Заноза кг похищение детей цыганами. Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей
Греческие полицейские проводили обыск в цыганском посёлке. Обыск шёл довольно спокойно. В одном из домов полицейский зашёл в полутемную комнату, явно детскую: маленькая мебель, игрушки. Ребёнок тоже был здесь, он испугался чужих людей и спрятался с головой под одеяло. Полицейский собирался уйти, но заметил что-то светлое на подушке. Из-под одеяла выбивались тонкие белоснежные волосы.
Ребёнок оказался маленькой девочкой, светлокожей, голубоглазой. Когда полицейский взял её на руки, она зарыдала и стала звать маму. «У нас похищение человека», заявил офицер, выйдя с ребёнком из комнаты. Хозяйка дома переполошилась и принесла документы, в которых значилось, что девочка - её дочь. Но полицейские бумагам не поверили. Людей, которых плачущая девочка звала мамой и папой, арестовали, а её саму поместили в приют. Малышка была абсолютно здорова, врачи решили, что ей пять или шесть лет.
ДНК-тест показал, что девочка по имени Мария не состоит в родстве ни с кем из живущих в доме. Полиция объявила розыск родителей «белокурого ангела», как сразу окрестила ребёнка греческая пресса. В ту же неделю лавина обысков и проверок прошла в цыганских домах по всей Европе. В Ирландии изъяли из семей сразу двух белокурых детей, двухлетнего мальчика и девочку неполных семи лет. На них тоже были документы. Как рассказали семьи детей, изъятие происходило очень грубо. За девочкой пришли сразу десять офицеров.
Чтобы ускорить поиск родителей, волонтёры пустили информацию по социальным сетям. Заплаканная девочка смотрела с экранов компьютеров по всему миру. В России текст шёл с добавлением - возможно, украдена у русских туристов.
Вскоре случай Марии стал обрастать подробностями. «Родители» признали, что ребёнок им не родной, и заявили, что мать, будучи очень бедной, сама передала им малышку на воспитание. В прессе обсуждалось, что девочку, возможно, растили на продажу - или на органы, или педофилам. Нашлись свидетели тому, что девочка за деньги танцевала на улицах. Кроме того, у пары оказалось ещё несколько явно фальшивых документов на других детей.
Журналисты с азартом снимали светлых детей в таборах. Соседка арестованных дала интервью, в котором заявила, что девочку купили у её настоящих родителей, потому что своих детей у её «мамы» не было. Бабис Димитриу, глава Цыганской общины в Северной Греции, узнал малышку по необычной внешности и рассказал полиции, что «родители» её точно не похищали. Поскольку настоящая мать пыталась продать ещё ему на удочерение ребёнка сама в 2009 году, новорождённой. Она просила за девочку тысячу евро. И Бабис, и «родители» указывали, что мать девочки - болгарская цыганка.
Тем временем сотни родителей со всего мира, чьи маленькие дочери пропали без вести, сдавали кровь на ДНК в надежде, что нашли именно их ребёнка. Работники приюта объявили, что девочка уже успокоилась и чувствует себя хорошо. В интернете открыто призывали к погромам. Ирландцы проводили ДНК-тест изъятым детям. Греки передали информацию в Интерпол; теперь предполагалось, что девочку украли цыгане из Болгарии. Христос и Элевтерия, так звали людей, вырастивших Белокурую Марию, обвинялись теперь в покупке людей и подделке документов.
После проверок ирландцы вернули мальчика и девочку в те же семьи, в которых нашли: оказалось, что родители им действительно родители. Ситуация вышла неловкой. Ведь дети оказались изъяты из своих домов безо всяких признаков угрозы их жизни и здоровью, до всяких проверок. Родственники детей жаловались, что теперь и сами «проверенные» малыши, и сестра мальчика очень напуганы и мучаются от кошмаров.
Тем временем в Болгарии полиция отыскала женщину, пытавшуюся продать Марию Бабису Димитриу, цыганку по имени Саша Русева. У неё самой было восемь детей и, к немалому удивлению полицейских, большая часть из них была белокожими, с белыми или рыжими волосами. Сама Саша утверждала, что Мария - её родная дочь от мужа, Атанаса, а отдала она её Христосу и Элевтерии из-за бедности. История выглядела фантастической, поскольку Саша и её муж были ничуть не светлее приёмных родителей Марии. Если ирландские цыгане могли показать своих голубоглазых родственников, то Русевы происходили из цыганских семей самой обычной цыганской внешности.
И всё же ДНК-тест подтвердил слова Саши. И Мария, и все другие белокурые дети состояли с ней в ближайшем родстве. Кроме того, у неё был найден ген частичного альбинизма, который, видимо, проснулся в детях. После такого открытия греческие СМИ как-то подостыли к беде маленькой Марии; она перестала быть «ангелом» и стала просто незаконно удочерённой иностранной девочкой, получавшей греческие пособия.
Родные братья и сёстры Марии явно выросли в куда худших условиях, чем она сама. Даже частичные альбиносы нуждаются в защите от солнца, особенно такого жестокого, как в Греции и Болгарии. Саша Русева или не знала этого, или не могла обеспечить должный уход для детей по бедности. Они страдали от солнечных ожогов. Кроме того, жили очень кучно. Марию на самые солнечные часы приёмные родители отправляли в затемнённую комнату, ухаживали за её кожей и глазами. Она хорошо питалась и была даже выше своих сверстниц, спала в личной отдельной кроватке, у неё были игрушки. В общем, до того момента, когда вскрылось незаконное удочерение, продажа биологической матерью была для неё благом.
История Белокурой Марии открыла очень многое. Во-первых, не просто готовность, а желание верить в то, что цыгане воруют детей. Во-вторых, цыгане Европы наконец вслух заявили, что подобные случаи - когда детей изымают до всяких проверок - постоянны. Особенно страдают цыгане из Румынии, где процент светловолосых и светлоглазых выше, особенно среди детей - с возрастом они обычно темнеют. Даже уже разобравшись, власти далеко не всегда возвращают малышей назад - мол, в приюте или у опекунов им будет лучше.
В-третьих, потянув за ниточку, полицейские выяснили, что незаконное усыновление среди цыган Юга Европы процветает. Одни матери идут на продажу детей от бедности, других заманивают на сезонные работы и уже там склоняют, деньгами или угрозами, расстаться с ребёнком. Не всегда тот же человек, что выкупает ребёнка, оставляет его себе, часто он ищет, кому продать его подороже. Основной целью, как считает полиция, является получение на детей пособий.
Люди, которых Мария всю маленькую жизнь называла мамой и папой и которые заботились о ней, сели в тюрьму по вполне правдивым обвинениям: они действительно купили человека (хоть и очень маленького) и оплатили подделку документов. Саша Русева, по слухам, отделалась условным сроком: суд принял во внимание наличие у неё малолетних детей. Пятерых из её детей забрала опека.
Мария остаётся в приюте, теперь она ничья не дочка и вряд ли станет. Назад Русевой её не отдадут, Христос и Элевтерия не считаются её родителями. Вероятность, что её удочерят греки, после того, как вся страна узнала, что она - всего лишь болгарская цыганка, невелика. В цыганскую семью её не отдадут, потому что нечего делать в цыганских семьях белокурым девочкам.
В общем, справедливость восторжествовала. Аминь.
Маленький белокурый мальчишка ковырял стену магазина, терпеливо поджидая бабушку, которая зашла за молоком. Внезапно сзади раздался вкрадчивый голос:
Мальчик, хочешь шоколадку?
Трехлетний Дима обернулся. Женщина в цветастой юбке протягивала ему плитку. Мальчишка радостно закивал и потянулся за вкуснятиной. В этот же момент цыганка схватила его за руку и быстро увела со знакомой улицы…
ЦЫГАНКА СУНУЛА В ГОРУ ТРЯПЬЯ И ПРИКАЗАЛА МОЛЧАТЬ
Незнакомки привели Диму в грязный шумный дом. Вокруг валялись фантики от конфет, ругались на непонятном языке женщины, пищали дети. Дима вытер с губ шоколад, довольно погладил сытый живот, спрыгнул со стула и собрался домой. Но не тут-то было.
Куда собрался? - цыганка на полпути перехватила бойкого мальчишку. - Побудешь пока у нас. Давай-ка мы тебя переоденем. Сними свою красивую шубку.
В Нижнем Тагиле , тем временем, нарастала паника. На дворе стоял 1991-ый год, и непослушных детей часто пугали байками, мол, будешь себя плохо вести – цыгане украдут. Но всерьез в уральском городке никто этого не боялся – все были на виду, и даже малыши спокойно гуляли во дворах, пока взрослые готовили дома, периодически выглядывая в окно. Поэтому бабушка, чтобы не мучить тепло одетого ребенка в магазинной очереди, оставила его подождать на улице.
Выйдя из магазина, пожилая женщина не нашла внука и бросилась домой - вдруг малыш соскучился по маме и решил пойти к ней? Но там его тоже не оказалось. Перепуганные мать и бабушка бросились в милицию. Через несколько часов по всему городу висели объявления с Диминой фотографией. Милиция методично обыскивала все дома и подвалы. Но мальчонки и след простыл.
Я знаю, что меня искала милиция, они проводили обход домов, - вспоминает сейчас 30-летний Дмитрий Крылов (фамилия изменена. – Прим. Ред) - Даже приходили в дом, где меня держали. Когда со двора раздался шум, цыганка сунула меня в гору тряпья и приказала молчать. Но я был так испуган, что не смог выдавить и слова. Полиция обыскала весь дом, но меня не нашла.
ЦЫГАНЕ БИЛИ МЕНЯ И ПУГАЛИ
После обыска ромалы стали соблюдать осторожность. Дальше двора ребенка не выпускали - по праздникам брали в соседний дом, чтобы посмотреть телевизор. Но отправлять его попрошайничать на улицу боялись - каждый тагильчанин знал, как выглядит пропавший малыш.
Они ждали, что все забудут, как я выгляжу. Уходили попрошайничать сами, - рассказывает Дмитрий. - А меня часто оставляли с «невыездной» старшей цыганской дочерью - она кормила ребенка грудью и сидела дома. Меня она ненавидела со страшной силой: то по голове ударит, то ботинок мой сожжет и меня в пепел сунет. Однажды я не выдержал и решил сбежать. Но в одном сапоге далеко не убежишь, и я быстро вернулся.
Шел 1993-й год. Дима был в плену уже почти три года. По ночам он плакал в подушку. Вспоминал маму, бабушку, братьев и сестричку. Днем - помогал по хозяйству и терпел побои от старшей «сестры». После очередного избиения он не выдержал: выждал момент и опрометью бросился на улицу.
Я прошел совсем немного и столкнулся с первым же препятствием: огромной лужей, - вспоминает Дима. - Стоял, думал, как ее обойти. И тут меня заметила русская женщина из соседнего дома. Я тогда вовсю шпарил на цыганском языке и попробовал ей объяснить, что живу в другом месте. Она быстро все поняла: еще бы, блондин, говорящий на смеси русского и цыганского, лопочет: «Хочу домой! Я сбежал!». Она быстро завела меня в дом и позвонила мужу - офицеру полиции. Он тут же приехал, вызвал подмогу.
Диму отвезли в отделение полиции и стали искать его родителей. А мальчишка сидел и не верил: неужели рабство закончилось?
До сих пор не понимаю, зачем они меня украли. Наверное, хотели заставить попрошайничать, но не ожидали такой шумихи. Моя фотография висела на каждом столбе. А отпускать меня, наверняка, было страшно – я умел говорить и легко мог их сдать. Я до сих пор цыган обхожу стороной, если честно. Никак эта история не забывается. А самое обидное, что я даже не знаю: наказали их как-то или нет? Я ведь был совсем маленьким…
БАБУШКА ВИНИЛА СЕБЯ В ПРОПАЖЕ ВНУКА
Когда Диминой маме сообщили, что он нашелся, она не поверила. После двойного удара - исчезновения сына и смерти матери (у бабушки остановилось сердце, она винила себя в пропаже внука), женщина обезумела от горя и начала сильно пить. К моменту возвращения Димы ее лишили родительских прав, а четверых детей - старших мальчишек и младенцев-двойняшек – увезли в детский дом. Все они были рождены от разных отцов, но никто из них не захотел забирать малышей.
Счастливо спасшегося Диму сперва вернули ей в качестве последнего шанса. Но проверку женщина не прошла: ушла в запой. За мальчишкой никто не следил, еду ему приходилось добывать самому. Иногда домой из детского дома приезжали старшие братья – Женя и Витя. Они привозили мальчишке еду из детдомовской столовой. Однажды органы опеки узнали об этом, и Диму тоже отправили в приют.
Меня определили не в тот детский дом, в котором были братья, поэтому мы потеряли с ними связь, - вздыхает Дмитрий. – С двойняшками я, и вовсе, не был знаком, они тогда были в Доме малютки. Мама про меня быстро забыла, а вскоре умерла, и я остался один на белом свете. В детдоме, без единого близкого человека. Цыганский я знал лучше, чем русский, но меня не обижали, даже друзья появились. Жизнь налаживалась, но родни очень не хватало. В 18 лет я вышел из детдома, устроился слесарем, женился, у меня родился сын. И я твердо решил найти братьев и сестру, чтобы у меня была полная семья.
ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С БРАТОМ РАДОВАЛИСЬ КАК ДЕТИ
Первым делом Дима накопил денег на компьютер. Разобрался с программами и стал искать родных по соцсетям - благо имена братьев и сестры он помнил с детства. Но поисковик упорно выдавал отказ, мол, такие не зарегистрированы. Парень разбросал по всему интернету объявления о том, что ищет родственников и стабильно, раз в месяц, проверял, не появилось ли от них новостей. И вот, однажды, введя в очередной раз имя старшего брата, обомлел: 38-летний Женя оказался известным в Нижнем Тагиле благотворителем. Он помогает малышам из детских домов, в память о своем тяжелом детстве.
Я не слышал о Жене, он не афишировал свою деятельность, - вспоминает Дима. – А потом завел собственный сайт, и я тут же на него вышел. Не раздумывая, написал ему, мол, я твой брат, узнаешь меня? Женя сразу понял, кто я: обрадовался и растрогался. Оказалось, он тоже искал меня, но я тогда еще не был зарегистрирован в соцсетях. Начал рассказывать о нашей семье. Выяснилось, что старший Витя уже умер. Мне было очень грустно, ведь в детстве мы были близки: парни привозили мне еду из детдома, учили кататься на велосипеде, разбирались с теми, кто меня обижал. На следующий день мы с Женей встретились. Обнимались, радовались, как дети, но не плакали. Мы ведь мужики!
После этого братья решили вплотную заняться поиском младших двойняшек: брата и сестренки. Обратились в Дом Малютки, но там сказали лишь, что Надю и Вову усыновили. Остальную информацию раскрывать отказались, сославшись на тайну усыновления.
ДВОЙНЯШЕК НАШЛИ В ШТАТЕ АЛАБАМА
Братья снова с головой окунулись в Интернет: искали любую зацепку. Но двойняшки как сквозь землю провалились!
Однажды мне написала незнакомая женщина, - улыбается Дима. – Она оказалась волонтером, который помогает разлученным семьям. Спросила, не ищу ли я брата и сестру. Рассказала, что они нас с Женей вовсю разыскивают, а она случайно увидела их объявление. И не поленилась найти меня. Назвала мне их новые имена - Брена и Шон. Оказалось, что их в детстве усыновили и забрали в Америку ! Сейчас они живут в штате Алабама . Стало понятно, почему мы никак не могли их обнаружить - мы-то искали по русским именам.
Дима с Женей тут же написали новоиспеченным родственникам. С первой же минуты стало понятно: они - одна семья. Брат и сестра рассказали, что много лет искали родню в России , но не могли выйти на их след. Двойняшки даже подумывали сбежать обратно на Родину: американские родители воспитывали их в строгости и били за шалости. Но им тогда было по 16 лет, и в итоге ничего не вышло. Сейчас Шону и Брене, а точнее Наде и Вове – по 25. Но они не теряют надежду, вернутся в Нижний Тагил – несмотря на то, что они не знают языка и не имеют виз, они загорелись желанием посмотреть на края, в которых родились.
Брена стала настоящей американкой с "голливудской улыбкой" Фото: личный архив
Нам сложно общаться: мы не знаем английского, а они - русского, - улыбается Дмитрий. - Но мы чувствуем, что мы одно целое, и собираемся встретиться. В ближайшее время они хотят приехать в Нижний Тагил - на Родину. Мы ждем не дождемся встречи!
Ольгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Ее продали другой семье за пару серёжек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой. Приемная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а ее браться находятся в приемной семье. Самой девушке было негде жить, сообщает «Реп.ру».
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, ее машину угнали вместе с ребенком. Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых серёжек. Теперь ее звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приемная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьей. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: «Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных. Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с ее мамой.
Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приемной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для нее комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жильё, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у ее матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живет Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нем нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Район бывшей деревни Цна
Местные жители редко видят Тамару. Она ни с кем не общается, видят ее только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
Ольга Романович неохотно делится подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Дом Тамары
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий». Более того, дом в Цне, где прописана прописана Ольга, непригоден для жизни. Его признали не соответвующим санитарным и техническим нормам.
Вагон, к котором живет Тамара
Также выяснилось, что дом в Цне, в котором зарегистрирована Ольга Романович, не соответствует установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. Учитывая вскрывшиеся факты, администрации Советского района пересмотрела свое решение.
Согласно с предложением общественной комиссии, сегодня было принято решение о постановке Ольги Романович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, проживающего в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - рассказали в отделе жилищной политики администрации Советского района. - Это общая очередь, в ней стоит больше семнадцати тысяч человек.
Ольгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Ее продали другой семье за пару сережек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой.
Приемная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а ее братья находятся в приемной семье. Самой девушке было негде жить.
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, ее машину угнали вместе с ребенком.
Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых сережек. Теперь ее звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приемная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьей. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: ««Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных.
Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с ее мамой.
- Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приемной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для нее комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жилье, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у ее матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живет Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нем нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Дом Тамары, биологической матери Ольги Романович. Этот дом был признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Местные жители редко видят Тамару. Она ни с кем не общается, видят ее только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
Ольга Романович неохотно делиться подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий».
Более того, дом в Цне, где прописана Ольга, не пригоден для жизни. Его признали не соответствующим санитарным и техническим нормам.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Видеть цыган - вам сделают деловое предложение, которое позволит вам быстро и легко поправить ваше финансовое положение. Впрочем, вам нужно быть начеку: ваши деловые партнеры - люди не промах и могут в любой момент обыграть вас.
Гостить в цыганском таборе - познакомитесь с интересными людьми, у которых множество полезных связей. Из этого знакомства вы можете извлечь неплохую выгоду, однако вам и самим придется что-то дать взамен.
Если во сне цыганка гадала вам - скоро вам сообщат важную информацию, и если вы используете ее с умом, дела ваши поправятся.
Если вам снилось, что цыгане попрошайничают, но вы им ничего не дали, - друзья поступят с вами некрасиво.
Наряжаться цыганом или цыганкой - вам удастся перехитрить своих конкурентов.
Слышать цыганские песни и видеть цыганские танцы - будете увлечены новым интересным заданием.
Петь и плясать самому - вам удастся вовлечь в свое дело людей, которые принесут вам удачу.
Представьте, что вы дарите цыганам хорошие подарки, а взамен они дарят вам лошадь.
Подпишись на канал Сонник!
Сонник - Цыгане
Сон о цыганском таборе символизирует запутанность Вашей интимной жизни, Вам потребуется немало сил, чтобы привести отношения с представителями противоположного пола в порядок.
Женщина, которой снится, что ей гадает цыганка, выйдет замуж слишком поспешно. А если она уже замужем, отравит себе существование беспочвенной ревностью.
Если Вам снится, что Вы что-то покупаете у цыган, значит, наяву встретитесь с красивой, но коварной особой, из-за которой переживете немало неприятностей.
Танцующая цыганка предвещает Вам роковую любовь с трагическим исходом. Для женщины любовь к цыгану, испытанная во сне, предвещает одиночество после вероломной измены возлюбленного; для молодой девушки – любовь к человеку, которого не одобрят ее родители.
Толкование снов из