За что страдает серебренников. «Пусть горят в аду»
Н
е буду писать, что вор должен сидеть в тюрьме...
Это неправда. Вот вор от сохи должен сидеть, а вор со сложной фамилией не всегда. А уж если подозревается деятель культуры или иной интеллигент в законе, то это ОЧЕНЬ деликатная тема! Тут словно территория ЛГБТ, с которой, как известно, даже представитель закона чувствует себя словно в зоне Тарковского. Законы там работают не так как обычно. Поэтому для культурных подозреваемых достаточно лишь домашнего ареста и талонов на доп питание.
Бабло, как известно побеждает не только зло, но и совесть. Хочется отойти от денег которые в некоторых избранных пихает государство и немного написать про самого аФФтора и гениального деятеля культуры... после опубликования поста приму душ, от такой культуры отмыться не просто...
Не буду долго ходить вокруг и около. Да... не нравятся мне такие спектакли. По моему мнению, все творчество Серебренникова - не просто бред, а вагинальный дурдом, который почему-то хорошо оплачивается. Бывает так, что шлака много, но что-то нравится. У него случай редкий - шлак 100%. Я честно посмотрел несколько его спектаклей в Ютуб. Живьем и за деньги не ходил, увольте. Мне хватило и дистанционного просмотра. Редко случается, что шлак настолько талантливый, что даже блевать тянет. И ведь все это было поставлено на поток не просто искусства и эпотажа ради. Похоже Серебренников придумал гениальную схему распила государственного бабла. Делаешь наскоряк скандальное говно и готово. Дорого, бездарно, нижепоясно. Чем громче скандал, тем больше пишут в соцсетях и обсуждают в прессе. Это и значит успех. Пиппл схавает, да еще на Западе премию дадут, потому что нижепоясность - главный залог успеха и гарантия от критики)))
Может быть в наше время так и есть. Схема ведь рабочая. Но куда смотрели наши "культуроведы" и культпросветы от Министерства Культуры? Кто решает кому государству выделять деньги? Кто выделил на эту мерзость от без Серебренникова государственные средства, да еще такие крупные? Имя, сестра! Имя! Страна должна знать своих героев. Почему миллионы идут на то, что бы со сцены показали член и сказали "Отсоси". Я не шучу. Кому-то наверное такое нравится, в конце-концов, мы свободная страна, ну так и ставьте подобные пи*дострадательные пьески за свои деньги. Серебренников же спектаклей нижепоясных напихал в культурное пространство много. Они входили и выходили с завидной регулярностью и не только в центре, который Гоголь (почему не Гоголя не знаю, наверное так смешнее). Вот только смотреть сие не рекомендую, может стошнить. Современная русская культура, как старый добрый бунт - бессмысленна и беспощадна. 200 миллионов, Карл! Не евро, конечно, но он бы освоил и их. Я понимаю когда деньги тратятся на спектакль патриотический или классический, в глубинке, там где мало театров и нужно пропагандировать культуру. Почему деньги государство выделяет на "поиск" и творческие эксперименты вокруг анала и в Москве? Они тем и хороши (эксперименты вокруг остверстий), что должны через "ноги" зрителей выяснить, интересно это зрителю или нет. За бабло от государства вокруг члена любой интеллигент спляшет. Вприсядку. Прибил яйки к площади - художник! Оторвал - представитель кровавой Гэбни! Мракобесие нынче хорошо продается, но не до такой же степени оплачивать!))) Малевич создал черный квадрат, Серебренникову похоже удался образ черного очка.
Фото (С) http://cdn.tvc.ru/pictures/o/253/784.jpg
Слово Серебренникову. "Я ставил детский спектакль “Городок в табакерке”, где в тексте был такой фрагмент: “Молоточки бьют Колокольчиков, а те сладостно поют”. Ну мы и придумали, что Молоточки стегали Колокольчиков плетками, и те заливались, явно получая от этого удовольствие. Нас обвинили в садомазохизме, сказали, что такие извращения показывать детям нельзя. Был жуткий скандал, постановку прикрыли. С тех пор, когда мне предлагают взяться за детский спектакль, я отказываюсь: “Нет-нет, лучше не надо!”
О пьесе "Пластилин" ... "а эту пьесу никто ставить не хотел! На драматургическом семинаре в Любимовке “Пластилин” все швыряли, шесть режиссеров заявили: не то что работать с ним — его читать противно! А я подумал: почему бы и нет? Ну и что, что материал тяжелый — мальчиков трахнули зэки... Мне показалось, что играть эту пьесу надо совсем по-другому, нежели она написана. И мы сделали пронзительный, нежный набросок, который занял первое место, в связи с чем мне предложили осуществить постановку. А я не был уверен, что в Москве мне надо начинать именно с этого. Никакой модой на новую русскую драму еще не пахло, Вася Сигарев — автор “Пластилина” — был никто. После первых репетиций Виталий Хаев — теперь известная личность, телеведущий — сказал: “Ты набрал нас — какую-то банду театрального отребья. Здесь собрались все актеры-уроды, которых больше никуда не зовут”. Вот с таким ощущением мы и приступили к работе. Никто не знал, что из этого получится. Помню, на прогон пришла чья-то знакомая девушка — то ли мультипликатор, то ли художник “Букваря”. На первом слове “отсоси” она опустила голову, закрыла уши и глаза руками и так просидела весь спектакль. Мы подумали: вот, собственно, и все. Когда же случился достаточно шумный успех, это воспринялось как чудо."
(С) интервью Серебренникова 2003 года
Фото (С) http://ptj.spb.ru/
Похоже автор так и не понял смысла слова успех. 200 миллионов мелочи, он же врачеватель наивных чистых душ. Он же раскрывает им глаза и макает туда куда собака... не сунет. И встали как один такие же деятели культуры, от мала до велика! Дайте нам бабло и не мешайте пилить творить! Тронули святое! Творчество! Добре... ну так творите на свои, господа! Откажитесь если дают, у нас же старушки, как известно не в шоколаде, а вы ведь совесть нации. Народ ведь вам верит... стыдно должно быть. Извините, нашло что-то. Бред про совесть написал. Увы, в нашей стране фейс любого человека мелькающего по телевизору и в кино, дает народу гарантию - человек порядочный и непорочный, почти святой... лет пять заглядывания в рот и он уже начинает привыкать. Еще лет пять и он уже уверен - и правда святой. И правда непорочный. Вот кому на Руси жить хорошо))) А сядет, ежели что, бухгалтер. Сама все на себя возьмет. А дорогой адвокат будет в зомбиящике истерию гнать о 37 годЕ. Ведь человеку от культуры в тюрьму нельзя. Ему должны быть двери все открыты... Святой вором быть не может! Он не ворует, он за деньги дарит людям свое творчество, а это бесценно!
Сегодня в России театров примерно в 5 раз больше, чем было при СССР. Стало ли в 5 раз больше культурных воспитанных людей?
Речь Кирилла Серебренникова. Басманный суд 18.07.2018
Ваша честь,
То, что происходит со мной, а также с другими участниками так называемого театрального дела в течение последнего года можно назвать только одним словом – абсурд. Мне предъявили абсурдное обвинение, на основании которого меня незаконно лишили свободы. И это беззаконие продолжается: вот сейчас, в очередной раз следствие просит Вас продлить мне срок домашнего ареста. Основания все те же – скроюсь, буду угрожать свидетелям и т.д. Я эти основания полностью отвергаю. Незачем мне скрываться, некому угрожать, нет доказательств, которые нужно уничтожать. Эти заявления до того абсурдны, что их даже неловко опровергать.
Мы заканчиваем ознакомление с делом и все то, что мы вычитали в этом деле, только подтверждает, полный бред происходящего. Моя защита заявила более тридцати ходатайств о проведении следственных действий, направленных на установление того, куда тратились наличные деньги на «Платформе». Но следствию, оказывается, совершенно неинтересно это узнавать! Мы уже начали получать отказы в удовлетворении своих ходатайств. Чтобы Вам было понятно: мы, например, просили следствие допросить всех сотрудников «Седьмой Студии» и выяснить каким образом им платилась зарплата. И нам в этом отказали.
Я рассказываю это для того, чтобы Вы, Ваша честь, а также все, кто следит за нашим делом, услышали позицию следствия: она, если коротко, сводится к следующему – сначала мы украли обналиченные денежные средства, а потом на них, на эти денежные средства, мы провели проект «Платформа». То есть, вдумайтесь: мы украли деньги и на эти, то есть, украденные, деньги три года проводили «Платформу». Если следовать логике следствия, мы распорядились украденными наличными деньгами по своему усмотрению: а усмотрение состояло в том, чтобы провести «Платформу», и мы ее провели! Украли и провели на украденное, выходит. Но это же абсурд!
Мы заканчиваем ознакомление с делом и для меня все больше очевидно, что против нас нет никаких доказательств, даже показания Масляевой не подтверждают, что мы что-то украли. Фактически все дело свелось к формуле – обналичили значит украли. Украли – и сделали Платформу. Бред. Масляева про обналичивание вот что говорит:
«Перед открытием самого проекта «Платформа» в 2011 году ко мне подошли Итин и Малобродский, которые спросили меня о том, есть ли у меня знакомое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые мог бы оказывать АНО «Седьмая Студия» так называемую помощь в «обналичивании» денежных средств. Когда я спросила Итина и Малобродского зачем это нужно, Итин и Малобродский сказали мне о том, что денежных средств выделенных из федерального бюджета, возможно может не хватить на реализацию всех запланированных проектов, что если проводить все платежные операции через безналичных расчет и официально, то слишком много налогов придется заплатить».
Масляева не говорит, что деньги будут похищаться – она говорит, что налоги можно и не платить и для этого надо обналичивать деньги. И запланированных проектов много – все их без наличных не сделать. Вот и надо следствию или расследователь историю про налоги, или проверять каждый проект Платформы. Но следствие отказвается этого делать в течение 9 месяцев.
Поскольку, Ваша честь, Вам предстоит принимать решение о продлении или не продлении срока домашнего ареста, я бы хотел объяснить Вам свою позицию. Я постараюсь сделать это максимально коротко и по пунктам.
1. Я не занимал в Седьмой Студии никакого административного поста и не подписывал текущих хозяйственных документов. Я не руководил работой бухгалтерии и всех остальных служб. Я был художественными руководителем, и я отвечал за танцевальную, драматическую, музыкальную и медиапрограммы проекта «Платформа».
2. Проект «Платформа» полностью состоялся. Он шел больше трех лет. За это время мы сделали около 100 оригинальных проектов. Мы показали 340 представлений. Мы привлекли к участию в проекте более 600 артистов, музыкантов, композиторов, танцоров, художников. Наш проект посетили более 80 тысяч зрителей – большинство, кстати, абсолютно бесплатно, потому что проект был инновационный и потому, что мы должны были знакомить людей с современным искусством. И мы это сделали. Я горжусь и проектом и всеми, кто его делал.
3. Для осуществления проекта в «Седьмой Студии» постоянно работали от 40 до 60 человек. И этим людям, так же, как и мне, выплачивалась заработная плата. Мы получали ее наличными в кассе, и мы расписывались за эти деньги. В деле есть масса показаний об этом. Но следствие не хочет считать эти деньги. Оно прямо говорит нам – вы украли денежные средства, обналичив их. И заработную плату Вы платили этими украденными деньгами.
4. В деле есть показания людей, которые приглашались на Платформу для подготовки конкретного мероприятия. Таких показаний совсем немного. Следователи просто не стали никого допрашивать. Так вот и этим специалистам гонорары выплачивались наличными денежными средствами. И это, получается, тоже выплаты из похищенных денег. Мы указали всех участников каждого из мероприятий «Платформы», мы попросили допросить всех этих людей, посчитать сколько же им было выплачено, провести хоть какую-то экспертизу. Но нам отказали. Вот, что следствие ответило нам на ходатайство: «лица, перечисленные в ходатайстве, какого-либо отношения к реализации проекта «Платформа» в 2012 году не имели». Но ведь это ложь!
5. Точно так же, Ваша честь, оплачивались расходы на приобретение части реквизита, декораций, расходных материалов. Все их тех же наличных денежных средств, которые мы якобы украли. Украли и сделали на них «Платформу».
6. Ваша честь, я не хочу никого убедить, что обналичивание денежных средств это хорошо. Я не собираюсь оценивать то, каким образом действовала бухгалтер Масляева. Наверное, помимо Итина в том, что такой человек как Масляева, оказалась среди работников Платформы есть и моя вина. Но для меня нет сомнений, что все обналиченные деньги строго учитывались в кассе «Седьмой Студии» и выдавались из этой кассы строго на проекты. Я все это узнал только сейчас, знакомясь с делом. Но это знают и следователи. И это для них также очевидно, как и для меня. И поэтому, чтобы оправдать все это дело и мое нахождение под домашним арестом в течение 9 месяцев они и придумали вот это фантастическую под своей абсурдности формулу – мы украли все обналиченные денежные средства и распорядились ими по собственному усмотрению: то есть, мы провели Платформу, которую и должны были провести по договору с Минкультом. Мы не купили себе машины и квартиры, мы провели грандиозный по своим масштабам проект, мы сделали то, что заказывало государство.
Ваша честь, нет и не было никаких оснований для помещения меня под домашний арест в августе 2017 года. Нет никаких оснований для того, чтобы сейчас этот домашний арест продлить. Все дело «Седьмой Студии» -- это фарс, абсурд и беззаконие. Это очевидно для меня с самого первого допроса. Это подтверждается тем, что мы видим в этом деле. Об этом я сегодня попытался очень коротко рассказать Вам.
Ps:
В конце я хочу сказать. Я очень благодарен Авиньонскому фестивалю, который вчера и сегодня проводил акции, поддерживающие меня и моих коллег. Это очень важно для нас. Спасибо.
На днях адвокат Виолетта Волкова написала озорной твит — со слов знакомого налоговика вкраце изложила результаты стандартной проверки и попросила угадать организацию, в которой были найдены нарушения. Угадать легко: «Седьмая студия». То есть, «Гоголь-центр», которым руководит Кирилл Серебренников.
Кирилл Серебренников. Фото Новой газеты .
Н е знаю как вам, а мне с самого начала этой истории было понятно, что бюджетные средства украли. Причем, без прямого участия режиссера Кирилла Серебренникова провернуть незаконную финансовую махинацию было невозможно. Ведь именно он выбил деньги, а значит, главным бенефициаром обналички был тоже он.
Неслучайно по делу проходит (свидетелем) и бывшая начальник департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ — к ней тоже есть вопросы у следствия. Довольно часто в таких случаях тот, кто получает бюджетные средства, делится с чиновником, который способствует их выделению. Ну, там, слово замолвить, документы побыстрее оформить, подсказать, что писать.
В общем, обычная коррупционная схема с откатом. Кирилл Серебреников не первый и, к сожалению, не последний.
Меня не удивила волна, которую погнали правозащитники: кристально честный человек пострадал за свой талант, на творческую интеллигенцию обрушились репрессии, наступил 37 год — Путин должен уйти. В конце концов, они за это гранты получают.
А вот реакция коллег режиссера выглядела довольно странно.
«Художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен. А поскольку это человек, известный своей независимостью и свободолюбием, человек, неоднократно выступавший со смелыми политическими заявлениями, эти внезапные репрессии выглядят особенно скверно. Я очень обеспокоен случившимся и надеюсь, что общественность в России и в мире заступится за одного из самых ярких деятелей современного театра», — написал в своем Фейсбуке балетмейстер Михаил Барышников.
Чулпан Хаматова, помнится, вслух зачитала письмо деятелей культуры в защиту руководителя «Гоголь-центра», а Евгений Миронов передал его лично в руки Владимиру Путину. Чем, по-моему, слегка его смутил, ибо непонятно, как реагировать на глупость.
Надо сказать, и к Чулпан Хаматовой, и к Евгению Миронову я отношусь тепло. Мне кажется, они честные люди и хорошие актеры. И им, конечно, простительно совершать по-детски наивные поступки. Но именно это письмо сказало мне о нашем обществе больше, чем все выступления правозащитников, вместе взятые.
Ибо обращение к президенту, а также привлечение общественности в такой ситуации — нонсенс. Чего они, к великому сожалению, не понимают. Это называется давлением на следствие. Причем, способом куда более прямолинейным, чем во времена пресловутого «телефонного права».
Творческая интеллигенция решила, что входит в касту неприкасаемых и громогласно об этом объявила. Попросив царя-батюшку защитить гордость нации от контактов с противными правоохранительными и налоговыми органами. Руки прочь от ранимых душ артистов.
Интересно, какой реакции они ждали: Путин должен был вызвать Бастрыкина, отнять уголовное дело, отвезти на дачу документы и сжечь их в камине? Им и в голову не приходит, что у президента попросту нет таких полномочий.
Творческая интеллигенция попросила его разобраться не по закону, а по понятиям. Разве не странно?
Подоплеку событий давно изложил уважаемый stbcaptain , повторяться не буду. Добавлю лишь, что для меня недавние признания обвиняемых по делу сенсацией не стали. Очевидно же, что не за творчество и не за свободолюбие пострадал режиссер. Накосячил — придется ответить.
Вот только следствие, похоже, побаивается трогать главного фигуранта — Кирилла Серебренникова и пока работает со второстепенными персонами — исполнителями его распоряжений. Которые по собственной инициативе вряд ли стали бы обналичивать бюджетные средства.
Весь вопрос в том, захотят ли они принимать всю вину на себя, готовы ли принести себя в жертву и посидеть вместо своего гениального руководителя.
Виолетта Волкова своим твитом показала, как ситуация выглядит со стороны налоговых органов.
Налоговик рассказывает. Проверяли расходование госсредств одной организацией. 16 млн списано на декорации. Фото декораций — конструкция из папье-маше. И все. 20 млн списано на костюмы. Проверяем — актеры бегают по сцене голые. О фирме, на которую списывались средства, говорят, плодотворно сотрудничаем уже два года. Проверяем, а там директор уже три года как умер. А на вопрос: «Что за фигня?» отвечают: «Мы были неправы, без достаточных на то оснований уменьшили налогооблагаемую базу». Правда, Следственный комитет называет эту фигню по-другому. |
Трагедия Кирилла Серебренникова не в том, что он нынче ночует не дома. И не в том, что его пожурят в суде за растраченные миллионы и отпустят на поруки.
Трагедия в том, что миллионы желают ему сесть далеко и надолго. И дело не в упомянутых миллионах. Видали мы растратчиков и по-круче. И не рублей. Дело в том, что делают такие Серебренниковы на народные деньги. И что народ уже готов к чисткам и посадкам таких творцов.
В советское время деятели искусств много плакались, что им не дают сниматься, где они хотят, снимать, что они хотят, публиковать, что хотят, изображать, что хотят. В общем, сплошной волюнтаризм и произвол от властей и их холуев из руководства творческих союзов.
В конце 80-х запреты рухнули. В 90-х пришла полная свобода. Как творческие люди ей воспользовались? Вначале ещё действовала самоцензура, особенно у немолодых. И в свет выходили неплохие фильмы, спектакли, картины. Но потом сцену и экраны заполнила пошлость, русскую классику и советскую школу сменила западная массовая культура. Уважаемые артисты на уважаемых сценах играли роли, расчитанные на непритязательных американцев. И вначале это воспринималось, как «новое слово», а потом никак не воспринималось, т.к. большинство просто перестали ходить в театр. А меньшинство ходило посмотреть на великих некогда артистов и сцену.
Кумиры молодости, музыканты протеста, вдруг решили, что это они построили этот мир свободы, и народ им как бы должен. Ведь это они вытащили страну из «совка» в светлую демократию. Ясно, что у кумиров публики дела пошли в гору в 90-е. Никто не контролировал их доходы, а слушатели охотно платили любимцам за старые песни «из молодости». То, что у музыкантов дела пошли лучше некуда, порождало у них иллюзию, что и у всех всё прекрасно. И всё благодаря им, творцам.
В кино … не буду я про кино. Вы и так всё видели. Если говорить об отечественном, то 90% из того, что действительно смотрят, создано до 92 года.
Художники не создали ничего нового. В те же двадцатые годы прошлого века они пытались создать концептуально новое искусство. И что-то получалось. В 90-е и нулевые — полный ноль. Если не считать перфомансы с яйцами. Хорошие художники, безусловно, есть. Но пишут они «по старинке». Прекрасно пишут, ничего не скажешь. Но они не мелькают в новостях и не учат народ жить и любить свободу, за что им огромное спасибо.
Писатели хорошо и пронзительно писали накануне слома СССР. Видимо, их партийцы мучили, угрожали билет отнять, если будут писать не пронзительно. После 92-го литература умерла. А потом народились «иронические детективы», псевдоисторики, фантасты и абсурдисты. Это прикольно и весело. Но это не литература. Это её малая часть. Один плавник от рыбы. Тушка так и не наросла.
Если в двух словах, то кинули народ деятели искусств. Обещали, что как только дадут им свободу, вот тогда они и развернутся. Можно сказать, СССР развалили ради этой свободы. А что в остатке? Жопа Нуреева?
В итоге, народ остался без культуры и без денег. Т.к. на то, что сегодня зовётся культурой, деньги берут опять от народа.
А где же рынок? Где конкуренция? Где та самая свобода выбора из лучшего? Нет её. Потому что для того, чтобы выбирать не из разных сортов дерьма, а из золотых и платиновых произведений, их надо создать. Для этого нужны те самые творческие союзы, литературные, художественные, кино-школы, в которых мэтры отдают свой опыт более молодым и присматривают, чтобы они творили для народа, а не для своего эго. Так в той же Западной Европе даже в условиях рынка гильдии мастеров присматривали за коллегами, чтобы не добавляли опилки в муку и не позорили звание немецкого булочника. Ясно, что если во всех магазинах будут продавать плесневелые лепёшки, то вы купите ту, что менее плесневелая. Или вообще откажетесь от хлеба. А если хлеб будет отменным, то вы радостно будете выбирать то, что вам по вкусу.
У нас же творческие школы превратились в закрытые кружки «для своих». Включая телевизор под Новый год, мы точно знаем, кого увидим на экране. И это не только Президент, но и несколько десятков несменяемого Политбюро от искусства.
Творческая интеллигенция не только воспользовалась свободой исключительно в своих интересах, не только не гнушается брать народные деньги, но она ещё крайне болезненно относится к любой критике в свой адрес. Причём, это коллективная реакция на любую критику. Мол, я сам не во всём согласен со своим коллегой, но не позволю тупым чиновникам и тёмному народу указывать, как и что нам творить.
В итоге мы имеем закрытую секту под названием «российская культура», которая творит для себя, ради своих финансовых интересов и самоутверждения, и которая давно не удовлетворяет потребности народа. Зато хорошо удовлетворяет потребности свои. Государство самоустранилось от решения вопросов идеологических и культурологических. Лишь изредка проверяет, на что уходят деньги, которое оно отрывает от бюджета «на культуру». Как видим, любая такая проверка ревностно отслеживается сотнями «поборников культуры». Мол, как вы можете! Гений и растрата — две вещи не совместные! А если государство предложит услуги профессионалов по финансам и бюджету, сразу начнут кричать, что тупые чиновники ограничивают свободу и нельзя их ставить над людьми искусства.
Но народ российский прост, злобен и злопамятен. Его можно обмануть много раз. Но нельзя при этом рассчитывать на его любовь и сочувствие. Думаете, в 30-х годах люди выходили с транспарантами, требовавшими смерти врагам народа, под дулами НКВД? Они также устали от лжи тех, кто обещал «царство свободы», и высокопоставленные арестанты не вызывали у них никакого сочувствия. Сегодня я не назову ни одного имени среди деятелей культуры, в защиту которого тысячи простых людей выйдут на улицы. Все надоели, все разочаровали.
В то же время народ благодарен и отходчив. Если наши творцы от культуры начнут созерцать не своё второе я, а обратят внимание, чем живут их сограждане, что им интересно, чего им не хватает, если начнут создавать кино и спектакли, на которые пойдут тысячи и миллионы не ради спецэффектов, а ради мыслей, эмоций, сопереживания, то и любовь народная вернётся, и недостача каких-то жалких миллионов рублей будет встречена с пониманием, а излишняя придирчивость властей — с осуждением.
Но, боюсь, если советское искусство просто тихо умерло от недоедания, то нынешнее российское ещё долго будет буянить, гулять на народные деньги и не допускать до кормушки и центральных каналов нарождающуюся русскую культуру.
А что до любви народной, так они могут и без неё. Сами себя.
Кирилла Серебренникова сегодня задержали и подозревают в растрате серебряников почти на 68 миллионов рублей. С самого утра все соревнуются в том, под каким соусом лучше "подать режиссера", но мало кто пишет главное.
В кратце история - в 2014 году наш худрук со своей АНО "Седьмая студия" заключил договор с Минкультом и получил от них субсидий на 66 с половиной миллионов рублей. На эти деньги надо было всего лишь продвинуть культуру в массы, а именно в регионы России.
В общем с культурой как вы поняли не задалось, но зато согласно всплывшим фактам задалось с покупкой в "Гоголь-центр" зубных щеток для спектаклей за 1399 рублей штука.
Но щётки, это так, лишь один из "любопытных" моментов, есть ещё и расследования о том, что он сам у себя тендеры выигрывал через своё ИП, но оставим это следствию.
Лично меня больше всего расстраивает его "культурные" работы - вот фото из постановки "Нуреев" Кирилла Серебрянникова в Большом театре. Для тех кто недопонял - за замыленным прямоугольником скрывается голая задница без трусов.
Скорее даже больше его "работы" меня напрягают, чем инфа о том что он где-то что-то скомуниздил (это у нас меня вообще не удивляет.....)
Как вам сценический задник для балета "Нуреев" в Большом государственном театре России? Хорошо "запретили"...
Именно поэтому, когда начинается срач на тему Серебренникова и его дела, резво подхватывающийся известными личностями, которые начинают его тут же защищать, я даже как-то не рефликсирую. Сам виноват...
Вы что думаете обо всём этом?