Занятие по природному миру в средней группе. Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений»
Проект для дошкольников 4-5 лет "Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста"
Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Тема проекта «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:Беседы на темы:
«Что такое природа?»
«Деревья нашего края».
По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
«О правилах поведения на природе».
«Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие животные».
С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О птицах.
О диких животных.
О деревьях.
О природе.
Словотворчество:
«Сказки о лесе».
«Небылицы о природе».
Дидактические игры:
«Природа – не природа».
«Кто в домике живет?».
«Найди перелетных и зимующих птиц».
«Найди по описанию».
«Найди, кого назову».
«Опиши, а мы отгадаем».
«Кого не стало?».
«Чьи следы».
«Назови ласково».
«Кто где?».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
«Воробьи»;
«Птички»;
«Кто спит зимой?»;
«Осенние листья»;
«Дикие животные»;
«Осень»;
«Зима».
«Зайка».
«Сорока».
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Елка»;
«Медвежонок»;
«Зайка».
«Дикие животные».
Игровые упражнения:
«Чему человек научился у птиц?».
«Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
«Лес шумит».
«Хочу быть птичкой».
«Кто живет в лесу?».
«Дикие животные».
«Птички».
Наблюдения:
За сезонными явлениями.
За деревьями.
За птицами.
«Чьи следы?».
Труд в природе:
Установка кормушек.
Подкормка птиц.
Уборка мусора.
Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?».
«На лесной опушке».
«Чудесное превращение».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы».
«Белка».
Эстафета «Собери мусор».
«Охотники и утки».
Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Творческая деятельность:
Конструирование «Кормушки для птиц».
Рисование «Берегите природу».
Рисование «Деревья нашего участка».
Конструирование «Хвойный лес».
Лепка «Животные в лесу».
Конструирование «Береза».
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Сравнение веточек сосны и ели.
Рассматривание семян деревьев.
Посадка семян сосны, ели, березы, клена.
Оформление экологического панно:
«Природа нашего края».
«В осеннем лесу».
Музыкальные презентации:
«Природа нашего края».
«А по берегам реки Агидель».
«Природа Башкортостана».
«Правила поведения на природе».
«Народные приметы».
Экологическое развлечение
«Лесная прогулка».
Взаимодействие с семьей:
Совместное изготовление родителей и детей макета «Природа».
Оформление выставки «Природа Башкортостана».
Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края.
Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что работая над проектом
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»
Цели:Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
- Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)
- Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
- Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)
- А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)
- По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.
- Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
- А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт (иней).
Трудовая деятельность.
Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Подвижная игра: «Листопад».
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель : привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Непосредственная образовательная деятельность по экологии в средней группе на тему: «КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»
Задачи:Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)
Дидактическая игра экологического содержания «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель игры:Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»
Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.
Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!
Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
Педагогический проект для детей средней группы в детском саду. В гостях у сказки
Образовательные:
— Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе осенью, о характерных признаках каждого сезона.
— Овладение действием замещения.
Развивающие:
— Развитие эмоционального проживания природных явлений, памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.
— Развитие умения ребенка самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы.
Воспитательные:
— Воспитание у детей бережного отношения к живой природе, любознательности.
— Воспитание желания узнать новое, умение видеть красоту природы.
Материал.
— Демонстрационный: круговая диаграмма смены времен года, разноцветные листья, загадки об осени, осенняя мелодия, магнитная доска.
— Раздаточный: по 4 карточки разных цветов (желтого, красного, зеленого, белого) на каждого ребенка, листы желтого цвета, простые карандаши.
Словарная работа:
— активизация слов: пасмурно, моросит, слякоть.
Предварительная работа:
— рассматривание иллюстраций;
— проведение дидактических, подвижных игр;
— чтение стихотворений, рассказов;
— разучивание песен об осени;
— экскурсии в осенний лес.
Методические приемы:
— игровой;
— беседа;
— рассматривание иллюстраций;
— самостоятельная деятельность;
— итог, рефлексия.
Литература:
— Программа «Развитие» под редакцией Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко.
— В. В. Смирнова, Г. М. Парфенова «Тропинка в природу».
— Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
Ход мероприятия:
(Группа украшена под осенний лес, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие.)
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - волшебный мир природы. В любое время года природа радует нас своей красотой. А вот куда мы с вами попадем, вы узнаете, когда отгадаете загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
Дети. Осень.
Воспитатель. Правильно, это осень. Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (показывает круговую диаграмму).
Дети. Круг.
Воспитатель. Это круг, но не простой, а волшебный он заколдован, и нам с вами необходимо его расколдовать. Здесь спрятаны времена года. Ребята, посмотрите, что у нас разбросано под ногами?
Дети . Это осенние листья.
Воспитатель. Какие они красивые, разноцветные. (Воспитатель поднимает листок с пола). Да здесь загадки! Чтобы расколдовать волшебный круг нам необходимо их отгадать. А еще у вас на столах лежат карточки. Какого они цвета?
Дети. Красного, желтого, белого, зеленого.
Воспитатель. Это не простые карточки, а маленькие друзья каждого времени года.
Воспитатель . Каким цветом мы обозначим лето?
Дети. Красным цветом мы обозначим лето. (Дети подбирают цвета ко всем временам года).
Воспитатель. Послушайте загадки, о каком времени года в них говориться? Поднимите карточку нужного цвета.
Загадки:
1 листочек.
За окном веселых птичек стая
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит, к нам пришла ….. (Весна)
2 листочек.
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно это……(Лето)
3 листочек .
Белый снег покрыл поля и села,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой веселый!
Здравствуй раскрасавица…. (Зима)
4 листочек.
С веток листья быстро облетели,
Дождь, с утра, и тучах небо просинь.
В огороде овощи поспели…
По приметам видно - это ……(Осень)
(Звучит фонограмма музыки напоминающей «дождь».)
Воспитатель. Пока мы с вами отгадывали загадки, солнышко спряталось, небо затянуло серыми тучами. Наверное, скоро пойдет дождь. Давайте с ним поиграем.
Капля раз (прыжок на носочках, руки на поясе) ,
Капля два (еще один прыжок),
Очень медленно сперва (4 прыжка),
А потом, потом, потом (8 прыжков).
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны),
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Воспитатель. Пока мы с вами играли, дождь закапал еще сильнее. Давайте еще с вами поиграем, может дождь перестанет капать. Только теперь я буду говорить слова игры быстрее, а вы будете выполнять движения еще быстрее. (Проводится игра еще раз). Смотрите, дождик перестал капать, и опять засветило солнышко.
Воспитатель. Скажите, а какие изменения происходят в природе осенью?
Дети. Становится холодно. Птицы улетают в теплые края. Пасмурно, часто идут дожди. Желтеют и осыпаются с деревьев листья. День становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам стать волшебниками и поиграть в волшебные слова.
«Вправо, влево повернись
И в волшебников превратись».
Воспитатель. Я открою вам небольшой секрет. В волшебной стране все разговаривают с помощью волшебных знаков. Итак, отправляемся в путешествие по осени. Скажите, а когда на улице нет солнца, небо серое как мы называем такую погоду?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. А как можно обозначить пасмурную погоду?
Дети. Пасмурную погоду можно обозначить тучей, которую закрывает солнышко.
Воспитатель. А когда на улице идет дождь?
Дети. Можно нарисовать тучу, и капельки.
Воспитатель. Прошел дождь, на улице появились лужи. Каким знаком мы будем обозначать лужи?
Дети. Лужи на улице мы будем обозначать квадратом, в середине квадрат заштрихуем, синим цветом.
Воспитатель. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее, как же мы будем это обозначать?
Дети. Можно нарисовать круг, большую часть которого закрасим черным цветом.
Воспитатель. Посмотрите, осень подарила нам листочки. Какого они цвета?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Давайте нарисуем на этих листочках знаки, которые мы с вами придумали и подарим их осени. (Дети-волшебники рисуют знаки, с которыми они познакомились сегодня).
Воспитатель. Раз, два три покружились
В ребятишек очутились.
Рефлексия:
Воспитатель. Ребята, а как назвать одним словом весну, лето, осень, зиму?
Дети . Времена года.
Воспитатель. Что вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии?
Дети . Отгадывание загадок, игра с дождиком, быть волшебниками и придумывать значки-картинки.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: Систематизировать знания детей о водных ресурсах Земли.
Задачи:
- Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ (растений, животных, человека), многообразии водных обитателей.
- Систематизировать знания о различных видах водоёмов.
- Развивать познавательную активность, исследовательскую деятельность детей.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Ход занятия
(Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель – перед ними.)
Ребята, что это такое? (Глобус)
Что такое глобус? (Модель нашей планеты, Земли, так она выглядит из космоса)
У каждого из вас есть свой праздник – День рождения. У нашей планеты тоже есть такой день – День Земли. Он отмечается 22 апреля. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей планете.
Посмотрите, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода.)
Какие ещё цвета вы видите? (Зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый.)
Что обозначено этими цветами? (Суша, материки.)
Воспитатель быстро крутит глобус.
Какого цвета на глобусе больше? (Голубого.)
Как вы думаете, что это значит? (Вода занимает большую часть поверхности Земли.)
Воспитатель: В древности люди называли нашу планету Землёй, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.
Человек может жить без воды? (Нет.)
Для чего людям нужна вода? (Для еды, питья; для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении; вода нужна для того, чтобы работали заводы; по ней движется водный транспорт; люди любят отдыхать на берегах водоёмов, рыбачить.)
Кому ещё нужна вода? (Животным, растениям.)
Получается, что всему живому нужна вода.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Откуда мы с вами берём воду? (Из крана, из колодца, из родника.)
А как она попала к нам в дом? (Вода в кране – из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но перед этим воду очищают.)
Глядя на глобус, мы видим, что воды много на Земле. Оказывается, что вода бывает разная- пресная и солёная. Мы с вами пьём пресную воду. Она берётся из ручейков, рек, озёр, подземных родников.
А воду из моря можно пить? (Нет, она солёная.)
Сейчас мы с вами побываем около водоёмов, в которых содержится пресная вода.
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (болото)
Ребята, а может ли какой-нибудь из этих водоёмов быть лишним? (Болото. Из него нельзя пить воду, так как она очень грязная.)
Теперь давайте немножко поиграем. Игра “Покажи водоём”. (Воспитатель показывает карточки – схемы с изображением водоёмов.)
Если я показываю карточку, которая обозначает ручей, вы перепрыгиваете воображаемый ручеёк. Если это река – “плывёте”. Озеро – бежите на месте. Болото – приседаете, думаете, как его обойти.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Подходим к доске, на которой висит карта мира.)
Ребята, посмотрите, на суше встречается голубой цвет? (Да.)
Как вы думаете, что это? (Реки и озёра.)
Какая в них вода? (Пресная.)
Водное пространство между частями суши (материками) – это моря и океаны. Вода в них солёная.
Моря и океаны безжизненные, или в них кто – нибудь обитает? (Ответы детей.)
Конечно, море – это дом для многих видов растений и животных.
Предлагаю окунуться в море. (Дети вместе с воспитателем перемещаются к мольберту, на котором размещены фотографии морских обитателей.)
Дети рассматривают и называют их.
Воспитатель: Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки. Морские звёзды ползают по дну или зарываются в него.
Мягкое тело осьминога не имеет скелета (костей) и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – хищники.
У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола. Добычу они захватывают с помощью щупалец. На щупальцах у медуз расположены клетки, которые выделяют яд и вызывают ожоги. В Приморском крае, где мы с вами живём, самая опасная медуза – крестовик.
Лапы морских черепах превратились в ласты. Морские черепахи не могут прятать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. Среди морских черепах есть и хищники, и мирные травоядные, которые едят водные растения.
Акулы – сильные хищники. Их тело приспособлено к быстрому плаванию. У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму и зазубрены по краям. Питаются рыбой, нападают на дельфинов, черепах, других акул и даже на китов. Акулы имеют большие размеры и легко могут перекусить человека пополам.
Дельфины – самые разумные обитатели океана. Они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – их злейшие враги. Дельфинов легко обучают различным цирковым трюкам.
Вот какие замечательные животные обитают в морях и океанах. А какие птицы летают над морем? (Чайки.)
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Ребята, вы любите купаться, плавать и нырять?
А где легче плавать: в реке или в море? (Ответы детей.)
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, как настоящие исследователи, проведём опыт. Подходите все к столу.
Что вы видите? (Яйцо, две банки, воду, соль.) В банку с № 1 наливаем воду, в банку с № 2 тоже, предварительно добавив соль. Растворяем соль во второй банке.
Представьте, что куриное яйцо – это человек. Погрузим яйцо в пресную воду. Что происходит? (Оно тонет.)
А теперь в солёную. (Яйцо плавает.)
Какой можно сделать вывод? (Солёная вода сильнее выталкивает погружённые в неё предметы.)
Ну что, понравилось вам путешествие по водным просторам Земли? Мы много сказали о различных водоёмах, значении воды для всего живого. Я надеюсь, вы поняли, что к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Программные задачи:
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Образовательные:
Учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы
(дождь, ветер, гром);
Дать элементарные сведения о профессии синоптика;
Учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-
Следственные связи;
Закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;
Продолжать знакомить детей с явлениями природы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательные способности детей;
Развивать наблюдательность, любознательность, мышление;
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь, умение правильно строить предложение,
Совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого
Произношения звуков и слов, правильной постановки ударений.
Работа со словарем:
Ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания: листопад,
Природные явления, народные приметы;
Ввести в пассивный словарь слова и словосочетания: метеоролог, синоптик
Гидрометцентра
Материалы и оборудование:
Тазики с водой, поролоновые губки;
Конфетти, барабан, мяч; игрушечное солнце;
Иллюстрации с явлениями природы;
DVD «Времена года».
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями;
Чтение художественных произведений;
Отгадывание загадок;
Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о чудесах, которые дарит
Нам природа. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна
Эти изменения погоды
Дарят нам ………………(явления природы).
Воспитатель: Правильно отгадали. Что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте.
(Дети берут конфетти и дуют на него).
Ответы детей: (конфетти разлетятся в разные стороны).
Воспитатель: Что это вам напоминает?
Ответы детей (как будто идет снег и ветер дует).
Воспитатель: (ударяет в барабан) Что напоминает вам этот звук?
Ответы детей: (раскаты грома).
Воспитатель: Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем.
Слышите звуки? С чем их можно сравнить?
Ответы детей: (с дождем).
Воспитатель: С чем можно сравнить все то, что мы только видели и слышали?
Ответы детей: (с явлениями природы).
Воспитатель: Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы, а кто отгадает, будет показывать иллюстрации с правильным ответом.
Загадки.
Меня ждали
Меня звали
Показался – убежали (дождь)
Не снег и не лед
А серебром деревья уберет (иней)
Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина (туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (роса)
На всех садится
Никого не боится (снег)
Цветное коромысло
Над рекою повисло (радуга)
Нашумела, нагремела
Все промыла и ушла
И сады и огороды
Всей округи полила (гроза)
Рассыпался горох
На тысячу дорог (град)
Звенит хрустальным бубенцом
Сбегая с крыши над крыльцом
Журчит, звенит, поет
Она ломает снег и лед (капель)
Без рук, без ног,
А двери отворяет (ветер)
Дети отгадывают загадки и показывают иллюстрации с явлениями природы.
Воспитатель: Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать росу, туман, радугу, град?
Ответы детей: (летом).
Воспитатель: А когда можно увидеть снег, вьюгу?
Ответы детей: (зимой).
Воспитатель: А капель когда бывает?
Ответы детей: (весной).
Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас у нас время года?
Ответ детей: (Осень)
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?
Ответы детей: (дождь, ветер, листопад).
Воспитатель: Молодцы, правильно отвечаете. Давайте мы с вами превратимся в дождик.
Проводится физкультминутка «Дождик».
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим фильм об одном из осенних явлений природы. Садитесь на стульчики и внимательно смотрите.
(Просмотр диска «Время года», «Листопад»).
Воспитатель: Внимательно смотрели? О каком осеннем явлении вы посмотрели фильм?
Ответы детей: (о листопаде).
Воспитатель: Почему деревья сбрасывают листву?
Ответы детей: Деревья перестают питать листья, они теряют свою окраску, и деревья сбрасывают листву, готовясь к зиме.
Воспитатель: Многие явления природы (дождь, ветер, град, вьюга и т.д.)
Влияют на состояние погоды. Дети, а вы знаете, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Ученых, которые изучают погодные явления, называют метеорологами. Для составления прогнозов погоды они пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды. По фотографиям метеорологи определяют, где будет холодно, а где тепло, какой ветер, где будет снег, дождь, и т.д. Скажите мне, а как можно еще предугадать погодные явления?
Ответы детей: (по народным приметам).
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Предскажи погоду».
Проводится игра – «Предскажи погоду».
Воспитатель называет примету, а дети предсказывают погоду.
Приметы:
Солнце садится за тучу – (жди ненастья)
Яркий закат солнца – (день будет жарким)
Ласточки низко летают – (к дождю)
Много мошкары вечером – (к теплой погоде)
Муравьи прячутся в муравейнике – (к дождю)
Одуванчики днем закрываются – (к дождю)
Ласточки летают высоко – (дождя не будет)
Много рябины – (осень дождливая)
Звездное небо – (к похолоданию)
Прыгает лягушка по земле – (к дождю)
Дым из трубы кверху поднимается – (мороз ожидается)
Много желудей на дубу – (к лютой зиме)
Собака по земле катается – (дождик ожидается)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа – фокусница. Она дарит нам свои чудеса. Это – солнце, дождь, снег, радуга, вьюга, капель, роса. А скажите, какие чудеса нам природа подарила сегодня?
Ответы детей: (дождь, ветер, и т.д.).
Воспитатель: Вы сегодня узнали, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Еще погоду можно определить, ориентируясь на народные приметы. Вы сегодня слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер. Вы так хорошо справились с заданиями, что выглянуло солнышко, которое принесло нам свой свет и тепло. Наше солнышко не простое, а с сюрпризом. Что у него внутри? Медальки – шоколадки! На что они похожи?
Ответы детей: (на маленькие солнышки).
Воспитатель: Какие замечательные подарки принесло солнышко!
Я желаю, чтобы оно всегда вам ярко светило, и вы были здоровыми и счастливыми.
Наталья Асанова
Конспект занятия «Мы-друзья природы!» (средняя группа)
«Мы - друзья природы !»
Цель :
Воспитывать бережное отношение к природе .
Задачи :
Образовательные :
Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях.
Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.
Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.
Развивающие :
Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные :
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.
Материал : мультимедиа показ деревьев, животных, птиц. Лучики из бумаги, солнышко, запись «Голоса леса» .
Предварительная работа :
Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Лес» ; Заучивание стихов, пословиц об осени;
Оформление для дидактической игры «Кто, где живет» .
Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия» .
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
- Тогда слушайте : Слайд 2. (Лесовичок)
“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки , пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”
Ну что ребята, поможем Лесовичку?
Вы дружные? Вы смелые?
В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд» .) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!
Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) .
-Застучали колеса : Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота) . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.
Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!
Слайд 3.(Полянка)
Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.
1задание.
Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)
Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)
Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний) .
А сейчас какой период? (Поздний) .
Молодцы! Справились с 1 заданием.
Появляется первый лучик в лесу.
2 задание.
В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)
Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)
Как вы думаете, дерево живое? (Да.)
Почему? (Оно растет, дышит, питается.)
Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.
Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)
Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)
Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)
Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.
Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза) - Настя
На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина) -Анисия
Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.
Слайд 7 (Ива) -Ксюша
Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна) - Маша
Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу) . Слайд 10.(Правило)
Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.
3 задание.
Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные) .
Слайд 13.(Животные)
Почему их называют дикими?
Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.
Слайд 14. (Медведь)
«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу, ищет мед и малину». (Медведь.) - Илья
Слайд15.(Белка)
«Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.) -Аня
Слайд 16.(Ежик)
«Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков» . - Полина
Слайд 17. (Волк)
«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) - Дима
Слайд 18.(Заяц)
У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор
Слайд 19. (Лиса)
«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) - Вероника
Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)
Появляется 3 лучик.
Физкультминутка.
4задание.
Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные) . Слайд21. (Перелетные птицы)
Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод) .
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие) .
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет?. (воробей) . Слайд 22. (Воробей)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона- Зовут ее. (ворона) . Слайд 23. (Ворона)
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени. (синичка) . Слайд 24. (Синичка)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее. (сорока) . Слайд 25.(Сорока)
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри -
Там расселись. (снегири) . Слайд26. (Снегирь)
Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?
Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)
Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.
Слайд 27. (Правило)
Молодцы!
Появляется 4 лучик.
5 задание.
Слайд 28. (Правила)
Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.
Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.
5 лучиков и появилось Солнышко
Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.
Воспитатель :
Мы юные защитники природы , мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.
Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!