Викторина охраняемые редкие виды животных и растений. Интеллектуальная игра "по страницам красной книги"
Цель:
природе ко всему живому.
Эпиграф к викторине:
2. Люди! Задумайтесь!
Оборудование:
Красного - заповедные места
Синий - о животных
Желтый - о птицах
Просмотр содержимого документа
«Викторина по экологии на тему «По страницам Красной книги» 11(класс)»
ГБПОУ «Краевой многопрофильный техникум»
Викторина по экологии
« По страницам Красной книги »
Составитель: Ветрова Нина Петровна,
преподаватель химии и биологии
Пермь, 2017
Цель: формирование знаний студентов о природе родного края, её охраны,
развитие коммуникативных умений, воспитание бережного отношения к
природе ко всему живому.
Эпиграф к викторине:
1. Люди! Не оставляйте в лесу мусор, он загрязняет лес! Бумага разлагается 2 года, консервные банки - 70 лет, полиэтиленовые пакеты - 100лет.
2. Люди! Задумайтесь!
Сегодня каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду растений, каждому 6 виду птиц угрожает опасность.
25 тысяч видов растений планеты на грани полного уничтожения
За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
Оборудование:
Карточками разных цветов с вопросами для 4-х секторов. В каждом секторе по 10 вопросов.
Зеленые - о растениях и грибах
Красного - заповедные места
Синий - о животных
Желтый - о птицах
Слово преподавателя :
Сегодня мы с вами поиграем и совершим путешествие по страницам Красной книги. Узнаем и вспомним много интересного о растениях, о животных, птицах. И проверим ваши знания в области биологии.
В 1949 году была создана одна очень важная организация - Международный Союз Охраны Природы И Природных Ресурсов. В который вступил многие государства мира. И буквально с первого дня учреждения начался сбор информации для так называемой Красной книги о животных и растениях, находящиеся под угрозой исчезновения. Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. В их числе Австралия, Германия, Россия, США, Швеция, Эстония, Япония. Красная книга состоит из 2 частей: первая часть представляет собой список животных, нуждающиеся в охране, вторая часть - список растений.
Международная красная книга постоянно пополняется новыми данными. Уже вышли в свет следующие тома: "Млекопитающие", "Земноводные", "Рыбы", "Птицы". Сегодня в Красную книгу России включены следующие 6 категорий животных:
1. вероятно исчезнувшие (были но, исчезли)
2. находятся под угрозой исчезновения
3. сокращаются в численности
5. неопределенные по статусу (нет сведений)
6. восстанавливаемые и восстанавливающиеся
В Германии от неосторожной езды автомобилей погибли около 3 000оленей, 80 000 косуль, 120 000 зайцев.
СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!!! Эти сигналы SOS подают всем нам животные и растения, нуждающиеся в помощи человека.
Вопросы желтого сектора:
1.Какую птицу называют пернатой кошкой? (сова)
3.Эта птица занесена в Красную книгу. Это семейство включает 62 вида. Длина 40 см, в брачный период на голове появляется ярко-рыжий хохолок. Питается рыбой, насекомыми. Может даже сидеть на спинах домашних животных. Жила в Египте? (Египетская цапля)
5.Это насекомое занесено в Красную книгу, но обитает в каждом доме, и лечит нас от простуды? (пчела)
6.Наука о птицах? (орнитология)
7.Эта птица изображена на гербе США? (орлан-белохвост)
8.Какой птице в кормушку надо положить сало? (синице)
9.Как называют человека, переживающего подъем активности в утренние часы? (жаворонок)
10.Какими кровососущими существами когда-то пользовались врачи? (пиявки)
Вопросы красного сектора:
1.Чем отличается национальный парк от заповедника? (в Парке турист может заходить, в заповеднике нельзя)
2.В каком заповеднике охраняют бобров?
3 С какой целью был создан Хоперский заповедник? (охрана выхухоля)
4.Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежден ночью о приближения чужака? (сверчков)
5.У кого уши на ногах? (кузнечик)
6.Эта наука изучает организмы и окружающую среду? (экология)
7.Эта наука о земле, которая описывает материки, океаны? (география)
8.Это место, где предписано ничего не нарушать, и сохранять все в неприкосновенности? (заповедник)
9.Сколько заповедников в настоящее время известно в России? (100)
10.Перечислите заповедники Воронежской области
Вопросы зеленого сектора:
1.Почему цветков, которые распускаются ночью белая окраска?
2.Наука о растения?
3.Какой дикорастущий кустарник до самых заморозок остается зеленым? (сирень)
4.Что можно узнать по свежеспиленному стволу дерева? (возраст дерева)
5.Какое болотное растение способно поглощать вредные химические вещества? (камыш)
6.Какое растение, судя по названию, обладает хорошей памятью? (незабудка)
7.Почему грибник никогда не заденет, даже поганку?
8.В каком году была создана Красная книга? (1949)
9.Этот куст занесен в Красную книгу. Невысокого роста 4-5м. Цветки алого цвета. Плоды красно-коричнево цвета, имеют форму шара. Его название встречается в военном деле? (гранат)
10.Какой сок собирают в нашем лесу весной? (березовый)
Вопросы синего сектора:
1.Самое хищное животное семейства кошачьих? (рысь)
2.Самый маленький хищник на Земле? (ласка, длина 13см, масса-100гр)
3.Впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году? (сурок)
4.Это животное занесено в Красную книгу. В России живет 3 вида: Бурый, Белогрудый, Белый
5.Это животное занесено в Красную книгу, обитае в морях и океанах. Вес 20 тонн, длина - 25м (синий кит)
6.Это животное занесено в Красную книгу, очень редкий зверь не только в Росси, но и по всему миру, внешне напоминает лису, но не лиса, шерсть - красного цвета. Крайне осторожен, прекрасно плавает, прыгает, отличный слух? (красный волк)
7.Наука о животных?
8.Это животное занесено в Красную книгу, живет 40 лет. плавает со скоростью 25км в час. Бывает Атлантическим и Лаптевский? (морж)
9.Это животное живет в Графском заповеднике (бобр)
10.След, какого зверя похож на след человека? (медведь)
11.Силой, какого животного до сих пор измеряют мощность двигателя? (лошадь)
12.Мехом, какого животного отделана шапка Мономаха? (соболь)
13.Что отбрасывает ящерица при опасности? (хвост)
Подведение итогов, награждение победителей.
Урок-викторина
« По страницам Красной книги »
Цели:
1. Познакомить детей с животными, с растениями Красной книги.
2. Расширить кругозор детей.
3. Воспитывать ответственное отношение к природе.
4. Развивать умения анализировать, делать выводы.
Ход урока
I. Введение. Ученик читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Потемнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные сотрёшь ли, человек?
(А. Плотников)
Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть. Цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»
В 1948 году была создана первая Красная книга. По заданию Международного союза охраны природы зоологи, ботаники, экологи составили списки животных и растений, которым угрожало полное исчезновение.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные.
На красных листаж даются сведения о животных и растениях, которых осталось мало, и их численность продолжает сокращаться.
На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко.
Зелёные страницы говорят о животных, которые были редкими, но, благодаря усилиям человека, численность восстанавливается. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – соболь, лоси, бобры.
Но есть ещё и Чёрная книга. В ней описаны те животные и растения, в исчезновении которых виноват человек. Это туры, тарпаны, сумчатые волки. Эти животные жили на территории нашей страны.
Храниться Красная книга в Швейцарском городе – Морже.
Вы – будущее поколение нашей планеты. И какой будет наша планета – зависит от вас.
Давайте поближе раззнакомимся с теми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.
II. Основная часть:
I тур. Разминка
Участвуют две команды (название, капитаны).
– Выбери правильный ответ:
Колоситься в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый!
а) колокольчик
б) клевер
в
)
василёк
– Какая птица считается самой умной?
а) орёл
б) ворон
в
) попугай
– Как называется жилище бобра?
а) нора
б) логово
в) хатка
– Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
а) шиповник
б) лебеда
в
)
репейник
– Что является лучшим лакомством для косуль, лосей, оленей?
а) травы
б) грубы
в) соль
–
Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
а) ремез
б) клёст
в) зяблик
II тур.
Узнайте по описанию и назовите.
1. Эта красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего около 70, 30 из которых в России. Очень ценится у этого животного пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине.
(Дальневосточный леопард)
2. Всеядный зверь. С весны до середины лета пасётся на полянах, в конце лета ест ягоды, плоды дикорастущих ягод. Ближе к зиме рацион пополняется орехами. Накопив жир, отправляется в спячку.
(Бурый медведь)
3. Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня жёлтые щёки, разноцветный хохолок, коричневая грудь, белое брюхо. Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.
(Мандаринка)
4. Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия – лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за хищниками, питаясь остатками их добычи. Гнездуется на утёсах и склонах северных островов.
(Белая чайка)
5. Название этого растения в переводе с китайского означает «корень жизни». Большую ценность составляет для медицины. Цены – очень высоки. Медицинские препараты на основе этого растения укрепляют защитные свойства организма, улучшают зрение и др.
(Женьшень)
6. Цветы, которые цветут 1 раз в семь лет. Лепестки ярко-оранжевого или жёлтого цвета, шарообразные.
(Купальница)
III тур. Конкурс капитанов
(Карточки с экологическими задачами)
Экологическая задач № 1
Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. в школе вас предстоит учиться 7 лет.
Если вы каждый год будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?
(9 лет)
Экологическая задач № 2
Колония розовых скворцов из 200 птиц за день поедает около 40 кг саранчи.
Сколько килограмм саранчи эта колония уничтожит за 2 дня? За неделю?
(80 кг, 280 кг)
IV тур. «Собери мозаику»
На столах лежат части картинок с изображением растений и животных.
Задача команд: как можно быстрее собрать картинки.
V тур. «Кроссворд»
2. Существо, обладающее сознанием и разумом.
(Человек)
3. Каким одним словом можно назвать насекомых, птиц, змей, лягушек, зверей?
(Животные)
4. Какие живые организмы способны поглощать углекислый газ, а выделять кислород?
(Растения)
5. Весь мир, в котором мы живем.
(Природа)
VI тур.
По фотографии назвать растение или животное (кандык, колокольчик, одуванчик, бобр, рассомаха).
III. Подведение итогов
Чтение стихотворения:
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
Но, может, скоро мы поймем,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
По следам Красной книги сценарий - экологический вечер (для учащихся 6-8 классов) Оформление: На сцене -- большая карта России, большой макет "Красной книги", цветы.
Чтец :
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Ведущий (1):
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема -- охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по следам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и животных.
Ведущий (2):
Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно.
Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Ведущий (1):
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать?
С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор -- уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев!
Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Ведущий (2):
Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
Ведущий (1):
Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение -- спасение исчезающих видов и восстановление редких.
Ведущий (2):
Красная книга -- это не закон об охране животных и растений. Это -- программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Одним из таких знатоков местной флоры и фауны является учитель биологии _______________.
Давайте вместе послушаем ее рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые еще сохранились на нашей земле.
Выступление
После выступления гостя звучит фонограмма голосов птиц.
Чтец :
Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
Солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Ведущий (1):
А сейчас мы проведем
"По страницам Красной книги"
В игре принимают участие две команды.
Вопросы командам :
"Встреча с Красной книгой"
Вопрос :
Когда вышел первый том Красной книги Земли?
Ответ :
Вопрос :
Из скольких томов состоит Красная книга?
Ответ :
Пять томов : "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения".
Вопрос :
Когда вышло первое издание Красной книги в СССР?
Ответ :
Вопрос :
Ответ :
Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.
Вопрос :
Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
Ответ :
Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.
"Они пропали навсегда"
Вопрос :
Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара.
Последняя птица погибла в 1681 году.
Ответ :
Вопрос :
Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку.
Ответ :
Вопрос :
Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке гор?да Цинциннати в США в 1914 году.
Ответ :
Странствующий голубь.
Вопрос :
Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо -- в пищу.
Ответ :
Зебра-квагга.
"В мире птиц"
Вопрос :
Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР?
Ответ :
Вопрос :
Какая самая крупная птица в Европе?
Ответ :
Вопрос :
Какие птицы могут преследовать автомобиль?
Ответ :
Страусы.
Вопрос :
У какой птицы язык покрыт шипами?
Ответ :
У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу.
"Негромкая музыка цветов"
Вопрос :
Какие цветы носят "человеческие" имена?
Ответ :
Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай.
Вопрос :
Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет?
Ответ :
Вопрос :
Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.
Ответ :
Виктория-регия. Растет на реке Амазонке.
Вопрос :
Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?
Ответ :
Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь.
Вопрос :
По каким цветам можно определять погоду?
Ответ :
Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь.
Сценарий праздника
«Эти забавные животные».
Цели:
1. Познакомить с видовым разнообразием животных, особенностями их поведения.
2. Воспитывать гуманное отношения к животным.
Оформление, оборудование и реквизит:
Столы и стулья для учащихся;
Мультимедийный проектор
Ноутбук;
Видеофильм о животных;
Аудиозапись передачи «В мире животных»
Мультимедийные приложения;
Выставка рисунков о животных;
- «волшебный ящик»
Фото - выставка животных.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Приглашаю всех принять участие в конкурсно - развлекательном мероприятии. «Эти забавные животные»
Заставка «В мире животных»
Ведущий: Почти всюду на Земле обитают животные: в знойной пустыне и болотной тундре, в могучей тайге и широкой степи, высоко в горах и в глубинах вод. Небесную синеву разрезают крылья птиц. На сегодняшний день известно около полутора миллионов видов животных. Но история открытия новых видов животных на Земле не окончена и сегодня. Каждый год этот список пополняется новыми названиями. А сколько интересного и забавного можно увидеть, наблюдая за ними. Вот и на нашем празднике вы узнаете для себя что-то новое, а кто-то блеснет своими знаниями о мире животных. Начинаем нашу конкурсную программу «Эти забавные животные». На нашем празднике работает жюри, которое поможет оценить ваши знания.
Богат и разнообразен животный мир нашего родного края. Здесь можно встретить лесных животных, обитателей степей и полупустынь. Давайте, ребята вспомним названия этих животных.
Есть одна игра для вас
Я начну стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте
Ребята, загадки дослушиваем до конца, потом хором дружно отвечаем.
Хоровые загадки:
Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый
Когда дотронешься – поймешь
Что это не клубок, а … (ЕЖ)
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …(КАБАН)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягается трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это … (ЛОСЬ)
В яме спит зимой длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)
Белый был зимою снежной,
Летом он сменил одежду,
Серым стал косой зверек
Кто узнал, пусть назовет… (ЗАЯЦ)
Загородил он вход плотинкой
На нем добротный мех с сединкой
Трудолюбив он, но хитер
Его вы знаете … (БОБЕР)
На овчарку он похож
Что не зуб, то острый нож
Он бежит, оскалив пасть
На овцу готов напасть … (ВОЛК)
Подход ее к жертвам обманчиво прост:
Я курочки ваша сестрица…
Блестят ее зубы и огненный хвост
Да это же это… (ЛИСИЦА)
Он роет норы, он слепой
Зубов острейший полон рот
Ответ, конечно же, простой
Вы догадались это … (КРОТ)
Молодцы ребятки,
Отгадали все загадки,
Загадки мудреные, но вы ребята смышленые.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину «Удивительные животные».
Внимание на экран. Вам предлагается вопрос и три варианта ответа, ваша задача с помощью цифр показать номер правильного ответа.
Почему медведь сосет лапу зимой?
1 высасывает жир
2 Чтобы спокойно спать
3 помогает удалить старую кожу с подошвы лап
Почему зайцу легче в гору бежать, чем с горы?
1 у него задние лапы длиннее передних
2 потому что он прыгает
3 уши мешают
Для чего еж накалывает яблоки осенью?
1 делает запасы на зиму
3 чтобы кормить ежат
Для чего лось сбрасывает свои тяжелые рога на зиму?
1 чтобы не цепляться за ветки
2 чтобы легче было передвигаться по глубокому снегу
3 они ему больше не нужны
Что является основной пищей для лисы в зимний период?
3 мыши полевки
Кому в первую очередь волк отдает добычу?
1 волчатам
2 волчице
Для чего нужны полоски дикому поросенку?
1 чтобы лучше спрятаться
2 чтобы отличаться друг от друга
3 чтобы мама издали видела
Для чего бобры строят плотины?
1 чтобы было красиво
2 чтобы хатка всегда находилась в воде
3 чтобы переходить с берега на берег
Как называются зайчата, которые родились осенью?
1 настовички
2 листопаднички
3 колосовички
Какие грибы ест лось, когда болеет?
1 лисички
2 белые грибы
3 мухоморы
А знаете ли вы, что ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами и яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.
Сейчас вас ждет сюрприз.
Звучит мелодия игры «Что, Где, Когда», выносят «Волшебный ящик».
В этом волшебном ящике находится живое существо. По моим подсказкам
угадайте, кто спрятался в волшебном ящике.
«Живой гость»
1. В мифах индейцах это животное подобно Прометею похищает огонь у «огненных людей» и передает его людям.
2. Это тихое животное, но, ни в коем случае не немое. Оно пищит и храпит.
3. Это миролюбивое, забавное и подвижное животное.
4. Средняя продолжительность жизни 8-10 лет.
5. Оно может бегать со скоростью 35 км/ч, как известно - это хороший прыгун. Это животное может спокойно подпрыгнуть на метр и даже выше, так, как у него очень сильные задние ноги.
6. Это быстро размножающееся животные, плодовитость от 2- до 12 детенышей.
7. У этого животного, очень чувствительные уши, которыми они вертят в любом направлением, а также регулирует температуру тела.
8. Хищник может напугать их до смерти (в буквально смысле).
9. Это травоядное животное, питается древесной корой, травой, а лакомый корм: морковь и капуста.
10. В сказке этот хитроумный, изворотливый герой противостоит братцу Лису.
11. В домашнем хозяйстве содержится, как домашнее животное, мясо используется в пищу, ценится мех, из пуха вяжут вещи.
Молодцы ребята, угадали. Это кролик его зовут Хрустик. Наш Хрустик не простой кролик, он умеет угадывать мысли. Хотите проверить? Сейчас мы узнаем о чем думает этот мальчик. Я буду подносить микрофон к голове и все мы о чем думает этот человек (подходит, звучит песня).
Вам понравился Хрустик? (Да). Сейчас ему пора в дорогу, пожелаем ему доброго пути. Давайте проводим его аплодисментами.
А знаете ли вы, что в Австралии дикие кролики являются одними из самых опасных вредителей в 19 веке их завезли с собой колонисты. Кролики заселили всю Австралию. Причиной чему послужила кроличья плодовитость и отсутствие естественных врагов. Кролики съели растительность, которой питались местные виды животных, и выселили их из нор, что привело к исчезновению многих представителей местной фауны, а также лесов, поскольку они поедали молодые побеги, не давая деревьям вырасти. Правительство Австралии было вынуждено выделить значительные средства на борьбу с этими животными.
Мы переходим к следующему конкурсу.
Закончилась зима, было много снега, свежий снег со следами зверей принято, называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда падает первая пороша и первые звери, большие и малые, отпечатают на ней строчки своих следов. Новый снегопад - новая страница, новые рассказы о потаенных лесных делах пишут на ней лесные жители. Но не только на зимнем снегу можно увидеть следы животных, их можно встретить на песке, и на влажной земле.
Для участия в конкурсе «Найди мой след» я приглашаю по одному представиветелю от каждой школы.
Каждый по очереди берет со столика карточку с изображение животного.
Задача игрока определить под каким номером находятся следы этого животного. И со столика взять соответсвующий номер.
Следы животных:
Медведь 1; Ондатра 5; Рысь 9;
Косуля 2; Волк 6; Бобр 10.
Заяц 3; Хорек 7;
Белка 4; Лось 8;
Знаете ли вы, что животные, как дети любят играть, веселится, я предлагаю повеселиться вместе с ними. Внимание на экран.
Вместе, хором, дружно поем песню «Чунга - чанга».
Давайте подарим друг другу аплодисменты!
Следующий конкурс «Очумелые ручки.»
Вам необходимо за 3 минуты сделать аппликацию «Кошечка».
Каждой команде дается лист и конверт с деталями. Оценивается быстрота, аккуратность, законченность работы.
Не забудте подписать номер школы.
По команде 1,2,3 начинаем работать.
Следующий конкурс «Волшебное слово».
Из букв предложенного слова вам необходимо за 1 минуту составить как можно больше слов. Слова в И. п., ед. числе. Имена собственные не называть..
Подпишите номер школы.
Кто знает, кто такой аллигатор.
Аллига́тор - род крокодилов.
В мире есть только две страны, где обитают представители этого рода – это Соединённые Штаты Америки и Китай.
Играть и веселится животные умеют, но где же живут животные?
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым. . .
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда,
И людям без дома - совсем никуда.
Жилище - это место, в котором живут люди или животные.
Какую функцию выполняют жилища? Кто знает?
(Ответы детей)
Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Я предлагаю следующей конкурс, который называется: «Кто в домике живет?»
Каждой школе будет предложено изображение жилища. Ваша задача из списка животных выбрать хозяина и дать название жилищу.
Проводим жеребьевку команд.
Внимание на экран.
У кого первый номер?
Как называется жилище и кто в нем живет?
Ле́жбище - береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют северные морские котики.
Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,- нора . Норы роют утконос и лиса, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов.
Самый выдающийся строитель среди млекопитающих - бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды . Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. Бобровые хатки достигают солидных размеров - они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.
Наиболее примитивный тип убежища - логово . Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе , под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями.
Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки .
А знате ли вы, где живут белки? (В дупле).
· Давате посмотрим видеосюжет о том, где живут эти зверьки.
· Как называется жилище белки? (дупло, гайно)
Свои жилища есть и у зверей, и у людей. Но для всех живых существ есть общий дом. Что это за дом? (Наша планета Земля).
Ты можешь удивиться,
Узнав, - Земля наш дом!
Живут в нем звери, птиц,
И мы с тобой живем.
Земля- наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
Земля- наш дом огромный
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том,
А в том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!
Планета Земля общий дом для всех живых существ. Но мы не всегда знаем, что хорошо, а что плохо для братьев наших меньших. Сейчас мы с вами поговорим о том как нужно вести себя, чтобы не навредить друг другу.
Звучит песня, появляется Дюдюка.
Здравствуйте, ребята! Я смотрю здесь собрались веселые, добрые дети, которые любят животных. У меня тоже была кошка, однажды она заболела, у нее стала вылазить шерстка, на коже появились болячки, я ее срочно отнесла подальше от дома, чтобы она не заразила меня.
· У меня была собачка и она стала грызть и портить мебель, я ее выгнала из дома.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
Однажды я была в лесу и увидела под кустом ежика, ему было холодно и одиноко, и я забрала его к себе домой.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
· Зайцу понравилось бывать на моей даче зимой, когда там никого нет, он грыз молодые деревца, я поставила капкан чтобы поймать его.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
В лесу на прогулке я стараюсь громко смеяться, кричать, чтобы увидеть много зверей и птиц.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
После обеда в лесу я всегда оставляю консервные банки и разбитые бутылки, чтобы волк наколол себе лапу.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
· Дюдюка, ты поняла, как нужно вести себя с братьями нашими меньшими? До свидания.
Слово жюри.
Следующий конкурс «Забавная белочка».
За минуту найдите сколько белочек спряталиси на этой картинке. Обведите каждую белочку кружком.
Пока жюри подводит итоги мы савми немного поиграем.
Слово жюри.
В заключении нашей встречи я хочу напомнить вам слова Маленького принца
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
ирина лежнева
Игра-викторина «По страницам Красной книги. Орлан-белохвост»
Лежнева И. А. г. Рязань
Игра викторина по страницам «Красной книги » - Орлан - белохвост
(старший дошкольный возраст)
Цель :
1. Формировать реалистические представления и знания о редких и исчезающих объектах живой природы Рязанской области, занесённых в красную книгу . Понимание взаимосвязи со средой обитания, условиях для развития и роста, причинах исчезновения;
2. Развивать познавательные способности (внимание, память, мышление,формировать коммуникативные умения детей, умение быстро находить правильные ответы;
Обогащать словарь детей, продолжать учить обобщать полученную информацию в виде рассказов о разных фактах из жизни, защиты и гибели орлана- белохвоста .
3. Воспитывать чувство гордости за богатство родной природы, желание её приумножать и сохранять.
Оформление : плакаты с птицами занесёнными в «Красную книг » , карта Рязанской области с животными; выставка детского рисунка «Редкие птицы» , декорации леса, игрушки и шаблоны животных, птиц
Оборудование : Альбомы с иллюстрациями птиц собранные участниками проекта, эмблемы команд «хищники» , «травоядные» , карточки очки; дипломы, карточки – схемы с говорящими знаками о птицах, карточки загадки, кроссворд, знаки правил поведения в природе.
Участники : воспитатели и дети старшей группы «Осминожки» , члены жюри, родители, гости.
Ход презентации:
(команды входят в зал под музыку и встают на места своих команд)
Воспитатель : Добрый день дорогие гости! Мы рады видеть вас!
Приветствуем участников викторины : команды «Хищников» и «Травоядных» .
Слово предоставляется командам для приветствия.
(команды занимают места, воспитатель представляет жюри, жюри знакомит детей с проведением конкурса, за победу в конкурсе команда получает карточку со своим «знаком» ).
Воспитатель : Наш родной край богат лесами и его обитателями – зверями и птицами, о которых мы много узнали с вами. (показываю детям макет леса) Давайте поделимся друг с другом знаниями о родном крае.
Конкурс№ 1 «Угадай-ка» воспитатель вносит кроссворд, команды по очереди отвечают на вопросы :
1. Где летают птицы? (небо)
2. Где птицы выводят птенцов. (Гнездо)
3. что помогает птицам летать. (Крылья)
4. Что служит рулём для птиц. (Хвост)
5. Как называют птиц, питающихся себе подобными? (хищники)
6. Как называется рот у птиц? (клюв)
7. Чем покрыто тело птиц? (оперение)
8. Когда много птиц как говорят? (стая)
9. Как называют птиц улетающих в другие страны (перелётные)
Ключевым словом кроссворда является БЕЛОХВОСТ
2. Г Н Е З Д О
3. К Р Ы Л Ь Я
4. Х В О С Т
5. Х И Щ Н И К И
7. О П Е Р Е Н И Е
9. П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е
Какая редкая птица имеет в своём названии это слово? (орлан белохвост )
Конкурс№2 «Следопыты»
Команды по очереди отвечают на вопросы :
Почему назвали белохвот? (за окраску )
Как окрашено оперение? (тело бурого цвета, по краю хвост окрашен в белый цвет)
К какому семейству относится? (семейству ястребиных)
Какой длины может достигать тело? (до 1м.)
Сколько весит птица? (от 3 до 7 кг.)
-Орлан - белохвост самая крупная птица в природе? (нет, это 4 по величине птица)
Где селится (почти всегда возле водоёма)
Где строит гнёзда и из чего? (на деревьях или скалах из крупных веток, прилетает в одно и то же гнездо, постоянно его подстраивает )
Чем питается? (рыбой, мелкими зверьками, зимой может питаться падалью)
Как называют Орлана - белохвоста ? (хищником)
(подведение итогов)
Физкультурная минутка. «Десять птичек стайка»
Пойка подпевай ка : десять птичек –стайка
Эта птичка соловей, эта птичка-воробей.
Эта птичка Совушка, сонная головушка.
Эта птичка свиристель, эта птичка коростель,
Эта птичка скворушка. Серенькое пёрышко.
Эта зяблик, эта стриж, Эта, развесёлый чиж.
Эта хищник орлан . Птички, птички по домам!
Конкурс №3 «Наши капитаны самые умные и находчивые ребята»
Сколько и когда самка откладывает яиц? (откладывают в конце февраля обычно 2 яйца, но может быть 1и 3)
Кто высиживает птенцов и через какое время появляются птенцы? (высиживают по очереди и через 35-40 дней птенцы появятся из скорлупы)
Сколько времени птенцы не покидают гнездо(2 месяца после рождения)
Кто и чем их кормит? (оба родителя подкармливают птенцов добытой охотой пищей, разрывая её крепкими когтями на кусочки)
Конкурс№4 Краевед.
Как называется место, специально созданное в Рязанском крае для защиты животных?
Из какого источника можно узнать о редких и исчезающих обитателях заповедника?
Обитает Орлан - белохвост в Рязанском крае, где его можно встретить? (можно встретить в Окском Заповеднике, но очень редко)
Кто виноват, что так редка эта птица? (виноват человек….)
(подведение итогов)
Конкурс №6 Птица года Команды изготавливают коллажи «Орлан - белохвост – птица года» используя открытки, картинки, вырезки и другой материал, подготовленный для этого конкурса.
Публикации по теме:
Цель: Закрепить деление слов на слоги, местонахождение звука [У] в словах. Воспитывать бережное отношение к книгам. Ход игры Перед игрой.
Звучат фанфары. Ведущий 1 - Здравствуйте, дорогие друзья! Ведущий 2 - В добрый день! В весёлый час! Рады здесь мы видеть вас! Ведущий 1.
Игра-викторина «Угадай сказку» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Игра-викторина «Угадай сказку» Разработано:.
Интеллектуально-познавательная игра для педагогов ДОУ «По страницам истории казачьей станицы Уманской - Ленинградской». Работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной интересна, многогранна и эффективна. Но начинать её каждый педагог должен с себя, думаю,.
Конспект занятия «Растения Красной книги» Конспект занятия "Растения Красной книги" Возрастная группа: старшая (5 - 6 лет) Интеграция образовательных областей: Познавательное.