Занятие «Кто живет в пресной воде? Кто живет в воде? Морские и речные обитатели Описание беседы кто живет в воде.
Ирина Комкова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»
Природное окружение и экологическое воспитание .
Тема : Беседа «Кто живет в воде » .
Задачи :
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде.
Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Индивидуально учить правильно и кратко описывать водных животных Сережу П., Даню К., Андрея П.
Подвижная игра : «Мы – водные животные» . Цель : закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения.
Материал : Картинки с изображениями речных животных : рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака.
Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.
Предварительная работа : Наблюдение за рыбками в аквариуме, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком.
Показываю детям глобус :
В. - Сколько здесь голубого цвета!
Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)
Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.
Известно, что живые существа впервые появились в воде . И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
Кто всю жизнь проводит в воде ? (Ответы детей)
Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде .
Недаром говорят : «Рыбы – дети воды» . Они живут в соленой и пресной воде . Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки (прикрепляю панно подводного мира реки) .
Посмотреть на реку –
И кажется, в ней нет малявок, ни окуней
Только бежит голубая вода
Петляя по лугу, незнамо куда
Но если по глубже в нее заглянуть
С маской и трубкой тихонько нырнуть
Сразу увидишь, что это не так
Вот под корягою прячется рак
Налим под колоду забрался
А эта огромная щука
Плывет как ракета!
У кручи подмытой
На дне хрящеватой
Лещ отдыхает, стоит как лопата
В затоне лени копошатся в грязи
На солнце сверкают боками язи
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет !
По ходу чтения стихов дети прикрепляют картинки обитателей на панно. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает, кто на ней изображен и выражает свое отношение к животному через движение, мимику.
Рак : Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряш.
Ерш : Я чем-то напоминаю ежа : такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну а в тепле оттаю и поплыву!
Карась : Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде . Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука : Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно щенка или утенка. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространятся болезням.
Лягушка : Раньше мы были икрою, ква-ква,
А теперь мы все герои, ать-два,
Головястиками были, ква-ква
Дружно хвостиками били, ать-два
А теперь мы лягушата, ква-ква
Прыгай с берега, ребята, ать-два
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!
Игра «Мы – водные животные»
В. - Мы лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Представьте, что вы – красивые речные лягушки (Дети вместе с «лягушкой» играют, имитируют ее движения, плавают в воде , выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы нас он не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой.
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбешки все хороши :
Папы, и мамы и малыши!
Детки рыбешки на больших похожи
Плавают как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше ни где!
(Дети вместе с «рыбой» плавают имитируя ее движения. Плаваем молча ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука.
Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку . Рыбки быстро уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились, поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть) .
Мы – улитки. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по месту водного растения.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками.
В. – Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде , нужны ли друг другу растения и животные водоема?
Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема : «Водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, а ребята могут им помочь.
Задание детям : выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде . (Ответы детей)
В. «Ребята, мы знаем, что на нашей планете очень много воды. Но мы должны относиться к воде бережно не оставлять без надобности открытые краны, не загрязнять водоемы. Без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек. Будем беречь воду, наши водоемы!»
Итог. Мы сегодня узнали много интересного о животных водоема. Я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.
Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"
фото Березовской Дарьи Олеговны
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Методы и приемы:
- Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
- Наглядный: схемы, символы
- Практический: опыты.
- Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
- Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
- Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
- Символы, обозначающие свойства воды
- Главный герой - Капелька.
Предварительная работа:
- Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
- Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
- Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .
Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
I. Организационный момент
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)
В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
II. Целеполагание и мотивация
В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
В.: Итак, представьте, что вы учёные.
III. Ход деятельности
В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .
Опыт № 1 «Вода бесцветная» .
В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .
В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .
В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .
На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .
В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .
В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается схема этого свойства воды.)
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка» .)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.
В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа со схемой «Использование воды человеком» )
IV. Обобщение и систематизация знаний
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?
Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.
В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .
В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.
(Фоном звучат звуки воды)
Данные об автореСтаровойтова Елена Анатольевна
Место работы, должность:
МБДОУ д/с № 50
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Дошкольное образование
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Методист
Целевая аудитория:
Родитель
Предмет(ы):
Окружающий мир
Цель урока:
Развитие связной речи у детей подготовительной групы ОНР 3 уровня.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
Используемое оборудование:
Таз с водой; бумажные рыбки в технике «Оригами»; сюжетная картинка «Рыбы в воде»; предметные картинки воды, водорослей и червяков, акулы, мальков, икринок; деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце; картинки с изображением морского конька, рыбы-зебры, рыбы-ежа, рыбы-жабы, рыбы-попугая.
Краткое описание:
В результате НОД активируется и расширяется словарный запас по теме "Кто живет в воде", дети учатся составлять рассказ с опорой на картинки.
Задачи:
1. Воспитательные:
Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе;
Формирование положительной мотивации к занятиям.
2. Образовательные:
Учить составлять рассказ с опорой на картинки;
Активизация и расширение словаря по теме «Рыбы»;
Закрепить знания детей о рыбах.
3. Развивающие:
Развитие диафрагмального дыхения;
Развитие координации речи с движением;
Развитие логического мышления;
Развитие зрительного внимания;
Развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных; согласование прилагательных и существительных с числительными).
Ход занятия.
1.Организационный момент .
Приветствие.
Игра «Отгадай загадку»
Плещется в водичке,
Хвостиком виляет.
Своими плавниками
Волны разгоняет.
Воспитатель: «О ком эта загадка?»
Ответы детей: «О рыбе».
Объявление темы занятия.
2. Развитие диафрагмального дыхания.
Игра «Рыбки». Дети стоят возле таза наполненного водой, в котором плавают сложенные в технике оригами рыбки из бумаги. Руку положить на живот, спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно постепенно выдыхать, произнося «ф». «Чья рыбка плавно и дальше всех проплывет». Оценка деятельности детей: воспитатель отмечает тех, у кого рыбка красиво, плавно проплыла, не перевернулась и тех детей, у которых дальше всех проплыла.
3. Беседа по теме.
Воспитатель крепит на доску картинку с изображением рыб.
Воспитатель: «Где живут рыбы?»
Ответы детей: «Рыбы живут в воде». (Выставляется картинка с изображением воды).
Воспитатель: «Чем они питаются?»
Ответы детей: «Рыбы питаются водорослями, червяками, насекомыми, а большие рыбы - маленькими рыбками». (Вывешивается на доску картинка с водорослями и червяками).
Воспитатель: «В каких водоемах они могут жить?»
Ответы детей: «Рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме.
4. Речевая игра.
Воспитатель: « Если рыба живет в реке, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в озере, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в пруду, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в море, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в аквариуме, значит она какая?» (Ответы детей).
5. Продолжение беседы по теме.
Воспитатель: «Каких вы знаете рыб?» Ответы детей.
Воспитатель: «Какая рыба самая опасная и хищная?»
Ответы детей: «Самая опасная рыба акула» (Крепится на доску картинка с акулой).
Воспитатель: «Как называются детеныши рыб?»
Ответы детей: «Детеныши рыб называются мальками». (Выставляется в ряд со всеми предыдущими картинками, картинка с изображением мальков).
Воспитатель: «Из чего они выводятся?»
Ответы детей: «Рыбы выводятся из икринок». (Вывешивается картинка с икринками).
Воспитатель: «Чем покрыта кожа рыбы?»
Ответы детей: «Кожа рыбы покрыта чешуей».
Воспитатель: «Какие звери и птицы питаются рыбой?»
Ответы детей: «Рыбой питаются медведи, лисы, кошки, чайки, пеликаны, пингвины и т.д.».
Воспитатель: «Как называется человек который ловит рыбу?»
Ответы детей: «Человек который ловит рыбу называется рыбак или рыболов».
Воспитатель: «Чем ловят рыбу?»
Ответы детей: «Рыбу ловят удочкой, сетью, сачком».
Воспитатель хвалит детей и предлагает самостоятельно составить рассказ по картинкам на доске.
6. Составление рассказа с опорой на картинки.
Дети составляют рассказ по картинкам выставленным на доске.
7. Динамическая пауза. (Координация речи с движением в речевой игре «Аквариум»)
Улитки ползут,
Свои домики везут.
(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
(Останавливаются, делают “рожки”из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.)
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед - назад.)
Влево, вправо, поворот,
А теперь наоборот.
(Плавные повороты туловища влево -
вправо и наоборот.)
8. Игра «Рыбалка»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что есть необычные рыбы которые похожи на зверей, они так и называются рыба-жаба, рыба - кролик, рыба- дракончик, рыба-собака, рыба-попугай, рыба-зебра, морской конек, рыба-еж. И сейчас мы их будем ловить, а вы попробуете догадаться, кто какую рыбу поймал.
Дети встают в кружок, посередине стоит таз с перевернутыми картинками необычных рыб. Каждая картинка с металлической скрепкой. Берут «удочки» (деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце). Удят рыбок и приговаривают: «Ловись, рыбка, маленькая, ловись, рыбка, большая», называют пойманных рыбок, объясняя, почему их так назвали.
9. Развитие зрительного внимания в игре «Кого не стало».
Воспитатель помещает на доску пять картинок с изображением рыб (морской конек, рыба- зебра, рыба-еж, рыба-жаба, рыба-попугай). Предлагает детям посмотреть внимательно, назвать и запомнить рыб. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картинку. Дети, открыв глаза, называют кого не стало.
10. Развитие грамматического строя речи в игре "Посчитай - ка".
Дети считают пойманных рыб. Один морской конек, два морских конька... девять морских коньков.
11. Организация окончания занятия .
Подведение итогов, оценка деятельности каждого ребенка.
Беседа об обитателях водоёма и подготовка их к зиме. Подготовительная группа
Цель: закрепить знания детей об обитателях водоёма.
Задачи:
- закрепить умение различать обитателей водоёма по внешнему виду;
- закрепить знания об их повадках;
- воспитывать любовь к живой природе.
Предварительная работа : экскурсия к реке; беседа по теме; заучивание потешек о раке; рассматривание иллюстраций по теме.
Материал : видеоматериал с изображением лягушки, жука-плавунца, жука-водолюба, вертячки, рака, водомерок, ручейника.Воспитатель. Сегодня мы поговорим о том. Кто живёт в реках, прудах, озёрах-об обитателях водоёмов. Какой поблизости у нас водоём?
Ребёнок. Река Протва.
Воспитатель. Кто был на реке? Как изменилась река осенью?
Ребёнок. Не видно цветущих растений на берегах, водные растения опускаются на дно. Часто дует холодный ветер и гонит по воде опавшие листья.
Воспитатель. Кто живёт в водоёме?
Ребёнок. Жуки, лягушки, червяки. Водомерки.
Воспитатель. Кто видел водяную лягушку? Какая она?
Ребёнок. Цвет кожи у лягушки грязно-зелёный, на спине бурые пятна, а вдоль хребта три жёлтые полоски. Брюшко белое, а под мордочкой белое с чёрным, на лапках перепонки, как у утки, чтобы лучше плавать. Зелёная лягушка хорошо плавает и прыгает. Всегда живёт в воде. Зелёные лягушки часто устраивают концерты, они самые крикливые.
Воспитатель. Чем питается водяная лягушка?
Ребёнок. Эта лягушка очень прожорлива. Она поедает и насекомых и водяных жуков, водяных червей и личинок. Ест она также и рыбных мальков и даже охотится за маленькими утятами. Зелёная лягушка очень вредна.
Воспитатель. Но есть безобидные лягушки, которые живут у воды. Они только откладывают в воде икринки, а остальное время проводят на суше. Что это за лягушки?
Ребёнок. Травяная жаба.
Воспитатель. Где обитают лягушки зимой?
Ребёнок . Жаба бодрствует. Большая зелёная лягушка спит на дне водоёма и просыпается только тогда, когда вода хорошо прогреется. Травяная лягушка зарывается в землю и там засыпает.
Воспитатель. (Показывает видеоматериал). А вот длинноногое, узкотелое насекомое. Сверху чёрное и блестящее, снизу светлое. Мчится по поверхности воды, как на коньках. Его лапки покрыты волосками и не намокают. Кто это?
Ребёнок. Водомерка.
Воспитатель . Кто быстрее водомерки передвигается?
Ребёнок . Быстрее водомерки на поверхности воды передвигаются, кружась, словно танцуя, жуки с чёрной спинкой-вертячки.
Показ видеоматериала .
Воспитатель. Ну-ка, попробуй их поймать: только протянул руку- все жучки, как по команде бросились в рассыпную, попробуй поймать их снизу сачком, подвёл сачок снизу, и раз в сачке одна вода. А жучков и след простыл. Вертячки всё кружатся, вертятся, поэтому их так и назвали. А сейчас я расскажу ещё об одном обитателе водоёма-личинке ручейника.(Показ видеоматериала). Личинка ручейника похожа на моль. У неё очень нежное и мягкое тело и её всюду подстерегает опасность, поэтому она начинает строить вокруг себя домик-чехол, выделяя клейкое вещество, которым она склеивает кусочки растения, песчинки. Высовывая из домика головку и грудь, личинка ползает по дну ручья. Малейшая опасность и личинка прячется в свой домик. Оставшись «раздетой», личинка хватает ртом и ногами любые мелкие растения и быстро строит вокруг себя временный домик, заползает туда и отдыхает. Затем принимается за постройку настоящего домика. Личинку ручейника можно заставить стоить домик из любого материала. Один мальчик поймал в ручье личинку ручейника, вынул её из своего домика и пустил в таз с водой, в этот же таз мальчик насыпал разноцветного бисера. Через некоторое время личинка построила себе очень красивый, разноцветный домик.
Показ картинки рака.
Воспитатель. Кто это?(Ответы детей).
Воспитатель . Какие пословицы о раке вы знаете?
Ребёнок. Красный как рак.
Пятится как рак.
Где зимуют раки.
Воспитатель . Где зимуют раки?
Ребёнок . На зиму раки забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил.
Воспитатель. Едва ли найдутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину помещики в виде наказания заставляли провинившихся крестьян доставать раков из-подо льда. Отсюда и поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют». Обороняется рак от врагов клешнёй. Бывает, что во время драки рак теряет клешню. Не беда! Другая вырастет. В ноябре происходит важное событие у рачихи. Она откладывает более ста икринок. Но очень мало мальков рачат выводится. Икринки погибают от малейшего удара: упал ли сучок, осыпалась земля, мальчишка ли бросит камень. И всё это пагубно для будущих раков. Долго ждёт рачиха появления рачат, но только в середине лета выйдет личинка рачат из икринок. Они ухватываются за лапки матери и так висят, пока не вырастет панцырь и они будут похожи на взрослых раков. Рачиха уже не беспокоится тогда за рачат, да и от ста их остаётся только десять-пятнадцать. Живут взрослые раки до 25 лет. Какие рыбы водятся в водоёмах?(Ответы детей).
Воспитатель . Почему рыба зимой задыхается?
Ребёнок. Рыбы опускаются на дно-там теплее. Некоторые рыбы зарываются в ил. Зимой река покрыта льдом и воздуха подо льдом становится мало-рыба задыхается.
Воспитатель. Что можно сделать для того, чтобы рыба не задыхалась?
Ребёнок. Для того, чтобы рыба не задыхалась, делают проруби и можно понаблюдать, как рыбы скапливаются вокруг проруби и дышат.
Воспитатель. Как зимой можно спасти рыбу от гибели?
Ребёнок. Зимой мало корма для рыб, поэтому люди устраивают кормушки для рыб. Подкармливают рыб растениями, насекомыми.
Показ картинки жука- плавунца и жука- водолюба .
Воспитатель . Как называются жуки? (Ответы детей).
Воспитатель . Сравните их, чем похожи, чем отличаются?
Ребёнок. Жук-плавунец зеленовато-чёрного цвета, у него тело закруглённое, спереди, сзади и в боках плоское. Плавает быстро. Лапки его покрыты волосками. Жук-водолюб
Воспитатель. Жук-плавунец-водный водный хищник. Он поедает червей, улиток, а также нападает даже на рыб и тритонов, которые гораздо больше его.
Жук-водолей питается растениями. Он синевато-чёрный. У него вздутая спина и он шире, чем плавунец. Плавает водолюб медленно и неуклюже. Оба жука выходят на поверхность дышать свежим воздухом, а живут они на дне, осенью зарываются в ил, где спят до весны. Каких ещё обитателей водоёмов вы знаете?
Дети. Ужи, стрекозы, жучки, личинки, улитки.
Воспитатель. Много обитателей в водоёмах. С некоторыми мы познакомились. Также в водоёмах живут пушные звери: выдра, норка, бобёр, андатра. Есть птицы. Которые живут около воды и на воде: утки, гуси, чайки, лебеди, зимородок и др. Много растений, которые растут только в водоёме:камыши.
Вода… Это океан, по которому плавают огромные корабли, это речушка, которая в жаркий день одарит прохладой, это живительный дождик, которого ждут иссохшие от зноя поля, это грозные наводнения, уносящие людские жизни.
Вода может быть доброй и злой, она может спасти и погубить. Но жизнь без нее невозможна. В наши дни все водные ресурсы планеты нуждаются в охране.
Коснулась эта проблема и Мирового океана. Раньше его воды бороздили парусные суда. Страдали в основном только леса, которые шли на постройку кораблей. Примерно лет сто плавали по океану пароходы. Но они успели усыпать его дно угольным шлаком. В начале века картина изменилась. Появились дизельные суда, двигатели которых стали работать на жидком топливе. В наше время весь флот мира в основном использует в качестве топлива нефть. Аварии, катастрофы, промывка и чистка машин привели к тому, что на водной поверхности начала образовываться тонкая пленка (количество выбрасываемой нефти в океан составляет примерно 10 млн. тонн в год). Это несет океану большую беду.
В море она губит животных, которые держатся у поверхности воды. Птица, попав в разлитую нефть, погибает. Ее перья намокают, на воде она долго держаться не может, не может и летать, ее тело переохлаждается. Только у берегов Англии гибнет около 50 тыс. птиц в год.
Гибнет рыба, потому что к комочкам нефтепродуктов прикрепляются спиною животные, которыми она питается. Другие рыбы все пропитываются нефтью, и значительную часть улова приходится выбрасывать из-за неприятного запаха.
В наши дни в реку попадает все - пестициды и удобрения с полей, жидкие фракции с ферм, нефтепродукты, каждый день что-нибудь добавляется. А порой столько, что даже цвет у воды меняется на желтый, фиолетовый или какой-нибудь другой.
Грустная картина. На сегодняшний день в Западной Европе многие реки и речки мертвы - в них не водится рыба, в них нельзя купаться, пить воду тем более нельзя.
Порой дело доходит до того, что река может сгореть. В 1969 году все газеты мира писали о том, что в США сгорела река Кашахога. А вместе с ней и два моста. И все это из-за нефти, которая находилась на ее поверхности!
Конечно, очистить реки и озера от загрязнений можно, хотя это очень дорого. Петр I приказал, например, вычистить московские Поганые пруды. С тех пор они зовутся по-новому - Чистые. Но не лучше ли не загрязнять водоемы? Приведем опять в пример Петра I. Он велел пороть батогами солдат, которые сбрасывали мусор в Неву, на офицеров в первый раз наложить штраф, а потом - разжаловать в солдаты. Запретил ездить по льду петербургских каналов, чтобы туда не попадал конский навоз.
В нашей стране малых речек длиной от 10 до 100 км почти 3 миллиона. И в жизнь каждой реки вмешивается человек.
Выяснить состав загрязняющих веществ порой просто невозможно. Настолько он сложен. В Англии, например, вместо долгих анализов придумали так. Здоровую рыбу помещают в воду водоема и наблюдают за ее поведением. Если она переворачивается животом вверх - значит дело плохо.
Воду нужно защищать от загрязнения во время пользования.
Вдоль реки нельзя рубить лес. Запретная зона - от4 до 20 км. Речка может погибнуть или принести гибель другим (например, наводнение).
Другая важная проблема связана с расходом воды.
Мы открывает кран - и пользуемся на здоровье! Но бывает так, что вода пьется просто так. Ученые приводят такие цифры.
Современный житель Москвы, Нью-Йорка, Парижа потребляет в сутки в среднем 300-600 л воды, а в сельской местности ее расходуется в среднем 100-120 л на человека.
Меньшее потребление чаще всего связано с тем, то в селе воду приходится носить “на руках”, и поэтому она расходуется экономно.
Без воды не обходится ни промышленность, ни сельское хозяйство. Сельское хозяйство по потреблению воды стоит на первом месте.
Чтобы вырасти хлопку на одном гектаре земли, в среднем необходимо 5,5 тысячи тонн воды, свекле - 10, а рису-40 тонн воды. Зерновые культуры потребляют от 4 до 8 тыс. тонн на гектар.
Не будет воды - не будет урожая.
А много ли воды на земном шаре?
Вот что говорят ученые.
Общий объем гидросферы превышает 1,4 миллиарда кубических метров. Это много. Но 94% от нее приходится на соленые воды морей и океанов. Оставшиеся 6% делятся неравномерно. 4% гидросферы составляют подземные воды. На третьем месте идут ледники. Если их растопить, то уровень воды в океане поднимется на 66 метров, т.е. большая часть суши окажется под водой.
А вот реки на земном шаре несут 1,2 тыс. кубических метров воды. Это всего 1/10 тысячная процента от объема гидросферы. А вообще пресной воды на Земле чуть более 28 млн. кубических метров, т.е. 2% от объема гидросферы.
Поэтому воду необходимо беречь.