Занятие о природе в подготовительной группе. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "жизнь растений"
Игра проходит на территории детского сада.
Задачи: организовать интересный, весёлый и содержательный досуг детей в детском саду. Продолжать помогать родителям находить интересные пути решения в отношениях с детьми. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Способствовать умению детей находить самостоятельно решение в создавшейся ситуации.
Предварительная работа: чтение приключенческих книг в детском саду и дома.
Оборудование: карта, разрезанная на 4 части, 2 резиновых шнура, мелкие шарики на каждого ребёнка, фломастеры, большой лист бумаги, 8 ведер, медузы на каждого ребёнка.
Действующие лица (в пиратской одежде) : дети, родители, воспитатель, инструктор по физической культуре.
Ход игры
Пират Билл (инструктор по ф/к ) входит в группу к детям:
приветствую вас юные отроки. Пришёл к вам за помощью. Но для начала, хочу рассказать вам давнюю историю, которая произошла со мной много лет назад. Мой капитан пиратского корабля «Чёрная роза» отдал мне и моему другу Джеку карту, на которой обозначено место, где спрятан клад. Мы решили отправиться за сокровищами. Поплыли вместе с другими пиратами. Когда мы стали приближаться к месту, где были спрятаны сокровища, на нас напали свои же пираты и стали требовать карту. Мы не отдавали, тогда началась борьба за карту, во время борьбы карту порвали, её подхватил шквальный ветер и унёс в неизвестном направлении. Корабль затонул, пираты утонули, лишь мы с Джеком смогли спастись. Прошло много времени, я постарел, да и Джек тоже, правда я его давно не видел, но так хочется найти сокровища старого капитана. Появляется другой пират Джек. Они смотрят удивлённо друг на друга, узнают и начинают здороваться.
Джек: приветствую тебя старина, Билл! Как давно мы с тобой не виделись? Как поживаешь, морской волк?
Билл: приветствую и тебя старина Джек! Мне, кажется, что с последней встречи прошло сто лет. Слушай, ты помнишь карту сокровищ, которую мы потеряли? Жаль, что её унёс ветер, сейчас мы могли быть богатыми и не бояться одинокой старости.
Джек: может, попробуем её отыскать?
Билл: я, конечно не против, но, мы с тобой уже староваты, да и ловкости и быстроты нет такой, как в молодости. Хорошо бы набрать команду ловких, молодых пиратов.
Джек: открой шире свои глаза и посмотри. (Показывает на сидящих детей.)
Билл (смотрит в подзорную трубу): ты прав! Из этих юнцов можно набрать неплохую команду, а вдруг они испугаются и не захотят нам помочь?
Джек: давай их спросим. Кто из вас хочет стать пиратом и найти сокровища? Хотите? Тогда нужно сказать торжественную клятву пиратов:
Клятва пиратов.
«Вступая в ряды пиратов, клянусь быть храбрым, честным, выручать товарищей и найденный клад разделить по совести. Если я нарушу клятву, пусть меня съедят акулы»
Билл: прежде чем отправиться в путешествие, сделаем пиратскую разминку, наберёмся сил. Кто против? Все за, тогда делаем как я!
Музыкально-ритмические упражнения под пиратскую музыку (на выбор)
Джек: сейчас вперед, к приключениям и поиску клада! Чтобы попасть на морской берег, где я оставил свой корабль, нам надо незаметно пройти пиратской тропой. Смелее, за мной!
Джек первым преодолевает «тропу»: проползают через тоннель, поднимаются на горку и скатываются вниз, проходят по узкой тропинке за верандой, перепрыгивают через пни и подходят к «кораблю». Дети по очереди идут за ним. Джек замыкает.
Садятся на корабль, «плывут».
Джек (смотрит в подзорную трубу): внимание, я вижу остров. Друзья, у нас закончились запасы воды, нужно пополнить, согласны?
Билл: Джек, может –быть на этом острове мы найдём карту? (выходят с корабля).
Им навстречу выходит пират Дик(родитель): зачем вы явились на мой остров, кто вас звал? (ответы детей). У меня есть только часть карты и вода на моём острове тоже есть. Так и быть дам вам воды, но вы, тысяча чертей должны собрать пушечные ядра, которые рассыпались по всему острову, когда я палил из пушки. Если согласны, то можете начинать. Каждый должен найти одно пушечное ядро. Приступайте и когда найдёте, подходите ко мне.
Дети расходятся по участку, ищут «ядра шары», кто находит, тот подходит к пирату Дику.
Дик : я, вижу вы не маменькины дети.
Билл: Дик, если мы покажем свою ловкость и быстроту, отдашь нам часть карты?
Дик:
если докажете, что вы ловкие, отдам! Я хоть и пират, но слово своё держу. Смотрите, что у меня есть. Нужно зайти в это кольцо сцепку с ядром, которое вы нашли и по сигналу положить его на базу (в ведро), кто вперёд.
(дети выполняют задание по четыре человека)
Задание для квест игры «Тянем-потянем»
Джек: не подвели, молодые пираты, справились с заданием. Давай Дик нам часть карты и воды, и мы дальше поплывём. (пират отдаёт). Если хочешь, можешь плыть с нами, вдруг нам понадобиться твоя помощь.
Садятся на «корабль» и плывут.
Билл: я вижу землю, нам кто-то машет руками, может, остановимся? Выходят, а навстречу им идёт пират Бен.
Бен: как долго я не видел людей, думал уже никого не дождусь. С чем пожаловали, юные пираты? (дети рассказывают).
Бен: был такой случай, но очень давно. Принёс южный ветер часть карты, мне она не нужна, но как истинный пират, я должен испытать вас. Вчера на моём острове был шквальный ветер, смотрите, сколь медуз выбросило на берег. Поможете их собрать, отдам часть карты. А я потом их выпущу в море. Ваше решение? (ответы детей).
Джек: конечно, это верное решение, заодно проверим, как они метко бросают.
Квест задание «Липкий плот»
Дети бросают «медуз» в обруч, на который наклеен скотч, в виде паутины.
Бен: молодцы, быстро справились! Теперь найдите на этом острове часть карты и если найдёте, то сможете отправиться дальше.
(Дети находят бутылочку, в которой спрятана одна из частей карты.)
Билл: у нас уже есть две части карты, но этого мало. Отправляемся дальше. Бен, если хочешь, то можешь плыть с нами, будет веселее. Я снова вижу землю, будем останавливаться, вдруг здесь тоже есть часть карты. Выходят с «корабля».
Выбегает пират Джо : ха-ха, попались, сейчас я вас возьму в плен, и будете жить у меня на острове.
Джек: нет, у тебя ничего не получится, потому что, мы так просто не сдадимся. Вообще мы ищем клад, но для этого нам нужна карта. Две части мы уже нашли, надо ещё две. Может у тебя есть часть карты?
Джо: давно я живу на этом острове, и во время шторма на берегу моря нашёл клочок бумаги. Не знаю, может-быть, это и есть карта. Только я, старый, морской волк, просто так вам её не отдам. Выполните моё задание, поделюсь картой и отпущу с острова. (ответы детей). Тогда слушайте задание. Представьте, что вы попали в шторм, ваш корабль разбит. Вам нужно нарисовать корабль, на котором вы бы хотели путешествовать дальше. Можете рисовать всё, что есть ещё на корабле. Рисовать будете по очереди. Готовы, тогда, вперёд марш.
Задание «Нарисуй пиратский корабль»
Джо (огорчённо): я думал, что вы не справитесь и останетесь у меня, но я честный пират, поэтому возьмите часть карты и семь пудов вам под килем.
Джек: поплыли с нами, Джо, у нас большой корабль, всем места хватит. Тебе наверно, скучно одному на этом острове.
Джо: я не против вашего предложения, надеюсь, нам повезёт и поиски закончатся удачей.
Джек: юные пираты, вы мне всё больше нравитесь, и поэтому я скажу вам одну очень важную вещь, которая поможет отыскать последнюю часть карты. Настоящего кладоискателя отличает любопытство. Он готов заглядывать в любую щель, подмечать все странности, чтобы найти то, что ему нужно. Отправляемся в путь, да поможет нам Посейдон. Подплывают и выходят около спортивной площадки.
Билл: тысяча чертей! Мы опять попали на неизвестный остров. Смотрите, к нам кто-то идёт.
Пират Роджер: моё пиратское чутьё подсказывает мне, что вы приехали за картой, давно вас жду. Могу отдать,но насколько вы ловкие и сильные? Вам надо преодолеть жуткие заросли джунглей. Вы умеете перелезать препятствия и быстро бегать?
Дети: да!
Роджер: вам нужно перелезть через лианы, там вас подстерегает опасность. Океан кишит акулами, но вам нужно показать себя смелыми и быстрыми. Вперед!
Задание «Догони и забери»
Дети бегают и стараются забрать ленту у других детей и свою сберечь.
Роджер: вы убедили меня, я отдаю вам часть карты и желаю вам найти клад.
Джек: вы настоящие моряки. Мы с вами можем склеить карту и посмотреть, где находится клад. (склеивают). Из карты высыпаются буквы из которых дети должны составить слово. (песок)
Билл: чтобы это могло, значит, юные пираты? (ответы)
Джек: правильно, это место, где находится наш клад. Но я не вижу вблизи песка.
Билл: зато есть загадки. Я уверен, тысяча чертей, что это ключ к кладу. Если мы, конечно, их отгадаем.
На каждой части карты написана загадка. Отгадав которую, дети вместе с пиратами идут к месту отгадки. Последняя загадка указывает на место, где закопан клад.
- С помощью чего управляют кораблём? (штурвал).
- Когда он нужен, его бросают, а не нужен, достают. (якорь).
- Сколько полос на воротнике российского моряка? (три).
- Не надо путь искать на глаз. Укажет север нам…(компас)
Вместе с детьми все выкапывают клад (шоколад в виде золотых монет и игры на пиратские темы).
Все пираты: вот это удача! Мы нашли клад, ура-а-а-». Возвращаемся домой.
Воспитатель приветствует детей, они обсуждают, что видели утром по дороге в детский сад. После обсуждения в группу заходит полицейский и предлагает проверить свои знания на и ПДД.
Ответы детей:
После он уходит, и педагог просит детей принять участие и ОБЖ.
Когда дети уже собраны на прогулку, воспитатель достает конверт, в конверте план схема. На этой схеме изображены локации, которые им необходимо пройти, чтобы узнать правила дорожного движения , и уточнить правила поведения с незнакомцем.
Дети, вместе с педагогам, начинают свой путь.
На пути к первой локации к детям подходит маленький ребенок и просит ему помочь. Он просит, чтобы кто-нибудь его проводил до дома. Дети начинают спорить, кто пойдет с ним. В спор вмешивается педагог.
Воспитатель: Дети, а вы не боитесь идти с этим мальчиком? Может нам лучше узнать его фамилию имя, отчество?
Ответы детей:
Воспитатель: если он не знает свой адрес и фамилию, то, что мы должны сделать в такой ситуации?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, нам нужно позвонить в полицию, и дождаться их приезда. Но ни в коем случае не идти с незнакомым ребенком на поиски его родителей.
А все потому, что он может заманить к плохим людям. Воспитатель звонит в полицию, подходит полицейский, забирает ребенка и уходит, поблагодарив детей за бдительность.
Дети идут дальше, на пути к следующей локации им мешают пройти дети на самокатах, они едут со скоростью, не останавливаясь. Воспитатель спрашивает, можно ли так делать? Можно ли ездить по жилой зоне с такой скоростью не уступая пешеходам?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, нельзя так себя вести на дороге. И пешеходов нужно уважать.
Воспитатель предлагает детям самим продемонстрировать как нужно ездить.
Следующая локация, на встречу к детям выходит дядя, у него в руках мороженое и котенок, он предлагает детям пойти с ним и он покажет, сколько у него еще животных дома. Воспитатель спрашивает, что вы будете делать дети в такой ситуации?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, вызываем полицию,.
Приходит полицейский и забирает преступника, благодарит детей.
На пути к следующей локации на встречу детям выходит милая женщина и предлагает поехать с ней, под предлогом, что мама с папой в больнице и они попросили привезти их к ним. Воспитатель спрашивает у детей, поедут ли они с ней?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы вы прошли все испытания на отлично.
Дети подходят к последней локации, где их ждет сюрприз. Мешочек, а в нем конфеты.
Воспитатель раздает сладости и спрашивает детей, что они узнали и вспомнили полезного?
Ответы детей.
Развивающая игра. Квест «Новоселье»
Цель: создание благоприятной атмосферы между воспитанниками ДОУ.
Задачи: учить детей ориентироваться в новом пространстве; закрепить умение действовать сообща; воспитывать дружеские отношения.
Материалы и оборудование: улыбки из красной бумаги, картинка злой колдуньи, картинка доброй волшебницы, коробочка с картинками на кабинки, подсказки в виде ориентиров, корзинка.
Ход квеста:
Дети собираются в игровом центре.
Ведущий 1:
ребята, нас сегодня ждет увлекательное путешествие по нашему новому дому. Как вы уже заметили на ваших кабинках нет картинок. Их закрыла вот в этой коробочке злая колдунья. Она не хотела чтобы мы поселились в этом доме и поэтому так поступила. Я знаю, что эта колдунья очень боится смеха. Поэтому нам надо найти как можно больше улыбок и злые чары растают. Ну что начнем?
Ответы детей.
Ведущий 2:
нам в помощь добрая волшебница отправила подсказки. Давайте посмотрим первую. Что же это может значить?
Ответы детей.
Ведущий 1:
молодцы! Пойдемте же искать, куда приведет нас эта подсказка.
Ведущий 2:
Ответы детей.
Ведущий 1:
совершенно верно. Здесь мы будем заниматься спортом. Посмотрите здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их и сложим в корзинку.
Ведущий 1:
совершенно верно мы отправляемся в раздевалку.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.
Ведущий 2:
вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.
Ведущий 1:
совершенно верно. Здесь мы будем переодеваться. Посмотрите, и здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.
Ведущий 1:
совершенно верно мы отправляемся в столовую.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.
Ведущий 2:
вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.
Ведущий 1:
совершенно верно. Здесь мы будем принимать пищу. А еще мы здесь будем заниматься. Посмотрите, и здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.
Ведущий 1:
совершенно верно мы отправляемся в игровой центр.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.
Ведущий 2:
вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.
Ведущий 1:
совершенно верно. Здесь мы будем играть. Посмотрите, и здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.
Ведущий 1:
совершенно верно мы отправляемся в спальню.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.
Ведущий 2:
вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.
Ведущий 1:
совершенно верно. Здесь мы будем отдыхать. Мне кажется вы знаете что нужно делать.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.
Ведущий 1:
совершенно верно мы отправляемся в туалетное помещение.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.
Ведущий 2:
вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.
Ведущий 1:
совершенно верно. Посмотрите, а здесь нет улыбок. А нет их потому что мы знаем все правила личной гигиены. А как известно всем колдуньи не любят мыться. А мы с вами знаем, что прежде чем выйти из туалетной комнаты нам надо….
Ответы детей.
Ведущий 1:
правильно и мы сейчас все моем руки.
Дети моют руки и знакомятся с новым оборудованием.
Ведущий 2:
все подсказки закончились. Остался только один листок. Давайте посмотрим что же там. Ребята, что же это значит?
Ответы детей.
Ведущий 2:
совершенно верно это значит мы должны вернуться в игровой центр.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.
Ведущий 1:
ну вот мы и вернулись. Давайте возьмем улыбки и покажем злой ведьме как мы умеем смеяться.
Дети прикладывают улыбки к лицу и весело смеются.
Ведущий 2:
Посмотрите наша коробочка стала трястись от вашего смеха. Я даже не могу её удержать. И кажется она стала открываться. Чудо произошло — коробочка открылась. А там наши картинки. Сейчас мы построимся в колонну и по очереди выберите себе понравившуюся.
Дети строятся в колонну и по очереди выбирают себе картинку. Совместно с воспитателями помещают картинки на кабинки.
Квест-игра в ДОУ «Профессия «КОНДИТЕР»
Цель: обогащать знания детей о профессиях взрослых.
Задачи:
- формировать интерес к профессии кондитер;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать кругозор, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Ход:
Координатор:
Мы рады вас приветствовать на квест-игре, которая будет проходить в нашей новой студии «Остров профессий» И сегодня вы познакомитесь с профессией кондитер. Как вы думаете, что делает человек этой профессии?
Ответы детей
Давайте обобщим и уточним все, что вы знаете о кондитере. Посмотрите, пожалуйста на экран.
Просмотр презентации «Кондитер»
Координатор: А хотите сегодня сами стать настоящими кондитерами и состряпать настоящие сладости?
Дети: Да!
Тогда каждый из вас должен выполнить все задания, для того чтобы собрать как можно больше ингредиентов для сладостей, которые вы хоите приготовить.
Координатор:
Как вы думаете, из чего кондитер выпекает вкусные пирожные и торты?
Ответы детей
Величайшее изобретение человечества – мука!
Мука́ - продукт питания, получаемый в результате перемалывания зёрен различных сельскохозяйственных культур, преимущественно злаковых:пшеница, полба, рожь, гречиха, овёс, ячмень, просо, кукуруза, рис и дагусса. Основную массу муки вырабатывают из пшеницы. Мука является необходимой составляющей при изготовлении хлеба. Пшеничную хлебопекарную муку подразделяют на сорта: крупчатку, высший, первый, второй, обойную.
Беседа «Как муку делают» с демонстрацией иллюстраций
(М. Султанова «Удивительные превращения» . ООО «Хатбер-пресс», 2016)
Координатор: А теперь вам, ребята, нужно по очереди, меняясь местами выполнить различные задания и поручения.
Дети расходятся и рассаживаются за столы, после выполнения каждого упражнения они получают карточку с изображением какого-либо ингредиента для выпечки и меняются местами.
Игровое задание «Помоги Незнайке определить, что делают из муки»
Цель: развивать сообразительность, моторику рук
Ход игры: из карточек с изображением различных готовых блюд дети должны отобрать те, на которых изображены мучные изделия.
Координатор: теперь вы знаете, какие блюда может приготовить кондитер из муки?
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли.
Ход игры: Детям предлагаются карточки с тремя изображениями продуктов для выпечки кондитерских изделий и одной неподходящей картинкой. Требуется определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Игровое задание «Кроссворд»
Цель: развивать сообразительность, мышление, умение работать в коллективе.
Ход игры: детям предлагается разгадать кроссворд. (Взрослый зачитывает вопросы-загадки и помогает вписать ответы)
Игровое поручение «Распиши тарелочку»
Цель: развивать художественные способности, воображение, моторику рук.
Ход игры: детям предлагается с помощью красок и кисти расписать одноразовую картонную тарелку.
Опыт со льдом
Координатор: а следующее задание почему-то оказалось замороженным! (показывает стаканчик внутри во льду записка)
Дети высказывают предположения как достать записку изо льда.
В записке задание: «Определите, какие продукты еще кладут в муку, чтобы получились вкусные лакомства»
Координатор: Верно! Вот сейчас нам и понадобятся все те продукты, которые вы назвали и изображения которых есть на ваших жетонах. С помощью муки и различных ингредиентов мы замесим тесто для вкусных сладостей и испечем их. Сейчас я предлагаю вам самим побыть кондитерами и приготовить разнообразные торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и др. из теста, а потом выложить угощение на наши очень красивые тарелочки. Позже в группе мы устроим настоящее кукольное чаепитие!
Игровое задание «Состряпай мучное изделие»
Цель: развивать творческие способности, моторику рук
Ход игры: из готового соленого теста детям предлагается вылепить по желанию печенье, кекс, кулич, рулет, пирожное, торт и украсить его.
Координатор:
Какие вы молодцы! Вы справились абсолютно со всеми заданиями! А кем вы сегодня были? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
На этом наша игра окончена. Всем большое спасибо за старания, сообразительность и красивые мучные лакомства!
Конспект квест — игры по экологии для детей подготовительной группы
На тему: «Знатоки природы».
Предварительная работа:
- Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе», «Что такое природа?» и т.д.
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что потом?», «Хорошо — плохо», «Угадай по голосу».
- Просмотр презентаций: «Лес и его голоса», «Мы – защитники природы!», «Виды леса».
- Чтение стихов, рассказов, сказок о природе.
- Игры: «Угадай животное», «Не скажи, а покажи».
Материал к занятию:
Видео ролики от тетушки Совы с обращением к детям, конверты с заданиями от сказочных героев, д. игра — «Экологическая цепочка», карточки с силуэтами животных для игры — «Найди по голосу», аудио запись — «Голоса животных», геометрические фигуры – ключи для путешествия, сюжетные карточки с правилами поведения в природе.
Цель:
Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТа.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием – экология.
- Закрепить ранее полученные знания о природе.
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Ход занятия.
Воспитатель:
Дети, я, вчера получила электронное письмо, которое прислала вам наша старая знакомая тетушка Сова. Вы хотите узнать, что в этом письме? Предлагаю посмотреть и узнать, что в этом письме.
(Включается ролик с видео обращением).
Здравствуйте, дорогие дети! Знакома с вами давно, знаю, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые. Поэтому решила обратиться к вам за помощью. Помогите мне навести порядок в моем лесу. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью ключиков, которые для вас приготовили мои помощники. Первый мой помощник – веселый деревянный мальчишка. Угадайте, кто он?
Желаю вам удачи! До встречи в лесу!
Воспитатель: Каким будет наше решение? Вы готовы помочь тетушке Сове? Отправляемся в путь!
(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, треугольник, многоугольник).
Воспитатель:
Вы узнали, о ком говорила т. Сова?
Дети:
Буратино.
Значит наш путь начинается с задания от Буратино. Давайте узнаем, какое оно.
Задание от Буратино — Расскажите, что такое лес?, Какие бывают леса?
(Дети высказываются, перечисляют обитателей леса, называют растения).
Помогите узнать из какого леса я, если меня сделали из дерева, у которого нет листьев?
Дети: — Хвойный лес, сосновый бор.
Воспитатель:
Вопросов больше нет. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?
Дети:
треугольник.
Что он нам подсказывает?
Дети:
нужно найти конверт с этой фигурой.
(Дети находят конверт с треугольником от Белоснежки).
Задание от Белоснежки — «Угадай и найди, чей голос?»
Послушайте и найдите на картинке животное по голосу.
(На записи нет голоса ежика).
Воспитатель:
Посмотрите внимательно, всех вы узнали и нашли?
Дети: — не было голоса ежика.
Воспитатель:
Белоснежка, пишет, что не знает какой у ежика голос. Она спрашивает, а вы знаете его голос? Покажите.
(Дети имитируют голос ежика, и отмечают его на картинке).
Воспитатель:
Задание выполнено. У каждого животного нашелся его голос, а у нас следующий ключик – это…?
(Из конверта достается квадрат).
Дети:
квадрат.
Воспитатель:
Следующее задание в конверте, где есть квадрат.
(Дети приносят конверт от кота Леопольда).
Задание от кота Леопольда – игра «Чем был, и чем стал?»
Воспитатель:
Дети, кот Леопольд, приготовил для вас конверты с заданием, но свои конверты вам нужно найти прочитав свои имена, их здесь по два. Значит работать вам нужно в паре, дружно и внимательно. Найдите свои имена и приступите к работе.
(Дети находят свои конверты и приступают к выкладыванию цепочки последовательности).
Задание выполнено, проверьте друг друга, всели цепочки правильны?
(Воспитатель с детьми рассматривают, и проверяют выполненное задание).
Воспитатель:
С этим заданием вы тоже успешно справились, ключик – помощник…?
Дети:
овал, задания от Русалочки.
Воспитатель:
Предлагаю отдохнуть поиграть в игру «Не скажи, а покажи!»
(Дети выходят на ковер, включается аудио запись «Звуки лесса»).
Представьте, что мы с вами попали с лес:
Только в лес мы пришли, появились комары.
На нас нападают, очень больно кусают.
Комаров прогнали, дальше зашагали.
Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.
На полянку мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.
На полянке, возле елок, дети заплясали,
Увидали кабана в обморок упали.
(Дети имитируют движения в соответствии со словами текста, в конце, опускаются на пол, замирают).
Воспитатель: Ну, что, отдохнули? Пора продолжать наш путь.
Задание от Русалочки.
Воспитатель:
Русалочка просит рассказать, почему их так назвали:
— Мухомор – морит мух.
— Сорока – из далека похожа, что одета в белую сорочку.
— Лягушка – длинные ноги, думают, что лягается.
— Воробей – воровал зерно, все кричали: — вора бей.
— Подорожник – растет вдоль дорог.
— Кукушка – кукует.
— Ворона – часто ворует все, что блестит.
— Колокольчик – похож на колокол и т.д.
Воспитатель: На все вопросы Русалочки, мы дали ответ, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура…?
Дети: — многоугольник, конверт — Маши и Медведя.
Проверим подходит он к конверту.
Задание – Маши и Медведя.
Воспитатель:
Вспомните все задания, по очереди, разложите конверты обратной стороной, прочитайте слово.
(Дети читают слово –
«экология»).
Что означает это слово — экология?
(Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).
Экология – это наука , изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.
Воспитатель:
Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути. Закройте глаза, и представьте, что вы пришли в лес тетушки Совы.
(Дети закрывают глаза, воспитатель беспорядочно выкладывает на столе сюжетные картинки с примерами поведения в природе, на проекторе включается изображение леса).
Давайте вспомним, о чем она вас просила тетушка Сова?
Дети:
навести порядок.
Воспитатель:
А где же здесь непорядок?
Дети:
— перемешаны карточки.
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в игру «Светофор природы».
У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.
Как вы думаете, какие картинки подходят этим цветам?
Дети:
— зеленый – хорошо, красный – плохо.
Воспитатель:
Поможем т. Сове, наведем порядок.
(Дети распределяют картинки на мольбертах).
Включается видео ролик с т. Совой:
Дорогие мои дети!
Сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Хочу вас за это наградить. Большое спасибо вам за помощь! Получите награды!
(В конце ролика сова показывает место где находятся медали, дети находят шкатулку, воспитатель одевает медали.)
Воспитатель:
Какие красивые медали, кто прочтет, что на них написано? Почему юный эколог? Вам трудно было выполнять задания? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Кто лучше всех справился с заданиями? Кому было нелегко? Какое у вас настроение в конце нашего путешествия?
Цель: Формирование у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.
Задачи:
- Закрепить знания детей о бережном и заботливом отношении к окружающей природе.
- Развить у детей творческие способности, сообразительность.
- Воспитать в детях любовь и бережное отношение к природе.
Материал: разрезанная карта, разрезные картинки с изображением правил поведения в лесу, совок, лейка, яблоко, цветок, огурец, мешочек, резиновые игрушки- огурец, ананас, яблоко, помидор, груша, банан, повязки для глаз (3 штуки), мандарин, ветка ёлки, лук, чеснок, цветок, огурец, три кленовых листочка с загадками, пластиковые тарелки, стаканчики, салфетки (по количеству игроков в группе), 3 мусорных мешка, 3 ведра с песком, 3 совка, «костёр» 3 штуки, кегли, цветы из бумаги (красные, жёлтые, синие), по числу игроков в группе, медали по количеств участников.
Герои: Ворона, Старичок-Лесовичок, Садовник, ведущая.
Ход развлечения:
Дети выходят и строятся по группам на площадке перед садом.
Ведущий: Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию….Ой, что это за шум?…
(фонограмма шума, «влетает» ворона)
Ворона: Кар-кар, беда, беда.
Ведущий: Что случилось? Ты почему так шумишь?
Ворона: Кар-кар, беда, беда. Плохие мальчишки в лес пришли моё гнездо разорили, птенцы мои испугались и в лесу потерялись. Помочь их найти может только Старичок-Лесовичок, но у него очень много дел…
Ведущий: Ребята, а давай поможем Старичку-Лесовичку с делами справиться, а он поможет вороне найти птенцов? ОТВЕТ ДЕТЕЙ Ворона показывай нам где живёт Старичок-Лесовичок. (ворона машет крыльями в сторону 1 участка)
Около участка детей встречает Старичок-Лесовичок
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, зачем пришли, с чем пожаловали?
Ведущий: Здравствуйте, хотим попросить Вас о помощи (дети могут сами озвучить), помоги вороне птенцов найти.
Старичок-Лесовичок: Я вам помогу, если вы мне поможете.
Ведущий: А чем?
Старичок-Лесовичок: Выполните мои задания и за каждое правильное выполнение получите фрагмент карты. Всю карту соберёте — воронят найдёте! Согласны?
Дети: Да
Старичок-Лесовичок: Вы знаете, что природу надо беречь и охранять?
Дети: Да, знаем. ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.
Старичок-Лесовичок: Молодцы, всё знаете! А вот ко мне недавно пришли гости, которые этих правил не знают! Посмотрите, что они наделали (показывает разрезные картинки с изображением правил поведения в лесу),все знаки испортили. Надо их восстановить. Справитесь?
Игра « Составь знак» (МЛАДШИЕ — ИЗ ЧЕТЫРЁХ ФРАГМЕНТОВ, СРЕДНИЕ ИЗ ШЕСТИ, СТАРШИЕ — ИЗ ВОСЬМИ)
Старичок-Лесовичок: Молодцы, справились. ОТДАЁТ ИМ ФРАГМЕНТ КАРТЫ. А сейчас идите к Садовнику, он вас уже ждёт. ДЕТИ ПЕРЕХОДЯТ НА ДРУГОЙ УЧАСТОК, ГДЕ ИХ ВСТРЕЧАЕТ САДОВНИК.
Садовник: Здравствуйте, здравствуйте. Знаю зачем пришли. Готов вам помочь, если выполните мои задания. Согласны?
Дети: Да.
Садовник: Хорошо. Вот задание для младшей группы.
Игра «Что пропало» 3 человека
(СОВОК, ЛЕЙКА, ЦВЕТОК, ОГУРЕЦ, ЯБЛОКО)
Садовник: Вот задание для средней группы.
Игра «Потрогай и угадай» 3 человека
(В МЕШОЧКЕ – ОГУРЕЦ, АНАНАС, ЯБЛОКО, ПОМИДОР, ГРУША. БАНАН)
Садовник: Вот задание для старшей группы.
Игра «Французкий парфюмер» 3 человека
(ОПРЕДЕЛИТЬ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ ПО ЗАПАХУ – МАНДАРИН, ЛУК, ЧЕСНОК, ЦВЕТОК, ОГУРЕЦ, ВЕТКА ЁЛКИ)
Садовник: Молодцы, со всеми заданиями справились. Вот вам, ещё один фрагмент карты. (ОТДАЁТ ИМ КАРТУ)
А теперь отправляйтесь в наш лесной театр, там для вас приготовлено следующее задание. ДЕТИ ПЕРЕХОДЯТ НА ДРУГОЙ УЧАСТОК (веранда старшей группы), ГДЕ ИХ ВСТРЕЧАЕТ ЛЕСОВИЧОК.
Старичок-Лесовичок: У меня в руках 3 листочка с загадками. От каждой команды 2 человека выберут себе один листочек, отгадают загадку и покажут пантомимой ответ.
1.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
Как зовут её? (Лиса).
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (Мышь)
2.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
3.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(Медведь)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.(Ёж).
ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЛЕСОВИЧОК ДАЁТ ИМ ФРАГМЕНТ КАРТЫ И ПРИГЛАШАЕТ НА СЛЕДУЮЩУЮ ПОЛЯНКУ (на спортивном участке разбросаны пластиковые тарелки, стаканчики и салфетки)
(Спортивная эстафета – соревнуются 3 команды)
Старичок-Лесовичок : Посмотрите, ребята, на этой полянке отдыхали туристы и оставили после себя такой беспорядок. Давайте вместе соберём этот мусор (младшая — стаканчики, средняя – тарелки, старшая – салфетки).
По сигналу Лесовичка участники из каждой команды по очереди бегут, поднимают по одному предмету и бросают в свой мусорный мешок.
Старичок-Лесовичок : Молодцы весь мусор собрали. Посмотрите, туристы жгли костёр, а затушить его забыли. Давайте, это исправим. Затушим костёр песком. (Команде даётся ведро с песком и совок, каждый участник команды по очереди набирает песок в совок и бежит к «костру», расположенному на противоположном конце площадки. Высыпает песок на «костёр» и возвращается к команде)
Старичок-Лесовичок : Хорошо справились и с этим заданием. Только вот посмотрите, после этих отдыхающих вся полянка вытоптана и не осталось ни одного цветочка. Я предлагаю вам украсить наш поляну цветами (каждый игрок команды по очереди бежит обегая кегли к противоположному концу площадки, берёт один цветок и возвращается к команде)
Старичок-Лесовичок : Молодцы, полянку очистили и украсили. Вот вам последний фрагмент карты. Теперь ворона сможет отыскать своих воронят.
Ворона : Кар- кар, полечу и детей своих отыщу. Спасибо, ребята. (улетает)
Старичок-Лесовичок : Авы ребята, за свою работу посвящаетесь в юные друзья природы (вручает детям медальки). Ну а мне пора, в лес ещё много работы. До свидание мои друзья.
Приложения
Галина Сумкина
Конспект занятия в подготовительной группе. «Наш дом - природа»
Конспект занятия в подготовительной группе «Наш дом – природа »
Цель :
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком (живую и неживую природу ) ;
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) ;
Систематизировать и обобщать знания детей о типичных явлениях в неживой природе ;
Развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать и сопоставлять;
Закрепить знания детей о солнце, как об источнике жизни на Земле;
Воспитывать желание оказывать посильную помощь природе .
Ход занятия:
Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей и полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, то оказываемся в другом доме - на природе . Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Человек охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек многому научился. Теперь мы живем в домах, покупаем в магазинах пищу, а нашим настоящим домом всё равно остаётся природа . А что такое природа ?
(Природа – это то что нас окружает : солнце, цветы, деревья, растения, животные)
У человека есть дом, а у кого ещё в природе есть свои дома ? (у лисы - нора, у медведя – берлога, у муравьёв - муравейник) . У муравьёв, как и у людей, большой общий дом. Что интересного вы о них знаете? (один из самых старых существующих видов насекомых на Земле, они почти всеядны и нападают на любую добычу, Муравьи никогда не спят и могут поднять груз в сто раз тяжелее собственного веса).
От чего в нашем доме бывает светло вечером? (от люстры)
А что можно сравнить с люстрой в природе ? Да, солнце. А что же такое солнце?
Солнце – это раскаленное шарообразное тело. Это самая близкая к Земле звезда. Раскалённые вещества Солнца излучают свет, и этот свет доходит до Земли, поэтому днём нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут и 30 секунд. Вокруг Солнца вращается девять планет. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, поэтому идёт смена дня и ночи.
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало- принялось за дело :
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за тёмным лесом село.
Если вдруг найдёшь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди : у солнца сон - минуты,
Не шуми : весь день оно трудилось.
Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё и с домашним обогревателем – плитой, батареей отопления.
Отгадайте загадку :
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Что можно сравнить с дождём в нашем доме? Душ.
Игра «Ходят капельки по кругу»
Невидимка озорной :
Всё играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то всё спешит (ветер)
В природе – ветер , а в доме …. (вентилятор)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана.
Игра «Хорошо - плохо» (применение огня)
Одеяло белое
Не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
У себя в доме человек научился «делать снег» в холодильнике.
Пословицы и поговорки о снеге :
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий
Зима без снега – лето без хлеба.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Как не мойся, белее снега не будешь.
В комнате есть пол, в доме-природе под нашими ногами – земля, почва. На полу у нас лежит ковёр, а на земле-ковре растёт трава. В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме-природе – горы и деревья .
В природе – дикие животные , в доме – домашние.
Анализ проблемной ситуации :
Определите, к каким животным относится мышь, живущая под полом сельского дома, - к домашним или к диким? (Домовая мышь – вовсе не домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека)
В природе есть дикорастущие растения, у нас комнатные.
Назовите растения нашей группы .
Всё, что есть в природе и в жизни человека взаимосвязано. Природа – это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.
Занятие №1. Тема «Природный дом»
Педагог. Что такое природный дом?
Дети высказывают предположения.
Природный дом — то место, где проживает (обитает) растение или животное или сам человек, то, с чем он соприкасается: пища, погода, почва.
Растения и животные тесно связаны с природным домом, т.е. тем местом и условиями, где они обитают. Они к нему привыкают (приспосабливаются), добывают себе пропитание, защищаются от врагов.
Каждый вид животного и растения по-своему привыкает к месту обитания. Как вы думаете, где живут наземные растения?
Дети . На суше.
Педагог . А водные (водоросли)?
Дети. В воде.
Педагог. Изменять природный дом для живых организмов нельзя — они могут погибнуть. Можно ли взять в детский сад ежа, которого вы увидели на прогулке?
Дети. Нет.
Педагог. В неволе животные долго не проживут, как бы мы ни старались в домашней обстановке создать условия, похожие на природные.
У человека тоже есть дом — его жилище. Но понятие «природный дом» шире: оно включает в себя все, из чего состоит окружающий нас мир, с чем человек соприкасается на протяжении всей жизни, от чего зависит.
Поэтому изучайте наш природный дом и берегите его.
Дидактическая игра «Кто больше назовет правил поведения на природе»
Дети по очереди называют правила поведения на природе, вспоминая экознаки.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Педагог называет какое-либо животное (или птицу), дети говорят, где он(она) обитает. Например: медведь — в берлоге, белка — в дупле, птицы — в гнезде, мышь — в норе и т.д.
Занятие №2. Тема «Моя страна»
Педагог. Как называется страна, в которой мы живем?
Дети . Россия.
Педагог. А как называется наша Родина?
Дети . Россия.
Педагог. Родина есть у каждого живого существа: человека, животного, растения. Родина — та страна, то место, где человек родился. Родина есть также у животных и растений. Мы родились в России. Это самая большая по площади страна (показывает на глобусе). С одного ее конца до другого на поезде нужно ехать неделю.
Разнообразна природа нашей страны — серая тундра, зеленая тайга, желтая пустыня. Есть в России большие, великие реки. Какие?
Дети. Волга, Днепр, Лена...
Педагог . Много городов и сел. Какой главный город нашей страны?
Дети. Москва.
Педагог . Нет у человека дороже земли, чем Родина. За нее наши деды, прадеды готовы были умереть в бою. Издавна люди распахивали пашни, строили города, сажали сады, старались, чтобы земля родная стала еще красивее. Но иногда совершали и необдуманные поступки: осушали болота, вырубали леса, тем самым нанося природе часто непоправимый вред.
Помните! Каждый человек должен стремиться приносить своей Родине пользу.
А какую пользу вы можете принести Родине?
Дети . Стремиться к знаниям, не наносить природе вред и т.д.
Дидактическая игра «Где чья Родина?»
Вариант 1
Педагог спрашивает: «Кто живет...»
а) на севере, где льды и снега? (Белый медведь, морж, тюлень, песец и т.д.)
б) в лесу? (Лось, бурый медведь, кабан, лиса, заяц и т.д.)
в) в пустыне? (Верблюд, варан, кобра и т.д.)
г) в горах? (Горный баран, серна, снежный барс и т.д.)
Вариант 2
Педагог спрашивает: «Где живут...»
а) белая сова, белая куропатка, северный олень? (На севере.)
б) Волк, косуля, бобр, рысь? (В лесу.)
По аналогии такая же игра проводится на примере растений.
Занятие №3. Тема «Мой город (поселок, деревня)»
Педагог . Как называется область, в которой мы живем?
Дети отвечают.
Район? Поселок?
Дети . Наш поселок называется Верхнеднепровским.
Педагог. А почему у поселка такое название?
Дети. Потому что он расположен в верховьях реки Днепр.
Педагог . Когда решили построить здесь первый завод (ГРЭС), то сюда стали съезжаться люди. Они строили дома, детские сады, дворцы культуры, школы, магазины; озеленяли улицы. Первая построенная электростанция поставляла в дома свет, теплую воду. А какие еще заводы расположены недалеко от поселка?
Заводы, выпускающие удобрения для полей, линолеум для покрытия полов, котлы для обогрева помещений. Многие люди, живущие в поселке, трудятся на этих заводах.
Но заводы выбрасывают в воздух (атмосферу) вредные вещества, которые потом попадают в почву, воду. Это очень плохо отражается на здоровье людей и всего живого.
Помните! Все люди должны стремиться сделать окружающий мир (природу) чище.
Дидактическая игра «Полезно — вредно»
Дети делятся на две команды: одна называет, что полезно делать, другая — что вредно.
Например: сажать деревья, подкармливать животных, ломать ветки на деревьях, стрелять в птиц и т.д. При этом показывают эко- знаки.
Занятие №4. Тема «Я и все мы»
Педагог. Кто такой человек?
Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.
Человек — это каждый из нас; мы умеем мыслить, говорить, трудиться. Человек — частичка вселенной. Он должен стремиться сделать мир чище, краше, не вредить ему своими необдуманными действиями, т.е. каждый из нас должен соблюдать правила поведения в природе, окружающем нас мире.
Природа может жить без человека, а человек без нее — нет! Почему? Приведите примеры.
Дети. Жизнь невозможна без воздуха (кислорода), а кислород дают деревья и т.д.
Педагог. Человек не должен разрушать природу, так как все ее компоненты связаны между собой: воздух, почва, вода. Например: человек срубил дерево — птицы, которые вили на нем гнезда, улетели — набросились на дерево вредные насекомые — и оно погибло. Так может погибнуть целый лес.
Людей на земном шаре очень много; если каждый человек просто так срубит по одному дереву, то сколько лесов погибнет! А если по два... Только все вместе мы сможем сохранить нашу Землю, наш общий дом.
Помните! Все мы должны стремиться к тому, чтобы наша голубая красавица Земля не превратилась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.
Коллективная аппликация
На тему «Превратим нашу Землю в цветущий сад».
Занятие №5. Тема «Объекты неживой природы»
Педагог . Что относится к неживой природе?
Дети . Солнце, луна, звезды, воздух, моря, реки, океаны, земля и т.д.
Педагог. Чем они отличаются от живой природы?
Дети . Они не питаются, не дышат, не размножаются, не растут, не умирают.
Педагог . Живая природа зависит от неживой, так как без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные.
Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от ее благополучия.
Дидактическая игра «Выбери главное»
Педагог называет три объекта неживой природы, из которых дети должны выбрать один главный, без которого невозможна жизнь на Земле. Затем еще три. Так четыре группы слов. В результате дети должны назвать четыре самых главных объекта неживой природы:
— звезды, луна, солнце;
— радуга, ветер, воздух;
— облака, горы, вода;
— дождь, снег, почва.
Занятие №6. Тема «Солнце — большая звезда»
Педагог. Что такое солнце?
Дети отвечают.
Солнце — это космическое тело. Так называют его потому, что, как и Земля, Луна, звезды, оно находится в космосе. Солнце — раскаленное небесное тело, звезда. Оно имеет шарообразную (круглую) форму и состоит из очень горячих (раскаленных) газов.
Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем — там день, другая находится в темноте — там ночь (показывает на глобусе).
Где встает солнце?
Дети . На востоке.
Педагог. А где садится, т.е. уходит за горизонт?
Дети . На западе.
Педагог. Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нее.
Помните! Солнце имеет огромное значение для жизни на Земле: если бы от Солнца не поступало света и тепла, то жизнь на Земле была бы невозможна.
Опыты
1. Роль света в жизни растений
Два растения одного и того же вида (необходимо взять светолюбивые виды) выращивают в разных условиях: одно — на свету, другое — в темном месте; затем сравнивают их и делают вывод: без света растения жить не могут. Затем растение, выращенное в темноте, помещают на светлое место и продолжают наблюдать за его ростом.
2. Роль тепла в жизни растений
Аналогично проводится наблюдение за растениями, помещенными в теплое и холодное места. Делается вывод: растения без тепла жить не могут.
Занятие №7. Тема «Человек и неживая природа»
Педагог. Как человек связан с неживой природой?
Дети . Без солнца, воздуха, воды, почвы человек не сможет жить.
Педагог. Все объекты (компоненты) неживой природы тесно связаны друг с другом. Например: почва утратит свое главное свойство — плодородие, если не будет взаимодействовать с солнцем (тепло), воздухом (кислород), водой (влага); вода утратит свое основное значение, если не будет нагреваться или содержать воздух.
Помните! Человек должен охранять неживую природу, заботиться о ней.
Дидактическая игра
Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят:
— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце);
— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух);
— без вкуса и запаха, бесцветная; прозрачная; обладает текучестью; может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода);
— плодородна; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва).
МБДОУ «Детский сад № 21 «Дюймовочка»
Конспект открытого занятия – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Мы- друзья природы»
Подготовила и провела
воспитатель: Нестерова Т.В.
Сафоново, 2017
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.
Цель:
Обобщить детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.
Оборудование:
аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.
Ход НОД:
Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга».
За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.
Девиз команды «Солнышко»
Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!
Девиз команды «Радуга»
Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!
Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?
Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
Нельзя шуметь, бегать в лесу.
Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)
Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.
1 конкурс.
Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
Отвечает команда «Солнышко»
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
Отвечает команда «Радуга»
1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
2) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Отвечает команда «Солнышко»
Словарная работа: 1. Опиши внешний вид волка 2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата 3. Как называется дом волка? – логово 4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д. 5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.
Словарная работа: 1. Опиши внешний вид лисы. 2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята 3. Где спит лиса? – в норе 4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д. 5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.
Отвечает команда «Радуга»
Словарная работа:
Опиши внешний вид медведя
Назови медвежью семью: медведь, медведица, медвежата
Как называется дом медведя? – берлога
Чем питается медведь? – он ест ягоды, мёд, ест травы, корни растений, желуди, орехи
Как медведь готовится к зиме? - На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.
Словарная работа: 1.- Опиши внешний вид белки. 2.- Где спит белка? – в гнезде, дупле дерева 3.- Чем питается белка? – орехами, грибами, семенами шишек. 4.- Как белка готовится к зиме? – меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую. Готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи.
Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
команда «Солнышко » команда «Радуга»
Хитрая, как …. Голодный, как…
Быстрый, как… Неуклюжий, как…
2 конкурс
Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.
3.Вопросы:
1 «Солнце» – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)
2 «Радуга» - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
1 «Солнце» – Назовите перелетных птиц. (скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)
2 «Радуга» – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае. (голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)
1«Солнце» – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
2 «Радуга» – Что птицам страшнее голод или холод? Почему? (Голод страшнее, т.к когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло)
1 «Солнце» – Кого называют лесным доктором? (дятла)
2 «Радуга» – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
2 «Радуга» - Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
1 «Солнце» - Белобокая птица. (Сорока)
2 «Радуга» - Красногрудая птица. (Снегирь)
Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)
На подставке: Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.
Команда
«Солнце»
выкладывают на мольберте
:
зимующие птицы.
Команда
«Радуга»
выкладывают на мольберте
:
перелетные птицы.
О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.
5 конкурс
1 «Солнце» – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)
2 «Радуга» – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям. (кустарники)
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.(трава)
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)
Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
Дидактическая игра «Кому – что?»
1 «Солнце» - Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
2 «Радуга» - Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
1 «Солнце» - Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
2 «Радуга» - Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
1 «Солнце» - Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
2 «Радуга» - Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой). (хищники: тигр, лев, медведь, волк. Травоядные: жираф, лось, корова, кролик, зебра)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
6 конкурс «Загадки- задачки»
«Солнышко»- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
«Радуга»- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
-«Солнышко»- кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)
«Радуга» - про кого говорят так: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)
7 конкурс
А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.
8 Задание «Узнай по описанию»
1. -«Солнышко»- Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.
2«Радуга». Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.
3. -«Солнышко»- Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).
4. «Радуга» Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)
9. А теперь небольшой блиц-опрос:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)
10 конкурс.
Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.
11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.
Итак, что нельзя делать в лесу?
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
Не жги костры
Не рви цветы
Не руби деревья
Не ломай ветки
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
И пока будут подсчитываться фишки набранные командами
а я вам предлагаю выложить коллаж «Лес»
Выложи коллаж “Лес” (из предложенного материала дети выкладывают коллаж леса)
Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба.
Игра - викторина в подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
Антонова Мария Васильевна, воспитательМесто работы: МКДОУ "Детский сад п.Кедровый"
Описание: Предлагаю вниманию воспитателей разработку конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста.Форма проведения очень интересна для детей данного возраста.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить, развивать связную речь и активный словарь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.
Материал для НОД: эмблемы для участников команд, песочные часы, подносы с карточками – заданиями, листочки – объявления, 3 мольберта, плакат с изображением планеты Земля, плакат с изображением леса, фишки - ромашки, ножницы, клей, салфетки, картинки для аппликации (ромашки, запрещающие экологические знаки), магнитофон, телевизор,видеоролик «Солнышко лучистое», песня «Разукрасим все планеты» - «Барбарики», запись голосов животных.
Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций, настольная игра «С какого дерева листок?», изобразительная деятельность.Воспитатель: - Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на экологической викторине «Знатоки природы». Я надеюсь, что вы покажите все свои знания и умения, которые вы получили в детском саду.
В викторине примут участие две команды.
Команда девочек - «Пчелки» и команда мальчиков - «Светлячки».
Оценивать игру команд, мы попросим нашу гостью - Наталью Владимировну.
Воспитатель: - Я попрошу команды поприветствовать друг друга.
«Приветствие команд».
Команда «Пчелки».Пчелками нас все зовут
За терпение и труд.
Заниматься нам не лень,
Пчелки трудятся весь день.
Команда «Светлячки».
Чтобы честным, добрым стать,
Слово данное держать.
Светлячками надо быть
И в ночи всегда светить!
Воспитатель:
- Первый конкурс нашей викторины - «Разминка».
Каждой команде я буду называть разные природные явление и время года, а вы должны ответить – так бывает или нет. Команда, которая дает больше верных ответов, зарабатывает очко.
Игра «Бывает - не бывает»
Воспитатель:- Ледоход летом (не бывает)
- Роса зимой (не бывает)
- Заморозки весной (бывает)
- Дождь осенью (бывает)
- Метель летом (не бывает)
- Радуга весной (бывает)
- Иней зимой (бывает)
- Листопад весной (не бывает)
- Туман осенью (бывает)
- Восход зимой (бывает)
- Гроза весной (бывает)
- Град летом (бывает)
Воспитатель:
- Следующий конкурс называется «Доска объявлений». На нашей доске животные расклеили объявления. Попытайтесь узнать и назвать авторов объявлений.
(Один игрок команды отрывает объявление, читает его, а игроки команды должны догадаться, кто из животных написал это объявление. За каждый верный ответ команда получает очко.)
Игра «Доска объявлений»
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
Я самая обаятельная и привлекательная.Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.(Лиса.)
Тому,кто найдет мой хвост:оставьте себе на память.Я успешно выращу себе новый!(Ящерица.)
Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
Воспитатель:
- Для выполнения следующего задания, я приглашаю капитанов команд. Капитаны раздадут вам карточки с картинками, ваша задача среди всех картинок, найти лишнюю картинку, и аккуратно ее зачеркнуть.
Игра «Найди лишнее».
(Капитаны получают подносы с карточками – заданиями, раздают карточки каждому участнику команды. Дети зачеркивают лишнюю картинку. Капитаны собирают карточки и передают жюри.)Воспитатель:
- Молодцы, участники команд. С заданием справились. А наша викторина продолжается. Следующий конкурс потребует от вас собранности, внимания и быстроты. Я буду задавать вопросы сначала команде «Светлячки», затем команде «Пчелки».
Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов за одну минуту.
Игра «Ответь на вопросы»
(За одну минуту дети отвечают на вопросы воспитателя).Вопросы для команды «Светлячки».
Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Какая птица выводит потомство зимой? (Клест)
- Дерево, имеющее белый ствол? (Береза)
- Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
- Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
- Время года, когда просыпается природа. (Весна)
- Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
- Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик)
- Хвойное дерево, имеющее самую длинную хвою? (Кедр)
- Первоцвет, занесенный в Красную книгу? (Подснежник)
-Опадает ли хвоя с ели? (Да)
-Что делают из сока деревьев? (Лекарство)
- Питаются ли ежи яблоками? (Нет)
Вопросы для команды «Пчелки».
На каком дереве растут желуди? (На дубе)
- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)
- Сколько ног у жука? (Шесть)
- Птица с красной грудкой? (Снегирь)
- Когда поспевает земляника? (Летом)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
- У какого дерева желтеет и опадает хвоя? (Лиственницы)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
- Ягода, растущая на болоте? (Клюква)
- Светолюбивое хвойное дерево? (Сосна)
- Что такое янтарь? (Смола сосны)
- Как в народе называют бальзамин? (Огонек, Ванька Мокрый)
- Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)
Воспитатель:
- Предлагаю провести музыкальную разминку.
Динамическая пауза «Солнышко лучистое»
(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)
Воспитатель:
- А сейчас, вашему вниманию конкурс капитанов.(Капитаны рассказывают друг другу рассказ – загадку).
1."Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".
Подсказка:
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ:
еж.
2."Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".
Подсказка:
Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ:
лиса.
Воспитатель:
- Капитаны, молодцы, со своей задачей достойно справились. Теперь очередь всех участников, показать свои знания. Предлагаю узнать животных по голосу. За каждый правильный ответ, команда получает очко. Первыми слушают и угадывают голос животного команда «Пчелки», а затем «Светлячки».
Воспитатель: - Наша викторина называется «Знатоки природы». Я думаю вы очень хорошо знаете правила поведения в природе. Ребята, я вам предлагаю вспомнить эти правила.
(Команды по очереди называют правила поведения в природе).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, я надеюсь, что вы будете не только помнить эти правила, но и соблюдать их. А сейчас для вас Дима прочитает стихотворение о нашей любимой планете Земля.
Наша Земля и щедра и богата:
Степи и горы, леса и поля –
Все это дом наш родимый, ребята,
Нашу планету обидеть нельзя!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна всем нам с вами!
Воспитатель: - Вот и пришло время подвести итоги нашей викторины.
-Молодцы, ребята, вы очень нас порадовали своими знаниями, умением дружно работать в команде. Берегите природу, будьте внимательны ко всему живому, что вас окружает, и природа ответит вам добром.
Воспитатель: - И в заключение нашей викторины, предлагаю командам оформить плакаты, которыми мы расскажем всем гостям нашей группы, как нужно бережно и заботливо относиться к природе нашей планеты. Команде «Пчелки» - нужно украсить нашу планету веночком из ромашек. А команде «Светлячки» - наклеить на плакат запрещающие знаки, что нельзя делать в природе.
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать