Занятия по риторики в доу. Рабочая программа по курсу "риторика общения" для дошкольников
Цели:
- вызывать у детей интерес к слову, научить замечать непонятные слова;
- пробуждать стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением;
- развивать коммуникативные способности детей;
- продолжать развивать воображение и умение передать свой замысел с помощью слов;
- воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Давайте настроимся на занятие. Сейчас я буду перечислять мысли и настроения, если вы эту мысль готовы взять с собой на занятие то хлопайте в ладоши, если нет – топаете ногами. Приготовились!
- Я справлюсь!
- У меня все получится!
- Я не могу.
- Я молодец!
- Мне грустно!
- Все будет хорошо!
Молодцы! Только хорошие мысли, и отличное настроение будут с нами на занятии. Проходите на стульчики.
2. Дидактическая игра «Пирамида любви»
Дети сидят по кругу на стульчиках. Логопед говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите». (Рассказы детей.)
Логопед. А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.
(Дети выстраивают пирамиду.)
Логопед.
Вы чувствуете тепло рук?
Вам приятно это состояние?
Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.
Высокая, потому что мы любим и сами любимы.
3. Речевая разминка
- Рассказывание скороговорки «Вымыли мышки миску для мишки» с постепенным убыстрением темпа, по частям, в форме диалога (повествование - восклицание).
- Игра на дыхание «Большое доброе животное»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, имитируют дыхание большого животного: вдох - шаг в круг, выдох - шаг из круга. Потом на один вдох делается два шага в круг, на один выдох - два шага из круга.
- Упражнение на отработку фонационного дыхания «Проколотый мяч».
- Игра «Эхо». Педагог произносит слова, а дети повторяют их, как эхо в лесу.
4. Беседа-диалог «Знакомые незнакомцы»
Логопед: Дети, вы, конечно, знаете сказку «Колобок». Давайте вместе еще раз прочитаем начало сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, т. е. непонятно, что они обозначают.
(Логопед читает или рассказывает начало сказки «Колобок».)
Логопед: Что обозначают слова: «сусек, короб, амбар, крылышко, горсть?
Сусек - ящик для ссыпки зерна.
Короб - ящик для хранения зерна, муки.
Амбар - помещение для хранения зерна, муки, т. е. хлеба и других продуктов.
Крылышко - засушенные гусиные перышки.
Горсть - рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть.
5. Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимите плечики, Дети поднимают плечи.
Прыгайте, кузнечики! Прыгают на месте.
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп! Сели! Останавливаются. Садятся.
Травушку покушали. Наклоняются вниз.
Тишину послушали. Встают.
Выше, выше, высоко, Прыгают.
(Упражнение повто-
Прыгать очень нам легко. ряется 2 раза.)
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Логопед: Дети, вот какая смешная история произошла с одним маленьким мальчиком.
6. Чтение стихотворения О. Дриза
Прислала мне тетя Печенья,
И горячий привет.
Вот варежки,
И конфеты с печеньем...
Где же привет,
Я смотрю с нетерпеньем,
И с чем он?
С грибами?
С капустой?
С вареньем?
Наверное, мама
Привет этот прячет,
Чтобы остыл, -
Видно, очень горячий.
Ребята, почему мальчик не мог найти привет? Можно ли нарисовать привет? (ответы детей)
7. Дидактическая игра «Отгадай слово по его толкованию»
Ребята, я буду говорить о различных предметах, а вы догадайтесь о чем речь:
- Здание, в котором учатся дети… (школа)
- Предмет, которым ребята пишут в тетрадях… (ручка)
- Участок земли, где растут овощи… (огород)
- Небольшое укрытие, построенное из веток… (шалаш)
- Замерзшая и затвердевшая вода… (лед)
- Книга, по которой учатся дети читать в школе… (букварь)
Молодцы! У каждого предмета есть свое название
Давайте поиграем в игру «Волшебник» (выбирается ведущий). Волшебник всех «заколдовывает» так, что остальные дети начинают выполнять только его команды.
9. Итог.
Ребята, о чем мы беседовали? Что вам понравилось?
Наталья Сапожникова
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»
Открытое занятие по риторике
Тема : «Ты- слушатель»
Цели :
Учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то , что нам говорят);
Способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;
Содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;
Оборудование : магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты - словечко, я – словечко» (З. И. Курцева, ребус, кукла Буратино, книга , ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.
Ход занятия
Начинаем наше занятие с речевой разминки :
1. Речевая разминка.
Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку :
Ши – ши - ши!
Ты напрасно не спеши!
Ри – ри –ри!
Лучше четко говори.
Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.
Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? (нужно быть внимательным и внимательно слушать.)
2. Узнаем новое.
Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов : слышать и слушать.
Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.
Что мы можем слышать?
А что значит внимательно слушать?
Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все , что нам говорят.
Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете) .
Значит вы – слушатели.
А когда вы говорите, то вы - кто? (говорящие) .
Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.
Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем
а) Работа по тетради.
Открываем свои рабочие тетради на с. 46
Занятие называется «Ты – слушатель» (читает ребенок)
Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.
Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу ? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)
Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.
Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)
Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)
Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?
А можно ли перебивать говорящего человека?
Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор .
Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.
Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)
б) Разгадывание ребуса.
Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.
Как кричит ворона? (Кар) Записываем на доске : «кар» .
Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк) . Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? (Две последние) . Что осталось? (Та) . Соединим два слога. Что получилось? (кар-та) .
Что же у капитана за спиной? (Карта) . Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).
в) Разгадывание поговорки.
Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. (Поговорка звучит так : в одно ухо влетело, в другое – вылетело) .
- О ком так говорят : в одно ухо влетело, в другое – вылетело? (Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)
Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?
г) Физкультминутка.
Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.
Есть забавная игра.
Слушать нужно детвора!
Буду цифры называть-
Вам команды выполнять.
Можешь двигаться, как хочешь,
Но услышав цифру «три» -
На минутку ты замри.
Если слышишь ты «четыре» ,
Ноги ставить нужно шире.
Как скажу я цифру «пять» ,
Нужно двигаться опять.
Назову я цифру «шесть» -
Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)
д) Работа по тетради.
-Ребята, отгадайте загадку :
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?. (Буратино)
Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.
Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» )
Ребята, сейчас вы будете работать в парах :
Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком - нет? Как вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)
Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?
- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, - сказала Тортила, - не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик.
Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».
Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.
Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба) . Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.
е) Дыхательная гимнастика (Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя : Бу-ра-ти-но)
Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то , что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).
А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино - внимательный слушатель.
И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара :
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла :
Картошку,
Морковку,
Петрушку и свеклу. Ох!
«РИТОРИКА»
«Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
Воронова
Елена Сергеевна
Педагог
дополнительного
образования
Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном возрасте, если педагоги продумывают и четко выстраивают образовательную ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Именно в возрасте 6-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и со взрослыми остается одной из главных проблем некоторых дошкольников. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно.
А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.
Поэтому, в курсе «Риторики», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.
Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что:
- Речь детей становится более четкой и выразительной;
- Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
- Формируется речевое внимание;
- Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- Нормализуется речевое дыхание;
- Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;
- Формируется умение видеть конечную цель высказывания;
- Воспитывается культура общения (речевой этикет);
- Повышается речевая активность детей.
Основные направления курса «Риторика»:
1. Речевое (техническое) направление:
- Дикция;
- Темп, ритм речи;
- Голос;
- Выразительность, эмоциональность высказывания;
- Речевое внимание.
2. Развитие коммуникативных умений:
- Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;
- Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;
- Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;
- Развитие произвольности и саморегуляции;
- Воспитание межличностных отношений у дошкольников;
- Согласованности действий, взаимопомощи;
3. Культурно – эстетическое направление (культура общения):
- Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;
- Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;
- Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.
Каждое занятие реализуется через несколько этапов:
1 этап. Активизация пассивного и активного словаря ребенка (знакомство ребенка с заранее известной темой в семье, знакомство с опытом другого человека, получение дополнительной информации по заданной теме, обсуждение проблемы в кругу семьи. К каждому занятию родители обсуждают с детьми заранее известную тему. Это позволяет ребенку на занятии быть не просто пассивным слушателем, а активно участвовать в разговоре, речевой ситуации. Готовность к занятию мотивирует ребенку к высказыванию.
2 этап. Создание благоприятной речевой среды. Организация возможности для высказывания заранее накопленного речевого материала, выстраивание ситуации, провоцирующей ребенка на речевую активность. На занятии ребенок имеет возможность высказаться, получить опыт общения и образцы речи других детей.
3 этап. Налаживание коммуникации в предложенной ситуации. Речевые и психологические задания и игры на развитие коммуникативных способностей детей. Педагог создаете игровые ситуации, дидактические игры, которые способствуют общению детей, способствует налаживанию контакта и разрешению конфликтных ситуаций.
Закрепление речевого материала. Закрепление речевого материала осуществляется как педагогом в группе, так и родителями дома. Обсуждение детьми проблемной ситуации, созданной на занятии, на новом уровне с учетом появившегося или поменявшегося мнения ребенка. Разрешения конфликтных ситуаций возникших на занятии. При необходимости консультация с психологом.
Курс «Риторика» рассчитан на сотворчество взрослого (педагога, родителя) и ребенка, для того чтобы ребенок более комфортно и уверено ощущал себя в среде как сверстников так и взрослых.
Риторика - это не просто умное слово, это то, что нас окружает в повседневной жизни: на работе, в школе, в компании друзей.… Если говорить научным языком, риторика - это наука об искусстве публичного выступления. Проще говоря, риторика учит с помощью речи воздействовать на других людей.
Выйти на публику и произнести даже самую простую речь порой становится невыполнимой задачей. Еще сложнее произнести ее так, чтобы аудитория услышала слова, восприняла их и запомнила.
Риторика помогает выступающему понять, что нужно говорить аудитории, как подать информацию: какие использовать жесты, куда нужно смотреть, где делать паузы и так далее.
Как это ни парадоксально, большинство людей совершенно не умеют выступать перед аудиторией: боятся, стесняются, начинают заикаться, путаться в словах.… А все потому, что основы риторики не были заложены в детском возрасте.
Современные образовательные программы обязательно включают в себя занятия по риторике в дошкольных учреждениях. Малыши в этом возрасте, как губка, впитывают в себя новые знания и навыки, поэтому процесс обучения для них становится веселым и интересным. Тем более уроки проходят в познавательной игровой форме, чтобы детям этот процесс доставлял только удовольствие.
В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.
Посещая курсы по риторике, дошколята учатся не только овладевать речью как инструментом взаимодействия, но и развивают свои личностные качества, учатся преодолевать комплексы (застенчивость, робость, неуверенность в себе).
Все возможности в «Возможности»
К сожалению, далеко не все детские сады уделяют внимание такому важному аспекту, как занятия по риторике. Чтобы ребенок рос воспитанным, уверенным в себе, коммуникабельным в детском саду «Возможность» проходит обучение риторике и этикету. Все занятия разработаны с учетом психологических и эмоциональных особенностей каждой возрастной подгруппы.
Уроки построены по средствам интерактивной игры. В процессе малыши учатся общаться, попадая в разные коммуникативные ситуации. Увлекаясь игрой, дошколята познают основы этикета, учатся общаться между собой и с окружающим миром.
С помощью таких занятий ребенок становится более раскрепощенным, открытым и уверенным. Они позволяют малышу раскрыть свои таланты и способности.
Каждый родитель желает видеть своего малыша на высоких должностях, лидером в своем деле, амбициозным начальником, и помочь ему в этом смогут занятия риторикой на самых ранних этапах. Не уделив этому должного внимания, ребенок может упустить много возможностей в будущем!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рабочая программа
курса «Риторика общения»
в группе кратковременного пребывания
«Будущий первоклассник»
Составила: педагог-психолог
Плотникова Т.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
4 Конституция РФ
5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.
6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)
7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3
8 Устав МБОУ гимназии №3
9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»
Общая характеристика предмета.
Предлагаемая программа является первой попыткой организовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет общению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало внимания развитию речи, однако специально разработанной системы по обучению общению нет.
Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.
Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По утверждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.
Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как поприветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слушателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.
Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.
Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Основные цели программы:
во-первых, развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;
в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;
в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.
Задачи программы:
учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;
способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
совершенствовать невербальные средства общения;
подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».
В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:
нравственный аспект речевого поведения;
речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)
культура слушания;
невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Принципы программы
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая.
Виды и формы контроля
Вводный, текущий, итоговый,
Фронтальный,комбинированный, устный
Наблюдение, самостоятельная работа.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Всего 36 часов; в неделю 1 час.
Предметное содержание
В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:
I . Общение.
Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.
П. Речевой этикет.
Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.
III . Техника речи.
Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.
Результаты освоения программы
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
Достижения ребенка
Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения :
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Для реализации программного содержания используются следующие издания:
1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).
Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»
на 2014-2015 уч. год.
занятия | Тема занятия | Кол-во уроков | Дата | Приме чание |
||
Знакомьтесь! | ||||||
Что такое общение | ||||||
Что такое общение | ||||||
Для чего люди общаются | ||||||
Для чего люди общаются | ||||||
Общение бывает разным | ||||||
Устное общение | ||||||
«Говорит она беззвучно...» | ||||||
Письменное общение | ||||||
Зачем быть вежливым? | ||||||
Здравствуйте! | ||||||
До свидания | ||||||
Кто? Кому? Зачем? Как? | ||||||
Тихо или громко? | ||||||
Поспешишь - людей насмешишь | ||||||
Не сломай язык | ||||||
Каким тоном? | ||||||
Благодарность | ||||||
«От улыбки стало всем светлей...» | ||||||
Можно ли общаться без слов? | ||||||
Отгадай, что я сказал! | ||||||
Как обратиться к собеседнику? | ||||||
Как обратиться с просьбой? | ||||||
В магазине | ||||||
Не забудь извиниться! | ||||||
Алло! Алло! | ||||||
Ты - слушатель | ||||||
Какой ты слушатель? | ||||||
Правила общения | ||||||
Правила общения | ||||||
«День рожденья только раз в году» | ||||||
Ты - зритель | ||||||
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь | ||||||
Человек без друзей, что дерево без корней | ||||||
Играем и вспоминаем |