Заграждение и разминирование. Применение собак при разведке путей, движения войск, разминировании дорог
на южской земле
Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.
Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями. Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Фёдор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть во своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д.Пожарского Михаиле практически ничего не известно, кроме того, что он скончался в 1588 г., когда будущему национальному герою было 10 лет.
В 1590-х годах его мать, Евфросинья Фёдоровна (урожд. Беклемишева, ум.1632), служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Фёдоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».
Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Дамиана, и был крещён в честь одного из этих святых Косьмой. В данной грамоте от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного с. Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.
Подпись князя Дмитрия стоит под Соборным определением об избрании на царство царя Бориса Годунова. Пожарский нёс службу при его дворе в 1598-1605 гг. сначала как «стряпчий с платьем», а с 1604 - стольником. В том же чине он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и Василии Шуйском (1606-1610). Присягнув в 1607 г. царю Василию Шуйскому, он остается верным присяге до конца своих дней. В 1608 г. Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у с. Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 г. осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города.
За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками и частью слободы Холуй. Из жалованной грамоты царя Василия узнаем, что Дмитрий Михайлович «против врагов стоял крепко и мужественно», царю и Московскому государству «многую службу и дородство показал... На воровскую смуту и прелесть не покусился», стоял «в твёрдости разума крепко и непоколебимо».
В 1610 г. князь Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск, один из ключевых пунктов обороны южных рубежей Московского государства на рязанщине. Своих взбунтовавшихся горожан он усмирил, не позволив присягнуть Лжедмитрию II, и вернул к повиновению царю восставшую Коломну. Молитвенным предстательством св. Николая (в Зарайске был особенно почитаемый его образ) князь одержал в это время много блестящих побед. Когда весной 1610 г., после кончины М.В.Скопина-Шуйского, П.П.Ляпунов предложил ему пойти на союз с Тушинским вором, Пожарский с негодованием отклонил предложение и доложил царю о намерениях рязанского дворянина.
После сведения с трона царя Василия для Москвы наступили тяжкие времена, предательством Семибоярщины столица была отдана во власть польского гарнизона. В марте 1611 г., когда началось стихийное восстание московского люда, князь Пожарский оказался в гуще событий. Наёмные солдаты гарнизона выжигали город, наступая на защитников Руси вслед за линией огня, и единственным очагом сопротивления скоро оказалась Сретенка с деревянным острожком, который по команде Пожарского был возведён у церкви Введения на Лубянке. Князь получил тяжелейшее ранение и был увезён сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его вотчину Мугреево. Крестьянский историк О.П.Голиков (потомок священника Саввы, лично знавшего Пожарского), писал в истории с. Нижний Ландех, что Пожарский лечился от ран «не инде где, а в Святоезерском монастыре». Сюда, в с. Мугреево, и пришли в октябре 1611 г. посланцы Нижнего Новгорода, приглашая князя возглавить ополчение, собранное его тёзкой Кузьмой Мининым.
В феврале 1612 года, воодушевлённые воззванием только что погибшего патриарха Гермогена, ополчение под командованием князя Дмитрия Михайловича, вооружённое на народные средства, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, вышло из Нижнего Новгорода, направляясь через волжские города Кинешму, Кострому и Ярославль к Москве. В Ярославле была сделана долгая остановка, за время которой Пожарский и Минин создали Совет всея земли, от его имени рассылали грамоты и собирали новые силы. Надо отметить, что монеты, чеканенные ими, выпускались с портретом последнего государя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича (1584-1598). В июле 1612 г. уже с отрядом прекрасно снаряжённого войска, в числе около 7 тыс. человек, Пожарский вышел в судьбоносный поход на Москву, по пути зайдя в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда войско, благословляемое иноками, подошло к столице почти одновременно с превосходящим войском коронного гетмана Ходкевича (10 тыс. отборных воинов) и вступило с ним 23-24 августа в бой. Чашу весов перевесил подвиг К. Минина, ночью с отрядом храбрецов напавшего, с согласия своего военачальника, на отдыхавшего противника. Ходкевич был отброшен, и голодающий польский гарнизов в Кремле был обречён.
После осады 22 октября ополчение Пожарского и Минина взяло приступом Китай-город, и польский гарнизон капитулировал с условием сохранить жизни сдавшихся. Казаки Д.Т.Трубецкого, при выходе сдавшихся из Кремля, перебили почти всех; князь же Пожарский сдержал свое слово, и все, доверившиеся в его руки, остались живы. С тех пор день 22 октября (4 ноября н. ст.) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь - государственным праздником.
По инициативе князя был созван Земский собор с уникальнейшим представительсвом по 10 человек от всех городов и всех сословий, включая крестьян. Из 4-х кандидатов, выдвинутых на царство, собор избрал Михаила Фёдоровича Романова, ставшего родоначальником новой династии русских царей. 1 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Романова, Московская Русь вновь обретала единство и преемство. В ночь перед церемонией князь Пожарский находился при «бережении» регалий: шапки Мономаха и барм. При церемонии шествия в Успенский собор Дмитрий Михайлович нёс царский скипетр, а во время торжественной литургии держал «яблоко» (так в старину называли царскую державу).
Символика оказалась пророческой: ведь во все время последующей службы именно князь Пожарский был посылаем юным царём во все «горячие точки», охраняя власть и державу нового самодержца. В первые годы после Смуты (до 1628 г.) в наводнённой вооружёнными отрядами стране князь возглавил ключевые ведомства: Ямской и Разбойный приказы. За это время он сумел построить множество новых путей, обеспечить их безопасность, даже ввёл новые законы: ответственность за неумышленное убийство и за куплю-продажу краденого имущества.
Получивши высший чин думного боярина и множество новых вотчин, стареющий князь осенью 1641 г. составил духовную грамоту, в которой среди прочих заветов разделил детям семейные святыни. Известно, что от брака с Прасковьей Варфоломеевной (ум.1635) он имел 6 детей: Ксению (в замужестве Куракину, ум.1625), Петра (ум.1649), Фёдора (ум.1633), Анастасию (Пронскую), Ивана (ум.15.02.1668), Елену (Лыкову). Второй женой Д.М.Пожарского была Федора Андреевна Голицына, детей у них не было.
Cпаситель Отечества отошёл ко Господу на Фоминой седмице 20 апреля 1642 г. и был погребён в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.
Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 г. основал Николо-Борковскую пустынь близ с. Холуй, доныне сохранившуюся на южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в который Иван сделал множество вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается «князь Козьма». Образ благоверного воина, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения завета Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвигом и делами «болярина князя Козьмы» мы стоим и сегодня.
Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина . Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского. Его предков в середине XVI века не миновали репрессии: опале со стороны Ивана Грозного подвергся его дед князь Федор Иванович Немой Пожарский, лишенный вотчин и сосланный в Свияжск. Вернулся в родные места он уже в годы Ливонской войны, в которой и принял участие даже не в воеводском чине, а в качестве головы - сотенного командира. Родовой терем Пожарских находился в 12 верстах от села Коврово (современный город Ковров), в деревне Сергово. Именно здесь 1 ноября 1578 года в семье Михаила Федоровича Глухого Пожарского и Марии (Евфросиньи) Федоровны Беклемишевой и появился на свет младенец Дмитрий. Однако детские и юношеские годы его прошли в Москве, в расположенной на Сретенке городской усадьбе Пожарских.
Лишившись в десятилетнем возрасте отца, Дмитрий Пожарский оказался поверстанным частью его поместья, но служить начал лишь по достижении 15 лет. С 1593 года Дмитрий регулярно принимал участие в дворянских смотрах и после одного из них его пожаловали низшим придворным чином - стряпчего с платьем. Стряпчий Пожарский был участником Земского собора 1598 года, состоявшегося после смерти царя Федора Ивановича, и именно в этом качестве подписал соборное определение об избрании новым царем Бориса Годунова. Вскоре после этого Пожарский был сослан на южное порубежье, постоянно разоряемое крымскими татарами, и пробыл там пять лет. Все эти годы князь командовал отрядом стрельцов, который нес дозорную службу в самых опасных местах. Его ревностное отношение к службе не осталось незамеченным, Пожарский становится царским стольником, получив в поместье небольшое село под Москвой.
Он участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I, в том числе в знаменитой битве у села Добрыничи, где самозванец потерпел тяжелое поражение. Однако после смерти Бориса Годунова «названному Димитрию» в 1605 году удалось овладеть Москвой. Щедрыми дарами и пожалованиями он попытался привлечь на свою сторону московских бояр и дворян, в первую очередь тех, кого он мог опасаться. Пожарский был пожалован скромным, но заметным чином дворецкого.
Осенью 1608 года он был направлен с отрядом воинов на помощь коломенскому воеводе Ивану Пушкину, с трудом отбивавшему нападения сторонников Лжедмитрия II. У села Высоцкого в 30 верстах от Коломны князь встретил «тушинцев» и разбил их. Через год Пожарский одержал еще одну победу, разгромив разбойничий отряд казачьего атамана Салькова. «Крепость» службы его не осталась незамеченной - он был назначен воеводой в очень важный в стратегическом отношении город Зарайск. Выбор оказался верным, Пожарский не «пошатнулся», даже узнав о свержении в Москве царя Василия Шуйского, не признал Семибоярщину и отразил ряд попыток мятежников захватить город. Однако отсиживаться за крепкими каменными стенами зарайской крепости Дмитрий Михайлович не собирался. Его отряды выбили «тушинцев» из Коломны. Командуя отрядами московских служилых людей, он и впоследствии «ходил в разные места против воровских людей». В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения. Именно его отряд пришел на помощь Прокопию Ляпунову, когда тот был осажден в Пронске ратью служившего полякам Григория Сумбулова. Небольшой отряд Ляпунова (всего 200 человек) был бы неминуемо уничтожен, но известие о подходе войска Пожарского вынудило Сумбулова снять осаду и уйти из-под Пронска к оставленному почти без охраны Зарайску. Но Дмитрий Михайлович успел вернуться в свою крепость и в жестокой битве у стен Зарайского кремля разбил Сумбулова. После этого Пожарский собрал всех находившихся под его рукой коломенских и зарайских служилых людей в ополчение и повел его в Рязань к Ляпунову.
В начале весны 1611 года заслуживший доверие Ляпунова князь был направлен в Москву, чтобы возглавить готовившееся там восстание. Однако бунт против поляков начался ранее намеченного срока 19 марта 1611 года. Единственным участвовавшим в нем отрядом земской рати были люди Пожарского. Интервенты оказались не в силах подавить восстание силой оружия и подожгли город. Отступая перед стеной огня, русские воины стали покидать Москву. Прикрывая их отход, в столице остались воины Пожарского, принявшие бой в районе Сретенки. Несколько раз князю удавалось обратить в бегство пехоту противника. 20 марта он еще держался в острожке, построенном у Введенской церкви на Лубянке. Тогда полковник Госевский бросил против последнего оплота восставших все наличные силы. В последней схватке с врагом Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Упав на землю, он еще успел сказать: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть все это». Ратники не бросили своего воеводу на погибель и, прикрывая своими телами, вывезли его из боя. Как и других раненых, воеводу доставили в Троице-Сергиев монастырь. Немного подлечившись, он уехал в свою суздальскую вотчину, село Мугреево. Там, все еще страдая от плохо заживавших ран, Пожарский узнал о гибели Ляпунова, там осенью 1611 года и нашли его нижегородские послы. По совету своего земского старосты Кузьмы Минина они прибыли просить князя возглавить ополчение, собиравшееся тогда в Нижнем Новгороде.
Избранный военным вождем ополчения князь Пожарский возглавил и «Совет всей земли Русской» - временный орган верховной власти на всей освобожденной от интервентов территории. Земский воевода Пожарский сыграл исключительно важную роль в освобождении Москвы, восстановлении разрушенной государственной организации.
После освобождения Москвы князь приобрел огромный авторитет, поэтому на Земском соборе 1613 года, избравшем на престол нового царя, он вел заседания, спрашивая мнения участников. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Пожарского и 11 июля 1613 года, после венчания на царство в Успенском соборе Кремля, пожаловал Дмитрия Михайловича боярским чином.
До своей смерти князь Пожарский служил верой и правдой своему Отечеству: он командовал войсками, дравшимися против разорявших русские земли отрядов полковника Лисовского, в 1615 году разбил его под Орлом и прогнал к Карачеву. Доблестный воин искал новых встреч с врагом, но тяжелая болезнь надолго приковала его к постели. Вновь воевода оказался в строю в грозном 1617 году, когда на Москву с целью силой завладеть московским престолом двинулось польское войско под командованием королевича Владислава и гетмана Ходкевича. Пожарский руководил укреплением Можайска и Калуги, которыми враг не смог овладеть и вынужден был зимовать в Вязьме. За верную службу князь получил в награду серебряный позолоченный кубок весом в три гривенки, 36 золотых, шубу - атлас турецкий на соболях, пуговицы серебряно-золоченые.
В следующем, 1618 году поляки получили подкрепления и продолжили поход к Москве. Пожарский, по словам современника, «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Во время решительного штурма 1 октября 1618 года князь взял на себя руководство боем в самом опасном месте, у Арбатских ворот Белого города, и отразил ночное нападение неприятеля, взорвавшего ворота Земляного города. Однако воины Пожарского действовали настолько удачно, что вынудили атаковавшего Москву в этом месте гетмана Сагайдачного вывести остатки своих запорожцев с заваленных их телами московских улиц.
В последующие годы князь также был на виду - руководил Ямским, Разбойным, Поместным и Судным приказами, был воеводой в Новгороде Великом. Во время неудачной Смоленской войны 1632-1634 годов Пожарский вместе с князем Д. Черкасским формировал армию прикрытия, собиравшуюся в Можайске, но это войско было распущено, так и не приняв участия в военных действиях.
В годы Азовского «осадного сидения» донских казаков 1637-1638 годов он укреплял на случай возможной войны с Турцией Москву, надзирая над работами по постройке земляного вала, возводившегося вокруг столицы.
В 1637 году на собственные средства Дмитрий Михайлович построил Казанский собор близ торговых рядов на Красной площади и перенес туда из своей домашней церкви чудотворную икону Богородицы, присланную ему из Казани и сопровождавшую его при освобождении Москвы.
Благодаря щедрости царя Михаила Федоровича он стал одним из наиболее богатых в России землевладельцев. Последней службой Пожарского стало его участие весной 1640 года в переговорах с прибывшими в Москву польскими послами. 20 апреля 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский скончался, перед смертью приняв схиму и взяв себе имя Козьма. По преданию, Михаил Федорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими». Останки Пожарского были захоронены в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
20.04.1642 (3.05). - Умер кн. Дмитрий Михайлович Пожарский
Пожарский - герой Смутного времени
Дмитрий Михайлович Пожарский (1.11.1578–20.04.1642) – князь, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене Великого Князя Суздальского и Владимирского, а затем и . Мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу. С 1602 г. он – стольник при дворе . В 1608 г. был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г., назначенный воеводой в г. Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.
В начале 1611 г. Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в марте 1611 г. – в . В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 г. совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, и прославившее Пожарского как героя, которого даже предлагали в числе кандидатов на царский престол.
На Земском соборе 1612–1613 гг. сыграл выдающуюся роль при и был пожалован боярским чином. Затем до 1618 г. руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615–1617 гг. участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. С 1619 г. Пожарский ведал Ямским, в 1624 г. – Разбойным, в 1636-1637 и в 1640-1642 гг. – Судным приказами. В 1628–1630 гг. – воевода в Новгороде, воевода армии прикрытия во время Русско-польской войны 1632–1634 гг.
Все царствующие при жизни Д.М. Пожарского Государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский Царь Михаил Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: «… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ».
Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
ПС. В нашей статье указана официально признанная дата рождения князя Д.М. Пожарского. По соображениям В.Е. Шматова, дата рождения должна быть иная: «Первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю. Следовательно, дата рождения Д.М.Пожарского – 17 (30) октября 1577 года».
Использованы материалы сайта Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского .
Князь Пожарский, великий русский государственный и военный деятель, в двадцать лет (1598) стал стряпчим и членом Земского собора. Через четыре года он уже был стольником, а на Земском cоборе 1613 года заседал как боярин
Он вошел в историю России как участник первого ополчения и восстания против польско-литовских интервентов в Москве в 1611 году, в Смутное время. А с конца октября 1611 года Дмитрий Пожарский был одним из руководителей второго ополчения. Он вместе с нижегородским купцом Мининым разработал и осуществил в 1612 году план освобождения Москвы от польских интервентов. С освобождением Москвы, с конца 1612 года по 1613 год, он вместе с князем Д.Т. Трубецким возглавлял временное правительство. После избрания Михаила Романова на российский престол Пожарский продолжил политическую карьеру, руководя приказами: Галицкой частью - в 1617 г., Ямским - в 1619-1624 гг., Разбойным - в 1624-1628 гг., Приказных дел - в 1631-1632 гг., Московным судным приказом - в 1634-1638 и в 1639-1640 гг. В 1628-1630 гг. Дмитрий Пожарский служил воеводой в Новгороде.
Самые яркие моменты жизни Дмитрия Пожарского связаны с защитой России в Смутное время на рубeже XVI-XVII веков. Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостой Кузьмою Мининым. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил сбором средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя "выборный человек всей землею" Кузьма Минин .
Узнав о движении нижегородского ополчения, Михаил Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался Земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.
Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил выступать, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекший с собой несколько тысяч "воровских" казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, где через несколько дней дало отпор войску польского гетмана Ходкевича, спешившего на помощь польскому гарнизону.
22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. Вскоре поляки, сидевшие в Кремле, сдались, обессиленные голодом, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.
Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей "для земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 года, был по составу наиболее полным из московских Земских соборов: на нем были представлены все слои населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Сравнительно легко они договорились о том, чтобы "литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 года выборные люди сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романо
ва, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". По возвращении посланных Земский собор 21 февраля 1613 года единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные христиане всего Московского государства". В то же время были указаны его родственные связи с прежней царской династией Рюриковичей: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного), Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник.
В.Е Шматов
О дате рождения князя Дмитрия Пожарского
До сегодняшнего дня историкам и исследователям не была известна точная дата рождения великого гражданина России – Дмитрия Михайловича Пожарского. В Интернете указываются и 01 ноября 1578 года, и 14 марта 1578года, и 29 апреля 1578 года, и 20 апреля 1578 года (путают с датой смерти Пожарского – 20 апреля 1642 г.), и 14 февраля 1578 года и др. даты. Историками же на сегодняшний день принято считать датой рождения Д.М. Пожарского 01 ноября 1578 года, впервые названную Л.М. Савеловым в своей работе "Князья Пожарские". – Летопись историко-родословного общества в Москве. Вып. 1. М., 1906. Рассмотрим, чем же эта дата обоснована и так ли это в действительности. Сам Л.М. Савелов эту дату, по крайней мере день и месяц рождения, ничем не обосновывает. Другие авторы, писавшие о Пожарском после него, берут эту дату просто на веру. У нас же есть своя доказательная источниковая база на этот счет, по которой следует, что дата рождения Д.М. Пожарского – другая.
У самого первого из биографов Пожарского, А.Ф. Малиновского, в его сочинении "Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарском", М., 1817 г., сказано, что Пожарский родился в 1578 году от брака в 1571 году его отца Михаила Федоровича на Ефросинии Федоровне Беклемишевой. Далее он пишет: "Отец его, Князь Михаил Федорович, чрез семнадцать лет после женитьбы своей скончался, оставив вдовствующую Княгиню с двумя сыновьями: Князем Дмитрием десяти лет, Князем Васильем трех лет и дочерью, Княжною Дарьею пятнадцати лет…″ Всеми последующими историками и исследователями, вплоть до наших дней, год рождения Пожарского, 1578, никем не оспаривался. Но у нас имеются сомнения по этому поводу. И вот почему. Если взять простые арифметические действия и за основу принять 1571 год – год женитьбы Михаила Федоровича, то следует, что он (по А.Ф. Малиновскому) умер в 1588 году. Однако исследования Н.М. Кургановой, приведенные ею в работе "Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. – Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994, показывают, что князь М.Ф. Пожарский умер 23 августа 1587 года. Этот же год смерти М.Ф. Пожарского подтверждается и ввозной грамотой от 28 февраля 1588 года, данной его жене после его смерти (Акты служилых землевладельцев XV –начала XVII в. Т. I. М., 1997. с. 190). Но тогда год рождения Д.М. Пожарского должен быть не 1578, а 1577. Этот же год рождения Д.М.Пожарского подтверждается и вышеупомянутой ввозной грамотой от 28 февраля 1588 года, где сказано: "князь Дмитрей, десяти лет". Если днем рождения князя считать 01 ноября, то, согласно ввозной грамоте, 01 ноября 1587 года ему уже должно было исполниться десять лет. Значит действительным годом рождения Д.М. Пожарского следует считать именно 1577 год.
Теперь уточним имя, полученное Д.М. Пожарским при его рождении и крещении, а по нему – день и месяц его рождения. В связи с этим обратимся к духовной грамоте (завещанию) Д.М. Пожарского, обнаруженной в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) исследователем А.В. Антоновым (РГАДА, ф. 1209, столбцы по Н.Новгороду, стб. 604/20965, ч. III) и опубликованной с его ведома Ю.М. Эскиным со своими комментариями в журнале "Отечественная история" № 1, 2000 г., с. 143-155. Начинается духовная грамота словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб Божий многогрешный боярин князь Козма прозвище князь Дмитрей Михайлович Пожарской …". Я, как и Ю.М. Эскин, отрицаю неподтвержденную гипотезу ряда исследователей о том, что Д.М. Пожарский принял перед смертью схиму и получил иноческое имя Косма. Схиму он не принял, так как был похоронен в полном боярском обличьи, что показало вскрытие гробницы Д.М. Пожарского в 1852 году комиссией графа А.С.Уварова. (М.П. Погодин: "Исследования о месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского", "Москвитянин" 1852 г., № 19). Значит имя Косма князь получил при своем рождении в честь святого, в день поминовения которого он родился. Но имя Косма в княжеской среде довольно неблагозвучное. И по обычаю того времени ему дали второе имя, светское, Димитрий, более подходящее княжескому роду. Так было тогда принято в княжеских семьях. Например, у матери Д.М. Пожарского был три имени: Евфросинья, данное ей при рождении, Мария – светское имя и Евзникея (Евникия) – при принятии схимы. Другой пример. В 1155 году у великого князя Юрия Долгорукого родился сын Дмитрий, которого он прозвал Всеволодом – будущий великий князь Всеволод Большое Гнездо (ПСРЛ, СПб., 1862. Т.9.
В Спасо-Преображенской церкви села Пурех Нижегородской губернии, вплоть до ее закрытия в 1937 году, находилась древняя двусторонняя икона с образами Космы бессребреника и Димитрия Солунского, подаренная князем Д.М. Пожарским в Макарьевский (Преображенский) мужской монастырь Пурецкой волости. Князь очень чтил эту икону, святители на которой были его покровителями.
Итак, первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю.