Юнеско критикует россию за угрозу всемирному природному наследию. Всемирное наследие
Завершилась 42-я сессия Комитета Всемирного наследия, проходившая в Манаме (Бахрейн) с 24 июня по 4 июля под председательством шейхи Хаи Рашид Аль Халифы. Следующее заседание Комитета состоится в Баку (Азербайджан), сообщает официальный сайт ЮНЕСКО.
В ходе 42-й сессии Комитет включил 19 новых объектов в Список Всемирного наследия (13 культурных, 3 природных и 3 смешанных объекта) и одобрил расширение одного природного объекта. В настоящее время Список Всемирного наследия насчитывает 1092 объекта в 167 странах.
В Список Всемирного наследия были включены следующие объекты (в алфавитном порядке):
Культурные объекты:
Инуитские охотничьи угодья между морем и льдами (Дания)
Археологический объект Тхимлич Охинга (Кения)
Гёбекли-Тепе(Турция)
Дворцовый город Мадина Аз-захра (Испания)
Древний город Калхат (Оман)
Ивреа, промышленный город XX века (Италия)
Комплексы в стиле викторианской готики и арт-деко в Мумбае (Индия)
Наумбургский кафедральный собор (Германия)
Оазис Аль-Ахса, меняющийся культурный ландшафт (Саудовская Аравия)
Пограничный археологический ландшафт Хедебю и Даневирке (Германия)
Санса, буддийские горные монастыри (Республика Корея)
Сасанидский археологический ландшафт в провинции Фарс (Исламская Республика Иран)
Скрытые христианские объекты в регионе Нагасаки (Япония)
Природные объекты:
Горная местность Барбертон, или горы Макхонджва (Южная Африка)
Тектоно-вулканическая формация горной цепи Шен-де-Пюи и разлома Лимань (Франция)
Фаньцзиншань (Китай)
Смешанные объекты:
Долина Техуакан-Куйкатлан: Мезоамериканская естественная среда обитания (Мексика)
Национальный парк Чирибикете - «Малока клана Ягуара» (Колумбия)
Пимачиовин Аки (Канада)
Расширение природного объекта:
Долина реки Бикин (Российская Федерация)
В ходе этой сессии Комитет также принял решение включить объект «Национальные парки озера Туркана» (Кения) в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой.
ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.
Всемирное наследие ЮНЕСКО — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
По состоянию на 2017 год в Списке всемирного наследия — 1073 объекта, из которых 832 являются культурными, 206 — природными и 35 — смешанными в 165 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Каждый объект имеет свой идентификационный номер.
В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО на 2017 год значится 28 наименований, имеющих в описании пометку «Российская Федерация», это составляет 2,7% от общего числа. 17 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i), и 11 объектов включено по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii). В 2017 году Россия занимала 9 место в мире по общему количеству объектов всемирного наследия, а по числу природных объектов — 4-ое (после Китая, СШАи Австралии).
Также в список Всемирного наследия входит находящийся на территории Крыма древний город Херсонес Таврический и его хора, имеющий в описании пометку «Украина». Российские власти рассматривают его как объект всемирного наследия на территории РФ; постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова относила его к числу российских объектов.
Кроме этого, по состоянию на 2017 год, 18 объектов (не считая трех повторно номинированных) на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия.
C 24 июня по 6 июля 2012 в Санкт-Петербурге проходила 36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые в истории ЮНЕСКО сессия проходила в России, и, что особенно почетно, в год 40-летия Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия». Решением главы правительства РФ Дмитрия Медведева ООО Агентство «Полилог» стало единым исполнителем государственного контракта по подготовке и проведению мероприятия.
Ход сессии
Заседания сессии проходили в Таврическом дворце под председательством Элеоноры Митрофановой, посла, постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО.
В работе сессии приняли участие более 2000 представителей из 119 стран, в том числе 338 делегатов из стран-членов Комитета, а также наблюдатели от государств-сторон Конвенции, международных организаций и неправительственных объединений, ученые, эксперты.
Впервые на сессии Комитета была организована веб-трансляция всех пленарных заседаний на официальном сайте сессии (www.whc36-russia2012.ru), в Пресс-центре аккредитованные СМИ получили возможность наблюдать за работой Комитета, участвовать в пресс-конференциях и интервью с представителями делегаций. Ход сессии освещали около 300 аккредитованных журналистов.
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина БоковаДелегаты сессии рассмотрели более 50 рабочих документов, касающихся различных аспектов реализации Конвенции, и приняли 241 резолюцию, подтвердив, в частности, актуальность этого международного договора, участниками которого на сегодня являются 189 государств, и высказавшись за необходимость баланса между его целями и задачами устойчивого развития.
Одним из главных итогов мероприятия стало включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 26 новых объектов - 5 природных, 20 культурных и одного смешанного. Россия пополнила свой вклад в общечеловеческую сокровищницу природным парком «Ленские столбы». Общее количество охраняемых Конвенцией объектов достигло 962, а число стран, где они расположены, выросло до 157.
В рамках сессии были реализованы мероприятия «на полях»: во Всероссийском детском центре «Орленок» с 30 мая по 20 июня состоялся Международный молодежный форум, а с 1 по 9 июля в Казани проводилась Молодежная модель Комитета всемирного наследия. Такие акции позволяют прививать молодому поколению уважительное отношение к культуре и природе своей страны и приобщаться к совместной работе по сохранению всемирного наследия.
Министр культуры Владимир Мединский
В итоговых выступлениях участники сессии единодушно отметили высочайший уровень подготовки Российской Федерацией 36-й сессии Комитета всемирного наследия. Высказаны благодарности руководству Российской Федерации, российским организаторам и лично председателю Комитета, Постоянному представителю Российской Федерации при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой.
Новым председателем Комитета всемирного наследия избран Сок Ан, Заместитель Председателя Правительства Королевства Камбоджи. Следующая - 37-я сессия Комитета состоится в Пномпене (Камбоджа) 17-27 июня 2013 года.
Сессия за 77 секунд
Работа «Полилога»
Агентством была создана Дирекция сессии, включавшая в себя более 40 квалифицированных специалистов и 25 подрядных организаций.
Работа Дирекции фокусировалась на всех ключевых направлениях:
- Застройка всех помещений Таврического Дворца в соответствии с международными стандартами ЮНЕСКО, включая: техническое оснащение, мебель, синхронный перевод на 6 языков, обеспечение протокольных встреч и переговоров.
- Оперативное планирование работы сессии - внесение корректив в расписание сессии, согласование изменений с секретариатом и информирование делегатов о графике работы, создание информационных стоек и внутренней почтовой службы для делегатов.
- Техническое сопровождение работы сессии: работа высокоскоростного копи-центра, создание локальной сети более чем на 100 стационарных компьютеров, высокоскоростной Wi-fi интернет на всей территории дворца, координация работы подрядчиков по внутренней и веб-трансляции заседаний Комитета, обеспечение делегатов и Секретариата рабочими зонами с доступом в интернет и к рабочим документам сессии, установка электронной пропускной системы и мобильного центра аккредитации, обеспечение делегатов и персонала средствами мобильной связи, специальными рациями для коммуникаций. Профессиональными фотографами и видеооператорами были зафиксированы главные моменты сессии, в ближайшем будущем выйдет 20-минутный фильм по итогам мероприятия.
- Логистическое сопровождение - формирование комплексной транспортной схемы мероприятия с учетом перемещения 2000 делегатов сессии, протокольных встреч и заседаний. Организация работы VIP-зала для встреч статусных гостей в аэропорту Пулково 2. Застройка стоек информации на основных вокзалах Санкт-Петербурга, организация диспетчерской службы и службы такси, регулярное транспортное сообщение между основными объектами проведения сессии при помощи шаттлов, автобусов, легковых автомобилей и водного транспорта.
- PR-сопровождение мероприятия - была сформирована система взаимодействия Пресс-центра сессии с представителями пресс-службы ЮНЕСКО по оперативной подготовке и рассылке пресс-релизов. На официальном сайте сессии в ежедневном режиме размещались новости и фотоматериалы. Для журналистов в Пресс-центре были обеспечены рабочие места, позволявшие передавать материалы и записи трансляции напрямую в издания. Были организованы пресс-конференции, интервью и выездные мероприятия руководства комитета при участии ведущих СМИ России. На данный момент по итогам сессии вышло более 1500 информационных сообщений в российских СМИ и более 200 сообщений в иностранных СМИ.
- Организация питания делегатов и персонала на всем протяжении сессии, включая кофе-брейки, обеденный фуршет и вечерние банкетные мероприятия.
- Обеспечение безопасности мероприятия на высшем государственном уровне при поддержке Федеральной Службы Охраны, МВД, ГИБДД и собственной службы безопасности, включая территорию Таврического дворца, мобильные группы, транспортную безопасность, катера для охраны водной акватории и т.п.
- Создание хорошо обученной службы временного персонала и волонтеров в количестве более 500 человек, многоканального кол-центра и службы lost&found. Высокая квалификация персонала, доброжелательность и профессионализм были отмечены множеством благодарностей от делегатов и руководства ЮНЕСКО.
- Организация культурной программы для делегатов и гостей при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, включая насыщенные концерты артистов и ансамблей, посещения музеев и исторических памятников Санкт-Петербурга, выездные мероприятия в Петергофе, Петропавловской Крепости, Пулковской Обсерватории, Эрмитаже и многих других местах.
- Министерство культуры Российской Федерации
- Правительство Санкт-Петербурга
- Правительство республики Татарстан
- Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО
- Межпарламентскую ассамблею государств участников СНГ
- Все силовые структуры обеспечивавшие безопасность и слаженные действия на всех этапах работы
- Компании: «Рост Эко», «Синхротел», «Секьюрикоп», «Stage Pro», «Lexla», «Вымпелком», «Свега Компьютер», «Бит Эксперт», «LavTur», «Terra Franca», «ISGL», «Иванар», «Проект под Ключ», «Холдинг+», Фонд «ПМЭФ».
Общее решение
Решение : 37 COM 7 B .103
Комитет всемирного наследия,
- изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;
- ссылаясь на решения 34 COM 8 B .6, 35 COM 7 B .42, 35 COM 7 B .63, 35 COM 7 B .67, 35 COM 7 B .68, 35 COM 7 B .69, 35 COM 7 B .73, 35 COM 7 B .88, 35 COM 7 B .94, 35 COM 7 B .98, 35 COM 7 B .102, 35 COM 7 B .106, 35 COM 7 B .109, 35 COM 7 B .122, 35 COM 7 B .127, 35 COM 7 B .128, 35 COM 7 B .131 и 35 COM 7 B .133 , принятые на его 34-й (Бразилия, 2010 год) и 35-й (ЮНЕСКО, 2011 год) сессиях соответственно;
- с удовлетворением отмечает предпринятые соответствующими государствами-участниками меры по выполнению его предыдущих просьб о снижении угроз для выдающейся универсальной ценности следующих объектов всемирного наследия:
- Старый город Лицзян (Китай)
- Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса (Китай)
- Археологический парк Сан Августин (Колумбия)
- Исторический центр города Чески-Крумлов (Чешская Республика)
- Исторический культурный ландшафт винодельческого региона Токай (Венгрия)
- Тадж-Махал (Индия)
- Красный форт (Индия)
- Фатехпур-Сикри (Индия)
- Археологический парк Чампанер-Павагадх (Индия)
- Храмовый комплекс Прамбанан (Индонезия)
- Монте-Сан-Джорджио (Италия/Швейцария)
- Исторический центр Вильнюса (Литва)
- Мелака и Джорджтаун – исторические города Малаккского пролива (Малайзия)
- Исторический центр Мехико и Сочимилько (Мексика)
- Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро (Мексика)
- Линии и геолифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана (Перу)
- Город Куско (Перу)
- Церкви исторической области Молдова (Румыния)
- Ансамбль Ферапонтова монастыря (Российская Федерация)
- Остров Горе (Сенегал)
- Работы Антонио Гауди (Испания)
- призывает соответствующие государства-участники продолжать свои усилия, направленные на обеспечение сохранности объектов всемирного наследия;
- 5. напоминает соответствующим государствам-участникам о необходимости своевременно проинформировать Центр всемирного наследия о любом крупном проекте в области строительства, который может оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта, до того как будут взяты какие-либо необратимые обязательства, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции.
Решение: 37 COM 8 B .43
Комитет всемирного наследия,
- изучив документы WHC-13/37.COM/8B, WHC-13/37.COM/1NF.8B1 и WHC-13/37.COM/INF.8B1.4;
Признавая выдающуюся уникальную ценность объекта, передает вопрос о номинации Архитектурно-исторического комплекса Булгар, Российская Федерация , обратно государству-участнику с тем, чтобы сделать это возможным в сотрудничестве с консультативным органом (ИКОМОС), в частности путем приглашения на объект консультативной миссии для принятия соответствующих мер по внесению его в список в соответствии с критериями (iii) и (vi) на его следующей сессии.
Решение: 37 COM 8 B .54
Комитет всемирного наследия,
- изучив документы WHC-13/37.COM/8B.Add и WHC‑13/37.COM/INF.8B1.Add;
- утверждает предлагаемые незначительные изменения границ Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников, Российская Федерация ;
- рекомендует государству-участнику обратить внимание на следующие вопросы:
а) незначительные изменения охранных зон, установленных в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №820-7, там, где необходимо ввести соответствующий режим (ОЗ или ЗРЗ1) на тех не имеющих на данный момент надлежащего уровня защиты (ОЗ или ЗРЗ1) небольших участках территории, которые предлагается включить в список объектов;
b) создание буферной зоны на основе зоны ЗРЗ2 в соответствии с согласованными сроками, принимая во внимание неоднократные просьбы, высказывавшиеся Комитетом всемирного наследия начиная с его 30-й сессии, об уточнении границ и необходимости надежной защиты культурного исторического окружения компонента 540-001;
c) изменение юридического статуса компонента объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга" в рамках российской правовой базы для того, чтобы он стал "выдающейся достопримечательностью" и изменение детальных положений о режимах охранных зон, установленных законом № 820‑7 Санкт-Петербурга в 2009 году с целью улучшения их детализации и разграничения;
d) развитие комплексной системы управления всем объектом, внесенным в список, вместе с планом управления, на базе детальных градостроительных и охранных планов Исторического центра Санкт-Петербурга, которые должны быть разработаны как можно раньше.
Решение: 37 COM 8 B .56
Комитет всемирного наследия,
- изучив документы WHC-13/37.COM/8B.Add.2 и WHC‑13/37.COM/8B.Add.2.Corr;
- принимает заявления о выдающейся универсальной ценности следующих объектов всемирного наследия, номинированных на 36‑й сессии Комитета всемирного наследия (Санкт-Петербург, 2012 год):
– Бразилия: Рио-де-Жанейро: Ландшафты Кариока между горами и морем;
– Индия: Западные Гаты;
– Палестина: Место рождения Христа, Базилика Рождества Христова и путь паломников, Вифлеем;
– Российская Федерация: Природный парк "Ленские столбы".
8 D . Уточнение границ и территории объекта государствами-участниками в ответ на ретроспективную инвентаризацию
Решение: 37 COM 8 D
Комитет всемирного наследия,
- изучив документ WHC-13/37.COM/8D;
- ссылаясь на решение 36 COM 8 D
- признает отличный уровень работы по уточнению границ своих объектов всемирного наследия, проделанной государствами-участниками, и благодарит их за усилия, направленные на укрепление доверия к списку всемирного наследия;
- напоминает , что Центр всемирного наследия и консультативные органы не смогут изучить предложения о небольших или значительных изменениях границ объектов всемирного наследия в случаях, когда границы таких объектов, как они даны в списке, являются нечеткими;
- отмечает уточнения границ и территории объекта, предоставленные следующими государствами-участниками в ответ на ретроспективную инвентаризацию, отраженные в приложениях к документу WHC‑13/37.COM/8D:
– Алжир: Касба в Алжире;
– Бразилия: Церковный комплект Бон-Жесус-ду-Конгоньяс; Бразилия; Исторический центр города Сан-Луис;
– Куба: Крепость Сан-Педро-де-ла-Рока, Сантьяго-де-Куба;
– Доминиканская Республика: Колониальный город Сан-Доминго;
– Германия: Ганзейский город Любек; Металлургический завод в Фёльклингене;
– Иордан: Петра;
– Мексика: Сиан-Каан; Доиспанский город и национальный парк Паленке; Исторический центр города Пуэбла; Исторический город Гуанахуато и прилегающие рудники; Исторический центр города Морелия; Резерват китов Эль-Вискаино; Исторический центр города Секатекас; Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско; Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес; Зона исторических памятников в городе Тлакотальпан;
– Панама: Национальный парк Дарьен;
– Парагвай: Миссия иезуитов Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана и Миссия иезуитов Хесус-де-Таварангуэ;
– Перу: Город Куско; Исторический заповедник Мачу-Пикчу; Чавин-де-Уантар (археологический памятник); Археологическая зона Чан-Чан; Исторический центр города Лима; Национальный парк Рио-Абисео; Линии и геолифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана;
– Российская Федерация: Исторический центр города Санкт-Петербург и связанные с ним группы памятников; Кижcкий погост;
– Испания: Старый город в Авиле и церкви вне его стен; Исторический город Толедо; Исторический укрепленный город Куэнка; Дворец каталонской музыки и больница Сан-По, Барселона;
– Вьетнам: Комплекс памятников Хюэ;
Просит государства-участники, которые еще не дали ответ на вопросы, поднятые в рамках ретроспективной инвентаризации, предоставить все разъяснения и документацию как можно скорее и не позднее 1 декабря 2013 года.
21. Вулканы Камчатки (Российская Федерация) (№ 765 bis)
Решение : 36 СОМ 7В.21
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.СОМ/7В;
2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.21
3. С обеспокоенностью отмечает сообщение государства-участника о происходящем из года в год увеличении потенциальных угроз для объекта, проистекающих с соседних территорий, и выражает сожаление , что государство-участник не предоставляет достаточно подробной информации о динамике численности популяций животного мира на территории объекта, а также о ходе выполнения ряда рекомендаций миссии 2007 года по последующему наблюдению;
4. Полагает , что в отсутствие данной информации невозможно в полной мере оценить текущее состояние сохранности объекта и эффективность управления им;
5. Также с серьезной обеспокоенностью отмечает сокращение популяций дикого оленя и снежного барана и призывает государство-участника создать охранную зону для лучшей защиты места зимовки этих видов в соответствии с предложением Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам Камчатского края;
6. Приветствует факт разъяснения государством-участником вопроса об отсутствии планов строительства ГЭС на территории объекта и обращается к нему с просьбой предоставить, прежде чем будут приняты какие-либо необратимые решения, подробную информацию о возможных планах строительства ГЭС на реке Жупанова – основном районе зимовки диких оленей за пределами территории объекта – и их возможных последствиях для выдающейся универсальной ценности, включая копии оценки воздействия на окружающую среду, когда эти документы будут доступны, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;
7. прояснить очевидные противоречия относительно общей площади четырех составляющих объект региональных природных парков, предоставив подробную информацию (в том числе карты) о "требованиях" к границам, введенных в 2010 году в отношении этих четырех парков, а также подробную карту, на которой были бы отмечены границы всех частей объекта;
8. Призывает государство-участника полностью выполнить рекомендации миссии 2007 года по последующему наблюдению, особенно в части разработки и реализации единого интегрированного плана управления и координационной структуры, всеобъемлющего плана управления туристической сферой и укрепления институционального потенциала органов, осуществляющих управление объектами, в том, что касается как кадровых, так и финансовых ресурсов;
9. Также обращается к государству-участнику с просьбой представить Центру всемирного наследия до 1 февраля 2015 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и о ходе выполнения вышеперечисленных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 39‑й сессии в 2015 году.
22. Озеро Байкал (Российская Федерация) (№ 754)
Решение : 37 СОМ 7В.22
Комитет всемирного наследия,
2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.22 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);
3. Приветствует решение государства-участника о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), а также представление в Центр всемирного наследия государством-участником документа, содержащего основные пункты плана закрытия и сроки, в том числе меры, предусмотренные для решения вопроса о промышленном наследии комбината;
4. Призывает государство-участника представить до 1 февраля 2014 года в Центр всемирного наследия подробный план, содержащий конкретные сроки;
5. Обращается к государству-участнику с просьбой гарантировать прохождение любых планов относительно будущего использования территории БЦБК строгой оценки воздействия на окружающую среду, включая конкретную оценку возможных непосредственных, косвенных и кумулятивных последствий для выдающейся универсальной ценности объекта, и представить результаты данных оценок в Центр всемирного наследия в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;
6. С обеспокоенностью отмечает возможные последствия запланированного строительства дамбы на реке Орхон в Монголии для объекта и также обращается к государствам-участникам Российской Федерации и Монголии с просьбой предоставить больше информации о том, на какой стадии находятся эти планы, а также об оценках воздействия на окружающую среду, в которых эти возможные последствия должны быть представлены в количественных показателях, – в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;
7. Приветствует подтверждение сохраняющегося запрета на разведку минеральных ресурсов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, при этом с обеспокоенностью отмечая , что разрешение на добычу руды на Холоднинском месторождении действует до марта 2025 года;
8. Повторяет , что разработка месторождений несовместима со статусом объекта всемирного наследия, а также призывает государство-участника отменить действие разрешения на добычу;
9. Выражает обеспокоенность в связи с рядом значительных реальных и возможных угроз для объекта, в особенности в связи с происходящими и запланированными действиями в особых экономических зонах "порт Байкал" и "Ворота Байкала", изменениями, внесенными в федеральное законодательство и обеспечившими возможность развития туристической инфраструктуры в Баргузинском природном биосферном заповеднике, заявленными изменениями, внесенными в касающиеся Байкало-Ленского заповедника распорядительные документы, загрязнением реки Селенга и загрязнением воздуха;
10. Вновь обращается к государству-участнику с просьбой разработать, в рамках Специального закона об озере Байкал, интегрированный план управления и землепользования для объекта, в котором полностью учитывались бы все предложенные проекты, включая те, что предполагается реализовывать на территории специальных экономических зон "Порт Байкал" и "Ворота Байкала", чтобы их реализация была совместима с выдающейся универсальной ценностью и условиями целостности объекта;
11. Призывает далее государство-участника осуществить оценку возможных последствий вышеуказанных проектов для выдающейся универсальной ценности объекта посредством проведения оценки воздействия на окружающую среду и представить ее результаты в Центр всемирного наследия до принятия решения об их продолжении –в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;
12. Просит далее государство-участника представить до 1 февраля 2014 года в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности объекта и выполнении вышеперечисленных рекомендаций, в том числе подробный отчет о достигнутом прогрессе в реализации плана закрытия БЦБК для его рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.
23. Западный Кавказ (Российская Федерация) (№ 900)
Решение : 37 COM 7B.23
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B;
2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.23 , принятое на его 36-й сессии (г. Санкт-Петербург, 2012 год);
3. Выражает озабоченность изменениями, касающимися правовой защиты объекта, что создает возможность для строительства крупных объектов туристской инфраструктуры на плато Лаго-Наки, расположенном на территории объекта, и вновь просит государство-участника проследить за тем, чтобы на территории объекта не возводились никакие крупные горнолыжные или туристские объекты инфраструктуры;
4. Несмотря на то, что государство-участник вновь заявляет о своих обязательствах не разрабатывать никаких новых планов по капитальному строительству, принятие которых повлияет на выдающуюся универсальную ценность данного объекта, Комитет всемирного наследия полагает , что начало подобного строительства на плато Лаго-Наки, включая горы Фишт и Оштен, будет являться основанием для его включения в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции и его предыдущими решениями;
5. Отмечает заключение совместной миссии по мониторингу в 2012 году Центра всемирного наследия и МСОП о растущем антропогенном давлении на объект и просит государство-участника как можно скорее выполнить все его рекомендации, в частности:
a) разработать всеобъемлющую стратегию в области туризма и комплексный план по объекту и специальным охраняемым прилегающим территориям, отдавая предпочтение туристической деятельности, не оказывающей большое влияние на объект, и следя за тем, чтобы предложенные объекты туристско-рекреационной инфраструктуры не оказали влияние на выдающуюся универсальную ценность данного объекта;
b) проследить за тем, чтобы никакие области со значительным биологическим разнообразием и области, определяющие выдающуюся универсальную ценность данного объекта, не стали частью биосферного полигона Кавказского природного заповедника, который может использоваться для возведения объектов рекреационной инфраструктуры, и чтобы на территории полигона не осуществлялось никакой деятельности, угрожающей целостности объекта;
c) срочно разъяснить определение границ северной буферной зоны Кавказского природного заповедника, которая является частью объекта, и возобновить ее правовую охрану;
d) обеспечить точную оценку потенциального влияния любых предложенных работ по реставрации объектов инфраструктуры на территории объекта на его выдающуюся универсальную ценность, а также представление оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в Центр всемирного наследия для проведения обзора консультативными органами перед тем, как будет принято решение в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;
e) завершить точное определение границ всех частей объекта, обозначить функциональную буферную зону объекта и представить обновленную карту объекта и его буферной зоны в Центр всемирного наследия;
f) проследить за выполнением комплексного плана по управлению объектом c разработкой плана действий и назначением универсального координационного органа;
g) адаптировать "сертификаты" памятников природы на территории объекта, чтобы не допустить какие-либо лесозаготовки, включая санитарную рубку, строительство дорог, мостов, линий электропередачи и других коммуникационных объектов инфраструктуры, а также запретить составление планов капитального строительства, направленных на использование объекта в рекреационных целях;
h) остановить все строительные работы и/или расширение зданий и объектов в верхней части долины реки Мзымта на территории объекта и повысить юридический статус этой территории как охраняемой;
6. Учитывает намерение государства-участника представить предложение об изменении границ, а именно исключении частей плато Лаго-Наки из территории объекта, состояние которых, как сообщается, ухудшилось, и присоединении других частей, и напоминает о том, что подобное предложение должно быть четко обосновано в рамках МСОП, в чей список включен объект, должно основываться на надежных научных данных и представлено как новая номинация в соответствии с пунктом 165 Руководства по выполнению Конвенции ;
7. Также просит государство-участника до 1 февраля 2014 года представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности данного объекта, включая доклад о прогрессе, достигнутом в выполнении вышеупомянутых рекомендаций и рекомендаций миссии, для его изучения Комитетом всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.
24. “ Девственные леса Коми ” (Российская Федерация ) (№ 719)
Решение : 37 COM 7B.24.
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B;
2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.24 , принятое на его 36‑й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);
3. Учитывая информацию, недавно полученную от государства-участника и свидетельствующую о прогрессе, достигнутом в подготовке предложения о значительном изменении границ данного объекта для того, чтобы разъяснить правовой статус частей объекта и расширение его территории на 215000 га, охватывая уникальные девственные леса, а также обращает внимание на намерение государства-участника представить предложение о значительном изменении границ до 1 февраля 2014 года;
4. Вновь обращает внимание на заявление государства-участника о том, что на территории месторождения "Чудное" не осуществляется золотодобыча;
5. С сожалением отмечает , что государство-участник осуществляет золотодобычу на территории данного объекта и не отменило решение по изменению границ данного объекта, в результате чего лишились юридического статуса охраняемых объектов четыре относящиеся к данному объекту территории, в том числе золотое месторождение площадью 19,9 кв. км., и отмечает , что на картах, представленных вместе с заявкой, четко видно, что никакие области внутри объекта не были исключены и, следовательно, эти четыре области по-прежнему находятся в пределах границ объекта, как было указано в Списке всемирного наследия в 1995 году;
6. Считает , что данные проблемы представляют явную опасность для выдающейся универсальной ценности данного объекта в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции ;
7. Просит государство-участника принять следующие меры:
a) лишить уже выданных на исследование и добычу лицензий или заморозить их,
b) отменить изменение границ Национального парка Югыд Ва;
8. Вновь заявляет , что недопустимость добычи полезных ископаемых на территориях, имеющих статус объектов всемирного наследия, является его неизменной позицией, которая была поддержана международным программным заявлением Международного совета по горной промышленности и металлургии об отказе от такой деятельности на объектах всемирного наследия, и призывает соответствующие горнодобывающие компании не осуществлять золотодобычу на территории данного объекта, а финансовые институты, поддерживающие эти компании, – прекратить оказывать финансовую поддержку;
9. Также вновь заявляет , что любые предлагаемые изменения границ объекта всемирного наследия должны рассматриваться на основе официальных процедур, по крайней мере, не менее строгих, чем при выдвижении объекта для включения в Список всемирного наследия, и должны рассматриваться в рамках процедуры значительного изменения границ в соответствии с требованиями пункта 165 Руководства по выполнению Конвенции ;
10. Также просит государство-участника в консультации с Центром всемирного наследия и МСОП разработать ретроспективное заявление о выдающейся универсальной ценности для рассмотрения Комитетом всемирного наследия;
12. Также просит государство-участника до 1 февраля 2014 года представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности данного объекта с описанием хода выполнения вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 38‑й сессии в 2014 году.
25. Золотые горы Алтая (Российская Федерация) (№ 768rev)
Решение : 3 7 СОМ 7В.25
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.СОМ/7В.Add;
2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.25 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);
3. Выражает крайнюю обеспокоенность в связи с новым указом 212 № 202 от 2 августа 2012 года Республики Алтай, разрешающим "строительство и эксплуатацию линейных объектов и структур, являющихся составной частью процесса", что ослабляет правовые нормы, защищающие объект; и ссылается на то, что в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции , изменение статуса правовой защиты территории, являющейся частью объекта, рассматривается как потенциальная угроза выдающейся универсальной ценности объекта и как причина для внесения объекта в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения;
4. С обеспокоенностью отмечает сообщения о том, что подготовительные исследовательские работы по прокладке трассы трубопровода велись на территории объекта, принадлежащего к всемирному наследию, с 36-й сессии Комитета;
5. Обращает внимание на сведения, недавно полученные от государства-участника, о том, что по состоянию на 30 апреля были приостановлены проектные работы по программе строительства Алтайского трубопровода, и о том, что в период 2014–2015 годов не будет осуществляться дальнейшее финансирование проектных работ;
6. , согласно которой любое решение о продолжении осуществления проекта по строительству газопровода через территорию объекта будет представлять явную угрозу выдающейся универсальной ценности объекта в соответствии с пунктом 180 и создаст очевидные основания для включения данного объекта в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения;
7. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику принять однозначное решение об отказе от строительства газопровода "Алтай" через территорию объекта и настоятельно призывает государство-участника обеспечить, чтобы никакие дальнейшие подготовительные работы на территории объекта не проводились, а также, чтобы правительство Республики Алтай восстановило статус защиты "Зоны Покоя Укок", в соответствии с требованиями по защите, предусмотренными Конвенцией ;
8. Обращается с просьбой к государству-участнику обеспечить предоставление в Центр всемирного наследия результаты оценки воздействия на окружающую среду строительства на территории или в окрестностях данного объекта любой инфраструктуры (включая газопровод и гидроэнергетические проекты), которые могли бы повлиять на выдающуюся универсальную ценность объекта, во исполнение пункта 172 Руководства по выполнению Конвенции ;
9. Просит также государство-участника прилагать дальнейшие усилия по выполнению рекомендаций миссии по последующему наблюдению 2012 года;
10. Вновь подтверждает свою позицию , согласно которой все правовые вопросы в отношении объектов природного наследия в Российской Федерации (к которым относятся федеральные и региональные охраняемые территории) должны решаться посредством создания всеобъемлющего национального правового режима в целях защиты и управления объектами природного всемирного наследия для обеспечения выполнения государством-участником обязательств согласно Конвенции ; и вновь просит государство-участника организовать семинар для содействия развитию данного правового режима, после консультации с Центром всемирного наследия и МСОП;
11. Также просит государство-участника представить Центру всемирного наследия до 1 февраля 2015 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и о ходе выполнения вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 39-й сессии в 2015 году.
80. Кижский погост (Российская Федерация) (С 544)
Решение : 37 СОМ 7В.80
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;
2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.83 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);
3. Отмечает прогресс, достигнутый государством-участником в сохранении и защите церкви Преображения и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, и призывает его своевременно продолжать эти усилия и обеспечить необходимые ресурсы для того, чтобы предотвратить дальнейшую потерю материалов и деталей конструкции, которая может представлять угрозу для объекта;
4. Отмечает шаги, которые предпринимает государство-участник для разработки правовых методов защиты объектов культурных объектов всемирного наследия;
5. Также обращает внимание на рекомендации, вынесенные в апреле 2013 года миссией по последующему наблюдению в отношении объекта, а также призывает государство-участника выполнить эти рекомендации, в частности:
а) пересмотреть план управления для обеспечения того, чтобы сохранение и защита признаков, представляющих собой выдающуюся универсальную ценность объекта, были главными факторами при принятии решений; пересмотренный план управления должен включать в себя руководство по землепользованию и строительству, рекомендации по использованию сельскохозяйственных угодий, стратегию устойчивого развития туризма, меры по учету рисков и меры по отслеживанию состояния археологических ресурсов;
b) приостановить все предлагаемые новые строительные проекты в буферной зоне и в окрестностях объекта, включая помещения для посетителей и администрации, до тех пор, пока план управления не будет пересмотрен, а также до тех пор, пока не будут проведены оценки воздействия на наследие и окружающую среду с целью учета ожидаемого воздействия и совместимости строительства с выдающейся универсальной ценностью объекта;
с) усовершенствовать выполнение планов противопожарной охраны и безопасности для повышения уровня защиты и качества окружающей среды на объекте;
d) завершить разработку Руководящих принципов по реставрационно-консервационным работам, связанным с ключевыми элементами объекта;
6. Просит государство-участника, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции, представить проектное предложение, техническую документацию и оценки воздействия на окружающую среду строительства офиса и общественного центра музея "Кижи" и любых других запланированных строительных объектов в Центр всемирного наследия и консультативные органы до начала работ;
7. Также просит государство-участника передать в Центр всемирного наследия для рассмотрения консультативными органами три печатные и электронные копии проекта плана управления;
8. Просит далее государство-участника пригласить консультативную миссию МСОП в начале 2014 года для проведения оценки прогресса, достигнутого в реставрационных работ и в ходе выполнения указанных выше рекомендаций;
9. Также просит государство-участника к 1 февраля 2014 года передать в Центр всемирного наследия обновленный отчет о степени сохранности объекта и о ходе выполнения указанных выше рекомендаций, для его рассмотрения на 38-й сессии Комитета всемирного наследия в 2014 году.
81. Исторический центр города Ярославля
(Российская Федерация) (C
1170)
Решение : 37 COM 7 B .81
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;
2. Ссылаясь на решение 36 COM 7 B .84 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);
3. Выражает сожаление в связи с тем, что, несмотря на обращения Комитета к государству-участнику на его 35-й и 36-й сессиях с просьбой о предоставлении отчета о состоянии сохранности объекта, государство-участник не предоставило данный отчет ни в 2012, ни в 2013 году, вследствие чего вопросы, поднятые миссией по последующему наблюдению 2012 года, не были сняты;
4. Призывает государство-участника усилить степень законодательной и нормативной защиты объекта и его буферной зоны на федеральном и региональном уровнях;
5. Кроме того, призывает государство-участника улучшить систему управления объектом и его буферной зоной, разработать план управления, а также рассмотреть возможность назначения управляющего объектом и создания соответствующего консультативного органа в составе представителей федеральных и региональных организаций по вопросам сохранения исторического наследия;
6. Отмечает значительное число проектов по сохранению исторического наследия, реализуемых на территории объекта с 2008 года, но при этом считает , что стратегия сохранения объекта, специальное руководство по сохранению, подкрепленные данными исследований и археологическими данными, позволила бы получить более последовательные и качественные результаты;
7. Снова выражает обеспокоенность в связи с тем, что новое строение ненадлежащего масштаба, высоты и массы, либо с использованием нетрадиционных материалов, представляет особую угрозу для выдающейся универсальной ценности объекта, внесенного в список за его значимость в плане городского планирования и пространственного взаимного расположения зданий;
8. Вновь настоятельно просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия для рассмотрения в консультативных органах детальную информацию о любых предлагаемых строительных работах, включая те, которые, по сообщениям, должны были прекратиться в 2012 году, способных оказать неблагоприятное воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта, в том числе приложить оценки их воздействия на объект наследия в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;
9. Обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и прогрессе в выполнении вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.
82. Культурно-исторический ансамбль Соловецких островов (Российская Федерация) (С 632)
Решение : 37 COM 7 B .82
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.COM 7B.Add;
2. Ссылаясь на решения 35 COM 7B.107 и 36 COM 7B.86 , принятые на его 35‑й (ЮНЕСКО, 2011 год) и 36-й (Санкт-Петербург, 2012 год) сессиях, соответственно;
3. Выражает сожаление
4. Отмечает предпринимаемые государством-участником шаги по разработке правовых мер защиты культурных объектов всемирного наследия, а также по созданию Комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага;
5. Отмечает решение об организации семинара для религиозных представителей, участвующих в процессе управления и использования объектов всемирного наследия в Российской Федерации, принятое государством-участником во исполнение просьбы Комитета и в сотрудничестве с Центром всемирного наследия, ИККРОМ и ИКОМОС,
6. Просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия детальную информацию по генплану Соловецкого монастыря и другие документы по планированию до визита миссии по последующему наблюдению;
7. Вновь выражает свою озабоченность возможной реконструкцией зданий монастыря и другими значительными мерами по вмешательству в ландшафт объекта с точки зрения воздействия на его выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ), а также просит государство-участника предоставить детальную информацию в Центр всемирного наследия до прибытия миссии;
8. Снова обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия все проектные предложения, которые могут нести угрозу ВУЦ объекта, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции, а также предоставить все новые предложения оценки воздействия на культурное наследие (ОВКН), в соответствии с Руководством ИКОМОС по ОВКН для объектов всемирного культурного наследия;
9. Обращается далее к государству-участнику с просьбой в срочном порядке пригласить на объект совместную миссию по последующему наблюдению Центра всемирного наследия, ИКОМОС и ИККРОМ с целью оценить общее состояние сохранности объекта и рекомендует назначить визит миссии как можно скорее;
10. Просит далее государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 года отчет о состоянии сохранности объекта и о выполнении вышеуказанных рекомендаций, для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.
83. Кремль и Красная площадь, Москва
(Российская Федерация) (С 545)
Решение : 37 COM 7 B .83
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;
2. Ссылаясь на решение 35COM 7B.105 , принятое на его 35-й сессии (ЮНЕСКО, 2011 год);
3. Отмечает усилия, предпринимаемые государством-участником по разработке правовых мер защиты объектов всемирного наследия;
4. Выражает сожаление в связи с тем, что государство-участник не предоставило отчет о состоянии сохранности объекта;
5. Снова обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции , все проектные предложения, которые могут нести угрозу выдающейся универсальной ценности объекта, в том числе приложить соответствующие оценки воздействия на культурное наследие согласно Руководству ИКОМОС по оценкам воздействия на культурное наследие для объектов всемирного культурного наследия;
6. Вновь обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия для рассмотрения в консультативных органах три копии плана управления объектом;
Просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2015 года детальный отчет о состоянии сохранности объекта и о выполнении вышеуказанных рекомендаций, для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 39-й сессии в 2015 году.
Формат для составления отчета государства-участника
о состоянии сохранности объекта всемирного наследия,
включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
Название объекта всемирного наследия (государство-участник) (регистрационный номер)
1. Информация, предоставляемая государством-участником в ответ на решение Комитета всемирного наследия (по пунктам)
[Примечание: информация должна касаться событий, произошедших в течение прошлого года или с момента принятия последнего решения Комитета по данному объекту ]
2. Другие текущие вопросы в сфере сохранности, указанные государством-участником
[ Примечание: вопросы, посвященные проблеме сохранности, которые не поднимались в решении Комитета всемирного наследия или другом справочном запросе Центра всемирного наследия ]
3. Просьба сообщить о любых планируемых крупных реставрационных работах, перестройке и новом строительстве на охраняемой территории и в буферной зоне и/или узких зонах согласно пункту 172 "Руководства по выполнению" .
пресс-релиз:
Итоги 35-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО не добавляют России уважения
На завершившейся 29 июня в Париже сессии Комитета были приняты решения по пяти российским объектам, включенным в списки всемирного наследия. В решениях по Московскому Кремлю и Красной площади, историческим центрам Санкт-Петербурга и Ярославля, Соловецкому и Ферапонтову монастырям были отмечены многочисленные нарушения Конвенции по охране Всемирного культурного и природного наследия, подписанной Россией в 1988 году. Об этом на пресс-конференции 11 июня в информационном агентстве «Росбалт» в Москве рассказала ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика, принимавшая участие в заседаниях Комитета в качестве наблюдателя.
В числе наиболее существенных нарушений Комитет отметил: отсутствие механизмов контроля воздействия на выдающуюся всемирную ценность объектов, отсутствие органов управления и планов управления объектами всемирного наследия, осуществление строительства в охранных зонах, приводящее к нарушению уникальной ценности памятников, непрозрачность принятия проектных решений и другие.
Наиболее сложная ситуация сложилась с Ярославлем - исторический центр города едва не был занесен в категорию «Наследие под угрозой». Озабоченность Комитета вызвали законченные, строящиеся и планируемые объекты, среди которых Успенский собор, оказавшийся в полтора раза выше своего утраченного предшественника (за отмену его строительства Союз архитекторов бился с 2008 года), памятник тысячелетию Ярославля, новый мост через реку Которосль и вызывающее активные протесты общественности строительство гостиницы на Волжской набережной. Комитет также отметил отсутствие общественных обсуждений проектов и их согласование с Комитетом, которое требуется для всех признанных объектов всемирного наследия. Тем не менее, Ярославлю дали шанс и отложили окончательное решение до следующей сессии. У городских властей есть год на то, чтобы пересмотреть политику в отношении исторического центра. Если же городу дадут статус «Памятник под угрозой» - это нанесет ущерб имиджу России, поскольку будет означать, что страна плохо заботиться о сохранении исторического наследия.
Говоря о сути Конвенции, Ирина Заика отметила, что статус «Объект всемирного наследия» является не запретительным механизмом, а альтернативой развития: «Это мы в России, обращаясь к Конвенции, пытаемся спасать памятники. Другие страны стремятся включить в престижный список ЮНЕСКО свои объекты – памятники Всемирного культурного наследия посещают туристы со всего мира, а это способствует развитию инфраструктуры. Россия же после Ярославля, включенного в список Всемирного культурного наследия в 2005 году, не номинировала ни одного объекта. Тогда как только на 35-й сессии в список были включены 25 новых культурных и природных объектов, номинированных другими странами».
Несмотря в целом на негативные для России результаты 35-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, было принято одно положительное решение – в следующем году сессия пройдет в Санкт-Петербурге.
Пресс-секретарь САР Марина Новикова
Решения XXXV сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (выдержки)
Исторический центр города Ярославля (Российская Федерация)
Решение: 35 COM 7B.103
Комитет Всемирного Наследия
1. Изучив документ WHC-11/35.COM/7B.Add,
2. На основании решения 33 COM 7B.120, принятого на 33 сессии Комитета Всемирного Наследия, состоявшейся в 2009 году в Севилье,
3. Принимает во внимание информацию, предоставленную стороной, представляющей государство, в докладе о состоянии сохранности объекта всемирного наследия и выражает глубокую озабоченность по поводу деятельности, ведущейся стороной, представляющей государство, а также по поводу большого количества завершенных и планируемых объектов строительства и развития, которые не были представлены на рассмотрение Центру Всемирного Наследия в соответствии с пунктом 172 «Оперативного руководства».
4. Еще раз выражает свою величайшую обеспокоенность тем, что сторона, представляющая государство, не приняла никаких мер в ответ на рекомендации, предложенные миссией, проводившей мониторинг сохранности объекта Всемирного наследия в 2009 году, в частности, такие как:
а) Введение и утверждение в соответствии с официальными юридическими документами процесса рассмотрения и выдачи разрешений на строительство в территориальных границах объекта всемирного наследия и его буферной зоне.
b) Предоставление для рассмотрения Комитету Всемирного Наследия в официальном порядке, до утверждения и выдачи разрешения на строительство, проектов, которые могут оказать негативное влияние на выдающуюся всемирную ценность объекта Всемирного наследия.
c) Создание открытого для всех процесса планирования и принятия решений.
d) Назначение Федеральным правительством России руководителя, (ведомства), отвечающего за мониторинг состояния сохранности объектов всемирного наследия.
e) Подбор компетентных кадров для управления и мониторинга объекта Всемирного наследия.
f) Установление ограничения на использование подземного пространства и его разработку в территориальных границах объекта Всемирного наследия и буферной зоне.
g) Неиспользование новых несоответствующих материалов (таких как металл и стекло) в качестве основных материалов для облицовки фасадов.
h) Введение ограничений на уличную рекламу.
5. Еще раз настоятельно повторяет свою просьбу о предоставлении на рассмотрение Комитета Всемирного Наследия информации о любом строительном проекте или проекте развития территории, которые могут нанести ущерб выдающейся всемирной ценности объекта всемирного наследия в соответствии с параграфом 172 «Оперативного руководства», а также обращается к стороне, представляющей государство, с просьбой приостанавливать осуществление проектов, которые могут нанести ущерб выдающейся всемирной ценности объекта Всемирного наследия, до тех пор, пока эти проекты не будут предоставлены в Центр Всемирного Наследия для рассмотрения их Комитетом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
6. Настоятельно рекомендует стороне, представляющей государство, ввести эффективную систему управления объектом всемирного наследия, для открытого для всех рассмотрения разрешений на строительство и для создания условий для плодотворного сотрудничества между представителями власти и участниками проектов.
7. Выражает серьезную обеспокоенность тем, что внесение изменений в силуэт города, количество и масштаб новых объектов строительства и осуществление проектов развития города в территориальных границах объекта всемирного наследия, отразились негативно на системе городской исторической планировки 18-го века и архитектурных памятниках 16 и 17-го веков и, следовательно, представляют установленную угрозу выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.
8. Также обращается с просьбой к стороне, представляющей государство, пригласить совместную делегацию, состоящую из членов Центра Всемирного Наследия ЮНЕСКО и Международного совета по охране памятников и исторических мест для проведения мониторинга исторического центра Ярославля, чтобы обратить внимание на состояние сохранности объекта всемирного наследия. Эта миссия также пересмотрит существующую систему управления и механизмы принятия решений, касающиеся объекта, включая законодательную и нормативно-правовую базу, организационные мероприятия и существующие механизмы планирования.
9. Обращается также с просьбой к стороне, представляющей государство, представить в центр всемирного наследия к 1 февраля 2012 отчет о состоянии сохранности объекта всемирного наследия, с освещением всех перечисленных выше вопросов, для рассмотрения комитетом всемирного наследия на 36 сессии в 2012 году.
Исторический центр Санкт-Петербурга и прилегающие группы памятников
(Российская Федерация). Решение: 35 COM 7B.104
Комитет по всемирному наследию,
1. Рассмотрев Документ WHC-11/36.COM/7B.Add;
2. Принимая во внимание Решения 32 COM 7B.105, 33 COM 7B.118, 34 COM 7 B.95, принятые на 32 (Квебек, 2008), 33 (Севилья, 2009) и 34 сессии (Бразилиа, 2010), соответственно;
3. Выражает глубокое сожаление в связи с тем, что страна-участница не предоставила подробный отчет о состоянии охраны, а также изменение или уточнение границ в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, и не выполнила просьбу Комитета по всемирному наследию о расширении буферной зоны объекта;
4. Выражает крайнюю озабоченность тем, что не решается проблема обеспечения общей структуры управления объектом в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, высказанной на 34 сессии;
5. Отмечает последнюю информацию, полученную от Страны-участницы, об ее намерении организовать международный экспертный форум в Санкт-Петербурге для обсуждения вопросов границ в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, и просит ее предоставить Центру всемирного наследия всю соответствующую информацию о выводах и результатах форума;
6. Принимает к сведению информацию о проекте «Охта-центр», включая возможный пересмотр и изменение места, полученную от городского правительства, и также сожалеет, что Страна-участница не предоставила Комитету по всемирному наследию официального подтверждения;
7. Также просит о том, чтобы новое проектное предложение, равно как и любой новый проект, которые может оказать визуальное влияние на объект, сопровождались подробной оценкой данного влияния, выполненной в соответствии с Руководством ИКОМОС по оценке влияния для объектов всемирного культурного наследия;
8. Далее сожалеет о том, что Страна-участница не предоставила пересмотренный проект заявления об универсальной всемирной ценности в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, и повторяет свою просьбу к стране-участнице предоставить пересмотренный проект с учетом рекомендаций ответной мониторинговой миссии Центра всемирного наследия/ИКОМОС 2010 г., не позднее 1 октября 2011 г.;
9. Также просит страну-участницу предоставить Центру всемирного наследия не позднее 1 февраля 2012 г. актуальный отчет о состоянии охраны и выполнении перечисленного выше с целью рассмотрения Комитета по всемирному наследию на 36-й сессии в 2012 г.
Кремль и Красная площадь, Москва (Российская Федерация)
Решение 35 COM 7B.105
Комитет всемирного наследия
1. Рассмотрев документ WHC-11/35.COM/7B,
2. Ссылаясь на решения 32 7B.106 COM, COM 7B.119 33, 34 COM 7B.96 принятый на 32-й (Квебек, 2008), 33-й (Севилья, 2009) и 34-й (Бразилия, 2010) сессиях соответственно,
3. Отмечает усилия, предпринимаемые государством-участником для защиты и управления Диапазон архитектурных памятников собственности;
4. Вновь заявляет о своей крайней обеспокоенности по поводу отсутствия ответов на свои предыдущие запросы, и, в частности:
а) определение и утверждение буферной зоны с целью защиты, немедленного регулирования и контроля воздействия на выдающуюся всемирную ценность объекта,
б) утверждение адекватных и эффективных защитных правовых актов для буферной зоны,
в) создание эффективного механизма контроля и институциональных рамок между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в управлении и защите Кремля и Красной площади в Москве и их буферной зоны, в том числе создание специального координационного совета, направленного на повышение защиты объекта и его буферной зоны,
г) подготовка визуального изучения воздействия для существующих проектов строительства;
5. Настоятельно призывает государство-участник информировать Центр Всемирного наследия, в соответствии с Пунктом 172 Оперативных руководящих принципов, по всем планируемым проектам по развитию города в рамках или поблизости от объекта, до составления документов по конкретным проектам и прежде чем принимать решения, которые будет трудно повернуть вспять;
6. Просит государство-участник предоставить Центру Всемирного наследия с тремя копиями План управления объектом;
7. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику разработать в консультации со Всемирным Центром наследия и консультативными органами, проект заявления о выдающемся всемирном Значении, на рассмотрение Комитета всемирного наследия;
8. Просит также государство-участник представить в Центр всемирного наследия, до 1 февраля 2013, подробный отчет о состоянии сохранности объекта, положение о состоянии сохранности объектов всемирного наследия WHC-11/35.COM/7B, стр. 211
Включен в Список всемирного наследия, в том числе доклады о ходе проведения мер, на рассмотрение Всемирного Комитета всемирного наследия на своей 37-й сессии в 2013 году.
Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов (Российская Федерация) Решение 35 COM 7B.107
Комитет всемирного наследия
1. Рассмотрев документ WHC-11/35.COM/7B.Add,
2. Выражает сожаление, что государство-участник не представило отчет о состоянии и сохранности объекта;
Выражает свою озабоченность по поводу явного отсутствия механизмов контроля и адекватных органов управления и настоятельно призывает государство-участник разработать и осуществить соответствующие правовые меры и правила для сохранения, восстановления, управления и использования религиозных объектов всемирного наследия, а также развивать совместные системы управления объектами, путем создания специального совета, который будет состоять из всех заинтересованных сторон, включая представителей Московского Патриархата и всея России;
Также выражает свою озабоченность по поводу возможной реконструкции зданий монастыря и проведения других крупных мероприятий на восприимчивой территории объекта, с точки зрения их влияния на его выдающуюся всемирную ценность.
Просит государство-участника представить в Центр всемирного наследия все проектные предложения, в том числе те, которые входят в состав специальной государственной программы, и которые могут угрожать выдающейся всемирной ценности объекта в соответствии с пунктом 172 руководства, а также просит, чтобы все новые проектные предложения включали в себя оценки воздействия на объекты наследия, в соответствии с ИКОМОС руководством по оценке воздействия на объекты всемирного культурного наследия;
Просит государство-участника пригласить совместную с центром всемирного наследия / ИКОМОС / ИККРОМ реагирующую наблюдательную миссию для:
а) обзора существующей системы управления и механизмов принятия решений,
б) оценки общего состояния сохранности имущества;
Предлагает государству-участнику и Московскому Патриархату организовать специальную подготовку, семинары, в тесном сотрудничестве с Центром всемирного наследия и консультативных органов, для религиозных представителей, участвующих в управлении и использовании Всемирного наследия в России, и организовать данные мероприятия в ходе миссии;
Кроме того, просит государство-участник представить в Центр всемирного наследия, к 1 февраля 2012 года доклад о состоянии сохранности и управлении объекта, для рассмотрения его комитетом всемирного наследия на 36-й сессии в 2012 году.
Проходила в городе Париж (Франция) с 19 по 29 июня 2011 года под председательством Маи Бинт Мухаммад аль Халифа (Mai Bint Muhammad Al Khalifa) из Бахрейна. На рассмотрение было представлено 42 объекта в 40 странах мира. Кроме того, комитету было… … Википедия
Проходила в городе Бразилиа (Бразилия) с 25 июля по 3 августа 2010 года под председательством Ж. Л. да Силва Феррейра (порт.)русск., министра культуры Бразилии. На рассмотрение было представлено 39 объектов в 33 странах мира, включая 9… … Википедия
Проходила в городе Санкт Петербурге (Россия) с 22 июня по 6 июля 2012 года под председательством Элеоноры Митрофановой. На рассмотрение было представлено 36 номинаций в 33 странах мира. Кроме того, комитету предложено рассмотреть состояние 140… … Википедия
Проходила в Вашингтоне (США) с 5 по 8 сентября 1978 года под председательством Фируша Багхедзаде (Firouz Bagherzadeh), руководителя иранского центра археологических исследований. В сессии принимали участие представители 13 стран участниц комитета … Википедия
Проходила с 7 по 15 декабря 1990 года, в Банф, Канада. Было подано 17 объектов в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 11 объекта культурного наследия, 1 смешанного объекта и 5 природного наследия. Таким образом, общее число регистраций достигло 338 … Википедия
Проходила с 22 по 26 октября 1979 года, в Каире и Луксоре, Египет. Было подано 45 объектов. Таким образом, общее число достигло 57 (42 объекта культурного наследия, 13 природного наследия и 2 места смешанного типа). Содержание … Википедия
Бухта Халонг … Википедия