Заполни таблицу явления неживой и живой природы. Какие весенние явления в живой природе? С помощью учебника допиши определения
Большинство людей в детстве играли в «живое - неживое». Детали игры в каждом отдельном случае могут отличаться, но суть заключается в том, что ведущий называет предмет, а игроки должны решить, к какой группе его отнести. Однако все ли так просто в присвоении статуса тому или иному объекту?
Эта статья с наглядными картинками и примерами, а также с заданиями для самоподготовки и самопроверки поможет разобраться с понятиями «объект» и «явление природы», их классификацией и тем, какими они обладают признаками, а также поможет раз и навсегда запомнить отличия слов «живое» и «неживое».
Тема урока: «Объекты живой и неживой природы»
Все, что окружает нас, но сделано не руками человека, то есть то, что создано без его участия, все органические и неорганические составляющие Вселенной называются природой. Наука, в которой ученые собрали основные знания об объектах и явлениях на Земле, называется естествознанием.
Обучающие картинки для детей
Живая природа
Живым является то, что дышит, питается, растет и размножается, как, например, насекомые, растения, грибы, животные и сам человек.
Примеры в картинках
Признаки живой природы
Основными признаками живых объектов являются:
- рождение, развитие и рост;
- размножение;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- смерть.
Таким образом, любой организм после рождения со временем вырастает во взрослую особь (из семечка/ котенка/ птенчика/ младенца в дерево/ кошку/ птицу/ взрослого человека), способную производить потомство.
На протяжении всего жизненного цикла объекты живой природы нуждаются в пище (вода — для растений, растения — для травоядных, мясо — для плотоядных животных) и воздушной среде, необходимой и пригодной для дыхания (для поглощения необходимой газовоздушной смеси из воды рыбы и другие обитатели водных просторов имеют жабры, сухопутные животные и человек пропускают воздух через легкие, а растения имеют специальные клетки для поглощения углекислого газа).
Живые организмы обладают способностью двигаться: так, человек имеет ноги, животные - лапы, рыбы - плавники и хвост, а растения разворачивают листья к солнцу, тем самым двигаясь, подобно ему, с востока на запад в течение дня).
Жизненный цикл заканчивается смертью, когда организм перестает дышать, двигаться, поглощать пищу.
Неживая природа
Такие объекты, как воздух, ветер, облака, вода, снег, горы, песок, опавшие листья, относятся к неживым объектам природы. И хотя бывают объекты, которые способны к движению (водопад, снегопад, листопад) или к росту (горы), они не могут дышать, питаться и размножаться, в отличие от живых объектов.
Примеры в картинках
Признаки неживых объектов природы
В отличие от объектов живой природы, неживые тела не растут, не питаются, не дышат и так далее. Таким образом, они отличаются:
- устойчивостью;
- малой изменчивостью;
- неспособностью и отсутствием необходимости питаться и дышать;
- неспособностью размножаться;
- неспособностью к движению и росту.
Например, гора, появившись однажды на Земле, не исчезнет и не умрет, она может лишь изменить свое состояние (например, разрушиться и постепенно превратиться в пыль под действием осадков или ветров); море также не может умереть, так как вода лишь меняет свое агрегатное состояние (может быть в виде воды, пара или льда в зависимости от условий атмосферы, как-то: температура или давление), так, испарение воды из водоема приводит к образованию облаков и туч, которые проливаются дождем. Так называемый «рост» горы или озера также нельзя отнести к признаку живой природы, так как это происходит не за счет образования новых клеток, а за счет прибавления к уже существующим частям объектов новых.
Связь природных объектов
Без объектов неживой природы было бы невозможным существование живых организмов. Так, наиболее важны почва, вода, воздух и солнце.
- Почва является крайне важной средой, так как защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя их, также в ней происходят значимые физические и химические процессы: умершие животные и растения разлагаются и образуют полезные ископаемые и естественное удобрение для растений.
- Воздух необходим для дыхания живых организмов, а также для образования питательных веществ в других средах.
- Вода также необходима для всего живого на Земле. Без нее жизнь на планете не могла бы появиться и существовать. Для некоторых животных и растений вода является домом, для других — неотъемлемой частью питания.
- Солнце производит необходимые для появления и поддержания жизни тепло и энергию, а также является частью процесса фотосинтеза растений, позволяющего преобразовывать углекислый газ (продукт дыхания животных и человека) в необходимый для жизни и дыхания кислород.
Таким образом, объекты природы тесно связаны. Причем эта зависимость работает в обе стороны Так, гниение умерших существ обогащает почву необходимыми веществами и микроэлементами, наземные и подводные растения меняют состав сред за счет фотосинтеза, а рыбы, обитающие в водоемах, поддерживают физико-химические свойства воды.
Схемы взаимодействия объектов
Взаимодействие живых организмов между собой, с группами других земных существ, а также с их средой обитания изучает наука экология . Приведенные ниже схемы представляют собой модели взаимосвязей живых и неживых объектов на Земле.
Понятие явления природы
Понятие явления природы
Изменения в природе, происходящие самостоятельно, не по воле человека, называются явлениями природы. Большинство их зависит от смены времен года и называются сезонными погодными (природными) явлениями. Так как природа подразделяется на живую и неживую, то и явления подразделяются по тому же принципу.
Примеры явлений живой природы
- Зимние
Казалось бы, зимой природа «спит». Однако большинство животных зимой обзаводится потомством в своих уютных, специально подготовленных домиках. К весне малыши подрастут и будут готовы вступить в новый для них большой мир.
- Весенние
Весной природа «оживает» после зимы. Из своих норок выходят животные, воспитавшие новое поколение. Многие зверьки сбрасывают зимние «шубки» и меняют окрас с по-зимнему белого на летний — серый или коричневый.
Из-под сошедшего снега начинают появляться молодых растений, зеленая трава, на деревьях набухают и распускаются почки. Постепенно голые ветви деревьев «обрастают» ярко-зеленой листвой, а распустившиеся цветы начинают испускать приятные ароматы, тем самым привлекая внимание насекомых. Насекомые опыляют цветки, собирая пропитание для своих больших семей и позволяя завязаться первым плодам.
- Летние
Цветение и опыление, а также созревание плодов, начавшиеся весной, продолжаются в течение всего лета.
- Осенние
Осень - пора урожаев и заготовок. Птицы и животные начинают запасаться созревшими плодами на зиму, устраивают свои домики, чтобы им было тепло и комфортно выводить потомство.
Растения засыхают, листья на деревьях становятся ярких красных и желтых оттенков, а затем опадают.
Примеры явлений неживой природы
- Зимой
Зима всегда ассоциируется с понижением температуры. Это происходит за счет того, что солнечные лучи либо не поступают на землю за счет повышенной облачности, либо отражаются от снега и льда.
Наиболее характерными явлениями для зимы являются снегопад (падение на землю замерзших частичек воды в виде снега), метель (перенос падающего снега на большие расстояния за счет сильного ветра) и ледостав (покрытие поверхностей водоемов коркой льда).
- Весной
Под воздействием солнечной энергии воздух и почва прогреваются, наблюдается повышение температуры. Снег и лед начинают таять, по земле текут ручьи, по рекам плывут отколовшиеся льдины, снегопад сменяется дождями.
Нередкое весеннее природное явление - гроза (разряды электричества в атмосфере).
- Летом
Дождь и грозы встречаются на протяжении всего лета. К летним явлениям также добавляется жара (высокие температуры воздуха).
Самое яркое погодное явление - радуга, возникающая после дождя или ливня в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях и разделении белого цвета на спектр.
- Осенью
Самым примечательным осенним явлением можно назвать листопад (процесс, когда деревья сбрасывают листву в преддверии зимы).
Также осенью распространены затяжные дожди, туманы, снижение температуры и заморозки.
Задания для самопроверки
- Определить, что на картинке является объектами живой, а что — неживой природы. Почему?
- Составить доклад с презентацией на тему «Основные отличия живой и неживой природы. Примеры».
- Подготовить рисунок-схему с объектами живой и неживой природы.
Цель:
— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего, личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи:
Предметные
Научатся различать объекты живой и неживой природы.
Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные виды деятельности обучающихся
Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
Классифицировать объекты природы по существенным признакам;
Различать объекты неживой и живой природы;
Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
неживой и живой природы, сезонных явлений;
приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.
Основные понятия
Явления природы. Термометр.
Задание для самостоятельной работы
1.Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом — явления приро-ды. Составьте пары «объект — явление» (соедините таблички линиями).
2.Практическая работа «Учимся измерять температуру».
Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.
Ход работы (по заданиям учебника).
Назови части термометра
2).Поясни, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра
№1-тёплая вода №2- холодная вода
3).Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.
Температура воздуха
(число, месяц)
б) на улице: (в тени); (на солнце)
Источники информации :
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва
«Просвещение» 2014
Учим ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Природные явления -
1. С помощью учебника допиши определения.
1) Явления природы - это все изменения происходящие в природе .
2) Термометр - это прибор для измерения температуры .
К объектам природы мы отнесем: Солнце, зерно пшеницы, лед, яйцо курицы, тигра.
К явлениям природы (то есть определенным процессам, действиям, которые длятся какое-то время) мы отнесем: снегопад, рычание тигра, прорастание зерна, таяние льда, солнечное затмение, появление цыпленка из яйца и снежинку.
С объектом природы могут происходить различные явления.
Вот как следует составить пары «объект-явление»:
Солнце — солнечное затмение
зерно пшеницы — прорастание зерна
лед — таяние льда
яйцо курицы — появление цыпленка из яйца
тигр — рычание тигра
снежинка — снегопад
3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.
Примеры явлений неживой природы: снегопад, град, дождь, ураган, туман, солнечное затмение, ветер, тайфун, буря, шторм, закат, рассвет, приливы.
Примеры явлений живой природы: рост дерева, прорастание зерна, увядание растений, распускание цветов, рождение щенка, набухание почек, опадание листвы, мяуканье котенка
Картинка Лето.
1) снегопад
2) ледоход
3) снег на берегу
4) клин гусей улетающих на юг
5) желтые листья на дереве.
Еще конечно мухомор обычно не растет на берегу реки — можно за шестую ошибку посчитать.
Картинка Весна.
1) желтые листья на дереве
2) снег на елке и зеленая листва на березе. Либо снег — это ранняя весна, либо зеленая береза — это уже конец мая ближе к началу лета. Одновременно быть не может.
3) птица в целом выкармливает своих птенцов весной, но несколько позже, чем появляются ландыши, это тоже можно условно отнести к ошибке, но я бы не стала.
5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».
Цель работы:
научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Оборудование:
термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.
Ход работы
(по заданиям учебника).
1) Подпишите части термометра.
2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.
В теплой воде столбик жидкости в трубке термометра поднимается вверх.
В холодной воде столбик жидкости в трубке термометра опускается вниз.
3) По результатам измерений заполните таблицу.
Пример заполнения таблицы (вы вписываете температуру, которую сами измерили).
4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.
Если температура вашего тела 37 и выше, то вы заболели.
Если температура вашего тела ниже 37, то вы здоровы. Нормальная температура тела человека 36,6.
Оценка выполненной работы
(достигнута ли цель): да, цель достигнута. Я научился измерять температуру воздуха, воды и тела человека.
Презентация:
сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
6. Выполни упражнения.
1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°
десять градусов мороза - -10°
ноль градусов - 0°
шесть градусов выше нуля - +6°
шесть градусов ниже нуля - -6°
2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла или пять градусов выше нуля
-7° - семь градусов мороза или семь градусов ниже нуля
7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.
Чтобы измерить температуру воздуха на солнце положи термометр в солнечное место (только не клади его на железо или рядом, так как оно сильно нагревается на солнце и у тебя получится неверный результат измерений).
Чтобы измерить температуру воздуха в тени, положи термометр в тень.
2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).
3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.
4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения.
5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».
Цель работы:
научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Оборудование:
термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.
Ход работы
(по заданиям учебника).
1) Подпишите части термометра.
2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.
3) По результатам измерений заполните таблицу.
4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.
Оценка выполненной работы
(достигнута ли цель): да, цель достигнута.
Презентация:
сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
6. Выполни упражнения.
1. Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°
десять градусов мороза - -10°
ноль градусов - 0°
шесть градусов выше нуля - +6°
шесть градусов ниже нуля - -6°
Материал по программе учебника: «Окружающий мир 2 класс»
Что такое явление природы?
Определение: Явлением природы называют любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, вылупился из яйца цыплёнок.
Природа бывает живая и неживая.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.
Сезонные явления природы.
Все изменения в природе связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.
Превращение воды в лед - это сезонное явление в неживой природе.
Наблюдаемые природные явления в неживой природе, происходящие вокруг нас:
· Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
· С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
· Метели и вьюги заметают дороги.
· Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
· На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
· Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
· В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
· Растут на крышах большие сосульки.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.
Зимой деревья стоят без листьев - это явление называется сезонным.
Примеры изменений, происходящих зимой, в живой природе, которые мы наблюдаем:
· Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
· Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.
· Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
· Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
· Зайцы переодеваются – меняют, свою, серую шубку на белую.
· Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
· Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
· На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.
· На праздник приходят, к нам, Снегурочка и Дед Мороз.
· Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы - синицы и снегири.
· Птицы и животные, зимой, голодают. Люди их подкармливают.
Явления природы, весной, в неживой природе.
Примеры: растаял снег и лед, солнце светит ярче, воздух стал теплее.
Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.
Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать на прогулке весной:
- Весной солнце светит ярче и в небе поднимается выше.
- Температура воздуха стала теплее. Вместо снега выпадает дождь.
- Тает снег, бегут ручьи, с рек и озер сходит лед.
- Таят ледяные горки, капают сосульки с крыш.
- На дорогах появляются лужи и весенняя грязь.
Какие весенние явления в живой природе?
Пример: растут листочки на деревьях, прилетели с юга скворцы, зацвели цветы, выросла трава.
Сезонное явление весной – зацвела черемуха.
Примеры весенних явлений в живой природе, которые мы можем наблюдать в родном крае:
- Просыпается живая природа, просыпаются медведи и ежи.
- Появляются первые насекомые и цветы – верба, подснежники и одуванчики.
- На деревьях набухают почки и появляются листочки.
- Весь окружающий живой мир весной переодевается.
- Растительный мир одевает зеленый и цветущий наряд.
- Животные, начинают линять - меняют свои зимние шубы на летние.
- Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
- Дачники перекапывают землю, выполняют весенние работы.
- Люди начинают сеять овощи и сажать деревья.
- В городах население занимается уборкой улиц, проводит субботники.
- Школьники делают кораблики и скворечники.
- С юга прилетают перелетные птицы.
Удивительное явление живой природы.
Зимние явления в природе, например жизнь животных, можно наблюдать по следам на снегу. Наверное, вы слышали про следы снежного человека. Его, еще называют - йети.
Про это, удивительное явление живой природы , можно прочитать в книге авторов Лариной О. В. и Мошенской Г. Н. Эта книга написана для семейного чтения. Она будет, очень, интересна и детям, и взрослым. В ней рассказывается о самых интересных явлениях природы. Издание будет полезно в написании реферата, подготовки доклада или презентации по теме окружающего мира. Электронную версию книги «Удивительные явления природы», можно приобрести на сайте «ЛитРес» . Стоимость 100 руб.
Многие задаются вопросом, почему же, до сих пор, не пойман, если он на самом деле существует. Были разные гипотезы, что он живет в мире, параллельном с нами и попадается на глаза - случайно или, что он - внеземного происхождения. Но, эти предположения мало убедительны. Йети соответствует облику земных существ - коренастое тело, покрытое шерстью, как у больших обезьян и первобытных людей. Многие рассказывают, что он появляется внезапно, без всякого шороха и шума веток и, также, внезапно исчезает.
Есть гипотеза ученых и исследователей, что йети владеет внушением. Поэтому, его трудно увидеть и тем более поймать. Он не исчезает, как кажется людям, а делается невидимым, при помощи своего внушения. Ученые уверены, что наши далекие предки, тоже, владели такими приемами. Но, в процессе эволюции развилась речь, и люди, постепенно, теряли возможность передавать мысли на расстоянии и воздействовать на сознание другого человека. А, снежный человек не научился разговаривать, поэтому у него сохранилась, эта возможность, воздействовать на сознание людей, как бы внушать, что его нет. И, все это, делает его, еще более загадочным...