За что отвечает серый бугор. Се́рый буго́р
Лекция 1
Межличностная дистанция
Мимика
Жесты
Позы
Выражают отношение к происходящему, к партнеру, эмоциональное состояние, а может быть просто привычка. Позы очень многозначны.
Открытая поза:
Поворот корпуса и головы к собеседнику;
Смотрит в глаза, но не пристально;
Раскрытые ладони;
Нескрещенные руки и ноги;
У деловых мужчин расстегнут пиджак;
Жесты классифицируются на основе функций, которые они выполняют:
· коммуникативные (заменяющие речь)
· описательные (их смысл понятен только при словах)
· жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Одинаковые жесты могут иметь разное значение в разных культурах. Например, ОК. США – ОК, Франция – ноль, Япония – деньги, Средиземноморье – голубые. Виктория. Европа – победа, в Англии ладонью к себе – заткнись.
Это наиболее часто используемое средство невербального общения. Мимика может быть произвольной и непроизвольной. Разные половины лица контролируются разными полушариями. Правая часть больше контролируется, на левой эмоции лучше отражаются, особенно негативные.
Это средство невербального общения и фактор, который свидетельствует о том, в каких отношениях находятся люди друг с другом. Зависит от пола, возраста, социального статуса и национальности.
Интимная зона, меньше 45 см. Хорошо знакомые или близкие люди. Возможен контакт глаз, негромкий голос, прикосновения.
Персональная зона, 45-120 см. Знакомые люди. Зрительный контакт, выразительные движения, средняя громкость голоса.
Социальная зона, 120-400 см. Деловые вопросы, формальное общение с малознакомыми людьми.
Публичная зона, 4-7,5 м. С аудиторией.
Сокращение дистанции способствует совместной деятельности, взаимной заинтересованности, появлению симпатии. У каждого человека есть персональное пространство, своя зона общения, в которую он никого не пускает. В случае вторжения туда постороннего человек испытывает физический дискомфорт.
Список литературы
1. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского – М., 1996.
2. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1994.
3. Психология. Учебник для экономических вузов./Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб, 2000.
4. Психология. Учебник./Под ред. А.А.Крылова. – М., 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. – СПб, 2000.
Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
В истории развития патологической анатомии выделяют четыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологической анатомии можно охарактеризовать как период патологической анатомии живого человека.
Возможность изучения патологических изменений органов человеческого тела появилась в XV-XVII веках благодаря возникновению и развитию научной анатомии. Наиболее значительную роль в создании метода анатомического исследования, описании строения всех важнейших органов и их взаиморасположения сыграли в середине XVI века работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия.
Анатомические исследования второй половины XVI - начала XVII веков не только укрепили позиции анатомии, но и способствовали появлению интереса к анатомии у врачей. Значительное влияние на развитие анатомии в этот период оказали философ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.
В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном материале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными при этом морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни.
В XVII веке в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патолого-анатомические препараты.
Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стал выход в свет в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи "О местоположении и причинах болезней, выявленных анатомом".
На рубеже XVIII и XIX веков во Франции Ж.Корвизар, Р.Ла-эннек, Г.Дюпюитрен, К.Лобштейн, Ж.Буйо, Ж.Крювелье широко внедрили патологическую анатомию в клиническую практику; М.К.Биша указал дальнейший путь ее развития - изучение повреждений на тканевом уровне. Ученик М.К.Биша Ф.Бруссе создал учение, которое отвергало существование болезней, не имеющих материального субстрата. Ж.Крювелье выпустил в 1829-1835 гг. первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.
В середине XIX века наибольшее влияние на развитие этой отрасли медицины оказали труды К.Рокитанского, в которых он не только представил изменения в органах на различных этапах развития заболеваний, но и уточнил описание патологических изменений при многих болезнях. В 1844 г. К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии, создал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С именем К.Рокитанского связывают окончательное выделение патологической анатомии в самостоятельную научную дисциплину и врачебную специальность.
Переломным моментом в развитии этой дисциплины явилось создание в 1855 г. Р.Вирховым теории клеточной патологии.
В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII веку. Они связаны главным образом с деятельностью видных организаторов здравоохранения - И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоянием медицинского образования, хотя уже в то время проводились отдельные вскрытия с контрольно-диагностическими и исследовательскими целями.
Становление патологической анатомии как научной дисциплины началось лишь в первой четверти XIX века и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внимание студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.
Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на медицинском факультете Московского университета был поставлен в 1805 г. М.Я.Мудровым в письме к попечителю университета М.Н.Муравьеву. По предложению Ю.Х.Лодера, преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В соответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Сев-руком на кафедре нормальной анатомии. Профессора Г.И.Сокольский и А.И.Овер начали использовать новейшие патолого-анатомические сведения в преподавании терапевтических дисциплин, а Ф.И.Иноземцев и А.И.Поль - при чтении лекций по курсу хирургии.
В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факультета в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости открытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функционировать в 1845 г.: ее возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.
7 декабря 1845 г. было принято "Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета", которое предусматривало создание кафедры патологической анатомии и патологической физиологии. В 1846 г. профессором этой кафедры был назначен Ю.Дитрих - адъюнкт факультетской терапевтической клиники, которой заведовал А.И.Овер. После смерти Ю.Дитриха в конкурсе на замещение вакантной должности приняли участие четыре адъюнкта терапевтических клиник Московского университета - Самсон фон Гиммелыптерн, Н.С.Топоров, А.И.Полунин и К.Я.Млодзиевский. В мае 1849 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии был избран А.И.Полунин - адъюнкт госпитальной терапевтической клиники И.В.Варвинского.
Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологический приобретает исключительное значение как наиболее достоверный.
Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генетических, патофизиологических и других исследований с целью установления закономерностей, касающихся работы того или иного органа, системы при различных заболеваниях.
Благодаря задачам, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, она занимает особое место среди медицинских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой - это клиническая морфология для диагноза, дающая материальный субстрат теории медицины - общей и частной патологии человека [Серов В.В., 1982].
Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свойственные всем болезням, закономерности их возникновения, развития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая патология одновременно синтезирует их, дает представление о типовых процессах, характерных для той или иной болезни.
В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельности, включающего весь диапазон уровней организации - от молекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.
Каждая из современных медицинских и медико-биологических дисциплин вносит свою лепту в построение теории медицины. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы общей патологии получают морфологическую интерпретацию; патологическая физиология дает их функциональную характеристику; микробиология и вирусология являются важнейшими источниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты индивидуальности реакций организма и принципы их внутриклеточного регулирования; клиническая медицина завершает оформление законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспериментальных данных под углом зрения психологических, социальных и других факторов. Итак, общая патология подразумевает такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который характеризуется их широким медико-биологическим анализом.
Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже исключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.
Таким образом, современная общая патология включает:
▲ обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;
▲ изучение типовых патологических процессов (см. лекцию 2); а разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза болезней человека;
▲ развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структуры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социального и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины; а формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.
Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхографии и др. чрезвычайно обогатило наши знания о фактических деталях и общих закономерностях развития болезней человека. Все более широкое использование неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эндоскопические методы и др.) позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже в известной степени характер патологического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии - клинической морфологии, которой посвящен курс частной патологической анатомии.
Сфера применения морфологического анализа в клинике постоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургической активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значение для совершенствования клинической морфологии приобретает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфологическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям биопсии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретические вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретических вопросов патологической анатомии.
Методические возможности современной морфологии удовлетворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать патологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюдается тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микроскопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности патологоанатома в диагностике и познании сущности болезней.
Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и явлений появилась возможность количественной оценки при использовании новейших методов морфологического анализа. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявленных закономерностей.
С помощью современных методов исследования патологоанатом может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявления которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Следовательно, начальные изменения (доклинический период болезни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологические изменения клеток и тканей.
Патологическая анатомия, располагая современными техническими и методическими возможностями, призвана решать задачи как клинико-диагностического, так и научно-исследовательского характера.
Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется прежде всего для моделирования патологических процессов и болезней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые методы лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.
Несмотря на то что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое исследование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильности диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В связи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики необходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и медицинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот метод является базой научных исследований, преподавания фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой врача любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических проблем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, болезней. Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?
Развитие клинических дисциплин
Достижения в области медико-биологических наук, успехи естествознания в целом оказали решающее влияние на развитие клинических дисциплин, на ускорение их дифференциации и узкой специализации, на возникновение и смену концепций в области диагностики, лечения и предупреждения болезней, на разработку и внедрение новых лечебных средств и приемов.
Сложный и противоречивый процесс развития претерпевала клиника внутренних болезней. Во второй половине XIX в. отправной точкой мышления клиницистов являлась концепция Р. Вирхова, на основе которой они рассматривали болезнь как самостоятельный процесс поражения отдельных органов и систем и, исходя из этого, разрабатывали диагностику и терапию.
Однако клиницисты, шедшие в фарватере вирховской целлюлярной патологии, не имея возможности объяснить болезненные процессы, протекающие без видимых морфологических изменений, уже в конце XIX в. оказывалась в тупике. Критическое отношение к целлюлярной патологии еще более усилилось в связи с успехами бактериологии, которая внесла весомый вклад в понимание патологического процесса.
На развитие клиники внутренних болезней большое влияние оказало появление ряда диагностических инструментов, приборов, средств, в том числе рентгеноскопии и рентгенографии (1895), электрокардиографа (1903), энцефалографа (1929) и др. После второй мировой войны в медицине на основе учения об изотопах с диагностической целью начали использоваться меченые атомы. Все шире в практике применяется электронная диагностическая аппаратура.
Весьма существенное значение в понимании механизма болезненного процесса имела разработанная И. П. Павловым в конце XIX – начала XX в. физиологическая теория пищеварения, которая позволила на основе новой экспериментальной методики по-новому осветить процессы секреции, всасывания, усвоения питательных веществ, двигательную деятельность желудочно-кишечного тракта, роль пищеварительных желез. Значительное влияние на механизмы патологических процессов оказывало учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности нервной системы.
Под влиянием этих нововведений клиника внутренних болезней обогащалась новыми сведениями о патологическом процессе и его клиническом проявлении, приобретала новое содержание в теоретическом и практическом отношениях.
Английский клиницист Дж. Маккензи (1853-1925), основатель Института клинических исследований в г. Сент-Эндрюс, явился зачинателем кардиологии: с 1883 г. он проводил систематические наблюдения за деятельностью сердца у больных и здоровых людей. Дж. Маккензи исследовал нарушения сердечных сокращений и пульса, объяснил их значение для прогноза и лечебных мероприятий. Немецкий терапевт Ф. Краус (1858-1936) в 1910 г. описал основные показатели электрокардиограммы здорового и больного сердца. Совместно со своими учениками он разрабатывал проблему регуляции вегетативных функций, рассматривая вегетативную нервную систему как единое целое.
Ф. Краус стоял на позициях сближения немецкой и русской науки. Он был избран почетным членом Московского терапевтического общества. Совместно с выдающимся деятелем советского здравоохранения Н. А. Семашко в 1925 г. он создал и редактировал «Русско-немецкий медицинский журнал». Ф. Краус известен своей широкой общественной деятельностью и антифашистскими взглядами.
Основатель крупной немецкой терапевтической школы В. Гис (1863-1934) заложил основы изучения нервно-проводниковой системы сердца. В 1890-1894 гг. он описал предсердно-желудочковый пучок – нервно-мышечный атриовентрикулярный пучок в перегородке желудочков сердца (пучок Гиса). Он изучал развитие и физиологические функции проводящей системы сердца.
Крупный вклад в развитие кардиологии внес американский клиницист, эмигрировавший в 1938 г. из Германии, Р. Бинг (р. в 1909 г.), изучавший физиологию и патологию миокарда, патогенез гипертонической болезни. Он одним из первых произвел катетеризацию коронарного синуса, что способствовало исследованию сердца при патологических состояниях.
В самостоятельный раздел клинической медицины были выделены болезни органов пищеварения. Одним из основателей этого направления явился немецкий клиницист И. Боас (1858-1938), изучавший патологию органов пищеварения, обмен веществ, диететику. В 1884 г. он совместно со своим учителем К. Эвальдом предложил так называемый пробный завтрак как метод определения функциональной способности желудка. Он разработал вопрос о скрытом кровотечении как диагностическом признаке болезней желудка и кишечника. И. Боас стремился упростить методы исследования и сделать их доступными для каждого врача.
Введение в 1911 г. немецким врачом М. Эйнгорном и американским В. Лайоном тонкого зонда значительно расширило возможности изучения секреторной и кислотообразующей функций желудка, патологических состояний желчных путей.
Несмотря на усиленное влияние позиций целлюлярной патологии, в клинике внутренних болезней получило развитие функционально-физиологическое направление. Одним из видных его представителей является венгерский терапевт Ш. Кораньи (1866-1944). С позиций достижений физиологии и биологической химии он изучил нарушения кровообращений, обмена веществ, болезни крови, вопросы почечной патологии. Им было разработано понятие почечной недостаточности, а также методы диагностики заболеваний почек.
Вместе с тем непрочность мировоззренческих позиций многих ученых приводила к серьезным заблуждениям и антинаучным позициям. Например, ученик Ф. Крауса, немецкий клиницист-экспериментатор Г. Бергман (1878-1955) в научной деятельности был сторонником опытного метода, но в философских воззрениях, которые не вытекали из конкретных клинических и экспериментальных данных, стоял на умозрительно-идеалистических позициях. Это привело его к высказываниям против дарвинизма, к отрицанию причинности и защите теологии.
С конца XIX в. расширился арсенал лечебных средств и приемов, сформировались целые направления методов лечения, например физиотерапия и бальнеология. На научные основы физиотерапия была поставлена датским ученым Н. Финзеном (1860-1904), разработавшим методы светолечения. В 1896 г. он основал в Копенгагене Институт светолечения и с лечебной целью создал первый искусственный источник света, заменивший солнечные лучи (аппарат Финзена). Ученик Клода Бернара, физиолог и биофизик Ж. д’Арсонваль (1851-1940) разработал и ввел в практику метод лечения высокочастотным электрическим током.
Голландский физиотерапевт и ревматолог Я. Ван-Бремен (1874-1961), основав в 1905 г. в Амстердаме Институт физиотерапии, осуществил исследования по изучению терморегуляции и расстройства сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем при ревматизме. В 1925 г. он организовал в составе Международного бальнеологического общества Комитет по изучению ревматизма, который в 1928 г. совместно с Р. Фоксом реорганизовал в Международную лигу по борьбе с ревматизмом. В том же году в лигу на правах национальной секции вошел от СССР Всесоюзный антиревматический комитет. Р. Фокс и Я. Ван Бремен дружественно относились к советской медицине, что особенно проявлялось при проведении в 1934 г. в Москве IV Международного антиревматического конгресса. На этом конгрессе были продемонстрированы преимущества и достижения советской медицины и здравоохранения.
В конце XIX – начале XX вв. начался новый этап развития педиатрии – науки о здоровом ребенке и детских заболеваниях, о мерах борьбы по охране здоровья детей. Под влиянием развивающегося капитализма решались многие аспекты данной проблемы, все острее становились ее социальные аспекты.
Низкий уровень жизни трудящихся оказывал влияние на сокращение рождаемости, а высокая детская смертность усугубляла проблему народонаселения. В отдельных странах, например во Франции, в начале столетия смертность, главным образом за счет детской, превышала рождаемость, вследствие чего появилась угроза вырождения нации. В связи с этим отдельные государства, местные самоуправления и филантропические организации стали принимать некоторые меры к уменьшению детской смертности, улучшению помощи больному ребенку.
В ряде стран были открыты новые детские больницы, организованы отделения и созданы специальные больницы для грудных детей. Начала складываться система охраны здоровья детей, в которой педиатрия занимала ведущее место. Она была в своей основе полублаготворительной и полугосударственной, что значительно суживало ее возможности.
В Германии в 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, а в 1909 г. институт по борьбе с детской смертностью в Берлине. В 1911 г. в Берлине был проведен первый Международный конгресс по охране младенчества. К этому времени относится издание руководств по педиатрии. В 1912 г. в Париже был созван Международный конгресс педиатров. В межвоенный период в Европе педиатрия наиболее успешно развивалась во Франции, Швейцарии, Финляндии, Голландии и некоторых других странах. После второй мировой войны успехи педиатрии отмечаются в США.
Работы немецкого педиатра А. Черни (1863-1941) были посвящены физиологии и патологии пищеварения и обмена веществ у детей. Он ввел понятие «расстройства питания», разработал их классификацию и клинику экссудативного диатеза.
Заметное место в развитии педиатрии занимает имя немецкого педиатра Л. Лангштейна (р. в 1876 г.), с 1911 г. возглавлявшего Берлинский институт по борьбе с ранней детской смертностью. После прихода к власти фашистов он эмигрировал в США. Важнейшие его работы посвящены изучению болезней органов дыхания, сердца и мочеполовых органов (1924).
Одним из основателей французской педиатрии является А. Марфан (1852-1942), разрабатывавший почти все важнейшие разделы педиатрии, особенно вопросы борьбы с туберкулезом у детей. Он принял участие в организации охраны сирот и покинутых детей, консультаций для детей раннего возраста, обществ «Капля молока», учреждений для предохранения детей от туберкулеза.
Крупный вклад в развитие педиатрии в Венгрии, особенно работами о детских заразных болезнях (в том числе монография об интубации при дифтерии), внес Я. Бокай (1858-1937). В середине 90-х годов он выступил защитником сывороточного лечения детей.
В области детской инфекционной патологии видное место принадлежит австрийскому патологу и педиатру К. Пирке (1874-1929). Его труды посвящены изучению сывороточной болезни, аллергических явлений и туберкулеза у детей. В 1907 г. им разработана диагностическая кожная реакция на туберкулез. Он автор методики определения нормы упитанности детского организма.
Создатель крупной школы педиатров в Германии М. Пфаундлер (1872-1947) разработал учение о диатезах и роли наследственности при них. Совместно с А. Шлоссманом он создал пятитомное руководство по педиатрии, которое продолжает оказывать влияние на формирование научных взглядов педиатров.
Выдающееся место в развитии педиатрии занимает имя финского ученого А. Ильппе (р. в 1887 г.), который изучал физиологические особенности недоношенных детей, течение заболеваемости у детей и меры по их предупреждению. Им разработан ряд мероприятий по обеспечению выживания недоношенных детей, направленных на создание теплового и пищевого режимов. По разработанному им проекту в 1946 г. в Хельсинки была создана прекрасно оборудованная детская больница.
Вместе с тем крупные достижения педиатрии остаются недоступными для большей части детского населения. Число больниц не соответствует реальной потребности в них. Почти все они являются платными и только незначительное количество коек бесплатных.
Крупных успехов достигла хирургия. Возможности, открывшиеся в результате введения наркоза, разработки антисептики и асептики и применения искусственного обескровливания, позволили проникать во многие области человеческого тела, манипулировать нестесненно во времени, создали предпосылки для развития безудержного хирургического техницизма. На задний план отодвигались отдаленные результаты оперативных вмешательств, особенно с точки зрения функции, компенсаторных возможностей, субъективных ощущений и т. п. Теоретической основой такой односторонности явилась целлюлярная патология Р. Вирхова, преувеличивавшая, а в иных случаях и абсолютизировавшая автономную самостоятельность клеточных ассоциаций и органов. Однако многие последствия хирургических вмешательств в виде дисфункциональных послеоперационных отдаленных результатов показали ошибочность курса на оперирование во чтобы то ни стало. Начался постепенный возврат к анатомическому и физиологическому принципам в хирургии.
Одним из выдающихся хирургов нового времени был швейцарский врач Т. Кохер (1841-1917). Главным для него было не само оперативное вмешательство, а тщательное исследование больного, выяснение клинических аспектов заболевания. Т. Кохер считал, что всякая операция, как бы эффектна она ни была, должна служить только средством, а не целью врачебного вмешательства. Эта концепция отнюдь не мешала Т. Кохеру быть высоким мастером оперативной техники, автором ряда хирургических операций и приемов и изобретателем некоторых инструментов. Он внес крупный вклад в изучение роли щитовидной железы и лечения ее заболеваний.
Его соотечественник Ц. Ру (18571934), прежде чем заняться хирургией, тщательно изучил физиологию, анатомию и патологическую анатомию. Как и Т. Кохер, он считал, что оперативное вмешательство должно служить только средством лечения и быть индивидуально избирательно. Ц. Ру глубоко исследовал проблему хирургического лечения аппендицита и паратифлита. Он предложил способ образования нового пищевода из отрезка тонкой кишки, игрекообразную гастроэнтеростомию, методику оперирования паховых и бедренных грыж и ряда других заболеваний.
Плодотворное развитие хирургии в конце – первой трети XX в. имело место в Германии. Одним из представителей переходного периода являлся ученик Б. Лангенбека Ф. Тренделенбург (1844-1924), внесший вклад в разработку хирургической диагностики и техники. Многие из предложенных им методов, симптомов, признаков прочно вошли в хирургию под его именем.
Одним из основоположников хирургии асептического периода в Германии был А. Бир (1861-1949). В 1893-1895 гг. он разработал оригинальные костнопластические операции при ампутации с целью создания опорной культи. В 1895 г. обосновал метод активной гиперемии для лечения хирургического туберкулеза и инфекционных процессов, возглавил учение о консервативном лечении туберкулеза. В 1901 г. А. Бир опубликовал разработанный им метод спинномозговой, а в 1909 г. – венозной анестезии. Весьма ценны его труды о регенерации тканей у человека, учение о воспалении, о лечении ран методом раздражающей терапии. А. Бир создал крупную немецкую школу хирургов. По утверждению И. Д. Страшуна, «европейские хирурги все вышли из школы Кохера и Бира».
Видное место в развитии хирургии рассматриваемого периода принадлежит французской хирургической школе, представители которой много внимания уделяли изучению хирургической патологии и физиологических основ хирургической деятельности.
Один из зачинателей антисептического и асептического методов в хирургии А. Понсе (1849-1913) большое внимание уделял общей хирургической патологии, тщательно изучал нормальную и патологическую гистологию. Вместе со своим учителем Л. Оллье основал Лионскую школу хирургов, из которой вышли многие крупные хирурги, в том числе Р. Лериш.
Главной идеей концепции Р. Лериша (1879-1956) являлось утверждение, что болезнь представляет собой не искажение нормальных, а возникновение новых физиологических соотношений. В каждом болезненном процессе его интересовали физиологический механизм и возможность повлиять на него хирургическим путем. Р. Лериш посвятил себя изучению и лечению последствий ранений, проявляющихся болевым синдромом. Среди многих монографий Р. Лериша особое место занимает его книга «Философия хирургии». Р. Лериш высоко ценил работы русских хирургов, особенно исследования В. А. Оппеля, посвященные надпочечниковому генезу так называемой спонтанной гангрены. В своей монографии об артериальных тромбозах (1940) он указал на необходимость использовать большой опыт русских хирургов.
Труды французского хирурга-экспериментатора А. Карреля (18731944), работавшего с 1904 по 1934 г. в США, позволили значительно обогатить практическую хирургию и теоретическую медицину. В частности, он занимался такими вопросами, как разработка сосудистого шва конец в конец (1902), что способствовало пересадке органов с сохранением их функции, сохранение кровеносных сосудов и органов жизнеспособными в жидкой среде для последующей пересадки, выращивание культуры тканей опухолевых клеток и изучение их физиологии и др. Вместе с тем А. Каррель был идеалистом в философии, биологии и медицине, реакционером - в политике (см. ниже).
Из французских хирургов более молодого поколения выдвинулся А. Лабори (1914). Им разработана потенцирующая анестезия. На основе клинического применения ганглиоплегиков А. Лабори создал представление о «химической симпатэктомии», установил значение многофокусного торможения вегетативной нервной системы в механизмах защиты организма против чрезвычайных раздражителей. А. Лабори является автором метода искусственного охлаждения организма при помощи «литических коктейлей». В 1950-1951 гг. он применил с терапевтической целью комбинированную гипотермию. Мировую известность ему принесло открытие хлорпромазина, установление его противошокового действия.
К французской хирургической школе примыкает бельгийский хирург и общественный деятель Л. Дежерден (1893-1957). В 1939 г. после оккупации Бельгии гитлеровскими войсками он эмигрировал во Францию, а после нападения фашистов на Францию вступил в подпольную армию освобождения и участвовал в движении Сопротивления. Л. Дежерден являлся учеником и последователем Р. Лериша. Основные его работы посвящены ортопедии и хирургии сосудов. Он проявил себя на посту генерального секретаря Международного хирургического общества, способствуя восстановлению международных медицинских связей. Л. Дежерден организовал перевод рефератов на русский язык в основанном им журнале «Бюллетень Международного общества хирургов».
Основоположник современной румынской хирургической школы Н. Хартоломей (1885-1961) осуществил экспериментальные работы в области трансплантации органов, патофизиологии дыхания, изменений мозговой и сердечной деятельности при аноксиях. После установления в Румынии народной власти Н. Хартоломей принял активное участие в развитии практического здравоохранения и медицинской науки.
В рассматриваемый период хирургия в США получила широкое развитие. В конце XIX и особенно в первой половине XX в. наибольших успехов добилась династия хирургов Мейо, родоначальником которой был Уильям Уаррел Мейо (1819-1911), с 1863 г. работавший в Рочестере. Его сыновья У. Д. Мейо (1861-1939) и Ч. X. Мейо (1865-1939) создали огромный комплекс клиник, своеобразный центр индустрии хирургической деятельности. В 1915 г. они учредили, организацию Фонд Мейо для медицинского образования и исследований.
Развитию нейрохирургии во многом способствовала деятельность Г. Кушинга (1869-1939). В опытах с удалением гипофиза он убедился, что гипофизэктомированное животное не погибает, а у него развивается так называемый адипозогенитальный синдром. В 1911-1912 гг. Г. Кушинг произвел операцию на мозге, удалив две внутричерепные опухоли. В 1932 г. он уже опубликовал данные о сделанных им 2000 операций на мозге по поводу опухолей.
Заметный вклад в развитие хирургии внес общественный деятель, антифашист, член Рабочей прогрессивной партии Канады хирург Н. Бетьюн (1890-1939). Он высказывался за изменение всей капиталистической системы медицинского образования, за осуществление профилактики и бесплатной медицинской помощи. Он приветствовал строительство социализма в СССР. В 1935 г. во время работы XV Международного физиологического конгресса он посетил Советский Союз, где подробно ознакомился с системой медицинского обслуживания. В 1936 г. Н. Бетьюн сражался в рядах революционных республиканских войск в Испании, где организовал медицинскую помощь раненым и больным бойцам, наладил службу переливания крови на поле боя. Быстрое развитие всех разделов хирургии и особенно грудной хирургии потребовало новых, более совершенных методов обезболивания. Еще в конце XIX в. опасности ингаляционного наркоза побудили ряд исследователей заняться разработкой местной анестезии. После открытия в 1905 г. А. Эйгорном новокаина наступила эра местного обезболивания. Местная анестезия раствором новокаина оказалась безопасной и почти 50 лет была серьезным конкурентом общему обезболиванию. Основоположниками местной проводниковой анестезии были Г. Браун, Д. Куленкампф, В. Ф. Войно-Ясенецкий, В. А. Шаак и др. Принципиально новый вид местного обезболивания разработал А. В. Вишнёвский.
В 40-50-х годах XX века анестезиология выделилась в специальную науку. Введение интратрахеального наркоза, использование мышечных релаксантов и применение управляемого дыхания имели важнейшее значение для прогресса в хирургии.
Особенно значительных успехов достигла хирургия сердца. В 1914 г. парижский хирург Т. Тюфье произвел операцию вальвулотомии при стенозе аорты. В настоящее время операции на сердце производятся для лечения пороков сердечных клапанов, закрытия баталлова протока, лечения инфаркта миокарда, слипчивого перикардита, стенокардии и других заболеваний сердца. Одновременно развивается хирургия магистральных сосудов. Этому способствовало изобретение советскими специалистами аппарата для наложения сосудистого шва. Развитию сердечно-сосудистой хирургии способствовало также применение искусственного медикаментозного снижения температуры тела больного (гибернация), создающего повышенную устойчивость к шоку и кислородному голоданию, а также появление аппаратов для экстракорпорального кровообращения, дающего возможность проводить операции на обескровленном («сухом») сердце, аппаратов «искусственное легкое» и др.
Крупным событием в хирургии сердца явилась пересадка сердца от трупа человеку, страдающему тяжелым сердечным недугом, осуществленная южноафриканским хирургом X. Бернаром. Однако эта операция, не получившая этико-юридических обоснований, еще далека и от медико-биологического совершенства. Разработанная в экспериментально-хирургическом плане раньше всего в СССР, операция пересадки сердца тем не менее в плане использования в качестве трансплантата человеческого сердца не получила признания в нашей стране.
В настоящее время для хирургии в целом нет запретных зон в человеческом теле. Она все более принимает гуманный характер с постоянным возрастанием уровня физиологической обоснованности, терапевтической целесообразности, функциональной направленности, косметического совершенства.
Значительных результатов достигли акушерство и гинекология. На развитие этой двуединой специальности оказывали ускоряющее влияние достижения в области естествознания (эволюционное учение, теория эпигенеза, генетика и др.), антисептики и асептики, эфирного и хлороформного наркоза, рентгенологии, анатомии, физиологии, гистологии, эндокринологии и других медикобиологических наук, а также успехи хирургии.
Большое значение имели развитие учения об узком тазе и механизме родов, изучение менструальной функции и процесса беременности. Уделялось внимание взаимосвязи морфологии детородных органов и их физиологическим функциям в норме и патологии, в том числе при токсикозах беременности. Изучалось влияние на женский организм внутренней секреции. Получило дальнейшее развитие хирургическое направление в акушерстве, уточнялись показания к акушерским операциям.
С конца XIX в. после введения асептики были разработаны эффективные методы оперативной гинекологии, предложен многочисленный хирургический и диагностический инструментарий. Были составлены руководства по акушерству и гинекологии, стали издаваться специализированные журналы, появились общества акушеров-гинекологов. В это время выдвинулись ряд ученых, которые внесли значительный вклад в развитие своей специальности.
Немецкий акушер-гинеколог А. Додерлейн (1860-1941), изучив влагалищную флору, открыл в 1887 г. влагалищную палочку (палочка Додерлейна), способствующую защите полового канала женщины от патогенных микробов. Им разработаны новые акушерские я гинекологические операции: боковое рассечение тазового кольца при узком тазе, экстраперитонеальиое кесарево сечение и др.
Акушер-гинеколог Г. Зельгейм (1871-1936) изучил проблемы анатомии женского таза, физиологии беременности, механизма родов, эклампсии, кесарева сечения, обезболивания родов, климакса и др. Им разработаны такие методы операций, как внебрюшинное кесарево сечение, образование маточно-брюшной фистулы при кесаревом сечении и др.
Немецкий биолог-эндокринолог 3. Ашгейм (1878-1965) установил взаимосвязь гипофиза с яичником. Исследуя с этих позиций мочу беременных, он в 1927 г. совместно с гинекологом и эндокринологом Б. Цондеком (р. в 1891 г.) открыл гонадотропный гормон и предложил эффективную биологическую реакцию определения ранних сроков беременности (реакция Ашгейма-Цондека). Б. Цондек внес вклад в изучение вопросов внутренней секреции и роли половых гормонов в физиологических и патологических процессах женского организма.
Немецкий акушер-гинеколог Р. Шредер (1884-1959) дал объяснение патогенеза функциональных маточных кровотечений вследствие нарушения гормональной деятельности яичников. Им предложены клиническая классификация болезней яичника и концепция патогенеза новообразований женских половых органов. Р. Шредер сделал вклад в изучение нормальной и патологической беременности, в разработку акушерских операций.
Видное место занимает имя венского акушера-гинеколога Э. Вертгейма (1864-1920). В 1899 г. он сообщил о методе пузырно-влагалищной интерпозиции матки при полном выпадении (операция Александрова-Шауты-Вертгейма). В 1900 г. он описал разработанный им радикальный метод операции при раке шейки матки с полным удалением тазовой клетчатки, лимфатических узлов и желез (операция Вертгейма).
Работами Е. Аллена, В. Дойзи, А. Бутенадта в 1923-1929 гг. была обоснована гормональная терапия овариальной гипофункции, аменореи, бесплодия и других патологических состояний. В 1934 г. были опубликованы данные о получении гормона желтого тела прогестерона, за которыми последовали сообщения об изучении структуры ряда гормонов, введенных в акушерско-гинекологическую практику.
Продолжается совершенствование хирургических методов лечения гинекологических заболеваний. Разработана методика рентгенотерапии рака. Создана методика предоперационного облучения и рентгенотерапии после операции по поводу рака матки для профилактики рецидивов заболевания. Детально разработана методика лечения злокачественных новообразований женской половой сферы радием.
Значительную роль в улучшении методов лечения женских болезней сыграло введение в практику антибиотиков, в том числе при лечении гонореи и туберкулеза мочеполовых органов женщины. Их применение расширило диапазон хирургических операций. Из книги Прививки: мифы и реальность автора Галина Петровна Червонская
Из книги Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью автора Мария ШапироРазвитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения
Из книги 25 волшебных точек для управления психикой и поддержания здоровья автора Александр Николаевич МедведевТочка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,
Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторовРазвитие беременности С самого зачатия и вплоть до моментов, предшествующих рождению будущего ребёнка, тело матери не прекращает перестраиваться, адаптируясь с жизнью формирующегося в ней дитя. Желание иметь ребенка Почему вообще хотят иметь детей? Простого ответа на
Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна БарановаРаздел 5 Развитие Создание условий для развития ребёнка связано с определёнными культурными традициями, зависящими от образа жизни разных народов. Например, европейская культура предполагает развитие новорождённого в первые месяцы жизни в основном в положении лёжа на
Из книги Методические рекомендации по РДТ автора А. Н. Кокосов6. ВЫБОР МЕТОДИКИ И ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ОСНОВНОЙ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПАТОЛОГИИ Среди вышеописанных методик РДТ наиболее часто применяется полное (влажное) голодание, эту методику можно считать даже классической, ибо
Из книги Малая психиатрия большого города автора Самуил Яковлевич Бронин6. Социальные характеристики некоторых клинических групп Напомним, что в эту группу было включено 45 человек. Критерием отнесения к болезненно пьющим было наличие характерной и стойкой психопатологической картины и постоянной тяги к алкоголю. Вся группа условно
Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио БейтсГлава VI. Правда об аккомодации. Демонстрация во время клинических наблюдений Свидетельства описанных в предыдущих главах экспериментов, показывающих то, что хрусталик не является фактором в аккомодации, подтверждены многочисленными наблюдениями за глазами взрослых и
автора Из книги Теория адекватного питания и трофология автора Александр Михайлович Уголев Из книги Лечебное голодание при внутренних болезнях. Методическое пособие автора Алексей Николаевич Кокосов Из книги Развитие ребенка от 1 года до 3 лет автора Жанна Владимировна ЦареградскаяРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Я думаю, для вас не является секретом, что для того, чтобы была речь, нам нужен словарный запас. Словарный запас ребенка включает в себя названия всех предметов и явлений, с которыми он знаком. Этот словарный запас можно разделить на пассивный и активный
Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. ВяткинаВыберите один правильный ответ.
76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ
1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго
2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея
3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин
4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо
80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ
1) Г.Н. Габричевский
2) И.М. Сеченов
3) Н.Е. Веденский
4) В.В. Пашутин
81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ
1) С.П. Боткин
2) Н.В. Склифосовский
3) И.М. Сеченов
4) И.И. Мечников
85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ
1) С.П. Боткин
2) Н.В. Склифосовский
3) И.М. Сеченов
4) И.И. Мечников
88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА
1) психологическая
2) онкологическая
3) вирусологическая
4) целлюлярная
89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ
1) гуморальных факторов иммунитета
2) строения сердечно-сосудистой системы
3) клеточного строения организма
4) теории нервизма
90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА
1) вирусологическая
2) травматологическая
3) нейрофизиологическая
4) конституционная
93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ
1) иммуноглобулинам
2) Т-хелперам
3) В-лимфоцитам
4) фагоцитам
95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ
1) И.М. Сеченов
2) Г.Н. Габричевский
3) И.И. Мечников
4) С.П. Боткин
5) Г.А. Захарьин
Дополните.
96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.
97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.
98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.
99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.
100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.
101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.
102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.
103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.
104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.
105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.
106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.
107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.
108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.
Установите соответствие.
109. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физиологического направления 3) основоположник материалистической психологии | А. С.П. Боткин | ||||||
Б. П.А. Загорский | |||||||
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын | |||||||
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов | |||||||
110. | НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии | А. А.П.Нелюбин | ||||||
Б. М.А. Нечаев | |||||||
В. И.Е. Дядьковский | |||||||
Г. Н.Ф. Кайданов | |||||||
Д. Н.В.Склифосовский | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Е. А.А. Иовский | ||||||
111. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | А. И.И. Мечников | ||||||
Б. Г.И. Сокольский | |||||||
В. Н.В. Склифосовский | |||||||
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин | |||||||
112. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатомического направления в медицине | А. И.И.Мечников | ||||||
Б. Г.И.Сокольский | |||||||
В. Н.В.Склифосовский | |||||||
Г. М.М.Тереховский | |||||||
Д. Г.А. Захарьин | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | |||||||
113. | УЧЕНЫЙ: | ГОДЫ ЖИЗНИ: | |||||
1) И.М. Сеченов | А. 1845–1916 | ||||||
2) И.И. Мечников | Б. 1832–1989 | ||||||
3) С.П. Боткин | В. 1845–1905 | ||||||
Г. 1832–1911 | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Д. 1829–1905 | ||||||
114. | УЧЕНЫЙ: | ГОДЫ ЖИЗНИ: | |||||
1) Г.А. Захарьин | А. 1812–1889 | ||||||
2) Г.И. Сокольский | Б. 1832–1893 | ||||||
3) Н.В. Склифосовский | В. 1829–1897 | ||||||
Г. 1807–1886 | |||||||
Д. 1836–1904 | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Е. 1836–1911 | ||||||
Установите последовательность.
115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА
1) учеба в Харьковском университете
2) работа в Одесском университете
3) защита докторской диссертации в Петербурге
4) издание "Этюдов о природе человека"
116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова
2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина
3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина
4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»
117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ
1) «Больничная газета Боткина»
2) «Современная медицина»
3) «Архив клиники внутренних болезней»
4) «Еженедельная клиническая газета»
118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА
1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге
2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения
3) создание инфекционного стационара
4) участие в Крымской войне
119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА
1) издание труда «Рефлексы головного мозга»
2) заведование кафедрой в Одесском университете
3) работа в Петербургском университете
ОТВЕТЫ:
Похожая информация.