Занятие по развитию речи зимовье зверей. Зимовье зверей план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Тема: «Зимовье зверей».
Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы с вами были в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?
Зимний лес. Волшебница-зима постаралась украсить его на славу.
Четыре художника (отрывок)
Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу подними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
(Г. Скребицкий)
Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.
Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.
Воспитатель выкладывает на ковролине следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т.д., предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.
Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам.
- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».
Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев... За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его... Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону... Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел.
Дети играют в подвижную игру «Найди зайца». Они делятся по парам: один ребенок - заяц, другой - охотник. «Заяц» прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник» пытается повторить траекторию.
А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.
Воспитатель предлагает детям приложить на ковролине зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика - около сугроба, белочку - на ствол сосны и т.д.
Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
Беличья память
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.
Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)
Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.
Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.
Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустарников и деревьев.
А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)
Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие — воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказывал:
У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь - показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?
Воспитатель предлагает детям иллюстрацию.
Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты и др.)
Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам - желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и доживут до весны «братья наши меньшие».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы»
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема:
Цель: познакомить детей с произведением народной сказки «Зимовье зверей».
Задачи:
Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;
Развивать слуховое восприятие;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Коммуникация: обогащать и активировать словарь детей: зимовье, щепу драть, стены мхом конопатить.
Физическая культура: формировать правильную осанку; закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.
Социализация: совершенствовать умение детей составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Ромашка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по
образовательной области «Чтение художественной литературы»
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
группа «Звездочка»
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Подготовила воспитатель:
Напольских О. В.
г. Сургут, 2015 г.
Цель: познакомить детей с произведением народной сказки «Зимовье зверей».
Задачи:
Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;
Развивать слуховое восприятие;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Интеграция с образовательными областями:
Коммуникация: обогащать и активировать словарь детей: зимовье, щепу драть, стены мхом конопатить.
Физическая культура: формировать правильную осанку; закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.
Социализация: совершенствовать умение детей составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Ход НОД
Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком, нос пятачком. Кто это? (ответ детей: свинья)
Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой. (ответ детей: бык)
Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (ответ детей: петух)
Серый, злой, зубастый. (ответ детей: волк)
Молодцы, всех угадали!
Ребята, помните сказку «Теремок», в которой звери жили дружно, сегодня я вам расскажу еще одну сказку об этом, которая называется «Зимовье зверей». Зимовье – это домик из дерева, в котором можно жить зимой. В сказке будут встречаться слова: щепу драть (кору с дерева снимать), стены мхом конопатить (щели в стене закрывать). Присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Рассказывание сказки «Зимовье зверей» воспитателем
Дети, понравилась вам сказка? (ответ детей: да)
Вы, наверное, устали, пока слушали, давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы ходили на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька - трусишка, и как серый волк - волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.
Ну что, ребята, отдохнули? (ответ детей: да)
Теперь я проведу с вами беседу.
- Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (ответ детей: зимний домик, чтобы перезимовать, пережить холод)
- Для чего звери решили построить дом? (ответ детей: перезимовать)
- Как они его строили. Кто, что делал? (ответ детей: щепу драли, стену мхом конопатили)
- Что случилось однажды? (ответ детей: пришел волк)
- Как зверям удалось спастись? (ответ детей: они вместе)
Ребята, вы были внимательными, хорошо слушали сказку. А сейчас мы с вами поиграем «Собери фигуру из частей».
Какие вы все молодцы! Все справились с заданием! Я хочу вас поблагодарить!
Занятие в старшей группе по сказке "Зимовье зверей"
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги)
Через лево повернись,
В Книгограде очутись.
Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие сказки вы знаете?
Предлагаю отгадать о ткаком времени годо говорится в сказке, о которой сегодня мы с вами будем говорить.
По белой постели гуляют метели.
В шапках боярских сосны и ели.
Дремлюм под снегом кусты и дома.
Значит пришла к нам царица (Зима).
Мы сегодня с вами путествовать по страницам книги "Зимовье зверей. Мы с вами будем играть в различные игры.
Я Вас приглашаю присесть за столы. Сегодня за каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Ответы нужно давать полные. И не выкрикивать, а уметь выслушивать друг друга.
Давайте вспомним про что сказка. Ответим на несколько вопросов по сказке.
Беседа по сказке.
В Какое время происходит действие сказки?
Как готовился к зиме бык?
Как повели себя баран, свинья, гусь, петух?
Как узнал о зимовье волк и медведь?
Что сделали баран и бык?
Чем закончилась сказка?
Физминутка: Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду - плюх! (Присели.)
Игра: "Один - много".
Быки - быки
Баран - бараны.
Свинья - свиньи.
Гусь - гуси.
Петух - петухи.
Волк - волки.
Лиса - лисы.
Медведь - медведи.
Изба - избы.
Крыло - крылья.
Дверь - двери.
Стена - стены.
Игра "Назови ласково".
Быки - бычок.
Баран - барашек.
Гусь - гусачок.
Петух - петушок.
Волк - волчок.
Лиса - лисонька.
Изба - избушка.
Крыло - крылышко.
Дверь - дверка.
Стена - стеночка.
Игра "Сосчитай".
2 быка, 5 быков.
2 лисы, 5 лис.
2 барана, 5 баранов.
2 свиньи, 5 свиней.
2 гуся, 5 гусей.
3 петуха, 5 петухов.
2 волка, 5 волков.
2 медведя, 5 медведей.
2 избы, 5 изб.
2 двери, 5 дверей.
2 стены, 5 стен.
Подвижная игра: "Волк и зайцы".
Игра: "Скажи наоборот".
Зима - лето.
Тепло - холод.
Дружба - вражда.
Теплый - холодный.
Зимний - летний.
Хорошо - плохо.
Подбор родственных слов:
Зимовье, зима, зимушка, зимний, зимовать.
Лиса, лисичка, лисонька, лисий.
Заяц, заяц, заячий, заячья.
чистоговорки со звуками С и Ш.
"Хлоп, ладошка"
(выполняйте движения в соответствии с текстом)
Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая! (хлопки в ладоши)
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко. (Хлопки правой ладошкой по правой ноге)
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.(Хлопки левой ладошкой полевой ноге)
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам -
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной.
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем.
И крест накрест руки сложим.
И погладим мы себя.
Вот какая красота.
Игра "Угадай, кто это?"
Сторожит, грызёт, лает?...
Хрюкает, роет?...
Мяукает, лакает, царапает?....
Ржёт, бегает, скачет?....
Мячит, жует, молоко дает?....
Пальчиковая игра:
Творческая работа - штриховка по клеткам - изба, гусь, свинья.
Итог:
Молодцы, ребята.
О какой сказке мы с вами сегодня говорили?
О Каких животных говорилось в сказке?
Как этих животных можно назвать одним словом?
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались. А теперь посмотрите у вас на столах яблочки. Если на занятии вы чувствовали себя комфортно, вам было интересно, то возьмите красное яблоко и повесьте его на дерево. А если вам что то на занятии не понравилось или вам было скучно то возьмите зеленое яблоко.
Программное содержание: Формировать у детей эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту природы в зимний период. Развивать воображение, фантазию. Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период, умение рисовать разных животных и передавать их жизнь в холодный период.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема недели: Животный мир зимой
Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему: «Кто как зимует»
Программное содержание:
Формировать у детей эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту природы в зимний период.
Развивать воображение, фантазию.
Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью.
Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период, умение рисовать разных животных и передавать их жизнь в холодный период.
Материал:
Бумага светлого тона формата А4, цветные восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетка.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организационный момент. Чтение стихотворения. Ребята, а вы знаете, как А.С. Пушкин называет зиму "волшебницей ". Хотите узнать, почему?
(Чтение отрывка на стихотворения)
"Вот север тучи, нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов….
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы"
2. Основная часть.
Ребята, а что вы можете сказать о нашей зиме?
А что мы знаем о животных зимой?
Вы уже знаете, как зимуют животные нашего края, а вот детки помладше, которые тоже ходят в наш детский сад еще мало знают об этом.
Поэтому, предлагаю вам нарисовать о том как зимуют животные нашего края и оформить выставку своими рисунками, которая так и будет называться «Кто как зимует».
Красивые и аккуратные работы мы выставим в холе детского сада. Согласны?
Тогда приступим. Сейчас подумайте и скажите: кто какого зверя будет изображать, а может даже несколько. Не забывайте, мы будем рисовать зимний лес и зверей.
У вас на столах находятся разные материалы, вы сами подумайте, чем вы будете пользоваться, и приступайте к работе. Следите за осанкой, спина должна быть ровной, ноги стоять под стулом.
Но прежде чем вы приступите к работе, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя.
3. Заключительный этап.
Анализ работ. Подготовка работ на выставку.
Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи и звери. Вы, молодцы, все хорошо поняли задачу и с ней справились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект по рисованию (подготовительная группа) на тему:"Зимний пейзаж" с использованием не традиционной техники "Оттиск"(рисование овощами)...
Цель: Познакомить с транспортом прошлого – каретой. Выполнить эскиз кареты-тыквы в цвете.Задачи: Познакомить детей с транспортом прошлого – каретой; Продолжать учить рисовать цветными карандашами, ш...
Тема недели: Урожай. О хлебе Конспект по рисованию в подготовительной группе Тема: Грибная поляна (Рисование гуашью)
Программное содержание. Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и...