Занятие познавательное день земли 6 7 лет. "День Земли" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
татьяна бурлакова
Конспект интегрированного занятия «День Земли»
Конспект интегрированного занятия на тему :
«День Земли » .
Программные задачи :
1. Расширять представления детей о планете Земля .
Создавать у детей радостное, весеннее настроение.
Формировать экологически грамотное поведение, бережное отношение к природе, желание конкретными делами и поступками украшать свою Землю .
Расширять представление детей об охране природы.
Закрепить знание правил поведения в природе.
2. Активизировать словарь детей словами : глобус, планета.
Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства : стихи, пословицы, поговорки.
3. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Побуждать желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова. Продолжать учить детей пользоваться распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарищей.
Предварительная работа :
1. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Земле .
2. Беседа на тему : «Земля – наш общий дом » , «Правила поведения в природе» .
3. Рисование на тему : «Наша планета –Земля » .
4. Рассматривание глобуса, атласа мира, карты мира.
5. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная земля » .
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети под музыку «Спасибо тебе, земля моя » . Встают полукругом.
Ведущий. Пусть мое стихотворение
Все задуматься заставит
И глобальным потепленьем
Чувств, термометр зашкалит.
Земля планета счастья и любви!
Ее должны мы вместе все беречь, лелеять.
Вместе с вами все земляне мы ,
Давайте в мире жить, не враждовать,
Здоровья, счастья, мира я желаю
Давайте создавать, не разрушать.
Недавно, весь мир отмечал замечательный праздник – День Земли . Празднуют его все люди, которые любят свою планету – дом, родную природу, свой отчий край.
Посмотрите, пожалуйста, сюда. Что здесь изображено? Правильно Земля . Что вы знаете о Земле ? Что на ней есть? (не земле есть небо , солнце, луна, звезды, облака, ветер, воздух, реки, моря, трава, деревья, птицы, звери и конечно же мы люди. Земля – наш дом .)
Много поэтов писали о земле красивые стихотворения.
А вы ребята знаете стихотворения о Земле . Расскажите их пожалуйста.
1 ребенок. Сегодня поздравить спешит детвора
Любимую нашу планету.
Желаем здоровья, всех благ и добра, Саша К.
Ведь лучше земли нашей нету .
2 ребенок. Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля- Ваня Т.
Дом наш родимый ребята.
3 ребенок. Давайте будем беречь планету,
Другой, такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым, Даша Я.
В обиду ее никому не дадим!
4 ребенок. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами , цветами Леша Г.
Такая планета нужна нам с вами.
Психогимнастика. Молодцы ребята. А знаете, я предлагаю вам вместе со мной, отправиться в небольшое путешествие. Давайте представим себе, что мы садимся в космический корабль. И так приготовились. Внимание. Приготовиться к взлету. 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья и наш город. И вот мы его потеряли из виду и вдруг, будьте внимательны, что это?
Звучит музыка. «Земля в иллюминаторе видна» .
Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица
Знают все и стар и млад,
Что она – большущий шар.
Что это за шар, который мы увидели в иллюминатор ребята? Правильно. Это земля , такая плоская, ровная внизу. Вверху, в космосе она похожа на маленький шарик. Глобус помогает представить нашу планету такой, какая она есть в космосе. Глобус – это уменьшенная модель земли . А кто знает, что обозначают разные цвета на глобусе? Молодцы!
А теперь отправляемся назад на землю . Вот мы приземлились . А давайте еще раз назовем, что же есть на земле (перечисляем) .
Ой, ребята, мы пришли по лесной тропинке на лесную поляну. А на ней кто – то сидит. А кто – же это?
Лесовичок. Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову
Все в лесу мне интересно .
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый Старичок – Лесовичок.
Ведущий. А почему ты Лесовичок такой грустный?
Лесовичок. Посмотрите на мою полянку. Она вся в мусоре. Могу я принимать здесь гостей? А почему? (везде мусор) .
Помогите мне навести порядок на полянке.
Игра «Собери мусор» .
Собирают мусор в коробку. Мусор не выбрасываем, а что мы с ним делаем?
Молодцы весь мусор собрали.
А давайте еще поиграем в другую игру. Я буду говорить, а вы мне отвечать только «да» если это хорошо, только «нет» если это плохо.
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку (нет) .
Если съем конфетку
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да) .
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю (да) .
Если сильно насорю
И убрать забуду (нет) .
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (да) .
Молодцы, все правильно ответили. Значит что мы с вами повторили?
Правила поведения в лесу.
Давайте еще раз их назовем :
1. Первое правило – не сори!
2. Второе правило – не шуми!
3. Третье правило – не губи!
Все то вы можете и знаете. Мусор помогли убрать, на вопросы мои ответили. А вот обитателей моего леса знаете? Кто живет в лесу? (животные и птицы) .
Отгадайте мои загадки :
1. Всех перелетных птиц черней,
Чисти землю от червей
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач) .
2. Кто на елке на суку
Счет ведет ку – ку – ку? (кукушка)
3. Он соло пел среди ветвей
Певца назвали (соловей) .
4. На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут певца (скворец) .
5. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины,
Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)
6. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел) .
Молодцы какие отгадали загадки. А давайте сходим в гости к моим птицам, проповедуем их. Ой что это с ними. Они все перепутались. Как же мне их различить? Кто из них зимующие, а кто перелетные. Вы мне поможете разобраться?
Игра «Перелетные и зимующие птицы» .
Ведущий. Ребята вам нравится у Лесовичка в гостях? Он с нами и поиграл, и загадки загадал. Слушай Лесовичок, полянку твою мы от мусора убрали. А на ней ничего не растет. А что растет на земле ? А вы знаете стихотворения о цветах?
1 ребенок. Давайте землю украшать ,
Сажать сады, цветы сажать повсюду,
Давайте вместе землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду! Лиза Б.
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая,
Прекрасная : хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая. (Е. Смирнова) .
2 ребенок. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все и я и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пустыми Злата Б.
И деревья, и кусты,
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
Лесовичок. Дети, у меня есть семена цветов, я хочу подарить их вам.
Ведущий. Спасибо большое, Лесовичок, за подарок. Но мы хотим оставить это подарок у тебя. Ты их посадишь и у тебя будут цветы.
Лесовичок. Какие вы ребята добрые, только вот беда. Я уже старичок, плохо вижу. Семена мелкие и я их сам не посею. У меня есть грядка волшебная, посейте их ребята.
Ведущий. Давайте поможем ребята Старичку – Лесовичку. Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика. «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают корешки.
Практическое занятие .
А сейчас мы приступим к посеву семян. Одеваем фартуки и перчатки.
Перед вами на столах лежат инструменты необходимые для посадки. Возьмем ложечку, насыпим землю в наши волшебные горшочки – скорлупки. А что нужно делать дальше? Дети проговаривают свои действия : (делаем углубление в земле , поливаем, кладем семечко, присыпаем землей , поливаем). Молодцы ребята справились. Посадили семена. Вырастут из них цветы.
Эту волшебную грядку мы дарим тебе. Ты потом высадишь цветы на свою полянку.
Ребята, а полянка то у Лесовичка пустая. Давайте ее украсим. А вы знаете что можно поселить на полянке. Знаете, чтобы Лесовичку не было скучно, мы сделаем ему бабочек из бумаги.
Изготовление бабочек из бумаги.
Складываем бумагу гармошкой, перевязываем посередине ниткой, расправим крылышки. Рассматриваем поделки.
Молодцы справились. Лесовичок ты доволен. Спасибо всем ребята.
Тема: Наша Земля
Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе; развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса - модели Земли.
Ход занятия
(Детям предлагается для рассматривания выставка картин, иллюстраций, детских работ с изображением пейзажей, цветов, зверей, людей.)
Ребята, вы когда-нибудь видели звездное небо? Расскажите, какое оно? (ответы детей)
Как вы думаете, звезды маленькие, как мы их видим, или они очень большие? (ответы детей)
Правильно, видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие.
(Воспитатель предлагает детям карту звездного неба.)
Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли, но до звезд они не долетели. Зато они видели сверху нашу Землю. Оказывается, наша Земля - голубая, маленькая, как все остальные звезды. Космонавты сфотографировали из космоса Землю. Вот она, наша планета!
(Воспитатель предлагает детям фотографии в атласе «Мир и человек».)
Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они научились строить сначала небольшие лодки,
а затем суда, на которых можно было отправиться в далекие странствия по морям и океанам вокруг света. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествиях? (ответы-предположения детей)
Правильно, ребята, необходимы компас, карта, глобус. Когда-то очень давно мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появлялись только ночью и только при хорошей погоде. А такие помощники, как компас, карта, глобус, использовались и в светлое время суток, и в непогоду. (Воспитатель предлагает детям для рассматривания глобус.)
Посмотрите, глобус, это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля? Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды? Давайте рассмотрим глобус внимательно. Какие цвета вы видите на нем? (Белый, синий, зеленый, коричневый, желтый.)
Почему же наша Земля так раскрашена? (Прочитать отрывок Н. Сладкова «Разноцветная Земля».)
Ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нем:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Кто же так красиво и премудро устроил все вокруг нас на Земле? (ответы детей)
Вот какой чудесный дом,
Много есть соседей в нем,
Только Кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
Так старательно, умело
Кто людей, зверюшек сделал?
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
В реки Кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, Кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Ну, конечно, только Бог!»
(Е. Королева)
Наш мир есть творение Божие.
(Звучит классическая музыка, воспитатель предлагает серии картин.)
Вот мы с вами на лугу. Над нами высоко раскинулось голубым шатром небо с белыми облаками. Представьте, что мы легли на высокую густую траву, усеянную цветами. Среди травы слышно стрекотание разнообразных насекомых, а над цветами порхают бабочки невиданной красоты, жужжат пчелки, собирая душистый мед. Вся Земля похожа на большой красивый ковер. Но ни один ковер, сотканный руками человека, не сравнится с красотой лугов в живой природе.
А теперь пройдемся по лесу. (Иллюстрации.) Мы видим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Тут и мощный дуб, и стройная ель. и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. В лесу притаились поляны со всевозможными травами, цветами, ягодами, грибами. В лесу слышны голоса птиц. Здесь живут сотни всевозможных видов зверей. Это свой большой лесной мир.
А вот и река! (Иллюстрации.) Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей, лугов. Как в ней приятно искупаться, половить рыбку, покататься на лодке! Кругом жара, а в воде прохладно и легко. А сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности! В реке тоже своя жизнь, свой мир.
И как величественно море, имеющее свой огромный и богатый подводный мир живых существ.
А как красивы и восхитительны горы, уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака!
Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих Землю. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землей.
Богат и разнообразен мир! И в этом мире царит дивный и стройный порядок, который часто называют «закон природы». Все растения и животные расселены по Земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тот тем и питается. Всему дана определенная разумная цель. Все в мире на Земле рождается, растет, стареет и умирает. Одно сменяется другим. Всему отведено свое время, место и назначение.
Весь этот мир создан для жизни и пользы человека - для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, любить нашу планету Земля.
старшая группа №6 «Жемчужинка»
МДОУ д/с №12 «Солнышко» Анапа 2016
Воспитатель
Булыгина Валентина Николаевна
Цель: дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди).
Задачи:
Сформировать у детей понятие «космическое пространство». Закреплять знания детей о планете – как общем доме для растений, животных и человека.
Воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли
Материал и оборудование : глобус, схемы - модели «времена года» , природоохранные знаки, видеофильм «Земля в опасности», презентация «Правила поведения в лесу»
Ход занятия:
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зеленый луг,
В лесу дремучем не пройдешь. Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой, а где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть, одно у них название есть:
Леса, и горы и моря – всё называется – Земля!
А если в космос ты взлетишь, ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой! Любимую планету!
Ребята, как называется наша планета? (Земля)
Наша планета- это огромный шар. Кто на ней живет (растения, животные, люди) .
рассматривание глобуса
Вы знаете, что я держу в руках? Что такое глобус?
Правильно, глобус, это модель земли.
Какие цвета вы видите на глобусе? (голубой, зеленый, белый, желтый) .
Какого цвета больше?
Правильно, большую часть (2/3) земли покрывает вода. Именно она дала такой цвет планете.
Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (растительность, леса)
А, что обозначено желтым цветом? (суша)
Физ. Минутка «Руки подняли»
Вращение глобуса (вращение земли вокруг солнца)
Ребята, наша планета Земля вращается вокруг солнца, поэтому происходит смена времени года. Давайте мы с вами сейчас вспомним какие времена года мы знаем. (зима, осень, веса, лето)
Дидактическая игра «Времена года»
Ребята, сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения, а вы попытайтесь определить какое это время года.
Ребята, наша планета вращается вокруг себя и поэтому меняются части суток (день-ночь) .
Дидактическая игра «День- ночь» .
(дети кружатся вокруг себя) .
А окружает нашу Землю огромное пространство, которое называется космическим пространством. Это пространство не пустое, оно заполнено космическими телами: звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, находясь на космодроме, только готовился к полету. Земля казалась ему громадной, необъятной.
Но, взглянув на нее из космоса, он увидел: не так-то она и велика. На космическом корабле ее можно облететь за 1,5 часа! И поэтому, мы земляне, должны любить и беречь нашу планету. Она уникальна, только на земле есть жизнь.
-Ребята, а что необходимо растениям, животным, человеку для жизни?
(вода, свет, воздух, тепло)
Всё это создает благоприятные условия для жизни. Чтобы жить на планете МЫ обязаны её беречь, а почему?
Да, потому, что
Дерево, трава, и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Взглянуть на нашу Землю страшно.
Вода мутнеет с каждым днём.
А воздух! Сколько грязи в нём?
Когда-то чистый, голубой.
Теперь он грязный и больной.
Погибнуть может всё живое
Земля, что сделали с тобою?
Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди (так и загрязняется наша Земля). Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи.
Видеофильм «Земля в опасности»
А сейчас я вам покажу два места в нашей стране, которые надо спасать.
Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти. На юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нём с каждым годом становится все меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают, как его спасти.
Дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите, в опасности наш город или нет? Что ему угрожает?
Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
Чтобы помочь ей, надо учиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами.
Презентация «Правила поведения в лесу»
Ребята, давайте подумаем, что нельзя делать в природе (ответы детей)
У меня есть волшебные знаки, которые будут нам напоминать о правилах поведения в природе
- Ветки дерева- не ломай
- Зря цветы ты не срывай
- Бабочки пускай летают, ну кому они мешают
- Мусор свой ты не бросай
– Береги свою планету
Ведь другой похожей нету!
Давайте встанем в круг и подарим друг другу хорошее настроение
Этюд «Хорошее настроение»
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
Сценарий экологического праздника Дня Земли подготовила музыкальный руководитель Кудинова Н.В., МДОУ № 3 «Сказка», г. Дмитров.
День Земли в детском саду проводится для расширения экологических знаний, воспитания у детей гуманного отношения к природе и чувства ответственности за все живое на нашей планете.
Подготовительная работа
Предварительная работа:
- разучивание стихов, потешек и загадок о природе;
- беседы на тему экологического воспитания;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественных произведений о растениях и животных;
- знакомство с космосом;
- проведение конкурса на лучший рисунок по теме «Земля – наш дом».
Оборудование:
- большой шар с материками (макет земли),
- две корзины для мусора,
- мусор (палочки, бумага),
- хопы,
- мольберты,
- бумага А4,
- пастель или восковые мелки.
Действующие лица:
- Ведущая,
- Земля,
- Крепкосвист,
- дети.
День Земли в детском саду. Сценарий
Дети входят в зал по музыку Савельева «Большой хоровод».
Ведущая: — Ребята, сегодня во всем мире отмечают праздник День Земли. Мы с вами являемся частью нашей планеты. И должны стать участниками празднования этого замечательного дня
— Здравствуй, наша планета Земля!
Здравствуйте, океаны, реки, моря, озера! (Дополняют дети.)
Здравствуйте, насекомые, звери и птицы! (Дополняют дети.)
Здравствуйте, луга, леса, поляны, рощи! (Дополняют дети.)
Земля — наш общий дом. И люди, и звери, и птицы — все вместе в нем живем.
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: «Раз, два, три!»
Откроем праздник — День Земли!
— А вот и к нам сама пожаловала матушка Земля!
Выходит Земля с большим шаром (макет земли).
Земля: — Здравствуйте ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада всех вас видеть сегодня на нашем празднике!
Ведущий: — Земля, а ребята пришли к тебе не с пустыми руками, а приготовили поздравительную открытку.
Выходят дети и зачитывают поздравление на изготовленной заранее открытке в размер ватмана:
— Дорогая, милая земля!
Поздравляем тебя с твоим праздником!
Мы желаем твоим рекам, озерам, лесам,
Твоим питомцам: зверям и птицам,
Рыбам и насекомым здоровья!
А еще быть самой красивой планетой.
И в этот праздничный день не грустить и не скучать, а быть веселой.
Потому что мы тебе еще дарим наши песни, стихи и танцы,
И вот такие подарки.
Четверо детей несут четыре праздничные коробки с подарками и ставят у центральной стены.
Земля:
— Всех детей благодарю, всем «Спасибо!» говорю!
Сколько звуков, сколько пенья в этот чудный день весенний.
Вторя песням соловья, здесь спою для вас и я!
Песня «Земля — наш общий дом» (музыка Насуленко).
Ведущий:
— От улыбки и от песни станет радостней всем вместе,
И сегодня в День Земли танец дарим тебе мы!
Дети исполняют танец «Улыбка».
Земля: — Ребята, а вы хотите поиграть с моим макетом Земли – глобусом?
Проводится игра с мячом.
Земля задает вопрос и бросает шар:
— Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы.)
— Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)
— Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)
— Когда на улице светло? (Днем.)
— Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)
— Для чего нужен воздух? (Необходим для дыхания.)
— Что делают пчелы? (Собирают нектар.)
Земля: — Вы, ребята, молодцы! Все про меня уже знаете.
За дверью раздается свист, в зале появляется Крепкосвист с большим рюкзаком.
Ведущий: — Ты кто такой?
Крепкосвист: — Я возмутитель спокойствия, рек и озер, разоритель птичьих гнезд и нарушитель лесных тропинок. Я Крепкосвист.
Ведущий: — У тебя такой большой рюкзак, что в нем?
Крепкосвист:
— Для таких хороших деток
Мне не жалко ничего.
У меня для вас подарки,
Нет таких ни у кого. (Достает и отдает детям.)
Вот рогатка вам, ребятки.
Чтобы в птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик,
Чтоб друг друга попугать!
Этим камнем тяжеленным
Можно окна выбивать!
Этой палкой-выручалкой
Во все стороны махать! Вот так!
— Хороши мои подарки?
Ведущий: — И нисколько не хороши, забери их назад. Никакие это не подарки, а очень плохие вещи. Их срочно надо выбросить. Дети, верните все ему обратно!
Дети возвращают все вещи.
Крепкосвист: — Плохие вы, дети, не буду с вами дружить! А вот еще мои подарки… (Разбрасывает мусор.) Посмотрите, как у вас грязно! А мусора…
Земля: — Это ты, Крепкосвист, намусорил.
Крепкосвист: — Это не я, а они! (Показывает на ребят.)
Земля: — Ах, как не хочется в такой праздничный день быть такой замусоренной. Что же мы теперь будем делать?
Дети предлагают убрать мусор. Взрослые готовят четыре корзины для мусора.
Земля: — Спасибо за помощь, только давайте рассортируем мусор по разным корзинам: в одну сложим бумагу, а в другую — ветки, шишки и пластиковые бутылки.
Проводится конкурс «Кто быстрее уберет мусор».
Крепкосвист: — Да, я плохо себя веду, а ваши-то дети умеют себя правильно вести?
Ведущий: — Конечно, умеют! Можешь задавать им любые вопросы.
Крепкосвист: — Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» . Я буду озвучивать вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! Открываю свою лесную книгу.
— Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет.)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет.)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет.)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)
Ведущий: — Ну вот, Крепкосвист, наши дети знают как себя надо вести. И мусор весь собрали. Как у нас чисто и красиво!
Крепкосвист:
— Больше я вредить не буду!
Зло, коварство позабуду.
Буду людям помогать,
Никого не обижать!
А сейчас, ребята, я вас покидаю.
Вот подарки возьму, лучше выкину, пойду! (Уходит, машет рукой.)
Ведущий (говорит на фоне фонограммы пения птиц):
— Громко птицы распевают –
Все весну-красну встречают!
Дети водят хоровод «Весна».
Земля:
— Кто-то к нам сюда спешит? Кто-то к нам сюда бежит?
Ну-ка хлопнем веселей, пусть отыщет нас скорей! (Дети хлопают.)
Звучит музыка, появляется Апрелечка, держит в руках подарок.
Апрелечка:
— Здравствуйте, мои друзья!
Я апрелечка-весна.
Бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки, на полях ращу цветы.
Прогоняю с бухты лед,
Светлым делаю восход,
Всюду, в поле и лесу
Людям радость я несу!
День Земли и я встречаю.
Петь для вас я начинаю!
Песня «Самая счастливая» (музыка Савельева).
Апрелечка:
— Я вас всех благодарю и свой подарок вам дарю,
А теперь мне в лес пора. До свидания, друзья! (Покидает зал.)
Ведущий: — Дорогая Земля, а ребята для тебя приготовили стихи, послушай!
1-й ребенок:
— Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
2-й ребенок:
— Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
3-й ребенок:
— Ты дышишь чистым воздухом лесов
И воду пьешь из полноводных рек,
Ты сыт ее хлебами, человек,
Откликнись на ее печальный зов.
4-й ребенок:
— Есть одна планета-сад
В этом Космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликают перелетных.
5-й ребенок:
— Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
6-й ребенок:
— Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Земля: — Ребята, а я ведь в разное время года бываю разной.
Земля задает вопросы детям:
— Отгадайте: Когда я бываю белой? (Зимой.)
А желтой, красной, оранжевой? (Осенью.)
Когда я бываю зелёной? (Весной.)
А когда разноцветной? (Летом.)
— А теперь пора посмотреть подарок Апрелечки. Смотрите, здесь открытка с загадкой:
— Он родился в майский день,
И лес его хранит.
Только ты его задень —
Он тихо зазвенит? (Ландыш.)
Ой, смотрите здесь целая корзина.
Ребенок: — А мы ландыши возьмем, с ними танцевать начнем.
Дети исполняют танец «Ландыши».
Ведущий: — Да, прекрасна наша Земля и зимой, и весной, и летом, и осенью. Земля – это общий для всех дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о всех живых существах. А кто они такие, живые существа?
Ребёнок:
— Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
Как будто просят нас: люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб — не море,
Ведь небо без птиц — не небо,
Земля без зверей — не земля,
А нам без земли нельзя!
Ведущий: — Все согласны?
Земля: — На моей планете есть два красивых озера, посмотрите! (Выставляют три водоема.) Послушайте, какая тишина! Никто не плескается, почему? (Дети отвечают.) Правильно, это мы сейчас сделаем.
Проводится конкурс «В каком озере будет больше рыбок?».
Детям раздаются сачки, и в емкости с водой выпускаются рыбки.
Земля: — Кто может ответить на мой вопрос: «Какой должна быть планета?»
Ребенок:
— Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым —
В обиду её ни кому не дадим!
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам всем с вами!
Земля: — Да, я согласна, будем наводить красоту на моей планете. Только как?
Ведущий: — Матушка Земля, мы тебя просим, открой свои подарочные коробки, и сама все увидишь! (Открывает первую коробку — цветы.) Конечно, они обязательно должны быть на моей планете! Пожалуйста, украшайте! (Открывает вторую коробку — бабочки.) Эти сказочные насекомые не проживут без цветов. Пожалуйста, украшайте! (Открывает третью коробку — птицы.) Конечно, без пения птиц, моя планета будет грустной и печальной. Отпускайте их на землю! (Открывает четвертую коробку — рыбы.) Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны!
— Посмотрите-ка, друзья.
Как прекрасна ты, земля!
Исполняется песня «Как прекрасен мир» (музыка Вихаревой).
Земля:
— Спасибо вам, ребята. Мне так было с вами интересно.
Давайте будем беречь планету –
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей вселенной только одна
Для жизни и дружбы всем вам я дана!
Музыкальная композиция «Дадим шар земной детям».
Земля:
— Славно мы повеселились.
Очень крепко подружились.
Поплясали, поиграли.
Все вокруг друзьями стали.
Мне пора уже прощаться —
С вами буду расставаться.
— До свидания!
Земля уходит. Дети покидают зал.
Музыкальная композиция «Большой хоровод».
Задачи:
— закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, об экологических праздниках;
— вызывать положительные эмоции и желание участвовать в разных видах деятельности;
— воспитывать культуру поведения на мероприятии. Оборудование: костюмы героев праздника, картинка с изображением мухомора, ноутбук, презентация «Цветочные фантазии», муляжи грибов, веревка, поднос, каравай, фантики.
Звучит музыка. Дети сидят в зале на стульчиках.
Ведущий . Мы сегодня собрались на необычный день рождения, а кто именинник, вы узнаете, разгадав загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она — огромный шар.
Сегодня день рождения Земли! 22 апреля люди всех стран отмечают этот праздник. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и поселков, берега рек, в парки и скверы. Сажают новые деревья, очищают озера и реки, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Ведь, к сожалению, своей деятельностью человек очень сильно загрязняет природу, разрушает естественную среду обитания многих животных, растений. 22 апреля — напоминание о том, что Земля наш общий дом, а в доме всегда должно быть чисто, светло и уютно всем!
В день рождения дарят подарки. Ребята приготовили вот такие яркие и красивые рисунки нашей замечательной планете. А еще украсили нашу Землю цветами.
Стены оформлены детскими работами.
Отправимся в путешествие по Земле. Сейчас весна и очень красиво в лесу. Вот мы и заглянем в лес, что же там происходит?
Инсценировка
Действующие лица: Медведь, Заяц, Белка, Кукушка, Мухомор.
Ведущий
На поляне как-то раз спорили зверята.
Кто важнее всех в лесу, знаете, ребята?
Медведь . Я хозяин леса — медведь. Все знают, что я в лесу самый главный!
Заяц. Как ты, медведь, можешь называть себя хозяином леса? Что ты за хозяин, который спит всю зиму и не знает, что в его доме делается? Мы, зайцы, самые главные в лесу, везде бегаем, все знаем.
Белка. Мы, белки, быстрые и ловкие. Прыгаем с ветки на ветку, с высоты все видим. Мы в лесу главные!
Кукушка . Если бы не я, птица, плохо пришлось бы лесу. Деревья я защищаю от вредителей. Я самая главная!
Звучит эстонская народная песня «Кукушка» (рус. текст В. Татаринова, обр. Е. Ключарева).
Мухомор. Не спорьте, друзья! Все вы нужны лесу, все зависите друг от друга. Если кто-нибудь из вас покинет лес, он обеднеет, а может и погибнуть. Приглашаю вас в гости к Лесовику и его подружке — Лесовушке. Они много знают о лесе и его обитателях.
Ведущий. Ребята, пойдем в гости к Лесовику и Лесовушке?
Дети отвечают.
Физкультминутка «Путешествие»
Мы идем по проселочной дороге, по разогретой солнцем земле.
Дети топают ногами.
Перед нами луг, под ногами мягкая трава.
Скользят.
Идем вдоль берега реки, под ногами шуршит песок.
Потирают ладони.
По деревянному мостику переходим через реку.
Высоко поднимают ноги.
Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку. Прыгают на двух ногах.
Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветви. Поднимают руки вверх, покачивают ими.
Справа и слева спелые ягоды, соберем их в подарок Лесовику и Лесовушке.
Выполняют наклоны вправо-влево, приседают.
Вот мы и пришли!
Детей встречает Лесовушка с подносом и караваем.
Лесовушка
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай вам подношу
И отведать попрошу.
Я сама его испекла, ведь сегодня праздник — День земли. Лесовик. Какие гости к нам пожаловали — ребята, любители природы!
Ведущий. Да, сегодня праздник, и мы будем танцевать.
Дети исполняют танец «Старинная полька» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).
Лесовушка . Попробуйте мой каравай.
Дети пробуют.
Я старушка Лесовушка. Лес охраняю от шума, от всякого лиха. Все лесные жители — мои друзья. Надеюсь, мы подружимся?
Медведь
О природе люди думать перестали,
И лесные жители обижаться стали.
На охоте люди птиц, зверей стреляют
И деревья все подряд часто вырубают.
Реки засоряют, травы выжигают
И о жителях лесных ничего не знают.
Лесовик . Неужели это правда? Но ведь не все люди так поступают? Дети, вы деревья ломаете? Из рогаток по птицам стреляете? А о животных что-нибудь знаете?
Дети отвечают.
Ведущий. Лесовушка, ребята любят отгадывать загадки, можешь загадать им их.
Лесовушка. Загадаю, конечно.
Не нуждается ни в ком,
На спине своей носит дом.
При себе всегда пожитки
У медлительной... (улитки).
Всех перелетных птиц черней,
На пашне ищет он червей.
Взад-вперед по веткам вскачь,
А зовется птица... (грач).
За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала...
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах. (Рысь.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
Это что за зверь такой,
Может жить он под землей.
Норку и подземный ход
Лапками копает... (крот).
Умные вы, ребята, сообразительные!
А вот скажите, дети, что белки в свои кладовые на зиму собирают? Дети. Орехи, грибы, шишки.
Проводится игра «Кто быстрее наденет грибы на веревку».
Лесовушка (показывает картинку с изображением мухомора). Нужны ли кому-нибудь такие грибы, как этот красавец? Для чего? Дети. Мухоморы едят разные животные.
Лесовик . Если вы увидите выпавшего из гнезда птенца, что вы сделаете?
Дети . Не станем его трогать.
Лесовушка. Знаете ли вы стихи о птицах?
Дети читают стихи.
1-й ребенок
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи.
А вы видели — сегодня
Прилетели к нам грачи.
Удивительные птицы
Прилетели, гнезда вьют.
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы.
О. Костина
Дети исполняют песню «Бай качи, качи, качи» русская народная прибаутка.
2-й ребенок
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря разразится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
К. Кулиев
Лесовушка. Ребята, какой бы вы хотели видеть природу?
Дети исполняют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» (муз. Я. Жабко, сл. Я. Жабко, Е. Каргановой).
3-й ребенок
Чтобы лес наш стал чудесен,
Чтобы смыть и грязь, и плесень,
Чтоб деревья напоить
И цветы в траве умыть,
Воду в речке освежить,
Надо дождик пригласить.
Физкультминутка «Дождик»
Приплыли тучи дождевые:
(Дети поднимают руки вверх, покачивают ими.)
Лей, дождь, лей!
(Встряхивают кистями рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
(Выполняют наклоны.)
Пьет, пьет, пьет,
(Поднимаются.)
А теплый дождь неугомонный
(Встряхивают кистями рук.)
Льет, льет, льет.
(Топочут ногами.)
Лесовушка. Как красиво стало после дождя! Умылись деревья, травы и кусты. Знаете ли вы растения нашего леса? Отгадайте мои загадки.
Весну встречает — сережки надевает.
Набросит на спинку зеленую косынку,
На платье полоски у дерева... (березки).
Кто ни прикасается, за того цепляется.
(Репейник.)
А какие деревья растут около вашего детского сада?
Дети отвечают.
1-й ребенок
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой —
Не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом —
Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя —
Вырасти меня!
Пер. с укр. С. Маршака
2-й ребенок
Я тебя листвою от дождя укрою
Поливай меня!
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий —
Не забудь меня!
Пер. с укр. С. Маршака
Лесовушка
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун, пер. К. Симонова
Назовите цветы, которые растут на нашей земле.
Дети отвечают.
Ведущий. Давайте посмотрим на наш экран и полюбуемся красотой. На земле очень много разных цветов — вот они.
Демонстрируется презентация «Цветочные фантазии».
3-й ребенок
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все — и я, и ты,
Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны,
И не станет красоты.
Лесовушка. Молодцы! Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что я скажу, верно — хлопайте в ладоши, если я ошиблась — топайте.
Ветки не ломать, листья зря не рвать.
Цветы рвать, в венки сплетать.
Шуметь, кричать, аукать. Громко песни петь.
Лягушек, гусениц, ужей нужно гнать из леса.
Чтоб узнать лесные тайны, нужно не шуметь.
Все животные и растения нужны лесу.
В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костер.
Мусор не бросай, за собою убирай.
Лесовик. Смотрите, к нам идут туристы.
Разыгрывается миниатюра «Туристы на привале». Они разжигают костер, бросают мусор, громко поют песни и уходят.
Вот такие еще туристы приходят к нам в лес. Правильно они вели себя?
Дети отвечают.
Раз вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, сможете помочь лесным обитателям навести порядок.
Игра «Собери мусор»
Под музыку дети собирают фантики.
Лесовушка. Спасибо вам, дети! Вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам свои тайны — ведь вы умеете ценить красоту нашей земли и беречь ее.
Ведущий . А земля наша очень красива. Давайте будем добрыми друг к другу и ко всему, что нас окружает.
Дети исполняют «Добрую песенку» (муз. и сл. Ш. Колмагоровой).