Закономерности распространения живых организмов на земле презентация. Тема: «разнообразие и распространение организмов на земле
другие презентации на тему «Разнообразие живых организмов на Земле»
«Урок разнообразие животных» - Птицы. Животные. 15 тысяч. Насекомые. Зоология – наука о животных. Земноводные. Черви. 3 тысячи 400. Более 1 миллиона. Иглокожие. 4 тысячи. Рыбы. 80 тысяч. Более 20 тысяч. 6 тысяч. Ракообразные. Разнообразие животных. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. 20 тысяч. 5 тысяч видов. Более 8 тысяч. 1 миллион 500 тысяч.
«Разнообразие животных 3 класс» - Рыбы- животные,тело которых покрыто скользкой чешуёй. Сохраним родную природу! Наука о животных называется зоологией. Насекомые. Пресмыкающиеся. Звери. Не убивайте зря! Разнообразие животных. Земноводные- животные, у которых кожа голая, нежная. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью. Какие бывают животные.
«Разнообразие клеток» - Клетки гладкой мышечной ткани. Клетки скелетной поперечно-полосатой мышечной ткани. Многообразие клеток. Клетки крови (эритроциты). Клетки эпидермиса. Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Клетки однослойного эпителия. Трахеиды сосны 2000мкм. Сперматозоид человека 5мкм – головка 60 мкм - жгутик. Шаровидны клетки бактерий (стафилококк).
«Сохранение биологического разнообразия» - Проблема сохранения биологического разнообразия планеты. Особые требования предъявляются к естественным и искусственным водоемам. Одним из результатов такого конфликта явилось снижение биологического разнообразия природных экосистем. Броненосцы - единственные живые ущества, не считая человека, подверженные заболеванию про-юй.
«Разнообразие природы 3 класс» - Дышат. Растут. Природа. Значение природы для человека. Бактерии. Приносят потомство. Связи в природе. Грибы. Люди не могут жить без природы. Живая. Неживая. Животные. В природе всё взаимосвязано. Развиваются. Природа удивительно разнообразна. Питаются. Являются ли дрожжи частью природы? Умирают. Растения.
«Разнообразие животного мира 3 класс» - 3 группа. Многоклеточные беспозвоночные позвоночные. Какую роль выполняют в природе? Что такое ФАУНА? Одноклеточные. Мир животных. Чем отличаются насекомые от других животных? 4 группа. Определение признаков различных групп животных. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал…». Животные (фауна)?.
Совокупность частей земных оболочек (литосферы, гидросферы и атмосферы) формируют биосферу, которая заселена живыми организмами, участвующими в процессах жизнедеятельности на Земле.
Биосфера — одна из оболочек Земли, которая заселена разнообразными живыми организмами. Биосфера развилась в процессе эволюции, она находится под воздействием живых организмов, преобразуется ими.
Биосфера проникает в литосферу, гидросферу, атмосферу. Всего в биосфере насчитывается примерно 3 000 000 видов животных, растений, бактерий, грибов. Организмы, входящие в биосферу, обнаруживают необыкновенную способность к распространению по планете, к размножению. На Земле насчитывается несколько миллионов видов организмов. Энергетические потоки распределяются на земле в соответствии с состоянием биосферы. Растения выделяют кислород (11,5 ∙ 107 т в год) и поглощают CO2 (1,7 ∙ 108 т), если бы растения исчезли, жизнь на земле погибла бы из-за накопления в атмосфере CO2.
Животные - экосистемы
Экосистема - это биосистема, которую составляют живые организмы, их среда обитания, связи в системе. Виды животных составляют природные сообщества. Экосистема располагается на некоторой территории, ее составляют определенные виды, она отличается определенным строением, биопродуктивностью.
Взаимодействие производителей, потребителей гарантирует благополучное существование любой экосистемы. Животные не могут жить без растительной питательной массы, хищники не могут существовать без травоядных. Многие виды потребляют другие виды, сами становятся питательной средой для других членов экосообщества. Птицы-хищники едят зайцев, мышей, лягушек, змей, ящериц. В свою очередь змеи поедают лягушек, мышей, маленьких птиц. Хищник медведь одновременно питается медом, падалью и растениями. Лиса как хищник ловит зайцев, но может питаться и плодами. Цепи питания очень сложны, они могут легко разрушиться, если будет нарушено хоть одно звено в этой цепи.
Экосистема тем прочнее, чем богаче биоценоз. Если в цепи питания, которую составляют растения, лисы и зайцы, зайцы пропадут, то лисы смогут выжить, потому что будут питаться птицами и мышами.
Растения - экостистемы
Растительность в первую очередь обусловливает любую экосистему. Тропические леса, степи, полупустыни и пустыни характеризуются сообществами растений. В лесах тропиков особые деревья, трава, подлесок, которые населяются грибами, микроорганизмами, животными.
Экосистема леса характеризуется сочетанием растений, приспособленных к существованию друг с другом. Верхний ярус занимают высокие светолюбивые деревья, ниже идут небольшие деревья, менее светолюбивые, подлесок образуют кустарники, следующий ярус - травы. Еще один ярус составляют мхи.
Ярусность экосистемы леса - важнейший фактор, позволяющий существовать растениям с разной потребностью солнечного света.
Микроорганизмы
Микроорганизмы - важнее звено круговорота разнообразных веществ (азота, углерода, фосфора) в природе. Они разлагают остатки растений, животных, способствуя очищению почвы, воды. Баланс микроорганизмов в организме человека определяет его самочувствие и здоровье.
Способность любой экосистемы поддерживать свои связи, структуру, функции определяет ее устойчивость в любых неблагоприятных условиях.
Слайд 2
Цели и задачи:
- Сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле;
- Ввести понятия «биосфера», «широтная зональность», «высотная зональность»
Слайд 3
В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера (греч. bios «жизнь»).
Этот термин первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс
Биологическая эволюция - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов.
Слайд 4
В 20е гг ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере»
Слайд 5
Что же такое «биосфера»? До каких границ (верхней и нижней) распространяется? Какими
организмами представлена? Заполните схему
- Биосфера
- Бактерии
- Биосфера
- Бактерии
- Грибы
- Растения
- Животные
Слайд 6
Границы биосферы Земли проводятся по границам распространения живых организмов, а это значит…
Что верхняя ее граница проходит на высоте озонового слоя на высоте 20-25 км …
…а нижняя граница проходит на той глубине, где перестают встречаться организмы.
Слайд 7
Какие условия влияют на распространение организмов на Земле?Заполните таблицу
Слайд 8
Прочитайте пункт 3, 4 Дайте определение явлениям «Широтная зональность», «высотная
зональность»пользуясь формулой: определение = ключевое слово + существенные признаки
Определите по рис. 93 Природные зоны Земли
- Широтная зональность – это последовательное расположение природных зон от полюсов к экватору, связанное с изменением соотношения тепла и влаги.
- Высотная зональность – последовательное расположение природных зон в горах
Слайд 9
Слайд 10
Животные арктических пустынь
1 - кайра; 2 - чистик; 3 - овцебык; 4 - белый медведь; 5 - гренландский тюлень.
Слайд 11
Растения арктических пустынь
1 - моховая подушка; 2 - полярный мак; 3 - камнеломка; 4 - лишайник.
Слайд 12
Растения тундры
1 - полярная ива; 2 - карликовая береза; 3 - пушица; 4 - осока; 5 - дриада; 6 - мак; 7 - ягель.
Растения лесотундры
Слайд 13
Животные тундры
1 - полярная сова; 2 - северный олень;
3 - лемминг; 4 - песец.
Животные тундры
Слайд 14
Животные тайги
1 - лось; 2 - кабарга; 3 - бурый медведь; 4 - рысь;
5 - соболь; 6 - бурундук; 7 - глухарь; 8 - клест.
Слайд 15
Растения тайги
1 - ель; 2 - пихта; 3 - лиственница; 4 - можжевельник; 5 - черника; 6 - кислица.
Слайд 16
Смешанный лес
Слайд 17
Растения широколиственных лесов
1 - дуб; 2 - липа; 3 - клен; 4 - лещина; 5 - бузина;
6 - хохлатка; 7 - фиалка; 8 - медуница.
Слайд 18
Животные широколиственных лесов
1 - зубр; 2 - благородный олень; 3 - кабан; 4 - лиса; 5 - сойка; 6 - неясыть; 7 - жук-олень.
Слайд 19
Лесостепь
Слайд 20
Животные степей
1 - сайгак; 2 - суслик; 3 - сурок; 4 - дрофа; 5 - степной орел; 6 - степной жаворонок; 7 - корсак; 8 - манул.
Слайд 21
Полупустыня
Слайд 22
Каменистая пустыня
Слайд 23
Песчаная пустыня
Слайд 24
Животные пустынь
1 - среднеазиатская черепаха; 2 - песчаная эфа; 3 - агама; 4 - скорпион; 5 - жук-чернотелка; 6 - тушканчик; 7 - каракал; 8 - джейран; 9 - двугорбый верблюд.
Слайд 25
Растения пустынь
1- белый саксаул; 2 - песчаная акация;
3 - верблюжья колючка.
Слайд 26
Животные саванн
Слайд 27
Муссонный лес (сезонно-влажные леса)
Слайд 28
1 слайд
Тема: Разнообразие и распространение организмов на Земле Цели: Называть царство организмов их основные характеристики; Определить условия существования организмов.
2 слайд
Состав Земли (оболочки, сферы) Литосфера Гидросфера Атмосфера Верхний слой литосферы, нижний слой атмомферы, вся гидросфера – заселена живыми организмами (это организмы образуют - БИОСФЕРУ)
3 слайд
БИОСФЕРА (от греч. «био» – жизнь) – это земное пространство, оболочка, в которой существует жизнь.
4 слайд
5 слайд
Разнообразие живого Царство Наличие клеток Таксономические единицы Представители Общая характеристика Бактерии Грибы Растения животные
6 слайд
Царство Наличие клеток Таксономические единицы Представители Общая характеристика Бактерии Одноклеточные. Имеют виды палочек, шариков, спиралей (от греч. «палочка») Чаще всего они очень малы. Тело их состоит из однойклетки. Отличия. Клетка бактерии не имеет ядра, а клетка простейших содержит ядро. Известно 2500 видов бактерий Грибы Многоклеточные и одноклеточные. Одноклеточные:мукор, дрожжи. Многоклеточные:пеницилл,трутовик, для шляпочных: лисички, мухоморы, белые. Насчитывается около 100 000 видовгрибов Растения животные
7 слайд
Царство Наличие клеток Таксономические единицы Представители Общая характеристика Бактерии Грибы Растения Многоклеточные и одноклеточные. Отделы: водоросли, мхи, голосеменные, папоротники, цветочные Одноклеточные: хлорелла, хламидомонада (водоросли).Многоклеточные(для всех отделов). около350 тыс. видов. Предназначение: служат пищей, сырьем, способствуют преобразованию солнечной энергии. Других подобных организмов на земле нет. животные
8 слайд
Царство Наличие клеток Таксономические единицы Представители Общая характеристика Бактерии Грибы Растения животные Одноклеточные (тип простейшие);Многоклеточные (для всех других типов.) 1.беспозвоночные: *черви *моллюски *Иглокожие *Членистоногие 2. Позвоночные *рыбы *земноводные *пресмыкающиеся *птицы *млекопитающие. Дождевой червь. Осьминог, мидия. Морской еж, морская звезда. Адмирал, жук – олень, (насекомые); Щука, сом, акула, морской конек. Жаба, квакша,тритон. Змея, черепаха, ящерицы. Сова, дрофа, лебедь. Кит, дельфин, тигр, лось. Самое разнообразное царство. Известно примерно 1 млн. 500 тыс. видов. Наиболее многочисленны по числу видов насекомые.
9 слайд
Царство Наличие клеток Таксономические единицы Представители Общая характеристика Бактерии Одноклеточные. - Имеют виды палочек, шариков, спиралей (от греч. «палочка») Чаще всего они очень малы. Тело их состоит из однойклетки. Отличия. Клетка бактерии не имеет ядра, а клетка простейших содержит ядро. Известно 2500 видов бактерий Грибы Многоклеточные и одноклеточные. - Одноклеточные:мукор, дрожжи. Многоклеточные:пеницилл,трутовик, для шляпочных: лисички, мухоморы, белые. Одноклеточные:мукор, дрожжи. Многоклеточные:пеницилл,трутовик, для шляпочных: лисички, мухоморы, белые. Растения Многоклеточные и одноклеточные. Отделы: водоросли, мхи, голосеменные, папоротники, цветочные. Одноклеточные: хлорелла, хламидомонада (водоросли).Многоклеточные(для всех отделов). около350 тыс. видов. Предназначение: служат пищей, сырьем, способствуют преобразованию солнечной энергии. Других подобных организмов на земле нет. Животные Одноклеточные (тип простейшие);Многоклеточные (для всех других типов.) 1.беспозвоночные: *черви *моллюски *Иглокожие *Членистоногие 2. Позвоночные *рыбы *земноводные *пресмыкающиеся *птицы *млекопитающие. Дождевой червь. Осьминог, мидия. Морской еж, морская звезда. Адмирал, жук – олень, (насекомые); Щука, сом, акула, морской конек. Жаба, квакша,тритон. Змея, черепаха, ящерицы. Сова, дрофа, лебедь. Кит, дельфин, тигр, лось. Дождевой червь. Осьминог, мидия. Морской еж, морская звезда. Адмирал, жук – олень, (насекомые); Щука, сом, акула, морской конек. Жаба, квакша,тритон. Змея, черепаха, ящерицы. Сова, дрофа, лебедь. Кит, дельфин, тигр, лось.
Глава 6. БИОСФЕРА
Урок 57 (вариант 1)
Цель урока:
Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли - Биосферу (био - жизнь).
Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около двух триллионов тонн. Это огромная величина, но ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - всегда одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством - самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за 8 дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максима пространство.
Границы биосферы определите с помощью учебника (Г.: с. 142).
(От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)
- Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогеохимии. Был организатором многих научных учреждений.
Сообщение учащегося
В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался, прежде всего, историей.
В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И. Сеченова.
В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д. И. Менделеева. Идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.
Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал В. И. Вернадский.
В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.
Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.
Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти работы дали возможность проставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.
В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.
III. Распространение живых организмов на Земле
Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)
Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли Земле эти условия одинаковые? (Нет.)
Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)
Наблюдается изменение условий на Земле с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны. Откройте учебники (Г.: с. 144), перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.
Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)
- Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)
Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах? (Высотная поясность.)
Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.
Александр Гумбольдт (сообщение учащегося)
С детства А. фон Гумбольдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.
В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия берет начало деятельность исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку. В Мексике он изучал вулканы. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняются природные зоны растительности.
Путешествие продолжалось 5 лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.
Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.
Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климаты, исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.
IV. Закрепление изученного
а) на дне Мирового океана;
а) бактерии;
б) растения;
в) животные;
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) поверхность литосферы.
5. Дополните предложение.
Домашнее задание
Г.: § 46, задача №4.
Урок 57 (вариант 2)
Разнообразие живых организмов на Земле
Цель урока:
Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные зоны мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы изучим еще одну оболочку Земли - биосфера. В работе вам поможет учебник (Г.: § 46).
Шаг 1. Узнаем, что такое биосфера
Биосфера (сфера жизни) - своеобразная оболочка земного шара, в которой обитают живые организмы. Так, в 1875 г. австрийский геолог
Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного пространства, в которой существует жизнь.
Шаг 2. Узнаем границы биосферы
- Учение о биосфере создал русский ученый Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.). По теории академика Вернадского, верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли.
На какой глубине проходит нижняя граница биосферы?
Шаг З
- Одновременно с человеком на Земле живет несколько миллионов видов живых организмов. Попробуйте их классифицировать. Разделите биосферу на три качественные группы.
Шаг 5. Широтная зональность
Прочти текст учебника на с. 143 п. «Широтная зональность», затем сформулируй определение этого явления, пол формулой:
определение = ключевое слово + существенные признаки.
Шаг 6. Высотная поясность
- В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.
Представьте, что совершается восхождение в горы, которые находятся в тропиках. Подпишите изменение растительных зон:
Шаг 7
Проверим усвоение новой темы «Биосфера».
1. Нижняя граница биосферы располагается:
а) на дне Мирового океана;
б) на глубине 3 км в земной коре;
в) на границе мантии и земной коры.
2. Какие организмы появились раньше:
а) бактерии;
б) растения;
в) животные;
3. Назовите самую обитаемую часть биосферы;
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) поверхность литосферы.
4. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?
5. Дополните предложение.
Главной причиной высотной поясности является....
Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.
Биоценоз Озера Луга Болота Леса Пустыни
Растений на Земле около 500000 Животных свыше 1 мл
Жизненные формы растений Деревья Травы мхи Кустарники
птицы рыбы Члени- стоногие Пресмы- кающиеся млекопитающие Жизненные формы животных
Биогеография – наука о географии распространения всех организмов живущих на Земле.
Кислород Растения Углекислый газ Вода Минеральные вещества Солнечная энергия
Распределение животных и растений Климат Влага Высотная поясность
Высотная поясность- закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом в горы.
Влияние живых организмов на оболочку Земли кислород Углекислый газ растения животные человек Атмосфера
Воздействие организмов на гидросферу
организмы вода растения Гидросфера
Воздействие организмов на литосферу
выветривание Перемешивания повер. Слоя земли Горные породы деградация Литосфера
Образование почвы под воздействием организмов Почва- плодородный слой Земли. Гумус –результат распада органических останков в почве. Чернозем –самый плодородный вид почвы среди других видов. Торф –толща полуразложившихся растительных остатков.
Домашнее задание $ 49-51. стр142-148 .