Занятия по природе в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знатоки природы
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,
Ни зуба, чтобы защищаться от недругов.
Ее сокровища вверены нашей совести,
Справедливости, уму и благородству»
Л. Леонов
Цель :
Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям;
Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
Совершенствовать умения детей выразительно читать стихи;
Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
Развивать творческие способности
Оборудование к занятию : картинки с изображением живой и неживой природы, запись фонограмм «Голоса птиц» , «Журчанье воды» , загадки, стихи, краски, цветные карандаши, лист ватмана с цветным фоном.
Предварительная работа : просмотр презентаций о природе, видеофильма «Охраняйте природу!»
Ход занятия:
Эмоциональный настрой на занятие:
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки, посмотреть на рядом стоящего ребенка и улыбнуться.
Воспитатель: ребята, давайте внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим?
Ребята: деревья, траву, дома, солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Бежит по ладошке быстро и ловко
В точечках черных. (божья коровка) .
Он живет на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног. (Паук)
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
Ответ: Гриб
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы
Птичка с юга прилетела,
У окна на ветку села,
Чтобы с нами рядом жить,
Что ей надо срочно свить? (Гнездо)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки)
Кто осенью холодной
После того, как дети закончат работу, проверить правильность ответов и вырезать рисунки. Затем под руководством воспитателя дети приклеивают свои вырезанные рисунки на лист ватмана с цветным фоном. Фоновою окраску сделать голубого цвета, как цвет неба, и зеленого- под цвет травы.
Чтение стихотворения.
Живой букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же, в их труде
Все по справедливости;
Отражение в воде
Учить нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте,
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Владимир Орлов
Помните! Природа – наш друг, и наша жизнь зависит от ее сознания. Мы должны беречь и охранять природу.
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«БЕРЕГИТЕ, ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ!» (КМО)
Программное содержание:
1.Воспитывать у детей бережное и гуманное отношение к природе, подвести к пониманию того, что люди должны экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу .
2.Развивать экологическую грамотность, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
3.Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Продолжать учить различать объекты живой и неживой природы. Создать условия для обобщения представлений детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, растения, животных, воду, воздух).
Материал: глобус, 6 цветных бабочек, 6 конвертов, эмблемы защитников природы по количеству детей, игра «Сложи узор», игра «Сложи слово», вьетнамская игра, картинки-схемы воды, земли, растений, животных.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас у всех есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал 22 апреля . Это день рождения и защиты наших лесов, рек, озер, животных, птиц, насекомых – это день защиты нашей природы.
Ребята, давайте поговорим о нашей планете. Как называется наша планета? (Земля). Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много - много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
А почему нашу планету называют голубой планетой? (Потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода). Земля - это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни. (Рассматривают глобус).
Сейчас наша планета в опасности. Люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От них загрязняется воздух – его загрязняет дым из труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа.
Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Надо научиться любить природу, понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Экология – это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т. е на планете Земля.
Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. А вы, дети, хотите сохранить красоту нашей планеты и стать юными защитниками природы, юными экологами? (Да.)
Воспитатель: Конечно, вы еще малы и не все можете. Но есть то, что вам под силу. Вспомните правила поведения в природе, которые необходимо соблюдать.
Дети (перечисляют): не разорять птичьи гнезда, муравейники, не подходить к ним очень близко, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не кричать, не разжигать костры в сухую погоду, не оставлять их без присмотра, не оставлять мусор, не рвать цветы, а сажать их. Можно сделать кормушки для животных и птиц, а ловушки и рогатки – нельзя и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Но этого мало, чтобы стать защитником природы. Необходимо пройти испытания, которые приготовили для нас эти красивые бабочки.
Каждая бабочка принесла конверт с заданием. Вот у меня 6 конвертов. Каждый из них такого же цвета, что и одна из бабочек. Давайте будем открывать конверты и выполнять задания. Готовы?
Конверт 1. Как вы понимаете слово «природа»? Приведите примеры (Солнце, воздух, растения, животные, то есть то, что нас окружает).
Вы знаете, что мир природы можно разделить на живой мир и неживой мир. Чем отличаются они друг от друга? (Все, что относится к живому миру растет, двигается, питается, размножается и умирает). Приведите примеры живой (неживой) природы.
Воспитатель: Молодцы! Справились с 1 заданием.
Конверт 2. Игра «Сложи слово».
Детям предлагается часть картинки, им необходимо собрать картинку из оставшихся частей и прочитать получившееся слово.
Конверт 3. А сейчас вам предстоит составить представителей животного мира при помощи кубиков Никитиных или при помощи «Волшебного круга». Выберите сами, с чем бы вы хотели поработать. По мере выполнения задания дети рассказывают об этих животных.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Конверт 4. Игра « Определи соцветия по схеме».
Детям предлагается изображение цветка, растения и 4 схемы, по которым они должны определить, какой схеме соответствует цветок данного растения. Затем дети выходят и обосновывают свой выбор.
Конверт 5.
Игра « Сделай шаг»
Дети встают в один ряд. Воспитатель каждому задает вопросы, если игрок правильно отвечает – делает шаг вперед, если нет – остается на месте.
1.Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
2.У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
3.Сколько ног у паука? (восемь)
4.Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
5.Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
6.Как одним словом называют животных, которые живут с человеком? (домашние)
7.Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
8.Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
9.У какого дерева ствол белый? (у березы)
10.Как называется дом у муравьев? (муравейник)
11.Что страшнее птице - голод или холод? (голод)
12.Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)
13.Кто носит свой дом на спине? (улитка)
14.На каком дереве растут желуди? (на дубе)
15.Карась, щука, сом, окунь - кто это? (рыбы)
16.Какая птица лечит деревья? (дятел)
17.Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
18.Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
19.Чем питается бабочка? (нектаром)
20.Кто в лесу плетет паутину? (паук)
21.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
22.Сколько крыльев у жука? (четыре)
23.Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
24.Какого цвета листья на деревьях зимой? (их нет)
25.Какие яблоки растут на березе? (не растут)
26.Какое насекомое питается кровью? (комар)
Воспитатель: Молодцы! Все верно ответили.
Конверт 6. И г р а «Как человек использует землю, воду, растения, животных?».
Дети делятся на 4 группы, каждой группе воспитатель выдает картину-схему с изображением воды, земли, растений и животных. Каждая группа отбирает картинки в соответствии с использованием человеком определенного природного объекта, потом доказывает свой выбор.
Воспитатель: Ну вот, дети, все испытания вы прошли успешно. Теперь вас можно с уверенностью принять в ряды защитников природы. (Раздать детям эмблемы «Юный защитник природы»).
Что вам понравилось и показалось интересным на занятии?
Какого числа отмечают День рождение Земли?
Молодцы! Занятие окончено.
Игра - викторина в подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
Антонова Мария Васильевна, воспитательМесто работы: МКДОУ "Детский сад п.Кедровый"
Описание: Предлагаю вниманию воспитателей разработку конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста.Форма проведения очень интересна для детей данного возраста.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить, развивать связную речь и активный словарь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.
Материал для НОД: эмблемы для участников команд, песочные часы, подносы с карточками – заданиями, листочки – объявления, 3 мольберта, плакат с изображением планеты Земля, плакат с изображением леса, фишки - ромашки, ножницы, клей, салфетки, картинки для аппликации (ромашки, запрещающие экологические знаки), магнитофон, телевизор,видеоролик «Солнышко лучистое», песня «Разукрасим все планеты» - «Барбарики», запись голосов животных.
Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций, настольная игра «С какого дерева листок?», изобразительная деятельность.Воспитатель: - Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на экологической викторине «Знатоки природы». Я надеюсь, что вы покажите все свои знания и умения, которые вы получили в детском саду.
В викторине примут участие две команды.
Команда девочек - «Пчелки» и команда мальчиков - «Светлячки».
Оценивать игру команд, мы попросим нашу гостью - Наталью Владимировну.
Воспитатель: - Я попрошу команды поприветствовать друг друга.
«Приветствие команд».
Команда «Пчелки».Пчелками нас все зовут
За терпение и труд.
Заниматься нам не лень,
Пчелки трудятся весь день.
Команда «Светлячки».
Чтобы честным, добрым стать,
Слово данное держать.
Светлячками надо быть
И в ночи всегда светить!
Воспитатель:
- Первый конкурс нашей викторины - «Разминка».
Каждой команде я буду называть разные природные явление и время года, а вы должны ответить – так бывает или нет. Команда, которая дает больше верных ответов, зарабатывает очко.
Игра «Бывает - не бывает»
Воспитатель:- Ледоход летом (не бывает)
- Роса зимой (не бывает)
- Заморозки весной (бывает)
- Дождь осенью (бывает)
- Метель летом (не бывает)
- Радуга весной (бывает)
- Иней зимой (бывает)
- Листопад весной (не бывает)
- Туман осенью (бывает)
- Восход зимой (бывает)
- Гроза весной (бывает)
- Град летом (бывает)
Воспитатель:
- Следующий конкурс называется «Доска объявлений». На нашей доске животные расклеили объявления. Попытайтесь узнать и назвать авторов объявлений.
(Один игрок команды отрывает объявление, читает его, а игроки команды должны догадаться, кто из животных написал это объявление. За каждый верный ответ команда получает очко.)
Игра «Доска объявлений»
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
Я самая обаятельная и привлекательная.Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.(Лиса.)
Тому,кто найдет мой хвост:оставьте себе на память.Я успешно выращу себе новый!(Ящерица.)
Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
Воспитатель:
- Для выполнения следующего задания, я приглашаю капитанов команд. Капитаны раздадут вам карточки с картинками, ваша задача среди всех картинок, найти лишнюю картинку, и аккуратно ее зачеркнуть.
Игра «Найди лишнее».
(Капитаны получают подносы с карточками – заданиями, раздают карточки каждому участнику команды. Дети зачеркивают лишнюю картинку. Капитаны собирают карточки и передают жюри.)Воспитатель:
- Молодцы, участники команд. С заданием справились. А наша викторина продолжается. Следующий конкурс потребует от вас собранности, внимания и быстроты. Я буду задавать вопросы сначала команде «Светлячки», затем команде «Пчелки».
Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов за одну минуту.
Игра «Ответь на вопросы»
(За одну минуту дети отвечают на вопросы воспитателя).Вопросы для команды «Светлячки».
Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Какая птица выводит потомство зимой? (Клест)
- Дерево, имеющее белый ствол? (Береза)
- Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
- Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
- Время года, когда просыпается природа. (Весна)
- Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
- Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик)
- Хвойное дерево, имеющее самую длинную хвою? (Кедр)
- Первоцвет, занесенный в Красную книгу? (Подснежник)
-Опадает ли хвоя с ели? (Да)
-Что делают из сока деревьев? (Лекарство)
- Питаются ли ежи яблоками? (Нет)
Вопросы для команды «Пчелки».
На каком дереве растут желуди? (На дубе)
- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)
- Сколько ног у жука? (Шесть)
- Птица с красной грудкой? (Снегирь)
- Когда поспевает земляника? (Летом)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
- У какого дерева желтеет и опадает хвоя? (Лиственницы)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
- Ягода, растущая на болоте? (Клюква)
- Светолюбивое хвойное дерево? (Сосна)
- Что такое янтарь? (Смола сосны)
- Как в народе называют бальзамин? (Огонек, Ванька Мокрый)
- Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)
Воспитатель:
- Предлагаю провести музыкальную разминку.
Динамическая пауза «Солнышко лучистое»
(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)
Воспитатель:
- А сейчас, вашему вниманию конкурс капитанов.(Капитаны рассказывают друг другу рассказ – загадку).
1."Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".
Подсказка:
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ:
еж.
2."Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".
Подсказка:
Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ:
лиса.
Воспитатель:
- Капитаны, молодцы, со своей задачей достойно справились. Теперь очередь всех участников, показать свои знания. Предлагаю узнать животных по голосу. За каждый правильный ответ, команда получает очко. Первыми слушают и угадывают голос животного команда «Пчелки», а затем «Светлячки».
Воспитатель: - Наша викторина называется «Знатоки природы». Я думаю вы очень хорошо знаете правила поведения в природе. Ребята, я вам предлагаю вспомнить эти правила.
(Команды по очереди называют правила поведения в природе).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, я надеюсь, что вы будете не только помнить эти правила, но и соблюдать их. А сейчас для вас Дима прочитает стихотворение о нашей любимой планете Земля.
Наша Земля и щедра и богата:
Степи и горы, леса и поля –
Все это дом наш родимый, ребята,
Нашу планету обидеть нельзя!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна всем нам с вами!
Воспитатель: - Вот и пришло время подвести итоги нашей викторины.
-Молодцы, ребята, вы очень нас порадовали своими знаниями, умением дружно работать в команде. Берегите природу, будьте внимательны ко всему живому, что вас окружает, и природа ответит вам добром.
Воспитатель: - И в заключение нашей викторины, предлагаю командам оформить плакаты, которыми мы расскажем всем гостям нашей группы, как нужно бережно и заботливо относиться к природе нашей планеты. Команде «Пчелки» - нужно украсить нашу планету веночком из ромашек. А команде «Светлячки» - наклеить на плакат запрещающие знаки, что нельзя делать в природе.
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС , работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей» , «Художественно-эстетическое развитие детей» , «Физическое развитие детей» , «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Возрастная группа : подготовительная группа
Длительность НОД:25-30 МИН.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека .
Образовательные задачи: создавать условия для:
— развития познавательного интереса к миру природы ;
— формирования первоначальных умений и навыкков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;
— развития умений проводить несложные опыты с водой.
— обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: « природа » , «живое» , «неживое» ;
— предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие» ;
— активации словарного запаса детей: природа , насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;
Развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)
— формирования навыков коллективного общения
— формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.
Материалы и оборудование:
— Магнитофон с флеш — картой;
— Телевизор, компьютер для просмотра презентации;
— камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.
Ход ЗАНЯТИЯ :
Звучит музыка лёгкая тихая
В: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)
В: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о природы . Как вы думаете что такое природа ?
ДЕТИ: Природа -это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.
В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.
В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.
«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!
К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность . Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!
Матушка природа» (слайд 2)
Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?
Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?
1.Слушать громко музыку.
2.Бросать мусор.
3.Топтать и рвать цветы.
4. Мыть машины.
5. Ловить жуков и бабочек.
6.Разводить огонь.
7.Разорять муравейники.
8.Не рвать паутины.
9.Не лесть в птичьи гнёзда.
10.Не трогать детёнышей.
11.Не вырезать на деревьях.
В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:
Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.
В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.
В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?
Д: Вода в реке грязная.
В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?
Д: Это завод и свалка.
В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.
Д: Перерабатывать отходы.
В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.
Опытно-экспериментальная деятельность .
В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас . Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки
В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент « Очистка воды » :
Опыт проводится за «круглым столом».
В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск . Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск . А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.
В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный , на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да) . Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)
Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»
Физкультминутка
В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.
Физминутка: «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?
(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ
– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.
В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)
В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)
В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
– Ой , беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д\и «Тропинка» . (от 1 до 10)
Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?
В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Д/и «Нарисуй дом муравья»
Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.
(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ВЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)
В. Отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)
Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
Воспитатель:
Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
— Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей) . А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты) .
Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)
Заключительная часть
В: Ну вот мы всем и помогли.
Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:
«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»
Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо.
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!
Матушка Природа»
Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?
А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие ? Посмотрите под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия .
Работа с карточками (ответы детей) : -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д
Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.
Светлана Карпухина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Природа и человек»
Программное содержание : закрепить у детей понятие «природа » , что относится к природе . Дать понять, что не все материалы, из которых делают предметы и вещи, можно найти в природе , некоторые созданы людьми.
Ход занятия : Дети входят в группу и встают около доски с ребусами.
Сегодня мы поговорим о предметах, которые использует человек в
своей жизни. Некоторые предметы человек берёт в природном
мире, а некоторые делает сам, своими руками.
Скажите, пожалуйста, только прежде подумайте, где мы можем
взять бесплатно некоторые продукты питания? И какие? Для чего
мы их используем? (ответы детей : в лесу-ягоды, грибы, орехи; в
реке - рыба).
Да, все эти продукты подарила нам природа . А вот если мы сейчас
отгадаем несколько ребусов, то, что может дать человеку природа
из них мы и узнаем, (ребусы прилагаются) .
Но не всё может дать нам природа , некоторые материалы человек
делает сам.
Дидактическая игра «Пятый лишний» (закрепить знания о природе
и о том, что человек делает своими руками).
Ход игры : детям предложить цепочку из пяти слов-картинок, обозначающих явления или предметы природного мира , или предметы сделанные руками людей, необходимо найти и зачеркнуть не подходящие картинки. Карточки :
1. Гриб, пчела, книга, воробей, медведь;
2. Стол, дом, шкаф, дерево, карандаш;
3. Вода, ветер, солнце, снег, ваза :
4. Фонтан, диван, стул, гриб, ручка;
5. Медведь, пчела, бабочка, машина, жук.
Молодцы, хорошо вы справились с заданием. Но кроме всех этих вещей, человеку нужно общение . А вот какое это общение мы попробуем сейчас отгадать по первым буквам обитателей природного мира .
Дерево - Радуга - Улитка - Жук - Бабочка - Арбуз (ДРУЖБА)
Хорошо, а сейчас давайте вспомним пословицы о дружбе :
1. «Верный друг - самое большое богатство» ;
2. «Друга ищи, а найдешь, береги» ;
3. «Человек без дружбы что дерево, без корней» ;
4. «Дружба заботой да подмогой крепка» ;
5. «Жизнь дана на добрые дела» .
Вот сколько пословиц о дружбе мы знаем. А сейчас, я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать и ответы вписывать в клеточки кроссворда (один ребёнок, и вы узнаете слово, которым я могу сегодня назвать каждого из вас (ключевое слово «МОЛОДЕЦ» ,
1. Нам издали
красная шляпа видна
Лесного обманщика
и хвастуна
Ему к нам в корзинку
попасть не придётся,
Пусть мухам на гибель
в лесу остаётся. (МУХОМОР)
2. Это что за жёлтый круг
Много лучиков вокруг. (СОЛНЦЕ)
3. Сколько ни езди по ней, ни ходи
А конца у неё не найти. (ЗЕМЛЯ)
4. Ели колючая сестра, а зовём её. (СОСНА)
5. Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Чтоб варили кисели
Жить нельзя нам без. (ВОДЫ)
6. Без рук, без ног под окном стучится
В дом просится. (ВЕТЕР)
7. Посмотрите-ка какая
Вся горит как золотая
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый
и большой. (ЛИСИЦА)
Вот и отгадали мы наш кроссворд. Так каким же словом я могу назвать каждого из вас - МОЛОДЕЦ.
Молодцы, со всеми заданиями вы справились хорошо. На этом задание мы можем закончить.