Вычисление дистанции. Как стрелять в реалистичных боях War Thunder War thunder как целиться из танка
Когда команды рвутся в ближний бой и враг находится на расстоянии меньше 200 м, попасть в танк проще простого. Но что делать, когда до цели больше 1000 метров? Большинство игроков пускает снаряд «на глаз», надеясь на удачу. Если не повезло - начинают корректировать огонь поднимая/опуская орудие. Так может уйти четыре-пять снарядов на «прощупывание» дальности, а то и больше.
Достаточно всего одного выстрела для определения, откуда ведётся стрельба, поэтому опытный игрок после первого же пущенного в его сторону снаряда либо спрячется за каким-нибудь объектом местности, либо даст ответный огонь. Вполне возможно, что его «ответка» станет для вас фатальной! Списывать убийство с одного выстрела на удачу в большинстве случаев будет заблуждением.
Устройство прицела
Прицел танка в игре состоит из вертикальной и горизонтальной шкал с числами.
Вертикальная шкала - это точки прицеливания для разного расстояния до объекта. Числа 2, 4 и т.д. - это 200 м, 400 м, 800 м соответственно, дальше по аналогии (x * 100 м). Если наводчик знает, что расстояние до цели составляет 600 м, то он поднимает прицел до отметки между 4 и 8 и делает выстрел - попадание гарантировано! Но проблема в том, что в бою никто не подскажет хотя бы примерной дистанции. Как быть?
Здесь не обойтись без горизонтальной шкалы . Её функция - определять расстояние до танка. Опять-таки видны числа 8, 16 и т.д. Но на этот раз не всё так просто. Крайне важно хотя бы примерно знать физическую ширину вражеского танка. Она может колебаться от 2,7 м до 3,5 м, хотя есть танки шириной почти 4 метра. Чтобы не запоминать ширину каждого танка, имеет смысл брать примерное значение, ориентируясь на ранг техники, ведь на первых рангах танки обычно меньше по размерам, чем на последних.
Вычисление дистанции
В бою на 1-м ранге имеет смысл принимать за среднюю ширину танка 2,5-3 метра, на 2-м ранге - 3,25 метра, на 3-м ранге и выше - 3,5 метра. Танков с шириной 3,6-4 метра не так много, поскольку они превышают железнодорожный габарит по ширине.
Увидев вражеский танк вдалеке, который стоит лбом к орудию, нужно прикинуть, сколько его ширина занимает делений на горизонтальной шкале. Допустим, танк заполнил одно деление (0-4 м), а его примерная физическая ширина 3,25 м. Тогда нужно разделить примерную ширину танка (3 метра) на 4 м и умножить на 1000:
3,25 / 4 * 1000 = 812,5 м
Так как была взята примерная ширина, то и результат примерный. Округлим расстояние и получаем 800 метров - это и есть дистанция до танка! Теперь воспользуемся вертикальной шкалой. На ней есть отметка 800 м и это значит, что чтобы попасть в танк, который имеет ширину 3,25 м и занимает 4 м по горизонтальной шкале, надо целиться на 8-ку по вертикальной шкале.
Но что делать, когда танк стоит боком, или ромбом? В таких случаях тоже измеряем длину фигуры танка по горизонтальной шкале, но:
- делим на 1,5, если враг стоит ромбом
- делим на 2, если танк стоит боком
Даже если из-за прикидок и погрешностей дистанция вычислена неточно и снаряд не попал в цель, он в любом случае упал рядом с танком, поэтому очень легко прикинуть поправку и вторым выстрелом точно поразить врага.
Вычисление дистанции при помощи зенитного пулемета
Существует более простое и грубое решение. Если у танка есть зенитный или спаренный пулемёт, то с его помощью вполне можно пристреливаться. Достаточно пустить очередь из пулемёта по врагу, поднимая или опуская ствол, по делениям на прицеле запомнить угол возвышения, на котором пулемёт попал во врага, а затем дать выстрел из главного орудия при том же угле возвышения. Некоторые танки, такие как Chieftain Mk.3 , оснащены специальным пристрелочным пулемётом.
Такой способ ограничен дальностью стрельбы пулемёта, но и не всегда удобен, так как у пулеметов малого калибра и танковых орудий поздней эры разная баллистика, поэтому снаряд при такой стрельбе может пролететь мимо или попасть в другую часть брони.
Стрельба из танка - дело не такое уж простое, каким кажется
Из данного гайда вы узнаете, как правильно пользоваться снайперским прицелом, как правильно определять расстояние до техники противника, и какое брать упреждение.
Для начала немного теории, а то может, не все понимают, зачем знать расстояние, брать какое-то упреждение и думают, что достаточно просто навести перекрестие прицела на танк противника, независимо от того, на каком он находится расстоянии, выстрелить и уничтожить.
На самом деле не всё так просто. Вы наверняка знаете, что такое гравитация. Это сила притяжения Земли, которая притягивает к себе все материальные предметы, и снаряд конечно же тут не исключение. Это значит, что снаряд во время полёта будет постепенно снижаться и может просто не достичь противника, упав на землю. Вот, для чего следует определять расстояние.
Определение дальности стрельбы
Для этого нам поможет формула на картинке. Что она из себя представляет? Это ширину танка мы делим на тысячную. В данном случае ширина танка округлена до 4 метров. Таким образом мы делим 4 на 8 тысячных и умножаем на 1000. У нас получится 500 - это значит, что расстояние до танка - 500 метров.
Узнать, сколько примерно занимает фигура танка, мы можем по шкале боковых поправок.
Под упреждением же понимается высота навеса, с которым следует стрелять. Более наглядно вы можете узнать из видео на данной странице.
Ну а теперь рассмотрим другой случай, когда танк противника находится на борту. Как тут нам определить ширину танка в тысячных? Да очень просто! Мы определяем его длину. В нашем случае это 16 тысячных, делим на 2, так как длинна танка - это примерно две его ширины. Получается 8 тысячных - эту цифру подставляем в нашу формулу.
Видео
Когда команды рвутся в ближний бой и враг находится на расстоянии меньше 200 м, попасть в танк проще простого. Но что делать, когда до цели больше 1000 метров? Большинство игроков пускает снаряд «на глаз», надеясь на удачу. Если не повезло - начинают корректировать огонь поднимая/опуская орудие. Так может уйти четыре-пять снарядов на «прощупывание» дальности, а то и больше.
Достаточно всего одного выстрела для определения, откуда ведётся стрельба, поэтому опытный игрок после первого же пущенного в его сторону снаряда либо спрячется за каким-нибудь объектом местности, либо даст ответный огонь. Вполне возможно, что его «ответка» станет для вас фатальной! Списывать убийство с одного выстрела на удачу в большинстве случаев будет заблуждением.
Устройство прицела
Прицел танка в игре состоит из вертикальной и горизонтальной шкал с числами.
Вертикальная шкала - это точки прицеливания для разного расстояния до объекта. Числа 2, 4 и т.д. - это 200 м, 400 м, 800 м соответственно, дальше по аналогии (x * 100 м). Если наводчик знает, что расстояние до цели составляет 600 м, то он поднимает прицел до отметки между 4 и 8 и делает выстрел - попадание гарантировано! Но проблема в том, что в бою никто не подскажет хотя бы примерной дистанции. Как быть?
Здесь не обойтись без горизонтальной шкалы . Её функция - определять расстояние до танка. Опять-таки видны числа 8, 16 и т.д. Но на этот раз не всё так просто. Крайне важно хотя бы примерно знать физическую ширину вражеского танка. Она может колебаться от 2,7 м до 3,5 м, хотя есть танки шириной почти 4 метра. Чтобы не запоминать ширину каждого танка, имеет смысл брать примерное значение, ориентируясь на ранг техники, ведь на первых рангах танки обычно меньше по размерам, чем на последних.
Вычисление дистанции
В бою на 1-м ранге имеет смысл принимать за среднюю ширину танка 2,5-3 метра, на 2-м ранге - 3,25 метра, на 3-м ранге и выше - 3,5 метра. Танков с шириной 3,6-4 метра не так много, поскольку они превышают железнодорожный габарит по ширине.
Увидев вражеский танк вдалеке, который стоит лбом к орудию, нужно прикинуть, сколько его ширина занимает делений на горизонтальной шкале. Допустим, танк заполнил одно деление (0-4 м), а его примерная физическая ширина 3,25 м. Тогда нужно разделить примерную ширину танка (3 метра) на 4 м и умножить на 1000:
3,25 / 4 * 1000 = 812,5 м
Так как была взята примерная ширина, то и результат примерный. Округлим расстояние и получаем 800 метров - это и есть дистанция до танка! Теперь воспользуемся вертикальной шкалой. На ней есть отметка 800 м и это значит, что чтобы попасть в танк, который имеет ширину 3,25 м и занимает 4 м по горизонтальной шкале, надо целиться на 8-ку по вертикальной шкале.
Но что делать, когда танк стоит боком, или ромбом? В таких случаях тоже измеряем длину фигуры танка по горизонтальной шкале, но:
- делим на 1,5, если враг стоит ромбом
- делим на 2, если танк стоит боком
Даже если из-за прикидок и погрешностей дистанция вычислена неточно и снаряд не попал в цель, он в любом случае упал рядом с танком, поэтому очень легко прикинуть поправку и вторым выстрелом точно поразить врага.
Вычисление дистанции при помощи зенитного пулемета
Существует более простое и грубое решение. Если у танка есть зенитный или спаренный пулемёт, то с его помощью вполне можно пристреливаться. Достаточно пустить очередь из пулемёта по врагу, поднимая или опуская ствол, по делениям на прицеле запомнить угол возвышения, на котором пулемёт попал во врага, а затем дать выстрел из главного орудия при том же угле возвышения. Некоторые танки, такие как Chieftain Mk.3 , оснащены специальным пристрелочным пулемётом.
Такой способ ограничен дальностью стрельбы пулемёта, но и не всегда удобен, так как у пулеметов малого калибра и танковых орудий поздней эры разная баллистика, поэтому снаряд при такой стрельбе может пролететь мимо или попасть в другую часть брони.
Средняя скорострельность составляет 7-10 тыс. выстрелов в минуту. За это время противнику будет нанесен еще больший урон, чем от точного попадания ракеты. Правила существуют для того, чтобы их выполняли.
Стрельба в реалистичных боях в Вар Тандер – занятие непростое, потому сначала ознакомьтесь с основными правилами и только после этого переходите к практике:
- выберите оптимальную дистанцию для атаки (пусть это будет 300-400 м);
- отключите вертикальное сведение, чтобы не стрелять по искаженной траектории;
- следите за упреждением (оцените угол атаки, скорость движения врага, расстояние, скорость полета снаряда);
- повторяйте циклы действий через каждые 15-20 секунд – это заставит противника паниковать.
Как стрелять в War Thunder ракетами метко? Тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться!
Еще несколько секретов…
Теперь вы знаете, как стрелять в War Thunder правильно из пулемета и ракетами, но есть ряд хитростей, которые сделают результат еще более высоким:
- если вы подбили противника, поступайте правильно – дождитесь полной капитуляции, не отпускайте его зализывать раны;
- когда от лобовой атаки не уйти, выждите момент, при котором можно будет резко увернуться, выпустив смертельную очередь из пулемета;
- чтобы попасть в воздушного врага действительно метко, цельтесь в основание крыла – это реальная возможность отрубить крыло или хвост и победить.
На игровой платформе RBK Games вы пообщаетесь с единомышленниками, обсудите тонкости сражений, узнаете, насколько реалистичный пулемет в боях. Желаем вам побед с минимальными потерями!
Поговорим о точной стрельбе и упреждении в реалистичных боях .
Для начала нужно выставить сведение на вашем самолете. Это личное дело каждого когда и с какой дистанции открыть огонь. Лучше брать 400 метров. При этом значении ваши трассы могут прошить противника как на дальних, так и на ближних дистанциях.
Вертикальное сведение лучше отключать, чтобы не пришлось стрелять по искаженной траектории.
Переходим к самой теории стрельбы.
От чего зависит выбор упреждения перед врагом:
- 1. Угол атаки противника.
- 2. Скорость самолета врага.
- 3. Расстояние до цели.
- 4. Скорость полета снаряда.
Здесь все очевидно и объяснять, почему когда враг далеко, нужно брать упреждение побольше, не стоит. Хочется отметить только первый пункт. «Угол атаки врага» - это положение вашего самолета относительно плоскости врага. Чем больше этот угол, тем больше вы должны давать упреждение и наоборот.
Практика
Рассматривать каждую ситуацию бессмысленно. Лучше стоит рассмотреть общий принцип как стоит определять упреждение и стрелять. Если враг вас заметил и проводит активные оборонительные действия, то первые очереди должны быть короткими, пристрелочными. Как только нащупаете дистанцию, сделаете 2-3 попадания, можно чуть зажать гашетку. Если же попаданий не произошло, то прекращаем стрельбу секунд на 15, чтобы противник подрасслабился и после этого повторяем цикл действий.
На ближней дистанции, когда завязался виражный бой, нужно давать заградительные очереди перед врагом, на которые он сам налетит. Очередь небольшая, примерно 1 секунда залпа. Обычно хватает упреждения в 1,5 корпуса, но смотрите сами. Корректируйте огонь в зависимости от визуальных факторов. Трассы проходят за врагом – упреждение побольше и так далее. Стрельба – это личное дело каждого, объяснить все тонкости просто невозможно – тут нужна банальная набивка руки, понимание баллистики и предугадывание действий противника. Полетав даже неделю в РБ становится понятно где окажется враг, если он сделает такой-то разворот. Помните про пристрелочные выстрелы, короткие зажимы и все получится.
А теперь предлагаем посмотреть видео по теме, которое сделал Libertus :
Поделитесь информацией с друзьями: