Занятие о природе родного края. Природа родного края Конспект занятия в старшей группе план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Егорлыкский центр внешкольной работы
Конспект открытого занятия "Природу родного края люблю и охраняю я!"
подготовил
педагог дополнительного образования
Щеголькова Лариса Борисовна
Россия
Ростовская область
станица Егорлыкская
2016
Задачи:
формировать экологические знания;
закрепить знания о животном и растительном мире родного края;
формировать умение обосновывать свой ответ;
развивать зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление;
вызвать желание бережно относиться к природе, выполнять правила поведения.
Оборудование и материалы: карточки заданиями, карта Ростовской области, сундук с загадками
ХОД ЗАНЯТИЯ
Добрый день, дорогие ребята! Как же хорошо, что вы сегодня пришли к нам в ЦВР в гости. Ведь именно сегодня, в День защиты детей мне хотелось бы видеть ваши веселые и радостные лица.
– Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие. Это будет прогулка с остановками.
Как называется наш родной край? (Ростовская обл, ст.Егорлыкская)
И так, отправляемся в путешествие!
1 остановка называется "Аптека вокруг нас"
На столе разложены названия растений (буквы в неправильном порядке, нужно собрать слово)
подорожник, лопух, чистотел, ромашка, липа, малина, мята
2 остановка "Красная книга Ростовской области"
Из предложенных фотографий животных и растений необходимо выбрать, те которые занесены в Красную книгу и наклеить их на карту области. шмель степной, медведка, белуга азовская, щука, карась, дрофа, лебедь малый, сибирская чечевица, бурый медведь, выхухоль русская, бобр.
3 остановка. "Сундук с загадками"
За картой дети находят сундук с загадками и отгадывают их.
Наш край родной, наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом.
Здесь родился, живешь, уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать. (Звезды на небе.)
Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет. (Ветер)
Сначала плавно, еле-еле
Они по воздуху летели
Потом быстрей-быстрей поплыли,
Как их зовут, вы не забыли? (Облака)
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой! (песок)
4 станция Дети вспоминают стихи о природе и читают их.
Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось, что нового узнали? Я рада была с вами провести эту игру, приходите к нам еще! И помните, что природу нужно беречь, ведь мы часть природы! До свидания!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107»
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Природа родного края"
Воспитатель: Берестова А.Н.
Рязань 2016 г.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
- Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Материалы и оборудование: аудиозапись «С чего начинается Родина», набор картинок «Природа, не природа»,листы с изображением предметов природы и не природы, игрушки.
Ход занятия:
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
(Ответы детей)
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Ребята: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Ребята: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)
Набор картинок:
Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д.
Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа». Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.
(воспитатель называет слова)
Воспитатель: Чем отличается неживая природа от живой природы?
Ребята: предметы не живой природы не питаются, не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем определить предметы созданные природой и предметы созданные человеком. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если «природа»- зеленым.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом -
А дунул ветерок
Остался стебелек. (Одуванчик).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы …(Сирень).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Животные нашего края.
Ребята, а сейчас отгадайте загадки:
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода -
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Дидактическая игра с игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Рязанской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь.
Воспитатель: Природа - это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.
Методическая разработка познавательно- экологического музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ
По теме: «Мой родной край»
В последнее время проблемы экологии в мире выходят на первый план, а экологическое воспитание детей становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Эта проблема актуальна и для нашего края. И мне очень хочется, чтобы все, живущие на нашей малой Родине, полюбили наш край, нашу природу, ее своеобразную красоту, бережно относились ко всему живому.
Целью занятия является: — воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу через средства музыки.
Чтобы осуществить эту цель, я поставила перед собой следующие задачи:
Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценностях природы и правилах поведения в ней;
Воспитывать у детей нравственные качества личности и любовь к родной природе;
Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой через музыкальные образы (слушание, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах);
Предоставлять детям возможность широко применять инициативу творчества на музыкальных занятиях и в свободной деятельности;
Познакомить детей с родным краем посредством введения мультимедийных технологии (слайд-фильм по блокам).
Занятия делю по блокам : «Деревья», «Дикие животные», «Реки и озера и их обитатели», «Цветы», «Птицы». В каждом блоке выделяю две части: -Познавательная часть — Музыкально-игровая.
Дети под музыку «Звуки природы» входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
М.р. Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего музыкального занятия «Мой родной край»
.
Дети, к нам в детский садик пришло письмо от хозяина леса – Лесовичка. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.
ПИСЬМО
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовичок. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните все задания, то лес обязательно расколдуется и вновь в нем расцветут цветы, будут слышны голоса птиц, оживут все обитатели леса».
М.р.
Ну что, ребята, поможем Лесовичку?
Дети:
Да!
М.р.
Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Повертелись, покружились и в лесу мы очутились»
(кружатся).
Декорации (появляются деревья без листиков)
М.р.
Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в заколдованном лесу.
Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно. И, правда, не слышно песен птиц, не слышно шуршание листочков, не видно солнышко. Нужно обязательно помочь лесу. Давайте выполнять первое задание.
1 задание «Деревья»
Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте поможем им вспомнить их названия. (Показ картинок – деревьев
: клён, рябина, берёза, дуб, ель)
Ответы детей
М.р.
Что общего у этих деревьев? (ствол, ветки, листочки)
Ответы детей
М.р.
Правильно. Образ России немыслим без русской березки. В нашем краю есть необыкновенные березовые рощи, радующие глаз человека. В ее честь сложено немало песен. А сейчас прослушайте музыкальный фрагмент и скажите, как называется эта песня?
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСНИ «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА»
Ответы детей
М.р. Да, это прозвучала русская народная песня «Во поле береза стояла». А теперь давайте под эту песню сыграем оркестром. Играть нужно, слажено, ритмично, во время начинать игру каждой группе инструментов.
(Приложение 1)
М.р. Сейчас мы встанем и споем хороводную песню «Березонька». Помните, дети, что песню надо петь неторопливо, звонко и дружно.
ПЕСНЯ «БЕРЕЗОНЬКА» (Приложение 2)
М.р. Молодцы, садитесь!
Нужно беречь земную красоту! Я думаю, что никто из вас не станет ломать веточки деревьев и не даст это сделать другим. Верно?
Ответы детей
М.р. С первым заданием мы справились. Деревья ожили. Декорации (появляются деревья с листочками)
2 задание «Дикие животные»
М.р.
Во втором задании заколдованы дикие животные наших лесов. Они потеряли в лесу своих мам.
Пришло время вспомнить названия лесных мам и их детенышей и поиграть в игру: «Кто с кем?»
— Кто мама у зайчат? (зайчиха)
— Кто мама у лисят? (лисица)
— Кто мама у медвежат? (медведица)
— Кто мама у волчат? (волчица)
— Кто мама у ежат? (ежиха)
М.р.
Дети, послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами…
У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха – мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.
— Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы?
Ответы детей
М.р. Правильно, они погибнут. А что нужно было сделать, чтобы ежата не погибли? (надо было отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
Ответы детей
М.р.
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Детеныши, увидев свою маму, радуются, да и мы тоже умеем веселиться.
Вставайте в пары, потанцуем под плясовую русскую народную музыку. ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «СВЕТИТ МЕСЯЦ»
(Приложение 3)
М.р. Вот и со вторым заданием мы справились. Детеныши животных нашли своих мам. Декорации (появляются животные)
3 задание «Водоемы и их обитатели»
М.р.
Следующее задание нужно отгадать загадки:
Маленькой рождаюсь я,
Получаюсь из ручья,
А до моря добегу —
Стать широкою смогу. (Река)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед… (Раки)
У воды она живет, громко песенки поет.
Рот ее - для мух ловушка, а зовут ее… (Лягушка)
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит-журчит? (Вода)
М.р.
Молодцы, отгадали все загадки.
В нашем родном крае много рек и озер. Это реки: Мста, Шегринка, Хогринка, Перетна, а также живописные озера с названиями: Боровно, Розливы, Льняное, Заозерье, Перетно и др. Все озера и реки богаты рыбой. Необходимо беречь и не загрязнять водоемы, иначе они могут стать непригодными для его обитателей и человека.
А теперь рыбачки скорее выходите, да побольше рыбок наловите.
ТАНЕЦ «ЛЮБИТЕЛЬ — РЫБОЛОВ» (Приложение 4)
М.р.
С третьим заданием мы тоже справились.
Загадки отгадали, о водных просторах родного края узнали, также танец показали. Декорации (появляется водоем и их обитатели)
4 задание «Цветы»
М.р.
Нам только кажется, что в лесу растут исключительно деревья. На самом деле там растет огромное количество цветов, которые покрывают землю синим, белым и желтым «ковром». Бывает так, что идешь среди леса и неожиданно попадаешь на изумительную полянку, на которой растут колокольчики, ромашки, зверобой, василек и множество других цветов. Многие лесные цветы настолько хороши, что можно очень долго любоваться ими. Удивительно, что никто их не поливает, не пропалывает и вообще никак не ухаживает за ними, однако они прекрасно растут сами.
Четвертое задание, которое нам предстоит выполнить — это исполнить «Танец цветов».
ПЕСНЯ – ТАНЕЦ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»
(Приложение 5)
М.р.
Итак, мы выполнили четвертое задание, помогли лесовичку. Декорации (появляются цветы)
5 задание «Птицы»
М.р.
В лесу живут «братья наши меньшие» — птицы. Птицы – защитники леса, а также садов, полей и огородов. Они уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их. Птицы украшают нашу жизнь. Какой же дети лес без пения птиц?
И следующее задание нужно узнать голоса некоторых птиц нашего края.
ПЕСНЯ «КУКУШКА» (Приложение 6)
Декорации (появляются птицы)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
М.р.
Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и радостно. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло, запели песни птицы. Значит, мы с вами помогли лесовичку и расколдовали лес.
А нам дети пора в детский сад возвращаться. Встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в детском саду очутились».
ВЫВОД:
— Где мы с вами сегодня были? (В волшебном заколдованном лесу)
— А кому помогали расколдовать лес? (Помогали Лесовичку)
— Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей
М.р. Дети, вы были сегодня активными и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. Молодцы!
А сейчас мы с вами посмотрим слайд-фильм.
СЛАЙД – ФИЛЬМ
М.р.
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
— Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на тропах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим — не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус — шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Приложение 1
ОРКЕСТР «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА»
У всех детей музыкальные инструменты.
Под первую часть русской народной мелодии – играют дети на ложках, а под вторую часть – звучат колокольчики.
Приложение 2
ПЕСНЯ «БЕРЕЗОНЬКА» (А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
1. На лугу, на лугу, зеленешеньком,
Там березка стоит одинешенька.
Низко березонька наклонилася,
Горько березонька зажурилася.
2. Ты скажи, что с тобой приключилося,
Отчего головой ты склонилася.
Люди недобрые повстречались мне,
Ветви зеленые обломали мне.
3. Мы лечили березку зеленую,
И водицей поили студеною.
Стала березонька зеленешенька,
Стала кудрявая, веселешенька.
Приложение 3
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «СВЕТИТ МЕСЯЦ»
1.
а) Идут по кругу парами, общая рука «стрелочкой»
б) Кружатся «лодочкой»
2.
а) Выставляют пяточку, держа руки «лодочкой»
б) Кружатся «лодочкой»
3.
а) Выбрасывают ножки, держа руки «полочкой»
б) Кружатся «лодочкой»
4.
а) Врассыпную расходятся парами по залу
б) Кружатся «лодочкой»
Приложение 4
ТАНЕЦ «РЫБАЧОК»
(Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» Диск 1 № 2)
Приложение 5
ПЕСНЯ — ТАНЕЦ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»
(Песня Ю. Антонова)
(Т.И. Суворова «Экологические танцы»)
Приложение 6
ПЕСНЯ «КУКШКА» (
Шоу-группа «Улыбка»)
1. Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
2. Кукушка, где избушка? Нам надо к лестнику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
3. Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Название: Сценарий познавательно- экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, музыка, старший дошкольный возраст 6-7 лет
Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 5»
Месторасположение: Новгородская область г. Окуловка
Программные задачи:
1. Познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье», его назначением, показать основные его ценности (богатый животный и растительный мир);
2. Формировать представление о заповеднике как месте, где богатую природу специально охраняют;
3. Закреплять знания детей о культуре поведения в природе;
4. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о нашем родном крае;
Дети рассматривали карту и иллюстрации животного и растительного мира Орловской области;
Д/и “Кто живёт в орловском полесье”
Беседовали о профессии лесничего.
Демонстрационный материал:
Карта Орловской области;
Иллюстрации животного и растительного мира;
Аудиозапись «Звуки леса», песни «Край родной навек любимый»;
Лесовичок;
Волшебная шкатулка.
Ход занятия
(Звучит аудиозапись песня «Край родной навек любимый», дети заходят в группу.)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)
Мотивация с сюрпризным моментом: появление воздушного шарика с письмом.
(Стук в дверь.)
Ой ребята, к нам ещё один гость, который задержался.
Это же шарик прилетел! Да он не простой! Посмотрим, что он нам принес?
Это письмо, прочитаем ее?
Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте дорогие дети!
Пишет Вам Старичок-лесовичок. У меня случилась беда: я составлял красную книгу, а животные перепутались с животными др. стран. Я не могу справиться один. Мне очень нужна ваша помощь. Я посылаю вам волшебную палочку, которая поможет попасть в мой лес. Заранее благодарю Вас. Старичок-лесовичок».
Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесовичок? Что он делает в лесу?
Дети: Это человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы.
Воспитатель: Как же в этой ситуации поступить?
Дети: Отправиться в лес и помочь.
Тогда отправляемся.
Физкультминутка (звуки леса)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто нас встречает? (Лесовичок.)
Лесовичок: Спасибо, ребята, что пришли ко мне на помощь.
Лесовичок: Посмотрите на эти фотографии и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправимся?
(Ответы детей: в Орловское полесье.)
Правильно в национальный парк «Орловское полесье»
А как вы думаете, для чего он был создан?
Дети: Чтобы сберечь природу, где все растения и животные находятся под присмотром у человека.
Орловское полесье – очень красивое место. Там есть сосновые боры, березовые рощи, тихие озера, лесные ручейки. Природа Орловского полесья привлекательна в любое время года.
- Я приглашаю вас в национальный парк - Орловское полесье. У входа в парк Орловское полесье стоит статуя девушки, которая как бы приглашает всех людей зайти в парк и полюбоваться его красотой, а из-за спины у неё выглядывает доверчивый оленёнок, который надеется, что гости парка никого не обидят.
А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
(Ответ детей: не ломать ветки деревьев; не оставлять в лесу мусор; нельзя убивать насекомых; бережно относится к диким птицам и животным и т.д.)
В национальном парке люди посадили редкие растения, собрали редких животных, чтобы люди помнили о них, заботились и любовались.
А каких животных и птиц из Орловского полесья вы знаете? (Зубр, Медведь, Страус- краткий рассказ детей по схеме.)
Ребята давайте сейчас поможем лесовичоку вернуть животных?
Дидактическая игра “Кто живёт в орловском полесье”
Цель: Уточнить и обобщить знания детей о животных, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к животным. картинки с изображением животных, дети должны выбрать тех животных, которые в Орловском Полесье живут и прикрепить к картинке.
Молодцы, вы всех нашли правильно. Теперь можем идти дальше.
Дети подходят к дереву.
Что это за дерево? (Ель.)
Возле него стоит шкатулка из бересты.
Воспитатель: Ребята, вот шкатулка. Это Старичок-Лесовичок приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри.
Педагог открывает шкатулку. В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками.
– Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.
1. В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
3. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)
4. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива.)
(Дети отгадывают загадки.)
– Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете деревья и растения которые растут в Орловском полесье.
Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте загадку:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко
Любит морковку. (Заяц.)
Давайте сядем за столы и сделаем зайчика, чтобы лесовичок отнёс его в Орловское полесье.
(Дети делают зайчика.)
А теперь давайте положим зайчиков в корзинку.
Ребята! Помогли мы?
(ответы детей)
Воспитатель: Жаль, нам пора возвращаться в группу давайте скажем лесовичку: Спасибо и до свидания.
Лесовичок: До свидания!
Воспитатель: Закрываем глаза и произнесем волшебные слова: (звучит пение птиц)
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глазки закроем, скажем: «Пока!»
В садик нам всем возвращаться пора.
Окрываем глаза. (Птицы перестают петь.)
Воспитатель подводит итог:
Вот мы и вернулись друзья, Вам понравилось?
Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Орловском полесье.)
Вы знаете какое-нибуть стихотворение?
Стихотворение (раск. реб)
Край родной, Орловское полесье,
Ты же наша гордость и краса!
Высоко взметнулись в поднебесье
Стройные могучие леса.
Что вам запомнилось больше всего, о чем вы расскажете своим родным дома?
Всем спасибо и до свидания.
Вера Головина
Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края»
Программное содержание :
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» ,
«Безопасность»
Расширить знания детей о природе родном крае .
Закрепить правилами поведения на природе .
Пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы , воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Развивать познавательный интерес к природе родного края .
Уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов.
Продолжать работу над формированием связной речи детей.
Закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Ход занятий:
Воспитатель : Посмотрите, к нам на занятие пришли гости .
Мы рады видеть вас на нашем занятии .
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнёмся.
(Ребята встают в круг, держась за руки)
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - в волшебный мир природы . В любое время года природа радует нас своей красотой.
Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.
Мы в этом жилище – гости. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Правила поведения :
Правило 1.
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни : в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.
Правило 2.
Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон. Помни : крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.
Правило3.
Не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой! Помни : сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян.
Правило 4.
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения .
Правило 5.
Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни : это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом .
Правило 6.
Не разжигай в лесу костер! Помни : на земле после костра пять лет не сможет расти трава.
Воспитатель :- Давайте же будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом! Беречь и любить всё живое!
Чтобы нам попасть с лес, мы должны перейти через речку.
А через речку лежит мостик.
Дети переходят через мостик и попадают в лес.
(Воспитатель находить письмо и читает его)
Здесь лежит приглашение :
Воспитатель :- Интересно, кто же это нам отправил?
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
Воспитатель :- Наш край богат озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья лиственные растут у нас?
Дети : черёмуха, рябина, берёза….
Воспитатель : Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.
Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Воспитатель : А ещё есть хвойные деревья.
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
(Дети : У хвойных деревьев - хвоя, у лиственных - листья.)
Воспитатель : Давайте вспомним. Какие хвойные деревья вы знаете?
(Ель, пихта, сосна)
Воспитатель : Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка шишки и называют с какого они дерева.
Воспитатель : Природа - наш настоящий верный друг.
- Природа - бесценный дар для человека. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с природой . А беречь и охранять природу - значит охранять Родину, свой родной край , в котором мы живём.
Физкультминутка.
Вы наверное устали,
Ну тогда все вместе встали,
Ножками потопали
Ручками похлопали
Глазки крепко закрываем, открываем
А потом вперед шагаем.
Ребята, за лесными дарами в лес приходят люди, а еще грибы и ягоды любят лесные звери и птицы. Какие животные живут в нашем лесу? (Дикие животные)
Назовите их и покажите.
(Звучит аудио - запись с пением птиц)
Сюрпризный момент.
Воспитатель : (Появляется воздушный шарик с письмом) Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Да здесь письмо! Оказывается дедушка - лесник приглашает нас к себе в гости. А вы знаете, кто такой лесник?
Дети : Нет
Воспитатель : Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы.
Воспитатель : А где он живет?
Дети : В домике.
Воспитатель : А как называется его домик? (сторожка)
(Из домика появляется лесник)
Лесник : Здравствуйте ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их.
А теперь, посмотрите. К нам прилетели птицы. Назовите, каких птиц вы знаете?
(Слайды) (Дети называют птиц) .
Лесник предлагает поиграть с детьми в игру " Голуби и ястреб".
На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас : "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей.
Лесник : Молодцы всё знаете, а я вас хочу угостить. Вот вам сундучек с угощением. А мне пора до свидания детвора.
(Воспитатель раздаёт подарки детям)
Итог занятия .
А сейчас наше занятия подошло к концу и нам всем пора возвращаться в детский сад.
Публикации по теме:
Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.
Игра-путешествие «Живая природа родного края» Цель: Закрепление знаний о живой природе: растениях, насекомых, животных, птицах Приморского края. Развитие наблюдательности, внимания,.
Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.
Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.