Вопросы игры поле чудес школе. Игра "поле чудес" для детей начальных классов
Цели:
Расширять и углублять знания детей о растительном мире нашего края;
Развивать познавательную активность, внимание, мышление, память, речь;
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: игровое поле (барабан), наборное полотно со словами, рисунки, фотографии растений, фонограмма: “Звуки леса”.
Ход мероприятия
Под фонограмму ученик читает стихотворение.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпям иголок
Или шумит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня.
Зальётся иволга короткой чёткой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца.
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Учитель: Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, но вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить её без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых берёзовых рощ. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой для каждого человека. Вы любите играть в игру “Поле чудес”. Сегодня, играя, мы вспомним какие растения встречаются в лесах нашей страны и какую роль они играют в нашей жизни.
Правила игры: если выпадает жёлтый цветок, называйте букву, если красный – переход хода, сектор “приз” - получите приз.
Выбор участников 1 тура
Зимой и летом зелена, в лесу живёт она.
А на ней иголки и коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)
Первый тур
Учитель: первый тур посвящён деревьям. Послушайте задание.
Это дерево известно всем. Оно имеет листья в форме сердечка. Летом оно цветёт, распространяя чудесный аромат. Плоды – тёмные орешки, они сидят по несколько штук под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать поздней осенью и зимой.
Цветки и плоды используют как лекарство от гриппа и кащля. А ещё это дерево любят пчёлы и другие насекомые.
Липовых лесов в России сейчас гораздо меньше, чем пару веков назад, - причиной тому лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали “как липку”.
Для пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца. А каждый крестьянин в год снашивал около 40 пар лаптей.
Вот и появилась поговорка “ободрать как липку” - значит разорить, ограбить.
(Ученик читает стихотворение)
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это – лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес!
Оглянитесь, всё вокруг –
Это наш зелёный друг.
Выбор участников 2 тура
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
Что за бусы на опушке?
Мы собрали их по кружке.
Стали пробовать на вкус – нет кислее этих бус. (Клюква)
На кусточки, под листочки,
Бусинки подвешены;
Чёрненькие бусинки
Оказались … вкусненьки. (Черника)
Второй тур
Учитель: второй тур посвящён ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать.
Своё название она получила от латинских слов “благоухать” и “мелкий”, что характеризует размеры плодов и их удивительный аромат. В ягодах содержится большое количество витаминов и микроэлементов.
Земляника
Так уж получилось, что многие видят прок только в ягодах земляники, забывая о листьях, а ведь они не менее ценны и зимой вполне могут заменить плоды. Заготавливают их во время цветения, сушат в тени. А встретить это чудо-растение можно на полянах и лесных вырубках.
На проталинке лесной
Земляничка под сосной,
Земляничка-невеличка
Хорошо цвела весной…
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Всё пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Так и просится в корзинки
И манит сойти с тропинки.
Выбор участников 3 тура
Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)
Путник часто ранит ноги –
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Третий тур
Учитель: о каком растении так говорят:
Листочки – парные, цветки – янтарные,
Плоды – коварные: и лечат, и калечат.
Зверобой
Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней.
Зверобой – ценнейшее лекарственное растение, известное ещё в Древней Греции. На Руси его узнали в 17 веке, и было оно поначалу очень редким и дорогим. Им лечили лишь избранных – царя да бояр. А теперь – пожалуйста, где он только не растёт. Лечись на здоровье.
Погляди как зверобой
По лесу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья –
Те, что для людей полезны,
И отступят все болезни!
Финал
Учитель: задание на финал.
Источник красоты, физической и духовной силы, флора и фауна, человек - всё это можно назвать одним словом. Каким?
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Использованная литература
1. Волина В.В. Откуда пришли слова. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 1996.
2. Растительный и животный мир: сборник загадок / сост. Тихомирова Е.М. М.: “ЭКЗАМЕН”, 2008.
Цели: познакомить с историей слов, расширять кругозор детей.Оборудование: разрезные буквы или доска с нарисованными чёрточками по количеству букв в словах; небольшие призы для победителей в тройках и победителя финала.
Игроки троек определяются из большой группы детей по загадкам. Например,
загадки для выбора первой тройки игроков:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт)
День и ночь колесом вертится,
А никто этого не замечает. (Земля)
Загадки для выбора второй тройки игроков:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть. (Песок)
Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам поздоровеет. (Солнце)
Все меня топчут,
А я всё лучше. (Тропинка)
Невидимка-великан
Загадки для выбора третьей тройки игроков:
Бьёт в огромный барабан. (Гром)
Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
Задание:
1 тройка игроков
Б Р Ю К И
1 2 3 4 5
Это слово завезли к нам из Голландии моряки ещё при Петре Первом. Сначала оно обозначало особого покроя матросского покроя часть одежды. Только после 19 века это слово вошло в обиход. Теперь эта вещь есть у каждого человека.
ДОПОЛНЕНИЕ.
Шились брюки из шерстяной ткани, которая называлась голландским словом брюкиш.
2 тройка игроков
Ш А П К А
1 2 3 4 5
Это слово в переводе со старофранцузского обозначает «плащ с капюшоном». Слово это, по мнению учёных могло в русский язык попасть ещё в эпоху Киевской Руси: дочь Ярослава Мудрого вышла замуж за французского короля Генриха 1.
ДОПОЛНЕНИЕ.
Шапками сначала в Древней Руси называли воинские наголовья, потом так называлась царская корона, и уже много-много позже стало обозначать такую шапку, как мы понимаем это сейчас.
3 тройка игроков
Д Ж И Н С Ы
1 2 3 4 5 6
Это слово пришло к нам из английского языка относительно недавно (в 20 веке). Название этот предмет получил по названию ткани, которую с 16 века изготавливали в итальянском городе Генуя.
ДОПОЛНЕНИЕ.
Название этих штанов пошло от прочной хлопчатобумажной ткани джин, из которой шили брюки в 19 веке все калифорнийские золотоискатели.
ФИНАЛ
П У Г О В И Ц А
1 2 3 4 5 6 7 8
Мы так привыкли к этому предмету, что не задумываемся, когда он появился. Этот загадочный предмет появился в 3 веке до нашей эры. На раскопках в долине Инда найден предмет очень похожий на современный. На Руси эти предметы стали известны с 6 века.
Эти предметы выполняли 4 работы:
современную,
как украшение,
как оберег
и как опознавательный знак.
ДОПОЛНЕНИЕ.
Богатые и знаменитые люди в 17-18 веках часто заказывали пуговицы из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями. Это делало одежду довольно тяжёлой.
Известно, что французский король Франциск 1 как-то заказал ювелиру 13 600 маленьких золотых пуговиц для отделки одного бархатного костюма.
Награждение финалиста.
Игра «Поле чудес» на тему «Птицы» для учащихся начальной школы
Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Данный сценарий для учащихся начальной школы представлен в виде игры «Поле чудес» на тему "Птицы". Игру можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по предмету «окружающий мир», а также в летнем оздоровительном лагере.
Цель: закрепление и расширение знаний детей о птицах
Задачи:
- формировать у учащихся чувство любви к родной природе;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор.
Пояснительная записка к работе с презентацией
Задания для каждого тура игры, финала, суперигры и игры со зрителями читает учитель. В это время открывается слайд, на котором находится табло с определенным количеством фигур, количество которых равно количеству букв в слове-отгадке. При нажатии на фигуру появляется буква. Когда слово отгадано и на табло открыты все буквы, нужно кликнуть мышью в любом месте презентации, чтобы появилась изображение птицы. Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре «Поле чудес» на тему «Птицы». (На экран проецируется слайд с названием игры).
Правила игры всем вам знакомы. В игре три тура, в каждом туре участвуют по 3 игрока. Игроки по очереди называют буквы в слове. Если названная буква в слове есть, то она открывается на табло. При неверно названной букве ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала может принять участие в суперигре.
Перед началом каждого тура проводится отборочный тур.
Первый отборочный тур.
Вопросы:
1. Какая птица считается самой болтливой? (сорока)
2. Птица, которая выводит свое потомство зимой? (клест)
3. Назовите птицу, которая не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. (кукушка)
Задание первой тройке игроков.
Это птицу называют водяной воробей. Главная его особенность в том, что он хорошо плавает, ныряет и даже бегает по дну. Но эта птица имеет и другое название. Какое? (оляпка)
Второй отборочный тур.
Загадки:
1. Очень важный,
Черный, отважный.
Он по пашне ходит,
Червяков находит. (грач)
2. В небе синем льется трель,
Будто нежная свирель.
Он весну - красну встречает,
Нам об этом возвещает. (жаворонок)
3. Днем в дупле сидит, молчит.
Ночью ухает, хохочет,
Он охоту начать хочет. (филин)
Задание второй тройке игроков.
Серая сова - очень полезный хищник. Представьте себе, она одна, охотясь на полевых грызунов, спасает в год почти тонну хлеба! Какое второе название имеет эта птица? (неясыть)
Третий отборочный тур.
Птицы в сказках.
1. Какой герой сказки ходил в гости к лисе? (журавль)
2. Птица, которую в одной из сказок спасла от холода маленькая девочка. (ласточка)
3. Назовите птиц, от которых речка, яблонька и печка спрятали сестрицу и ее братца. (гуси)
Задание третьей тройке игроков.
Эта хищная птица - самая быстрая из всех птиц в мире, способна развить скорость более 322 км/ч. (сапсан)
Игра со зрителями.
Лесного жаворонка увидеть нелегко, у него окраска под цвет травы, да и прятаться он умеет. Некоторые трели этой птицы очень мелодичны:
«юли-лю-ли». Из-за этих переливов ей и дали второе название. (юла)
Финал.
Название птицы бекас происходит от французского слова. В переводе на русский язык корень этого слова означает «клюв». Эта небольшая птица обитает в сырых местах: любит топкие болота, сырые луга, топкие берега водоемов. В народе эту птицу называют… (барашек)
Суперигра.
Обычно хищные дневные птицы молчаливы, а эта как будто что-то просит – канючит. За это ее прозвали канюком, но ее «официальное имя» звучит по-другому. Назовите его. (сарыч)
Игра «Поле чудес» на тему «Птицы»
Игра «Поле чудес» для 1 класса
Цели: Формирование положительного отношения к школе, учебной деятельности, коллективу.
Задачи:
- развивать эрудицию учащихся;
- воспитывать доброе отношение детей друг к другу;
- прививать интерес к урокам.
Оборудование и материалы :
- цифры с баллами от 0 до 100 и секциями «банкрот», «сюрприз», «плюс»;
- вертушка со стрелкой;
- компьютер;
- презентация со слайдами;
- призы для участников.
Ход мероприятия
Ведущая: Сегодня мы начинаем путешествие в мир огромной Страны Знаний. В течение недели мы как бы заново знакомились с уже знакомыми вам правилами школьной жизни, на уроках вы узнавали что - то новое и увлекательное. Сейчас мы поиграем в игру « Поле чудес» «Я – ученик».
Представление 1 тройки игроков
1 тур
Первое слово, которое вам придется отгадать хорошо известно каждому. Этот предмет находился в вашем портфеле и на парте с первых дней сентября. Без него вы не стали бы грамотными учениками, но скоро вам придется с ним попрощаться. Что это? (Ответ: АЗБУКА)
Представление 2 тройки игроков
2 тур
Известно, что без этого человека не будет порядка в классе, не накроют в столовой обед. У него много обязанностей, но не каждый может справиться с ними на «отлично». Им хочет быть каждый ученик в классе. (Ответ: ДЕЖУРНЫЙ)
Игра-физминутка «Что у меня в портфеле?»
Правила: при назывании УЧЕБНИКА дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, НЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА – руки разводятся в стороны, если называется канцелярский предмет – дети садятся. В ходе физминутки скорость выполнения упражнения увеличивается.
Математика, чтение, кукла, зайка, карандаш, линейка, машинка, окружающий мир, резинка, ручка …
Представление 3 тройки игроков
3 тур
У этого предмета много страниц и красивая обложка. В нём есть задания и расписание, а в скором времени появятся оценки. Это первый документ ученика. Он расскажет о вас всё! (Ответ: ДНЕВНИК)
Игра со зрителями
Это слово – самое любимое время для учеников. Оно наступает после каждой четверти и самое длинное – летом. (Ответ: КАНИКУЛЫ)
Финал
Слово tetras пришло к нам из греческого языка и переводится как «четвертая часть листа» или сделанное «из четвертушек листа». Без этого предмета не обходится ни один урок в школе. (Ответ: ТЕТРАДЬ)
СУПЕР-ИГРА
Слово это переводится с греческого как «досуг, проведение свободного времени». Первые из этих заведений организовывались в Древней Греции как место, где могли общаться те, кто не мог трудиться, то есть старики и дети. Мудрые люди передавали детям свои знания и опыт. И теперь ЭТО является местом, где получают знания.
(Ответ: ШКОЛА)
Подведение итогов, награждение победителей.
Сценарий игры «Поле чудес» для младших школьников
Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской областиКраткое описание:
Данный материал для учащихся начальной школы представлен в виде игры «Поле чудес» на тему "Жители подводного царства". Игру можно провести на уроке окружающего мира, а также во внеклассной работе по предмету.
Цель: закрепление и расширение знаний детей о жителях водоемов.
Задачи:
- формировать у учащихся чувство любви к родной природе;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор.
Оборудование:
Барабан Поле чудес, две шкатулки, черный ящик, призы, ручки, листки бумаги с алфавитом, компьютер, мультимедийный проектор, презентация с игрой и картинками жителей водоемов.
Пояснительная записка к работе с презентацией
В начале каждого тура игры, финала и суперигры, когда ведущий читает задание, перед игроками открывается слайд презентации с табло, которое состоит из прямоугольников. Игрок называет букву алфавита, и, если такая буква есть в слове, ведущий или его помощник нажимает на тот прямоугольник, где она расположена (или прямоугольники, если таких букв в слове несколько). После того, как отгадано слово и на табло открыты все буквы, по щелчку мыши в любом месте презентации открывается картинка с изображением представителя подводного мира. Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей замечательной игре «Поле чудес» на тему «Жители подводного царства». (На экран проецируется слайд с названием игры).
Правила игры всем вам знакомы.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока. Перед каждым туром проходит отборочный тур, по результатам которого мы выясним, кто же окажется в тройке игроков.
У каждого игрока будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом, другая пустая.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз. Он может принять участие в суперигре.
Все слова - ответы в каждом туре игры должны называть один предмет.
И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
Первый отборочный тур.
1. Назовите ядовитое морское животное с длинными щупальцами. (медуза)
2. Крупный морской рак. (омар)
3. Самая крупная пресноводная рыба, обитающая в реках и озерах. (сом)
Задание первой тройке игроков.
Этих животных ученые называют амфибиями, потому что данные животные могут жить на суше и в воде. Они любят спокойные заводи, озера и пруды – тихие места с непроточной пресной водой. Некоторые из них неплохо чувствуют себя и в соленой воде. (лягушка)
Второй отборочный тур.
Загадки:
1. Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (раки)
2. Водяные мастера,
Строят дом без топора. (бобры)
3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (щука)
Задание второй тройке игроков.
Эти животные очень любят жить в воде. Однако рождаются они на суше. Для выведения своего потомства летом они откладывают яйца в вырытых ямках на берегу водоема. Питаются животные мелкой рыбой, головастиками, прудовиками. (черепаха)
Третий отборочный тур.
1. Так называют предмет для шитья и рыбу, которая имеет удлиненное тело. (рыба - игла)
2. Морские животные, по своей форме напоминают деревья или кустарники. (кораллы)
3. Их вы сможете увидеть ночью на небе, а также в море. (звезды)
Задание третьей тройке игроков.
Данное животное можно встретить там, где сыро. У него мягкое нежное тельце. Животное может присасываться к камню так, что не оторвешь и ножом. Оно любит путешествовать за чужой счет: прицепившись к днищу корабля, преспокойно переезжает за тысячи километров от места рождения. (улитка)
Игра со зрителями.
Эти грозные, зубастые животные относятся к числу древних обитателей на планете Земля. Очень похожи на крокодилов, но отличаются своим размером. Они гораздо меньше крокодилов. Также отличие их в том, что у крокодила все зубы прекрасно видны, если его пасть закрыта, а у этого хищника все зубы видны только тогда, когда пасть у него открыта. Да и жить, в отличие от крокодилов, могут они только в пресной воде. (аллигатор)
Финал.
Этот паук, единственный из всех пауков, живущий в воде, очень красивый. Его брюшко покрыто волосками, которые смазаны жирным веществом. Между этими волосками находится воздух, которым паук дышит. А еще этот паук приносит воздух в свое гнездо. Чем больше воздуха будет в его гнезде, тем реже он появляется на поверхности воды. Свое жилье паук плетет из паутины и прикрепляет его к растениям, камням, которые находятся в воде. (серебрянка)
Суперигра.
Этих животных зовут санитарами моря. Они очищают моря от мертвых животных. Некоторые виды этих животных живут в пресной воде. Они хорошо плавают, многие быстро и ловко ползают боком. (краб)
По окончании игры проходит награждение победителя.
Презентация Игра «Поле чудес» для учащихся начальных классов на тему «Жители подводного царства»