Занятие «В мир природы. Конспект занятия: "Путешествие в мир природы" Конспекты занятий о мире природы
Путешествие в мир живой природы
Цель: формирование умений грамматически правильного употребления
предлога «в», расширение словарного запаса у дошкольников.
Задачи: расширять представления детей о живой природе; учить отвечать
на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей;
закреплять умение правильно употреблять предлог «В» при составлении
предложений, закреплять в речи названия диких животных наших лесов,
И их детенышей.
Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на
материале описательных загадок.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: фауна, климат, хищник, пернатые,перелетные, зимующие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением
зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.
Организация детей: игровая ситуация- дети сидят в вагоне поезда, которым
управляет машинист (сидят на стульчиках по двое).
Развивающая среда: предметные картинки с изображением зверей, птиц,
рыб, шапочка машиниста поезда, билеты с изображением геометрических
фигур, сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба, аудизапись
песни «Голубой вагон», фонограмма звуков пения птиц, морской прибой.
Методы и приемы: рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация, игровой материал.
Здоровьесберегающие технологии : динамическая пауза с элементами
пальчиковой гимнастики.
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы
отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто
такая Фауна? Фауна- это богиня, покровительница животных. А отправимся
мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выб-
рать машиниста поезда. (На столе лежат карточки геометрических фигур и головного убора машиниста изображением вниз.) Дети разбирают карточки,
и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. (Выбрав ребенка, надеваю ему на голову шапочку машиниста.)
У остальных детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические
фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках. Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь (звучит фонограмма песни В. Шаинского « Голубой вагон»)
Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма « пение птиц»).
(обращаю внимание детей на картину, на ней изображен лес).
Что изображено на картине? (лес) Какие животные живут в лесу? (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж. (показываю картинки животных).
Ой, смотрите, птицы пролетели. (звучит пение птиц).
Ребята, посмотрите, конверт какой -то упал. А что же в нем? Воспитатель читает « загадки о диких животных». Давайте я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.
Отгадывание загадок.
*Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить.
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой? (Белка).
*Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (лиса)
*Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь).
*Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц).
*Кто зимой холодной в лесу злой, голодный? (волк).
*Сердитый недотрога, живет в глуши лесной.
Иголок много, а нитки не одной. (еж)
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
Чем питаются животные? (ответы детей).
Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (травоядные).
Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо?
(хищники).
Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие- животную пищу, и мы их называем хищниками.
Давайте поиграем в игру, « Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.
* У волка - лисята. Они живут в логове.
*У медведя – зайчата, они живут в берлоге.
*У лисы – медвежата, они живут в норе.
*У ежа - бельчата, они живут в норке.
*У белки- волчата, они живут в дупле
(дети исправляют, и говорят правильно: - у волка- волчата, они живут в логове, и т.д.)
Молодцы. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).
Стоит в поле теремок, теремок, (поднимают руки над головой).
Он не низок не высок. (приседают и подымаются на носочки).
На двери висит замок. (пальцы рук складываются в замок).
Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьями вперед- назад).
Слева - зайка, справа – мишка- (поворачивают голову)
Отодвиньте-ка задвижку! (пробуют потянуть замок в стороны).
Слева - ежик, справа- волк –(делают повороты головой).
Нажимайте на замок! (сжимают и разжимают запястья).
Зайка, мишка, ежик, волк открывают теремок. (разводят руки в стороны).
Вот и немного отдохнули.
Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист. (звучит фонограмма звука « морской волны»).
(Подходим к картине, на которой изображено озеро).
Что здесь изображено? (озеро).
Кто живет в воде? (рыбы).
Какие рыбы живут в реке? (щука, карась, сом). Показываю картинки рыб.
Давайте мы их поселим в наше озеро?
Что нужно обитателям воды для жизни? (вода, кислород, солнце). Да, ребята, в любом водоеме кипит жизнь.
А это что за остановка? Давайте посмотрим.
(На рисунке изображено небо.)
Что здесь изображено? (небо). Кто обитает в воздухе? (птицы).
Чем отличаются птицы от животных? (птицы живут в воздухе, а животные на земле).
Как птиц можно назвать по –другому? (пернатые).
Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные).
Почему птицы улетают? (ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).
(показываю картинки вороны, сороки, воробья, синицы, голубя, снегиря).
Чем питаются птицы? (ответы детей).
Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют и на земле. Птицы покрыты перьями. Поэтому их называют пернатыми. Одни птицы с наступлением холодов улетают на юг – их называют перелетными, а которые остаются зимовать- зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать. А как мы можем им помочь? (сделать кормушки). Хорошо, сегодня мы с вами сделаем кормушки для птиц. (показываю приготовление кормушек).
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?
Что больше всего понравилось?
Мне очень понравилось, как вы работали.
Конспект НОД
Образовательная область Познавательное развитие
«Путешествие в мир живой природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе родного края.
2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
3.Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «климат», хищник», «пернатые», «перелетные», «зимующие», «травоядные».
4. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
5.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: Компьютер
, мультимедийный проектор, проекционный экран.Музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением геометрических фигур. Материалы для изготовления аппликации «Кормушка».
Помещение для проведения мероприятия:
Групповое помещение.
ИКТ-приложение к занятию:
Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию “Путешествие в мир живой природы».
Предварительная работа:
Совершенствование навыка разгадывания загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание записей голосов птиц. Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е.Чарушина. Составление предложений с предлогом «в» на индивидуальных и подгрупповых занятиях с воспитателем. Разучивание подвижной игры «Вот под елочкой вороны». Разучивание на музыкальном занятии песни «Мы едем, едем, едем…».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Валентина Георгиевна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: - Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты и выбрать машиниста. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Геометрическая фигура на карточке соответствует изображению на стульчике – месте в поезде. Прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Дети быстро называют, что изображено на карточке и занимают «место в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Дети поют первый куплет и припев.
Воспитатель: - Первая остановка, «Лесная». Выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд 2 Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Чтобы не потревожить жителей леса, что нужно делать?
нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд3. Летящие птицы.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под елкой.
Воспитатель: -Посмотрите птицы обронили конверт. Интересно, для кого он? Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает и читает).
- Ребята, разгадайте загадки и скажите отгадки.
«По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, да не лисица….»
Дети: Белка.
Слайд 4. Появляется изображение белки.
Воспитатель: «Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает…»
Дети: Лиса.
Слайд 4. Появляется изображение лисы.
Воспитатель: «Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос….»
Дети: Медведь.
Слайд 4. Появляется изображение медведя.
Воспитатель: «Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, короткий хвосток…»
Дети: Заяц.
Слайд 4. Появляется изображение зайца.
Воспитатель: «Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный?»
Дети: Волк.
Слайд 4 Появляется изображение волка.
Воспитатель: «В клубок свернется, взять не дается»
Дети: Ежик.
Слайд 4. Появляется изображение ежика.
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Расскажите, кто из животных чем питается.
ФОТО животных (ответы)
Рассказ детей о повадках и образе жизни диких животных.
Воспитатель: Как называют животных, которые употребляют в пищу только растения?
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: Как называют животных, употребляющих только мясо?
Дети: Хищные животные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.
У волка- лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю немного отдохнуть и провести физкульт минутку «Вот под елочкой зеленой».
Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют второй куплет и припев.
Слайд 5. Изображение реки.
Воспитатель: Следующая остановка «Речная». Давайте пройдем к реке.
Дети и педагог подходят к экрану.
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь, голец.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно!
(Задание детям)Собрать из нескольких частей изображение рыбы.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют Третий куплет песни и припев.
Слайд 7. Изображение неба.
Воспитатель: Третья остановка «Птичья». Пройдите к экрану и скажите, кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы живут в воздухе, а животные на земле. У животных нет крыльев, а у птиц есть. У животных растет шерсть, а у птиц перья.
Воспитатель: Как можно по другому назвать птиц?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 8. Изображение перелетных птиц.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц. (Дети отвечают).
Почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 9. Изображение зимующих птиц.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Расскажите, чем они питаются.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимующим птицам очень сложно в холодное время года. Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Верно. Предлагаю сделать кормушки для них. Пройдите к столам, на которых приготовлены материалы, из которых мы сделаем кормушки.
Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц»(Аппликация)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня меня очень порадовали. А вам, понравилось занятие? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось? (Ответы детей).
Предлагаю занять места в поезде и вернуться обратно в группу.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»
Лидия Бузланова
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МО «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106»
Ленинского района г. Саратова
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе №12
Тема : «Путешествие в мир природы… »
Воспитатель :
Бузланова Лидия Петровна
Г. Саратов 2017-2018 учебный год.
Цель : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе .
Развивающая. Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, логическое мышление, воображение, внимание, речь, а также развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, уважать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Образовательная. Систематизировать знания детей о белом медведе и его образе жизни через слайд презентацию и в ходе экспериментальной деятельности. Систематизировать и уточнить представления о поведении в природе , о свойствах жира, способе очистки воды.
Воспитательная. Закладывать основы экологической культуры, учить детей правильному поведению в природной среде .
Предварительная работа. Чтение, рассматривание, разучивание стихов, наблюдения, беседы.
Словарная работа. Активизация и обогащение словаря детей, знакомство с понятием «среда обитания» .
Оборудование. Ёмкости с крупой, условная мерка, подсолнечное масло ====, лист бумаги, пластиковые бутылки, ватные диски, воронка, сито, карточки с изображением головы птицы, экологические знаки – карточки, глобус, презентация слайдов.
Организационный момент. Дети входят в зал, останавливаются. Садятся на ковёр. В зале стоят столы, на которых стоит оборудование для опытов.
Ход занятия
Воспитатель : Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о нашей планете Земля…. Расскажу вам маленькую легенду «Земля, небо, люди и боги» .
«В начале времён Земля и Небо были единым целым. Богов и людей окружала темнота, и они попросили Лес упереться головой в Небо, а ногами в Землю - и надавить…. Так Земля и Небо навсегда оказались раздельными». Появился свет, и люди отправились в дальние путешествия , чтобы увидеть и узнать как можно больше о планете, на которой они живут. И узнали, что земля не имеет
Ни начала, ни конца,
Не затылка, ни лица.
Знают все - и млад и стар,
Что она большущий шар.
(демонстрируется модель земли - глобус)
Дети : Глобус
Воспитатель : Что такое глобус? (ответы детей)
Воспитатель : Изображение нашей планеты Земля. Глобус – модель Земли, уменьшенная в десятки миллионов раз. А ещё, чтобы изобразить большую территорию – страну или всю Землю – составляют карту.
(появляется изображение карты)
Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. На карте могут быть показаны океаны и горы, моря и реки, равнины и озёра. Все они имеют свой цвет.
Воспитатель : Как вы думаете, что каким цветом изображено на карте?
(Ответы детей. Дети ищут на карте цвета и называют объекты, им соответствующие).
(раздаётся шум подъезжающей машины и стук)
Воспитатель. Я получила письмо от профессора ЗНАЙКИНА. Что в нём написано, очень интересно!
(вскрывает конверт, читает) .
«Здравствуйте, дети. Вы правильно показали на карте ледники – белым цветом, горы – коричневым цветом, пустыни – жёлтым цветом, моря, реки, океаны – голубым цветом, леса – зелёным цветом. А знаете ли вы, что такое природа ?
(ответы детей)
Воспитатель : Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы . И самая маленький жучок - тоже часть природы . Природа кормит человека , одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Вспомните стихотворение «Природа » (дети читают стихотворение) .
Нас в любое время года учит мудрая природа .
Птицы учат пению. Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель. Где вы живёте? (Дома) . А где живут насекомые, звери, рыбы, птицы? (в лесу, в воде, в поле, в горах) . Как называется место, где обитают животные? (среда обитания) .
Воспитатель. Мы можем сказать, что лес, поле, вода, горы их дом – мир природы . Я предлагаю отправиться в мир природы . Кто мы будем в их доме? (Гости.) Когда плохо ведут себя гости, всё притихает вокруг, замолкает. Природа словно обижается . Мы покажем своё уважение, и любовь ко всем кого встретим на пути. Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - …. (осень) .
Воспитатель. Это осень. Путешествовать в мире природы нам поможет волшебный цветок.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой жёлтый лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
Двигательная разминка.
1, 2, 3, 4, 5 не ленись и покружись
1, 2, 3, 4, 5 дружно за руки возьмись
И друг другу улыбнись. (садятся)
Воспитатель. Это осень. Мы в поле оказались.
(появляется картинка с изображением поля)
Посмотрите, как ярко светит солнце, наполняя своим теплом и светом травы, согревая насекомых и животных, живущих в высокой, сочной и густой траве. Они живут все вместе, не мешая друг другу. Учёные называют такое содружество животных – природным сообществом . Повторим вместе : «Природное сообщество » .
Как вы думаете, делают животные запасы на зиму или нет? (ответы детей) .
(выбегают два мышонка, в руках ёмкости разного объёма с крупой, ссорятся)
Воспитатель. Что случилось, почему возникла ссора? (объяснения мышат)
Воспитатель. Я помогу. У меня есть одинаковые мерки. Пересыпайте крупу и сравните.
ОПЫТ№1 «Измерение сыпучих материалов с помощью мерки» .
Оборудование. Две одинаковые мерки, крупа, ёмкости разного объёма, два подноса.
Описание опыта. На столах две одинаковые мерки. Дети пересыпают крупу их ёмкостей разных объёмов. И сравнивают.
Вывод. Одинаковое количество крупы занимает большую площадь в большом объёме и меньшую площадь в маленьком объёме.
Воспитатель. Крупы у вас поровну, помиритесь, обнимитесь и бегите по своим делам.
(Мышата убегают
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой зелёный лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
Двигательная разминка «На лесной опушке в ряд»
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно, мячики
Дружно прыгают как зайчики (садятся на стулья)
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Что делают животные в осеннем лесу?
(Дети рассказывают по картинке, как животные готовятся к зиме)
Воспитатель. Животные готовятся к зиме. Каждые по–своему. У меня в руках письмо от профессора ЗНАЙКИНА.
(вскрывает конверт, читает)
«Дорогие дети, я прислал вам задание. Сможете ли вы с ним справиться? Воспитатель прочтёт задания».
(задания выполняются на магнитной доске)
Дидактическая игра №1. «Найди знак?» .
Ход игры. Читается правило поведения в лесу. А дети находят нужный знак.
Оборудование. Карточки – знаки, карточки с правилами.
Дидактическая игра №2. «Назови птицу по изображению головы» .
Ход игры. Карточки с изображением головы птицы. Дети поднимают карточку и называют птицу.
Оборудование. Карточки с изображением головы птицы.
Воспитатель. Молодцы. Я думаю, что профессор ЗНАЙКИН остался доволен ответами. Отправляемся дальше.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой синий лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
(Раздаётся шум воды, появляются изображения картинки с водоёмами)
Мы попали к водоёму. Как красиво отражаются деревья в прозрачной и чистой воде. Какие красивые берега.
(Появляются изображения картинки с загрязнёнными водоёмами)
Что произошло с водоёмом на этой картинке?
Что показано на другом изображении?
Что делает человек на этой картинке?
(ответы детей)
Мы увидели, каким опасным для жизни может стать водоём, если его засорять, сливать грязную воду. А можно ли очистить воду? (ответы детей) .
Воспитатель. Попробуйте, очисть воду сами.
ОПЫТ№2 «Очистка воды от загрязнений» .
Оборудование. Ёмкость с грязной водой, ёмкость пустая, ватные диски, сито.
Описание опыта. В пустую, ёмкость вставляется воронка, в которую вкладывается ватный диск, а сверху накладывается сито. Берётся ёмкость с грязной водой и постепенно вливается в воронку.
Вывод. Сито задерживает частички мусора, а ватный диск частички растворённого вещества.
(Дети высказывают свои умозаключения)
Воспитатель. Если люди будут помнить правила поведения в природе , строить очистительные сооружения, то среда обитания живых существ на Земле будет в безопасности. Вспомните стихотворение «Наша планета» .
Наша планета - это общий дом.
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом.
Воспитатель. Пора в путь.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой белый лепесток.
Нас неси скорей туда,
Где случилась вдруг беда.
(раздаётся шум ветра, уходим греться на стулья)
Двигательная разминка.
На дворе у нас мороз Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием коле
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
(появляются изображения : волка, лисы, дикого кабана, бурого медведя, белого медведя.)
Воспитатель. Назовите, кто здесь лишний? Почему?
(ответы детей)
(Появляется картинка с изображением белого медведя)
Воспитатель. - Кого видите на картинке? - Где живёт белый медведь? - Чем питается?
(ответы детей)
Воспитатель. - Кто мне подскажет, почему шерсть медведя не промокает?
(ответы детей)
А вы хотите это сами проверить?
ОПЫТ№3 «Почему шерсть медведя не промокает?» .
Оборудование. Воронка – 2 шт., пластмассовая бутылка – 2 шт, 2листа бумаги, емкость с подсолнечным маслом, емкость с водой.
Описание опыта. Ребёнок вставляет в одну воронку сухой лист бумаги, в другую воронку промасленный лист бумаги. Затем, по очереди наливает в них воду.
Вывод : масло не дает проникнуть воде в емкость. Поэтому шерсть медведя тоже не промокает, т. к она жирная и отталкивает воду.
Воспитатель. Остался последний лепесток. Нам пора возвращаться обратно в детский сад и вас ждёт сюрприз.
Ты волшебный наш цветок,
Вот твой красный лепесток.
Нас неси обратно в детский сад.
Вот мы и в детском саду. Расскажу вам историю про маленького пингвинёнка ЛОЛО.
Краткий рассказ воспитателя и маленький отрывок из мультфильма.
(демонстрируется отрывок из мультфильма)
Воспитатель.
А вы ребята, всегда природу охраняйте ,
Ведь беззащитная она,
Всегда вокруг все убирайте,
Запасы мира наполняйте!
«Спасибо» скажет вам Земля.
Я уверена, что вы всегда правильно будете вести себя на природе , и обязательно научите этому всех своих друзей и знакомых. Наше занятие закончено .
МОУ ДОД Центр детского (юношеского) «Меридиан»
учебное объединение «Юные журналист»
Конспект занятия:
«Путешествие в мир природы»
(форма проведения занятия: беседа – рассуждение с элементами создания «продуктов» творчества).
Разработчик:
Теслевич Алевтина Ивановна –
педагог дополнительного образования,
творческого объединения «Юные журналисты»
Кемеровская область
г. Новокузнецк - 654000
проспект Металлургов, 49
г. Новокузнецк
Место проведения: МОУ ДОД Центр детского (юношеского) творчества «Меридиан», учебное объединение «Юный журналист»
Время проведения: 13.05.2016г.
Группа №1, 12 человек, возраст обучающихся 7-10 лет.
Цель: Развитие художественно – эстетического вкуса посредством вхождения в образы поэтов, писателей, фотографов, художников.
Задачи:
обучать приёмам игры в поэтов»
формировать культуру отношений к людям, природе, животным;
воспитывать любовь к красоте родной природы;
развивать художественный вкус, умение видеть необычное в обычном;
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, здоровой конкуренции.
Оборудование:
Компьютер, флешка.
Телевизор.
DVD – проигрыватель.
Рисунки и фотографии по изучаемым темам.
Предварительные работы:
беседа по технике безопасности о правилах работы с колющими – режущими предметами;
экскурсии: в краеведческий музей, музей изобразительных искусств, библиотеку им. Н.В. Гоголя
Ход занятия.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Повторение пройденного материала.
На прошлом занятии мы с вами изучали видеоматериалы о природе нашего края, о её удивительном мире рек, полей, лесов. Давайте вспомним, что нового вы узнали об этом?
Ответы учащихся: « Мир природы разнообразен: в нем есть и красивые бабочки, и грозные тигры; быстроногие олени и робкие зайчата, муравейники и пчелиные улья, в этом мире свои законы, которые нам, людям, нарушать нельзя. Законы эти - сбережение лесов от пожаров, вырубки, загрязнений». (Сабрина)
« Я узнала, что лес – это «легкие» природы, которые отчищают воздух, отравленный заводами и фабриками, ведь лес это – кладезь здоровья, любая травинка, былинка содержит много витаминов, полезных для организма людей. И когда я с семьёй хожу в походы, то мы не покупаем в магазинах чай, а завариваем его из листьев дикой малины, смородины, черники, земляники, ежевики». (Ирина)
«А мне бы хотелось рассказать о реках, озерах, маленьких речушках и родниках, о рыбалке, где мы с отцом ловим рыбу и варим «царскую» уху. А вода из родника такая, что пьёшь-пьёшь и не можешь остановиться». (Игорь)
« Был я в Сосновом бору. И в первые минуты у меня закружилась голова от избытка кислорода. Папа сказал, что это пройдёт, мы пошли дальше в лес и увидели множество грибов, в основном, лисички и белые. Мама отметила, что лисички очень полезные человеку грибы и японцы покупают их за золото». (Виктор)
«Спасибо ребята! Вы хорошо усвоили пройденный материал, и мы переходим к новой теме «Защитим живое на Планете».
В течение прошлого года мы занимались литературно – художественным творчеством и мне бы хотелось, чтобы вы на сегодняшнем занятии были не просто мальчиками и девочками, а поэтами и писателями – сказочниками.
Вам предлагается написать небольшое четверостишье, рассказ, сочинить сказку или поэму, эссе
Форма проведения: игра-путешествие для учащихся 3–4 классов.
1 этап. Сообщение темы.
– Мы отправимся в мир природы. Вы узнаете много нового, интересного о растениях и животных, побываете на разных планетах, будете участвовать в играх и конкурсах.
– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету.
Дети закрывают глаза, учитель включает музыку.
2 этап. Планета растений.
На доске: зелёная планета растений, украшенная цветами.
1. Инсценировка “Лекарственные растения”. Дети одеты в костюмы лекарственных растений.
1 учащийся: ландыш.
– Родился ландыш в майский день и лес его хранит.
Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы вокруг.
– Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые помогают при болезни сердца. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
2 учащийся: одуванчик.
– Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой.
А как только поседел, вместе с ветром улетел.
– Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.
3 учащийся: ромашка.
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина? Солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
– Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.
4 учащийся: подорожник:
– Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк, что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
– Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
5 учащийся: мох.
– Меж клюквы и морошки жилец лесных болот
На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растёт.
Он снизу – седоватый, повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты, нарви его скорей.
– Мох сфагнум ещё в 1 мировую войну использовали как заменитель ваты. Он хорошо впитывает кровь, раны скорее заживают.
Вывод: будем бережно относиться к лекарственным растениям!
2. Спор деревьев (или другая игра: “Узнай дерево по описанию”).
Командир мини-группы выбирает картинку с изображением дерева: дуб, ель, сосна, берёза. Команда должна доказать, что именно это дерево нужнее других.
3. Конкурс весёлых художников.
Нарисовать дерево, цветок с завязанными глазами.
4. Игра “Чудесный мешочек”.
В мешочке лежат различные плоды. Участники на ощупь определяют что это.
5. Конкурс загадок о растениях, подготовленных детьми (викторина).
За участие в играх, конкурсах дети получают картинки цветов, растений.
– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на другую планету.
3 этап. Планета животных.
На доске планета с картинками животных.
1. Учёный-зоолог предлагает детям разгадать кроссворд “Рыбы, птицы, звери”.
2. Жалобы животных или экологический суд.
Жалоба совы.
– Ох, и не любят же меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?
Учёный показывает картину совы. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые уничтожают тонну зерна в год.
Жалоба жабы.
– Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Учёный показывает картину жабы. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Вывод. Если мы допустим уничтожение, исчезновение даже некоторых животных, то мы подпишем приговор тому, что готовы расстаться с дикой природой. Если это произойдёт, сохранится ли сам человек, если погубит всех живущих вокруг себя?
3. Игра: “Найди животное”.
Банка – кабан. Багаж – жаба. Колосья – лось. Кино – кони. Дудочка – удод. Пион – пони. Зонтик – кот, кит. Салон – слон. Волна – вол. Осада – оса.
4. Игра “Четвёртое – лишнее”.
Капитаны мини-групп получают наборы рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по общему признаку, а четвёртый – лишний. Например, птицы: кукушка, дрозд, жаворонок – перелётные, сорока – зимующая.
5. Живая пантомима.
Дети показывают движения животных, по которым нужно узнать животное.
Можно провести как соревнование мини-групп.
6. Знаете ли вы, что…
Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.
Мухи глухие, у них нет вообще слуха.
Пчёлы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
Акула всегда голодна и поэтому глотает, что попало. В желудке акул находили консервные банки, шляпы, кастрюли.
Из всех животных быстрее всех бегает страус. Он может бежать со скоростью 120 км/ч. Самые морозостойкие среди птиц – утки и гуси. Они выносят температуру до – 110 градусов.
Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
Почему куры, индейки и др. птицы глотают мелкие камушки? Камушки в желудке заменяют птицам зубы, помогают переваривать пищу.
За участие в играх и конкурсах дети получают картинки животных.
4 этап. Красная планета тревоги.
На доске Красная планета.
– К нам поступил тревожный сигнал с Красной планеты. Планета находится в опасности. На ней исчезли все животные и растения. Она превратилась в красный безжизненный шар. Чтобы с нашей планетой не произошло такой катастрофы, давайте откроем Красную книгу.
Дети делают подготовленные дома сообщения о животных и растениях из Красной книги, охраняемых в данной местности. Делают вывод: “ Надо оберегать редкие растения и животных”.
Выставка детских рисунков: “Природа в опасности!” За лучшие работы дети получают улыбки, вырезанные из бумаги.
5 этап. Земля – планета добра и красоты.
На доске – вид Земли из космоса. Наша планета – живая. Она умеет говорить. Учитель включает магнитофонную запись.
– Да, я живая. У меня есть душа. И эта душа болит. И глаза у меня есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой землёй! Меня взрывали и бомбили, меня посыпали ядами. Рубили леса, осушали озёра. Долго я терпела. Я вздыхала и стонала, но люди не слышали моих стонов. И вот я вскричала: “Cпасите меня! Я гибну!”
Учитель: “Как мы ответим Земле?”
Дети читают стихотворение Я. Аким.
– Есть одна планета – сад в этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Во время чтения стихотворения можно показывать слайды.
6 этап. Подведение итогов.
Учащиеся зачитывают текст решения учеников класса для школьной стенгазеты.
“Нам необходимо сберечь Землю для нас и будущего поколения! Деятельность людей меняет её лик, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений, людей. Нам необходимо задуматься: что же будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на Земле должно быть нам родным: и маленький ручеёк, и берёзка у дороги, и синий колокольчик, и трудолюбивый муравей. Надо спасать нашу Землю, помочь ей не погибнуть. Мы в силах это сделать – не уничтожать цветы и деревья, взять под охрану источники, муравейники, сажать деревья, подкармливать птиц. Не дадим обидеть Землю! Спасём её от гибели!”
Дети подписываются под решением, украшают Землю цветами, животными, улыбками, полученными на других планетах.
Кроссворд: “Рыбы, птицы, звери”.
По вертикали:
1. Хищная птица.
2. Сибирский олень с большими рогами.
3. Крупная хищная рыба.
4. Животное, используемое для езды.
5. Бамбуковый медведь.
6. Вид страуса.
7. Аквариумная рыбка.
По горизонтали:
8. Домашнее животное.
9. Пушистый зверёк.
10. Горбатый заяц.
1 | 4 | 7 | ||||||||||
2 | 3 | 5 | 6 | |||||||||
8 | ||||||||||||
9 | 10 |
- Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами. 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.
Список использованной литературы:
Л.И.Грехова “В союзе с природой”. Москва –
Ставрополь, 2001, “Илекса”, “Сервисшкола”.
Л.П.Симонова “Ключи от природы, или Этические
беседы по экологии”. Москва, 1998, “Агар”, “Мик”.
Журналы “Начальная школа”.
Детские журналы “Весёлые картинки”,
“Колокольчик”.