Wot что ставить на ис. Какие перки ставить на ИС в World of Tanks
MT -25 Как это не прискорбно бы звучало, но в скором времени любимый миллионами игроков легкий танк Т-50-2 уберут из игры и заменят его на MT-25. Одну любимицу уже понерфили… Речь идет об САУ СУ-26. После патча 0.8.6 она получила гадкое 122 мм орудие, которое и рядом не стоит с бывшей топовой гаубицей. Если раньше по AT или КВ-1 урон хоть частично проходил, то теперь стрельба в хорошо бронированные цели — пустая трата времени и снарядов.
MT-25 заменит Т-50-2 в ближайших патчах. Конечно, ожидать его в 0.8.7 не стоит, ибо сперва его дадут на обкатку супертестерам, а затем он уже достанется обычным игрокам.
Не скрою, для меня Т-50-2 один из лучших фановых танков в игре и его «нерф»/замена на MT-25 выльется в огромное количества вайна на форумах.
По сути, разница в новом MT-25 и старом добром Т-50-2 лишь в удельной мощности (на 18 л.с. у Т50-2 больше). А именно удельная мощность влияет на разгон и динамику машины в целом. Плюс ко всему ходовую гусеничную часть Т50-2 заменит колесная «ходовая» МТ-25. Вес нового МТ-25 на 10 тонн больше чем у Т-50-2, но зато поворачиваемость ходовой получше — 48 град/сек.
Легкий танк МТ-25 — замена Т-50-2
Броню танка улучшили на парочку миллиметров, да и пушка стала стрелять на пару выстрелов в минуту больше… Но главная изюминка «велосипеда» понерфится.
Причем, МТ-25 перенесут на 6 уровень, где он напрямую будет конкурировать с Толстопардом. Впрочем, это не имеет разницы, ибо Т-50-2 крайне редко попадает в низкоуровневые бои, а чаще смотрит в попу Маусам и бегает от Бетчатов в поисках арты.
Состав экипажа, орудие, радиостанцию, обзор башни оставят прежними. Даже прочность подрастет на 10 единиц, и то из-за переноса на 6 уровень. Понерфят лишь скорость набора максимальной скорости (пардон за тавтологию), которая, увы, будет набираться намного медленнее, а на поворотах машина будет терять скорость.
Артоводы уже в предвкушении нового патча, ведь главный враг для арты — не Маус или ИС-7, а юркий Т-50-2, который очень сложно поймать.
В годы Великой Отечественной войны в Наркомат обороны регулярно поступали письма с техническими предложениями за авторством инициативных граждан. Специалисты и простые люди, желавшие помочь своей армии, предлагали различные оригинальные идеи и проекты вооружения и военной техники. Большая часть подобных писем после недолгого анализа отправлялась в архив, поскольку предложенные идеи не имели никакой практической ценности. Однако некоторые предложения представляли определенный интерес с технической точки зрения. Одним из таких предложений был эскизный проект легкого танка МТ-25, появившийся в самом начале 1943 года.
В начале февраля 43-го сотрудники челябинского завода №200 Ф.Ф. Городков и А.И. Стародубцев отправили И.С. Сталину письмо с пояснительной запиской и комплектом чертежей по проекту МТ-25. Желая помочь Красной Армии, Городков и Стародубцев выполнили эскизный проект перспективной боевой машины. При определении облика легкого танка МТ-25 авторы проекта преследовали несколько целей. Они намеревались создать бронемашину с высокой скоростью движения, малой уязвимостью и большим радиусом действия. Кроме того, отдельным пунктом была отмечена «внезапность нападения на врага».
Для выполнения всех этих требований Городков и Стародубцев решили применить оригинальную ходовую часть. Машина МТ-25 («Мототанк весом 25 тонн»), согласно проекту, могла бы перемещаться как на колесах, так и при помощи гусеничного движителя. Подобные идеи неоднократно предлагались и ранее, однако в проекте МТ-25 колесный движитель рассматривался в качестве основного. Кроме того, все опорные катки перспективного танка предлагалось делать ведущими.
Танк с оригинальной ходовой частью предлагалось строить по классической схеме. В передней части бронированного корпуса должно было располагаться рабочее место механика-водителя, в средней – боевое отделение с башней, а двигатель и трансмиссию предлагалось установить в корме. Корпус толщиной до 45 мм предлагалось сделать литым. При этом не исключалась возможность создания сварного корпуса с аналогичными показателями защиты. Интересным образом должна была выглядеть передняя часть корпуса. Для большего удобства размещения водителя и для обеспечения максимально возможного уровня защиты сравнительно узкая передняя часть корпуса не имела секций, помещенных над гусеницами/колесами.
Характерная форма литой башни танка МТ-25 говорит о ее «корнях». По-видимому, при проектировании этого агрегата инженеры Городков и Стародубцев отталкивались от существующих проектов танков. Эту особенность проекта можно объяснить тем фактом, что завод №200 в годы войны занимался производством танковых корпусов. Вероятно, именно поэтому авторы проекта МТ-25 решили не разрабатывать оригинальную башню, а адаптировать уже существующую.
Танк получался сравнительно компактным. Его длина не превышала 5,3 метра, ширина равнялась примерно 2,8 м, высота – 2,3 м. Достаточно толстая броня и тяжелые внутренние агрегаты сказались на боевой массе. Этот параметр должен был достигнуть 25 тонн. Таким образом, проект МТ-25 уже не в полной мере вписывался в требования, предъявлявшиеся в то время к легким танкам.
Как уже говорилось, главной особенностью проекта МТ-25, призванной обеспечить высокие характеристики, стала оригинальная ходовая часть. На каждом борту танка предлагалось устанавливать по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее и направляющие колеса отсутствовали, что было обусловлено основным режимом работы ходовой части. Согласно предложению Ф.Ф. Городкова и А.И. Стародубцева, «мототанк» МТ-25 большую часть времени должен был передвигаться при помощи колес. Трансмиссия машины была выполнена таким образом, что крутящий момент от двигателя передавался на все 12 опорных катков-колес. Для мягкости хода и уменьшения габаритов танка опорные катки разместили в шахматном порядке: три катка должны были располагаться ближе к корпусу, три – дальше от него. При необходимости такую ходовую часть можно было бы оснащать гусеницей, способной улучшить подвижность бронемашины на пересеченной местности.
Несмотря на сравнительную сложность, предложенная ходовая часть в теории позволяла избавить перспективную бронетехнику от одного из самых серьезных недостатков – потери подвижности при повреждении гусеницы. «Мототанк» МТ-25, имеющий комбинированную ходовую часть, в случае повреждения гусениц мог бы сбросить их и продолжать бой на колесах. Конечно, колесный движитель по проходимости не мог бы соперничать с гусеничным, однако в условиях боя лучше двигаться с малой скоростью, чем стоять на месте.
В качестве силовой установки предлагалось использовать дизельный двигатель В-2К мощностью 550 л.с. Двигатель должен был располагаться в корме танка, возле кормового листа, а агрегаты трансмиссии предполагалось передвинуть к задней стенке боевого отделения. Подобная компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволяла упростить агрегаты трансмиссии, отвечающие за передачу крутящего момента на все 12 ведущих катков-колес. Агрегаты трансмиссии, сопряженные с двигателями, должны были приводить в движение набор шестерней бортовой передачи, расположенный у бортов корпуса. Внутри полого балансира подвески предполагалось устанавливать две шестерни, предназначенные для соединения вала от бортовой передачи и катка-колеса. Для компенсации нагрузок, возникающих при движении, эта пара шестерней должна была получить пружинные амортизаторы.
Оригинальная ходовая часть сулила танку МТ-25 высокие характеристики подвижности. По расчетам авторов проекта, «мототанк» на колесах мог бы развивать скорость до 100 км/ч. При этом рекомендованная скорость движения была более чем в два раза меньше. Запасов топлива должно было хватать на 400-450 километров пути.
Экипаж из трех или четырех человек должен был использовать 47-мм пушку и три пулемета винтовочного калибра. По какой причине Городков и Стародубцев решили использовать орудие столь необычного для отечественных танков калибра – неизвестно. Можно предположить, что выбор был связан с балансом боевой массы танка и его огневой мощью. Однако истинные причины предложения о пушке калибра 47 мм остаются неизвестными. Слева от механика-водителя в передней части корпуса должен был располагаться стрелок-радист, в распоряжении которого имелся пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет этого же типа предполагалось устанавливать в спарке с пушкой, а третий – в шаровой установке на кормовом листе башни. Конструкция башни позволяет предполагать, что танк МТ-25 в будущем мог бы получить орудие большего калибра, например, 76 мм.
При всех своих преимуществах проект МТ-25 имел несколько серьезных недостатков, которые определили его дальнейшую судьбу. В первую очередь необходимо отметить сложность ходовой части и трансмиссии. Несмотря на кажущиеся преимущества, оригинальная полноприводная трансмиссия получилась слишком сложной для массового производства. Кроме того, двенадцать ведущих катков-колес усложнили бы ремонт машины в условиях полевых мастерских. Малая длина балансиров торсионной подвески ограничивала вертикальный ход катков, что на практике никак не способствовало повышению мягкости хода по пересеченной местности. Начало серийного строительства танков МТ-25 повлекло бы за собой большие расходы резины, нужной для изготовления бандажей опорных катков. Наконец, отсутствие высокорасположенного направляющего колеса лишало танк возможности взбираться на вертикальные стенки даже небольшой высоты.
По результатам анализа предложенного проекта «мототанка» МТ-25 специалисты Главного бронетанкового управления Красной Армии вынесли свой вердикт. Проект МТ-25 представлял определенный интерес, однако не рекомендовался к дальнейшей разработке. Совокупность ожидаемых характеристик, сложности конструкции и предполагаемых боевых перспектив была не в пользу нового проекта. Присланные в Москву документы отправились в архив и пролежали невостребованными несколько десятилетий. Лишь несколько лет назад интересный проект колесно-гусеничного «мототанка» привлек внимание авторов известной компьютерной игры, благодаря чему о нем смогла узнать широкая общественность.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://yuripasholok.livejournal.com/
http://wiki.worldoftanks.ru/
Первыми отсутствие перспектив у лёгких танков в довоенном понимании этого термина осознали немцы, прекратив выпуск таких машин летом 1942 года. В СССР конструкторы всё ещё не оставляли попыток повысить боевые качества Т-70 . Итогом этих работ стало появление танка Т-80, но произошло это, впрочем, слишком поздно.
Между тем, с заводов приходили инициативные предложения о создании совершенно новых лёгких танков. Одно такое «рацпредложение» с проектом танка МТ-25 было прислано от челябинских инженеров на имя Сталина 24 февраля 1943 года. От большинства подобных писем проект отличался интересными идеями и хорошей проработкой, потому вызвал интерес в Главном автобронетанковом управлении. Каким задумали этот танк создатели и почему он не был воплощён в металле?
Идеи от практиков
Одной из основных проблем Т-70, как и его предшественников, было то, что заложенный в него создателями потенциал развития оказался небольшим. В конструкции танка широко использовались автомобильные агрегаты, просто не приспособленные к «танковым» нагрузкам. По этой причине боевая масса Т-70 не могла превысить 10 тонн. Более поздний Т-80 «подрос» по массе почти до 12 тонн, и это был уже предел. Возможности форсирования силовой установки иссякли, а дальнейшее повышение массы оказалось чревато серьёзным ростом проблем с надёжностью.
Кроме того, Т-70 был очень небольшим. Для того чтобы сделать двухместную башню для Т-80, коллективу КБ ГАЗ им. Молотова во главе Н. А. Астровым пришлось приложить героические усилия. При этом ничего крупнее 45-мм пушки в качестве вооружения установить в танк было невозможно, а длинноствольное 45-мм танковое орудие ВТ-42 так и не было запущено в серию.
Установка двухместной башни заметно осложнила обслуживание Т-80, а двигатель теперь находился в непосредственной близости от заряжающего, что явно не добавляло комфорта его рабочему месту. Неудивительно, что руководство Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) весной 1943 года начало снова поглядывать в сторону Т-50, который, как казалось, окончательно ушёл в небытие в самом начале 1942 года.
Боковая проекция МТ-25. При массе 25 тонн он был всего на 10 см длиннее и на 10 см выше, чем 14-тонный Т-50
Одно из возможных решений проблемы дальнейшего развития лёгких танков появилось в инициативном порядке. 24 февраля 1943 года в адрес Сталина пришло письмо, открывавшееся следующими словами:
«Выполняя свой долг перед Советской Родиной в период ожесточенной и героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками за свою честь, свободу независимость, мы разработали в виде эскизного проекта новый тип боевой машины.
При разработке нового типа боевой машины мы руководствовались тем, что для Красной Армии необходимы боевые машины, обладающие:
1) Высокой скоростью машины;
2) Малой уязвимостью в смысле поражения;
3) Большим радиусом действия;
4) Внезапностью нападения на врага».
В то время в адрес ГАБТУ КА и других профильных организаций валом шли различные рацпредложения, включая идеи по созданию танков. В отдел изобретений ГАБТУ КА такие предложения попадали десятками. Некоторые из них, например лёгкий танк лейтенанта Проворнова (ЛТП) , выглядели крайне интересно.
Между тем изобретение, к которому прилагалась процитированная выше пояснительная записка, находится в основной описи ГАБТУ КА. Это означает, что к нему был проявлен повышенный интерес. Авторами предложения являлись инженеры Ф. Ф. Городков и А. И. Стародубцев из Челябинска.
Трудились они на весьма примечательном заводе № 200. Это предприятие, выделенное в 1941 году из завода № 78 (ныне ООО «Станкомаш»), специализировалось на выпуске корпусов и башен для танков КВ, которыми обеспечивало Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). КБ завода № 200 плотно сотрудничало с конструкторским коллективом ЧТЗ, куда попало немало инженеров, ранее трудившихся на Кировском заводе в Ленинграде. Кроме того, завод № 200 исполнял заказы КБ опытного завода № 100.
С другой стороны, МТ-25 оказался шире, чем даже Т-34
Одним словом, инженеры завода № 200 имели внушительный опыт. Возможно, поэтому изобретение Ф. Ф. Городкова и А. И. Стародубцева оказалось крайне неординарным и обладало целым рядом интересных конструкторских решений.
Сильно потяжелевший А-20
Ещё одним источником необходимой информации стала «личная практика на оборонном заводе» , причём влияние этой самой практики прекрасно видно. В чертах МТ-25 легко угадывается КВ-1. Сохранилась характерная «ступенька» в лобовой части корпуса, а башня представляла собой уменьшенную башню КВ-1. Впрочем, предлагавшийся инженерами завода № 200 лёгкий танк имел ряд принципиальных отличий от КВ-1, и особенно это касается концепции его ходовой части (стилистика исходного документа сохранена):
«Существующие конструкции танков представляют собой, главным образом, гусеничный танк с поднятыми вверх приводными звездочками и неприводными опорными катками. Основной недостаток такого типа танков тот, что при разрушении гусеницы танк теряет способность передвигаться, хотя внутренние механизмы его остались невредимыми. В боевой обстановке остановка танка равносильна его гибели.
Новый тип боевой машины - мототанк, предлагаемый нами, освобожден от указанных недостатков. Мототанк представляет из себя колесную, а в случае необходимости и гусеничную машину, у которой все опорные катки приводные. В случае разрушения гусеничной цепи или части опорных катков, машина не теряет возможности передвигаться и может продолжать поражать противника, или, смотря по обстоятельствам, выйти из боя своим собственным ходом. Новая машина, таким образом, обладает свойством малой уязвимости ходовой части, она живет и движется до тех пор, пока действует ее мотор.
Существующие конструкции гусеничных боевых машин ограничены типом машин по скорости передвижения и маневра не превышающие 50 км/ч, и лишь в колесно-гусеничных машинах она доходит до предела 70–75 км/ч.
Предлагаемый новый тип боевой машины - мототанк - использует ценное качество колесных машин - большую скорость передвижения и маневра. В случае движения на колесах мототанк в состоянии развить скорость до 100 км/ч, а в среднем 40–45 км/ч.
По предлагаемому типу боевой машины могут быть сконструированы легкие, средние и тяжелые типы, так как конструктивные свойства настоящего типа машины „МТ“ позволяют это. Следовательно, область применения предлагаемого типа машины „МТ“ не ограничена и регулируется только стратегическими соображениями командования».
Другими словами, Городков и Стародубцев предлагали возвращение к концепции колёсно-гусеничного танка, причём колёсный ход, по их мнению, должен был стать основным. На сложных участках местности предполагалось использование вездеходных цепей по типу тех, что применялись на грузовых машинах типа ЗИС-33.
Может показаться, что со своим колёсно-гусеничным танком ничего нового инженеры завода № 200 не придумали, но это не так.
Действительно, идеи колёсно-гусеничных танков с приводом более чем на одну ось уже существовали. Большую работу в этом направлении провёл изобретатель Н. Ф. Цыганов. Ещё весной 1934 года он начал разработку колёсно-гусеничного танка БТ-2ИС, имевшего привод на вторую, третью и четвертую пары опорных катков. Манёвренность такого танка оказалась более высокой, чем у БТ-2, но при этом весьма громоздкая система приводов была не слишком надёжной. Дальнейшее развитие конструкции Цыганова использовалось на колёсно-гусеничных танках БТ-5ИС, БТ-СВ и А-20.
На виде спереди и сзади заметно, что МТ-25 должен был иметь объёмные внутренние полости в надгусеничных полках, которые можно было использовать для снарядных укладок и топливных баков
Между тем предложенная челябинскими изобретателями конструкция радикально отличалась от того, что придумал Цыганов. У БТ-2ИС и других подобных танков привод осуществлялся через систему карданных валов. В случае же с МТ-25 предлагалась шестерёночная передача, которая располагалась вдоль борта танка. Она занимала меньше места и была более надёжной. Кроме того, привод с её помощью осуществлялся сразу на все опорные катки.
Помимо этого, на МТ-25, как и на КВ, предполагалось использование торсионной подвески, в отличие от свечной на БТ-ИС и А-20. Такое решение заметно сокращало объёмы, которые занимала ходовая часть внутри танка.
Наконец, ни о каких поворотных колёсах в новом проекте не было и речи. По мнению Городкова и Стародубцева, МТ-25 должен был поворачивать «по-танковому», то есть при помощи бортовых передач и фрикционов.
Схема подвески и привода к опорным каткам
Ходовая часть МТ-25 должна была состоять из шести сдвоенных колёс диаметром 700 мм на борт, при этом ни ленивцев, ни поддерживающих катков не предусматривалось. Размещались колёса в шахматном порядке, что до сей поры в советском танкостроении не использовалось. Додумались изобретатели до этого сами или видели немецкие полугусеничные тягачи - неизвестно. Но, в любом случае, у немецких тягачей шахматное расположение катков было реализовано по-другому.
Подвеска крупным планом
На этом необычные решения в конструкции МТ-25 отнюдь не заканчивались. Крайне интересно выглядел корпус, что, с учётом специализации завода № 200, неудивительно. Как раз в начале 1943 года вовсю шли работы по улучшенному варианту танка ИС-1 (КВ-13), при производстве которого массово использовалось литьё. На МТ-25 инженеры предлагали пойти ещё дальше и использовать литьё гораздо шире. Округлые формы корпуса прямо намекают на то, что катаных деталей в корпусе предполагалось немного.
Учитывая, что ещё осенью 1940 года на Ижорском заводе были проведены успешные работы по изготовлению цельнолитых корпусов КВ-1 и Т-211, использование такой технологии для изготовления корпуса лёгкого танка было вполне возможным. Оставалось только вварить крышу корпуса и установить надмоторную плиту. Толщина брони при этом предполагалась в районе 40–45 мм, то есть на уровне Т-34. Вообще, авторы МТ-25 и сравнивали свой танк с Т-34, но при этом основное вооружение в виде 45-мм (в описании 47-мм) пушки говорит о том, что эту машину, скорее, стоит относить к лёгким танкам. В пользу такой классификации говорит и небольшая длина корпуса - 5,3 метра, что всего на 10 см больше, чем у Т-50.
Нестандартная ходовая часть заметно повлияла и на внутреннюю компоновку танка. Двигатель и трансмиссия находились в кормовой части корпуса, но при этом трансмиссию изобретатели разместили не позади, а впереди мотора. Благодаря этому удалось сократить длину корпуса. Конечно, при таком размещении демонтировать трансмиссию стало бы сложнее, но при этом появлялась возможность обслуживать коробку передач и фрикционы, не выходя из танка.
Само решение перенести трансмиссию вперёд двигателя было продиктовано схемой привода на все колёса. Коробка передач несколько выступала в боевое отделение, но много места не занимала.
В качестве силовой установки для МТ-25 был выбран В-2К, с которым удельная мощность МТ-25 достигала впечатляющих 24 л.с. на тонну. Насчёт заявленных изобретателями 100 км/ч есть определённые сомнения, но максимальная скорость на уровне танка А-20 была вполне достижимой.
Продольный разрез МТ-25. Даже для среднего танка места здесь довольно много
Даже для среднего танка объём боевого отделения у МТ-25 получился довольно большим. За счёт большой ширины корпуса (общая ширина машины составляла 2900 мм) и отсутствия громоздких элементов подвески в бортах внутри небольшого по габаритам танка оказалось очень много места. Это позволило изобретателям оптимистично указать размер боекомплекта для 45-мм пушки в целых 300 выстрелов, а для пулемётов - в 120 пулемётных дисков. Звучит это довольно смело, но достаточно посмотреть на большие объёмы, скрытые в надгусеничных полках, чтобы поверить в правдоподобность подобных расчётов.
Число членов экипажа в башне в проекте не указывалось, но схожесть с башней КВ-1, а также даже чуть больший диаметр погона (1570 мм) говорит о том, что внутри могли разместиться командир, наводчик и заряжающий. Объема башни вполне могло хватить для размещения внутри даже 76-мм пушки. Спереди, в отделении управления, как и на КВ-1, размещались механик-водитель и стрелок-радист.
Предвестник будущих техзаданий
dПроект МТ-25 был рассмотрен, но никаких заключений по нему так и не было сделано. С одной стороны, колёсная схема выглядела слишком смелой, да и выпускать подобную машину было попросту негде. С другой стороны, проработка проекта оказалась на довольно высоком уровне и явно выбивалась из ряда прочих присылавшихся изобретений, как правило, носивших концептуальный характер. По этой причине МТ-25 и «завис» в основной описи ГАБТУ КА, являясь одновременно и малореальной, и любопытной с технической точки зрения разработкой.
Реконструкция внешнего вида МТ-25. Автор - Дмитрий Шувалов
Была, впрочем, и другая причина, почему предложение Ф. Ф. Городкова и А. И. Стародубцева оказалось не в отделе изобретений. Дело в том, что концептуально их танк отлично ложился в тактико-технические требования на новый лёгкий танк, которые начали разрабатывать весной 1943 года. Поначалу в ГБТУ КА попытались на новом уровне возродить Т-50, установив в него 76-мм пушку. Впрочем, довольно быстро боевая масса обновлённого Т-50 достигла 20 тонн, затем перешагнула отметку в 22 тоны, а под конец она составила... да-да, те самые 25 тонн.
Советские танкостроители оказались не первыми, кто дошёл до такой массы у проектируемого лёгкого танка. Первопроходцами оказались немцы, у которых VK 16.02 Leopard по конец разработки весил почти столько же, после чего работы над ним были остановлены, поскольку характеристики лёгкого танка стали больше напоминать характеристики танка среднего.
Следующими оказались американцы, у которых 14-тонный лёгкий танк T7 по итогам превратился в почти 25-тонный Medium Tank M7. Работы над ним тоже были остановлены, но уже на стадии производства, поскольку ещё один средний танк американской армии явно не был нужен.
Интересно, что «пороговая» для лёгких танков боевая масса около 25 тонн неоднократно всплывала в танкостроении и после войны. Ряд французских и американских разработок, часть из которых даже была воплощена в металле, имели схожий боевой вес. И как минимум один танк с похожей массой (Light Tank M41 Walker Bulldog с боевой массой 23,5 тонны) американцы даже запустили в серию.
Реконструкция МТ-25 в World of Tanks
Бурный рост бронепробиваемости танковой и противотанковой артиллерии к началу 1943 года заставил конструкторов танков существенно поднять уровень защиты. К лёгким танкам начали предъявлять требования по бронезащите, которую в начале Второй мировой войны не имели даже средние танки. Подобным образом росли и требования к вооружению. В результате лёгкие танки либо вымерли как класс, либо сильно видоизменились.
В СССР сделали ставку на возрождение танков-амфибий со значительно более мощным вооружением, так появился ПТ-76. В США поначалу выбрали концепцию слабо бронированных, но при этом очень подвижных и хорошо вооружённых лёгких танков (Light Tank M24 и Light Tank M41), но в конце концов тоже пришли к танкам-амфибиям (M551 Sheridan).
Для 1943 года весовая категория в 25 тонн, выбранная изобретателями МТ-25, оказалась слишком смелой: в это время танки с такой массой относились ещё к среднему классу. Если бы удалось поднять весовую планку лёгких танков до этого уровня, концепция более дешёвой, лёгкой и подвижной, чем средние танки, машины с сопоставимыми толщиной брони и вооружением могла бы успешно развиваться ещё несколько лет.
История, впрочем, не терпит сослагательного наклонения. К тому же ситуация в советском танкостроении в 1943–45 годах оставляла такой машине очень мало шансов. 25 тонн массы означали, что для производства такого лёгкого танка потребуется сборочное предприятие с производственными мощностями, аналогичными тем, которые были необходимы для выпуска Т-34. В условиях, когда заказ на Т-34 был наиболее приоритетным, новый танк с сомнительными перспективами оказывался без производственной базы.
МТ-25: есть ли жизнь после Т-50-2?
Обзор, но не гайд
С Новым патчем, с Новым нерфом! Да уж, грустноватое поздравление
вышло, но ничего: игра меняется, и, все-таки, в лучшую сторону. Я
пишу эти строки, а в это время мой клиент World of Tanks пытается
войти на сервер, который всё никак не запустят после
обновления.
А срочно залогиниться я хочу затем, чтобы одним из первых
плюхнуться в МТ-25 – танк, который пришел на смену легендарному
светляку Т-50-2. Поиграю, оценю, поделюсь впечатлениями и сравню с
тем, что было.
Заранее хочу предупредить о двух моментах: будет много букв и мало
конкретных советов. Я не набрался большого опыта игры на этом
танке, поэтому речь будет идти о первом взгляде на новую технику, а
не о гайде.
Таковы реалии игровых изменений – кому-то обновление нравится,
кому-то – нет. Я, например, был рад нерфу артиллерии. Но сейчас
разработчики взялись за легкие танки, и уже моя очередь быть
недовольным.
И для недовольства достаточно поводов: разработчики планомерно
уничтожают любимые многими игроками легкие танки 5-го уровня. С
немецким VK2801 они успели расправиться уже дважды. Теперь пришел
черед «мопеда» - Т-50-2. И вот остается «последний из могикан» -
M24 Chaffee. Напомню, что танки из этой троицы были своего рода
первопроходцами среди класса ЛТ. Эти машины были первыми в игре
легкими танками 5-го уровня – топами своего класса с довольно
сильным потенциалом влияния на исход боя.
Что ж, держись, Чаффи, ты последний, а я уже перестану «растекаться
мыслью по древу» и перейду все-таки к предмету обзора – легкому
танку МТ-25.
Приемный сын
Первый бой на МТ-25. Как и у других игроков, у меня вырывается
разочарованное «это совсем не Т-50-2». От поворотливости «мопеда»
не осталось и следа, намного ухудшился разгон машины.
Однако, вернувшись в ангар после боя, я обнаружил, что не посмотрел
на «обвес» и поехал воевать на танке в его стоковой комплектации.
Постучав себе по забывчивой головушке кулаком богатырским, я
укомплектовал подопытную машину топовыми модулями и снова
отправился в бой.
Как ни странно, из этого боя я приехал уже с «Разведчиком», попутно
успев нанести кое-какой урон по вражеской ПТ-САУ. Так что тем, кто
сильнее всех убивается по «уходу» Т-50-2 я бы посоветовал для
начала проверить, какие модули стоят на танке.
Однако я все же не буду утверждать, что МТ-25 лучше, чем его
предшественник. Это не совсем так, хотя на первый взгляд все
характеристики танка стали только лучше. Судите сами:
МТ-25 во всём лучше, чем Т-50-2. Вернее все «циферки» в его ТТХ
больше (за исключением равных обзора, макс. скорости и мощности
радиостанции). Но больше у МТ-25 и «циферки» в графе «Масса»: он на
10 тонн тяжелее, чем Т-50-2, в то время как мощности их двигателей
отличаются всего на 50 лошадиных сил. Массу танков я сейчас
указываю без дополнительного оборудования.
В полностью топовой комплектации и с оборудованием МТ-25 весит
25.83 тонны. Танк можно немного облегчить, если заменить топовое
орудие 57мм ЗиС-4 на автомат 37мм Ш-37. Но так или иначе удельная
мощность двигателя у МТ-25 будет приблизительно равна 23 л. с. на
тонну, в то время как у Т-50-2 этот показатель был равен примерно
35 л. с. на тонну.
Такое уменьшение удельной мощности не могло не сказаться на
динамике танка. Там, где Т-50-2 набирал максимальную скорость за
считанные секунды, МТ-25 держит примерно 60 км\ч. Разгон с места
стал более тяжелым. Поворотливость тоже на первый взгляд
ухудшилась, хотя скорость поворота шасси у МТ-25 выше, чем у
Т-50-2.
Но стал ли МТ-25 надгробной плитой над убранным «полтинником»?
Поначалу я был уверен, что ответ – да. Потом у меня и моего соклана
завязался спор на эту тему. Он высказал мысль, что более тяжелый
МТ-25 значительно увереннее передвигается по карте, нежели это
делал в последнее время Т-50-2, и происходит это именно благодаря
увеличенному весу.
Что ж, мне не хочется соглашаться, но нужно признать: это
действительно так. Т-50-2, хоть он и был достаточно большой
неприятностью для врагов, с введением новой модели физики заметно
сдал позиции. Там, где раньше «мопед» мог чуть ли не несколько
минут вертеться без потери скорости, с новой физикой появились
серьезные опасности. Основные из них: заносы от резких поворотов,
подпрыгивания на кочках, из-за которых рвались гусеницы,
возможность утонуть в луже или по неосторожности свалиться с обрыва
и погибнуть.
С одной стороны, легендарная юркость и поворотливость Т-50-2 никуда
не делась, но с другой – игрок на этом танке был вынужден
поворачивать гораздо осторожнее, чем раньше. Попав в занос, Т-50-2
почти останавливался, что дальше с ним происходило – знаете сами.
Благодаря увеличенной массе МТ-25 испытывает гораздо меньше проблем
с заносами, и поэтому может себе позволить более-менее резкие
повороты, затрудняющие противнику прицеливание.
Что ж, проверим на деле, каково на МТ-25 светить?
«Ололо» свет на МТ-25 – это реальность?
Ради эксперимента я подобрал следующую конфигурацию танка: заменил орудие на самый легкий автомат Ш-37, установил в расходниках «масло» и «подкрученный регулятор оборотов».
Как заправский краб, рак и олень (три в одном!) я отправился в бой,
чтобы в самом начале поехать на базу врага, покуролесить там и
попытаться уехать живым. Выжить не получилось, но заработать медаль
«Разведчик» мне удалось. Как и уверял меня соклан, МТ-25 вполне
достойно маневрирует, и чтобы убить вас, врагу придется очень
хорошо прицелиться. Но, согласитесь, особо меткие враги запросто
сбивали раньше и «залётных» Т-50-2.
«Ололо»-свет изучили. Танк вполне может доехать до артиллерии
противника под плотным огнём. Маневренности и скорости ему для
этого вполне хватает.
Порхать, как бабочка, и жалить, как оса?
Настало время попробовать более осмысленную тактику действий. На
Т-50-2 я больше всего любил заставлять врагов нервничать. Появиться
на одном фланге, куснуть кого-нибудь в бок, удрать, появиться на
другом – повторить. Дождаться, когда появится коридор к вражеской
арте – и поминай как звали. Справится ли с этой задачей МТ-25?
Для того, чтобы жалить, нам придется снова поменять орудие. Автомат
– совсем никчемная пушка для танка 6-го уровня, с ним повредить
можно разве что артиллерию, да и то не за каждый выстрел. Поэтому я
решил пожертвовать массой и вернуть топовую пушку 57мм ЗиС-4.
Именно с этим орудием МТ-25 сможет если не порхать, то хотя бы
жалить. Отличная скорострельность, хорошее время сведения и высокая
для 6-го уровня точность. Для того, чтобы «порадовать» вражеский
танк в борт или корму, чаще всего будет достаточно обычных
бронебойных снарядов. Но главный «изюм» - это пробитие
подкалиберного снаряда: 189мм.
Сильно огорчает только низкий средний урон – 85хп. Тот же VK2801 до
недавнего времени имел 150мм пробития и 350 хп урона премиумным
снарядом, но теперь пробитие ему уменьшили до 104мм. Остается
надеяться, что орудие МТ-25 не тронут, и при необходимости этот
танк будет иметь возможность расстреливать крепкого противника даже
в лоб.
Первый бой, когда я пытался подсвечивать на разных направлениях, не
задался. Не задался и второй. Меня быстро выцеливали и сливали.
Загвоздка опять оказалась в массе. Как я уже сказал, танк
достаточно хорошо маневрирует и неплохо разгоняется, однако всё
равно нужно помнить, что это – не Т-50-2. На МТ-25 маршрут нужно
планировать так, чтобы в поле зрения врага вы ни в коем случае не
ехали в гору – это «полтинник» мог спокойно подниматься по склону
на скорости 65км/ч, а МТ-25 одолевает склоны медленнее, за что и
бывает наказан.
В общем, не буду лить воду, а скажу, что «порхать, как бабочка» у
меня не получилось. Вроде бы стараешься сильно не наглеть, но
мотание по флангам приводит к быстрой гибели. Нервировать врагов
одним своим присутствием, как это часто срабатывало на Т-50-2, не
получается. Это навязывает танку роль, более близкую для Чаффи –
светить предельно осторожно, а когда враги заняты, расстреливать их
борта и спины. Особенно хорошо танк справляется с не самым красивым
занятием – охотой за недобитками.
Вывод? Жалить – получается, порхать – не совсем. Орудия стали более
меткими, а МТ-25 - менее динамичным, чем «полтинник». Такое
сочетание чаще заканчивается в виде горящего МТ-25, чем большим
уроном по засвету.
В процессе обкатки танка выявилось и то, что на МТ-25 неплохо
получается таранить. Масса этого танка теперь схожа с массой
VK2801. Нет, не нужно налетать на тяжелые танки, а вот многие ЛТ об
МТ-25 могут и убиться.
Вместо вердикта
Главный вопрос, которым я задаюсь после написания этого обзора: а
нужно ли было заменять Т-50-2? На мой взгляд, достаточным нерфом
для него стала опасная физика, повышенная точность танковых орудий
и серьёзный нерф артиллерии (в частности, скорострельности).
Из-за всего этого роль активного света значительно уменьшилась.
Т-50-2, который раньше был завсегдатаем в абсолютных ротах и на
Глобальной карте, уже давно подвинут оттуда средними танками 10
уровня. Кроме того, я не могу сейчас припомнить случай, чтобы за
последние пару месяцев меня на артиллерии уничтожал Т-50-2.
Бороться с этим танком большинство игроков научилось уже давно, и
уже давно он – не тот ужас для всей вражеской команды, которым был
раньше. Но все-таки он оставался достаточно «фановым» танком, и
теперь его нет.
МТ-25 – это не Т-50-2. Это нужно запомнить и понять в первую
очередь. На более тяжелом и «тугим» на разгон МТ-25 возникают мысли
о том, чтобы на первое место передвинуть «покусывание» врага из
точной и скорострельной пушки, а высокую мобильность использовать в
других целях, нежели чем активный засвет противника.
Ну а любителям заехать на базу врага в стиле «ололо-свечу!» могу с
уверенностью сказать: эта тактика всё ещё работает.
На этом я заканчиваю свой «поток сознания». Я собираюсь сыграть на
МТ-25 хотя бы сотню боев, после чего приступлю уже к написанию
гайда – с советами, примерами, параметрами, модулями и умениями
экипажа. Там же я оформлю и историческую справку.
Желающих продолжить размышления о судьбах наших светляков приглашаю
в комментарии – пообщаемся, поспорим. Заодно я смогу собрать больше
информации для гайда. Спасибо за ваше внимание!
Динамичных вам боёв и «железных» результатов!
Здравствуйте, уважаемые танкисты. Сегодня мы поговорим о танке, который пришел к нам вместе с патчем 0.8.7 (пока только в тестовом виде). Многие недовольны этим «клопом», но как всегда - нет доверия всему новому и чуждому. Будем наедятся, что эта машина найдет своих поклонников, и возможно даже, достойно заменит своего предшественника. Встречайте, МТ-25!
Чтобы получить МТ-25 вам нужно заработать 24.400 опыта на танке КВ-1С, что есть немного странно. Если же у вас был до патча, то МТ-25 будет выдан взамен, с полной компенсацией экипажа, модулей и прочих мелочей. Стоимость МТ-25, ориентировочно, будет составлять 725.000 серебра. Что касается экипажа, то есть три варианта для его обучения и посадки на танк:
- Бесплатный вариант. Если до патча 0.8.7 у вас был Т-50-2 с хорошо прокачанным экипажем, то весь экипаж для МТ-25 (вместе с самим танком) в 0.8.7 уже будет переобученный и, что самое главное, вы получите все это совершенно бесплатно в виде компенсации. Также вы бесплатно получите 100% радиста для МТ-25, в связи с изменением в составе экипажа (также бесплатно).
- Обучение за золото. Если же вы решите прокачать МТ-25 после того, как он появится в новом патче, то я настоятельно советую вам обучить экипаж за золото для этого танка. Как мы знаем, ТТХ танка раскрываются в полном виде только при 100% танкистах, поэтому не стоит мучатся на 50% или 75% «человечках». Такое обучение будет стоить 5 * 200 = 1000 золота.
- Обучение за серебро. Если у вас, по каким-то причинам, нет золота, то вы можете обучить экипаж для МТ-25 за игровое серебро. Обойдется такое обучение в 20.000 * 5 = 100.000 серебра.
Поскольку МТ-25 - легкий танк, то камуфляж является очень важным улучшением для него. Обязательно ставим и не экономим на этом. Стоимость камуфляжа на месяц составит 3 * 60 000 = 180 00 кредитов.
Дерево исследований
МТ-25 - легкий танк 6-го уровня. Поскольку мы имеем повышенный уровень боёв, то должны довольно быстро выйти в топовую комплектацию (исключительно за счет нашей первоочередной задачи - свет). Но давайте подробнее рассмотрим доступные для МТ-25 модули.
Как и Т-50-2, у нас есть очень «большой выбор» орудий - целых 7 штук. Но по факту, такое разнообразие существует только в картинках, в реальности же мы будем использовать только одно (и особого выбора у нас не будет). Самым лучшим их них является 57 мм ЗиС-4, которое имеет наилучшее пробитие.
Башни у нас две - стоковая и топовая. Топовая башня добавит нам немного бронирования и +40м к обзору, а также даст возможность установки орудия 57 мм ЗиС-4.
Двигатели, как по параметрам, так и по названиям, точно такие же, какие были у Т-50-2. Для легкого танка количество «лошадок» очень важно, ведь львиная доля зарабатываемого нами опыта приходиться как раз таки на засвет, который напрямую зависит от нашей скорости и динамики. Поэтому хороший двигатель - залог успешных боев для нас.
Ходовая часть была полностью изменена и теперь имеет большую максимальную нагрузку (в связи с увеличением веса самого танка) и даёт нам возможнсть разворота на месте, что раньше было недоступно. Также, гусеницы колесного типа, скорее всего, позитивно отразяться на наших полетах с трамплинов при приземлении с них.
Рации также остались полностью аналогичными. Рация также является одним из основных атрибутов нашей машинки, посколько хороший радиус позволит нам успешно передавать нашим союзникам данные о враге, с чего собственно говоря, и получать бОльшую часть опыта.
Прокачка
В общем и целом, прокачка МТ-25 до топового состояния происходит довольно быстро. На это влияет невысокий уровень машины и высокие показатели получаемого опыта.
Устанавливаем модули в таком порядке:
- Ходовая
- Двигатель
- Рация
- Башня
- Орудие
Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации
Плюсы
- Хорошая динамика и скорость
- Возможность заработка огромных показателей опыта
- Невозможно уйти в минус, катаясь при этом в «топовых» играх
Минусы
- Не самый лучший обзор и радиостанция на уровне
- Не самое лучшее вооружение на уровне
- Повышенный уровень боёв для 6-го уровня, при ТТХ 5-го уровня.
Балансный вес
МТ-25 имеет свой личный балансный вес. Он попадает в игры от 6-го до 11-го уровня (включительно).
Прибыльность
Скорее всего, МТ-25 будет приносить вам стабильный заработок даже без премиум-аккаунта. В хороших играх будет возможность получать очень солидные суммы. Если же у вас есть ПА, то, играя в удовольствие, вы не заметите как у вас будут копиться «лишние» миллионы.
Тактика
Начать нужно с того, что для светляка (с таким вооружением, как у нас, то есть не самым лучшим) есть два типа поведения на поле боя: активный или пассивный свет. Эти тактики сильно отличаются друг от друга, но оба типа довольно сложны. Если вы хотите УСПЕШНО заканчивать бои (даже проигрышные), то для этого вам нужно будет обладать знанием об основных танковых переездах, невидимых местах для засвета, углы, под которыми вас смогут прострелить из-за холма - то есть такие мелочи, которые приходят с опытом. Ну и конечно, вряд ли вы получите какой-то опыт, если ваши союзники не будут «дамажить», ведь именно за их дамаг по вашему засвету, вы и получаете ваши кровные. Также не стоит забывать, что одной из ваших основных задач на МТ-25 - это убийство вражеской арты. Хоть в теперешних реалиях арты не так много, как раньше, но всё же она есть, так что поохотиться будет на кого. В любом случае, вам стоит искать даже самую малую брешь в обороне противника и если такая возможность появляется, вы с легкость сможете подпортить жизнь многим топам, зайдя в тыл. Изучайте карты и нагибайте рандом. Удачи!
Дополнительное оборудование
МТ-25 - это классический светляк. Исходя из этого, можно выделать две тактики игры на нём - активный или пассивный свет (зависит от ваших личных предпочтений). Для активного света оптимальным вариантом будет использование такого оборудования, как «просветленная оптика», «улучшенная вентиляция» и «рессоры». Оптика даст нам обзор в движении, вентиляция улучшит все показателя, а рессоры уберегут от повреждения ходовой, при опасных прыжках. Для пассивого же света вам нужно будет установить «стереотрубу», «вентиляцию» и «маскировочную сеть». Вы понимаете, что эти два стиля очень сильно отличаются, поэтому решать какой из них выбрать должны вы сами. Стоимость каждого девайса указана ниже.
- «Просветлённая оптика» - 500.000 серебра
- «Улучшенная вентиляция Класс 1» - 50.000 серебра
- «Усиленные торсионы 1 т класса» - 20.000 серебра
- «Маскировочная сеть» - 100.000 серебра
- «Стереотруба» - 500.000 серебра
Снаряжение
- Рем.комплект
- Аптечка
- Ленд-лизовское масло
Рем.комлект и аптечка покупаются обязательно. Поскольку я считаю, что улучшать нужно сильные стороны, а нашей сильной стороной является именно динамика, то в третий слот лучше всего будет поставить «масло». Но если вы сторонник «старой школы», то можете использовать огнетушитель.
Перки для экипажа
Командир
- Маскировка
- Шестое чувство
- Орлиный глаз
Наводчик
- Маскировка
- Снайпер
- Ремонт
Механик-водитель
- Маскировка
- Виртуоз
- Король бездорожья
Радист
- Маскировка
- Радиоперехват
- Из последних сил
Заряжающий
- Маскировка
- Опционально
- Опционально
Главное умения для нас, как для светляка - это масировка. Ее качаем в первую очередь. Далее прокачиваем шестое чувство для командира, которое будет уведомлять нас о нашем засвете. Также очень полезными будут перки на обзор, такие как орлиный глаз и радиоперехват. Заряжающему же можете прокачивать те умения, которые вам будут по душе.
Уязвимые места машины
В тех боях, в которых МТ-25 проводит большую часть времени, его уровень бронирования не позволяет на что-то рассчитывать. От попаданий нас может спасти только наша хорошая динамика и скорость. Но всё же, знать расположение модулей и экипажа - очень важно. Об этом вы сможете узнать, посмотрев на картинки ниже.
Оранжевый - командир, наводчик, заряжающий
Красный - двигатель, баки, трансмиссия
Зеленый - легкопробиваемые зоны
Белый - боеукладка
Синий - механик-водитель
Несколько хороших видеообзоров МТ-25