Японская магия: гадания по хокку и цветам сакуры. Японские трехстишия (хокку) Японская поэзия о цветах
Хайку это стиль классических лирических японских стихотворений вака, получивший распространение с 16 века .
Особенности и примеры хайку
В отдельный жанр этот вид поэзии, называвшийся тогда хокку, оформился в 16 столетии; нынешнее название данный стиль получил в 19 веке благодаря поэту Масаока Сики. Известнейшим поэтом хайку во всем мире признан Мацуо Басё.
Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни зацвели в горах!
Осеннюю мглу
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей
Строение и стилистические особенности жанра хайку (хокку)
Настоящее японское хайку представляет собой 17 слогов, которые образуют одну колонку иероглифов. Специальными разграничивающими словами кирэдзи (яп. «режущее слово») - стих хайку разбивается в пропорции 12:5 на 5-ом слоге, или на 12-ом.
Хайку на японском (Басё):
かれ朶に烏の とまりけり 秋の暮
Караээда никарасу но томарикэри аки но курэ
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
При переводе стихов хайку на языки западных стран кирэдзи заменяют разрывом строки, поэтому хайку принимают вид трёхстишия. Среди хайку очень редко можно встретить и стихи, состоящие из двух строк, составленные в отношении 2:1. Нынешние хайку, которые составлены на языках стран запада, как правило, включают в себя менее 17-ти слогов, в то время как хайку, написанные на русском языке могут иметь большую длину.
В оригинальном хайку особое значение имеет образ, связанный с природой, который сопоставляется с человеческой жизнью. В стихе обозначают время года, применяя необходимое сезонное слово киго. Хайку составляют лишь в настоящем времени: автор пишет о своих личных ощущениях от только что произошедшего события. У классического хокку отсутствует название и оно не использует распространенные в поэзии запада художественно-выразительные средства (например, рифму), но применяет некоторые особые приёмы, созданные национальной поэзией Японии. Мастерство создания стихов хайку заключается в искусстве в трех строках описать свое чувство или мгновение жизни. В японском трехстишии каждое слово и любой образ на счету, они имеют больщое значение и ценность. Основное правило хайку - выразить все свои чувства, применяя минимум слов.
В сборниках хокку каждый стих зачастую размещается на индивидуальной странице. Так делают для того, чтобы читатель смог сосредоточенно, без спешки, прочувствовать атмосферу хайку.
Фотография хайку на японском
Хокку видео
Видео с примерами японской поэзии про сакуру.
Глупый человек имеет много вещей, чтобы беспокоиться о них. Те, кто делают искусство источником обогащения... не способны сохранить своё искусство живым. - М а ц у о Б а с ё
МАЦУО БАСЁ (1644 – 1694) – известнейший японский поэт и теоретик стиха родился в небогатой, но образованной самурайской семье Мацуо Ёдзаэмона. Получив хорошее домашнее образование, будущий поэт некоторое время был чиновником, но сухая официальная служба оказалась не для него. Пришлось жить на доставляемые уроками поэзии скромные средства.
Вот всё, чем богат я!
Лёгкая, словно жизнь моя,
Тыква-горлянка. (Пер. Веры Марковой - В.М. далее)
* * *
Плодотворный поэт -- Басё оставил 7 антологий: «Зимние дни», «Весенние дни», «Заглохшее поле», «Тыква-горлянка», «Соломенный плащ обезьяны» (книги 1-я и 2-я,), «Мешок угля», лирические путевые дневники, предисловия, письма об искусстве и сути творчества.. До Басё в отличии от высоко эстетической «танка», «хокку» была ближе к вмещающей любую эмоцию повседневной эпиграмме (не подписанные хокку даны в переводе автора этой статьи – С. Сангье):
Каша одна с водой, - совсем
рыжий кот отощал. ...Но любовь!
Сладостна крыши песнь!
* * *
Осень. Скука - вздохи дождей.
Так что ж? Тоску под дождь, -
к красоткам летим скорей! (Светлана Сангье - С.С. далее)
* * *
Здесь нужно оговориться: х о к к у - это определение строфической формы, вне зависимости от жанра - от содержания стиха. Пейзажно лирический жанр х о к к у называется - х а й к у. Японская стихотворная сатира в совокупности определяется как - к ё к у. У Басё же лирическо философский подтекст х а й к у - нередко сочетается с комизмом ситуации, что придает стихам особое очарование. Но и делает их весьма и весьма трудно переводимыми.
Разные языки имеют разные возможности стихотворного выражения. Отсюда два типа переводов т а н к у: в одних попытка соблюсти три строки и жёсткое количество слогов: 1-я строка - 5 слогов; 2-я - 7; 3-я - 5 или менее. Причём жёсткое соблюдение этого правила в нашем языке ограничено: в целом русское слово - длиннее плюс далеко не всегда могут быть опущены необходимые в предложении синтаксические связки, которых нет в языке иероглифов. Приведённые здесь переводы Г.О. Монзеллера по форме - внешне самые правильные и близкие строфике подлинника.
Переводы второго типа при ломке внешней формы х о к к у стремятся передать трудноуловимое философское содержание: путь заманчивый и опасный, безнадежно завлекший и автора этой статьи. Возможен ли полностью - и в эмоциональном, и в ритмическом, и в образном смысле --- адекватный перевод с восточного языка на европейский с сохранением всех оттенков оригинала?.. Наверное, именно поэтому многие переводчики оставляли по мастерству равнозначные переводы обоих видов: и даже при таком двойном переводе содержание трёх строчника х о к к у выражается не полностью.
* * *
Смеётся в окно луна, - она
в хижине бедной моей засыпала
золотом все четыре угла.
* * *
Луна ушла - золото унесла.
Стол пустой, темны четыре угла.
...О, мимолётности вкус! (С.С.)
Я банан посадил –
и теперь противны мне стали
ростки бурьяна... (В.М.)
* * *
Посадил я у дома банан, - и бурьян
Не даёт мне покоя. А был тот бурьян - верным
Спутником долгих скитаний моих.
* * *
Посадил я у дома банан, -
И бурьян стал противен мне...
Спутник скитаний моих! (С.С.)
Возле подаренной ему одним из учеников скромной хижины поэт сам посадил банан. Считается, что именно он подарил поэту псевдоним: «банан» - яп. «басё». С 1884 г. последнее десятилетие своей жизни Басё много странствует пешком, в одиночестве или с кем-то из учеников.
В путь! Покажу я тебе,
Как в далеком Есино вишни цветут,
Старая шляпа моя. (В. М.)
* * *
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле. (В. М.)
* * *
Плетёная шляпа (какую обычно носили монахи), простой коричневый плащ, на шее сума, как у всех паломников и нищих; в руке посох и буддийские чётки, --таков был простой дорожный наряд. В сумке лежали две-три книжки стихов, флейта и крохотный деревянный гонг.
В пути я занемог.
И всё бежит, кружит мой сон
по выжженным полям. (В. М.)
* * *
Заболел в пути.
Снится: полем выжженным
Без конца кружу. (Г.О. Монзеллер)
* * *
Занемог в пути. Мнится, -
Всё кружу выжженной стезёй
в бесконечности. (С.С.)
Едва-едва я добрёл
Измученный до ночлега...
И вдруг – глициний цветы! (В. М.)
* * *
Измученный, я до ночлега
Едва добрёл... О, снег глициний здесь, -
Дождём цветочным щедро всё увито! (С.С.)
* * *
Простые любители поэзии и аристократы - все желали заполучить в гости уже знаменитого странника, надолго нигде не задерживающегося. Источник поэзии – путешествия служили упрочению известности, но едва-ли были полезны для хрупкого здоровья поэта. Зато странствия способствовали почерпнутому в философии дзэн принципу «вечного одиночества» или «печали поэтического одиночества» (ваби). Освобождая от мирской суеты, нищие странствия помогали служить только высшему сакральному предназначению: «Ваби и поэзия (фуга) далеки от повседневных нужд…» (Послесловие Басё к своему сборнику «Пустые каштаны»).
Сакральный смысл должен быть освобождён от повседневности, чтобы преобразить её, -- сквозь её призму явить сияние вечности:
Парящих жаворонков выше
Я в небе отдохнуть присел -
На самом гребне перевала. (В.М.)
* * *
Отдохнуть присел
Выше жаворонков я;
Горный перевал... (Г.О. Монзеллер)
* * *
В лазури жаворонков выше
Я отдыхаю. Я устал. Небесный горный
Перевал. И шаг последний - ещё выше. (С.С.)
________________________
Паутинки в вышине.
Снова образ Будды вижу
На подножии пустом. (В.М.)
* * *
Паутинки в вышине - нитей
Разноцветных чудо. Образ Будды -
Всюду-всюду: мир - подножие ему. (С.С.)
Басё стремится отразить мир и сопричастного ей человека минимальными средствами: как можно более ударно кратко – незабвенно кратко. И, раз только прочитав, хокку Басё невозможно забыть! Воистину, это «грустное просветление отрешённости» (саби):
В осенних сумерках
Долго-долго тянутся досуги
Скоротечной жизни. (В.М.)
* * *
Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил как хотел.
Вот так и кончаю год. (В.М.)
Искусство и эстетика не служат прямому морализированию, тем не менее они несут высшую мораль – принцип «мгновенного озарения»:
В день рождения Будды
Он родился на свет,
Маленький оленёнок. (В.М.)
* * *
Грустите вы, слушая крик обезьян!
А знаете ли, как плачет ребёнок
Покинутый на осеннем ветру? (В.М.)
_______________________
Старый пруд заглох.
Прыгнула лягушка... миг -
Тихий всплеск воды. (Г.О. Монзеллер)
* * *
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине. (В.М.)
* * *
Пруд умирает... Спят
В воде года. Всплеск лягушачий -
Рябь - сомкнулася вода. (С.С.)
Удивительно, что видение мира японским поэтом 17 века иногда очень близко В 19 веке русским поэтам, с японской поэзией едва-ли знакомым. Особенно ярки созвучия с Басё в стихах Афанасия Фета. Конечно, конкретные реалии – цветы, животные, элементы пейзажа – в разных странах разные. Но в основном, будто одними глазами увидено.
Естественно, что с детства знающие Фета русские переводчики Басё могли добавить совпадений: свободный от влияний переводчик - из области фантазии (ибо переводчик - родился в определённой стране и образован определённым образом). И всё равно такие совпадения могли явиться только при условии, что созвучия имеются в японском и русском оригиналах. Сравним строки Басё с приведенными в нижней колонке отрывками из стихотворений Фета:
Б А С Ё
Жаворонок поёт,
Звонким ударом в чаще
Вторит ему фазан.
* * *
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой!
* * *
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя…
* * *
Есть особая прелесть
В этих, бурей измятых,
Сломанных хризантемах.
* * *
О этот долгий путь!
Сгущается сумрак осенний,
И - ни души кругом.
* * *
Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.
* * *
Тоненький язычок огня, -
Застыло масло в светильнике.
Проснёшься... Какая грусть! - Пер. Веры Марковой
__________________________________
А Ф А Н А С И Й Ф Е Т
…Вот жук взлетел и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом. (Степь вечером)
* * *
Пропаду от тоски я и от лени…
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (Пчёлы)
* * *
Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней...
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
* * *
Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
* * *
Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осення ночь ледяными слезами,
Ни огня на земле...
Никого! Ничего!...
* * *
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли. (Афанасий Фет)
__________________________________
Зачем переводить Басё, когда в его переводах уже нет недостатка? Зачем вообще переводят не только профессионалы? Неисчерпаемость внутреннего – за словами – смысла поэзии Басё сама по себе отставляет возможность разных, несхожих взглядов. Обдумывая - как бы "приспосабливая" к себе строки большого мастера, в первую очередь, стремишься понять самого себя – вспомнить что-то свыше дарованное, но забытое.
Переводить – безмерное удовольствие и столь же безмерный труд: буквы уже плывут перед глазами, а всё переставляешь слова! Без прогулки проходит законный выходной. Обедал ты или нет?! И всё не оторваться от блокнота, - нечто сродни светлой магии! Переводишь, - и бредёшь с поэтом по дорогам средневековой Японии или по дорогам собственной страны?! Главное: видишь всё внове – как в первый день творения: себя как в первый день творения!
Впервые я познакомилась с Басё в переводе Г. О. Монзелер (2). Хоть ныне его упрекают во многом, на мой взгляд, очарование - «запах» поэзии японского мастера переводчик донёс. Очень нравятся мне переводы Веры Марковой, - её тоже туманно упрекают в «отсутствии цельности композиции и плавности интонации оригинала». Зато переводчица нашла равновесие между европейской рассудочность и скреплённой традициями японской культуры для европейца «рваной» образностью танку и хокку! Ведь, если читатель не проникся, для чего и перевод? (Любители упрекать чаще всего сами не переводят.
«Слова не должны отвлекать внимание на самих себя, потому что истина - за пределами слов» - уверял Басё. С этим весьма сходно Афанасий Фет (кстати, великолепный и педантичный переводчик с немецкого, латыни и греческого!) говаривал, что поэзия – не вещи, а только запах вещей, - их эмоциональное отражение. Что же тогда перевод: запах запаха стихов?..
Вообще, не подойти ли к проблеме перевода с другой стороны?! Чем более переводов, тем богаче выбор читателя: сравнение оттенков смыслов эстетически обогащает читателя! Причисляя самоё себя к непрофессиональным любителям перевода (трогает за душу – не трогает…), я не соперничаю и не спорю здесь ни с кем.
Известный перевод Георгия Оскаровича Монзелер перепечатываю (сверху на странице) как дань моей благодарности и уважения к этому – увы! – не встреченному мною в жизни человеку; ниже свой перевод. ...Даже и не перевод в прямом смысле, но перепевы темы - личный опыт сопричастности к «мгновенному озарению» великого японского поэта.
____________________________________________
МАЦУО БАСЁ. В Е С Н А. - ПЕРЕВОД Г. О. МОНЗЕЛЕР (1)
Ах, соловушко!
И за ивой ты поешь,
И перед кустом. (Г.О.М.)
* * * * *
Соловей - певец! И за сливами
Ты поёшь, и на веточке ивовой, -
всюду весть весны!
_____________________
Сливу уже сорвал...
Хочется камелию
Положить в рукав! (Г.О.М.)
* * * * *
Дождались весны! Сливовый цвет -
в рукаве уже. И камелию тоже хочется, -
жаль сорвать цветок.
________________________________
Скажет кто-нибудь:
"Надоели дети мне!" -
Не для тех цветы! (Г.О.М.)
* * * * *
"Как докучливы дети
Мне!" - если скажет кто, -
для него ль цветы?!
______________________
Месяц со стыда
Скрылся в облаках совсем -
Так красив цветок! (Г.О.М.)
* * * * *
Так пьянит цветок красотой, -
Глаз не отвести! Месяц со стыда
в облако ушёл.
_________________________
Лето близится...
Рот тебе бы завязать,
Ветер на цветах! (Г.О.М.)
* * * * *
Срывает ветер цвет – весны очарованье.
О, ветер, ветер! Завязать тебе бы
на устах дыханье!
____________________________
Вот упал листок...
Вот еще листок упал...
Это - ветерок. (Г.О.М.)
* * *
Роняет лепестки цветок...
Листок... Ещё один... Ах, ветер -
шаловливый господин!
_______________________________
Ну, и жарко же!
Даже раковины все,
Рты открыв, лежат... (Г.О.М.)
* * * * *
Жарко, - мочи нет!
В обмороке рты разинули - рты
захлопнули даже раковины.
________________________
Скал азалии
Алы от кукушкиных
Слезок красящих.* (Г.О. М.)
* * * * *
Кукушка плачет и поёт, -
и слёзы алы её. И алятся от слёз
цветы азалии и скалы.
*По японскому поверью кукушка плачет красными слезами
_________________________
О, камелии!
"Хокку" написать мне мысль
В голову пришла. (Г.О. М.)
* * * * *
О, камелии! Нынче время вам.
Рифма расцвела, - «хокку»
вновь пишу!
______________________
Ночь совсем темна...
И, гнезда не находя,
Плачет пташечка. (Г.О. М.)
* * * * *
Так уж ночь темна...
Не найдя гнезда, пташка плачется -
стонет малая.
__________________________
Как прохладна ночь!
Ясный месяц молодой
Виден из-за гор. (Г.О. М.)
* * * * *
Как дышит ночь прохладой!
Ясный месяц – красавец молодой-
глядится из-за гор.
_________________________
Летом ночью ты
Раз ударишь лишь в ладонь -
И уже светло! (Г.О. М.)
* * * * *
Так летом ночь робка!
В ладони хлопнешь, - эхо звенит.
Луна бледнеет, - уже рассвет.
______________________
Постоянно дождь!
Как давно не видел я
Лика месяца... (Г.О. М.)
* * * * *
Дождь. Дождь... Так долго
уже не виден лик ясный месяца.
И вылиняла радость.*
*Лето в Японии – скучный сезон дождей.
_______________________
Майский дождь не шел
Здесь, наверно, никогда...
Так сияет храм! (Г.О. М.)
* * * * *
Как ярко крыша храма золотится!
Не шёл совсем здесь дождь, - или
монахи буддийские так святы?!
* * *
Упал листок... Ещё один
Непрошенный. О, увяданья господин -
О, ветер осени!
________________________
О С Е Н Ь
Осень началась...
Вот и бабочка росу
С хризантемы пьет. (Г.О. М.)
* * * * *
Начало осени. И бабочка,
забывшись, последнюю росу
из хризантемы так жадно пьёт!
_________________________
О! камелия
Опадая пролила
Воду из цветка... (Г.О. М.)
* * * * *
Умчалось! Лето провожая
Грустит камелия, слезой
росу и лепестки роняя.
______________________
Высока вода!
И в пути придется спать
Звездам по скалам... (Г.О. М.)
* * * * *
Небо на землю опустилося, -
Поднялась вода. Нынче на скалах
звёздам ночевать!
_______________________
Ночью при луне
У подножья гор туман,
Облачны поля... (Г.О.М.)
* * * * *
Горы облачны. В молоке поля
у подножия. Ночью под луной
стелется туман...
___________________
Как заговоришь
Осенью при ветре ты,
Холодно губам... (Г.О.М.)
* * * * *
Торопись сказать! Осенью
На ветру холодно губам, -
стыло на сердце.
________________
Повернись сюда!
Сумерками осенью
Скучно ведь и мне... (Г.О.М.)
* * * * *
Обернись ко мне! В хмурых
сумерках старой осени
так печально мне!
_________________
Осенью такой
Как живется в облаках
Птицам в холода? (Г.О.М.)
* * * * *
Осень, осень... Холода множатся.
Как живётся в облаках мёрзлых
птицам – как им можется?!
_______________________
Думается мне:
Ад похож на сумерки
Поздней осенью... (Г.О.М.)
* * * * *
Мнится - видится: Ад –
как сумерки поздней осенью…
Хуже некуда!
______________________
Вот занятно как
Превратится ли он в снег,
Этот зимний дождь? (Г.О.М.)
* * * * *
Ледяная изморось: кап, кап, - дрожь.
Превратишься ли ты в снег,-
скучный зимний дождь?!
__________________________________
Ведь не умерли
Под снегом вялые
Камышей цветы? (Г.О.М.)
* * * * *
Совсем завяли камышей цветы, -
погибли или о весне в снегу
им снятся сны?
____________________
Только снег пойдет, -
Балки гнутся в потолке
Хижины моей... (Г.О.М.)
* * * * *
Снег падает – трещит тростник
на крыше. В лачуге холодно, -
летите думы выше!
____________________
Хоть и холодно, -
Но в пути вдвоем заснуть
Очень хорошо! (Г.О.М.)
* * * * *
Так уж холодно! Ветер лют.
А вдвоём заснуть на пути -
так бы сладостно!
______________________
Чтобы видеть снег -
До того, что с ног валюсь, -
Я брожу везде. (Г.О.М.)
* * * * *
1. Снег первой ризою укрыл поля.
С ног падаю, но всё брожу, брожу
я от суеты вдали...
2. Гляжу на снег. Уже замёрз, застыл, -
А всё не надышусь снегов дыханьем.
...Как уберечь сиянье чистоты?!
1. Георгий Оскарович Монзелер (1900 – 1959) - японовед и китаевед. В 1930–1931 – преподаватель ЛГУ. В 1934 был выслан (возможно, уехал сам, спасаясь от ареста), на Север, где работал «в экспедиции по обследованию ресурсов Кольского полуострова». По возвращении работал в ЛВИ (до 1938 г.) и других учреждениях АН СРСР. Переводил стихи (Ли Бо, Басё), чаще выступал как автор подстрочников (для Гитовича, Ахматовой и других).
2. Приведённый выше перевод Монзелер «Из стихотворных циклов Басё» напечатан в сборнике под редакцией - Конрад Н. И. Японская литература в образцах и очерках. Том 1. С. 463-465. Ленинград. Издание института живых восточных языков имени А. С. Енукидзе, 1927 г.
Эта подборка лежит с лета. Раз в несколько недель я её открываю, думаю: "надо отчитать ещё вот те пару сборников, дописать, а потом повесить в днев" - и каждый раз находится что-то...
Так что пока вешаю как есть.
Дойдут руки - доделаю, найду ещё интересное - покидаю в комменты. Вдруг кому-то зачем-то... Слушайте, а это в обзор ли?..
Глицинию я как-то проигнорила, думаю над этим, мейби как-нибудь.
Если переводчик не указан - по умолчанию Маркова. Есть что-то, где стоят вопросики - там хз, это из сетевых подборок.
Спасибо бай ху за .)
Хризантема. Сион и Кикуно
, еяпп.
Как хризантемы расцвели
У каменщика во дворе
Среди разбросанных камней!
Басё
Совсем легла на землю,
Но неизбежно зацветет
Больная хризантема.
Басё
В доме поэтессы Соно-дзё
Нет! Не увидишь здесь
Ни единой пылинки
На белизне хризантем.
Басё
Снова встают с земли,
Тускнея во мгле, хризантемы,
Прибитые сильным дождем.
Басё
Рисовой шелухою
Все осыпано: ступки края,
Белые хризантемы…
Басё
Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Косуги Иссё
Лампу зажгли в потемках…
Вдруг потеряли свой цвет
Желтые хризантемы.
Ёса Бусон
Любитель цветов!
Ты стал неприметно
Рабом хризантем.
Ёса Бусон
В монастыре
Пьет свой утренний чай
Настоятель в спокойствии важном.
Хризантемы в саду.
Басё
Белая хризантема -
Вот ножницы перед ней
Замерли на мгновенье...
Бусон
Не слишком мне подражайте!
Взгляните, что толку в сходстве таком?
Две половинки дыни. Ученикам
Хочется хоть раз
В праздник сходить на базар
Купить табаку
"Осень уже пришла!"-
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
Стократ благородней тот,
Кто не скажет при блеске молнии:
"Вот она наша жизнь!"
Все волнения, всю печаль
Своего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.
Какою свежестью веет
От этой дыни в каплях росы,
С налипшей влажной землёю!
В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с старым другом своим,-
Какая награда путнику!
Холодный горный источник.
Горсть воды не успел зачерпнуть,
Как зубы уже заломило
Вот причуда знатока!
На цветок без аромата
Опустился мотылёк.
А ну скорее, друзья!
Пойдём по первому снегу бродить,
Пока не свалимся с ног.
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен... Недвижно
Стою в забытьи.
Иней его укрыл,
Стелит постель ему ветер...
Брошенное дитя.
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?
Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде.
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь на пролет. В хижине, крытой тростником
Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке...
Это ее душа.
Топ-топ - лошадка моя.
Вижу себя на картине -
В просторе летних лугов.
Послышится вдруг "шорх-шорх".
В душе тоска шевельнется...
Бамбук в морозную ночь.
Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.
И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы росу.
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...
Порывистый листовой
Спрятался в рощу бамбука
И понемногу утих.
Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем.
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек!
На землю летят,
Возвращаются к старым корням...
Разлука цветов! Памяти друга
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Праздник осенней луны.
Кругом пруда и опять кругом,
Ночь напролет кругом!
Вот все, чем богат я!
Легкая, словно жизнь моя,
Тыква-горлянка. Кувшин для хранения зерна
Первый снег под утро.
Он едва-едва прикрыл
Листики нарцисса.
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замерзла.
Я пробудился вдруг.
Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год.
Облака вишневых цветов!
Звон колокольный доплыл... Из Уэно
Или Асакуса?
В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок!
Аиста гнездо на ветру.
А под ним - за пределами бури -
Вишен спокойный цвет.
Долгий день на пролет
Поет - и не напоется
Жаворонок весной.
Над простором полей -
Ничем к земле не привязан -
Жаворонок звенит.
Майские льют дожди.
Что это? Лопнул на бочке обод?
Звук неясный ночной...
Чистый родник!
Вверх побежал по моей ноге
Маленький краб.
Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.
Будто в руки взял
Молнию, когда во мраке
Ты зажег свечу. В похвалу поэту Рика
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
Важно ступает
Цапля по свежему жниву.
Осень в деревне.
Бросил на миг
Обмолачивать рис крестьянин,
Глядит на луну.
В чарку с вином,
Ласточки, не уроните
Глины комок.
Здесь когда-то замок стоял...
Пусть мне первый расскажет о нем
Бьющий в старом колодце родник.
Как летом густеет трава!
И только у однолиста
Один-единственный лист.
О нет, готовых
Я для тебя сравнений не найду,
Трехдневный месяц!
Неподвижно висит
Темная туча в полнеба...
Видно, молнию ждет.
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка!
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.
Одеяло для одного.
И ледяная, черная
Зимняя ночь... О, печаль! Поэт Рика скорбит о своей жене
Весна уходит.
Плачут птицы. Глаза у рыб
Полны слезами.
Далекий зов кукушки
Напрасно прозвучал. Ведь в наши дни
Перевелись поэты.
Тоненький язычок огня, -
Застыло масло в светильнике.
Проснешься... Какая грусть! На чужбине
Запад, Восток -
Всюду одна и та же беда,
Ветер равно холодит. Другу, уехавшему на Запад
Даже белый цветок на плетне
Возле дома, где не стало хозяйки,
Холодом обдал меня. Осиротевшему другу
Ветку что ли обломил
Ветер, пробегая в соснах?
Как прохладен плеск воды!
Вот здесь в опьяненье
Уснуть бы, на этих речных камнях,
Поросших гвоздикой...
Снова встают с земли,
Тускнея во мгле, хризантемы,
Прибитые сильным дождем.
Молись о счастливых днях!
На зимнее дерево сливы
Будь сердцем своим похож.
В гостях у вишневых цветов
Я пробыл ни много ни мало -
Двадцать счастливых дней.
Под сенью вишневых цветов
Я, словно старинной драмы герой,
Ночью прилег уснуть.
Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.
Погонщик! Веди коня
Вон туда, через поле!
Там кукушка поет.
Майские дожди
Водопад похоронили -
Залили водой.
Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье. На старом поле битвы
Островки...Островки...
И на сотни осколков дробится
Море летнего дня.
Какое блаженство!
Прохладное поле зеленого риса...
Воды журчанье...
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.
Ворота Прилива.
Омывает цаплю по самую грудь
Прохладное море.
Сушатся мелкие окуньки
На ветках ивы...Какая прохлада!
Рыбачьи хижины на берегу.
Пестик из дерева.
Был ли он ивой когда-то,
Был ли камелией?
Праздник встречи двух звезд.
Даже ночь накануне так непохожа
На обычную ночь! Накануне праздника Ташибама
Бушует морской простор!
Далеко, до острова Садо,
Стелется Млечный Путь.
Со мной под одною кровлей
Две девушки... Ветки хаги в цвету
И одинокий месяц. В гостинице
Как пахнет зреющий рис!
Я шел через поле, и вдруг -
Направо залив Арисо.
Содрогнись, о холм!
Осенний ветер в поле -
Мой одинокий стон. Перед могильным холмом рано умершего поэта Иссе
Красное-красное солнце
В пустынной дали... Но леденит
Безжалостный ветер осенний.
Сосенки... Милое имя!
Клонятся к сосенкам на ветру
Кусты и осенние травы. Местность под названием Сосенки
Равнина Мусаси вокруг.
Ни одно не коснется облако
Дорожной шляпы твоей.
Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.
О беспощадный рок!
Под этим славным шлемом
Теперь сверчок звенит.
Белее белых скал
На склонах каменной горы
Осенний этот вихрь!
Прощальные стихи
На веере хотел я написать -
В руках сломался он. Расставаясь с другом
Где ты, луна, теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском. В бухте Цуруга, где некогда затонул колокол
Бабочкой никогда
Он уже не станет... Напрасно дрожит
Червяк на осеннем ветру.
Домик в уединенье.
Луна... Хризантемы... В придачу к ним
Клочек небольшого поля.
Холодный дождь без конца.
Так смотрит продрогшая обезьянка,
Будто просит соломенный плащ.
Зимняя ночь в саду.
Ниткой тонкой - и месяц в небе,
И цикады чуть слышный звон.
Монахини рассказ
О прежней службе при дворе...
Кругом глубокий снег. В горной деревне
Дети, кто скорей?
Мы догоним шарики
Ледяной крупы. Играю с детьми в горах
Скажи мне, для чего,
О, ворон, в шумный город
Отсюда ты летишь?
Как нежны молодые листья
Даже здесь, на сорной траве
У позабытого дома.
Камелии лепестки...
Может быть, соловей уронил
Шапочку из цветов?
Листья плюща...
Отчего-то их дымный пурпур
О былом говорит.
Замшелый могильный камень.
Под ним - наяву это или во сне? -
Голос шепчет молитвы.
Все кружится стрекоза...
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.
Ты не думай с презреньем:
"Какие мелкие семена!"
Это ведь красный перец.
Сначала покинул траву...
Потом деревья покинул...
Жаворонка полет.
Колокол смолк в далеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.
Чуть дрожат паутинки.
Тонкие нити травы сайко
В полумраке трепещут.
Роняя лепестки,
Вдруг пролил горсточку воды
Камелии цветок.
Ручеек чуть заметный.
Проплывают сквозь чащу бамбука
Лепестки камелий.
Майский дождь бесконечный.
Мальвы куда-то тянутся,
Ищут дорогу солнца.
Слабый померанца аромат.
Где?.. Когда?.. В каких полях, кукушка,
Слышал я твой перелетный крик?
Падает с листком...
Нет, смотри! На полдороге
Светлячок вспорхнул.
И кто бы мог сказать,
Что жить им так недолго!
Немолчный звон цикад.
Хижина рыбака.
Замешался в груду креветок
Одинокий сверчок.
Белый волос упал.
Под моим изголовьем
Не смолкает сверчок.
Больной опустился гусь
На поле холодной ночью.
Сон одинокий в пути.
Даже дикого кабана
Закружит, унесет с собою
Этот зимний вихрь полевой!
Уж осени конец,
Но верит в будущие дни
Зеленый мандарин.
Переносный очаг.
Так, сердце странствий, и для тебя
Нет покоя нигде. В дорожной гостинице
Холод пробрал в пути.
У птичьего пугала, что ли,
В долг попросить рукава?
Стебли морской капусты.
Песок заскрипел на зубах...
И вспомнил я, что старею.
Поздно пришел мандзай
В горную деревушку.
Сливы уже зацвели.
Откуда вдруг такая лень?
Едва меня сегодня добудились...
Шумит весенний дождь.
Печального, меня
Сильнее грустью напои,
Кукушки дальний зов!
В ладоши хлопнул я.
А там, где эхо прозвучало,
Бледнеет летняя луна.
Друг мне в подарок прислал
Рису, а я его пригласил
В гости к самой луне. В ночь полнолуния
Глубокой стариной
Повеяло... Сад возле храма
Засыпан палым листом.
Так легко-легко
Выплыла - и в облаке
Задумалась луна.
Кричат перепела.
Должно быть, вечереет.
Глаз ястреба померк.
Вместе с хозяином дома
Слушаю молча вечерний звон.
Падают листья ивы.
Белый грибок в лесу.
Какой-то лист незнакомый
К шляпке его прилип.
Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленный сверчок.
Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит-звенит сверчок.
Блестят росинки.
Но есть у них привкус печали,
Не позабудьте!
Верно, эта цикада
Пеньем вся изошла? -
Одна скорлупка осталась.
Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.
Скалы среди криптомерий!
Как заострил их зубцы
Зимний холодный ветер!
Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Чтоб холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Поздней осенью цветы.
Все засыпал снег.
Одинокая старуха
В хижине лесной.
Уродливый ворон -
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!
Словно копоть сметает,
Криптомерий вершины треплет
Налетевшая буря.
Рыбам и птицам
Не завидую больше... Забуду
Все горести года. Под новый год
Всюду поют соловьи.
Там - за бамбуковой рощей,
Тут - перед ивой речной.
С ветки на ветку
Тихо с бегают капли...
Дождик весенний.
Через изгородь
Сколько раз перепорхнули
Крылья бабочки!
Плотно закрыла рот
Раковина морская.
Невыносимый зной!
Только дохнет ветерок -
С ветки на ветку ивы
Бабочка перепорхнет.
Ладят зимний очаг.
Как постарел знакомый печник!
Побелели пряди волос.
Год за годом все то же:
Обезьяна толпу потешает
В маске обезьяны.
Не успела отнять руки,
Как уже ветерок весенний
Поселился в зеленом ростке. Посадка риса
Дождь набегает за дождем,
И сердце больше не тревожат
Ростки на рисовых полях.
Погостила и ушла
Светлая луна... Остался
Стол о четырех углах. Памяти поэта Тодзюна
Первый грибок!
Еще, осенние росы,
Он вас не считал.
Примостился мальчик
На седле, а лошадь ждет.
Собирают редьку.
Утка прижалась к земле.
Платьем из крыльев прикрыла
Голые ноги свои...
Обметают копоть.
Для себя на этот раз
Плотник полку ладит. Перед Новым годом
О весенний дождь!
С кровли ручейки бегут
Вдоль осиных гнезд.
Под раскрытым зонтом
Пробираюсь сквозь ветви.
Ивы в первом пуху.
С неба своих вершин
Одни лишь речные ивы
Еще проливают дождь.
Пригорок у самой дороги.
На смену погасшей радуге -
Азалии в свете заката.
Молния ночью во тьме.
Озера гладь водяная
Искрами вспыхнула вдруг.
По озеру волны бегут.
Одни о жаре сожалеют
Закатные облака.
Уходит земля из под ног.
За легкий колос хватаюсь...
Разлуки миг наступил. Прощаясь с друзьями
Весь мой век в пути!
Словно вскапываю маленькое поле,
Взад-вперед брожу.
Прозрачный водопад...
Упала в светлую волну
Сосновая игла.
Повисло на солнце
Облако... Вкось по нему -
Перелетные птицы.
Не поспела гречиха,
Но потчуют полем в цветах
Гостя в горной деревне.
Конец осенним дням.
Уже разводит руки
Каштана скорлупа.
Чем же там люди кормятся?
Домик прижался к земле
Под осенними ивами.
Аромат хризантем...
В капищах древней Нары
Темные статуи будд.
Осеннюю мглу
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей.
О этот долгий путь!
Сгущается сумрак осенний,
И - ни души кругом.
Отчего я так сильно
Этой осенью старость почуял?
Облака и птицы.
Осени поздней пора.
Я в одиночестве думаю:
"А как живет мой сосед?"
В пути я занемог.
И все бежит, кружит мой сон
По выжженным полям. Предсмертная песня
* * *
Стихи из путевых дневников
Может быть, кости мои
Выбелит ветер -Он в сердце
Холодом мне дохнул. Отправляясь в путь
Грустите вы, слушая крик обезьян!
А знаете ли, как плачет ребенок,
Покинутый на осеннем ветру?
Безлунная ночь. Темнота.
С криптомерией тысячелетней
Схватился в обнимку вихрь.
Лист плюща трепещут.
В маленькой роще бамбука
Ропщет первая буря.
Ты стоишь нерушимо, сосна!
А сколько монахов отжило здесь,
Сколько вьюнков отцвело... В саду старого монастыря
Роняет росинки - ток-ток -
Источник, как в прежние годы...
Смыть бы мирскую грязь! Источник, воспетый Сайгё
Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
Весеннее утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.
По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой! Покидая гостеприимный дом
Молодой конек
Щиплет весело колосья.
Отдых на пути.
До столицы - там, вдали, -
Остается половина неба...
Снеговые облака. На горном перевале
Солнце зимнего дня,
Тень моя леденеет
У коня на спине.
Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.
Паутинки в вышине.
Снова образ Будды вижу
На подножии пустом. Там, где когда-то высилась статуя Будды
В путь! Покажу я тебе,
Как в далеком Ёсино вишни цветут,
Старая шляпа моя.
Едва-едва я добрел,
Измученный, до ночлега...
И вдруг - глициний цветы!
Парящих жаворонков выше
Я в небе отдохнуть присел -
На самом гребне перевала.
Вишни у водопада...
Тому, кто доброе любит вино,
Снесу я в подарок ветку. Водопад "Ворота Дракона"
Словно вешний дождь
Бежит под навесом ветвей...
Тихо шепчет родник. Ручей возле хижины, где жил Сайгё
Ушедшую весну
В далекой гавани Вака
Я наконец догнал.
В день рождения Будды
Он родился на свет,
Маленький олененок.
Увидел я раньше всего
В лучах рассвета лицо рыбака,
А после - цветущий мак.
Там, куда улетает
Крик предрассветный кукушки,
Что там? - Далекий остров.
С цветущими культурами у жителей Страны восходящего солнца отношения особые: почти каждый месяц в году посвящен фестивалям любования цветением того или иного дерева либо цветка. А какие растения чаще всего представлены в японском изобразительном искусстве и за что им оказана такая честь? Лучше один раз увидеть. Тем более посмотреть есть на что.
Хризантемы
Осенний морозоустойчивый вид — второе по значимости цветущее растение в Японии (после сакуры). Его важность и символичность заложена в самом названии: хризантема по-японски пишется так же, как и источник всего живого на земле — солнце. Помимо этого, хризантема из 16-ти лепестков уже на протяжении многих столетий является императорской печатью. В отсутствие официального государственного герба эту эмблему используют на монетах, обложках японских паспортов, почтовых марках, в дипломатических учреждениях и так далее. А самая почетная награда страны, которую только может получить ее подданный, носит название Высший орден Хризантемы.
Осенью поздней
Ни один не сравнится цветок
С белою хризантемой.
Ты ей место своё уступи,
Сторонись её, утренний иней!Сайгё
Утагава Куниёси. 100 сортов хризантем, привитые вместе
1847, 37.1×50.2 см
Бакуфу Оно. Хризантемы
Ито Дзякутю. Птицы и хризантемы у ручья
Кацусика Хокусай. Хризантемы и пчела
Утагава Кунисада. Летняя хризантема: Актеры Савамура Тоссё II и Савамура Ёсидзира I. Серия "Избранные растения и современники, цветущие в полную силу"
Утагава Хиросигэ. Японская белоглазка и хризантема
Утагава Хиросигэ. Желтые и красные хризантемы
Пионы
В Японию пионы попали в VIII веке из Китая, откуда их привезли буддийские монахи. Цветок очень скоро получил всенародное признание и стал элитной культурой, которую изначально можно было встретить лишь в садах высшей знати. Его начали всячески культивировать, повсеместно создавались клубы, где занимались селекцией своих уникальных сортов и строго соблюдали и охраняли установленные стандарты. Было запрещено вывозить это растение за пределы страны, и только по окончании феодального периода, когда Япония стала более открытой для иностранцев, пионы попали в Европу. А клубы цветоводов-любителей пионов, хотя и утратили прежнюю элитарность, существуют и процветают по сей день.
Дикие пионы,
Сейчас — их время.
В чудесном полном цветении:
Разве можно сорвать?
Как можно не сорвать?Рёкан
Утагава Кунисада. Триптих: Ночное созерцание цветущих пионов
1852, 36.2×74.5 см
Ито Дзякутю. Птицы и пионы
Кацусика Хокусай. Пионы и воробей
Утагава Кунисада. Краб и пион
Кацусика Хокусай. Пионы и бабочка
Бакуфу Оно. Птица и пион
Утагава Хиросигэ. В саду с пионами
Утагава Кунисада. Цветущие пионы в Фукагаве. Серия "Гордость Эдо: 36 лучших пейзажей"
Утагава Хиросигэ. Павлин на склоне и пионы. Серия "Птицы и цветы"
Павлин на склоне и пионы. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Лев (шиши) и пионы
Утагава Хиросигэ. Павлин скрывается за скалой и цветущими пионами
Утагава Хиросигэ. Птица среди распустившихся пионов
Утагава Хиросигэ. Иволга и пион. Серия "Птицы и цветы"
Гортензии
Появление цветка, который японцы называют аудзисай, по легенде связано с рождением Будды: в этот день с небес полился дождь из прекрасных цветов и капли сладкого нектара амача. Поэтому в буддийских храмах в дни, когда отмечают появление на свет Будды, заваривают огромные емкости с чаем из гортензий и угощают им всех желающих. Считается, что сладкий чай амача способен защитить от недобрых духов, а также ядовитых насекомых и змей. До того, как в Японии появился сахар, вместо него использовали сироп из гортензии. Кстати, европейское название цветку аудзисай дал французский ученый Филибер Коммерсон. Встретив незнакомое растение во время кругосветного путешествия в 1767 году, он был настолько очарован его красотой, что нарек новый для европейцев вид в честь своей возлюбленной Гортензии.
Гортензия Отакэ,
Всех принимает она:
Вечерами, вижу,
Как слетаются под листвой
Толпы светляков.Фудзивара Садаиэ
Ито Дзякутю. Петух и курица на фоне гортензий
XVIII век, 140×85 см
Утагава Хиросигэ. Форель в речном потоке и гортензия
Утагава Хиросигэ. Зимородок и гортензия. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Кунисада. Гортензия: Актеры Бандо Такесабуро I и Накамура Цурузо I. Серия "Избранные растения и современники, цветущие в полную силу"
Утагава Хиросигэ. Петух и гортензия. Серия "Птицы и цветы"
Кацусика Хокусай. Гортензия и ласточка
Ирисы
Из-за клиновидных листьев, напоминающих мечи, ирис издавна почитался в Японии как цветок самураев. Сейчас он является главным символом праздника мальчиков, который отмечают 5 мая. В этот день ирисы появляются в каждом доме, где есть подрастающие представители мужского пола, в любом виде: начиная от изображения на игрушечных доспехах и заканчивая традиционными десертами в форме цветка. Уже начиная с 9 века ирисы выращивали в императорских парках и при храмовых сооружениях, а в 17 веке любование цветением ирисов стало развлечением, доступным и простым смертным. Сейчас на фестивали в разгар их цветения в Японию приезжают туристы со всего мира, ведь здесь вывели сотни разных видов цветка самых всевозможных оттенков и форм.
Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! -
Отраженье в воде.Басё
Утагава Хиросигэ. Трясогузка и ирисы. Серия "Птицы и цветы"
1830-е, 10.2×15.7 см
Утагава Хиросигэ. Ирисы в Хорикири. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
Утагава Хиросигэ. Белая цапля и ирисы. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Кунисада. Ирис: Актеры Бандо Мураэмон I и Иваи Кумесабуро III. Серия "Избранные растения и современники, цветущие в полную силу"
Утагава Кунисада. Ирисы в Хорикири. Серия "Красивые женщины и знаменитые места в Эдо"
Утагава Хиросигэ. Зимородок и ирисы. Серия "Птицы и цветы"
Бакуфу Оно. Птица и цветок
Кацусика Хокусай. Ирисы и птица
Кацусика Хокусай. Ирисы и луговая цикада
Гибискусы
В Японии произрастают разные виды гибискуса: фуёу, который еще называют древесным лотосом, и мукугэ, известный как сирийский гибискус. Благодаря свойствам растения — устойчивости к болезням и длительному периоду цветения (с июля по октябрь) — его почитают как символ стойкости и жизненных сил. А за то, что он дает огромное количество новых соцветий, непрерывно сменяющих друг друга на протяжении всего сезона, гибискус также символизирует изобилие.
Единственное украшенье —
Ветка цветов мукугэ в волосах.
Голый крестьянский мальчик.Басё
Утагава Кунисада. Гибискус: Актеры Катаока Гадо II и Отани Токудзи II. Серия "Избранные растения и современники, цветущие в полную силу"
1854, 34.4×25.8 см
Утагава Хиросигэ. Голубая птица, пьющая из бутона китайского гибискуса
Утагава Хиросигэ. Птица на цветке желтого гибискуса
Утагава Хиросигэ. Желтый гибискус
Утагава Хиросигэ. Черноголовая иволга и цветок гибискуса. Серия "Птицы и цветы"
Черноголовая иволга и цветок гибискуса. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Воробей над гибискусом
Кацусика Хокусай. Гибискус и воробей
Камелии
Еще один символ стойкости и долголетия — благодаря своей способности выдерживать даже суровые морозы. Сначала камелию считали цветком самураев, и выращивать или украшать себя им было позволительно только этим японским воинам. Но традицию прервало суеверие, что камелия приносит самураям несчастье: якобы прикоснувшись к ней, они рискуют потерять голову в прямом смысле слова. Помимо прочего, издревле этот цветок был символом богини солнца Аматэрасу в синтоизме. Но после появления в Японии христианской веры камелия стала использоваться вместо креста, носить который здешним христианам было воспрещено.
Камелии лепестки…
Может быть, соловей уронил
Шапочку из цветов?Басё
Утагава Хиросигэ II (Сигенобу). Камелия в Хориноучи в Восточной столице
Охара Косон. Камелии и рисовки
Бакуфу Оно. Камелия
Утагава Хиросигэ. Воробьи и заснеженная камелия. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Синица на ветке камелии. Серия "Птицы и цветы"
Кэйсай Эйсэн. Камелия и воробьи
Глицинии
Поражающие воображение своей красочностью сады глицинии самых разнообразных оттенков — одна из наиболее любимых туристических достопримечательностей Японии. Символ утонченности, юности и грации по-японски называется так же, как и священная гора Фудзи — дерево фудзи. По местным преданиям, на самой горе живет богиня по имени Фудзи-химэ, ограждающая ее от осквернения. Ее сувенирную фигурку, которую можно приобрести в лавочках для туристов, традиционно изображают с веткой глицинии на плече.
Меня ты любила —
На память об этом
Цветы нежных фудзи, что льются волною,
Ты тогда посадила у нашего дома,
А теперь — полюбуйся их полным расцветом!Ямабэ Акахито
Цукиока Ёситоси. Триптих: Карпы кои, плавающие под свисающими ветками глицинии
1889, 73.6×35.5 см
Охара Косон. Глициния и пчела
Ватанабэ Шотей. Глициния
Кацусика Хокусай. Трясогузка и Глициния
Утагава Хиросигэ. Пара ласточек и глициния. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Птица на ветке глицинии
Бакуфу Оно. Зяблик и глицинии
Ямашита Шинтаро. Глициния в парке Нара
Ипомеи
Как и многое другое, ипомея завезена в Японию из Китая — в качестве лекарственной культуры. Особую популярность цветок приобрел в период Эдо. Именно тогда японцы увлеклись выведением новых сортов растения, экспериментируя с оттенками, размерами и формой соцветий. Поскольку распустившийся цветок недолговечен и стремительно вянет, будучи сорванным, он как нельзя лучше вписался в буддийскую философию зыбкости и текучести бытия.
Вьюн ипомеи за ночь
Обвил ведро в колодце.
Не рвать же мимолётную красу?!
Пойду к соседям за водой,
Чтобы лицо умыть.Басё
Утагава Хиросигэ. В саду с цветами ипомеи
1852, 37.6×25.5 см
Охара Косон. Осы и богомол
Утагава Хиросигэ. Золотая рыбка, карп и ипомея
Утагава Хиросигэ. Стрекоза на стебле ипомеи
Кацусика Хокусай. Ипомеи и древесная лягушка
Утагава Куниёси. Состязание цветов - состязание современных красавиц. Ипомея
Утагава Кунисада. Ипомея: Актеры Итикава Данзюро VIII и Асао Окуяма III. Серия "Избранные растения и современники, цветущие в полную силу"
Торадзиро Кодзима. Радость утра (Ипомеи)
Фудзисима Такедзи. Девушка с ипомеями
Лилии
Изначально отношение к цветку, завезенному из Европы, было незавидным: он считался слишком ярким и броским, поэтому символизировал провинциальность и дурновкусие. Для японцев, ценивших утонченность и деликатность, многое в этом растении было чрезмерным: аромат, размер соцветий. Но со временем символизм лилии и ассоциации с чужеземцами постепенно уходили на второй план, а с изменением внешней политики в 19 веке она стала означать открытость страны для контактов с внешним миром. Лилию начинают изображать в качестве узора на одеяниях и предметах домашнего обихода.
Как неотвратимо
Крупные белоснежные лилии
Лепестки роняют —
Так год за годом
Отцветает юность моя.Ёсано Акико
Кацусика Хокусай. Лилии
Лилии
1833, 25×36.1 см
Охара Косон. Лилия
Охара Косон. Бабочка
Утагава Хиросигэ. В саду с лилиями
Утагава Хиросигэ. Японская летучая рыба, белый горбыль и цветок лилии. Серия "Рыбы"
Утагава Хиросигэ. Овсянка и лилия. Серия "Птицы и цветы"
Курода Сейки. Отдых под яблоней
Розы
Дикие сорта роз пользовались популярностью с незапамятных времен, а в качестве садовой культуры ее завезли из Китая в XII веке. Когда в период Эдо в Японии появились европейские сорта, они произвели настоящий фурор. Как и в нашей традиции, роза считается одним из благородных растений, и символизм ей приписывается похожий: это цветок любви. Даже по значениям цвета можно проследить определенные аналогии: роза глубокого красного оттенка означает страсть, белоснежная — невинную или первую влюбленность, розовая — нерешительную, скромную сердечную привязанность.
Я розу дивную
Увидел нынче утром.
Подумал с грустью:
Как, наверное, она
Недолговечна!Ки-но Цураюки
Кацусика Хокусай. Канарейка и роза
1828, 24.1×19 см
Утагава Хиросигэ. Петух на изгороди, увитой дикой розой. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Воробей и роза. Серия "Птицы и цветы"
Ито Дзякутю. Трясогузка и розы
Охара Косон. Розовые цветы
Утагава Хиросигэ. Дикие розы над рекой
Утагава Хиросигэ. Птица на ветке и цветы розы
Цветущие сакуры
Вне конкурса — всенародно любимая в Японии сакура (куда же без нее?) О значении вишневого цвета для жителей страны сказано и написано очень много. За сроком начала цветения деревьев в той или иной ее точке следят по специальным метеорологическим сводкам, чтобы знать, когда можно проводить ханами — любимые традиционные пикники под сенью благоухающей сакуры. Существует даже японская ассоциация сакуры (кто бы сомневался), выпустившая топ-100 лучших садов и парков для любования ее цветением во всех уголках страны.
Такой же аромат и цвет у вишен был…
И как тогда, в давно минувший год,
Они цветут теперь!
Но я уже другой…
Прошло немало лет, и я уже не тот…Ки-но Томонори
Утагава Хиросигэ. Цветущие вишневые деревья на набережной в Коганай
1848, 24.6×37.3 см
Охара Косон. Деревенские ласточки на цветущей вишне
Охара Косон. Горихвостки на ветке сакуры
Утагава Хиросигэ. Павильоны цветов и сад на склоне Дангодзака в квартале Сэндаги. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
Утагава Куниёси. Оно-но Комати. Оно-но Комати сидит за письменным столом, наблюдая за разлетающимися по ветру лепестками цветущей вишни. Серия "Сто стихотворений ста поэтов"
Сакиё-но Даибу Митимасэ. Две придворные дамы на веранде у цветущей вишни. Серия "Сто стихотворений ста поэтов"
Цукиока Ёситоси. Поэма Мицуки Тацуносуке. В вишневом саду. Серия "100 видов луны"
Утагава Кунисада. Куртизанка и цветущее вишневое дерево. Серия "Обычаи двенадцати месяцев"
Утагава Хиросигэ. Снегирь на усыпанной цветами вишневой ветке
Утагава Хиросигэ. Птица на усыпанной цветами вишневой ветке. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Синица, повисшая вниз головой на ветке цветущей вишни
И бонусом — россыпь других изысканных цветов в японском искусстве. Просто потому, что это красиво.
Если долго вглядываться в эти картины, начинаешь буквально ощущать благоухание магнолии.
Охара Косон. Майна на ветке магнолии
Охара Косон. Белые цветы
В почете у японцев и королевская знать среди цветов - орхидеи. Ее можно любоваться, даже когда она не цветет.
Кацусика Хокусай. Оранжевые орхидеи
Утагава Хиросигэ. Орхидея на столике
Чудо как хороши на японских гравюрах цветы бегонии.
Утагава Хиросигэ. Кузнечик и бегония
Утагава Кунисада. Бегония: Актеры Накаяма Итизо I и Бандо Суке I. Серия "Избранные растения и современники, цветущие в полную силу" (фрагмент)
Даже сорный чертополох выходит необыкновенно прекрасным в видении японских мастеров укиё-э.
Кацусика Хокусай. Клест и чертополох
1834, 46.9×36.1 см
Птицы не пользуются таким почетом в японской культуре, как цветы. Их часто изображают в паре только лишь для того, чтобы оттенить красоту и изящность растений. Например, азалии.
Кацусика Хокусай. Кукушка и азалия
1828, 25.8×18.6 см
Жанр японской гравюры, посвященный изображению птиц и цветов, носит название катё-га. Сюда птицы залетели, чтобы подчеркнуть красоту гвоздик, мака и клевера.
Утагава Хиросигэ. Ласточка и мак. Серия "Птицы и цветы"
Утагава Хиросигэ. Трясогузка на камне и розовые гвоздики
Утагава Хиросигэ. Два воробья спорят в кустах клевера. Серия "Птицы и цветы"
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать