Воздвиженка дом 8 1 строение.
Дом Разумовского — Шереметева («Наугольный дом» Шереметева) — классицистический особняк, оформляющий угол Шереметева двора на перекрёстке Воздвиженки и Романова переулка в Москве. Адрес: Воздвиженка, дом 8/1, строение 1.
В XVIII веке участок, прилегающий к Воздвиженке со стороны Романова переулка, принадлежал Нарышкиным , а потом Разумовским , которые возвели здесь богатую усадьбу (современный адрес: Воздвиженка, 6).
Угловой дом усадьбы строился в 1790-е годы по заказу графа А. К. Разумовского. В 1799 году он продал почти законченный дом своему шурину графу Н. П. Шереметеву , который и завершил строительство. Архитектор здания точно не известен, предполагается принадлежность к школе М. Ф. Казакова.
В 1801 году именно в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу, самую странную и легендарную тех времен, граф, сенатор, обер-камергер двора Николай Петрович и его молодая жена - Прасковья Ивановна Ковалева (театральный псевдоним Жемчугова) - бывшая крепостная актриса шереметевского театра.
Дом Шереметева на Воздвиженке. 1900 - 1903
При жизни его сына Д. Н. Шереметева «весь воздвиженский дом наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами».
В доме, всегда полном гостей, званых и незваных, бедных и богатых, просто приживал, постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу . Шереметевыми же основана московская больница, известная ныне как больница им. Склифосовского.
После революции «за заслуги перед Россией» Шереметевым разрешили жить в доме на Воздвиженке. В этом доме в 1917-1918 гг собрались Шереметевы, - у них все отобрали. Разрешили - оставили им- на время - верхний этаж этого дома....Здесь арестовали в конце 1918 мужчин Шереметевых (сыновей С.Д. Шереметева) и 2-ух зятьев Шереметевых (Гудовича и Сабурова). Был обыск, у семей тогда забрали золото и все ценное.. Жены, дети, умирающий отец - остались их ждать... Здесь через 3 недели умер (в декабре 1918 г.) граф Сергей Дмитриевич Шереметев (а сыновья сидели в тюрьме, кроме старшего сына Дмитрия, который с семьей был уже в Крыму). Зятья были тогда же расстреляны...
Представители рода Шереметевых прожили в этом доме до 4 декабря 1918 года до дня, когда умер С.Д.Шереметев.
После похорон князя из особняка сделали коммунальное жилье, последние жильцы которого были переселены лишь в начале 80-х годов прошлого века.
В середине 1990-х дом был отреставрирован по заказу Вольного экономического общества, при этом были демонтированы исторические парадные лестницы (позже отстроены заново). Дому нанесло ущерб строительство во дворе нового административного здания, которое прилегало вплотную к стенам памятника, из-за чего окна и двери с внутренней стороны были замурованы.
Архитектура
В здании три этажа, оно имеет Г-образную форму с тупым углом, в соответствии с расположением проезжих частей Воздвиженки и Романова переулка. Архитектура здания относится к стилю зрелого классицизма. Наиболее характерный элемент дома — угловая полуротонда, окружённая колоннадой тосканского ордера и увенчанная куполом.
Боковые фасады здания симметричны и друг относительно друга, и каждый в отдельности. Ротонда с колоннадой, заглублённые между боковыми фасадами, поставлена на мощный арочный цоколь.
Центральная часть каждого из боковых фасадов отмечена фронтоном и тройными окнами, разделёнными пластичными колонками.
Дом утратил часть лепленых деталей во время пожара 1812 года, после восстановления он приобрёл некоторые черты стиля ампир.
Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке
Адрес: Москва, улица Воздвиженка, 8 / 1
Строительство: 1790-е годы, 1799 год
Стиль: Классицизм
Дом Н. П. Шереметева по адресу: Воздвиженка, д. 8, построен в 1790-х годах для Алексея Кирилловича Разумовского. Еще до окончания стройки дом был выкуплен его шурином Николаем Петровичем Шереметевым. Внутреннюю отделку дома строители заканчивали уже после покупки, в 1799 году.
В 1801 году именно в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу, самую странную и легендарную тех времен, граф, сенатор, обер-камергер двора Николай Петрович Шереметев и его молодая жена – Прасковья Ивановна Ковалева (театральный псевдоним Жемчугова) – бывшая крепостная актриса шереметевского театра.
Особняк Шереметева представлял собой характерный тип городского дома эпохи зрелого классицизма. Угловая ротонда и окружающая ее колоннада заглублены между боковыми корпусами. Цокольная часть ротонды, наоборот, сильно выступает. В этом выступе раньше помещались лестницы, ведшие с улицы прямо к ее круглому залу.
Предполагается, что при переделке основного дома был использован проект французского архитектора Шарля де Бальи. При доме находилась церковь Знамения Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и Варлама Хутынского «с главами и звоном».
Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперед и пластически сопоставлены с объемом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окруженной просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приему здание приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с четкими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проема, с помощью которого подчеркиваются укрупненный масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделенным пластичными колонками окном.
После смерти (в 1803 году, почти сразу после рождения сына, Дмитрия) горячо любимой жены Николай Петрович Шереметев основал в Москве странноприимный дом. Но и его собственный дом привечал всех, кто нуждался в крове. По свидетельству Сергея Дмитриевича Шереметьева (внука Н. П.), - «весь воздвиженский дом наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами».
В доме, всегда полном гостей, званых и незваных, бедных и богатых, просто приживал, постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу. Шереметевыми же основана московская больница, известная ныне как институт им. Склифосовского.
После пожара 1812 года здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скругленного аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу.
Дом Разумовского - Шереметева, также известный как "Наугольный дом" Шереметева - приметный классицистический особняк, расположенный на углу и Романова переулка в центре Москвы.
Здание построено в 1790-х годах по заказу графа Алексея Разумовского и изначально было частью большой усадьбы. Архитектор проекта неизвестен, но предполагается, что это мог быть кто-то из архитектурной школы Матвея Казакова.
Трёхэтажный особняк имеет Г-образную форму, угол здания оформлен в виде полуротонды с колоннадой тосканского ордера, слегка утопленной между боковых фасадов. Ротонда установлена на массивный арочный цоколь и завершается куполом. Боковые крылья абсолютно симметричны (как сами по себе, так и относительно друг друга), их центральные части акцентированы фронтоном и трёхчастными окнами, разделёнными изящными полуколонками. Кроме прочего, фасады здания украшены барельефами и медальонами. В целом, дом имеет сдержанный, но запоминающийся классицистический облик.
История здания
В течение 18 века обширный участок на углу Воздвиженки и Романова переулка принадлежал сначала Нарышкиным, а затем Разумовским, которые ближе к концу 18 века отстроили здесь большую усадьбу (с дворцом и рядом других построек), работы над которой, впрочем, не были завершены. В 1799 году граф Алексей Разумовский продал усадьбу своему шурину графу Николаю Шереметеву, и она вошла в историю как Шереметев двор.
"Наугольный дом", оформлявший угол имения, на момент продажи был почти закончен, но завершилось строительство уже при Шереметеве. Ему суждено было стать площадкой для нетипичного праздника: в 1801 году, откинув сословные предрассудки, Николай Шереметев женился на своей бывшей крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой. Венчание прошло в , а светское торжество по поводу свадьбы устроили именно здесь, в новом особняке. После смерти графа усадьба перешла к его сыну Дмитрию Шереметеву, который прославился благотворительностью: старый дворец Разумовских был передан властям Москвы для размещения Городской думы, а в "наугольном доме" хозяин позволял находиться тем, кто нуждается в крове.
В 1918 году, после Октябрьской революции, граф Сергей Шереметев (сын Дмитрия) добровольно передал особняк новым властям, после чего ему и его семье было разрешено и далее проживать в нём. Однако, их быт ощутимо стеснили: в доме организовали коммунальные квартиры, которые сохранялись вплоть до 1980-х годов.
В 1990-х годах здание отреставрировали по заказу Вольного экономического общества, при этом оригинальные парадные лестницы были демонтированы и заменены новыми. Позже во дворе "наугольного дома" было построено новое административное здание, примкнувшее к его задним стенам, из-за чего выходящие во двор окна и двери были замурованы.
Сейчас в бывшем "наугольном доме" Шереметева двора размещаются Москомстройинвест и Департамент развития новых территорий города Москвы.
Особняк Разумовского - Шереметева находится по адресу улица Воздвиженка, 8/1. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" Арбатско-Покровской и Филёвской линий, "Александровский сад" Филёвской и "Библиотека имени Ленина" Сокольнической.
Музеи
Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.
В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».
Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.
Музеи
Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Дома
Большой Афанасьевский переулок, д. 24
На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.
Музеи
Музей Международного нумизматического клуба (МНК) был учрежден предпринимателем и меценатом Вагитом Алекперовым в 2015 году и располагается в отреставрированных палатах XVII века, принадлежавших Юсуповым-Зиновьевым. Сегодня собрание музея насчитывает порядка 5000 экспонатов, относящихся к различным культурам и эпохам - от Античности до наших дней.
При создании экспозиций используются современные технологии: каждая витрина оборудована планшетами, применяется mapping, где с помощью проекционных инсталляций демонстрируется дополнительный иллюстративный материал. Дополняет образ изображения монет в 3D-пирамиде, а благодаря VR-очкам зрители окунутся в виртуальную реальность, особый мир династии Романовых.
На выставке «Золотые монеты в истории династии Романовых» представлены золотые и платиновые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 годы - более 500 монет из фондов музея и частных нумизматических собраний. Эти монеты могут поведать много увлекательных историй: под их звон Романовы венчались на царство, использовали в быту и как «приклады» к почитаемым иконам, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу.
Большинство представленных на выставке «Не все то золото…» предметов угрожали смертью тем, у кого могли быть найдены. Вы увидите фальшивые монеты, которые не только обманывали своих современников, но и поныне вводят в заблуждение коллекционеров, узнаете о различных технологиях фальсификаторов и способах их разоблачения.
Искусствоведов и любителей архитектуры заинтересует экскурсию по палатам Зиновьевых-Юсуповых – старейшему дому в районе Арбата.
Палаты были построены стольником Петром Зиновьевым в 1685 г. Под их крышей творилась история, слагались легенды о семейной жизни, а их владельцы вошли в историю. На экскурсии вы боле подробно узнаете об истории палат, ее владельцах, а также увидеть небольшой фильм о реконструкции здания и залы музея, ещё не открывавшиеся для широкой аудитории.
Музеи
В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.
Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера.
Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. В соборе совершали церемонии семейного характера: крестили царских детей, сочетали браком, отмечали дни именин.
После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.
В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.
С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.
Музеи
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».
В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.
В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.
Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.
«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.