Вывоз тко расшифровка за что платим. Обращение с ТКО - что это в квитанции? Твердые коммунальные отходы
Коммунальные отходы – новое понятие, появившееся только в 2014 году. Пока люди не могут правильно понимать их, поэтому требуется исчерпывающая информация по данному вопросу. Причиной необходимости является новая статья ежемесячных расходов населения, неожиданно появившаяся в 2016 году. Пора разобраться в подробностях и понять, какие изменения были внесены.
Изменения в законодательстве об отходах
ТБО – понятие, использовавшееся десятилетиями. Их вывоз регулярно производился организациями, за которые несли ответственность федеральные власти. Такое состояние сферы работы с населением долго сохранялось на территории страны, но в 29 декабря 2014 года было вынесено решение, что регионы начнут самостоятельно заниматься уборкой.
Изначально давался 1 год на реорганизацию, которая была успешно проведена. После этого понятие твердых коммунальных отходов осталось в прошлом, поэтому его можно не рассматривать в сравнении. С 1 января 2016 года на всей территории Российской Федерации начала действовать новая статья законодательства. Она призвана исправить состояние на местах, обязав региональные власти полноценно осуществлять вывоз мусора.
Содержание новой статьи законодательства
В соответствии с Федеральным законом №458 для обращения с любыми твердыми коммунальными отходами будут использоваться ресурсы местного самоуправления. Переход управления с федерального уровня на региональный оказался сложной задачей, так как параллельно полностью устраняются государственные организации, отвечающие за выполнение необходимых действий.
Теперь выполнение поставленной задачи должен осуществлять региональный оператор по обращению. В его обязанности входит контроль над компаниями, которые на основании договора будут удалять коммунальные отходы. Что такое полный перенос ответственности, понять сложно. Для этого придется подробно рассмотреть основные действия, которые способствовали внедрению новой статьи на местах.
Действия по организации региональной работы
Уборка твердых коммунальных отходов в регионах сейчас осуществляется в соответствии с обновленной статьей законодательства. Для этого были проведены серьезные работы. Какие действия предприняли власти для обеспечения чистоты в городах?
- Передача управления региональным властям;
- Появление операторов;
- Лицензирование компании для вывоза мусора.
Твердые повседневные коммунальные отходы оказались серьезной проблемой. Ранее необходимые денежные средства перечислялись из федерального бюджета почти без ограничений, но на местах их не оказалось. В отдельных областях обращение с любыми твердыми коммунальными отходами потребовало категорических преобразований, и года на них оказалось недостаточно.
Обязательства лицензированных компаний
Удаление твердых коммунальных отходов обязано производиться специализированными компаниями. После тщательной подготовки и проверки им выдавалась лицензия на указанную деятельность, но в ней отмечены жесткие обязательства. Входящий указ требует полного выполнения всех действий. О чем идет речь?
- Уборка отходов ТКО;
- Утилизация всех видов ТКО;
- Переработка мусора.
Фирмы на местах оказались неготовыми к подобным действиям. Сегодня по обращению с отходами созданы специальные контролирующие органы на местах. Они призваны осуществлять регулярную проверку каждой организации для предоставления услуг населению. Исходя из статьи законодательства, людям придется платить намного больше, поэтому им требуется результат, хотя такое правило обычно не подтверждается.
Как перемены отразятся на населении?
О твердых коммунальных отходах пока знают немногие люди, но им присланы новые платежки для перевода средств. Такая ситуация поразила многие семьи, ведь обновленное обращение с различными твердыми коммунальными отходами повлияло и на население. Что произошло?
- Изменение списка плательщиков;
- Изменение тарифов;
- Изменение графика вывоза.
Незыблемое подсказывает, что каждое изменение в законодательстве неприятно отражается на владельцах жилья. На этот раз ситуация повторилась, поэтому пора подробно разъяснить тонкости каждого пункта. Плательщики должны отлично знать, за что отдают деньги, поэтому им требуется полезная информация.
Изменение списка плательщиков
Бытовой мусор всегда был проблемой частного сектора. Владельцы домов не передавали деньги государству, а госслужбы убирали контейнеры, заставляя население искать иные варианты. После преобразований в список плательщиков попали даже жители муниципальных частных домов. Им ежемесячно придется перечислять определенную сумму, как и всем остальным.
Изменение тарифов
Размер ежемесячных выплат зависит исключительно от региона и лицензированной компании и высчитывается на уровне местного самоуправления.
Для обращения с любыми твердыми коммунальными отходами из федерального бюджета средства перечисляться больше не будут.
Результатом станет дополнительная нагрузка на местное население. Пусть суммы будут незначительными, но перерасчет на несколько лет, покажет немалые лишние затраты.
Изменение графика вывоза
После получения лицензии компания по собственному желанию меняет график уборки и утилизации. Для обращения с разными твердыми коммунальными отходами они не будут прибывать несколько раз в день, как это делала государственная организация. Точный расчет показал, что в отдельных районах крупных городов вывозить мусор можно всего несколько раз в неделю. За такой срок контейнеры наполняются, а работа становится прибыльной. Только владельцам прилежащих жилых домов и квартир придется снова столкнуться с неприятным запахом и загрязненными улицами, как это было несколько лет назад.
Перемены в законодательстве внедрялись на протяжении целого года. Этого срока все равно не хватило на местах, поэтому последствия преобразований пока остаются неясными. Да, крупные компании получили необходимые разрешающие бумаги, но их деятельность пока остается недостаточно плодотворной. Владельцам жилья же уже приходится регулярно отдавать собственные деньги, хоть они не всегда понимают, за что.
Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.
Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».
Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.
Региональная программа
Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .
- выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
- установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
- утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
- разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.
В региональную программу должны входить:
- целевые показатели;
- список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
- сведения об источниках финансирования;
- другие вопросы.
В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:
- местоположении источников образования ТКО;
- количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
- целевых показателях;
- местоположении сбора и накопления мусора;
- местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
- схеме потоков отходов, включая ТКО.
Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО
С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.
Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.
А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.
Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).
Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.
Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.
Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.
Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .
Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.
На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?
Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?
Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006
В предыдущих статьях мы рассказали о правах и обязанностях исполнителя и потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Сегодня мы поговорим о формулах для расчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Раздел II(1) с этими формулами в ПП РФ N 354 внесло постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 .
Порядок расчёта до принятия нормативов ТКО
Регионы РФ не позднее 1 сентября 2017 года должны утвердить нормативы накопления ТКО. Пока они это не сделают, плату за вывоз мусора нужно рассчитывать по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) из приложения N 2 к ПП РФ N 354 . В этих формулах учитывается объём вывезенных контейнеров.
Первая и вторая формулы понадобятся для расчёта размера платы за ТКО для жилого помещения. Для первой формулы важно знать количество граждан, которые проживают в помещении, не важно, постоянно или временно, и объём вывезенных контейнеров.
Вторая формула отличается от первой тем, что для неё понадобится информация об общей площади помещения.
Третья формула нужна для расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении.
Порядок расчёта после принятия нормативов ТКО
С 1 сентября 2017 года расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО нужно производить по нормативу. До 1 сентября четыре месяца, времени достаточно, но, по сложившейся традиции, будут регионы, которые не успеют установить нормативы.
Предлагаем решать проблемы по мере поступления и о том, что делать, если норматив не будет утверждён, говорить после 1 сентября.
Первая группа формул предназначена для жилых помещений. В формуле 9(1) учитывается количества граждан, которые постоянно или временно живут в помещении.
Во второй формуле расчёт размера платы ведётся по общей площади на основании нормативов накопления ТКО.
Рассчитывать плату для нежилого помещения после принятия нормативов нужно будет по следующей формуле.
В «Южноуральскую панораму» обратились жители домов управляющей компании «ДЕЗ Калининского района». По их словам, жильцам в последнее время стали начислять двойные платежи за вывоз мусора.
И действительно, в их квиточках значатся не только привычные ТБО - твердые бытовые отходы, но и некие ТКО - твердые коммунальные отходы. Жильцы недоумевают, в чем разница и почему обычный, казалось бы, мусор разделили «по бумажным фракциям». Немало сомнений вызывает и схема начисления этих платежей: откуда вдруг даже у добросовестных плательщиков появились большая задолженность за вывоз мусора?
Ушли к «тезке»
«ЮП» обратилась за разъяснением в челябинский МУП «Горэкоцентр», который вывозит мусор на городскую свалку. Но там заявили, что в их квитанциях фигурируют только твердые бытовые отходы. Что же касается УК «Дирекция единого заказчика (ДЕЗ) Калининского района», то эта компания в октября 2014 года расторгла договор с «мусорным МУП», и заключила новый - с частной структурой, которая к нему никакого отношения не имеет, но носит то же название - ООО «Горэкоцентр».
Чем вызван этот шаг, и почему возникли разночтения?
Эти две строчки в квитанциях появились из-за смены подрядчика, - заявляет Ольга Бородина, старший бухгалтер по оплате услуг ЖКХ управляющей компании «ДЕЗ Калининского района» . - Для жильцов, накопивших задолженность МУП, это оплата за вывоз ТБО. Но появилась и новая строчка - плата за сбор и организацию вывоза ТКО - твердых коммунальных отходов, которые будут перечисляться ООО «Горэкоцентр».
Однако внятно разъяснить, чем отличается ТБО от ТКО, бухгалтер так и не смогла, посоветовав обратиться в мэрию и к мусорному перевозчику.
«Мусорный» регоператор?
На самом деле между ТБО и ТКО разницы нет, - сообщила Юлия Гришакова, директор ООО «Горэкоцентр» . - Это все тот же бытовой мусор, и его «селективый сбор» для переработки, как и отдельный вывоз пищеотходов, мы пока не практикуем. Этот термин мы позаимствовали в изменившемся федеральном законодательстве и уже используем его не только для домов «ДЕЗ Калининского района», но и «Ремжилзаказчика», других управляющих компаний, с которыми работаем.
Дело в том, что с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления». В них уже значатся не твердые бытовые, а твердые коммунальные отходы. Мало того, в ближайшей перспективе предполагается создание еще одного регионального оператора, но уже не для сбора за капитальный ремонт, а платы за сбор, вывоз и размещение ТКО.
Но это пока дело будущего, сегодня эти платежи идут «через кассу» управляющей компании. К тому же, как пояснила Юлия Гришакова, раньше законом не требовалось оформлять лицензию на сбор и вывоз мусора, и у ее фирмы этого разрешения нет. Хотя по новому закону, поскольку идет речь об обеспечении экологической безопасности, лицензию в будущем придется все же оформить. К слову, у тезки МУП такая лицензия уже имеется, причем не только на вывоз мусора, но и на его размещение и утилизацию на полигоне ТБО.
С 1 января будущего года в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве органы местного самоуправления уже не будут отвечать за сбор, вывоз, размещение и утилизацию бытовых отходов, - комментирует Алена Юшкова, заместитель начальника управления экологии администрации Челябинска . - Эта забота переходит правительству области. На конкурсной основе будет выбран региональный оператор, которому делегируют эти полномочия. Тогда термин ТКО полностью заменит нынешний ТБО. А что касается платы за вывоз мусора, я считаю, более приемлема схема, когда платежи идут напрямую поставщику услуг, а не через управляющую компанию, так называемые прямые договоры. Она уже прижилась в Челябинске и позволяет уйти от задержек с перечислением средств, других сюрпризов недобросовестных коммунальщиков.
Жилищные или коммунальные?
Но насколько обоснованно такое двойное наименование услуг по вывозу мусора? И как при этом формируется тариф? Как объяснили в областном министерстве тарифного регулирования и энергетики (бывшем ЕТО), в этой структуре регулируют тарифы только на коммунальные услуги, а вывоз ТБО таковым не является. Он входит в разряд жилищных услуг, и тариф на него утверждается на муниципальном уровне. А обоснованность размеров оплаты отслеживает региональная структура - Государственная жилищная инспекция.
В наших нормативных документах по-прежнему фигурирует термин «твердые бытовые отходы», - говорит Ольга Нежаренко, начальник отдела обоснованности платежей за услуги ЖКХ Госжилинспекции . - Непонятно, почему название платы за вывоз мусора изменили без согласования с нами. Даже если на федеральном уровне вводится термин ТКО, вряд ли правильно использовать его наряду со старым, еще до изменения нормативных документов. Из-за этого может возникнуть путаница.
Однако возникает вопрос: почему жильцам не разъяснили, каким образом появились два «мусорных сбора» с разными названиями? На сайте управляющей компании такой информации нет, объявления на подъездах, по словам жителей домов, не появлялись. Да и сам термин «коммунальные отходы» по отношению к одному из видов жилищных услуг, плата за которые входит в «жэковское обслуживание» жилья, вызывает, мягко говоря, недопонимание. Не исключено, что в скороспелый закон будут внесены свои коррективы.
Почему при смене подрядчика не посоветовались с нами, не провели общее собрание? - спрашивают жильцы. - Ведь этот вопрос напрямую затрагивает нас, полноправных собственников квартир. Нам не понятно, что мы выгадали от смены мусорного подрядчика и появления «двойных платежей», механизм начисления которых нам не объяснили, а лишь поставили перед фактом. Откуда, если большинство жильцов платят вовремя, вдруг появились громадные «мусорные» долги? Сегодня, когда сфера ЖКХ должна быть прозрачной и понятной всем, многое остается тайной за семью печатями...
Пока нам таких обращений не поступало, но это тревожный сигнал, - говорит уполномоченный по правам потребителей в сфере ЖКХ в Челябинской области Анатолий Вершинин .- Здесь нужно разбираться. Мы проведем общественное расследование инцидента,если потребуется, привлечем прокуратуру, правоохранительные органы. Но для этого нужно, чтобы жители пришли ко мне на прием или направили официальное обращение. На мой взгляд, пока не будет ясности, следует воздержаться от платежей прежнему перевозчику ТБО, поставив об этом в известность все стороны «мусорного конфликта». Если эта информация подтвердится, мы сделаем все, чтобы привлечь нарушителей к ответу.
1 января 2016 г. вступили в силу важнейшие изменения, внесенные в законодательство об отходах производства и потребления. Однако нормативно правовая база оказалась не готовой к нововведениям . Так, к примеру, был перенесен срок вступления в силу требования о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами с 1 января на 1 июля 2016 года, возвращен и уточнен коэффициент 0,3 применяемый при расчете платы за НВОС (в части размещения отходов). Законодательные положения сформулированы теперь таким образом, что после 1 июля 2016 года лицензия для осуществления работ по сбору отходов I-IV классов опасности потребуется любому хозяйствующему субъекту, который взаимодействует с посредниками, принимая у них отходы, в целях транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Остановимся кратко на твердых коммунальных отходах (далее - ТКО). Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) впервые ввел новое понятие «твердые коммунальные отходы » (ТКО) и предусмотрел особые правила по обращению с ними.
Твердые коммунальные отходы - отходы , образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
По нашему мнению представляется, что к последнему виду ТКО можно отнести твердые отходы потребления (пищевые и упаковочные отходы, тара, макулатура, бытовой и офисный мусор и иные подобные виды отходов), образующиеся при функционировании торговых точек, пунктов общественного питания, жилищно-коммунальных предприятий, иных учреждений.
Таким образом, в федеральном законодательстве, теперь закреплены важнейшие для развития рынка услуг по обращению с отходами обязанности граждан - собственников ТКО. Попытки закрепления указанной обязанности предпринимались и ранее в форме различных законодательных инициатив, в т.ч. и на местном уровне, однако в данном случае законодателем были приняты комплексные изменения, закрепившие систему норм, устанавливающих новые правила по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО.
Отметим, 1 января 2016 г. вступил в силу п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
По сообщениям ряда местных СМИ проблема для Омска - одна из животрепещущих. Граждане зачастую без оформления договорных отношений пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или, того хуже, выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений. Излишне говорить, что помимо создания неприглядного пейзажа для городской черты это приводит к загрязнению, засорению земель , уничтожению плодородного слоя почв земель сельскохозяйственного назначения, наносит существенный вред окружающей среде и здоровью людей.
Тем же гражданам, проживающих преимущественно в индивидуальных жилых домах и являющихся собственниками образуемых ими ТКО, кто уклоняется от заключения договоров (либо не заключил договор) на сбор, транспортирование и размещение ТКО, теперь по закону может грозить административная ответственность.
Зам. директора ЦЛАТИ по Омской области
Обновлено 2017