Вторая жизнь пластика научный проект. Экологический проект «Что я знаю о пластиковой бутылке» — фотоотчет
Экологический проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Актуальность проекта
В современном мире уже никого не удивляет вид (пластиковой) ПЭТ бутылки. Пластиковые ПЭТ бутылки уже давно вошли и прочно завоевали свое место в нашей жизни. Трудно представить отсутствие в ларьке или любом другом магазине напитков в ПЭТ бутылке.
Но на самом деле ПЭТ бутылки появились не так давно. Впервые пластиковые бутылки (ПЭТ бутылки) люди увидели на рынке США в 1970 году. Но тогда это были еще не ПЭТ бутылки. Так как ПЭТ бутылки появились спустя три года благодаря использованию при производстве бутылки пластика известного как полиэтилентерефталат.
В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут, за счёт того что появляется всё большее количество продуктов, которые упаковывают в пластиковые бутылки. Пластиковые бутылки не разлагаются, и могут лежать в земле от 500 до 1000 лет. Если каждый ребенок и взрослый найдет вторичное применение пластиковой бутылке, изготовив из нее полезную поделку, и украсив ею территорию или помещение, то на улицах станет намного чище и красивее.
Цель: формировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде. Определить значение пластиковой бутылки в жизни человека и природы.
Задачи:
− расширять представления о месте человека в природе, как нужно жить, чтобы не вредить окружающей среде;
− познакомить учащихся с возможностью изготовления из пластиковых бутылок новых вещей;
− вовлекать учащихся в природоохранную деятельность, формируя навыки раздельного сбора мусора;
− воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Объект исследования: пластиковые бутылки.
Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.
Методы исследования: изучение литературных источников и информации в интернете.
Гипотеза: Я думаю, что если научиться вторично, использовать пластиковые бутылки, например, делать из них простые поделки для украшения дома, дачи или садового участка, то можно уменьшить количество мусора в природе.
Этапы проекта:
1 этап - обоснование проблемы;
2 этап - история создания и применения пластиковых бутылок;
3 этап - экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками;
4 этап - варианты применения в быту пластиковых бутылок.
Основная часть
Обоснование проблемы
Пластиковая и полиэтиленовая тара в нашей стране начала приобретать популярность всего пару десятков лет назад. Население получило доступный и удобный вид упаковки - легкий, практичный, дешевый, гниению практически не подвержен. В том-то и дело. Гниению, а значит, экологически чистой утилизации не подвержен. Отлично горит, но при этом выделяет в атмосферу такое количество вредных веществ, что становится страшно. По мнению экспертов, человек выбрасывает за год до 250 кг бытовых отходов. Около 25% из них составляют пищевые отходы, 5-10% - бумага, 50% - полимеры, остальное приходится на металл, текстиль, резину, стекло и прочий хлам.
Классический путь удаления отходов (контейнер - мусоровоз - свалка - рекультивация) сегодня неэффективен и, кроме того, потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником «свалочного газа», стимулирующего парниковый эффект. Несмотря на то, что на Западе переработка мусора является прибыльным и выгодным делом, у нас, как оказалось, намного проще закапывать отходы в землю. Но это не может продолжаться бесконечно, поскольку практически все полигоны заполнены на 50-60%.
Но есть спасение - заводы или линии по вторичной переработке пластиковых отходов. К сожалению, в Беларуси их очень мало.
История создания и применения пластиковых бутылок
История пластиковые бутылки началась в 1941 году, когда английские ученые впервые синтезировали полиэтилентерефталат, аббревиатура которого и дала название этим бутылкам - ПЭТ. Долгое время этот полимер использовался в основном как сырье для текстильной промышленности. Только в начале 70-х годов компания «DuPont», которая владела правами на производство этого полимера, озадачилась созданием новой емкости для напитков, которая бы была дешевле стеклянной. В ходе этих экспериментов и была создана первая пластиковая бутылка.
Вскоре были создано и выпущено первое оборудование для производства бутылок и налажено их массовое производство. Новая тара оказалась настолько удачной, что не только существенно потеснила стеклянную тару, но и даже повлияла на формирование новых рынков сбыта продукции. И возможно ПЭТ-тара давно бы полностью заменила стеклянную, если бы не некоторые ее недостатки, которые существенно сужают возможности ее применения. Самый главный недостаток - это очень низкие барьерные свойства полиэтилентерефталата. Оказалось, что этот полимер пропускает через себя некоторые газы и ультрафиолет. Из-за этого многие напитки в пластиковых бутылках быстро портятся. На сегодняшний день самый лучший способ борьбы с этим недостатком - это использование трехслойной бутылки, средний слой которой выполнен из материала, не пропускающего газы. Но такая бутылка стала дороже, а к тому же она не пригодна для повторной переработки. А это очень не нравится защитникам окружающей среды, ведь и ПЭТ-тара и даже обычные стеклянные бутылки пригодны к повторной переработке.
Процесс изготовления ПЭТ-бутылки состоит из двух этапов. Сначала из гранул полиэтилентерефталата выдувается так называемая преформа - заготовка будущей бутылки. По виду она напоминает небольшую лабораторную пробирку. Единственное, что выдает в ней будущую бутылку - это горловина с резьбой и ограничительным кольцом, которая уже на первом этапе получают свою окончательную форму. Второй этап - уже непосредственное формирование бутылки может проводиться как на этом же предприятии на соседнем станке, так и в совершенно другом месте, куда преформы доставляются упакованные в полиэтилен. На втором этапе преформы разогревают до размягчения пластика и выдувают нужную бутылку. Интересно то, что из одних и тех же преформ можно получить бутылки совершенно разных моделей. Существуют линии по производству пластиковых бутылок, которые выполняют оба этапа, но все равно даже в этом случае процесс изготовления двухфазный.
Ну а после того, как пластиковая бутылка выполнила свою функцию, ее можно отправить на переработку. Из бутылок делают текстиль, различные строительные материалы и даже используют в производстве автомобилей. К сожалению, в нашей стране использованные пластиковые бутылки почти не перерабатывают, а в лучшем случае сжигают на мусоросжигательных заводах, или просто выбрасывают на свалки. Зато наши умельцы придумали много способ нестандартного применения использованных бутылок в домашнем хозяйстве.
Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками
Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США, причем под воздействием течения Эль-Ниньо регулярно смещаются на тысячи километров. В начале августа из Сан-Франциско к месту так называемой воронки отправились 2 корабля с учеными.
Они намереваются изучить масштабы загрязнения и попытаются найти способы его удаления. По примерным подсчетам, этот «пластиковый остров» весит 100 млн. тонн. Причем в основном он представляет собой некую взвесь полуразложившейся пластмассы, которую не видно ни с воздуха, ни со спутника. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов. Экспедиция также займется изучением этой проблемы. Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.
Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. Американцы покупают более 29 миллионов пластиковых бутылок воды в год. Чтобы сделать эти бутылки, нужно использовать 17 миллионов баррелей сырой нефти, которых было бы достаточно, чтобы обеспечивать миллион легковых машин топливом целый год. Только 13% этих бутылок перерабатывается. Чтобы разложиться бесследно этим бутылкам потребуются века, а если их сжечь, то трудно представить, сколько вредных веществ, включая тяжелые металлы, будет выброшено в воздух.
Использованные бутылки являются большой экологической проблемой для окружающей среды. Ведь время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет, а пластиковой от 500 до 1000 лет.
Когда-то на пластик возлагались серьезные надежды: не гниет, не подвергается коррозии. Но сегодня его прочность и практичность становятся головной болью для тех, кто занимается утилизацией бытовых отходов.
Единственно правильный выход - раздельный сбор мусора. Если пластик собирать отдельно, то его можно использовать как вторичное сырье для производства различных полезных поделок.
Варианты применения пластиковой бутылки в быту
Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии - стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам. В странах третьего мира, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии.
Многим бытовым отходам можно дать вторую жизнь. Давайте дадим вторую жизнь пластиковой бутылке! Мы сделаем красивое комнатное растение - фиалку. Я думаю, она займет достойное место в доме. Проверьте готовность рабочих мест. Приступим!
Для этого нам понадобится: пластиковые бутылки, маркер, проволока, бисер, свеча и гипс.
Вырезаем листики. Лучше сначала сделать шаблон из картона и потом обвести фломастером на бутылке. Мы вырезала три листика разных размеров и 5 цветочков.
Оплавили над свечкой края листиков и цветочков, а стебельки свернули жгутиком. Начинаем собирать цветок. Проволоку на конце загибаем, потом одеваем сердцевину и цветок.
Подготовили горшочек из донышка бутылки, декорировали. В центр вставили цветок. Гипс застыл и наша фиалка готова!
Заключение
В ходе нашего проекта были изготовлены:
45 елочных игрушек, использовано 30 пластиковых бутылок;
40 лилий, использовано 50 пластиковых бутылок;
15 магнитов «Бабочка», использовано 10 пластиковых бутылок;
20 «Веселых цветочков», использовано 55 пластиковых бутылок;
15 картин «Розы», использовано 60 пластиковых бутылок.
Итого переработано 205 пластиковых бутылок
Из остатков пластиковых бутылок мы изготовили брелочки для ключей и мобильных телефонов.
Светлана Кулакова
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет работы по экологическому проекту.
Цель проекта: изучить значение пластиковой бутылки в жизни человека и найти способы вторичного ее использования.
Задачи: 1. Ознакомиться с историей создания и применения пластиковых бутылок.
2. Узнать о знаках экологической чистоты, вторичной переработки.
3. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.
4. Найти полезное применение этому предмету.
5. Привлечь к бережному отношению к окружающей среде.
Реализация проекта
1 шаг. Для реализации проекта нужны были бутылки. Мы собрали образцы разных бутылок и рассмотрели их. Разделили на пластиковые и стеклянные. Из беседы на тему "Что я знаю о бутылках" дети узнали, что бутылка - это емкость для долговременного хранения жидкостей с узким горлом и удобный для закупоривания пробкой. Большие бутылки именуются бутылями. Изготавливаются преимущественно из стекла. Реже встречаются бутылки из керамики и металла. В наше время распространены бутылки из полимерных материалов - пластиковые бутылки. Мы выяснили, что бутылки имеют разный размер, разный цвет,
разную форму.
2 шаг . Дети посмотрели видео "Как изготавливают бутылки?". Они увидели как и где изготавливают бутылки, от чего зависит их размер и цвет. Был сделан вывод, что сырьем для изготовления бутылок являются природные ископаемые с добавлением химических материалов. Для изготовления стеклянных бутылок используют песок, а для пластиковых бутылок - нефть.
3 шаг. Было предложено сравнить пластиковую бутылку и стеклянную и выяснить, чем пластик лучше стекла. Сначала мы изучили свойства и качества пластиковых, затем стеклянных бутылок. Выяснили, что пластиковая бутылка не бьётся, через нее все видно, хорошо плавает, не тонет, но боится горячей воды и огня. Беседуя на тему "зачем человек использует пластиковую бутылку?", дети смело высказывали свои мысли. Правильность их суждений было проверено на практике. Мы посетили магазин "Пятёрочка", где собран большой ассортимент товаров. И еще раз убедились, что большая часть товаров продается в пластиковых бутылках.
4 шаг. Чтобы подвести детей к экологической проблеме о загрязнении окружающей среды бутылками, были проведены прогулки по улицам нашего города. Так на улице К. Либкнехта было насчитано 26 бутылок, на улице Вахитова - 20 бутылок, в Ленинском саду - 12 бутылок. Мы пришли к следующим выводам: пластиковые бутылки - это хорошо, но люди не знают куда их девать после использования. Они их просто выбрасывают, не беспокоясь о чистоте своих улиц. От этого стало очень грязно везде. Если мы так будем относиться к природе, то через несколько лет наш город превратиться в одну большую свалку.
Был проведен социологический опрос и сделан вывод: жители нашего города покупают товары в пластиковой бутылке и в большинстве случаев её выбрасывают или сжигают и только единицы используют в домашнем хозяйстве.
5 шаг. Встал вопрос "Как быть?", "Что делать?" Куда же девать такое большое количество бутылок, которые мы используем? Дети предложили закопать или сжечь их. Мы провели два эксперимента. На территории детского сада закопали в землю пластиковую бутылку, полиэтиленовый пакет и лист бумаги. Сжигали по очереди отдельные фрагменты и наблюдали за результатом. Сделали вывод: в земле пластик не разлагается, а при горении выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.
Что можем сделать мы? Мы можем подарить вторую жизнь пластиковой бутылке, сделав из нее полезные и нужные вещи. Так у нас появилась творческая мастерская. В ней мы учимся делать разные полезные вещи.
Коробочка для подарков.
Смешные человечки.
Делать красоту из мусора это прекрасно и благородно по отношению к нашей планете.
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Актуальность проекта. 160 лет назад человек впервые получил пластическую массу. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы тонн пластика. И с каждым годом отходы из пластмассы растут. И это огромное количество мусора заставляет задуматься над вопросом: пластик - это «хорошо» или «плохо»?
Проблема исследования заключается в противоречии между положительными свойствами пластика для производителя и теми экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды отходами, которые веками не разлагаются.
Мне только 10 лет, я учусь в 4 классе, но я точно знаю, что пластиковые изделия прочно вошли в жизнь каждого человека: мы пьем воду из пластиковых бутылок, храним пищу в пластиковых контейнерах, носим продукты в пластиковых пакетах. Это удобно, легко и недорого. Но с недавних пор я обратил внимание на то, что вокруг очень много говорят о вреде пластика и изделий из него. Так что же? Вреден пластик или нет? Быть ему в будущем или нет? Исходя из этого, и выбрана мною эта тема «Пластик в нашей жизни».
Гипотезой послужит мое предположение, что пластик всё же вреден в таких масштабах его использования.
Цель моего исследования - узнать чего больше пользы или вреда в пластмассе и можно ли в современной жизни полностью отказаться от этого материала. Соответственно я должен был выполнить несколько задач для реализации поставленной цели:
- изучить и проанализировать информационные источники (книги,журналы,газеты, справочники, определенные сайты в сетях Интернет);
- опросить взрослых (руководителя проекта, учителя химии, родителей);
- провести анкетирование одноклассников на заданную тему;
- ознакомиться хотя бы с несколькими областями применения пластмассы;
- пусть в общих чертах, но ознакомиться с производством пластика;
- выяснить причины, по которым пластик стали считать вредным материалом;
- побудить окружающих задуматься о важной экологической проблеме нашей планеты и заинтересовать возможностями создания из пластиковых изделий множества интересных и полезных вещей.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты обследования могут быть использованы в нашей жизни.
Для начала мы должны определиться, что такое пластмассы (пластические массы) или пластики. Это органические материалы. В их основе могут быть синтетические или природные высокомолекулярные соединения. Они называются полимеры. Название пластмассы означает, что эти массы очень пластичны. Т.е. если их нагреть и потом воздействовать на них, они могут принять любую форму после остывания. В горячем состоянии пластмасса вязкотягучая, а когда отвердеет, она стеклообразная - твёрдая.
Как только я определился с темой, я составил план исследования:
1. История вопроса.
2. Разновидности и научные названия пластика.
3. Производство пластмассы.
4. Области применения:
- быт (упаковка, консервация продуктов, детские игрушки, школьные принадлежности);
- строительство и отделка (здания, окна и т.п.);
- медицина (пластиковые протезы, зубы…);
- спортивный инвентарь;
- информация (пластиковые диски, флеш - карты).
5. Отличительные особенности пластика.
6. Экологический аспект: утилизация мусора, возможность вторичного использования.
7. Пластик вредный и пластик полезный.
1. История возникновения
Первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Паркс назвал ее паркезин (позже получило распространение другое название - целлулоид ). Паркезин был впервые представлен на Большой Международной выставке в Лондоне в 1862 году.
Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов (производство жевательной резинки, шеллака). Затем оно продолжилось с использованием химически модифицированных природных материалов. Так производились резина, нитроцеллюлоза, коллаген, галалит. И, наконец, пришло к полностью синтетическим молекулам (бакелит, эпоксидная смола, поливинилхлорид, полиэтилен и другие). Они и получили широкое применение.
Т.к. ни одна отрасль в наше время не обходится без пластика, я только напомню, что для производства его созданы сотни заводов, фабрик и комбинатов. Только в нашей стране их - великое множество.
Но необходимо отметить, что производят большую часть пластмассы в России две компании - титаны «Нордпласт» и «Стеллар», а сколько ещё предприятий помельче. У нас в Башкирии можно отметить «Ремполимермаш» в Уфе, «Пластмасыч» в Октябрьском, несколько видов продукции из пластмассы выпускают наши заводы «Химпром» и «Синтезспирт» и др.
2. Обработка пластика
Получают синтетические пластмассы путем определенных химических реакций. Используют для них вещества, выделяемые из угля, нефти и природного газа. Когда в старших классах я буду изучать химию, я, наверно, лучше объясню этот процесс.Но я запомнил, что существует несколько методов обработки пластика.
Механическая обработка - это когда применяется очень высокое давление без какой-либо смазки. В конце процесса изделие охлаждается струёй воздуха. Пластмасса может быть обработана на токарном станке, а может на фрезерном.
Также одним из способов переработки пластмасс является ротоформование . Считается, что ротационное формование полимеров началось в конце 30-х годов прошлого века. Так производили пляжные мячи, мягкие игрушки, а во время Второй мировой войны стали производить колбы шприцев, мягкие бутылки, воздушные подушки, эластичные баллоны.
В основе этого метода лежит достаточно простой принцип. Загружают определённое количество полимера (порошок, например, гранулы или жидкость) в полую форму, которая состоит из двух частей. Потом её вращают и раскачивают, ещё и нагревают одновременно. Потом начинают охлаждать и тоже вращают, чтобы получить заданную форму. Сейчас этот метод используют для изготовления полимерных оболочек. Температуру и частоту вращения контролирует компьютер.
Как метод обработки полимеров существует ещё сварка . Только при помощи сварки можно получить соединение без инородных материалов, т.е. не использовать болты, заклепки, клей. Сварку применяют тогда, когда нужны изделия особой прочности и герметичности. Здесь нужна очень высокая температура.
Применяются различные виды сварки:
- Сварка газом
- Сварка оплавлением
- Сварка в электрическом поле и др., но этот разговор больше для специалистов.
3. Области применения изделий из пластика
Трудно перечислить все области, в которых применяются пластмассы и изделия из них. Поэтому укажем только некоторые из них.
- Вот такие замечательные получаются современные изделия из высокопрочного, морозоустойчивого, стойкого к солнечному свету полиэтилена. Используют их для хранения, приготовления и транспортировки продуктов.
- Когда - то не так давно все молочные продукты, воду, соки, варенье и джемы выпускали в стеклянной таре. Её ещё и сдавали для повторного использования и получали за это деньги. Сейчас почти всё упаковано в пластик.
- Особо нужно сказать о пластмассовых игрушках. Они давно заменили деревянных лошадок, да и в школу мы почему - то стараемся принести пластиковые пеналы, а в них - пластиковые линейки, точилки и ручки. Учебники и тетради наши обернуты в полиэтилен.
- Сейчас нет ни одного здания, где бы при его постройке ни использовались пластмассовые материалы, особенно уже при отделке. Начиная с пластиковых окон и дверей и заканчивая плинтусом.
- Даже в такой щепетильной отрасли, как медицина, которая больше других должна быть заинтересована в экологически чистой продукции для людей, невозможно обойтись без пластика. В некоторых случаях пластичные материалы здесь предпочтительнее других. Так, например, в нашей Республиканской клинической больнице, в травмо - ортопедическом отделении мне рассказали, что когда - то больным вместо изношенных тазобедренных и коленных суставов ставили металлические. Они были тяжелые, даже часто скрипели при ходьбе. Сейчас это легкие, прочные и подвижные протезы, при изготовлении которых используется и пластик, естественно самого высокого качества.
- Точно также обстоит дело и с зубопротезированием. Чем совершеннее стоматологическая индустрия, тем больше различных видов пластика в ней используются. Хотя чисто пластмассовые протезы раннего периода сейчас не приветствуются. Они не долговечны, узнаваемы во рту, в сколах и трещинах пластмассы могут размножаться вредные микробы. На первое место в протезировании сегодня вышли нейлоновые протезы.
- Появились совсем другие спортивные товары - для туризма, спортивных занятий и игр. А также инвентарь, оборудование, одежда и обувь. И здесь используется пластик. Например, шест для прыжков делают сейчас из высококачественного пластика, и по какой - то особенной технологии.
- Обязательно нужно сказать и про пластмассовые информационные носители. Диски, флеш-карты, дискеты, ленточные носители и др. мы используем ежедневно.
Одним словом, много - много пластика вокруг нас. Он вытесняет другие материалы - дерево, металл, стекло. Почему? Ведь они более экологичны и безвредны для человека.
4. Свойства пластических масс
Вот здесь лучше посмотреть на свойства пластмасс и их отличительные особенности:
- пластмассы имеют высокую степень плотности;
- они прочные;
- не подвергаются коррозии;
- не боятся кислоты, соли и щелочи (поэтому их используют при строительстве предприятий химической промышленности, канализационных сетей и т.п.)
- пластмассы плохо проводят тепло (их используют как теплоизоляционный материал);
- они хорошо окрашиваются в любые цвета и долго их сохраняют;
- пластмассы почти не поглощают воду (поэтому полимеры используют при изготовлении клеев);
- кроме того, пластмассы лёгкие, прозрачные и относительно долговечные;
- они проще в изготовлении.
Многие эти свойства выгодно отличают пластмассы от натуральных материалов.
В своём 4 классе я поинтересовался у ребят: пластик - это «хорошо» или «плохо», в каких случаях нужно отказаться от пластика. Опрос проводился в форме анкеты.
1. Ка кие изделия из пластика ты используешь в своей жизни?
А) посуда Г) школьные принадлежности
Б) предметы личной гигиены Д) упаковка
В) мебель Е) игрушка
2. Какие материалы ты предпочитаешь?
A) бумага В) пластик
Б) дерево Г) стекло
Д) камень
3. Как ты думаешь, какие слова называют пластическую массу?
А) поливинилхлорид Г) полиуретан
Б) гиперболоид Д) полисахарид
В) целлулоид
4. Из какой посуды тебе больше нравится есть и пить?
А) железная В) фарфоровая
Б) стеклянная Г) пластиковая
5. Что ты выберешь?
А) если санки, то… В) если чемодан , то…
Деревянные - кожаный
Пластиковые - пластмассовый
Металлические - металлический
Б) если игрушку , то… Г) если напиток, то…
Плюшевую -в стеклянной таре
Пластмассовую -в алюминиевой банке
Резиновую -в пластиковой бутылке
Из деревянного бочонка
6. В каких случаях ты отказываешься от использования изделий пластика?
7. Пластик - это «хорошо» или «плохо» ?
Все ребята указали, что в обычной своей жизни они используют различные изделия из пластика: посуду, учебные принадлежности, предметы личной гигиены и др. Но предпочитают всё же разные материалы. Например, 10% ребят откажутся от пластиковой кровати и другой мебели, т.к. это недостаточно прочно, а главное неудобно. Зато 5 % опрошенных нравится есть из пластиковой посуды.
17% учащихся утверждают, что никогда не откажутся от пластмассовых изделий, хотя им не нравится, что они быстро ломаются. В спорте и играх ребята выбирают пластмассовые изделия (лыжи, санки, коньки, игрушки и др.) - 41% . И все мои одноклассники признались, что школьные принадлежности и предметы личной гигиены (зубная щётка, расчёска) у них из пластика.
Кроме того, я выяснил, что мои друзья совсем ничего не знают о вреде и пользе пластика. Никто из оппонентов не определил названий пластических масс. Хотя почти 50% считают главной проблемой то, что пластик очень долго не гниёт, поэтому загрязняет окружающий мир.
5. Опасен или нет?!
Судя по всему, в будущем значение пластмассы в нашей жизни только увеличится. Вот мы с дедом посмотрели документальный фильм о выставке «Пластичность». Её открыли в честь 100-летия пластмассы в Лондоне в Музее наук. Очень интересные вещи будущего там были представлены: пластмассовая кровь, проект самолета, который может менять форму в полете, ботинки.
Однако, всё больше и больше исследователи говорят о том, что некоторые виды пластика могут быть небезопасны.
В 1988 году Общество Пластмассовой Промышленности разработало систему маркировки для всех видов пластика и универсальные коды переработки. Эта маркировка является международной.Не менее вредное влияние оказывают некоторые виды пластика и на окружающую среду. Люди выбрасывают более триллиона пластиковых пакетов сразу же, как только один раз ими воспользовались. Только каждая четвертая бутылка вторично перерабатывается. Значит миллионы тонн пластика ежегодно отправляются на свалку или, ещё хуже, в водоемы и в землю. В природе нет таких микроорганизмов. Которые бы переработали пластмассу за короткое время. Нужно 500 лет. Представляете, вас уже нет, а брошенный вами стаканчик будет лежать в лесу ещё 5 веков?!
6. Вторичная переработка
Таким образом, получается, что в течение всей жизни пластиковых изделий - от производства до утилизации - они приносят вред и человеку, и природе.
Конечно, полностью отказаться использовать в нашей жизни такой материал не получится, но продолжать использовать его бездумно нельзя. Да и кроме экологической проблемы, стоит вопрос о запасах нефти. Она является основой приготовления пластмассы.
Значит, необходимо срочно наладить безвредную утилизацию этой продукции и придумать, как использовать пластик несколько раз.
Интересное решение предложили японцы. На выставку «Пластичность» они выставили автомобиль фирмы Тойота, сделанный из пластмассы, в основе которой растительное сырье.
Пластиковые отходы должны перерабатываться. Сжигать их нельзя - выбрасываются в атмосферу вредные вещества.
Уже сейчас существуют некоторые способы переработки пластика:
- Пиролиз
- Гидролиз
- Гликолиз
- Метанолиз.
Вот как работает один из них: в машине температура около 500°С, нет кислорода, с помощью пиролиза в реакторе с кипящим слоем разлагаются куски пластмассового мусора, при этом многие полимеры распадаются на исходные мономеры. В конце получаются воск, стирол, углерод и другое, что составляло пластик. Теперь эти продукты являются сырьём для лёгкой промышленности. Эта технология позволяет сэкономить средства и не закапывать отходы, а также может приносить прибыль.
Кроме того, и в повседневной жизни можно постараться дать «вторую жизнь» пластмассовым изделиям: и дети, и взрослые могут изготовить для птиц кормушки, для себя шахматы, различных «зверюшек», грибочки для клумб в саду и в своем дворе. Из одноразовой пластиковой посуды я сам изготовил макет космолёта и даже занял первое место в конкурсе поделок из бросовых материалов, приуроченного ко дню космонавтики.
III . Заключение
Учитывая всё, что было сказано выше, я пришел к выводу, что полностью отказаться от пластмассовых изделий теперь уже невозможно. Ещё я понял, что пластики есть вредные и полезные. Нужно только правильно использовать эту продукцию:
- не надо подогревать еду в пластике потому, что при нагреве в еду перемещаются вредные вещества из тары;
- негодные (поцарапанные, треснутые) контейнеры не используйте;
- соблюдайте правила эксплуатации пластиковых изделий - одни нельзя мыть, в других нельзя долго держать продукты в холодильнике, третьи не годятся для длительного использования;
- не сжигайте пластиковые предметы у себя на даче - отравитесь сами и отравите соседей. И, конечно, обращайте внимание на маркировку пластиков. Самые безопасные для человека материалы под цифрами 4 и 5, коды ПЭВД и ПП. Это полиэтилен и полипропилен.
- старайтесь постепенно избавляться от пластиковой посуды, лучше замените её стеклянной - она изготовлена из экологически чистых материалов.
Конечно, эта тема не новая. Мне кажется, как только появились в жизни синтетические пластмассы, так и возникла эта проблема. Но она есть, и она касается всех. Значит, и решать её нужно всем вместе.
Презентация проекта
Татьяна Астафьева
Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
ПРОЕКТ
«»
Паспорт проекта .
Тема : «Вторая жизнь пластиковой бутылки » .
Проблема :
Многие улицы города захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки .
Срок реализации :
Вид проекта :
Практический, экспериментальный, краткосрочный, групповой.
Участники :
Дети старшей группы, родители.
Обоснование проекта :
Незнание о пользе и вреде пластиковых бутылок для человечества . Неумение изготавливать из подручных материалов дидактических и подвижных игр.
Актуальность :
41 год назад человечество изобрело пластиковую бутылку . Первые образцы весили 135 г. (на 96% больше, чем сейчас) . Сейчас она весит 69 граммов. Посмотришь вокруг - диву даешься, сколько в наши дни ежегодно производится и выбрасывается пластиковых бутылок . Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок . И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20% . Огромное количество пластиковых бутылок на улицах заставило меня задуматься над вопросом : что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред и можно ли дать ей вторую жизнь ?
Новизна :
Сформировать основные ЗУН о происхождении пластиковых бутылок и применении их в быту.
Цель :
Выявить условия и способы вторичного использования пластиковой бутылки и изготовить из неё красивые и полезные вещи.
Задачи :
Образовательные :
Изучить историю создания и применения пластиковых бутылок ;
Выявить экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками ;
Развивающие :
Развитие познавательной активности в сфере «экологии» ;
Развивать умение слушать, осознавать и находить пути решения проблем вместе с воспитателем;
Приобщать детей использовать пластиковые бутылки не только по назначению, но и изготовить из них полезные вещи.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к изготовлению поделок и игр из пластиковых бутылок ;
Воспитание навыков бережного отношения к окружающей нас среде;
Воспитание навыков позитивной и творческой работы со сверстниками и родителями.
Этапы работы :
1 этап организационно-подготовительный :
Постановка проблемы- «? Можно ли дать ей вторую жизнь ?»
Изучение литературы по теме;
Подготовка предметно-пространственной среды.
2 этап-рефлексивно- диагностический :
Использования в быту;
Беседа-опрос детей : «Для чего нужна пластиковая бутылочка ?» .
3 этап- практический :
Работа по проекту : подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр, дидактических, подвижных игр, экспериментального опыта.
Работа с родителями по проекту .
4 этап- заключительный :
Представление продукта проекта
Презентация проекта на педсовете ;
Анализ проекта ;
Оформление продукта проекта- фотовыставка
«Поделки из пластиковых бутылок »
Конкурс для родителей «Чудо-бутылочка » .
Ожидаемые результаты :
Углубленное знание детей о вреде и пользе пластиковой тары ;
Научиться вторично использовать пластиковые бутылки , чтобы уменьшить количества мусора в природе;
Приобщить детей к совместной работе по изготовлению игр из пластиковой тары ;
Сплотить детей и родителей для создания красивых и полезных поделок для нашей детской площадки.
Перспективное планирование проектной деятельности
1-й этап - организационно-подготовительный
№ Мероприятия
Результат
С воспитанниками
Постановка проблемы- «Пластиковая бутылка-польза или вред ? Можно ли дать ей вторую жизнь ?» 3 июля У детей определён интерес к предстоящей деятельности
Разработка содержания проекта : «Вторая жизнь пластиковой бутылки »
Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
Подготовка предметно-пространственной среды
3 июля Подготовлены информационные материалы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры
С Родителями
Знакомство родителей с предстоящим проектом 3июля Вызван интерес к предстоящей деятельности
2-ой этап-рефлексивно-диагностический
№ Мероприятия Сроки Результат
С Воспитанниками
Беседа-опрос детей «Для чего нужна пластиковая бутылочка ?» .
С Родителями
Социологический опрос родителей, с целью выявления соотношения количества приобретаемой пластиковой тары и вторичного использования в быту; 4 июля Определено, что большее количество родителей не используют пластиковые бутылки после их применения , а выбрасывают на мусор.
3-ий этап практический
№ Образовательная область Мероприятия Сроки Результат
С Воспитанниками
Социально-коммуникативное
развитие Сюжетно-ролевая игра «В гости к нам пришла пластиковая бутылочка » 5 июля Дети знакомы с различными видами пластиковых бутылок и их назначением .
Экскурсия в магазин «: «Применение пластиковых бутылок в современном мире »
5 июля Дети наглядно узнали, где можно приобрести пластиковую тару и каково её содержание.
Рассмотрели витрины и спросили у продавцов о количестве продаваемых бутылок с молоком и соками в день.
Познавательное развитие Проведение опыта с пластиком и бумагой
5-7 июля Наглядно убедились, что пластик не растворяется в естественной среде (в воде, в отличие от бумаги.
Речевое развитие Чтение сказки о пластиковой бутылке «Мечты сбываются» 5-7 июля Дети осознали, что выбросив бутылку , мы приносим вред природе и «обижаем» пластиковые бутылки
Разучивание экологических пословиц и поговорок
Художественно-эстетическое развитие Изготовление из цветных бутылочек Вазу-конфетину . 5-7 июля Научились применять в быту использованные цветные бутылки
Коллективная работа с детьми по изготовлению настольной игры из крышек и одной бутылки «Кошка и мышки»
Физическое развитие Эстафета-соревнование
«Спортивная бутылочка »
5-7 июля Доказали, что пластиковая бутылка может являться спортивным инвентарём; прививать любовь к спортивным соревнованиям.
С Родителями
Консультация
«Бросовые материалы (пластиковые тары , которые можно использовать в детском творчестве». 5-7 июля Повышена компетентность родителей в использовании бросового материала (пластиковой тары ) для создания игр в домашних условиях
Фотовыставка «Поделки из пластиковых бутылок »
4-ый этап заключительный
№ Мероприятия Сроки Результат
С Воспитанниками
Выставка поделок и игр из пластиковых бутылок 6-7 июля Представлен результат работы над проектом
Конкурс для родителей
«Чудо-Бутылочка » 6-7 июля Родители продемонстрировали умения изготавливать поделки из пластиковых бутылок и оформили детскую площадку в «пластиковом » стиле.
Обеспечение проекта :
1. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]
2. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс]
3. Сайт «Экология» [электронный ресурс]
4. Жабин О. В. Лучшие идеи для домашней мастерской : Игрушки, подарки, предметы, интерьер [Текст] / О. В. Жабин. - М.: Полиграфиздат, 2010 – 224 с.
5. Белякова О. В. Большая книга поделок [Текст] / О. В. Белякова – М., 2009 – 224 с.
6. Журнал «Дошкольная педагогика» , 2011, №2
7. Логинова В. И., Бабаева Т. И. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева. – М.: Детство – Пресс, 2010 – 244 с.
Публикации по теме:
Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе, Гриб, надетый на колючки, Тащит еж к своей норе. Прогуливаясь с ребенком по лесу, не проходите.
Автор: Кондратьев Роман Дмитриевич, учитель технологии МБОУ лицей №12, г. Краснодар У нас такой обычай; чуть выпадет снежок, Дощатый.
Для изготовления цветов из бросового материала мне понадобились: канцелярский нож, пустая пластиковая бутылка, кисть, ножницы, акриловая.
Наступило долгожданное лето и полным ходом идет подготовка участка к летней оздоровительной работе. Тема оформления участка - У бабушки.