Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные. Какие бывают жанры музыки? Вокальные произведения
Как нам всем известно вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения, и голос в этой музыке занимает главную или равноправную роль с остальными инструментами. К вокальной музыке относятся произведения, как написанные для одного или множества голосов, так и любые музыкальные произведения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех произведениях, исключая вокализ, голос тесно связан с поэтическим текстом, и такие произведения рассматриваются как музыкально-поэтические произведения. В прошлом практически все музыкальные произведения были связаны с бытом, существовали различные трудовые песни, игровые, колыбельные, обрядовые, плясовые, хороводные.
К одним из старейших вокальных жанров относится песня . Различают народную и авторскую песню. Но, как часто бывает в искусстве эти два элемента постоянно взаимодействуют, авторы берут в свои произведения попевки или мелодические ходы из народных песен, чтобы придать им специфическое звучание. Истоки этого жанра уходят в глубокую древность, в античность, где музыка и поэзия были неотделимы друг от друга. В основном песня – это многократное повторение одного и того же напева, которому придаёт разные оттенки меняющийся от куплета к куплету текст. Песни исполняются как с аккомпанементом, так и без него. Но надо сказать, что любой даже самый простой аккомпанемент придаёт песне выразительность.
Вместе с песней большую популярность вокальным жанрам принёс романс. Это камерное музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента. Интенсивное развитие получили в XVIII-XIX веке. В отличие от песни мелодия в романсе более детализирована, связана со стихом, отражая не только общий характер, но и отдельные поэтические образы. Очень важное значение имеет музыкальное сопровождение, которое является в романсе равноправным участником. Романс подразделяется на отдельные жанры: баллады, элегии, баркаролы и т.д. Романсы занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Они бывают любовного, шуточного, сатирического, трагедийного содержания.
Существуют произведения для нескольких голосов, такие произведения называются вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.д.) или хоры (произведения для большого певческого коллектива). Сочинения для хора делятся на две группы — произведения с инструментальным или оркестровым сопровождением и без него a capella.
Одним из самых масштабных вокальных жанров является опера . Она соединяет в себе театральное действие, Вокальную музыку, инструментальную музыку, изобразительное искусство, хореографию. В опере можно встретить все формы вокальной музыки: здесь и арии, ариозо, монологи, песни, речитативы, дуэты, трио, квартеты, хоры.
В отличие от оперы оратория, являясь также крупным произведением для певцов хора и симфонического оркестра, исполняется без декораций, театральных костюмов и декораций. Обычно пишется на драматический или библейский сюжет. Оратория занимает промежуточное место между оперой и кантатой и включает в себя сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры. Действие в оратории так же как и в опере развивается на драматической основе, но здесь больше идёт рассказ действии, нежели показ как в опере. Первоначально оратории писались на библейские или евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме в дни церковных праздников, но позднее оратория приобрела светский характер и перешла из храма на сцену.
Также, к развёрнутым произведением для певцов-солистов, иногда хора с оркестром, является кантата . Они бывают лирическими, повествовательными, торжественными, сочинёнными в честь какого-либо события или даты. Это обычно произведение небольшого размера с однородным содержанием, состоящие из вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т.д.), арий, речитативов и хоров. Кантата похожа на ораторию, но отличается меньшим размером и масштабом действия, отсутствием драматической разработки сюжета и камерным характером.
Мы рассмотрели наиболее крупные жанры вокальной музыки, которые включают в себя ещё большое множество подтипов и разновидностей, таких как серенада, частушки, баркаролла, гандольера, ария, ариетта, ариозо, эпиталама, псалом, спиричуэл, шансон и т.д.
Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной. Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.
Так возникли культовые, обрядовые, трудовые, бытовые песнопения. С течением времени это понятие стало применяться более широко и обобщенно. В этой статье мы рассмотрим, какие бывают
Песня
Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.
Вокальные жанры эпохи Возрождения: месса
Так называется сочинение, написанное для проведения культового ритуала. В основе песнопений лежат тексты, взятые из литургии латинского обряда и положенные на музыку. В этом жанре писали композиторы позднего Возрождения: Лассо, Палестрина. Состоит месса традиционно из пяти частей: Кирие, Кредо, Глория, Агнус Деи и Санктус.
Вплоть до девятнадцатого века произведения этого жанра создавались исключительно для мужского хора, партию сопрано исполняли мальчики.
Мотет
Появился во Франции в середине семнадцатого века. Многие жанры вокальной музыки этого периода писались в полифоническом стиле. Яркий пример тому - мотет. Он объединял в себе несколько мелодий с различными текстами. Причем нижний голос (тенор) исполнял песнопение на латинском языке, а остальные (motetus, triplum, duplum) - партии на французском. Содержание текстов носило шутливый или любовный характер. Писались мотеты для хора с инструментальным сопровождением и а капелла. К этому жанру обращались Палестрина, Ж. Депре, Г. Дюфаи, а позднее - В. Моцарт, Г. Гендель, А Брукнер, И. Брамс.
Мадригал
Этот жанр зародился в Италии в середине шестнадцатого века. В то время мадригалом называлась художественная многоголосная песня без сопровождения. Как правило, она носила светское, в некоторой степени, даже любовное содержание. Отличительной особенностью песнопений данного жанра является искусная фактура.
Виланелла
Является предшественницей мадригала. В буквальном смысле название «виланелла» переводится как деревенская песня. Произведения этого жанра, написанные в куплетно-строфической форме, предназначались д
ля исполнения тремя-четырьмя голосами. Склад виланелл, как правило, полифонический, содержание - комическое или пасторальное. Основную мелодию песни (верхний голос), исполнял солист, а остальные партии выполняли роль аккомпанемента. С течением времени эта функция была поручена музыкальным инструментам.
Романс
Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие как П. Чайковский, М. Мусоргский, М. Глинка, С. Рахманинов и др.
Баллада
Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.
Серенада
В прежние времена так называлась песня трубадуров. В эпоху ренессанса и средневековья этот жанр приобретает новое значение. Теперь под этим названием подразумеваются любовная песня, которую исполняет кавалер в вечернее время под окном своей возлюбленной. При этом певец сам себе аккомпанирует на гитаре, мандолине или лютне.
Хоровые жанры вокальной музыки
Занимают особое место в искусстве. Эти произведения, написанные для хора, отличаются свободой построения и редким обращением к куплетной форме. Для них характерно максимальное соответствие музыкального материала словам. Особым, но более сложным жанром является вокальный цикл. Он образуется несколькими самостоятельными произведениями, объединенными общим художественным смыслом. К вокальным циклам обращались многие композиторы. Среди них Шуман, Глинка, Шостакович, Мусоргский, Шуберт.
Циклические жанры вокальных произведений
Отличаются более крупными формами. Они состоят из нескольких отдельных самостоятельных частей, раскрывающих общий смысл сочинения. В основе построения музыкальных произведений данной формы лежит принцип контраста, преимущественно темпового. Сюда можно отнести оратории, мессы, сюиты и в некоторой степени оперы.
Кантата
Так называется циклическое сложное произведение лирико - эпического или торжественного содержания.
Оно отличается небольшим размером и может включать в себя сольно - вокальные номера, хоровые части, ансамбли и оркестровые эпизоды. Разделы кантаты, объединенные общей тематикой, самостоятельны. Поэтому их очень часто исполняют в концертных программах как отдельные номера. Отдельные части этого жанра передают различные драматические, созерцательные): С. Прокофьев «Александр Невский».
Оратория
Композиционно-развернутое произведение большого масштаба, в основе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей часто вводится повествователь или чтец. Данное произведение, как правило, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра. В этом жанре работали многие композиторы: И. С. Бах «Страсти по Иоанну», К. Сен-Санс «Самсон и Далила», И. Стравинский «Царь Эдип».
Сюита для хора
Состоящий из самостоятельных по тематике номеров, связанных общей идеей. При этом каждая отдельная пьесы призвана оттенить или осветить различные грани стержневой идеи. Ярким примером такого цикла является сюита «Пять характерных картинок». В ней музыкальные номера, ярко отличающиеся друг от друга, рисуют колоритные картины определенных образов («Крестьянская пирушка», «Русалки», «Приближение весны»).
Опера
Это масштабное драматическое произведение, объединяющее в себе жанры инструментальной и вокальной музыки, а также хореографическое искусство и живопись. Оно написано для исполнения оркестром, хором и солистами. Главенствующая роль здесь отводится отдельным сольным номерам (ариям, ариозо и ариетто), передающим образы и настроение главных действующих лиц.
Литургические жанры вокальной музыки
Занимают немалое место в концертной практике. Причем большой популярностью пользуются как православные песнопения («Всенощная» Рахманинова, «Литургия» Гречанинова и Чайковского), так и католические («Реквием» Верди, Моцарта). Во время религиозных обрядов эти сочинения дополняются ритуальными действиями, молитвами и процессиями. А на концертных подмостках они более напоминают кантату или ораторию, состоящую из отдельных частей-ансамблей, хоров, арий. В конце двадцатого века литургические жанры приобретают светские черты. Яркий пример тому - «Реквием» Кабалевского и Бриттена, а также произведение Щедрина «Запечатленный ангел».
Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.
Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.
Что такое музыкальный жанр?
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Какие бывают жанры музыки: классификация
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:
- инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
- вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
- обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
- массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
- концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
- театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)
Названия жанров
О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).
Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.
Вместо заключения
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
ПЕСНИ рождаются, когда человеку радостно или грустно, когда хочется выразить такие чувства, которым не хватает слов. С незапамятных времен человека на протяжении всей его жизни сопровождали народные песни. Намне известны ни авторы этих песен, ни точное время их сочинения. Народные песни, передаваясь из поколения в поколение, живут и сейчас. Композиторы часто используют их, делая различные обработки – для хора, для солистов, для разных музыкальных инструментов и оркестров. Песни, сочиненные композиторами, называют оригинальными песнями . П е с н я – жанр вокальной музыки (ит. voce - голос). Песни обычно исполняют голосом, хотя ʼʼпропетьʼʼ ее может и музыкальный инструмент. В случае если песня предназначена для исполнения одним человеком, то такие песни называют сольными . У них обычно есть инструментальное сопровождение – аккомпанемент . Объединяяя несколько голосов и голосовых групп, образуются ансамбли и хоры. Учитывая зависимость отсостава голосов бывают хоры разных видов: женские, мужские, смешанные, детские хоры. Вокальные ансамбли различают по количеству исполнителей: терцет, квартет, секстет и т.д. Вершиной в развитии вокальной музыки является жанр о п е р ы. Характер песни определяется ее содержанием и выбранными композитором средствами музыкальной выразительности, ᴛ.ᴇ. элементами музыкального языка.
Колыбельные – это первые песни, которые слышит ребенок.Их ласковые,нежные интонации и спокойный, ʼʼукачивающийʼʼ ритм выражают нежность матери, качающей колыбель.
Гимны - ϶ᴛᴏ торжественные, приподнятые песни, объединяющие людей. Существуют гимны государственные, военные, революционные, в честь какого-нибудь события, праздника или героя. Мелодии гимнов обычно выразительны, но просты, чтобы все могли их запомнить. Автортекста и музыки гимна Латвии Dievs, svētī Latviju! - Карлис Бауманис (Kārlis Baumanis,1835-1905). Dievs, svētī Latviju! является одной из первых оригинальных латышских песен. Ее впервые исполнили на Первом празднике песни(1873), как приветственную песню для участников праздника.
Есть песни, мелодии которых очень выразительны, напевны. В них красота мелодии порою затмевает слово. Для таких песен (часто медленных, лирических) типична кантилена (ит. – ʼʼпениеʼʼ) - певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания. Плавное соединение нскольких фраз создает ощущение бесконечной мелодии. Среди знаменитых произведений с кантиленной мелодией ария Нормы ʼʼ Casta divaʼʼ (ʼʼО, богиняʼʼ) из оперы итальянского композитора Винченцо Беллини ʼʼНормаʼʼ (а р и я - сольный номер певца в опере). Широко известны кантиленные произведения на латинский текст католической молитвы ʼʼAve Mariaʼʼ (лат. ʼʼРадуйся, Марияʼʼ - обращение к деве Марии, матери Иисуса Христа). Один из первых образцов этой молитвы принадлежит итальянскому композитору 16 века Джулио Каччини . Не менее известны ʼʼAve Maria ʼʼ австрийского композитора Франца Шуберта и французского композитора Шарля Гуно (с аккомпанементом прелюдии из ʼʼХорошо темперированного клавираʼʼ И.С. Баха ). Бывает, что кантиленное пение достигает такой выразительности и красоты, что слова отступают на второй план, а то и вовсе исчезают. Недаром говорят, что музыка начинается там, где кончаются слова. Образец такой кантилены – ʼʼВокализʼʼ Сергея Рахманинова . (В о к а л и з - (от лат. voce – голос ) - это упражнение для голоса для развития вокальной (певческой) техники без текста͵ на любую гласную или слоᴦ. Образцами кантилены также считаются многие народные народные песни и лирические романсы.
Романс – камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. В старину романсами называли песни на романском (ᴛ.ᴇ. испанском) языке, которые исполняли под аккомпанемент гитары, лютни или клавесина. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанором. Крупнейшие мастера песни-романса 19 века - Ф. Шуберт, Михаил Глинка и др.
Есть мелодии, которые немного напоминают речь человека – спокойную и уравновешенную либо взволнованную и прерывистую. В таких мелодиях много повторов одинаковых звуков или много скачков – ᴛ.ᴇ. в мелодии выделены речевые интонации. Мелодии такого типа называются речитативными (от ит. слова recitare – читать вслух, рассказывать ) или декламационными (от словадекламация – выразительное чтение, произношение). Большим мастером речитатива был русские композиторы 19 века М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский
Жанры вокальной музыки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Жанры вокальной музыки" 2017, 2018.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Вокальная музыка
вокальный музыка песня романс
Вокальная музыка -- это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры -- музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры -- кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые -- вокальная миниатюра (песня, романс). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.
Жанры вокальной музыки:
· Оперный,
· Ораториальный,
· Камерный,
· Оперетта,
Кантата -- произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема). Опера (c латинского -- труд, изделие) вид синтетического искусства. Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.
Опера соединяет в едином театральном действии: вокальную (соло) ансамбль (хор), инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюм) хореографию (балет). В опере воплощаются все формы вокальной музыки: (ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором).
Опера свое время подразделяется на жанры
· Историко-героическая;
· Историко-романтическая;
· Героико-поэтическая;
· Народно-сказочная;
· Лирическая;
· Драматическая;
· Комедийная;
· Сатирическая.
Оратория -- крупное музыкальное произведение для певцов хора и симфонического оркестра. Камерный жанр- очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы. Барочный стиль- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией. В пении рядом с кантиленой изощренные каденции. Мадригал -- коротенькое стихотворение, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое. Кантата -произведение торжественного или лирико-эпического характера Отличается от оратории меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно- церковное. Романсы -- занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс-исп. Стал интенсивно развиваться в 18 ?19в появляются элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания. Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский. Оперетта-Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет. Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли.
Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.
Жанры вокальной музыки: (основные)
Песня
Романс
Кантата
Оратория
Опера.
ПЕСНЯ--это исток, вершина музыки. Песня - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется - вокализ. Вокализ - от латинского (vocalis) - звучащий, поющий.
РОМАНС--это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс - от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.
КАНТАТА - от итальянского слова (cantare) - петь. Кантата - достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.
ОРАТОРИЯ - от латинского слова (oratoria) - красноречие. Оратория - большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория - музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.
В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.
ОПЕРА - от итальянского слова (opera) - сочинение, труд.Опера - драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.
Ария - (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.
Ариетта - маленькая ария.
Ариозо - как и ария-сольный музыкальный номер в опере.
Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив
(герои разговаривают по оперному - нараспев), хор.
Либреттист - тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе.Либретто - от итальянского слова (libretto) - книжечка. Либретто - пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто - это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.
Композиторы тоже стали сочинять песни и исполнять их в концертах. Так песня становится произведением камерного жанра.
Что такое камерный? Много веков назад существовала музыка, исполняемая на площадях. Это были хоры в помпезных греческих трагедиях, военные марши, зовущие в сражения. Эту музыку отличала массовость. Ее исполняло большое количество музыкантов и слушателей собиралось изрядно. Для нее нужны были большие пространства: площади, огромные залы.
В противоположность массовой музыке площадей и огромных помещений возникает комнатная музыка, когда в небольшом помещении собирались слушатели и один или два исполнителя услаждали их слух. Эта музыка, исполняемая одним или двумя исполнителями или небольшими ансамблями музыкантов, могла звучать только в небольших помещениях (тогда не было радиоусилителей) и имела характер интимного повествования.
Такая музыка стала называться камерной от итальянского слова camera, что значит комната. Наряду с понятием «камерная песня» в конце XVIII и в XIX веке стал широко распространяться «романс».
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Биография композитора. Песня и романс, вокальная музыка. Традиции вокальной и вокально-симфонической музыки. Работы для музыкального театра. Мировая слава Свиридова. Музыка к кинофильмам, опереттам. Всенародная любовь.
доклад , добавлен 27.10.2006
Истоки вокальной музыки. Создание музыки нового уровня. Суть вступления к опере. Смешение европейских учений о музыке с африканскими ритмами. Главные направления джаза. Использование электронных инструментов. Трудности в определении стиля музыки.
реферат , добавлен 08.04.2014
Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Взаимосвязь музыки и возраста. Определение взаимосвязи между характером и музыкой. Основные жанры музыки. Многогранность музыки и ее важность в современной жизни человека.
презентация , добавлен 16.03.2017
Вокальная, инструментальная и вокально-инструментальная музыка. Основные жанры и музыкальные направления вокально-инструментальной музыки. Популярность инструментального типа музыки во время Эпохи Возрождения. Появление первых исполнителей-виртуозов.
презентация , добавлен 29.04.2014
Понятие и история происхождения музыки, этапы ее развития. Жанры и стили музыки. "Лингвистическая" теория происхождения музыки. Становление русской композиторской школы. Отношения музыкантов с государством в советский период. Развитие музыки в России.
реферат , добавлен 21.09.2010
Понятие о классической музыке. Возникновение джаза как соединения нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Основные центры возникновения и развития рок-музыки. Авторская песня или бардовская музыка. Стиль электронной танцевальной музыки.
презентация , добавлен 17.12.2013
Сведения об авторах слов и музыки. Анализ произведения "Ландыш" для трехголосного женского хора с сопровождением. Диапазоны хоровых партий. Форма куплетная со своеобразным припевом, фактура гомофонно-гармоническая, элементы народной китайской музыки.
доклад , добавлен 13.11.2014
Формирование музыки как вида искусства. Исторические стадии становления музыки. История становления музыки в театрализованных представлениях. Понятие "музыкальный жанр". Драматургические функции музыки и основные виды музыкальных характеристик.
реферат , добавлен 23.05.2015
Значение восемнадцатого века как переходного периода в истории русской музыки. Оркестры петровских времен. Состав оркестрантов и преобладание местных духовых инструментов. Появление инструментальной музыки. Народная песня в качестве дворцовой забавы.
реферат , добавлен 14.01.2010
Особенности вокальных форм и их основные типы. Подчинение словесного текста музыкальному, музыки словесному тексту и их равноправие. Сонатная форма как наивысшее достижение музыкального искусства. Тонально-гармоническое строение главной партии, ее формы.