За что забрали кирилла серебренникова. Задержание Кирилла Серебренникова: за что его взяли и что ему будет
«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».
А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).
Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.
Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».
Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.
В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!
Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.
Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.
Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?
За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).
Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».
Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.
Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.
Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.
Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.
ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).
Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.
А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.
В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.
И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»
Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.
И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»
Сегодня следственный комитет России сообщил о режиссера Кирилла Серебренникова — его подозревают в организации хищения 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа».
Председатель центра стратегических разработок Алексей Кудрин в своем «Твиттере» заявил, что «арест режиссера — явно избыточная мера до суда». Он напомнил о словах президента РФ Владимира Путина , который поручил Верховному суду и генпрокуратуре проработать вопрос об освобождении от заключения под стражу предпринимателей, в отношении которых не ведутся активные следственные действия.
Арест режиссёра — явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей
— Алексей Кудрин (@Aleksei_Kudrin) 22 августа 2017 г.
Вспомнили пользователи и главы МИД России Сергея Лаврова по поводу приостановки выдачи виз США для жителей России.
просто ещё две новости:
Лавров: Мы не будем срывать зло на американцах.
Арестован режиссер Кирилл Серебренников
— Сталкер (@ValBodin) 22 августа 2017 г.
Политолог Валерий Соловей расценил задержание как рекомендацию занять правильную политическую позицию.
Задержанием Кирилла Серебренникова
мастерам культуры настоятельно рекомендуют занять «правильную» позицию в новом политическом сезоне.
— Валерий Соловей (@V_Solovey) 22 августа 2017 г.
Эту идею подхватил журналист Сергей Доренко , который опубликовал ролик, в котором отрицает знакомство с Серебренниковым, однако волнуется о своей судьбе.
«Ваша честь, но в связи с арестом Серебренникова, которого я вообще не знаю, сижу вот сейчас и думаю, когда именно и за что именно придут арестовывать меня?» — спрашивает Доренко.
Некоторые пользователи обратили внимание на сумму, в организации хищения которой подозревают режиссера.
68 миллионов украл, это вам не шутка. Двухнедельная зарплата Игоря Иваныча Сечина.
— Anton Semakin (@antonsemakin) 22 августа 2017 г.
Вспомнили и долгое строительство стадиона в Петербурге.
О, Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве.
То есть, подозрений по «Зенит-Арене» никто не вызвал, я правильно понимаю?
— Dmitry Egorov (@edim_sport) 22 августа 2017 г.
Порассуждали пользователи и о дальнейшей судьбе режиссера в случае признания его виновным.
Серебренников сможет найти себя в лагерной самодеятельности. Уверен, что спектали в его стиле будут пользоваться на зоне огромным успехом.
— Голос Мордора (@spacelordrock)
Объясняем, чем обусловлено пристальное внимание Следственного комитета РФ к худруку «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову и связанной с ним частной компании.
Утром 23 мая сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве пришли с обысками в квартиру худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, а также в сам театр и центр современного искусства «Винзавод». По версии следствия, в 2014 году Серебренников принимал участие в хищении денег Минкультуры, выделенных на проведение фестиваля современного искусства «Платформа». Но это не единственный эпизод.
Как отмечает следствие, 1 февраля 2014 года директор Департамента поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум (сейчас - директор РАМТ) заключила соглашение с АНО «Седьмая студия», совладельцем и худруком которой является Кирилл Серебренников. Компания обязывалась провести проект «Платформа» на территории «Винзавода» в рамках популяризации современного искусства. Для этого Минкультуры выделило 66,5 млн рублей.
В свою очередь, «Седьмая студия» 10 февраля подписала два договора возмездного оказания услуг с ООО «Инфостиль» на общую сумму 1,28 млн рублей. Фирма должна была шить костюмы и заниматься техническим обеспечением мероприятий, а также подготовить отчёт об использовании госсубсидии при их проведении.
Как удалось установить следствию, на самом деле мероприятия, указанные в договоре, не проводились, хотя деньги были переведены на счета «Инфостиля». Через несколько месяцев, в октябре 2014 года, компания прекратила существование. В октябре же свой пост внезапно покинула Софья Апфельбаум, проработавшая в Минкультуры восемь лет.
Обыски в рамках возбуждённого уголовного дела только начинаются - всего в списке значится 17 адресов, в том числе адрес экс-главы департамента Минкультуры Софьи Апфельбаум, нынешнего директора Российского театра драмы имени Волкова (город Ярославль) Юрия Итина, ранее являвшегося директором «Седьмой студии», а также возглавляющей компанию сейчас Анны Шалашовой и других.
Ни Серебренников, ни Апфельбаум не отвечали на звонки. В Департаменте культуры Москвы заявили, что не готовы комментировать обыски в подведомственном им «Гоголь-центре». В Театре имени Волкова заявили, что в данный момент обыски у них не проводятся.
«Мученик» платит дважды
АНО «Седьмая студия» могла заинтересовать следователей и по другой причине. Совладельцем компании, согласно базе данных «Картотека», является Кирилл Серебренников, а директором - Анна Шалашова, которая работает в «Гоголь-центре» в должности помощника худрука, то есть Серебренникова.
Как показывает СПАРК, с 2013 года «Гоголь-центр» регулярно заключал мелкие госконтракты с «Седьмой студией». При этом в 2014–2016 годах госконтракты эта компания получала только от театра.
По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в данном случае можно говорить как минимум о конфликте интересов, ведь по факту получается, что Серебренников отдавал деньги государственного театра своей компании.
Без разницы, худрук или любое руководящее лицо это делает. Это учреждение культуры, а не частная лавочка, которая может закупать у кого угодно. Зачастую конфликт интересов является признаком не просто правонарушений, а злоупотреблений при использовании бюджетных средств. А тут могут быть уже уголовные последствия, - отметил эксперт.
В 2015 году «Гоголь-центр» провёл аукцион в форме закупки у единственного поставщика, в результате чего контракт на совместную постановку спектакля «Мученик» стоимостью 3,1 млн рублей получила «Седьмая студия».
При этом ранее театр (также в форме закупки у единственного поставщика) заключил контракт на постановку лично с Кириллом Серебренниковым.
После проведения обысков Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения 200 миллионов рублей, выделенных из бюджета на развитие искусства.
По версии следствия, пока неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенные государством на развитие и популяризацию искусства, - говорится в сообщении на сайте СКР.
Долговая порука
Проблемы преследуют «Гоголь-центр» уже несколько лет. В апреле 2015 года глава Депкульта Москвы Александр Кибовский заявил, что «Гоголь-центр» погряз в долгах. Задолженность театра перед различными организациями на тот момент составляла около 80 миллионов рублей, и от ликвидации его спасал только статус учреждения культуры Москвы.
Незадолго до этого новым директором театра была назначена Анастасия Голуб, которая в течение пяти месяцев проводила антикризисную кампанию. По словам Серебренникова, к августу 2015 года была погашена кредиторская задолженность, были сокращены расходы театра и увеличены продажи билетов. Но театр по-прежнему являлся убыточным.
В октябре 2015 года, после ухода Голуб, Серебренников стал не только худруком, но и директором «Гоголь-центра». После этого глава департамента культуры Александр Кибовский заявил, что ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит именно на Кирилле Серебренникове. При этом сам худрук театра заявил, что Департамент культуры Москвы утвердил его первым заместителем Алексея Кабешева, который и будет отвечать за экономическое положение театра.
В марте 2016 года Серебренников рассказал, что часть долговых денег театру возместил департамент культуры в виде субсидии. О какой именно сумме шла речь, он не уточнил.
0 22 августа 2017, 15:30Кирилл Серебреников
Ночью 22 августа Следственный комитет России 47-летнего режиссера по : его подозревают в хищении "не менее 68 миллионов рублей". Задержание произошло в Санкт-Петербурге, где Серебренников находился на съемках фильма "Лето" о Викторе Цое. Режиссера "Гоголь-центра" доставили в Москву. Пока СК еще не обращался в суд с ходатайством об аресте, но в скором времени Кириллу Серебренникову должны предъявить обвинение. Дело против него возбуждено по статье о мошенничестве в особо крупном размере, которая предполагает до десяти лет лишения свободы. В качестве меры пресечения Серебренникова могут отправить в СИЗО или посадить под домашний арест.
Задержание Кирилла Серебренникова, одного из ведущих отечественных кино- и театральных режиссеров и художественного руководителя "Гоголь-центра" (сейчас отстранен от работы), . Многие отечественные деятели культуры, журналисты, политики и коллеги Серебренникова уже выступили в его поддержку. Также в сети начался сбор подписей за освобождение режиссера..
Кирилл Серебренников
Через несколько часов после задержания Серебренникова на сайте Change.org была создана петиция в поддержку режиссера. Ее авторы считают, что Серебренникова преследуют по политическим мотивам:
Мы требуем прекратить уголовное преследование Кирилла Серебренникова и его команды по политическим мотивам. Деятели искусства должны иметь право свободно высказывать свое мнение. Оно гарантировано им Конституцией нашей страны. Органы правопорядка и следствия не должны превращаться в дубинку для устрашения несогласных с политикой властей. Прекратите политическое преследование Кирилла Серебренникова!
— написано в петиции. На данный момент петицию подписало уже полторы тысячи человек.
Алексей Кудрин, бывший министр финансов России (Twitter)
Арест режиссера — явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены, — прим. ред.)
Лия Ахеджакова, актриса (для РИА "Новости")
Ужасное известие. Эта ниточка — это привет от Мейерхольда. Не понимаю, что же будет дальше? Наверное, поползем на коленях к царю-батюшке. После обыска у него же отобрали зарубежный паспорт, они же такие хитрые, каких свет не видел, у них опыт колоссальный: вспомните Мейерхольда или Мандельштама, даже Есенин — в пытках умер.
Евгений Стычкин, актер (для "КоммерсантЪ")
Это не поддается никакому объяснению. Все знают о том, что были спектакли. Почему, кому перешел Кирилл дорогу, почему именно его выбрали в качестве такой показательной акции? Человек искусства подвергается в современной нашей такой истории почти беспрецедентной травле. Почему его не может государство защитить? У нас же есть презумпция невиновности, так пускай сначала докажут, что что-то есть, пускай будут заслушаны все мнения, а потом уже будет что-то происходить. Нельзя человека взять, вырвать из его жизни и заставить пройти через все это. От этого очень страшно. Если есть задача произвести на нас впечатление, так они эту цель, безусловно, достигли, эта задача решена.
Юрий Грымов, режиссер (для "КоммерсантЪ")
Театр — это очень сложный механизм. Это большая ответственность — зарплаты, производство, хранение, очень много всего сложного. И, скажу честно, я никогда не чувствовал на себе, и, я думаю, мало кто чувствовал, реально факты какого-то политического или творческого давления. Если есть нарушения финансовые, значит, следствие будет этим заниматься. С чего вдруг тогда Малобродский был уволен? Знали, что там есть какие-то нарушения. Поэтому тут сложная ситуация, которую должно прояснить абсолютно честное следствие, причем публичное. Предъявляется, конечно, очень большая сумма — для театра это очень большие деньги. Поэтому я думаю, что время покажет, и следствие, надеюсь, при такой публичности будет максимально открытым и честным.
Николай Сванидзе, тележурналист, историк, председатель комиссии по гражданским правам Совета по правам человека (для "Интерфакс")
Непонятно, почему так брутально с ним поступают. Он что, насильник, серийный убийца, опасен для общества? Почему его нужно задерживать? Он абсолютно законопослушный гражданин, не склонный ни к побегам, ни к насилию. Зачем нужно ограничение личной свободы гражданина?
Павел Лунгин, режиссер (для "Эхо Москвы")
Мне кажется, мы еще раз видим, что наши правоохранительные органы не дают заднего хода, не могут проявить гибкость. Конечно, нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает. Он тут, он ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это излишняя жестокость, какая-то мстительная жестокость.
Николай Картозия, генеральный директор телеканала "Пятница" (Facebook)
Можете считать меня наивным дурачком, но я не верю, что мой друг Кирилл Серебренников мошенник. Я запрещаю себя даже думать так. И вас, если вы мои друзья и друзья Кирилла, прошу — не стройте допущений. Ведь все, что нам пока сообщили, не доказано-полудоказано. Где факты? Кирилл — потрясающий человек и огромная талантливая душа. Чтобы там ни было в развязке... Дядя Кирилл, я твой друг и не отрекусь. Большая чистка френдленты сегодня, видимо, будет. Ну и к лучшему. Люди любят "предположить", это часть человеческого в нас. Но есть допущения, которые чернят душу и превращают тебя в токсичную б****. Вот такого у меня в ленте не будет.
Павел Бардин, режиссер (Facebook)
Задержан Серебренников — очередная победа культуры насилия над культурой.
Никита Кукушкин, актер "Гоголь-центра"
Друзья! Там реально работают глупые и несчастные люди.В основном люди неталантливые,или люди свой талант затерявшие. Они слабенькие.За ними нет правды. Таким надо помогать. Значит переживать есть смысл им. Они как пчелки с жалом в попку. А нам — хватит горевать! Перевернуть игру.
Михаил Идов, сценарист, журналист (для канала "Дождь")
Мне известно ровно то же самое, что и вам. Я узнал о происходящем минут 20 назад. Все, что я могу сказать — два дня назад моя жена Лиля и я, как соавторы сценария фильма "Лето", были на съемках этого фильма у Кирилла Семеновича в Петербурге. Кирилл был в прекрасном настроении, работа шла, работа продолжится, я уверен. Вот собственно и все. А так мы в огромном шоке, конечно.
Источник Facebook
Фото Instagram
ВСЕ ФОТО
Басманный суд вынес решение по поводу меры пресечения для режиссера и руководителя театра "Гоголь-центр" Кирилла Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве на 68 млн рублей. Его отправили под домашний арест почти на два месяца - до 19 октября, сообщает РБК . Решение о помещении под домашний арест будет обжаловано.
Под домашним арестом Серебренникову судом запрещено общение с прессой, пользование интернетом и отправление почты - это стандартные ограничения. Суд отказался удовлетворить просьбу защиты режиссера о разрешении на посещение работы в театре в Москве и съемок фильма в Санкт-Петербурге. "Вопрос о разрешении Серебренникову покидать квартиру оставить на усмотрение следователя", - цитирует судью Елену Ленскую ТАСС. Также на фигуранта дела наденут электронный браслет.
Защита Серебренникова намерена обжаловать решение Басманного суда о помещении под домашний арест, сообщает РИА "Новости" . "В течение трех дней мы подадим жалобу", - сказал адвокат режиссера Дмитрий Харитонов.
Защита Серебренникова просила суд отпустить обвиняемого, предлагалось отпустить его под залог , равный тому ущербу, который, по данным следствия, он причинил (то есть почти 70 миллионов рублей). Издатель Ирина Прохорова заявила, что готова внести любую сумму, которую назначит суд.
Узнав решение суда, толпа, собравшаяся ранее у здания, начала кричать "Позор". Примерно два десятка людей запели "Перемен" Виктора Цоя, сообщает "Медиазона" (напомним, из-за домашнего ареста Серебренников не сможет продолжить съемки фильма "Лето" о легендарном рок-певце).
Перед началом заседания поддержать артиста пришло очень много людей, среди которых были режиссеры Борис Хлебников, Андрей Смирнов и Владимир Мирзоев, телеведущий Леонид Парфенов, основатель фонда "Династия" Дмитрий Зимин, писательница Людмила Улицкая, главред "Нового литературного обозрения" Ирина Прохорова, журналист и муж пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой Александр Будберг, Михаил Дворкович (брат вице-премьера правительства Аркадия Дворковича), журналист Сергей Пархоменко, публицист Виктор Шендерович, актеры Алиса Хазанова, Светлана Бондарчук, Юрий Колокольников и Александр Паль.
Во время рассмотрения вопроса о мере пресечения люди, стоя на улице, пытались поддержать Серебренникова. Они скандировали имя режиссера и аплодировали по несколько минут, как это обычно происходит в конце театральных представлений. В зале суда открыты окна, с улицы было очень хорошо слышно овации и свист.
Кроме того, убедить суд в честности обвиняемого пытались многие известные люди и коллеги режиссера. Поручителями по его делу выступили: вдова знаменитого писателя Наталья Солженицына, певец Филипп Киркоров, телеведущие Ксения Собчак, Николай Сванидзе, Андрей Малахов и Иван Ургант, режиссеры Александр Калягин, Алексей Мизгирев, Федор Бондарчук и Константин Райкин, актеры Евгений Миронов, Максим Виторган, Семен Слепаков и Чулпан Хаматова, писательница Людмила Улицкая, сценарист Авдотья Смирнова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Кириллу Серебренникову предъявлены обвинения в мошенничестве в крупном размере. После первого допроса Серебренникова в качестве обвиняемого его адвокат Дмитрий Харитонов рассказал журналистам, что подзащитный не признает свою вину и отрицает причастность к хищениям.
По версии следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа", на реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Для реализации проекта была создана АНО "Седьмая студия", к работе в которой он привлек Юрия Итина, Алексея Малобродского, Екатерину Воронову, Нину Масляеву и других лиц.
Предполагается, что они разрабатывали планы мероприятий, содержавшие заведомо завышенные сведения об их количестве и стоимости, а также изготавливали и представляли в Министерство культуры финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученная "Седьмой студией" субсидия израсходована в полном объеме.
"Также Серебренников поручал вышеуказанным лицам обеспечивать заключение "Седьмой студией" фиктивных договоров с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими обязательства, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных проектом "Платформа", - настаивают в СК.
Под видом оплаты этих договоров поступающие от Минкульта денежные средства федерального бюджета выводились на расчетные счета контрагентов (некоторые были так называемыми фирмами-однодневками), обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.
В настоящее время остаются под стражей Малобродский и Масляева, которая признала свою вину, заключив соглашение о сотрудничестве со следствием. Итин находится под домашним арестом. Итин и Малобродский свою вину отрицают. Экс-продюсер "Седьмой студии" Воронова объявлена в розыск.