Все о личной жизни ренаты литвиновой. Личная жизнь ренаты литвиновой
Рената Литвинова – российская театральная и киноактриса, режиссер и сценарист, знакомая широкой публике в первую очередь своим уникальным стилем и своеобразной манерой поведения.
Будто сошедшая с фотографий тридцатых годов, эта утонченная блондинка, никогда не расстающаяся с яркой помадой, обладает неповторимым обаянием, которое завораживает зрителя с первых минут. Усиливает харизму Литвиновой ее жестикуляция, приглушенный голос с легкой хрипотцой и нестандартная манера строить фразы, рождая порой удивительные и меткие афоризмы.
Детство и юность
Актриса появилась на свет в Москве, оба ее родителя были врачами. День рождения девочки пришелся на знак зодиака Козерог. Отец Ренаты, Мурат Аминович Вергазов, имел благородное происхождение, принадлежал к древнему княжескому татарскому роду. Однако вскоре после рождения малышки семья распалась, и матери Алисе Михайловне, которая на тот момент работала хирургом, приходилось много работать, чтобы обеспечить себя и дочь.
Рената Литвинова в детстве
Творческий талант у Ренаты проявился еще в школьные годы. Девочка занималась народными танцами, легкой атлетикой, а также проявляла склонность к литературе – сочиняла небольшие истории и рассказы. Кроме того, Литвинова закончила музыкальную школу при консерватории.
Тем не менее, как утверждает актриса, она росла ужасно закомплексованной и неуверенной в себе. Маленькая Рената стеснялась буквально всего: имени (отец назвал дочь в честь своего брата Рината), высокого роста, скромной одежды, того, что отец не живет с ними. Когда к ней приходили подруги, девочка вешала в прихожей на крючок мужскую кепку, чтобы показать, что в доме есть мужчина.
После окончания школы в 1984 году Литвинова поступила во ВГИК, чтобы развить литературный талант в области написания сценариев. Сокурсниками Ренаты на сценарно-киноведческом факультете были , Рашид Нугманов, а также . Так как в то время на сценаристов учились в основном мужчины, яркая блондинка сразу привлекла к себе внимание. Ее часто приглашали сниматься в учебных и дипломных фильмах, где она отточила свой узнаваемый стиль игры.
Впрочем, дипломную работу Литвиновой, сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.», экзаменационная комиссия оценила низко и отправила на доработку. При этом уже первый киносценарий, который Рената написала во время стажировки, пошел в работу. По нему в 1992 году была снята драма режиссера Валерия Рубинчика под названием «Нелюбовь», которую впоследствии назвали первой кинолентой в «истории свободного российского кинематографа».
«Нелюбовь» имела успех на международном фестивале в Берлине и на «Кинотавре», а операторская работа была отмечена «Золотым Овном» и «Никой».
Фильмы
Актерский дебют Литвиновой состоялся благодаря легенде российского независимого кино . Режиссер раскрыла для себя потенциал актрисы и сняла Литвинову в своем фильме «Увлеченья». Творческое сотрудничество Муратовой и Литвиновой спустя три года продолжилось киноальманахом «Три истории», где Рената выступила одновременно автором сценария и актрисой одного эпизода.
Рената Литвинова в фильме "Увлеченья"
Образ эксцентричной и утонченной медсестры Офы стал своеобразной визитной карточкой, а ее пространные монологи о жизни быстро разлетелись на цитаты. Спустя четверть века фраза «Этому миру я поставила бы ноль» не теряет актуальности.
Следующим успехом Ренаты стал фильм «Страна глухих», сценарий к которому он написал, вдохновившись повестью Литвиновой «Обладать и принадлежать». А в 2000 году к Литвиновой-актрисе пришла широкая известность: она снялась в мелодраматическом киноромане « ». Роль медсестры Альбины Ворон, женщины странной и утонченной, этакой экзотической птицы в глухом таежном городке, как нельзя точно подошла необычной артистке.
Рената Литвинова в киноромане "Граница. Таежный роман"
В том же году началась режиссерская биография Ренаты Литвиновой. Ее первый документальный фильм «Нет смерти для меня», деликатно и неторопливо снимающий покровы с жизни пяти великих актрис советского кинематографа, стал последней работой в жизни одной из них – . Этот фильм получил награду «Лавровая ветвь».
В 2002 году выходит на экраны фильм «Небо. Самолет. Девушка», снятый по сценарию Литвиновой и с самой актрисой в главной роли. Эта кинолента становится дебютом Ренаты как продюсера. Спустя два года с фильмом «Настройщик» возобновляется сотрудничество тандема с Кирой Муратовой, и в том же 2004-м на экраны выходит полнометражный художественный фильм, режиссерская работа Ренаты Литвиновой, детективная сюрреалистическая драма под названием «Богиня: как я полюбила».
Трейлер к фильму Ренаты Литвиновой "Богиня, как я полюбила"В середине 2000-х Рената снялась в приключенческом телесериале «Диверсант» и комедии « ». Режиссер остался доволен блестящей работой Литвиновой по созданию образа секретарши Кати, и вскоре актрисе поступило новое предложение.
Фильм 2006 года «Мне не больно», в котором актриса по приглашению Алексея Балабанова сыграла главную роль, был одобрен кинокритиками сразу на нескольких фестивалях. Так, за роль золотоволосой Таты, для которой артистке пришлось сбрить брови, Литвинова получает сразу несколько наград – «Золотой орел», премии «MTV Россия», «Ника» и «Кинотавр». Некоторые называли эту работу восхождением актрисы.
Трейлер фильма Ренаты Литвиновой "Мне не больно"В 2007 году Кира Муратова снова сняла фильм «Два в одном» по сценарию Литвиновой, а сама Рената участвовала в съемках как исполнительница одной из ролей. Уже через год она выпустила фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», в котором постаралась раскрыть все волшебство живого выступления , своей близкой подруги, в Зеленом театре в парке имени . Кроме того, Рената выступила режиссером большинства поздних клипов певицы.
Трейлер фильма Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты"Из последних фильмов режиссера стоит отметить работу «Последняя сказка Риты» – фантастическую детективную драму, которую Литвинова сняла на собственные средства. Композитором и сопродюсером картины выступила Земфира. А в 2016 году новелла Ренаты Литвиновой вошла в киноальманах «Петербург. Только по любви». Всего фильмография режиссера насчитывает пока несколько картин.
Телевидение
Литвинова часто появляется на телевидении. Артистка снялась в нескольких рекламных роликах, например, компания L`Oreal выбрала ее своим лицом. Рекламный ролик часов Rado является одновременно актерской и режиссерской работой знаменитости.
Также Рената Литвинова в разные годы вела ряд телепередач на НТВ, среди которых вечерние шоу «Ночные музы», «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» и программа про моду «Стиль от... Ренаты Литвиновой».
Рената Литвинова в гостях у Владимира ПознераАктриса выступала телеведущей кинообзорных программ «Синемания» и «Кинопремьеры» на Муз-ТВ, а также вела авторские передачи «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» и «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой», созданные специально для телеканала «Культура». Позднее она вошла в судейское жюри телешоу «Минута славы» наряду с , и . Сценарист неоднократно становилась гостьей юмористической передачи «Вечерний Ургант».
Рената Литвинова на передаче "Вечерний Ургант"Звезда неоднократно выступала в роли клипмейкера. Так, она стала режиссером нескольких музыкальных клипов Земфиры, группы , также в 2001 году сняла для видео на песню «Речной трамвайчик».
Личная жизнь
Кинодива дважды была замужем. Первым ее мужем был российский кинопродюсер Александр Антипов, с которым Литвинова прожила один год. Дети в браке не появились. Затем в 2001 году Рената вышла замуж за бизнесмена Леонида Добровского, от которого родила дочь .
Спустя пять лет отношения между супругами ухудшились настолько, что артистка подала на развод. Судебный процесс был шумным, личная жизнь Ренаты Литвиновой несколько месяцев была излюбленной темой для сплетен в желтой прессе.
Также с 2006 года не утихают слухи об ориентации актрисы. Тесная дружба, которой связаны Литвинова и Земфира, постоянно вызывает обсуждения в прессе. Поговаривали даже, что якобы артистки сыграли свадьбу в Швеции, где разрешены однополые браки. Сама же кинодива называет Земфиру близкой подругой и соратницей, не более. А авторам скандальной публикации Рената пригрозила судебным разбирательством.
К слову, Литвинова неоднократно выступала против любой дискриминации, в том числе гомофобии, расизма и фашизма, и даже снялась в социальном фотопроекте глянцевого издания Harper`s Bazaar, посвященного проблеме сегрегации.
Одно время Ренате Литвиновой приписывали увлечение алкоголем. Сама артистка сообщала в интервью, что любит дружеские вечеринки с коллегами, но с годами вкусы кинодивы поменялись.
Общение со знаменитостью вне сценической площадки или творческого процесса не менее интересное занятие. Сценарист известна своими цитатами, которые раскрывают глубину интеллекта кинодивы. Например, Рената Литвинова тонко подмечает, что первое впечатление от встречи с человеком самое верное. Ей больше симпатизируют люди с характером, чем те, которые кажутся добропорядочными.
В число ее хобби входит рисование чернилами или мелками. Излюбленный образ, который Литвинова всегда воссоздает на холсте, – женщины-лисицы или барышни в стиле ретро.
Рената Литвинова подозревают в пластических операциях
Рената обладает стройной фигурой и фотогенична. Сама артистка не афишировала антропометрические данные, но по информации некоторых СМИ, ее вес колеблется от 53 до 58 кг, а рост составляет 173-176 см. Даже сейчас артистка не перестает удивлять поклонников, появляясь на фото в «Инстаграме» в обворожительных нарядах. А однажды кинодива разместила снимок в купальнике, который прикрыла станицами глянцевого журнала.
Рената Литвинова сейчас
В 2017 году Рената Муратовна стала режиссером спектакля МХТ им. «Северный ветер». До этого Литвинова только выступала в качестве актрисы в постановках «Вишневый сад», «Шага», «Свидетель обвинения». В центре сюжета – празднование нового года небольшим семейством, время действия, представленное на сцене – 50-е годы. Музыку к спектаклю написала подруга Ренаты – Земфира, а художником по костюмам стал дизайнер Гоша Рубчинский Актерская карьера Ренаты не стоит на месте, в январе 2018-го состоялась премьера немецкого детектива «Сtрах», в котором она сыграла. Также российская кинодива поучаствовала в создании сценария к ленте. Ее соавтором стала исландская певица Бьорк .
Рената Литвинова регулярно выезжает на гастроли по России со спектаклями МХТ. Также кинодива устраивает творческие вечера, которые с удовольствием посещают ее поклонники.
Фильмография
Актерские работы
- 1989 – «Две стрелы. Детектив каменного века»
- 1994 – «Увлеченья»
- 1997 – «Три истории»
- 1999 – «Право на выбор»
- 2000 – «Граница. Таежный роман»
- 2002 – «Небо. Самолет. Девушка»
- 2006 – «Мне не больно»
- 2011 – «Generation П»
- 2015 – «Про любовь»
- 2018 – «Сtрах»
Режиссерские работы
- 2000 – «Нет смерти для меня»
- 2004 – «Богиня: как я полюбила»
- 2008 – «Зеленый театр в Земфире»
- 2012 – «Последняя сказка Риты»
- 2016 – «Петербург. Только по любви»
Рената Литвинова – поистине уникальная личность, её самобытность, артистизм и талант всегда поражали публику, и это позволило ей стать легендой российского и советского кино.
Родилась талантливая артистка Рената Литвинова в простой семье докторов. Родители Алиса и Мурат Литвиновы дали девочке необычное имя в честь дяди, имеющего татарскую национальность. Отец рано покинул семью и жил отдельно, поэтому непростой процесс воспитания дочери упал на плечи матери. Позже Рената рассказывает, что ей очень не хватало отцовского внимания, а когда к ней приходили в гости друзья и знакомые, то она вешала мужскую шапку в прихожей, создавая впечатления того, что папа живет в семье.
Склонность к кинематографу с самого детства Ренате прививала её любимая мама, которая также была большой поклонницей кино и регулярно посещала залы кинотеатров в вечернее время с дочуркой, ведь днем нужно было много работать в больнице. Стоит отметить, что, будучи совсем ребенком, как и многим другим детям, взрослые фильмы Ренате давались довольно сложно, она попросту их не понимала, но в итоге многочисленные сеансы не прошли зря. Свое неравнодушие к кино актриса позже опишет историей, когда в результате недовольства отснятой лентой, артистка просто взяла молоток и разбила кассету с ней.
Свои школьные годы Литвинова практически не затрагивает при разговорах и интервью, иногда выскакивает парочка фраз, описывающих скуку и одиночество школьных лет, а по завершению уроков она просто торопилась домой, желала поскорее расстаться с учениками и педагогами. Рената также отмечает, что много времени школьных лет уделяла чтению различной литературы. Любимым автором школьных лет называет Николая Васильевича Гоголя, а также много времени проводила за медицинской энциклопедией, между страниц которой находила различные аудиопластинки с описанием симптомов психических отклонений, к примеру, шизофрении, маниакального синдрома, психозов, к этому у Ренаты был интерес.
Своё студенчество российский талант решила провести в университете ВГИКа на сценарном факультете, сюда поступает в 1984 году. Стоит отметить, что из-за большой любви к кинематографу, еще по завершению школьных лет, Рената занималась писательством с псевдонимом Рытхеу. Во время вступительных экзаменов, которые принимал профессиональный сценарист Евгений Габрилович, Рената заметно выделялась среди многочисленной толпы абитуриентов. Поступила звезда российского кино с первой попытки. Манеры, харизма, жестикуляция поражало педагогов с первого дня обучения актрисы в ВУЗе. Также многие отмечали, что Рената порой была очень резка в высказывании своего мнения, но она всегда говорила то, что думает. В студенческие годы Литвинова исполняет свою первую роль в кино, лента называется «Две стрелы. Детектив каменного века». Интересным является факт, что из-за особенностей своего суждения при написании дипломной работы, рецензенты неудовлетворительно оценили старания актрисы, поэтому работу пришлось полностью переделывать.
Начало карьеры сценариста, актрисы и режиссера
Сразу после завершения учебы в институте, Литвиновой посчастливилось стажироваться у Сергея Соловьева, в его объединении с названием «Круг». Первая работа от юной сценаристки сразу привлекла педагога и руководителя, это был сценарий картины «Нелюбовь», после чего она выйдет в 1991. Сюжет данной работы повествует о девушке, которая одновременно флиртует со студентом и стариком-фотографом, при этом настоящих чувств не было ни к тому, ни к другому.
Как актриса, Литвинова впервые участвует в проекте драмы «Увлеченья», данную картину режиссирует Кира Муратова, ознакомившись с работами Ренаты восьмидесятых годов. Данная пара талантливых личностей пыталась сотрудничать еще в 80-х, но тогда не удалось, а в 1991 Кира доверяет актрисе исполнение одной из главных женских ролей. Совместная работа продолжалась на протяжении пяти лет, в 1996-м Муратова активно занимается очередным сценарием Литвиновой, повествующем о женщине с тяжелой судьбой и страдающей от одиночества, которая ищет спасение в воспоминаниях с детства. Если говорить о наиболее сильной работе Литвиновой, то многие отмечают повесть «Обладать и принадлежать». В этом произведении рассказывается о двух молодых девушках, одна из которых страдает глухотой и имеет мечту попасть в страну глухих, где торжествует справедливость. Стоит отметить, что данная работа сценаристки очень впечатлила режиссера Валерия Тодоровского, который в дальнейшем снимет драму с названием «Страна глухих».
Настоящую народную славу актрисы Литвинова получает после культового «Таёжного романа» от Александра Митты. Здесь Ренате достаётся роль гарнизонного медицинского работника, имеющего тонкую, чувствительную натуру. Многие отмечали, что данная роль просто предназначена только для этой актрисы.
Пиком совместной работы с Муратовой становится психологическая трагическая комедия 2004 года – «Настройщик». В данном проекте речь идет о простом студенте консерватории, который решает провернуть хитрую криминальную аферу. Создатели дают возможность зрителям погрузиться в психологический мир персонажа, побуждающий простого студента пойти на такой шаг. В этом же году также выходит лента «Богиня. Как я полюбила», Рената здесь также участвует, но уже как режиссёр. Данная интимная авторская картина доводила практически каждого зрителя до слёз.
Личная жизнь талантливой сценаристки
Как и о школьных годах, о своей личной жизни Литвинова не желает особо рассказывать. Известно, что первым официальным мужем был Александр Антипов, брак с которым состоялся, когда сценаристке было всего 17 лет. В студенческие годы актриса пользовалась большой популярностью среди сильного пола, однако все попытки мужчин не были успешными. Отношения с Антиповым продлились 3 года, завершение которых очень сложно далось девушке.
Вторым мужем стал Леонид Добровский, занимающийся предпринимательской деятельностью. Сыграв в январе 2001 года потрясающую свадьбу, счастливая пара перебралась на Рублёвку, а летом семью ждало пополнение – появилась доченька Ульяна. Однако далее следует семейный кризис, наступивший после знакомства Ренаты с певицей Земфирой. Быстро распространяющиеся слухи о далеко не дружеских отношениях девушек выводили из себя Ренату, после чего она подаёт на развод с Леонидом. Слухи о том, что девушки живут вместе продолжали активно штурмовать различные сайты и другие источники информации, однако артистка свою нетрадиционную ориентацию не признавала. В октябре 2017 прошла информация, что звездная пара официально зарегистрировала свои отношения в Швеции.
Родилась она 12 января 1967 года в Москве. Её родители были врачами. Отец умер уже давно. Мать, которую зовут Алисой Михайловной, все ещё продолжает работать хирургом. Имя Рената получила в честь родного дяди. Хотя имя татарского дяди, если уж точно, было Ринат.
Отец Ренаты не жил с ними. Дочь вспоминала его, как очень красивого мужчину. И рассказывала что помнит, как она, когда приглашала подруг к себе в дом, вешала при входе что-то из мужского гардероба, кепку или пальто, для того чтобы подружкам казалось, что у неё есть отец.
Мать Ренаты очень любила кино. Она ходила постоянно, не забыв прихватить с собой дочку, на вечерние киносеансы. Тогда эти взрослые фильмы Ренате казались скучными, и мама с собой носила для неё яблоки в пакете. Так, девочкой, сидела в кинотеатре, продолжая кушать яблоки.
В итоге Рената очень полюбила кино, ей прямо-таки передалась мамина киномания. До сих пор, признается она, что может смотреть фильмы день напролет. Она настолько неравнодушна к кино, что вспоминает, как однажды разбила молотком кассету. И случилось это только потому, что скандальный фильм, записанный на ней, показался её невероятно омерзительным.
Рената свои школьные годы вспоминать не любит. Она говорит, что об этом времени у неё воспоминания некой беспросветности, детского одиночества. Она всегда спешила быстрее домой, подальше от учителей и учеников.
Рената читала много и всё подряд. Произведения Гоголя её нравились больше всего. Невероятно любила она листать большую медицинскую энциклопедию, принадлежавшую её маме. Рената вспоминает, что между страниц этой толстой книги как учебное пособие лежали гибкие грампластинки. «Например "Шизофренический бред"… Вот все это я обожала изучать", - говорит Рената.
Учеба во ВГИКе
Решение о поступлении на сценарный факультет было принято в 10 классе. Цели Рената преследовала разнообразные: любовь к кино требовала самовыражения, и она уже тогда начала писать, немаловажным оказалась и близость ВГИКа к дому, где она жила. Литвинова взяла свои, немного необычные рассказы и отнесла их во ВГИК.
Евгений Гаврилович, присутствовавший на экзаменах, оказался в восторге от Ренаты, и она быстро и без проблем была принята с первого раза.
Надо понимать, что на факультете кинематографии сложно увидеть случайных людей, таких как Рената, было явное меньшинство. Зато наблюдалось много детей довольно известных и даже знаменитых родителей. На одном курсе с Литвиновой учились Роман Качанов и Аркадий Высоцкий, который в итоге так и не стал заниматься кино. А вот Качанов известен написанием сценария к фильму «ДМБ».
Ее манеры и жестикуляция сначала поражают и кажутся ненатуральными, но на самом деле это вполне естественный способ держаться, присущий именно Ренате. Резкость Литвиновой тоже славилась на факультете, когда была необходима обстоятельная критика, Рената предпочитала уходить от обсуждения со словами: - Было бы что обсуждать. Хотя сейчас сложно найти человека, который более корректен по отношению к работам, которые не только не вызывают чувства восхищения, но провоцируют настоящее раздражение.
Сергей Соловьев познакомился с творчеством Ренаты Литвиновой еще в те времена- он руководил казахской мастерской во ВГИКе.
Проза Ренаты очень своеобразна, это яркие личности, незабываемые манеры, а уровень мастерства был уже тогда выдающимся. Я пытался подтолкнуть ее к написанию оригинальных произведений для кино.
Несмотря на это, дипломный сценарий Литвиновой был воспринят негативно, ее даже обвинили в неумении говорить по-русски. Он назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» и многое пришлось переписывать.
А вот стажировку Рената проходила уже у Соловьева, в объединении «Круг» и ее сценарий «Нелюбовь» сразу же заинтересовал и даже поразил режиссера. Одними из первых были запущены "Анна Карамазофф" Рустама Хамдамова и та самая "Нелюбовь" Валерия Рубинчика. Так и началась творческая жизнь необычного и талантливого сценариста - Ренаты Литвиновой.
Среди богем в кино, Рената с первого раза произвела огромное впечатление. А ведь там видели многое! Про Ренату уже в начале 90-х стали писать влюблённые в неё журналисты. Хотя, по сути, она ещё ничего не сделала. Собственно говоря, Рената Литвинова - сама по себе личность интересная.
Она стала интересным персонажем, что не стоит путать с популярностью. До популярности Ренате было ещё очень далеко. Пока что она была известна только в узких кругах, среди мастеров искусства и пера.
Ренатой Литвиновой был написан сценарий для фильма "Трактористы - 2". Фильм должен был быть успешным, но честно говоря, оказался неудачным. Хотя Рената Литвинова до сих пор утверждает, что братья Алейниковы. которые его создали, обладают большим талантом.
Юрий Грымов - специалист по созданию клипов, считающий себя законодателем мод, который не пропускает мимо себя ни одну гламурную штучку, где-то увидел и прочёл повесть, написанную Ренатой Литвиновой "Третий Путь". Благодаря этой повести, Грымов нашёл свою дорогу на большие экраны. Свою работу он назвал "Мужские откровения" и удивил всех рекламной компанией, которую он организовал для своей короткометражной картины. Однако фильм оказался неудачным. Может быть, это произошло из-за того, что Грымов собственноручно писал свой сценарий, к тому же добавил несколько собственных сцен. Короче говоря, про его кино забыли быстро, а вот Ренату Литвинову - нет.
В конце 80-х годов режиссёр Кира Муратова прочла в издании "Киносценарии" дипломную работу Ренаты Литвиновой под названием "Принципиальный и жалостливый взгляд". Она была так поражена, что хотела по этой работе снять фильм. Но это не произошло, однако на одном из многочисленных кинофестивалей Кира Муратова познакомилась с Ренатой Литвиновой. - Именно в тот момент, когда происходило наше знакомство,- говорит Литвинова, - начали запускать праздничные салюты, и мы друг друга не слышали. Поэтому решили встретиться в баре. После окончания разговора она сказала, что я ей понравилась. Вспоминаю, меня удивила такая фраза.
Литвинова и кино.
Звонок Киры Муратовой раздался рано утром. Рената, спросонья, смутно поняла, о чем речь: кинопробы, номер телефона, что-то пробормотала в ответ и снова сладко заснула.
Когда Рената, наконец, поднялась, то восприняла случившееся, как сон.
Надо же, Муратова на пробы пригласила. Но увидев, на столе бумажку с коряво записанным номером телефона, поняла, что это случилось на самом деле.
Пробы оказались неудачными, Литвинова мало соответствовала роли, но Муратова не хотела ее отпускать. Тогда возникла идея о разделении роли на двух человек с одним и тем же текстом. Но Литвинова ее не оценила: «Я в состоянии сама написать слова», таким образом, и родился непонятный персонаж - медсестра с большими странностями и удивительными диалогами.
Ренату Литвинову уже приглашали на съемки, но она считала, что ее образ никак не вяжется с ипостасью актрисы, да и особенного таланта за собой не чувствовала. Однако отказать Кире Муратовой не смогла.
Уже позже Рената написала несколько новелл специально для Муратовой и одно из ее произведений Кира все-таки выбрала. Это была «Офелия, недавно утонувшая», из-за которой многие стали считать Литвинову маньячкой. Муратова сняла фильм «Три истории», в который включила еще два произведения других сценаристов. Именно тогда Литвинова навсегда вписалась в историю кино, громко заявив о себе.
Повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать» понравилась режиссеру Валерию Тодоровскому. История про глухую девушку привлекла его внимание, но соавтором для написания сценария он выбрал совсем другого человека, было внесено немало изменений.
Нетронутым остался только образ самой Яи, девушки с нарушением слуха и речи, которую блистательно сыграла Дина Корзун. Фильм «Страна глухих» полюбился зрителям во многом благодаря ее исполнению.
Сама Рената не очень приветствует фильмы и постановки, сделанные по ее произведениям. Сергей Соловьев считает, что Литвинова, как автор, сама должна этим заниматься.
Сколько раз я предлагал ей сделать самостоятельную работу, приглашал под свою ответственность. Она соглашается, но пока так и не рискнула воплотить в жизнь свои замыслы.
Телевидение
Со временем зрители все чаще могли увидеть Ренату Литвинову на экране своего телевизора. Практически все телевизионщики были уверенны в том, что если на экране телевизора будет что-то говорить Рената, то зрители канал точно не переключат. Кое-кто будет ругать эту непревзойденную блондинку, но все же канал не переключит.
Леонид Парфенов затевал длинный проект по сверх новейшей истории. Этот проект должен был пройти на НТВ. Ренату Литвинову пригласили поучаствовать в этой затее. Она была одним из главных комментаторов. В данном проекте наша героиня была единственной женщиной. Она постоянно выглядела очень эффектно, тем более, что на ее фоне постоянно находились лысые мужики вроде Караганова и Гайдара. Но, все же, многим журналистам не понравилась такая роль Ренаты. Они считали, что Литвинова выглядит слишком комично. Также было много зрителей, которым не очень нравилась манера интонации и ломкая пластика нашей героини.
В то время практически у всех были большие проблемы с деньгами. И Рената – это не исключение. Это заставило ее сниматься в рекламе. Литвинова рекламировала даже колготки.
Первый ее рекламный опыт состоялся еще в далеком девятом классе. Тогда ее ангельская внешность идеально сочеталась с драгоценностями. Именно их наша героиня и рекламировала. Первый гонорар Ренаты был в размере 20-ти рублей. По истечению кое-какого времени Литвинова чисто случайно попала на просмотр в Дом моделей на Кузнецком мосту. Туда Ренату привела ее подружка. Тогда еще никому не известная девушка решала испробовать свои силы. Интересно то, что у нее это получилось. Литвинову приняли, но она отказалась. Связано это с тем, что Литвинова на тот момент уже поступила в ВГИК.
Эпизод с показами припомнил Тимофеевский. - Я переодевался с ними в одной комнате. – У Ренаты были очень красивые формы. – На ее фоне все формы остальных моделей были некрасивыми.
"Граница. Таежный роман"
Настоящую славу и известность Ренате Литвиновой принесла роль гарнизонной медсестры в киноромане «Граница. Таежный роман». Но, со слов Александра Митты, известно, что роль медсестры не была написана специально под Литвинову, на нее проходили пробы многие актрисы.
Александр Митта не мог не нарадоваться работой актрисы, она в рабочем процессе вела себя очень хорошо, слушала режиссера. Позже Митта говорил – «Я не буду снимать кино без участия Ренаты. Она может стать звездой международной». В начале лета 2002 года актриса Литвинова за хорошую роль в киносериале «Граница. Таежный роман» удостоена Государственной премии.
Бытует мнение, что Рената во многих картинах играет саму себя. На это известный Соловьев сказал – «Сильная женщина. Рената имеет свою тайну и однозначно, она ее не намерена раскрывать в чужих фильмах. Она в картинах раскрывает свою личность, свое виденье образа. Роль своих героинь Литвинова показывает грамотно, дозировано, не позволяя ничего вольного."
Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Выросла в семье врачей. Мама Ренаты очень любила кино, и маленькая девочка частенько ходила вместе с ней в кинотеатр на вечерние сеансы. Именно там она впервые и окунулась в чарующий мир синематографа. Отец Ренаты не жил вместе с семьей, поэтому маме приходилось много и усиленно работать. Рената вспоминает:
Жили мы с мамой вдвоем. Потом к нам прибилась кошка из подъезда, Лора. И, представляете, пережила всех генсеков. Прожила почти 27 лет! Ужасно строгая была, очень много рожала и однажды даже родила у меня на голове своих котят. Я тогда во ВГИКе училась, всю ночь писала рассказ, заснула под утро и чувствую, что на моей макушке что-то теплое шевелится - оказалось, три котенка. Говорят, это хорошая примета.
Училась Рената Литвинова в обычной средней школе, а, будучи в 10 классе, поступила на сценарный факультет одного из самых престижных кинематографических вузов страны – ВГИКА.
Рената Литвинова: С первого же раза я поступила во ВГИК, на сценарный факультет. Очень удобный для меня вуз, потому что находился на расстоянии одной остановки на метро от моего тогдашнего дома. Принимал классик, сценарист Евгений Габрилович. На втором курсе он мне даже предложил написать что-то в соавторстве. А я такая ветреная была, просто засмеялась на такое предложение. Еще были живы все классики советского кино - и Сергей Герасимов, и Тамара Макарова, у которых еще Кира Муратова училась и была их любимой студенткой, между прочим. Это как старый МХАТ, старейшины. Священные монстры. Я именно во ВГИКе стала себя чувствовать счастливой, не как в школе.
Рената произвела колоссальное впечатление не только на однокурсников, но и на педагогов ВГИКА своим нестандартным мышлением и подходом к съемкам. Вместе с Литвиновой на курсе учились Роман Качанов и Аркадий Высоцкий .
Рената Литвинова: Талант - это и есть для меня красота. Тогда на сценарных факультетах было мало девушек. В те годы меня постоянно приглашали сниматься в каких-то фильмах, или играть этюды, или сниматься на фото. Все ухаживали. Я, конечно, вела себя коварно. А как еще, если тебе 17 лет? А я только в 16 первый раз поцеловалась.
Тем не менее, дипломный сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» оценили весьма негативно, даже пришлось его переписывать. Позднее знаменитый кинорежиссер Кира Муратова («Короткие встречи », «Настройщик », «Мелодия для шарманки ») прочитала в альманахе дипломную работу Ренаты и даже хотела снимать фильм. А затем на одном из кинофестивалей Муратова познакомилась с Литвиновой лично, после чего сразу пригласила ту сниматься в кино.
Рената Литвинова: «Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать Кире Муратовой было невозможно».
Рената Литвинова. Творческий путь
В 1994 году Рената Литвинова дебютировала как актриса в фильме «Увлеченья » Киры Муратовой . Известный российский кинорежиссер Валерий Тодоровский впервые прочитал повесть Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать » и решил поставить фильм, который он назвал «Страна глухих ». Картину очень тепло приняли как кинокритики, так и обычные зрители, хотя сценарий к ней Тодоровский написал в соавторстве с другим человеком, не с самой Литвиновой.
Самой Ренате Литвиновой не очень нравится, как по ее романам снимают фильмы.
Постепенно она стала появляться и на телеэкранах страны: в различных развлекательных программах, рекламе. Например, звезда снялась в рекламе колготок, но, по ее собственному признанию, это было сделано исключительно из материальных соображений. Настоящее признание к Литвиновой-актрисе пришло после телесериала знаменитого советского кинорежиссера Александра Митты «Граница. Таежный роман ». Артистка блестяще сыграла роль медсестры, хотя, по словам режиссера, на пробы проходило много актрис, но Рената была вне конкурса.
Рената Литвинова: Мы с Мишей Ефремовым в «Границе...» два таких неформала: он - пьющий, я - сумасшедшая. У многих я так и ассоциируюсь с этой героиней, хотя с такой «репутацией» жить очень вольготно - ты такая, какая есть. Многие же не могут себе позволить «открыть» свое лицо, очень много людей мутных вокруг, вроде бы он добро так улыбается, но нет ему веры. А те, кто не притворяется добреньким, часто и неожиданно в моей жизни совершали благородные поступки.
Лучший актёрский дебют «Кинотавр» за роль в художественной ленте «Увлеченья» (1994). Лучшая женская роль «Кинотавр» за роль в ленте «Мне не больно» (2006).
Литвинова прошла долгий путь: от сценариста к кинорежиссеру, участвовала в телепередачах в качестве ведущей, снимала видеоклипы для своей лучшей подруги – певицы Земфиры . А в 2008 году срежиссировала о ней фильм «Зеленый театр в Земфире».
Первый фильм Ренаты Муратовны – «Нет смерти для меня» (2000) – документальный, был посвящен знаменитым советским актрисам. А в 2004 году вышла картина «Богиня: как я полюбила ».
Рената: Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви… В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств. Но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку x и встретила там человека. И испытала любовь».
С 2004 года на сцене МХТ имени Чехова актриса исполняет роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишнёвый сад». С 2012-го играет Ромэйн в «Свидетеле обвинения».
В 2005 году в свет вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написаная журналистом Алексеем Васильевым и состоящая из диалогов и отрывков прозы актрисы. В произведении также можно увидеть рассуждения и воспоминания Ренаты. В 2007 году издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили сборник Литвиновой «Обладать и принадлежать», где были собраны новеллы и киносценарии.
В 2012 году увиделда свет картина «Последняя сказка Риты », снятая Литвиновой на собственные деньги. В фильме главенствует любимая тема артистки - мотив смерти.
1994: лучший актёрский дебют «Кинотавр» (роль в «Увлеченьях); «Женщина-стиль» приз кинопрессы (роль в «Увлеченьях)
1997: Лучшая женская роль на КФ в Екатеринбурге за роль в к/а «Три истории»; лучшая женская роль второго плана на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале (роль в к/а «Три истории»).
2000: Лавровая ветвь (д/ф «Нет смерти для меня»).
2001: государственная премия РФ (роль в х/ф «Граница. Таёжный роман»); молодёжный грант «Триумф».
2003: лучшая женская роль на РКФ «Литература и кино» в Гатчине (роль в х/ф «Небо. Самолёт. Девушка»); звание заслуженной артистки РФ.
2005: лучшая женская роль на КФ «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге (роль в х/ф «Настройщик»).
2006: лучшая женская роль, «Кинотавр» (х/ф «Мне не больно»).
2007: лауреат нацпремии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.
2008: лучшая российская актриса, «Жорж».
2009: «Серебряная калоша», номинация «Очень нужны деньги, или Кидалово года».
2012: Медаль Пушкина.
2013: «Золотой телец» за кинозаслуги, кинофестиваль Таормина.
Кроме актёрства и режиссуры, Литвинова известна и как телеведущая: «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой», «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» (телеканал «Культура»), «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (НТВ), «Кинопремьеры» и «Синемания» (Муз-ТВ), др.
В 2013-м Литвинова появилась в главной роли в картине «Гена-Бетон » с Аликой Смеховой , Ольгой Арнтгольц , Сергеем Перегудовым и Гошей Куценко , а в 2015-м - в ленте режиссера Анны Меликян с Михаилом Ефремовым и Евгением Цыгановым «Про любовь ».
В феврале 2016-го режиссер, сценарист и актриса приступила к съемкам фантастической истории «Сны Иосифа » о знаменитом поэте Бродском. В ленте, помимо самой артистки, задействованы ее дочь Ульяна Добровская , Яна Сексте , Максим Виторган , др. В том же году вышел киноальманах «Петербург. Только по любви ». Рената выступила как один из семи режиссеров фильма наряду с Натальей Назаровой , Оксаной Бычковой , Авдотьей Смирновой и др.
В январе 2016-го стало известно, что Рената Литвинова наряду с юмористом Сергеем Светлаковым , актером Сергеем Юрским и телеведущим Владимиром Познером была приглашена в жюри девятого сезона популярного шоу талантов Первого канала «Минута славы » - российского лицензионного аналога знаменитого британского проекта Britain’s Got Talent , существующего в более чем четырех десятках стран. Девятый сезон проекта, ведущим которого на этот раз стал Михаил Боярский , приурочили к десятилетию выхода этой программы в эфир. Трансляция шоу началась в феврале 2017-го.
Во время записи эфиров актрисе очень понравилось выступление 11-летней Анфисы Курабцевой из Сергиева Посада. Рената даже пришла за кулисы, чтобы сфотографироваться с участницей шоу, а затем выложила снимок в Instagram, подписав его словами: «моя любимица Анфиса с проекта «Минута Славы».
Рената Литвинова. Личная жизнь
Первый муж актрисы – известный кинопродюсер Александр Антипов . Брак был заключен, когда актрисе исполнилось 17 лет, и просуществовал всего 3 года. Инициативу высказал Антипов, Рената мечтала прострелить его борсетку с документами, которую он всегда носил с собой, и просила у подруг денег, чтобы купить пистолет.
«Мой первый муж был добрый человек, занимался продюсированием картин. Отличные у него были названия проектов: один - «Упырь», а другой - «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь». Прошел год, и… я просто съехала с его квартиры».
Вторым мужем Ренаты стал бизнесмен Леонид Добровский , но в 2009 году они также расстались. От него Рената родила дочь Ульяну в 2001 году. Развод супругов проходил крайне тяжело с судами и сплетнями. Ребенок в итоге остался с актрисой.
«Если нет любви, зачем жить вместе? Есть в женщинах все-таки вбитый наглухо стереотип о том, что надо быть замужем. А зачем? Если есть любовь, мне не обязательны узы брака. Но эта схема моя – может, другим она не подходит? Ведь я работаю, сама зарабатываю, мне ничего ни от кого не нужно. Но очевидцы рассказывают, что бывают же счастливые финалы - живут по пятьдесят лет вместе и никогда не разлюбляют друг друга, и не предают, и не жадничают, а жертвуют. Хорошо бы такую любовь всем пожелать. А ведь такая любовь есть. Я точно знаю. Или мне так хочется знать».
Ренате приписывают отношения с певицей Земфирой , но сама актриса говорит только о хорошей дружбе между ней и известной певицей.
Рената Литвинова часто становится объектом пародий, наиболее известное создание образа актрисы принадлежит Максиму Галкину .
Рената: «Меня как-то изображал Максим Галкин. У него был концерт какой-то. Я вышла на сцену, сказала одну фразу и зал страшно рассмеялся. Я сказала еще одну фразу, а зал – еще больше. Я подумала тогда, может, мне уже выступать как Степаненко».
Дочь Ульяна остается отдушиной и безоговорочно любимым человеком Ренаты Литвиновой , хотя времени на ребенка не всегда хватает, к тому же, ребенок учится во Франции.
«С появлением Ульяны во мне поселился вечный страх за нее. Ребенок мой недавно сказал, что подарит мне цветочный магазин, когда буду старушкой. Так что к цветочным магазинам я теперь присматриваюсь и люблю поболтать с хозяйками. В родителях есть что-то от попугаев, все время повторяешь, что это нельзя, то нельзя, но никто ж никого не слушает. Я сама не слушала. Надо любить ребенка, чтобы он знал, как его любят и как он ценен. Я всего лишь лук, который выпустил в небо стрелу, и вот она уже летит сама по себе. Ну, конечно, надо вкладываться в образование, надо читать книги, надо выбросить телевизор из квартиры навсегда, надо ходить в музеи и надо общаться, общаться».
Рената Литвинова. Фильмография
Актриса- Ну, простите! 2016, короткометражка
Как Большие, 2016, короткометражка
Сны Иосифа, 2016, короткометражка
День моей смерти, 2016, короткометражка
Петербург. Только по любви , 2016
Последний человек Атлантиды, 2015, озвучка
Лестница Родченко, 2015, короткометражка
Случай в Мадриде с госпожой К, 2015, короткометражка; роль: Госпожа К.
Волшебный кубок Роррима Бо 3D, 2015; роль: старшая вожатая
Рената Муратовна Литвинова (тат. Renata Morat qızı Litvinova). Родилась 12 января 1967 года в Москве. Российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003).
Имя Рената актриса получила в честь своего дяди Рината, который был татарином.
Мать - Алиса Михайловна Литвинова работала врачом-хирургом, отец Мурат Аминович Вергазов (1940-1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Литвиновой был всего год, но актриса в интервью вспоминала его как очень красивого мужчину. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии.
Помимо общеобразовательной, Рената посещала и музыкальную школу, а также секцию лёгкой атлетики, хотя способностей к бегу не имела. Она была выше своих сверстников, за это ей дали прозвище «Останкинская телебашня».
Помимо роста, Литвинова отличалась и особым взглядом на мир, который окружающие не воспринимали и высмеивали, а её классный руководитель называла девочку «не от мира сего» и просила не трогать. Она оставляла её после уроков и учила выкручивать половую тряпку, что Литвинова воспринимала как издевательство.
Не имея друзей, Рената большую часть свободного времени проводила, читая книги в домашней библиотеке. Любимым писателем у неё был Гоголь.
В старших классах школы Рената Литвинова проходила практику в доме престарелых, где её назначили начальницей приёмного отделения, так как постоянных врачей там не было, а кому-то нужно было выполнять работу по приёму пожилых людей. Врачи приезжали лишь в день самого приёма, и дольше не задерживались. Там Литвинова столкнулась с нарушением закона, когда дети сдавали своих родителей, в то время как по закону можно было принимать только одиноких. В интервью она сказала, что у неё было одинокое детство и школа вспоминается с отвращением.
В молодости у Ренаты Литвиновой были большие финансовые проблемы. Это побудило её сниматься в рекламе. Первый рекламный опыт Литвиновой состоялся в девятом классе. Её внешность, видимо, удачно сочеталась с драгоценностями, поскольку именно их ей предложили рекламировать. Позже она успешно прошла отборочный конкурс для работы манекенщицей, но одновременно была принята и во ВГИК, куда и пошла учиться.
Во время учёбы увлекалась историей кино, и, по её собственным словам, предпочитала сценарную работу актёрской.
При написании своего дипломного сценария под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» у Литвиновой возникли проблемы с рецензентом, который негативно оценил уже почти готовую работу, обвинив в неумении говорить по-русски. В результате её пришлось переписывать три раза.
Преддипломную стажировку Рената проходила в объединении известного режиссёра, сценариста и продюсера Сергея Соловьёва «Круг», с которым она познакомилась ещё тогда, когда он руководил казахской мастерской во ВГИКе. Соловьёв считал, что проза Литвиновой очень своеобразна благодаря ярким личностям и незабываемым манерам, а уровень мастерства уже в ранние годы был выдающимся. Соловьёву очень понравился написанный Ренатой сценарий «Нелюбовь» и он запустил его в своём объединении.
В 1988 году Литвинова написала сценарий короткометражного фильма «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча».
В 1989 году дебютировала в роли актрисы в эпизодической роли фильма российского режиссёра Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», сыграв человека из рода.
В 1994 году актриса получила одну из главных ролей в драме «Увлеченья» украинского режиссёра Киры Муратовой. Впоследствии Литвинова снялась ещё в шести фильмах Муратовой, в том числе в мелодраме «Настройщик», которая участвовала во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля.
Широкую известность актриса получила в 2000 году после выхода на экраны телесериала «Граница. Таёжный Роман» , в котором сыграла роль Альбины Ворон, гарнизонного медработника - несколько странной, утончённой девушки 25-30 лет, которую тяготит жизнь в глубинке России с ненавистным мужем. Он акцентирует внимание на бытовых проблемах, в то время как Альбина считает себя аристократичной особой и борется с его желаниями. В 2002 году за роль в этом сериале Рената Литвинова получила Государственную премию России.
Кроме игры в кино в качестве актрисы, была сценаристом и режиссёром многих картин. Фильмы «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» являются полностью авторскими работами Литвиновой, в которых она выступила как режиссёр, сценарист, продюсер и актриса.
В разное время срежиссировала 8 клипов для Земфиры.
Снялась в качестве актрисы в клипе Аллы Пугачёвой «Речной Трамвайчик».
Рената Литвинова в клипе "Речной Трамвайчик"
В 2001 году Литвинова снялась сразу в трёх картинах: киноальманахе «Чёрная комната», фильме «Берлинский экспресс» и криминальной драме «Апрель». В «Чёрной комнате» Литвинова сыграла роль крупье в последнем эпизоде «Гипноз», вместе с Еленой Кориковой, Маратом Башаровым и Михаилом Ефремовым. В «Берлинском экспрессе» актриса исполнила эпизодическую роль агента спецслужб. Также в этом году Литвинова снялась в клипе «Речной Трамвайчик», а в 2003 году в клипе выпускницы «Фабрики Звёзд» Юлии Бужиловой на песню «Ты мне пишешь».
После ряда незначительных проектов, Литвинова вернулась к работе сценариста, благодаря чему в 2002 году вышел фильм «Небо. Самолёт. Девушка». Он стал ремейком фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». В этой работе Рената выступила как сценарист, продюсер и актриса, сыграв главную женскую роль Лары. Сценарий Литвинова писала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Фильм посвящён проблеме любви и расставания.
В 2003 году британский художник, режиссёр и писатель Питер Гринуэй приглашает Литвинову в свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера». Помимо Ренаты в проекте принимали участие итальянские актрисы Орнелла Мути и Изабелла Росселлини. Несмотря на участие мировых кинозвёзд, проект не удалось реализовать полностью. Литвинова прошла путь от сценариста, вдохновившего Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского, до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила».
С 2004 года на сцене МХТ имени А. П. Чехова Литвинова исполняет роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишнёвый сад», а с 2012 года - роль Ромэйн в спектакле «Свидетель обвинения».
В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы.
В 2007 издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили книгу «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии.
Помимо актёрской и режиссёрской работ, Рената Литвинова известна как телеведущая нескольких программ об истории моды («Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой» и «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» на телеканале «Культура»), о кино («Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» на «НТВ», «Кинопремьеры» и «Синемания» на «Муз-ТВ»). Рената Литвинова является рекламным лицом многих брендов. Так, актриса в разное время рекламировала косметику L"Oreal, часы Rado, автомобили Volvo, ювелирные изделия Carrera Y Carrera.
В 2014 году Литвинова при поддержке компании Zarina представила свою авторскую коллекцию одежды в стиле 1950-х годов XX века.
Неоднократно высказывалась против гомофобии, расизма, фашизма. В 2012 году приняла участие в фотопроекте Harper’s Bazaar «Я против!».
В феврале 2013 года, отвечая на вопрос журнала The New Times, выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков: «Когда ты один против всех - надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым». Позже присоединилась к антигомофобной кампании «Будь сильнее», в видеообращении для которой высказала аналогичное мнение.
Рост Ренаты Литвиновой: 172 сантиметра.
Личная жизнь Ренаты Литвиновой:
Первый муж - кинопродюсер Александр Антипов (1970 г.р.). Они поженились в 1996 году, но уже в 1997-м развелись.
Второй муж - бизнесмен Леонид Добровский (1965 г.р.), они вступили в брак в 2001 году. 26 июля 2001 года у них родилась дочь Ульяна. В 2007-м пара развелась.
Девочка обучается во Франции - Рената считает, что французское школьное образование превосходит по своим качествам российское.
Брак с Добровским был для Ренаты тяжелым. Они без конца ссорились, иногда муж пускал в ход кулаки. В т.ч. бил в присутствии ребенка. Был случай, когда на глазах у дочки он начал душить Ренату и бросаться на нее с ножом. Разводились со скандалом - муж едва не забрал у нее дочь.
По слухам, Литвинова является бисексуалкой. Есть подозрения, что ее отношения с известной певицей выходят за рамки простой дружбы.
По некоторым данным, скандалы с Добровским были именно из-за отношений Литвиновой с Земфирой.
Сама Рената Литвинова избегает разговоров о личной жизни.
Фильмография Ренаты Литвиновой:
1989 - Две стрелы. Детектив каменного века - эпизод
1994 - Увлеченья - Лилия, медсестра
1997 - Три истории (киноальманах) - Офа, регистратор роддома
2000 - Чёрная комната (киноальманах) - крупье в казино
2000 - Право на выбор
2000 - Граница. Таёжный роман - Альбина Ворон, медсестра
2001 - Гипноз (короткометражный) - крупье в казино
2001 - Апрель - Настасья
2002 - Небо. Самолёт. Девушка - Лара
2002 - Берлинский экспресс - агент спецслужб
2004 - Настройщик - Лина, жена Андрея
2004 - Диверсант
- Фаина, следователь
2005 - Жмурки - официантка / секретарь
2005 - Вокальные параллели
2006 - Мне не больно - Тата, Натэлла Антоновна
2006 - Жесть - жена обнаженного мужчины
2006 - Два в одном - работница трамвайного депо
2006 - 9 месяцев - эпизод (нет в титрах)
2007 - Жестокость - Зоя Андреевна Гаткина
2008 - Отдамся в хорошие руки - мама
2009 - Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка" - Шарлотта
2009 - Мелодия для шарманки (Украина) - "Киса"
2009 - Красная шапочка (Червона Шапочка, Украина)
2009 - Весельчаки - жена Розы
2010 - Золотое сечение - Катюша
2010 - Бриллианты. Воровство (короткометражный) - женщина с большим носом
2011 - Сердца бумеранг - волшебница
2011 - Последняя сказка Риты - Таня Неубивко
2011 - Generation "П" - Алла
2012 - Девушка и смерть (Girl and Death, The / Mädchen und der Tod, Das, Германия, Нидерланды, Россия) - Нина
2012 - Вишнёвый сад (фильм-спектакль) - Любовь Андреевна Раневская
2012 - Вечное возвращение - Женщина
2013 - Гена-Бетон - редактор газеты «Наш криминал»
2013 - Волшебный кубок Роррима Бо 3D - старшая пионервожатая / ведьма Вергильда
2015 - Про любовь - лектор
2016 - Как достать соседа
Озвучивание Ренаты Литвиновой:
1999 - 8 1/2 долларов - Ксения (роль Натальи Андрейченко)
2008 - Приключения Алёнушки и Ерёмы (анимационный)
2009 - Сапсан (анимационный)
2009 - Новые приключения Аленушки и Еремы (анимационный) - тетка Аленушки Ефросинья
2011 - Последний человек из Атлантиды (анимационный)
Режиссерские работы Ренаты Литвиновой:
2000 - Нет смерти для меня (документальный)
2004 - Богиня: как я полюбила
2011 - Последняя сказка Риты
2016 - Петербург. Только по любви
Работы Ренаты Литвиновой как сценариста:
1990 - Ленинград. Ноябрь | Leningrad, November (Германия, СССР) в соавторстве с Андреасом Шмидтом, Олегом Морозовым
1991 - Нелюбовь
1992 - Трактористы II в соавторстве с Глебом Алейниковым
1994 - Увлеченья
1995 - Принципиальный и жалостливый взгляд
1996 - Мужские откровения (короткометражный)
1997 - Три истории (киноальманах)
2000 - Нет смерти для меня (документальный)
2002 - Небо. Самолёт. Девушка
2004 - Богиня: как я полюбила
2005 - Вокальные параллели (Россия, Казахстан)
2006 - Два в одном
2011 - Последняя сказка Риты
Продюсерские работы Ренаты Литвиновой:
2002 - Небо. Самолёт. Девушка
2004 - Богиня: как я полюбила
2008 - Зеленый театр в Земфире (документальный)
2011 - Последняя сказка Риты