Жить хочу кричит он. Фет афанасий афанасьевич
Стихи Федора Ивановича Тютчева про лето напоены любовью к родной природе; они гармоничны, полны красивых сравнений. В стихах поэта чувствуется знание жизни, проглядывает умение в обыденном найти уникальное. Стихи Тютчева отличает основательное знание лирических законов, законов прекрасного, душевного, тонкого.
…Лето! Трепещи природа, улыбайся солнце, веселись, ветерок. Смотри, как зеленеет роща, облитая палящим золотым солнцем. Тютчев показывает природу в радостном, солнечном блеске. Мироощущения человека и природы в лирике Тютчев — в прямой связи от времен года.
«Смотри, как роща зеленеет…»
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней – какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
Дата написания: конец августа 1857 г.
Вы видели когда-нибудь, как тают облака? Это стоит рассмотреть, или хотя бы прочитать об этом в стихах Тютчева. Чудный летний день, искрящаяся река, медовый запах – с любовью описывал Тютчев красоты, запахи природы.
«В небе тают облака…»
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Дата написания: 2 августа 1868 г.
«Как весел грохот летних бурь…»
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…
Дата написания: 1851 год
Талант Русских поэтов бесспорен. И красота природы описана ими во всей красе. Но и среди стихов выделяются наиболее красивые. Те в которых образы просто поражают. Поражают в хорошем смысле этого слова.
Гроза (Ф. Тютчев)
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
Берёзовая роща (И. Бутримова)
Берёзовая роща,
Ты мой любимый лес,
Нежнейшие листочки
И кроны до небес.
Ветвей плакучих прелесть,
Их тонкий аромат.
Березы в белых платьях
Нарядные стоят.
Травы ковёр зелёный
К стволам берёз приник,
Жемчужно белый ландыш
Сверкает среди них.
Листочков трепетанье
И пенье соловья,
И тихое журчанье
Прозрачного ручья.
Весенний лес (К. Ваншенкин)
Весенний лес почти прозрачен,
Он легкий весь и голубой,
И дым листвы его невзрачен —
Пушок над верхнею губой.
Неопытен, неосторожен,
Ветрам открыт со всех сторон,
Еще ни капли не встревожен,
Шутя насвистывает он.
Потом к нему приходит лето,
Он силой медленной набряк,
В счастливых поворотах света,
В листве тяжелой, как в кудрях.
Как эти дни летят стрелою!—
Ни огорчений, ни обид, —
Как тянет медом и смолою,
Как от берез в глазах рябит!
Потом октябрь свистит ветрами
Вдоль просек длинных и дорог,
Над поредевшими кудрями
Друзей, стареющих в свой срок.
Осенний лес почти невзрачен,
Блистать собой не норовит,
Ждет снега — резок и прозрачен,
Спокоен, сух и деловит.
Зреет рожь над жаркой нивой (А. Фет)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Утро на кавказе (М. Лермонтов)
Светает - вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!
Мы хотим природу обмануть (М. Львовский)
Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!
Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.
И она болеет и молчит,
Просто мы не слышим, как кричит,
Язвами на теле прорастает,
За собой живущих увлекает!
«Гроза».
1856.
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый жёлтый лист,
Крутясь слетает на дорогу…
Ф. Тютчев.
1851.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«После грозы».
1870-е.
Успокоение
Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.
Ф. Тютчев.
1830.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Перед грозой».
1880.
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток,
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..
Ф. Тютчев.
Начало 30-х годов.
Архип Иванович Куинджи.
«После грозы».
1879.
Весна кончается с первым тёплым дождём и первым раскатистым громом. Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. Причём надо успеть кувыркнуться, пока гром не затих. Хоть в луже, хоть на лужке, хоть в будничном сарафане, хоть в праздничном, всё равно кувыркайся. Смех, возгласы и восторженный девичий визг не затихают вместе с грозой.
В. Белов. «Лад». Москва. «Молодая гвардия». 1982.
Б. Щербаков.
«Михайловское перед грозой».
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землёю,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…
Василий Владимирович Сухов.
«Гроза».
1993.
Василий Григорьевич Перов.
«Наушница. Перед грозой».
1. Атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками или между облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния и гроза разразилась. (Тургенев. Бирюк.)
1.1. Бурные события, потрясения.
[Шуйский:] Весть важная! И если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой. (Пушкин. Борис Годунов.)
1.2. Сильные душевные потрясения, переживания.
Боже мой, что слышалось в этой тиши! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастия – всё звучало, не в песне, а в её голосе. (И. Гончаров. Обломов.)
2. Беда, опасность.
Грозы не чуя между тем,..
Мазепа козни продолжает.
(Пушкин. Полтава.)
2.1. Бурное проявление своего недовольства, раздражения, гнева со стороны того, кто имеет над другим какую-либо власть, силу.
Для того, чтобы прийти в школу, ему [взрослому] нужно было преодолеть свой страх и дичливость, выдержать семейную грозу и насмешки товарищей. (Л. Толстой. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.)
3. Тот, кто (или то, что) внушает страх, наводит ужас.
[Чуб] стиснул в руке кнут – страх и грозу докучливых собак. (Гоголь. Ночь перед рождеством.)
Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1981 год.
«Пшеничное поле под грозовым небом».
1890.
Музей Ван Гога, Амстердам.
Дмитрий Белюкин.
«Первая гроза».
Иван Иванович Шишкин.
«Перед грозой».
1884.
Исаак Ильич Левитан.
«Перед грозой».
1879.
Гроза
Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нёс ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.
Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам,
Промчался вихрь – пять-шесть мгновений –
И, в встречу солнечным лучам,
Встают с серебряным карнизом
Чрез все полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозят и блеск, и темнота.
Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдёрнул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И всё свирепей и быстрей.
Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошёл неугомонный,
И огнь, и воды полились…
Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!
Их нахватать – нужна отвага!
И – вон как дети в удальце
Её честят! Как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!
Аполлон Майков.
1887.
Исаак Ильич Левитан.
«Перед грозой».
1890.
Когда начинается гроза, на бочки с пивом нужно положить железный прут, чтобы пиво не прокисло. (Херефордшир и Кент).
Если между 1 ноября и 31 января случается гроза, это предвещает смерть самого известного человека в деревне. (Сельские районы Уэльса).
Колокольный звон отгоняет грозу. (Повсеместно, особенно в Уэльсе).если двери и окна в твоём доме открыты, он защищён от удара молнии, поскольку она пройдёт через дом и выйдет наружу; если же двери закрыты, то дом будет разрушен. (Бедфордшир).
Согласно русским народным представлениям, во время грозы Св. Илья-пророк мчится по небу на огненной колеснице и «мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку. Ведая про то, злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надёжные места для защиты». «Основанием такого убеждения послужило нахождение в песке так называемых «громовых стрелок», то есть конусообразных сплавов от удара молнии в кварц».
От разящих стрел Ильи-пророка бес может спрятаться и в человека, но Святой не пощадит раба Божьего и убьёт его вместе с нечистым.
Русские крестьяне и в наши дни во время грозы неукоснительно соблюдают ряд запретов в качестве предохранительных мер. Так «нельзя быть с растрёпанными волосами, в подоткнутом платье – много места тут укрываться анчутке – беспятому (бесу). Всякую посуду в избе надо опрокинуть, если она пустая: налитую следует поспешно закрестить». «Иметь во время грозы близ себя нечистых животных, т. е. собак и кошек, безусловно не следует потому, что в них может войти бегущий от опасности нечистый дух»… При пожаре, происшедшем от молнии, не позволяют кричать. Пожар заливают пресным молоком, дробинами из квасника, или кидают в огонь сырое яйцо».
С первым громом и грозой также связывается идея обновления и очищения всего живого: «Кто умоется водой во время первой грозы, тот в течение целого года не будет хворать никакой болезнью»…
«В предупреждение болезни рук советуют: «когда ударит гром, того же разу кусай пальцы на обоих руках, чтобы успеть каждый палец укусить три раза».
«Энциклопедия суеверий». Москва, «Локид» - «Миф». 1995.
Йохан Кристиан Клаузен Даль.
«Грозовые облака над башней замка в Дрездене».
Карл Павлович Брюллов.
«Дорога в Синано после грозы».
1835.
Константин Маковский.
«Дети, бегущие от грозы».
1872.
Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Пейзаж с грозой».
1639.
Философское размышление «Смерть» А.А. Фета о том, какая участь ждет человека, было написано в 1878 году. Эта тема тревожила многих творческих людей, и каждый из них в поиске многочисленных вопросов, искал ответы. Автор стихотворения «Смерть» уже сам не молод, поэтому и закономерными кажутся его попытки провести некий анализ своего жизненного пути, который красной нитью проходит сквозь все произведение.
В эти сложные годы, когда поэту приходилось сражаться в судах за право носить фамилию приемного отца и получить от него в наследство титул и имущество, Фет чувствует себя утомленным. Не только в творчестве, но и в жизненных целях поэт видит пустоту и свою беспомощность. Начался период депрессии, длившийся до начала 80-х годов, где снова пробуждается его творческая деятельность. Не удивительно, что стихотворение «Смерть» пропитано и тоской и бурей мятежника.
Рассказ идет от третьего лица. Именно сторонний наблюдатель слышит дерзновенное высказывание главного героя: «Я жить хочу!». Но жизнь автор описывает как обман, как тонкий лед, который проломится, как только на него герой решится наступить. Тогда мгновенно он окажется в бездонном океане. И в поисках опоры, он найдет лишь бесславную смерть.
Куда бы ни обратился герой, везде он видит тупик. Нет спасения от смерти, ведь в любом начинании, изначально предположен и конец. А для человека это - смерть. Так что же она значит, смерть? Вот основной вопрос, над которым это лирически-философское произведение призывает задуматься читателя.
Эпитеты придают стихотворение силу, толчок, например: «дерзновенный». Этим прилагательным описывается качество героя, его настойчивость и желание узнать правду любой ценой. Выразительные метафоры раскрывают мощь произведения. Вот, например: «бездонный океан», или же «лед мгновенный», «расцвет живой». Три строфы написаны богатым пятистопным ямбом с перекрестной рифмой.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении