Западный и западноевропейский союз право институты. Что значит "западноевропейский союз"
(штаб-квартира в Лондоне), который на год старше Североатлантического и был первым послевоенным объединением ряда европейских государств (в 1948 г. Брюссельским пактом был образован Западный союз в составе Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга; с 1955 г. после вступления в него ФРГ и Италии он стал именоваться Западноевропейским).
Основная его задача состоит в том, чтобы добиваться проведения странами-участницами единой политики в отношении всех мероприятий НАТО, наиболее полно учитывая при этом интересы Западной Европы. В этих целях перед заседаниями высших органов НАТО страны - участницы Западноевропейского союза предварительно обсуждают те же вопросы, которые предстоит рассмотреть руководством натовского блока, и принимают необходимые рекомендации.
Самостоятельного значения Западноевропейский союз практически не имеет, он не располагает специально выделенными вооруженными силами и военными командованиями (все функции в этой области переданы НАТО); союз фактически является придатком НАТО. Однако этой военно-политической организации, объединяющей семь европейских государств, придана солидная официальная роль и структура.
Во главе ее стоит совет из министров иностранных дел , собирающийся в Лондоне четыре раза в год, а руководство союзом между заседаниями осуществляет постоянный совет , куда входят представители от стран в ранге послов.
Окончательные решения по предложениям совета принимает ассамблея Западноевропейского союза , состоящая из 89 делегатов-парламентариев стран-участниц: по 18 человек - от Великобритании, ФРГ, Франции и Италии, по семь - от Бельгии, Нидерландов, три - от Люксембурга; созывается в Париже два - три раза в год.
Исполнительными органами являются генеральный секретариат, постоянный комитет по вооружению и агентство по контролю над вооружением. Последние координируют мероприятия по стандартизации оружия и военной техники.
В целом деятельность руководящих органов союза сводится к обсуждению вопросов, касающихся наращивания военной мощи государств, увеличения их военных расходов и вклада в Североатлантический блок, рассмотрения проектов программ стандартизации вооружения; они отвечают за то, чтобы страны, входящие в союз, занимались производством определенных видов оружия и чтобы запас вооружений находился на установленном уровне.
На деятельности Западноевропейского союза сказывается острая конкурентная борьба между ведущими государствами Западной Европы за утверждение своей роли в этом регионе. Франция, как крупнейшая страна в этом объединении, стремится к военно-политической интеграции Западной Европы на базе этого союза, тогда как ФРГ отдает предпочтение Еврогруппе , поскольку она не связывает ее никакими военными ограничениями (Западноевропейский союз формально контролирует соблюдение парижских соглашений, установивших ограничения для вооружения Западной Германии). В силу этих и других причин, в основном военно-политического порядка, союз оказался не в состоянии надежно координировать военную политику западноевропейских стран, осуществлять программы стандартизации оружия и боевой техники, что привело к созданию по инициативе Великобритании
Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-политическая организация Европейского Союза (ЕС).
ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Западный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Испания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасности и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантического договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропейского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европейскую структуру НАТО.
В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Европейском Союзе были приняты принципиально важные решения относительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразование ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.
В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к оперативному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.
На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлечения к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Дании, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).
В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и министров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секретариат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюсселе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ассамблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регулярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского корпуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.
НАТО активно поддерживает процесс создания европейской составляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляемую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем создавать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.
ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самостоятельно, так и совместно с НАТО и другими международными организациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриатическом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюциями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи боснийской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный консультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по решению Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание помощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассоциированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.
Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и обороны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.
2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?
3. Проанализируйте основные положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?
5. Практика проведения миротворческих операций в рамках СНГ.
6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.
7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.
8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западноевропейского союза.
Литература
Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспекты деятельности СНГ. - М., 2001.
НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.
Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.
Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.
объединение ряда государств Западной Европы. Учрежден согласно Парижским соглашениям (подписаны в 1954 г., ратифицированы в 1955 г.), которые внесли изменения в Брюссельский договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией (1948 г). Эти изменения открыли возможность присоединения к Брюссельскому пакту Германии и Италии. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом; укрепление и обеспечение демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.
В ЗЕС входят 10 государств-членов: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия. Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Ассоциированные члены ЗЕС - Исландия, Норвегия, Турция. Кроме того, 9 стран имеют статус ассоциированных партнеров ЗЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония. Структуру ЗЕС составляют: 1. Совет Западноевропейского Союза; 2. Постоянный совет. Рабочая группа Совета; 3. Начальники штабов; 4. Штаб по планированию; 5. Рабочие группы: специальная рабочая группа, группа представителей министерств обороны; 6. Ассамблея ЗЕС; 7. Секретариат. Совет ЗЕС на уровне министров, состоящий из министров иностранных дел и обороны государств-членов, собирается дважды в год в столице государства, председательствующего в настоящее время в ЗЕС. Председательствующий с 1 июля 1994 г. меняется каждые полгода. Это решение принято Советом ЗЕС в 1993 г. для приспособления сроков смены председательствующего к аналогичным срокам в Европейском Союзе. Совет как высший орган ЗЕС несет политическую и военную ответственность за деятельность организации. Совет может быть созван в любое время по желанию государства-члена для обсуждения положения, могущего представлять угрозу для мира или экономической стабильности. Постоянный Совет, состоящий из послов государств-членов, обычно встречается раз в неделю в штаб-квартире ЗЕС для обеспечения его бесперебойного руководства. Председательствует на заседаниях генеральный секретарь. Рабочая группа Совета готовит еженедельные заседания Постоянного Совета. Главы генеральных штабов государств-членов встречаются дважды в год накануне регулярных заседаний Совета ЗЕС (возможны чрезвычайные встречи). Национальным делегациям могут быть приданы военные советники, задачей которых являются подготовка заключений для Совета, информирование штаба по планированию о мнениях начальников генеральных штабов, а т.ж. контроль за профессиональным качеством работы Штаба по планированию. Штаб по планированию, подчиненный Совету, отвечает за: подготовку планов возможного использования вооруженных сил под эгидой ЗЕС; разработку рекомендаций для систем управления, включая постоянно действующие служебные инструкции для оперативных штабов, создаваемых в случае необходимости; ведение списков частей и соединений, которые могут быть выделены в распоряжение ЗЕС для проведения определенных операций. В помощь Совету созданы рабочие группы: 1. Специальная рабочая группа из представителей министерств иностранных дел (политические вопросы европейской безопасности); 2. Группа представителей министерств обороны (военные вопросы европейской безопасности); 3. Рабочие комитеты по вопросам космического права, верификации, Договора об "открытом небе", Средиземноморья и др. Ассамблея ЗЕС состоит из 108 депутатов (с заместителями) государств-членов Брюссельского пакта в Парламентской ассамблее Совета Европы. Она собирается дважды в год и обсуждает все вопросы деятельности ЗЕС.
Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне, известный также под названием Брюссельский пакт является учредительным документом Западноевропейского союза (ЗЕС) – организации оборонного сотрудничества 10 европейских государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции.
Проблема обеспечения безопасности, стоявшая перед государствами Западной Европы после Второй мировой войны, непосредственно перед подписанием Брюссельского пакта имела два аспекта. Во-первых, это укрощение военной мощи Германии, недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны немецкого государства. После начала «холодной войны» (1946–1947) на первый план выходит другой ее аспект – «советская военная угроза», опасения агрессии со стороны СССР и его союзников из числа стран Восточной Европы. Обе «угрозы» рассматривались как реальная опасность независимости западноевропейских стран, для отражения которой ни одно государство не располагало достаточными экономическим и военными ресурсами (в том числе ядерным оружием). Отсюда потребность в совместных действиях.
Брюссельский пакт был заключен 17 марта 1948 г. пятью западноевропейскими странами – Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией. Несмотря на то, что три первые статьи Договора посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (прежде всего СССР) стала сущностью этого документа. Согласно Пакту 1948 г. страны-участницы обязались, что, если одна или несколько из них становится объектом вооруженного нападения или агрессии, остальные «предоставят военную поддержку атакованной Стороне и другую помощь, а также окажут содействие ее усилиям ».
1.4. Резолюция сената сша №239 («резолюция Ванденберга»)
Благодаря сотрудничеству между заместителем госсекретаря Робертом Ловеттом и председателем Комиссии по внешней политике американского Сената республиканцем Артуром Ванденбергом, приверженцем интернационалистской миссии Соединенных Штатов и поддержки этой миссии со стороны «двухпартийной» коалиции, была обсуждена и затем одобрена 11 июня 1948 г. той же Комиссией по внешней политике резолюция, которая позднее стала известна, по имени предложившего ее сенатора, как «резолюция Ванденберга». В документе провозглашались некоторые основные принципы американской внешней политики и, в частности, в качестве цели для президента намечалось «присоединение Соединенных Штатов, посредством конституционной процедуры, к тем региональным и коллективным соглашениям, которые базировались бы на постоянном и действенном стремлении к самозащите и к взаимопомощи и затрагивали бы интересы национальной безопасности Соединенных Штатов».
Резолюция представляла собой исторический поворот в американской внешней политике, поскольку порывала с традицией, восходившей к завету Джорджа Вашингтона, в соответствии с которой Соединенные Штаты не должны участвовать в «связывающих союзах» за пределами Западного полушария. Генри Киссинджер в своей книге «Дипломатия», напоминает, что именно документ госдепартамента, предназначенный для иллюстрации «различий между Североатлантическим договором и традиционными военными союзами», развязал дискуссию с использованием исторического анализа семи договоров, заключенных между 1815 г. («Священный союз») и 1939 г. (советсконацистский пакт). В дей ствительности документ разъяснял, что Атлантический пакт, отнюдь не являясь союзом, базирующимся на интересах, был соглашением, основанным на «принципах»; он был результатом не баланса сил (balance of powers), а баланса принципов (balance of principles).
Резолюция Ванденберга заложила институциональные предпосылки для того, чтобы Трумэн смог санкционировать начало в Вашингтоне предварительных переговоров (Exploratory Talks on Security , как их тогда называли), открывшихся 6 июля 1948 г. и завершившихся в марте 1949 г., когда все проблемы, относящиеся к заключению Североатлантического договора или Атлантического пакта, были решены после нескольких перерывов, связанных с американскими президентскими выборами и с моментом нестабильности, вызванным заменой Маршалла на посту государственного секретаря Ачесоном, но также и с ходом самих переговоров по критическим моментам.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ряда государств Западной Европы. Учрежден согласно Парижским соглашениям (подписаны в 1954 г., ратифицированы в 1955 г.), которые внесли изменения в Брюссельский об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией (1948 г). Эти изменения открыли возможность присоединения к Брюссельскому пакту Германии и Италии. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с и Европейским Союзом; укрепление и демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.
В ЗЕС входят 10 государств-членов: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия. Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Ассоциированные члены ЗЕС - Исландия, Норвегия, Турция. Кроме того, 9 стран имеют ассоциированных партнеров ЗЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония. Структуру ЗЕС составляют: 1. Совет Западноевропейского Союза; 2. Постоянный совет. Рабочая группа Совета; 3. Начальники штабов; 4. Штаб по планированию; 5. Рабочие группы: специальная рабочая группа, группа представителей министерств обороны; 6. Ассамблея ЗЕС; 7. Секретариат. Совет ЗЕС на уровне министров, состоящий из министров иностранных дел и обороны государств-членов, собирается дважды в год в столице государства, председательствующего в настоящее время в ЗЕС.
Председательствующий с 1 июля 1994 г. меняется каждые полгода. Это принято Советом ЗЕС в 1993 г. для приспособления сроков смены председательствующего к аналогичным срокам в Европейском Союзе. Совет как высший орган ЗЕС несет политическую и военную за деятельность организации. Совет может быть созван в любое время по желанию государства-члена для обсуждения положения, могущего представлять угрозу для мира или экономической стабильности. Постоянный Совет, состоящий из послов государств-членов, обычно встречается раз в неделю в штаб-квартире ЗЕС для обеспечения его бесперебойного руководства. Председательствует на заседаниях генеральный секретарь. Рабочая группа Совета готовит еженедельные заседания Постоянного Совета. Главы генеральных штабов государств-членов встречаются дважды в год накануне регулярных заседаний Совета ЗЕС (возможны чрезвычайные встречи). Национальным делегациям могут быть приданы военные советники, задачей которых являются подготовка заключений для Совета, информирование штаба по планированию о мнениях начальников генеральных штабов, а т.ж. за профессиональным качеством Штаба по планированию. Штаб по планированию, подчиненный Совету, отвечает за: подготовку планов возможного использования вооруженных сил под эгидой ЗЕС; разработку рекомендаций для систем управления, включая постоянно действующие служебные инструкции для оперативных штабов, создаваемых в случае необходимости; ведение списков частей и соединений, которые могут быть выделены в ЗЕС для проведения определенных операций. В помощь Совету созданы группы: 1. Специальная рабочая группа из представителей министерств иностранных дел (политические вопросы европейской безопасности); 2. Группа представителей министерств обороны (военные вопросы европейской безопасности); 3. Рабочие комитеты по вопросам космического права, верификации, Договора об "открытом небе", Средиземноморья и др. Ассамблея ЗЕС состоит из 108 депутатов (с заместителями) государств-членов Брюссельского пакта в Парламентской ассамблее Совета Европы. Она собирается дважды в год и обсуждает все вопросы деятельности ЗЕС.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ" в других словарях:
- (ЗЕС) (Western European Union (WEU)), насчитывает в настоящее время 9 членов (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания и Великобритания). Может рассматриваться как хранитель специфически европейской… … Политология. Словарь.
- (ЗЕС) региональная международная организация, учрежденная в соответствии с Парижским соглашением 1954 г. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности … Юридический словарь
Военно политическая организация в составе Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Испании, Португалии. Создан в мае 1955 путем преобразования и расширения Западного Союза (образован в 1948) в соответствии с… … Большой Энциклопедический словарь
Сюда перенаправляется запрос «Брюссельский пакт». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Военно политическая организация в составе Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Испании, Португалии. Создан в мае 1955 путём преобразования и расширения Западного Союза (образован в 1948) в соответствии с… … Энциклопедический словарь
Военно политическая организация в составе Бельгии, Великобритании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции, ФРГ. Создан в мае 1955 в результате включения Италии и ФРГ в Западный союз, учрежденный по Брюссельскому договору в 1948, и… … Большая советская энциклопедия - (Western European Union), западноевроп. оборонительная орг ция, в состав к рой входили Бельгия, Франция, Зап. Германия, Великобритания, Италия, Люксембург и Нидерланды. ЗЕС был создан в 1954 г. после отказа Франции ратифици ровать договор о… … Всемирная история
Западноевропейский Союз (ЗЕС) - (Western European Union, WEU), региональный европ. союз безопасности. ЗЕС был создан в 1955 г. путем преобразования Организации Брюссельского договора (Западного Союза), основанной в 1948 г.; его секретариат находится в Париже. В течение мн. лет… … Народы и культуры