядом с анальным отверстием. Почка непосредственно связана с кровеносной системой, поглощая из крови конечные продукты диссимиляции.
Нервная система. Узлового типа: окологлоточное нервное кольцо, образованное двумя узлами, четыре пары узлов с отходящими от них нервами в туловище и к ноге.
Органы чувств. Глаза (под щупальцами), щупальца (органы осязания), орган равновесия.
Размножение. Половое. Гермафродит. Оплодотворение перекрестное, внутреннее. Откладывают яйца, связанные в студенистые шнуры.
Развитие. Из яиц на 20-й день развиваются улитки.
КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ. БЕЗЗУБКА (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)
Строение тела. Состоит из туловища и ноги.
Покров. Тело покрыто мантией, поверх которой находится двустворчатая раковина. Створки соединены мышцами-замыкателями и связкой-размыкателем. Раковина трехслойная: роговой, фарфоровидный и перламутровый слои. В задней части раковины между двумя складками мантии находятся вводной и выводной сифоны.
Пищеварительная система.
Начинается вводным сифоном, куда поступает вода с пищей, далее идут ротовые лопасти, рот, пище
вод, желудок, кишечник, заднепроходное отверстие, выводной сифон. Пищеварительная железа - печень.
Дыхательная система. Жабры, образованные мантией, расположены по обе стороны ноги. Окутаны густой сетью капилляров. Поглощает 02, растворенный в воде, и выделяет С02 в воду.
Кровеносная система. Незамкнутая. Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и желудочка. В предсердия из жабр поступает артериальная кровь, затем она выталкивается по артериям из желудочка и направляется во все органы, где свободно изливается. Собираясь в венозные сосуды, кровь поступает к жабрам, где происходит газообмен. Артериальная кровь по сосудам направляется в предсердия.
Выделительная система. Две почки и мочеточники.
Нервная система. Узлового типа: три пары нервных узлов и нервы.
Органы чувств. В связи с отсутствием головы имеются только осязательные клетки в ноге и по краям мантии.
Размножение. Раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Яйца образуются в яичниках и откладываются в мантийную полость, куда с водой поступают сперматозоиды и где происходит оплодотворение.
Развитие. Из яиц образуются личинки, которые выталкиваются через выводной сифон на проплывающую мимо рыбу. На теле рыбы личинки развиваются до двух месяцев, после чего падают на дно.
ЭКОЛОГИЯ МОЛЛЮСКОВ
Насчитывается более 80000 ныне живущих моллюсков и около 35000 вымерших видов. В наше время моллюски делятся на 7 классов.
Головоногие моллюски : к ним в основном относятся хищные моллюски, имеющие щупальца, но не имеющие раковины, а имеющие лишь их остаток.
Но есть и исключение, к примеру аммониты, они имеют раковины внешне похожие на раковины брюхоногих моллюсков.Аммониты вымерли много миллионов лет назад. Самые большие из них - Гигантские аммониты. Диаметр их раковины был больше высоты человека. Ближайший современный родич аммонита -наутилус - обитает в Тихом океане. Как и у аммонитов, раковина наутилуса разделена на камеры. Регулируя содержание газа в камерах, наутилус всплывает и погружается. Плавает он задом наперед головой вниз.
Также к головоногим моллюскам относятся осьминоги, кальмары, каракатицы. Мясо кальмаров едят и оно считается деликатесом. Глубоководные кальмары вместе со щупальцами достигают 18 метров и являются самыми крупными среди беспозвоночных.
Головоногие самые развитые среди моллюсков, некоторые осьминоги даже поддаются гипнозу. Питаются они более мелкими моллюсками или ракообразными. Головоногих моллюсков насчитывается 800 ныне живущих и 8000 вымерших видов.
Двухстворчатые моллюски
: это моллюски раковины которых состоят из двух половинок и могут раскрываться так как моллюски имеют мускулы замыкателя. При первой же опасности створки раковины плотно примыкают друг к другу. Некоторые из них бывают относительно больших размеров, к примеру, тридакны, а моллюски сердцевидки так малы, что в 1 кубическом метре песка их может обитать до 10000 особей.
Внутри устриц и мидий иногда находят жемчужины. Когда внутрь раковины попадает песчинка, моллюск обволакивает ее слоями перламутра, и постепенно выростает жемчужина. Крупнейшая жемчужина в мире диаметром 14 сантиметров была найдена внутри гигантской раковины тридакны у побережья Филиппин.
Многие двухстворчатые моллюски съедобные. В пищу употребляют мидий, устриц, гребешков. Их любят тайцы, финны, норвежцы, китайцы и многие другие национальности. Двухстворчатых моллюсков насчитывается около 30000 видов.
Брюхоногие моллюски : для этого класса характерна извилистая раковина и одна мускулистая нога. Брюхоногие это самый многочисленный класс среди моллюсков. Всего их насчитывается около 90000 видов. После вымирания мелких анахисов, рапанов, мурексов их ракушки служат домиками для рачков- отшельников. Рачки-отшельники не имеют внешнего панциря. Чтобы защитить свое мягкое тело, они забираются в пустые раковинки и живут там. Некоторые мелкие брюхоногие меняют свою окраску, к примемеру багрянки они изменяют свой цвет вместе с раковиной в зависимости от пищи.Многие раковины брюхоногих моллюсков очень красивы и продаются за большие деньги на рынке коллекционеров.
Брюхоногие моллюски расселились как на земле, так и на суше. И везде они приносят пользу. Даже в аквариумы запускают некоторые виды брюхоногих, чтобы они поедали наросшую на стенки аквариума зелень.
Однопластинчатые моллюск и : это самый малочисленный класс среди моллюсков. Представителей такого класса очень мало, их не составляет и 20 видов. Это самый малочисленный класс среди моллюсков. Раковина моллюска состоит из пластинки накрывающей тело моллюска. Внешне она похожа на половинку ракушки двухстворчатых моллюсков.
Эти моллюски жили 580 мл. лет назад, в Палеозойскую эру, на больших глубинах, потом они исчезли.
Сейчас они появились снова, и некоторые из них, к примеру морские блюдечки живут в прибрежной среде моря.
Однопластинчатые моллюски очень медлительны. 5 сантиметров они проползают за несколько часов.
Беспанцирные моллюски
: это класс который не имеет раковины. Тело моллюска ни чем не защищено и многие из них становятся кормом для рыб.
Размеры беспанцирных невелики и они внешне похожи на червей, но в отличие от них они имеют жабры мантию и другие органы являющиеся отличием.
Панцирные моллюски:
представители этого класса моллюсков имеют раковину в виде панциря, которая состоит из отдельных щитков.
Встречаются они на побережье морей и океанов. Как и однопластинчатые, панцирные моллюски очень медленно передвигаются. Размеры тела моллюска достигают 30-35 сантиметров. Этот класс насчитывает около 1000 видов.
Лопатоногие моллюски : этот класс составляет 300 видов. Раковинки у этих моллюсков в виде изогнутой трубочки, открытой с обоих концов. Часто встречающиеся в морях представители- черенки. Они роют себе норки в иле и питаются там мелкой живностью.
Ученые считают, что современные 7 классов пройзошли от одного класса жившего 650 мл. лет назад. Никто не может сказать какой это был класс, так как за такой периуд времени ископаемые останки не сохранились. Позже от него пошли классы которые мы можем встретить сейчас.
Некоторых морских и наземных брюхоногих добывают и даже разводят (например, виноградную улитку) как объекты, пригодные в пищу. Это распространено в странах Дальнего Востока, США и в Западной Европе, в меньшей степени у нас в Прибалтике.
Несомненно значительнее вред, причиняемый брюхоногими. Из морских брюхоногих следует отметить рапану (Rapana) — крупного моллюска, проникшего в Черное море из Средиземного. Этот моллюск сильно выедает устриц — разводимых двустворчатых моллюсков. Из наземных брюхоногих следует назвать безраковинных слизней, которые в некоторые годы сильно вредят всходам озимых (полевой слизень Agriolimax agrestis) и огородным культурам, поедая их стебли, листья и плоды.
Следы повреждений, оставляемые моллюсками, очень характерны: на листьях — неправильно округлые дыры, а на плодах и клубнях — широкие, неглубокие ямы. Действуют они при этом радулой, следы от которой и бывают видны на повреждениях. Полевой слизень размножается обычно все лето, откладывая до 500 яиц кучками по 20—30 яиц в землю или под мох. Из отложенных яиц через 2—3 недели выводятся молодые слизни, которые уже через 1,5 месяца делаются половозрелыми. Таким образом, темп размножения полевых слизней велик, но вместе с тем он очень зависит от внешних условий — температуры и влажности. Слизни отмирают уже при повышении температуры до 30°С и при падении влажности почвы до 10—15% Поэтому массовое развитие слизней обычно бывает в прохладное и сырое лето.
Лучшим средством борьбы со слизнями является применение отравляющих приманок (метальдегид).
Другой способ борьбы со слизнями, вредящими в садах и огородах, сгруживание в кучи опавших листьев с последующим сжиганием их. При сгруживании листьев важно как можно лучше оголить почву, тогда слизни непременно соберутся в массе.
Велико значение брюхоногих как пищи некоторых промысловых рыб и морских млекопитающих — китов. Киты питаются одним из массовых планктических видов Clione limacina (морской ангелок).
Еще интересные статьи
Тема урока: Класс Брюхоногие моллюски и их значение.
Цели урока:
Образовательные:
1. Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека.
2. Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их средой обитания.
3. Формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
Воспитательные:
1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Развивающие: формирование
1. Умение сравнить биологические объекты.
2. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.
3. Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.
4. Активизировать учащихся через самостоятельную работу по заданиям.
5. Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.
6. Развивать желание познавать животный мир.
7. Воспитывать ответственное отношение к природе, готовность к её охране на основе знаний об организации органического мира.
Оборудование:
1. Презентация “Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки” (приложение 1)
2. Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
3. Компьютер, мультимедийный проектор.
4. Экран.
5. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 1)
6. Лабораторная работа «Строение моллюсков» на каждую парту (приложение 2)
7. Тест “Выбери правильный ответ” (приложение 3)
10. Плакат «Тип Моллюски»
Этапы урока.
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Ребята, на предыдущем уроке мы с вами начали изучение нового типа животных – Тип Моллюски. Моллюски – многочисленная группа, насчитывающая свыше 130 тыс. видов. Включает в себя семь классов. Но мы с вами будем изучать только три. Так с каким классом Моллюсков мы с вами сегодня познакомимся, постарайтесь узнать, отгадав ребус.
Слово из 10 букв
бр
ю
х
о
н
о
г
и
е
Если для вас это сложно, то попробуйте отгадать загадку:
Весь день ползу я по дорожке –
То выпущу, то спрячу рожки.
Ползти домой я не спешу –
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу –
И потому всегда я дома. (Улитка)
- Тема урока
– Постановка цели и задач урока
III. Изучение нового материала.
Характеристика внешнего и внутреннего строения улиток.
Строение тела улиток
Класс Gastropoda (брюхоногие) включают все формы, которые ползают на собственном брюхе - , и .
Размеры брюхоногих варьируют от 2-3 мм до нескольких десятков сантиметров. К самым крупным видам относятся Hemifusus proboscidiferus (подкл. Prosobranchia) с раковиной в 60 см, морской заяц - Aplysia (подкл. Opisthobranchia), достигающий 25 см, и некоторые африканские виды наземных улиток Achatina (подкл. Pulmonata), плавающая форма Pterotrachea coronata, длина которой превышает 25 см, и др.
Голова брюхоногих явственно обособлена от тела, нога хорошо развита и обычно имеет широкую ползательную подошву, туловище образует кверху вырост в виде большого внутренностного мешка. Раковина состоит из одного куска, но иногда может подвергаться редукции.
Форма тела брюхоногих разнообразна, но большей частью тело продолговато и на спинной стороне выпукло. Голова хорошо развита. Она несет рот, 1 - 2 пары щупалец и пару глаз. Передняя часть головы нередко вытягивается в длинный хобот, на конце которого располагается ротовое отверстие.
Характерная черта всех брюхоногих - асимметричность строения. Обыкновенно она уже с первого взгляда бросается в глаза. Асимметрия брюхоногих моллюсков выражается, во-первых, в редукции правых органов мантийного комплекса, сопровождающейся усиленным развитием их партнеров на левой стороне, и, во-вторых, внутренностный мешок закручивается спирально - эта особенность внешне ясно выражена в форме раковины.
На туловище образуется по направлению книзу складка покровов, мантийная складка, под которой находится мантийная полость с расположенным в ней мантийным комплексом органов. Как складка, так и полость обычно развиты на передней и на правой стороне туловища. Мантия выделяет раковину, в большинстве случаев закрученную спирально.
2. Внутреннее строение улитки.
Система органовСтроение
Особенности
Пищеварительная
Рот, язык с теркой , глотка, слюнные железы, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень
Дыхательная
Легкое, жабры
Кровеносная
Сердце: предсердие, желудочек; кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры
Незамкнутая, сердце сокращается 20-40 раз в минуту
Нервная
Пять пар нервных узлов (ганглий), нервные перемычки, нервы
Разбросанно-узлового типа
Выделительная
Почка
Половая
Половая железа (сперматозоиды, яйцеклетки)
Оплодотворение внутреннее, гермафродиты
Органы чувств
Пищеварительная система
Рот лежит на нижней стороне переднего конца головы, которая у некоторых форм вытягивается и образует так называемое рыло. Еще более удлиняясь, передний конец головы превращается у некоторых хищных форм в мускулистый хоботок, который может вворачиваться и выбрасываться наружу при захватывании добычи. Рот ведет в ротовую полость, переходящую в мускулистую глотку. Глотка содержит язык - мускулистый валик, покрытый тонкой кутикулой и несущий твердые зубцы, расположенные поперечными рядами. Кроме того, в ротовой полости на границе с глоткой лежат так называемые челюсти - местные утолщения кутикулы; они роговые, а иногда содержат отложения извести. В глотку открываются протоки одной пары слюнных желез. Слюнные железы некоторых хищных замечательны большим содержанием в их секрете свободной серной кислоты (крепость до 4%). Кислый секрет служит этим хищникам для растворения раковины других моллюсков или панцирей иглокожих, которыми они питаются.
Глотка переходит в довольно длинный пищевод, образующий у некоторых брюхоногих местное расширение, или зоб.
Начальная часть энтодермальной средней кишки образует мешковидный желудок, в который впадают протоки "печени". Печень закладывается в виде парного выпячивания кишечника. Печень брюхоногих объемиста и состоит из многочисленных долек, протоки которых соединяются вместе, а затем впадают в желудок. Секрет печени растворяет углеводы, но, кроме того, печень обладает способностью к всасыванию пищи (подобно тонкой кишке позвоночных), а также служит для отложения в ней жира, гликогена. В желудке некоторых низших брюхоногих имеется хрустальный столбик - студенистое образование, состоящее из белков и связанных с ними ферментов - амилазы и целлюлазы. Конец столбика в щелочной среде желудка постепенно растворяется, освобождая ферменты, способствующие перевариванию углеводов пищи.
За желудком следует тонкая кишка, делающая одну или несколько петель, но затем заворачивающаяся кпереди и переходящая в заднюю кишку. Последняя заканчивается порошицей, лежащей или на переднем конце туловища, над головой, или где-нибудь на правой стороне тела.
Интересно, что у некоторых низших брюхоногих задняя кишка проходит сквозь желудочек сердца.
Кровеносная система
Положение центрального органа кровеносной системы - сердца - в теле брюхоногих моллюсков и особенности его строения неодинаковы в разных систематических группах.
Наиболее примитивные формы обладают симметричным сердцем, состоящим из желудочка и двух предсердий, расположенным по срединной линии тела на переднем его конце за головой; желудочек при этом пронизан задней частью кишечника.
У всех прочих брюхоногих сохраняется только одно левое предсердие, тогда как правое полностью исчезает. Положение оставшегося предсердия зависит от положения жабры или легкого. У переднежаберных и легочных оно остается впереди желудочка, а у заднежаберных ложится позади него, так как жабра их смещается далеко назад.
Сердце обычно помещается над задней кишкой. Кроме того, оно всегда окружено перикардием, представляющим участок вторичной полости тела (целом).
Периферическая часть кровеносной системы в главных чертах дает следующую картину. От желудочка отходит аорта, которая вскоре делится на два ствола: головную аорту (к переднему концу тела) и внутренностную аорту (к кишечнику, печени и половой железе). Хорошо развитая артериальная система образована сосудами с обособленными стенками. У легочных моллюсков более крупные сосуды постепенно переходят в капилляры.
В конце концов, однако, кровь изливается в мелкие лакуны соединительной ткани, теряет кислород и постепенно собирается в более крупные венозные лакуны, наиболее развитая из них омывает желудок, печень и гонаду. Отсюда кровь возвращается к органам дыхания (жабрам или легкому) и, окислившись, попадает непосредственно в сердце. Таким образом, сердце брюхоногих наполняется артериальной кровью.
Кровь чаще всего бесцветна и содержит амебоциты. Иногда в крови имеется вещество, близкое к гемоглобину. У некоторых брюхоногих удалось обнаружить присутствие в крови белковых соединений, содержащих марганец, который у них играет, по-видимому, такую же роль, как железо в гемоглобине крови позвоночных.
Дыхательная система
Большинство брюхоногих дышит жабрами. Первичными, или настоящими, жабрами являются ктенидии, парные органы, расположенные по бокам от порошицы.
Ктенидии характеризуются присутствием у их основания органов химического чувства - осфрадиев. Первично ктенидиев одна пара, но в связи с недоразвитием органов правой стороны тела у большинства брюхоногих правый ктенидии атрофируется.
У высших представителей этой группы жабра уже одна, и притом нередко из двоякоперистой она становится однорядноперистой вследствие прирастания одной стороной к стенке мантии.
У наземных легочных брюхоногих водное дыхание заменилось воздушным, ктенидий исчез и для дыхания служит легкое. Участок мантийной полости у них обособляется и открывается наружу самостоятельным отверстием. Это так называемая легочная полость, в стенках которой развиваются многочисленные кровеносные сосуды.
Легкое сохраняется в виде единственного дыхательного органа у многих Pulmonata, несмотря на то что некоторые легочные моллюски вернулись к водному, а именно пресноводному образу жизни. Такие виды (прудовики, катушки и др.) дышат воздухом, периодически поднимаясь на поверхность воды.
Нервная система
Нервная система брюхоногих хорошо развита. От низших брюхоногих к высшим наблюдается постепенный переход к разбросанно-узловой нервной системе из нескольких ганглиев, соединенных между собой свободными от нервных клеток волокнистыми перемычками. У наиболее примитивных брюхоногих моллюсков ганглии либо отсутствуют, либо выражены очень слабо. Нервные клетки в этом случае располагаются по ходу стволов. Последующие изменения происходят путем концентрации ганглиозных клеток в некоторых точках нервных стволов, в которых и образуются ганглии. У переднежаберных моллюсков первично обособляется пять пар основных ганглиев.
1. Над глоткой расположены два церебральных ганглия, соединенных церебральной комиссурой.
2. В ноге педальные стволы концентрируются в передней части в два педальных ганглия, соединенных под глоткой педальной комиссурой. Кроме того, они связаны с церебральными ганглиями двумя продольными перемычками, или коннективами (поперечные нервные перемычки, соединяющие одноименные ганглии, называются комиссурами, продольные перемычки между ганглиями разного наименования - коннективами). У ряда примитивных современных форм образования педальных ганглиев еще не произошло, и вместо них сохраняются 2 педальных ствола. Далее на пути плевровисцеральных стволов обособились еще три пары ганглиев.
3. Два плевральных ганглия расположены приблизительно на уровне педальных ганглиев; они соединены коннективами с церебральными и педальными узлами.
Последние три пары ганглиев как бы нанизаны на ту нервную петлю, которая образуется стволами. Участок стволов, находящийся между плевральным и висцеральным узлами каждой стороны и разбитый париетальным ганглием на 2 коннектива, называется плевровисцеральным коннективом.
Кроме этих основных ганглиев образуются еще дополнительные ганглиозные массы, иннервирующие отдельные органы. У заднежаберных и легочных моллюсков первично обособляется не 5, а 7 пар ганглиев. У всех моллюсков эти цифры могут уменьшаться за счет слияния ганглиев в более сложные нервные узлы.
Своеобразные изменения нервной системы брюхоногих моллюсков связаны с появлением у них асимметрии.
Церебральными ганглиями иннервируются глаза, статоцисты, глотка и головные щупальца, педальными - мускулатура ноги. Плевральные ганглии снабжают нервами главным образом мантию. Париетальными ганглиями иннервируются ктенидии и осфрадии; наконец, висцеральными ганглиями осуществляется иннервация внутренностей.
Выделительная система
Выделительная система брюхоногих состоит из пары почек типа целомодуктов, из которых чаще сохраняется лишь одна левая. Одним концом почки посредством ресничной воронки сообщаются с перикардием, т. е. с участком целома, другим - открываются в мантийную полость сбоку от порошицы. Две почки имеются только у низших представителей подкл. Prosobranchia, но одна из них развита слабее другой.
Половая система обнаруживает у брюхоногих большие вариации (переднежаберные обычно раздельнополы, легочные и заднежаберные - гермафродиты). Низшие брюхоногие не имеют специальных половых протоков, и половая железа открывается у них в правую почку.
Половая железа всегда одна . У раздельнополых форм это яичник или семенник, у гермафродитов - гермафродитная железа, в которой образуются и живчики и яйца. Выводные протоки Prosobranchia сравнительно просты. Самец имеет семяпровод, открывающийся наружу близ переднего конца тела на правой стороне. Либо у самого отверстия, либо впереди него на голове помещается мускулистый вырост - совокупительный орган. У самки яйцевод может образовывать местное расширение - матку, а также семяприемник.
Половые пути Pulmonata и Opisthobranchia несравненно сложнее, как можно видеть на примере виноградной улитки. От гермафродитной железы отходит общий гермафродитный проток, принимающий в себя выводной канал особой белковой железы. После впадения в проток железы он расширяется, причем главная часть его просвета выполняет роль яйцевода, а узкий желоб, проходящий по одной стороне яйцевода, проводит семя. Далее этот общий проток разделяется на два самостоятельных канала: яйцевод и более тонкий семяпровод. Семяпровод переходит в мускулистый совокупительный орган (пенис). Яйцевод расширяется и образует матку, в которую впадают протоки пальцевидных желез. Матка при помощи влагалища открывается в особое впячивание стенки тела - половую клоаку, куда открывается и мешок совокупительного органа. Во влагалище впадают еще два мешковидных образования - семяприемник, предназначенный для восприятия семени другой особи, и мешок с "любовной стрелой" - иглой из углекислой извести, которая при копуляции втыкается в кожу другой особи и служит для ее раздражения. Оплодотворение перекрестное.
Органы чувств.
Для осязания служат головные щупальца, края мантии и некоторые другие места. Кроме того, имеются органы химического чувства. Ими считают прежде всего осфрадии, лежащие у основания ктенидиев. В наиболее развитом состоянии они имеют форму продолговатого валика, лежащего у основания жабры и но обеим своим сторонам несущего 100-150 листочков. Вследствие этого осфрадии иногда очень похож по виду на жабру. Внутренность валика занята скоплением ганглиозных клеток, от которого отходят нервы к листочкам.
Передняя пара головных щупалец, называемых губными, тоже, по- видимому, служит для восприятия химических раздражений, исполняя роль органов вкуса и обоняния.
Органы равновесия в виде пары статоцистов имеются у всех Gastropoda. Это обыкновенно два замкнутых пузырька, эпителий которых состоит из мерцательных и чувствительных клеток; последние иногда образуют на стенке пузырька особое скопление - "слуховое пятно". В жидкости, заполняющей пузырек, плавают от 1 до 100 конкреций углекислой извести - статолитов, которые играют роль слуховых камешков. Различное положение их в статоцистах и надавливание то на одни, то на другие чувствительные клетки позволяют животному ориентироваться в пространстве. Оба статоциста лежат всегда в тесном соседстве с педальными ганглиями, но иннервируются они тем не менее от церебральных ганглиев при помощи двух нервов.
Одна пара глаз имеется почти у всех брюхоногих; они лежат на голове у основания, а иногда на вершине задней пары щупалец, соответственно часто обозначаемых как глазные. Сложность строения глаз варьирует от простых ямок до глазных пузырей с хрусталиком и стекловидным телом.
3. Происхождение моллюсков.
Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с кольчатыми червями. Типичная личинка моллюсков – парусник, очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками.
4. Значение моллюсков в природе и в жизни человека.
ПоложительноеОтрицательное
1. Цепь питания в биогеоценозе.
1. Наземные моллюски уничтожают культурные растения.
2. Человек использует в пищу.
2. Прудовик – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
3. Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду.
3. Морские, закрепляются на днище корабля.
4. Образуют перламутр и жемчуг.
4. Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.
5. Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску.
6. Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.
IV. Общее закрепление знаний.
(приложение 2)
Лабораторная работа
«Строение моллюсков»
Цель: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: влажный препарат улитки, лупа, таблица «Строение моллюска», концентрированный раствор соляной кислоты, пипетка, раковины моллюсков, рисунки.
Техника безопасности:
Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
Пипетку бери только за резиновый наконечник.
При работе с кислотой будь предельно осторожен – при попадании на кожу вызывает ожоги!
После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
1 - __________________________________ 2 - _________________________________
3 - __________________________________ 4 - _________________________________
5 - __________________________________ 6 - _________________________________
7 - __________________________________ 8 - _________________________________
Рисунок: __________________________ Рисунок : ________________________________
виноградная улиткабеззубка
сходство
различие
Рассмотри раковины моллюсков. По форме раковины определи, к какому классу относятся данные животные: улитка - __________________________; беззубка - __________________.
Найди на раковинах вершину, завитки, устье – отверстие. Обозначь их на рисунке. Отыщи самую возвышенную часть раковины – верхушку. Рассмотри окружающие ее слои годового прироста. Определи по числу колец возраст моллюска _____________.
Отыщи под раковиной складку – мантию. Обозначь ее на рисунке.
Рисунок: __________________________ Рисунок: ________________________________
Исследуй состав раковины, найди 3 слоя: снаружи – темный – роговой. Укажи, какую окраску имеет этот слой _____________________________. Почему раковина имеет такую окраску: _____________________________________. Под роговым слоем лежит белый, матовый, фарфоровый слой. На внутренней поверхности переливается всеми цветами радуги перламутровый слой. Эти два слоя состоят из извести. Они очень тверды, поэтому защищают тело моллюска. Раковина выполняет функцию наружного __________________.
Нанеси на раковину каплю соляной кислоты, запиши, что ты наблюдаешь: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Выделение углекислого газа доказывает присутствие в раковине извести .
Рассмотри влажный препарат и рисунки улитки и беззубки. Найди органы пищеварительной системы - ротовое отверстие, глотку с теркой, желудок, кишечник, анальное отверстие, печень; дыхательной - жабры или легкое; кровеносной – сердце и сосуды, нервной – нервные узлы и нервы.
Обозначь найденные органы цифрами на указателях.
Рисунок: __________________________ Рисунок: __________________________
Ротовое отверстие - 1, глотка с теркой - 2, желудок - 3, кишечник - 4, анальное отверстие - 5, печень - 6, жабры - 7, легкое - 8, сердце - 9, сосуды - 10, нервные узлы - 11, нервы - 12.
10. Сделай вывод о строении моллюсков:_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(приложение 3)
Проверь свои знания:
Обведи кружком номера правильных суждений:
А. головоногих; Б. брюхоногих; В. двустворчатых; Г. головоногих и двустворчатых.
2. Пищеварение – это:
А. заглатывание пищи; В. превращение сложных веществ в простые;
Б. измельчение пиши; Г. поступление пищевых частиц.
3. Газообмен – процесс, в результате которого:
А. в организм поступает атмосферный кислород;
Б. в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду углекислый газ;
В. под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии;
Г. удалятся из организма углекислый газ.
4. У моллюскам, обитающим на суше, относится:
А. мидия; Б. осьминог; В. Голый слизень; Г. беззубка.
5. Терка, или радула, у многих моллюсков находится:
А. в желудке Б. в ротовой полости; В. в тонкой кишке; Г. на поверхности раковины.
6. Двустворчатые моллюски, обитающие в воде:
А. имеют жабры; Б. имеют легкое;
В. не имеют органов дыхания; Г. не дышат, так как створки раковины плотно закрыты.
7. Пищеварительные железы брюхоногих моллюсков – это:
А. печень и поджелудочная железа; Б. печень и слюнные железы;
В. слюнные железы и поджелудочная железа; Г. печень, поджелудочная железа и слюнные железы.
8. Рефлекс осуществляется:
А. всеми системами органов; Б. нервной системой; В. органами движения; Г. органами чувств.
9. Мантийная полостность – это:
А. пространство в пищеварительном тракте; Б. пространство мантией и телом;
В. пространство между раковиной и телом; Г. пространство в органах дыхания.
10. К органам выделения относят:
А. печень; Б. почки; В. кишечник; Г. анальное отверстие.
11. Исчезновение головы у беззубки связано:
А. с отсутствием у всех моллюсков головного отдела; Б. с характером питания и образом жизни;
В. с водной средой обитания; Г. с наличием двустворчатой раковины.
12. Реактивным способом передвигаются:
А. беззубка; Б. мидии; В. кальмары; Г. прудовики.
13. Легочное дыхание имеется:
А. у перловицы; Б. у осьминога; В. у слизня; Г. у мидии.
14. Тип Моллюски насчитывает:
A. около 10 тыс. видов; Б. свыше 100 тыс. видов;
В. свыше 500 тыс. видов; Г. около 1 млн. видов.
15. Тело двустворчатых моллюсков подразделяется:
А. на голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу; Г. на голову и мускулистую ногу.
Б. на голову со щупальцами и туловище; В. на туловище и мускулистую ногу;
Ключи к тестам :
2-в
3-б
4-в
5-б
6-а
7-б
8-б
9-б
10-б
11-г
12-в
13-в
14-б
15-в
5. Значение морепродуктов для организма человека.
6. Домашнее задание: параграф 21
Система органовСтроение
Особенности
Пищеварительная
Дыхательная
Кровеносная
Нервная
Выделительная
Половая
Органы чувств
Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека
Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их средой обитания
Число видов – более 90 тыс.
Среда обитания – водная и наземно-воздушная
Длина тела самых малых улиток – 2-3 мм, а самых больших – 25 см
Отделы тела: голова, туловище, нога
На голове 1 или 2 пары длинных мягких щупалец, пара глаз и рот
Нога приспособлена к ползанию и представляет собой мускулистый вырост брюшной части тела
спирали
У брюхоногих моллюсков раковина имеет вид спирали . При этом у одних видов (таких, как катушка) эта спираль плоская, а у других (таких, как прудовик) она коническая.
Завитки конически закрученных раковин могут идти по часовой стрелке – тогда раковина называется правозакрученной, или против часовой стрелки – левозакрученной. В природе чаще всего встречаются правозакрученные.
У большинства улиток образуются открытоспиральные раковины, когда все ее обороты видны снаружи
скрытоспиральные
У некоторых улиток последний более крупный завиток охватывает все предыдущие. Такие раковины называются скрытоспиральные
Что общего в строении и образе жизни у изученных брюхоногих?
Общие черты прудовика, виноградной улитки и слизня:
мускулистая нога для ползания
на голове – щупальца, глаза, рот
питание растительной пищей
дыхание атмосферным воздухом
спирально закрученная раковина (у слизней раковины нет)
Конусы
Конусы живут на дне тропических морей, питаются мелкими рыбами, червями и моллюсками. Имеют хоботок, похожий на червя, в основании которого содержится ядовитая железа. Когда рыба хватает «червя», яд впрыскивается в ее тело.
Мурекс:
Мурекс: в ноге развита железа, вырабатывающая сильную кислоту, которой размягчает раковину жертвы. На своей раковине имеет мощные шипы, которые использует в качестве распорки раковин жертвы.
Морской ангел
Морской ангел – планктонный моллюск. Парит в толще воды. Прозрачное тело прекрасно маскирует его, а крыловидные выросты ноги создают дополнительную поверхность. Раковины не имеет
Задание
Задание
Регулируют численность многих позвоночных и беспозвоночных животных
Являются пищей для многих видов рыб, земноводных, птиц и млекопитающих
Многие живущие на суше брюхоногие моллюски вредят культурным растениям
Некоторые пресноводные моллюски являются промежуточными хозяевами паразитических плоских червей из класса сосальщиков
Многие виды употребляются в пищу, так как является ценным диетическим продуктом, богатый микроэлементами и йодом
Раковины используются в качестве материалов для прикладного творчества и ювелирных работ
Почему брюхоногих так назвали?
Назовите представителей разных сред обитания улиток и укажите черты приспособленности к среде.
Каково значение брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека?
Выполните тест
Выполните тест
1. Другое название брюхоногих моллюсков:
а – каури; б – улитки; в - слизни
2. Прудовик - это моллюск:
а – пресноводный; б – морской; в – сухопутный
3. Раковины нет у: а – слизней и виноградной улитки; б – слизней и морского ангела; в – слизней и конуса
4. Нога улитки – это вырост: а – брюшной части тела;
б – спинной части тела; в – головы
5. Раковина улиток: а – спиральная; б – двустворчатая; в –спиральная и двустворчатая
-
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении