Занятие о природе родного края. Конспект открытого занятия на тему: «путешествие в природу родного края
Подготовила воспитатель Южанина Л.И.
Природа родного края
Конспект занятия в старшей группе
Тема:
«Природа родного края»
Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.
Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Тема: Природа родного края
Бердникова Татьяна Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Интегрированное занятие по краеведению «Природа родного края»
Цель . Закреплять и уточнять знания детей о природе родного края, углублять знания о его богатствах.
Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Развивать любознательность.
Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей. Познание. Коммуникация. Художественная литература. Художественное творчество. Музыка.
Обогащение словаря детей. Полезные ископаемые. Природные ископаемые. Материк. Россияне, дальневосточники, амурчане.
Материал и оборудование для проведения занятия. Глобус, серия картинок
«Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Звери», тактильная коробочка, шишка сосновая, еловая, жёлудь; образцы природных ископаемых – песок, глина, уголь; мольберты, рисунки детей, ткань зелёная – лужок, ткань голубая – река. Аудиозапись «Наш край», фотографии
Предварительная работа. Совместное творчество родителей и детей рисование на тему «Природа родного края». Разучивание стихотворений. Подбор фотографий «Природа родного края»
Чтение рассказов «Колокольчики» Соколов –Микитов И.С., «Венерин башмачок» М.Г. Вахромеева, В.Н. Павлова, «Как узнать деревья зимой» В. Корабельников.
План.
- Географическое положение края
- Амурские дары природы. Загадки. Игра узнай на ощупь.
- Животный и растительный мир нашего края.
- Прослушивание стихотворений и рассматривание выставки рисунков «Любимый край»
- Слушание музыки Кабалевского «Наш край», просмотр фотографий «Природа родного края»
Воспитатель в голубом наряде, с наклеенными на нём материками, демонстрирует детям чёрный зонт, с изображением солнечной системы, и читает стихотворение.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
О какой планете говорится в стихотворении? Покажите её. Какого цвета эта планета? (Голубая) Я - планета Земля, рассмотрите мой наряд, кто догадался, почему я в голубом платье? (Потому что на планете Земля много воды: морей и океанов) А это участки суши – материки. Может кто-нибудь желает их назвать.
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Посмотри, перед тобой закружился шар земной:
Арктика, экватор, полюс, уместил всю Землю….(глобус)
Материк, на котором находится ваша страна, называется…. (Евразия)
Страна, в которой вы живёте, называется… (Россия)
Людей, живущих в России, называют… (россияне)
Вы живёте в краю… (дальневосточном)
Людей, живущих в дальневосточном краю, называют…(дальневосточники)
Название области, произошло от названия реки….(Амур)
Область, в которой вы живёте, называется… (Амурская)
Людей, живущих в Амурской области, называют… (Амурчане)
Воспитатель показывает на глобусе Евразию, Россию, Дальневосточный край.
Дорогие мои россияне, дальневосточники, амурчане,
Я пришла к вам неспроста, хочу напомнить - я у вас одна
Край богатый родной свой любите,
Матушке Земле - не навредите!
Рассматривание картины «Наедине с природой» Земле грозит опасность, если люди будут так же поступать как этот мальчик. А вы любите свой родной край, знаете ли вы природу родного края, его богатства?
Времена года внимательно рассмотрите картины
Расскажите о временах года об особенностях климата вашего края. Постарайтесь передать красоту каждого времени года.
Подземные богатства края . Вы любите сюрпризы? В футлярах от киндер-сюрпризов (уголь, песок, глина, золото). Отгадаете загадки, узнаете, о подземных богатствах своего края.
Он несёт в дома тепло, от него кругом светло.
Чёрный, блестящий – труженик настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Расскажите, почему люди рады таким сюрпризам матушки Земли?
Узнай на ощупь . В тактильных коробочках шишка сосновая, шишка еловая, шишка лиственницы, жёлудь. Узнай дерево по плодам. Сосна, ель, лиственница, дуб. Расскажите о роли леса в жизни человека. Лес - это богатство вашего края. Для чего нужен лес, людям? Для очищения воздуха. (Для строительства, для изготовления мебели, бумаги) Звери. Если я покажу зверей, обитающих в амурских лесах, вы встаньте и захлопайте в ладоши, если таких зверей никогда не встретишь в лесу – вы сидите на стуле и выполняете повороты головы влево, вправо. Заяц, медведь, кенгуру, тигр, волк, крокодил, лось, лиса, рысь, белка.
Красная книга. Красный цвет опасности - растения и животные в беде. Что случилось с ними? Назовите их. (В Красную книгу занесены редкие, исчезающие растения и животные). Венерин башмачок, лотос, белый журавль, амурский тигр.
Физкультминутка. Вместе с тобой мы пойдём на лужок.
(Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Через кустики, через кочки (имитация перешагивания)
Через ветви и пенёчки
Поднимая ноги выше (ходьба с высоким подниманием колен)
Мы к лесной лужайке вышли. (Образовать круг вокруг лужайки)
Цветы, насекомые. (Зелёная ткань с цветами, насекомыми). Ах, какая красота! Какие здесь цветы, назовите их. (Ромашка, василёк, фиалка). А насекомых, каких заметили? (Пчела, муравей, кузнечик, гусеница….)
Дети, а когда вы видите, красивые цветы, что вам хочется сделать? А что будет, если сорвать цветы, кому мы навредим? (Насекомым)
Не рвите цветы, не рвите, пусть будет нарядной Земля. А вместо букетов дарите, васильковые, незабудковые и ромашковые поля.
Птицы. Внимательно на птиц вы посмотрите, кого узнали, вы назовите.. (Сорока, синица, снегирь, голубь…) Какую птицу не встретишь в Амурской области? (Полярную сову) Какую пользу приносят птицы? (Помогают бороться с вредителями полей, садов) Как вы понимаете, этот знак? (Зимой надо подкармливать птиц). Рыбы. А вот Амурская река, постоим у бережка. (Голубая ткань с силуэтами рыб) Какую речную рыбу вы узнали? (Щука, сом, налим..) А какая рыба должна вернуться в море? (Акула). (Рыбу надо ловить удочкой, запрещены сети, взрывы)
Литературная страничка. Чтение стихотворений о родном крае, сопровождаемое демонстрацией рисунков, пейзажей родного края.
Слушание Кабалевского Просмотр фотографий «Как прекрасен этот мир»
Итог занятия. Чем же богат ваш край? (Растительным и животным миром). Какие полезные ископаемые есть в вашем крае? (Песок, глина, уголь, золото). Давайте вспомним, как мы можем дружить с природой?
(Любоваться природой, наблюдать, пользоваться богатствами, но не жадничать.) Чего нельзя делать? (Рвать цветы, мусорить, засорять водоёмы) Вы любите свой край, восхищаетесь природой, оберегаете её. На память о нашей встрече я дарю вам Удостоверение «Друг природы» и раскраски о вашем крае.
Вера Головина
Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края»
Программное содержание :
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» ,
«Безопасность»
Расширить знания детей о природе родном крае .
Закрепить правилами поведения на природе .
Пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы , воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Развивать познавательный интерес к природе родного края .
Уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов.
Продолжать работу над формированием связной речи детей.
Закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Ход занятий:
Воспитатель : Посмотрите, к нам на занятие пришли гости .
Мы рады видеть вас на нашем занятии .
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнёмся.
(Ребята встают в круг, держась за руки)
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - в волшебный мир природы . В любое время года природа радует нас своей красотой.
Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.
Мы в этом жилище – гости. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Правила поведения :
Правило 1.
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни : в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.
Правило 2.
Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон. Помни : крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.
Правило3.
Не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой! Помни : сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян.
Правило 4.
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения .
Правило 5.
Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни : это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом .
Правило 6.
Не разжигай в лесу костер! Помни : на земле после костра пять лет не сможет расти трава.
Воспитатель :- Давайте же будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом! Беречь и любить всё живое!
Чтобы нам попасть с лес, мы должны перейти через речку.
А через речку лежит мостик.
Дети переходят через мостик и попадают в лес.
(Воспитатель находить письмо и читает его)
Здесь лежит приглашение :
Воспитатель :- Интересно, кто же это нам отправил?
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
Воспитатель :- Наш край богат озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья лиственные растут у нас?
Дети : черёмуха, рябина, берёза….
Воспитатель : Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.
Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Воспитатель : А ещё есть хвойные деревья.
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
(Дети : У хвойных деревьев - хвоя, у лиственных - листья.)
Воспитатель : Давайте вспомним. Какие хвойные деревья вы знаете?
(Ель, пихта, сосна)
Воспитатель : Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка шишки и называют с какого они дерева.
Воспитатель : Природа - наш настоящий верный друг.
- Природа - бесценный дар для человека. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с природой . А беречь и охранять природу - значит охранять Родину, свой родной край , в котором мы живём.
Физкультминутка.
Вы наверное устали,
Ну тогда все вместе встали,
Ножками потопали
Ручками похлопали
Глазки крепко закрываем, открываем
А потом вперед шагаем.
Ребята, за лесными дарами в лес приходят люди, а еще грибы и ягоды любят лесные звери и птицы. Какие животные живут в нашем лесу? (Дикие животные)
Назовите их и покажите.
(Звучит аудио - запись с пением птиц)
Сюрпризный момент.
Воспитатель : (Появляется воздушный шарик с письмом) Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Да здесь письмо! Оказывается дедушка - лесник приглашает нас к себе в гости. А вы знаете, кто такой лесник?
Дети : Нет
Воспитатель : Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы.
Воспитатель : А где он живет?
Дети : В домике.
Воспитатель : А как называется его домик? (сторожка)
(Из домика появляется лесник)
Лесник : Здравствуйте ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их.
А теперь, посмотрите. К нам прилетели птицы. Назовите, каких птиц вы знаете?
(Слайды) (Дети называют птиц) .
Лесник предлагает поиграть с детьми в игру " Голуби и ястреб".
На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас : "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей.
Лесник : Молодцы всё знаете, а я вас хочу угостить. Вот вам сундучек с угощением. А мне пора до свидания детвора.
(Воспитатель раздаёт подарки детям)
Итог занятия .
А сейчас наше занятия подошло к концу и нам всем пора возвращаться в детский сад.
Публикации по теме:
Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.
Игра-путешествие «Живая природа родного края» Цель: Закрепление знаний о живой природе: растениях, насекомых, животных, птицах Приморского края. Развитие наблюдательности, внимания,.
Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.
Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.
Светлана
Конспект музыкально-тематического занятия «Путешествие по родному краю»
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка » .
Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная .
Цели : расширить свои представления о культуре татарского народа. Познакомить с картой РТ, расширить представление о малой Родине, расширить знания о родном крае ; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю .
Планируемые результаты : имеет представление о родном крае , Республике Татарстан и России; знает понятие «орнамент» , формулирует ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа. Занятие является итоговым по знакомству с родным краем . В группе проведён комплекс занятий на данную тему . Дети знакомились с культурой русского и татарского народов, традициями, обычаями, с национальным костюмом, узором, познакомились с песенным и танцевальным творчеством, национальной кухней.
Материал и оборудование : Выносной экран для показа слайдов столицы Татарстана, городов Татарстана, достопримечательности Казани, запись гимна Татарстана и гимна города Набережные Челны, слайды символики, использование ИКТ.
Красочная коробка с глобусом и картой республики Татарстан, большая ширма.
У центральной стены большая ширма. За ней декорация деревенского двора : домик, забор. В центре зала - большая коробка. Дети свободно входят в зал и встают в круг.
М. р. - Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
М. р. Ребята, сегодня нас ждёт что-то необычное. Так в чём же дело? (обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала) . Интересно, что это за коробка?
Звучит негромкая «волшебная музыка .
М. р. Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное в подарок. Давайте посмотрим, что там? (развязывает ленту, которой перевязана коробка, и достаёт глобус) . Посмотрите, какой красивый шар. А кто знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, это глобус-модель земного шара. А что на нём изображено? (страны, моря и океаны) . Это маленький макет нашей огромной планеты Земля. Посмотрите, какая она красивая! Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран и республик. Мы можем увидеть, где мы сейчас с вами находимся. Место, где ваш дом, город, семья, где вы родились. Но есть на нём лишь одна страна, которую зовём своей Родиной.
Как она называется?
Вы хотели бы отправиться сегодня в путешествие ? (ответы детей)
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю .
Но прежде чем мы отправимся в путешествие , вспомним, что мы знаем о своей Родине.
(ответы детей) .
Родина-это страна, в которой мы живём.
Как она называется? (Россия) .
Как называется главный город нашей страны? (Москва) .
Москва –столица нашей Родины, мы гордимся нашей державой.
В России много республик. В какой республике мы живём? (Татарстан) .
Какие города нашей республики вы знаете?
Как называется столица нашей республики? (Казань) - -
Ну что ж отправляемся в путешествие по родному краю . А вот и карта нашего пути (достаёт из коробки карту Республики Татарстан) . Маршрут известен, летим в столицу Татарстана. Уважаемые пассажиры! Просьба занять свои места , наш самолёт отправляется в полёт! Пристегнуть ремни!
Все дети садятся на ковёр. Звучит фонограмма звуков летящего самолёта. На экране сменяются изображения : самолёт, небо, облака, самолёт.
М. р. Вот мы и прилетели! Наш самолёт совершил посадку в городе Казань, столице Татарстана.
Звучит фонограмма гимна «Татарстана» (муз. Яхина, сл.) . На экране демонстрируются виды Казани. Дети рассматривают их, делятся впечатлениями, ведущая комментирует.
М. р. Какой красивый город Казань! Мы с вами живём в Татарстане, а коренные люди, живущие в Татарии, кто по национальности и на каком языке говорят? (ответы детей) . Давайте заглянем в одну из татарских деревень.
Звучит татарская народная мелодия «Каз канате»
М. р. Посмотрите, дети, какой красивый домик стоит за забором. Подойдём к нему и узнаем, кто в нём живёт.
Подходят к домику, стучат. Из домика выходит в татарском национальном костюме хозяйка.
Хозяйка (говорит на татарском языке) . Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Откуда вы ко мне приехали.
М. Р. Добрый день хозяюшка! Мы приехали к вам в гости. Дети, хотят познакомиться с нашим родным краем , посмотреть, как вы живёте.
Хозяйка. Ну, что ж давайте знакомиться. Меня зовут тётушка Сюмбель, на татарском языке это звучит как Сюмбель апа. Сюмбель означает в переводе с татарского цветок-гиацинт. Милости прошу вас в гости, проходите, не стесняйтесь.
Дети проходят, садятся на скамейки.
М. р. Ребята, посмотрите какой красивый необычный наряд у тётушки Сюмбель.
Что это за на наряд?
Дети. Татарский национальный костюм.
Сюмбель апа. Правильно, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину наши бабушки.
М. р. А сейчас мы одеваем такие наряды?
Дети. Нет только на праздники.
М. р. Давайте мы его рассмотрим.
Сюмбель апа показывает на каждую деталь изделия, дети называют цвет и название частей костюма.
Сюмбель апа. Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама. Я очень люблю своих близких. Они –моя семья.
У нас в Татарии принято гостей веселить да угощать. Хотите научиться танцевать татарский танец? Я приглашаю всех в круг.
Звучит фонограмма танца «Эпипе» . Дети танцуют по показу хозяйки.
Танец «Эпипе»
Сюмбель апа. Молодцы гости дорогие! Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?
Дети читают по очереди татарские пословицы и поговорки.
Без родины милой будешь птицей белокрылой.
Добро потеряешь –опять наживёшь,
Друга потеряешь –уже не вернёшь.
Для лежебоки и солнце выходит в срок.
У доброго джигита всякое дело в руках горит.
Сюмбель апа. А сейчас у нас игра
Веселиться нам пора.
Игра «Займи место»
Дети садятся на стульчики
Хозяйка. Я хочу вас пригласить в мою мастерскую. Здесь я придумываю разные узоры для татарских костюмов. А вы знаете, как называется узор, который украшает одежду? (Дети отвечают –орнамент) . Правильно. Этот орнамент непростой, каждая часть узора что-то означает. Особую красоту орнаменту придают краски. Сегодня мы будем украшать орнаментом сапожки –ичиги. Вам надо выбрать орнамент и украсить ичиги. Музыка поможет вам в работе.
Звучит татарская народная мелодия .
Выполнение работы под руководством воспитателя группы.
М. р. Наши работы готовы. Сейчас мы их покажем. (выходят и с помощью магнитиков вывешают на доску) .
Хозяйка. Какие красивые узоры получились. Молодцы!
Сюмбель апа. Ну а сейчас я вас буду угощать. Вы любите татарские национальные блюда?. Какие блюда готовят ваши бабушки, мамы?
Дети : Белиш, эчмочмак, баурсак, лапшу. Гаубадью.
Хозяйка. Я хочу угостить вас чакчаком.
М. р. и дети. Спасибо Сюмбель апа. За гостеприимство. Приезжайте к нам в гости, мы будем ждать. Ну а нам пора возвращаться домой. До свидания.
Сюмбель апа. До свидания! Обязательно приеду.
Декорации задвигаются ширмой. Выдвигается экран.
М. р. Внимание, все по местам! (дети садятся на ковёр лицом к экрану) . Пристегнуть ремни! Наш самолёт держит путь в Россию.
Звучит фонограмма звуков летящего самолёта. На экране самолёт…
М. р. Прилетели. Вот и мы и дома.
На экране изображение Набережных Челнов.
Звучит гимн города «Наши Челны»
М. р. Ах Россия, ты Россия,
Как поёт твоя душа,
Сторона моя родная ,
До чего ты хороша!
Песня «Моя Россия»
М. р. Ну что, ребята, вам понравилось наше путешествие ? А вам гости дорогие? Тогда давайте скажем нашему детскому саду спасибо за этот чудесный сюрприз.
Я очень рад, что вам понравился мой подарок. Живите дружно, изучайте нашу планету, берегите её.
М. р. Наше путешествие окончено . Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие ?
Дети. Мы путешествовали по родному краю , по республике Татарстан.
М. р. Что вам больше всего понравилось? (слушаю мнения детей)
Что бы вам ещё хотелось узнать про свой родной край ?
(дети высказывают свои предложения)
М. р. Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, своё умение. Спасибо за ваш труд. До свидания. До новых встреч.
Дети уходят в группу.
Надежда Валеева
Конспект занятия «Природа родного края»
Природа родного края .
Цель : закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области.
Задачи : вызвать интерес к изучению природы родного края . Активизировать словарь (Иркутяне, область, лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес.) Продолжать учить отвечать на вопросы, делать выводы.
Материал : физическая карта Иркутской области. Рисунки детей «Деревья - наши друзья» . Шапочки маски деревьев и их изображения. Картинки с изображением лиственного, хвойного и смешенного лесов.
Карта Иркутской области для игры «Обитатели лесов» . Картинки с изображением животных, обитающих в разных природных зонах .
Ход занятия.
Воспитатель. Как называется город, в котором мы живём? (Иркутск.) А как называются жители нашего города? (Иркутянами.) Может быть, вы знаете названия области, главным городом которого, является Иркутск? (Иркутская область) Молодцы! Сегодня мы вспомним всё, что узнали о природе нашего края . Что означает слово «природа » ? (То, что нас окружает, но не создано руками человека.) Верно (Указывает на карту Иркутской области.) Эта карта нашего края . Какими цветами она раскрашена? (Синим, зелёным.) Каким цветом обозначены реки и озёра? (Синим.) Какие реки вы знаете?
Дети отвечают. Воспитатель показывает водоёмы на карте, называет те, которые не вспомнили дети.
Воспитатель. Для чего нужны водоёмы? (В них обитают различные животные, в том числе те, которыми питается человек.) На нашей выставке рисунков представлены некоторые животные, обитающие в наших водоёмах.
Для чего, ещё нужны водоёмы? (Человек берёт из них воду для питья.) Что было бы, если бы высохли все водоёмы? (Погибли все живые существа.) Какой вывод мы из этого сделаем? (человеку необходимо беречь реки и озёра.)
Воспитатель. Каким цветом, кроме синего, раскрашена карта нашей области? (Зелёным.)
Что обозначено этим цветом? (Леса.) Верно. Леса – богатство и красота нашего края . Для кого лес является домом? (Лес – дом для зверей, птиц, насекомых.)
Проводится разминка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто по лугу прошагал,
Не споткнулся, не упал, молодец!
Воспитатель (Выставляет игрушечного бельчонка.) К нам прибежал бельчонок. Послушайте его историю.
«Однажды я услышал от соседки – белки слово «лес» .
Мама, что такое лес? – спросил я.
Лес – это много деревьев, растущих вместе, - ответила моя мама».
Расскажите бельчонку, какие деревья растут в лесах нашего края .
Дети в шапочках масках деревьев читают стихотворения и выкладывают изображения деревьев на фланелеграфе.
Первый ребёнок.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками. (А. Прокофьев.)
(О берёзе.) как называется лес, в котором растут только берёзы? (Березняк.)
Второй ребёнок.
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Воспитатель. О каком дереве говорится в стихотворении? (О ёлке.) Как называется лес, где растут только ели (Ельник.)
Третий ребёнок.
Сосну не спутаешь ты с ёлкой,
Хоть есть и шишки, и иголки.
Как колонна, каждый ствол,
Сверху крона, как шатёр.
Воспитатель. Как называется сосновый лес? (Бор.)
Четвёртый ребёнок.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу можно простудиться?
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зелёный!
Значит, он выносливый,
Значит, закалённый. (И. Токмакова.)
Воспитатель. Дуб – это самое могучее дерево в наших лесах. Это дерево считается символом силы и здоровья. А про людей сильных и здоровых говорят : могуч, как дуб.
Какие деревья, встречаются в наших лесах, не были названы? (Клён, осина, тополь, рябина, липа.)
Теперь послушайте стихотворение. Только самый внимательный сможет ответить на вопрос, который я потом задам.
Кусты и деревья, листочки на ветках –
Лиственный лес это, помните, детки!
Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки в место листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лесом тот зовётся, друзья,
Тут все деревья от А и до Я. (А. Кочергина.)
Как же называется лес, где растут деревья с листьями, такие, как липы, осины? (Лиственный лес.) Как называется лес, где растут деревья с иголками вместо листьев? (Хвойный лес.) Если все деревья растут по соседству, то этот лес называют… (Смешанным.) В нашем крае встречаются и лиственные, и хвойные, и смешанные леса. (Выставляются соответствующие картинки.)
Вот мы и помогли бельчонку разобраться, какие деревья растут в Иркутской области.
В начале занятия мы говорили , что лес – это дом для многих животных. Давайте вспомним, какие животные обитают в лесах Иркутской области.
Посмотрите на карту области. Запомним её изображениями обитателей наших лесов. Выберите картинки, где изображены такие животные.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Вспомните пословицы и поговорки о лесе. (Лес – богатство и краса, береги свои леса. Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему миру краса.) О чём говорят эти пословицы и поговорки? (О том, что – лес красота и богатство.) Что бы его сберечь, мы должны соблюдать правила поведения в лесу.
Дети (Поочередно.)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь
И нельзя здесь громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай :
Мусор надо убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять.
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают :
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие . Я верю, что вы будите беречь природу родного края .
Публикации по теме:
Природа родного края. Я родом из города Бутурлиновка. В разных частях земного шара природа отличается. Поэтому родная природа для каждого.
Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.
Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Цель: Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего.
«Природа родного края». Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы» Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы». Тема: «Природа родного края». Цели: -учить формулировать свои мысли, обобщать и систематизировать.