Внешнеполитическая правоохранительная социальная. Внутренние и внешние функции государства
Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс Социальное назначение государства в обществе 1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом 2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов 3.Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия — степень поддержки применяемых мер населением. Принужденние выступает в виде уголовного наказания, административных, имущественных и др. санкций. Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения — соответствие его общечеловеческим ценностям. «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран Функции государства Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние Внутренние Политическая Правоохранительная Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая Правоохранительная Социальная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Сотрудничество в разршении глобальных проблем Экономическая Внешнеэкономическая Основные внутренние функции 1. Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность 2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны Государство устанавливает налоги Выдает кредиты, инвестиции Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является 3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов 4. Экологическая На современном этапе — одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство Внешние функции государства 1. Дипломатическая: Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования 2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии 3.Внешнеполитическая: Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН 5.Внешнеэкономическая: Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитнофинансовых связей. 6. Правоохранительная: Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью. 8. Социальная: Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др) 9. Культурное сотрудничество: Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО 10. Содействие установлению мировой законности: Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека) 11. Информационная: Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях. 12.Экологическая: Участие в ликвидации последствий экологических катастроф 13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности: Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.
М.Г. АРУТЮНОВА,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске
Рассматриваются и определяются роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики. Акцентируется внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права.
Ключевые слова: правовая политика, правоохранительная политика, Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации, правоохранительная деятельность государства, субъекты правоохранительной политики.
On the subject of actuality of law enforcement policy in Russia Arutjunova M.
Examines and identifies the role and place of law enforcement policies as a form of legal policy. Attention is focused on the need to improve the efficiency of protective functions of law.
Keywords: law enforcement policy, legal policy, the concept of law enforcement policy in the Russian Federation, the law enforcement activity of the state and subjects of the law enforcement policy.
УДК 342.5:342.9
К вопросу об актуальности правоохранительной политики в России
Среди всех видов политики современного Российского государства, как справедливо отмечает Н.В. Исаков, «выделяется такая ее разновидность, которая призвана играть особую роль в обществе, поскольку по своей сущности и природе представляет собой уникальное явление, получившее в научной литературе признание как правовая политика»1.
Логически рассуждая, следует обратить внимание на то, что и на право, и на политику возлагаются особые надежды именно в кризисные периоды развития того или иного государства. Анализируя право, политику, правовую политику, правоохранительную политику, необходимо избегать идеализации этих феноменов, но придавать им особый статус явлений, способствующих преодолению кризиса на государственном и даже межгосударственном уровнях.
Как верно замечает О.Ю. Рыбаков, «тема правовой политики стала популярной и достаточно востребованной в последние 15 лет. Фактически речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности ее функционирования, механизмы совершенствования. В этом смысле очевиден выход на новый уровень осмысления данной проблема-
тики, рассмотрение правовой политики как многомерного феномена»2.
В науке существует обилие дефиниций правовой политики, что не позволяет сделать однозначный вывод о юридической природе данного явления. В теории права они отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется, во-первых, как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; во-вторых, как явление; в-третьих, как деятельность различных субъектов права3.
В.А. Терехин в 2008 году в своей работе писал, что «в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемам правоохранительной политики до последнего времени не уделялось должного внимания. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих теоретических основ этого правового явления. Так, в юридической науке не имеется единой точки зрения о понятии и содержании таких базовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует единого научного подхо-
1 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. - Пятигорск, 2003. С. 4.
2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107-108.
3 См. там же. С. 109.
Восполнить пробел в данной сфере научных знаний призвана Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (далее - проект)2. Эта работа послужит отправной точкой для последующих фундаментальных научных исследований правоохранительной политики как многогранного явления.
Авторами проекта дана характеристика современного состояния правоохранительной системы Российской Федерации, определены общие начала правоохранительной политики, раскрыто содержание правоохранительной политики, высказаны предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной деятельности, сформулированы приоритетные направления развития правоохранительной политики в субъектах Российской Федерации3.
Бесспорна научная значимость данных в этой работе определений основных понятий, таких как «Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации», «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба», «правоохранительные органы», «правоохранительная функция», «правоохранительная система», «правоохранительная политика», «приоритеты правоохранительной политики», «механизм реализации правоохранительной политики»4.
Под правоохранительной политикой предлагаем понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, производимые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем модернизации правоохранительной системы.
Уникальность данному явлению придают объединяющие начала. На наш взгляд, составными частями правоохранительной политики являются:
1) политика законодательных (представительных) органов;
2) судебная политика;
3) политика органов прокуратуры;
4) политика органов следствия;
5) политика Федеральной службы безопасности РФ;
6) политика органов Министерства внутренних дел РФ;
7) политика государственных контрольных служб (Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и др.);
8) политика государственных налоговых органов Российской Федерации;
9) политика Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
10) политика Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;
11) политика адвокатуры;
12) политика нотариата и т. д.
Как верно замечает Р.В. Пузиков, «говоря о современном состоянии правоохранительной сферы, следует с сожалением признать, что в настоящее время в России правоохранительной политики в чистом виде, в том смысле, в котором ее понимают ученые-юристы, нет, и связано это в том числе с отсутствием единого методологического подхода»5.
Одна из основных задач Российского государства - защита граждан от насилия и произвола, любых противоправных посягательств. Криминальная ситуация в России на сегодняшний день продиктовала необходимость качественно нового подхода к правоохранительной деятельности.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует: проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказались от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще6.
1 Терехин ВА. Некоторые дискуссионные аспекты формирования и реализации правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики / под ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 11-12.
2 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2012. 32 с.
3 См. там же.
4 См. там же. С. 9-10.
5 Пузиков Р.В. Правоохранительная политика в современной России: методологический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 121.
6 См.: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 4 июня.
«Современное право», № 8" 2013
Данные обстоятельства свидетельствуют о взаимном отчуждении населения и правоохранительных органов.
Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших функций государства, заключающаяся в создании необходимых условий для реализации норм права в конкретных правовых отношениях, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по охране общества и государства от правона-рушений1.
Подчеркивая важность и необходимость осуществления действенной правоохранительной деятельности государства, следует согласиться с мнением В.М. Сырых, что «необходимо видеть пределы этой деятельности, чтобы не превратить данную важную функцию государства в тотальную слежку за гражданами, их коллективными объединениями и организациями, не превратить правовое государство в полицейское»2.
Правоохранительная политика - это деятельность, осуществляемая особыми (специальными) субъектами: государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. Граждане не являются непосредственными субъектами правоохранительной политики, поскольку государство не уполномочило их на такую деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правовой охране. Их участие в формировании и реализации правоохранительной политики, то есть стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм, не только возможно, а насущно необходимо3.
В подтверждение следует сказать о том, что политика вторгается во все сферы жизни общества, пронизывает все формы сознания.
Это не замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. Обращаясь к различным историческим периодам, следует сделать вывод о том, что жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политик
ЗАСИМОВ И.Ю. - 2012 г.
ШАГИЕВ БУЛАТ ВАСИЛОВИЧ, ШАГИЕВА РОЗАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - 2014 г.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ»
«Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс
Социальное назначение государства в обществе 1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом
2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов
3. Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия - степень поддержки применяемых мер населением. Принужденние выступает в виде уголовного наказания, административных, имущественных и др. санкций. Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения - соответствие его общечеловеческим ценностям.
«Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран
Функции государства Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние
Внутренние Политическая Правоохранительная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Экономическая Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая Правоохранительная Социальная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Сотрудничество в разршении глобальных проблем Внешнеэкономическая
Основные внутренние функции 1 . Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность
2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны Государство устанавливает налоги Выдает кредиты, инвестиции Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является
3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов
4. Экологическая На современном этапе - одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство
Внешние функции государства 1. Дипломатическая: Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования
2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии
3.Внешнеполитическая: Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН
5.Внешнеэкономическая: Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.
6. Правоохранительная: Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью.
8. Социальная: Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др)
9. Культурное сотрудничество: Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО
10. Содействие установлению мировой законности: Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека)
11. Информационная: Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях.
12.Экологическая: Участие в ликвидации последствий экологических катастроф
13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности: Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.
Государство осуществляет следующие основные внешние функции:
1. Функция обороны.
Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства– обеспечение его военной безопасности.
Согласно этой функции,Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии,направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.
2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами,независимо оттого, какой идеологии они придерживаются,какую систему хозяйствования используют.Нормальные добрососедские отношения -это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств,с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств,является ООН,вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности- постоянный орган ООН.Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации(Лига арабских государств,Организация африканского единства, Организация американских государств,Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
4. Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права.
5. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств,которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства,обмене новейшими технологиями,координации товарооборота,развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами,территориально связанными друг с другом(страны ЕЭС,СНГи др.).
6. Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка,разрешении споров между государствами,защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои прав. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом,преступностью,не знающей границ (Интерпол)и т. п.
7. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все более ярко.Социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе (например,страны СНГ).Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения(на развитие банковской системы образования,здравоохранения,регулирование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.
8. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних.Пришло понимание того, что экологические катастрофы,например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов,и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.
9. Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается.Но и сейчас осуждение вызывают страны,которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.
В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной,только если она базируется на общечеловеческих ценностях,международно-правовых актах, учитывает национальные,экономические,культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
10. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами,неправительственными организациями(Международный союз архитекторов,Международная шахматная федерация,Олимпийский комитет и др.).В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
11. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам,как обеспечение прочного мира,международной безопасности и мирового правопорядка,борьба с международным терроризмом,рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, проведение демографической политики, проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана,охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями,предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и др., затрагивающим интересы всех народов.
12. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ .
Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем,что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это –сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.
Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества,прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности,совместной охраны границ;комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств,гражданства и защиты переселенцев,заботы о россиянах,оказавшихся за пределами Российской Федерации;создания единого информационного пространства.Наглядным выражением новых моментов,перспектив и тенденции развития данной функции являются такие документы,как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси,Договор о дружбе,сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной,Договор между Республикой Казахстан,Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
13.Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами .В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами- это разнообразная деятельность государства,направленная на установление и развитие равноправных экономических,политических,культурных и других отношений,гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной,политической и культурной жизни всех цивилизованных государств,объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в цепом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.
Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики,торговли, бизнеса,научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.Действуя в этом направлении,Россия вступила в основные международные экономические организации,заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы,с большинством которых подписаны двусторонние документы, а также с Индией,Китаем и другими государствами Азиатско-тихоокеанского и иных регионов.Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.
Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности,посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами.Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.
В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов.Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском,межправительственном,на уровне органов местного самоуправления8.
Среди них выделяются следующие:
- политическая функция (проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя, суверенитета страны, издание законов и др.);
- экономическая функция (определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство дорог, развитие транспорта, связи, выработка программ развития страны и др.);
- правоохранительная функция (рассмотрение споров, борьба с правонарушениями, применение санкций и др.);
- социальная функция (установление МРОТ, пенсий, пособий, стипендий, выделение средств на здравоохранение и тд.);
- экологическая функция (разработка природоохранного законодательства, закрытие предприятий, загрязняющих природную среду, наложение штрафов и др.);
- функция борьбы с последствиями стихийных бедствий;
- другие функции.
Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся:
- функция обороны.
Эта функция была особенно важной в прежние времена. Сейчас государства стараются решать свои проблемы цивилизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует
целый ряд международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), которые занимаются улаживанием конфликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения;
- дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (посольств и консульств), находящихся за границей. Их задачей является поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудничества во всех областях межгосударственных связей;
- функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция). Основным международным органом здесь является Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации, например Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.;
- внешнеэкономическая функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить своими силами или невыгодно, или невозможно в силу климатических условий территории или отсутствия соответствующих природных богатств;
- социальная функция.
Социальная помощь (выделение финансовых средств, списание долгов, поставка медицинского и иного оборудования, продуктов питания и одежды, направление специалистов и др.) осуществляется в отношении развивающихся стран (например, Сома
ли, Эфиопии, Судана);
- экологическая функция. Она все больше и больше выдвигается в разряд основных. Проявляется эта деятельность чаще всего в направлении в районы экологического бедствия (с согласия того или иного государства) необходимого оборудования и контингента людей для ликвидации его последствий;
- функция культурного сотрудничества. Она осуществляется на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами. Этим также занимаются и неправительственные организации, например Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет. В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО. Культурным сотрудничеством занимается и немало частных организаций. Так, например, при их посредничестве в Москве побывали такие звезды мирового музыкального искусства, как Майкл Джексон и Мирей Матье, оперная певица Монтсеррат Кабалье, Rolling Stones и Deep Purple и другие.
Это надо запомнить!
1 . Назначение государства в обществе состоит в:
а) решении общих дел;
б) разрешении социальных споров;
в) урегулировании отношений с другими странами;
г) установлении и обеспечение правопорядка с помощью принуждения.
2 . Функции государства - это основные направления его деятельности,
3 . Функции государства делятся на внутренние и внешние.
4 . Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью страны. К ним относятся политическая, экономическая, правоохранительная, социальная, экологическая, транспортная, информационная и другие функции.
5 . Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Среди них выделяются функция обороны, дипломатическая функция, функция поддержки мирового правопорядка, внешнеэкономическая функция, социальная, экологическая, функция культурного сотрудничества.
Вопросы для контроля
1. Сравните по продолжительности периоды развития человечества до возникновения государства и после него.
2. Что означает фраза: «Государство решает общие дела»? Какие у людей есть общие дела, общие интересы?
3. Почему количество общих дел с развитием общества неуклонно возрастает?
4. Что означает слово «арбитр»? Какие споры между людьми возникают наиболее часто и кто их разрешает?
5. Какие отношения могут возникнуть между государствами? Всегда ли они носят бесконфликтный характер?
6. Какими способами можно разрешить споры между государствами?
7. Почему именно государству люди стали доверять применение мер принуждения к правонарушителям?
8. Какие меры принуждения может применять государство?
9. Что такое функции государства и какие их виды вы знаете?
10. В чем проявляется политическая функция государства и что означает слово «политика»?
11. В чем заключается экономическая функция государства? Разве люди сами не могут решить, что им производить и что покупать?
12. Что такое социальная функция государства и почему ранее (до XIX в.) ни одно государство мира ее не выполняло?
13. Чем отличается правоохранительная функция государства от деятельности по охране обычаев в первобытном обществе?
14. В чем заключается экологическая функция государства и почему она появилась только в середине XX в.?
15. Приведите пример того, как наше государство реализует функцию борьбы с последствиями стихийных бедствий.
16. В чем заключается функция обороны и как, на ваш взгляд, наше государство ее выполняет?
17. Зачем нужно осуществлять дипломатическую функцию богатому и процветающему государству, которое может себя всем обеспечить и отразить любую агрессию?
18. Зачем России участвовать в поддержке мирового порядка с помощью ООН, если только членство в этой организации ежегодно обходится в несколько миллионов долларов? Не лучше ли было бы эти деньги направить на развитие образования?
19. Зачем России участвовать в международной торговле, если у нее есть все природные ресурсы, из которых при желании можно произвести практически все необходимое народу?
20. Зачем мы приглашаем зарубежных артистов и платим за их выступления большие деньги, если наши артисты уезжают работать за рубеж? Не лучше ли повысить оплату их труда?
ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте диалог двух лиц и предложите вариант разрешения спора.
Покупатель: Я по поводу бракованного товара. Вот чек, подтверждающий, что эти туфли были куплены в вашем магазине неделю назад. Посмотрите, на что они стали похожи после первой же носки.
Продавец: К сожалению, проданный товар мы не обмениваем.
Покупатель: Этот товар - туфли, стало быть, обувь, на которую распространяется определенный порядок обмена.
Продавец: Знаете, с обувью не все так просто, я не могу принять никаких претензий. Кстати, можно взглянуть на чек? Бывает, человек раздобудет где-нибудь чек и идет менять свои старые туфли...
Покупатель: Я не знаю, что там бывает, но у меня чек именно за эти туфли, и я требую их замены!
Продавец: Ну-ка покажите их... Хм... Да в них не меньше года ходили!
Покупатель: Я потому и пришел, что за день носки они превратились в рухлядь.
Продавец: Я бы и рад вам помочь, но при всем желании обменять туфли не могу - у нас уже не осталось ни одной пары.
Покупатель: Тогда верните деньги!
Продавец: У меня не такая зарплата, чтобы платить из своего кармана. Извините, вы мешаете мне работать, у меня покупатели.
2 . Представьте, что вы член правительства, которое обсуждает вопрос о том, где взять деньги для повышения пенсий и пособий многодетным семьям. Предлагается много вариантов. Каково ваше мнение?
Повысить налоги;
Подпечатать немного денег и раздать их этим категориям граждан;
Повысить квартирную плату;
Перевести здравоохранение полностью на платную основу;
Ввести плату за обучение в вузах;
Ввести частичную оплату за обучение в 10-11 классах;
Повысить оплату проезда в общественном транспорте;
Повысить ставку дорожного налога;
3 . Придя из школы и пообедав, вы решили немного отдохнуть и посмотреть очередную серию телевизионного фильма. Но телевидение не работает. На экране надпись: «Сегодня на телевидении выходной». Можно ли обвинять государство в том, что оно не выполняет свои функции?
4. Администрация села Шаткино вынесла постановление, согласно которому лица призывного возраста отбывают срок службы в родном селе и используются на работах, выполнение которых крайне необходимо местному хозяйству. Основание: в селе существует большой дефицит рабочей силы, поскольку основную массу жителей составляют пенсионеры. Оцените с разных позиций постановление местной администрации.
5 . Директор школы своим приказом исключил из школы ученика 9 класса за то, что тот принес в школу газовый баллончик и, решив попугать им товарищей, по вредил одному из них глаза. Родители исключенного ученика обратились в суд с просьбой признать решение директора незаконным. Судья искового заявления от них не принял, сказав, что данное дело ему неподсудно. Законно ли поступил судья?
6
. Селивановы решили купить дом у соседей для своего сына, который недавно женился. Селивановы и их соседи хорошо знали друг друга и полностью друг другу доверяли. Будучи уверенными, что ни одна из сторон не собирается обманывать, они оформили куплю-продажу расписками (одна сторона в расписке подтвердила факт передачи ей дома, а другая - - факт получения ею денег за проданный дом). Новый собственник (глава молодой семьи) пришел в местную администрацию платить налог на недвижимость и за землю, предъявил расписки и
был очень удивлен, что его не признают истинным владельцем дома и отказываются принимать деньги. Права ли местная администрация?
7. Работники милиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, мотивируя это тем, что у них имеются данные о совершающемся в этой квартире преступлении. Произведя осмотр квартиры и не найдя ничего подозрительного, они удалились. Гражданин, чья квартира подверглась осмотру, обратился с жалобой в прокуратуру. Законны ли действия милиции? Составьте ответ прокурора.