Выводы по теме самообразования. Организация работы по самообразованию воспитателя
Сущность самообразования и его необходимость
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Наиболее часто используемые формы организации самообразования - это:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков.
5. Индивидуальная работа по самообразованию, технологию которой рассмотрим подробно.
Планирование процесса самообразования
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1‑й этап
- диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" - для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.
2‑й этап
- практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап
- обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4‑й этап
- внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Как выбирается тема
Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках… (предмет)».
Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования личности гражданина», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».
Как правильно формулировать тему самообразования
Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три част
I часть
(основная часть: содержит проблему) |
II
часть (связующее звено) |
III часть
(аспект, через который будет решаться обозначенная проблема) |
Совершенствование … Формирование… Интеграция … Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование … Управление… Повышение … Разработка … Реализация … Создание … |
… как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм… |
… развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации |
Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»…
Темы не должны быть:
- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Формулировка цели и задач самообразования.
После того, как выбрали тему самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;
3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования - это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
1. название темы;
2. цели;
3. задачи;
4. предполагаемый результат;
5. этапы работы;
6. сроки выполнения каждого этапа;
7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
8. способ демонстрации результата проделанной работы;
9. форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель дол-жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда-циями для других учителей.
Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми докумен-тами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посред-ством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных тех-нологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагоги-ческой деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опы-та работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полу-ченных результатах перед коллегами.
Примерные темы самообразования
учителей трудового обучения:
«Повышение эффективности уроков профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий»
«Развитие творческого компонента учащихся с ОВЗ посредством активного применения на уроках швейного дела декоративно-отделочных материалов через внедрение метода проектов»
«Развитие творческих способностей учащихся через использование компьютерных технологий на уроках столярного дела»
«Организация образовательного процесса на уроках СБО на основе использования активных форм и методов обучения»
Совершенствование качества обучения и воспитания в дошкольном учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование педагога.
Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Воспитатель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
- Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
Этапы самообразования
- Интерес (Чего хочу?)
Определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
Формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
- План (Как достигну?)
Отбор действий (Что надо сделать?)
Установка их последовательности (В какой последовательности?)
Определение сроков (Когда?)
- Работа
Обучение и воспитание (Что делаю?)
Оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
Сбор информации для анализа (Как получается?)
- Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
Подбор методик анализа
Проведение анализа
- Будущее (Что дальше делать?)
Задачи на будущее
- I . Выбор направления для самообразования
Только сам педагог может знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Воспитатель-методист может лишь посоветовать провести элементарную самодиагностику.
Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу, и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.
С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту.
Как правильно сформулировать тему:
- Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс
Предмет исследования
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Разработка
Организация
Влияние и т.п.
Познавательные способности
Познавательная активность
Умения что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность и т.п.
На музыкальных занятиях
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем - либо
В игровой деятельности и т.п.
Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»
- Формулировка темы по схемам:
¨ ЧТО - ТО как условие развития ЧЕГО - ЛИБО
¨ ЧТО - ТО как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО
¨ Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО
Например:
«Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
1.Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
2.Формулирование цели исследования
Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
3.Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач
Частичный предмет деятельности
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
Форма завершения самообразования может быть представлена:
- Консультация для педагогов по теме самообразования;
- Выступление на заседании совета педагогов;
- Проведение открытого просмотра;
- Выступление по итогам работы и обмену опытом;
- Составление картотеки по проблеме;
- Изготовление игр и пособий;
- Составление перспективного плана работы с детьми;
9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
- Творческий отчет
11.Оформление передового педагогического опыта.
- Публикация
- Дидактический материал с обоснованием и описанием
1.Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).
2.Актуальность выбранной темы.
3.Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.
4.Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.
5.Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.
Памятка по самообразованию
Возможная проблема
Пути решения
1.Не могу определиться с темой самообразования
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно - правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2.При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы:
¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
¨ Включите современные взгляды на проблему
¨ Используйте опыт работы педагогов других ДУЗ.
3.При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4.При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5.Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
Работа по самообразованию как условие профессионального развития учителя
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». Основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»
Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые. Нельзя недооценивать ещё один аспект педагогического самообразования. Педагогу, который постоянно учится сам, занимается самообразованием, развивается как личность, гораздо легче понять другую развивающуюся личность – своего ученика: «поставить себя» на место ученика, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения, увидеть и оценить нестандартное решение, ободрить, обратившись к собственному опыту учения.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Среди наиболее часто используемых форм организации самообразования можно выделить следующие:
Курсовая подготовка в организациях повышения квалификации;
- получение второго высшего образования или второй специальности;
- дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;
- сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков;
- индивидуальная работа по самообразованию.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
1 этап – выбор направления и темы самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей;
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение;
правовое;
эстетическое;
историческое;
иностранные языки;
политическое;
интересы и хобби.
Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса. В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает. В качестве темы самообразования можно выбрать:
Одну из задач работы образовательной организации на текущий год;
Аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);
Тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога.
2 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель самообразования формулируем следующим образом: «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в основной школе». Задачами самообразования в данном случае могут быть:
изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в основной школе;
пройти курсы повышения квалификации;
посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в основной школе;
принять участие в работе сообщества по ИКТ на портале «Сеть творческих учителей»;
посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
апробировать данный комплект на практике.
3 этап – определение круга источников информации.
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
уроки коллег;
путешествия;
4 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
5 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
6 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
создание главы или страницы электронного учебника;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
разработка модели образовательного процесса;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений;
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Используемая литература:
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
Электронный педагогический словарь.
На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.
Определение понятия
Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.
Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.
Уровни самообразования
Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:
- адаптационный;
- проблемно-поисковый;
- инновационный.
Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.
Цели самообразования
Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:
- углубление методических знаний;
- усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
- рост общекультурного уровня специалиста;
- овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.
Направления самообразования
В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?
Среди них:
- прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания ;
- ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
- изучение новых педагогических технологий и программ;
- повышение своего общекультурного уровня.
Темы самообразования
Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.
Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.
Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:
- по формированию основ мастерства педагога;
- по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
- по повышению конструктивных способностей и умений.
Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:
- овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
- формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.
Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:
- развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
- проявлять творческий потенциал;
- пропагандировать собственные достижения;
- развивать исследовательскую деятельность.
Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:
- овладеть методикой работы с дошкольниками;
- адаптироваться к педагогической деятельности.
Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.
Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.
Выбор темы
Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.
Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.
Планирование деятельности
Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.
Теоретическое изучение темы
Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:
- знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
- изучению необходимой специальной литературы;
- ведению отчетной документации.
Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.
Практическая деятельность
Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.
Практическая деятельность состоит в следующем:
- в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
- анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
- разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
- организации выставок, на которых представлены детские работы;
- реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
- организации кружковой деятельности;
- изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
- создании для детей современной предметно-развивающей среды.
Подведение итогов
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?
Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:
- выступая с докладом;
- проведя открытые просмотры в ДОУ;
- составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
- опубликовав статью.
Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.
Тема «Развитие речи»
В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.
- обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
- расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
- изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
- повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
- объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.
- наблюдения;
- игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- артикуляционная гимнастика;
- разучивание песен и стихов.
При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.
В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.
Тема «Мелкая моторика»
Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.
Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.
Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.
Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.
В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.
Тема «Игра»
Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.
Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:
- изучение специальной литературы;
- проведение работы с детьми;
- беседы с родителями;
- самореализация.
Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:
- спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
- выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
- открытый показ результатов образовательной деятельности;
- беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.
В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.
Разделы: Работа с дошкольниками
Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится.
Для повышения теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов ДОУ имеет значение организация целенаправленного самообразования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова).
В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:
- адаптивный;
- проблемно-поисковый;
- инновационный.
Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий и вместе с тем отличается качественными изменениями. Первый уровень, адаптивный, характерен для начинающего воспитателя. Его целью является адаптация к профессии. Второй, проблемно-поисковый уровень – качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики. Третий, инновационный уровень предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной. Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.
Цель самообразования педагога ДОУ:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;
- углубление знаний по разным методикам;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
- повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования:
- общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучение и т.д.)
- критический обзор периодической печати;
- ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.
1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2 этап – планирование работы по самообразованию.
3 этап – теоретическое изучение.
4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.)
5 этап – подведение итогов самообразования (выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования). Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту.
Педагогам ДОУ предлагается разные формы написания индивидуального плана самообразования.
Форма № 1
Индивидуальный план самообразования на ______ год
Воспитатель____________________________________
ДОУ___________________________________________
Ф.И.О._________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
Индивидуальная тема самообразования
Когда начата работа над темой
Когда предполагается закончить работу над темой
Цели и задачи самообразования по теме
Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме
Практические выходы (доклады, рефераты)
Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте
Выводы по окончанию работы
Форма № 2
- Титульный лист
- Тема самообразования
- Цель профессионального развития
- Разделы плана:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы
- Разработка программно-методического обеспечения
- Самообобщение опыта
- Участие в ГМО, мастер-классах
- Обучение на курсах, семинарах
- Руководство методическим образованием других педагогов
- Работа в составе органов управления ДОУ
Форма № 3
Название этапа |
Примерное содержание деятельности педагога |
Сроки выполнения |
|
Диагностический |
Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме. |
||
Прогностический |
Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности. |
||
Организационный |
Обеспечение условий для проведения работы. |
||
Практический |
Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности. |
||
Обобщающий |
Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы. |
Вопросы самообразования ставятся на педсоветах ДОУ. В течение учебного года каждый педагог рассказывает о своей самообразовательной работе на педагогических совещаниях. Педагоги могут применять в работе по самообразованию анкету «Степень владения навыками самообразовательной работы», разработанную О. Кокоткиной. Работа с анкетой помогает более ясно представить, каких результатов достигли в самостоятельном изучении психолого-педагогической проблемы. Самоанализ даст возможность правильно организовать свою деятельность.
В методическом кабинете ДОУ созданы: стенд «Советуем поучиться у коллег», выставка «В помощь самообразованию».
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.