Викторина игра о краснокнижных видах животных. Сценарий праздника «Эти забавные животные
Цели:
1. Познакомить детей с животными, с растениями Красной книги.
2. Расширить кругозор детей.
3. Воспитывать ответственное отношение к природе.
4. Развивать умения анализировать, делать выводы.
В игре участвуют две команды. Отвечая на вопросы, ребята отыскивают соответствующие материалы и иллюстрации.
Ход урока
1ученик. Люди! Не оставляйте в лесу мусор, он загрязняет лес! Бумага разлагается 2 года, консервные банки - 70 лет, полиэтиленовые пакеты - 100лет.
2 ученик. Люди! Задумайтесь!
Сегодня каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду растений, каждому 6 виду птиц угрожает опасность.
25 тысяч видов растений планеты на грани полного уничтожения
За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
3 ученик читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Потемнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли, человек?
(А. Плотников)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поиграем и совершим путешествие по страницам Красной книги. Узнаем и вспомним много интересного о растениях, о животных, птицах. И проверим ваши знания в области биологии.
Красная книга - это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплёта книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу; они погибнут.
В 1948 г; ученые мира- создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо, помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов». Это была первая "Красная книга".
В 1966 г. Международная Красная книга, была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы - разноцветные.
На красных листах даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось на земле очень мало, и их численность продолжает сокращаться.
На белыхстраницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потоку, что живут они на, ограниченных территориях.
Зеленыестраницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что. они находятся уже вне опасности. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов-лоси, бобры, соболь.
Но есть еще и Чёрная книга. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. Так, с территории нашей страны исчезли туры, тарпаны, нет на земле сумчатого волка. Список этот можно продолжать.
Хранится Красная книга в швейцарском городе -Морже. Вы - будущее поколение нашей планеты. От того, насколько вы будете образованными, как хорошо будете знать нашу природу, зависит будущее нашей планеты. Давайте поближе познакомимся с теми животными и птицами, растениями, которые занесены в Красную книгу.
1 тур. Разминка
Выбери правильный ответ.
Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый!
Колокольчик
Клевер
Василёк
Какая птица считается самой умной?
Орёл
Ворон Попугай
Как называется жилище бобра? Hopa
Логово Хатка
Кто не прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки.
Шиповник
Лебеда
Репейник
Что является лучшим лакомством для лосей,
оленей, косуль? Травы Грибы Соль
Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
Ремез
Клёст
Зяблик
2 тур.
Узнайте по описанию и назовите.
Эти цветы растут как бы сами по себе, без стеблей и листьев. Торчат прямо из почвы на коротких цветоножках. Они красивого розового цвета. Но не сбор цветков угрожает этому растению, а вытаптывание и выкапывание:клубнелуковиц, из которых получают ценное ядовитое и вместе с тем лекарственное вещество-колхицин.
(Безвременник)
Шесть лепестков этого цветка имеют характерный шахматный рисунок. С этим, вероятно, связано их название: окраска из цветков создаёт впечатление ряби (такое же название имеет птица). Это растение также можно встретить в Волгоградской области. Цветок очень нежный и красивый, ему грозит истребление.
(Рябчик)
Эта красивая грациозная кошка - одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего около семидесяти, тридцать из которых - в России. Очень ценится у этого животного его пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине. Виновник резкого сокращения численности этого вида -
человек.
(Дальневосточный леопард)
Всеядный зверь. С весны до середины лета пасётся на полянах, в конце лета переходит на питание созревшими ягодами малины, черники, брусники. Эти звери любят полакомиться плодами дикорастущих фруктов. Ближе к зиме рацион дополняется орехами. Накопив в организме необходимый для зимовки запас жира и белковых веществ, отправляется в спячку.
(Бурый медведь)
Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня - желтые щеки, разноцветный хохолок, коричневая грудь и белое брюхо Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.
(Мандаринка)
Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия - лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за белыми медведями, питаясь остатками их добычи. Гнездится на утёсах и склонах северных островов.
(Белая чайка)
3 тур. Конкурс капитанов
(Капитаны получают карточку с задачей)
Экологическая задача №1
Брошенная на землю бумага разлагается через два года. В школе вам предстоит учиться ещё семь лет.
Если каждый год вы будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?(9 лет)
Экологическая задача № 2
Колония розовых скворцов из 200 птиц за день поедает около 40 кг саранчи. Сколько килограммов саранчи эта колония уничтожит за месяц?
4 тур «Собери мозаику»
На столах лежат части картинок с изображением животных или растений.
Задача команд: как можно быстрее собрать картинки.
(Желательно подобрать яркие, красочные фотографии, иллюстрации, пробуждающие в детях чувство прекрасного, формирующие любовь ко всему живому)
V тур. «Блиц-турнир».(Командам по очереди задаются вопросы, время на обдумывание 10 секунд)
1.Самое хищное животное семейства кошачьих? (рысь)
2.Самый маленький хищник на Земле? (ласка, длина 13см, масса-100гр)
3.Впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году? (сурок)
4.Это животное занесено в Красную книгу. В России живет 3 вида: Бурый, Белогрудый, Белый
5.Это животное занесено в Красную книгу, обитает в морях и океанах. Вес 20тонн, длина - 25м (синий кит)
6.Это животное занесено в Красную книгу, очень редкий зверь не только в Росси, но и по всему миру. внешне напоминает лису, но не лиса, шерсть - красного цвета. Крайне осторожен, прекрасно плавает, прыгает, отличный слух? (красный волк)
7.Наука о животных?
8.Это животное занесено в Красную книгу, живет 40 лет. Плавает со скоростью 25км в час. Бывает Атлантическим и Лаптевский? (морж)
9 .След, какого зверя похож на след человека? (медведь)
10.Силой, какого животного до сих пор измеряют мощность двигателя? (лошадь)
11.Мехом, какого животного отделана шапка Мономаха? (соболь)
12.Что отбрасывает ящерица при опасности? (хвост)
VI тур. Подведение итогов
Учитель: Люди, восхищаясь красотой и нежностью редких растений, создают памятники природы, охраняют редкие растения. Но иногда эту красоту люди хотят сорвать и поставить в вазу или посадить у себя дома или на даче. Этого ни в коем случае нельзя делать!
Необходимо беречь редкие растения, занесённые в Красную Книгу!
Чтение стихотворения:
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
Но, может, скоро мы поймем,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
Красная книга России является списком самых редких животных и растений на Земле, которые находятся под угрозой вымирания. Красная книга содержит сведения о редчайших животных и растениях, которых стоит беречь, уделяя им особое внимание.
Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей викторины и проверить свои знания о редких животных и растениях, занесенных в Красную книгу.
Будем рады, если наша викторина поможет участникам расширить кругозор и проверить свои знания.
Порядок проведения Викторины и процедура отбора:
Участники Викторины:
Викторина проводится для обучающихся учреждений любого типа и вида.
В викторине могут принимать участие воспитанники любых дошкольных учреждений; учащиеся школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений; а также дети, не посещающие образовательные учреждения.
Правила участия:
- Необходимо (зарегистрироваться может педагог или родитель участника).
- Ознакомиться с Положением о Викторине.
- Скачать бланк с заданием к Викторине. (Задания будут доступны для скачивания только в сроки проведения Викторины)
- Распечатать квитанцию и оплатить организационный взнос за участие любым удобным для Вас . Организационный взнос за участие составляет 90 рублей для каждого участника. Организационные взносы за группу участников оплачиваются Куратором одной квитанцией на общую сумму.
- ВАЖНО! В заявке необходимо прикреплять копию квитанции НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА ОПЛАТЫ. Если Вы оплачиваете участие электронными деньгами (Киви, Яндекс-Деньги и т.д.), НАЛИЧИЕ КВИТАНЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО. В разделе нашего сайта Вы можете узнать, где и как можно найти копию квитанции при оплате электронными деньгами.
- Перейти по ссылке, указанной в Положении выбранного Вами мероприятия, для загрузки ответов к Викторине.
- Внимательно заполнить все графы конкурсной заявки. Будьте внимательны при заполнении формы для загрузки конкурсной работы. Данные, которые Вы введете, будут использованы при оформлении поощрительных документов.
Для дошкольников - помощь в заполнении и отправке формы с ответами оказывают родители или педагоги-кураторы.
После успешной отправки Вам должно прийти уведомление о процессе рассмотрения работы модератором на электронный адрес, указанный в заявке. Работы рассматриваются модераторами в течение трех рабочих дней.
После одобрения Вам должно прийти уведомление о публикации Вашей работы. Если данной уведомление не поступило в течение более трех суток, Вам необходимо повторить загрузку работы.
Конкурсные работы не публикуются на сайте и не будут доступны для публичного просмотра.
Прием работ к участию проводится только посредством самостоятельного заполнения электронной заявки на нашем сайте www.сайт. Материалы, присланные на нашу электронную почту, приниматься не будут.
Требования к оформлению работ:
Объем файла с ответами не должен превышать 10 Мб. Бланки ответов могут быть заполнены вручную или в текстовом формате WORD. При заполнении бланка с ответами вручную в форме заявки загружается фотография или скан бланка.
Поощрение победителей:
Участники, набравшие:
140-130 баллов, являются Победителями Викторины и занимают 1 место;
129-120 баллов, являются Призёрами Викторины и занимают 2 место;
119-110 баллов, являются Призёрами Викторины и занимают 3 место;
109-100 баллов, являются Лауреатами Викторины;
остальные являются Участниками.
Жюри определяет Победителей Викторины, занявших I, II, III места, Лауреатов и Участников Викторины.
Победители награждаются Дипломами Победителя викторины.
Лауреаты награждаются Дипломами Лауреата викторины.
Участники награждаются Сертификатами Участника Викторины.
Педагоги, подготовившие Победителя или Лауреата конкурса, награждаются Дипломами педагога.Если Ваш участник не займет призового места, Вы получаете Сертификат педагога, подготовившего участника викторины.
Все документы будут доступны для скачивания ТОЛЬКО после подведения итогов мероприятия.
Данная викторина: "По страницам красной книги", может использоваться для работы с учащимися с 1 - 4 классы. Работа велась по презентации, по этому к презентации прилагается лишь крткий план викторины. Этот материал поможет развить, повторить закрепить знания о животных и о животных Красной книги.
Презентация разбита на две части, для удобства размещения на сайте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
викторина «По страницам красной книги России»
О чем пишут в Красной книге? О редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растениях и грибах. О животных и растениях, которых уже нет на Земле. О животных и растениях, количество которых быстро уменьшается. О животных, которые мало изучены.
На чёрных страницах списки животных, которые вымерли. Их уже нет, мы их никогда не увидим. Вымершие виды Странствующий голубь Тарпан Туранский тигр
Красные страницы показывают нам исчезающих и очень редких животных. Исчезающие виды Коала Снежный барс Морская выдра
Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается. Быстро уменьшающиеся виды Розовая чайка Джейран
Белые страницы - это те животные, которых всегда было немного. Редкие виды животных Северный олень Скопа
Зелёные страницы - животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания. Восстановленные виды Лось Речной бобр
Серые страницы – животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны. Малоизученные виды Малая косатка Японский крот
Каких животных уже нет на Земле? Вымершие животные: зебра Квагга и Морская корова 1 2 3
Каких животных уже нет на Земле? Вымершие животные: Слоновая черепаха и Дрон. 4 5 6
Каких животных уже нет на Земле? Вымершее животное: Сумчатый волк. 7 8
Каких животных уже нет на Земле? Вымершее животное: Китайский речной дельфин. 9 10
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Соедини картинку с названием животного. Снежный барс Красный волк Амурский тигр
Соедини картинку с названием животного. Чёрный аист Гренадский голубь Кулан Палласов кот
Здесь должна быть весёлая видео – физ -минутка. Но! Для сайта она слишком тяжёлая.
Отгадайте загадки. Есть, ребята, у лягушки, П учеглазая подружка. На болоте среди мхов, М ошек ест и комаров. ЖАБА
Отгадайте загадки. 2. Когда он в клетке, то приятен. На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, К ак лев и тигр, похож на кошку. ЛЕОПАРД
Отгадайте загадки. 3. Этот зверь почти как кот. Играть же с ним опасно. В природе он живет, Большой он и клыкастый! Он огромен и усат, Мех роскошный полосат. Все движенья очень ловки, Поддается дрессировки. АМУРСКИЙ ТИГР
с о б о л ь б е л ы й м е д в е д ь ж у р а в л ь л е б е д ь т и г р? Лебедь Фламинго Гусь Кукушка Журавль
Фламинго
Молодцы!!! с о Б о л ь б Е л ы й м е д в е д ь ж у Р а в л ь л Е б е д ь т и Г р ф л а м И н г о
Предварительный просмотр:
Ребята сегодня у нас с вами викторина «По страницам Красной книги России».
Прежде, чем мы начнем играть, нам нужно разделиться на команды.
Ребята, у которых на груди красный знак, подойдите к этому столу. У кого зеленый знак- вот ваш стол. А у кого желтый знак, подойдите вот сюда.
Давайте выберем капитана в каждой команде.
Хотим вам представить жюри: …..
Вы готовы к викторине?
Да, я готов(а).
Я готов(а) поиграть.
Если вы готовы, то вам нужно поднять карточку льва. Если вы не готовы, то поднимать карточку раньше времени не надо. (У капитанов карточки с изображением льва – сигна о готовности ответить).
Понятно?
+ (поднимают карточку)
О чем пишут в Красной книге? (слайд 2) Поднимите номер верного ответа.
А сейчас мы хотим вам рассказать о Красной книге. В Красной книге есть страницы разных цветов, всего 6 цветов. Есть черные страницы………………… (работа по слайдам)
Начинаем играть, но помните, вы- команда. Вы должны думать вместе, советоваться друг с другом, помогать своим товарищам и отвечать вместе. Понятно?
+ (карточка льва)
Первое задание «Каких животных уже нет на земле»?
Следующее задание: соедини картинки животных с названием. У вас на столе есть синий фломастер, выполните задание. (для проверки раздать красный фломастер)
Физ.мин.
Загадки.
Напоминаем, что если вы готовы дать ответ, то поднимаете карточку.
Собери картинку.
Капитаны команд подойдите к нам. Команда красных, вы собираете вот эту картинку. Команда зелёных- вы вот эту, а жёлтые- вам достается вот эта картинка.
Помоги животным найти свой дом.
Кроссворд
Будем разгадывать кроссворд. В кроссворд вам нужно вписать названия животных, картинки которых мы будем вам показывать. 1 слово- ….
Какое слово получилось в кроссворде?
+ «Береги».
Что нужно беречь? Зачем нужно беречь животных?
Итоги жюри.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель : привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
Задачи:
- научить работать с Красной книгой, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных России, Алтайского края;
- развивать умение осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
- воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств.
Подготовка к игре. Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели экологии в школе, но ребята должны заранее знать тему игры. Предполагаются музыкальные паузы (исполняют дети из других классов). Помимо музыкальных заставок можно использовать другие номера художественной самодеятельности для того, чтобы игра стала более зрелищной, а команда знатоков получила возможность отдохнуть.
Вопросы для игры по заранее объявленному тематическому конкурсу подбирают учащиеся, не попавшие в команду эрудитов. Задача учителя будет состоять в проверке подобранных заданий, а также в подборке недостающих вопросов.
Оборудование : игровое поле, волчок, черный ящик, конверты с номерами вопросов, музыкальный знак “скрипичный ключ”, слайд-презентация.
Ведущий 1 : В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана “паспортная” комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 по 1800 годы с лица земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1880 по 1900гг. – еще 33, а с 1900 по 1913гг. – 52. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
Ведущий 2: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Первая Красная книга вышла в 1966 году, организатором ее создания был Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Красная книга РСФСР – Животные была издана в 1985 г., Растения – в 1988 г.
Ведущий 1: Со временем стало ясно, что в такой огромной стране недостаточно единой национальной Красной книги. На основании Закона российской Федерации “Об охране окружающей среды” Алтайской краевой администрацией была учреждена Красная книга Алтайского края в двух томах: Животные и Растения. В 2002 году издан третий том – “Особо охраняемые природные территории”. В 2006 году вышло второе издание Красной книги: том 1 – растения, том 2 – животные.
Ведущий 2:
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ведущий 1:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы
(Б. Дубровин)
Учитель: Ребята, сегодня здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы нашей игры: “По страницам Красной книги Алтайского края”.
Встречаем! Капитан команды знатоков (Ф.И.). Слайд №1.
Правила игры просты: игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За каждый правильно названный ответ команда зарабатывает одно очко. Если команда знатоков ответила неправильно, то очко присуждается команде зрителей. Команде для победы необходимо набрать 6 очков, опередив при этом команду зрителей. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.
Примерные вопросы для игры по теме: “По страницам Красной книги Алтайского края”.
РАСТЕНИЯ
В народе этот цветок называют русалочьим цветком. Имеет большие плавающие листья и крупные, полуоткрытые белые цветки. На ночь и в дождливую погоду цветок прячется под воду. Встречается это растение в чистых, пресных, хорошо прогреваемых водоемах.
(Ответ: Кувшинка чисто-белая ). Слайд №2.
2. Это растение выбирает вид на жительство в степях и на степных каменистых склонах. Является многолетним луковичным растением. Цветет в мае. Окраска и форма цветков разнообразная. Название его происходит от персидского слова “дюльбанд” - тюрбан. За красивую разнообразную окраску околоцветника его выращивают в теплицах для продажи к первым весенним праздникам.
(Ответ: Тюльпан алтайский ). Слайд № 3.
3. Это растение встречается в горных лесах, в альпийском поясе по берегам рек и ручьев. Цветет через 13–18 дней после схода снега. Цветки собраны в плотные щитковидные соцветия желтого цвета. Корневище используют как лекарственное сырье, оно обладает стимулирующим действием, придает силы, повышает иммунитет организма. Свежее корневище на изломе розовое, отсюда и название растения.
(Ответ: Родиола розовая ). Слайд №4.
4. Из того, что находится в черном ящике, изготавливают разнообразные сувениры. Это растение – индикатор чистой воды в водоемах, а также является реликтом во флоре Алтайского края. Его плоды похожи на голову сказочного героя (нечистой силы). Вопрос: что находится в черном ящике?
[Ответ: водяной орех (чилим плавающий) ]. Слайд № 5.
5. Многолетнее растение 15-50 см высотой. Обитает на луговых степях, по склонам холмов и сопок. Имеет ценные лекарственные свойства и замечательно цветёт, поэтому поплатилось за свою красоту и пользу - в природе сейчас встречается крайне редко. В народе это целебное растение имеет много названий: “Жгун-корень”, “Марья-коревна”, и др. Прекрасны его изящные, тонко разрезанные листья и многочисленные яркие цветки, поэтому в последние годы растение всё чаще выращивается в садах.
(Ответ: Пион гибридный или степной ). Слайд № 6.
6. Одно из самых высокорослых растений, достигает высоты до 1 м. Цветет в мае – июне. Предпочитает влажные луга, высокогорья. Удивительно живописное растение! У растения красиво все: и звездчато-раздельные, крупные, рассеченные листья, и тугие, изгибающиеся под напором ветра стебли, и навсегда запоминающиеся бубенчики ярко-оранжевых цветков! В народе их называют: “Огоньки”, “Жарки”.Очень часто большими букетами школьники рвут эти цветы на последний звонок.
(Ответ: Купальница азиатская ). Слайд № 7.
ЖИВОТНЫЕ
7. Этот зверек предпочитает открытые биотопы: окраины ленточных боров, березовых колков, огороды. Имеет подвижные и большие, отогнутые вперед ушные раковины. Питается насекомыми, их личинками, пауками, моллюсками, может разорять наземные гнезда птиц. Охотится обычно в сумерках и ночью. С ноября по март впадает в спячку.
(Ответ: Ушастый ёж. ). Слайд № 8.
Длина тела этого млекопитающего из отряда Хищные - 60–90 см, масса 6–10 кг. Тело вытянутое, гибкое, подвижное. Окраска меха темно-бурая, низ несколько светлее. Ценный пушной зверек. Ее мех пользуется повышенным спросом, особенно среди коренного населения Республики Алтай как обязательный элемент при пошиве национальных головных уборов. Живет около лесных рек. Прекрасно плавает и ныряет. Питается рыбой, лягушками, грызунами.
(Ответ: Выдра. ). Слайд № 9.
9. Облик данного представителя типичен для осетровых рыб. Имеет удлиненное рыло, рот небольшой. Возле рта имеется две пары усиков. Чешуя отсутствует, вдоль тела проходят пять рядов костных бляшек. Окраска спины от сероватой до темно-коричневой, брюхо светлое. Размер до 2 м и более, вес до 200 кг. В Оби данный вид был промысловой рыбой в довоенное время и в период Великой Отечественной войны. В настоящее время стал редким.
(Ответ: Осётр сибирский. ). Слайд № 10.
10. Крупная стрекоза с длинным черным брюшком. Грудь зеленая со светлыми полосами. На сегментах брюшка желтые пятна. Размеры самца 47–50 мм, крылья 41–43 мм. Очень редкий южно-сибирский вид восточного происхождения, распространенный от Приморья до Алтая и города Новосибирска на западе. Локальное распространение, особенно на территориях мало подвергшихся влиянию ледникового периода, позволяет считать его третичным реликтом.
(Ответ: Макромия сибирская. ). Слайд № 11.
11. Крупная ночная хищная птица с мягким рыхлым оперением массой 3–4 кг. Населяет лесные и горные районы Алтая. Гнезда устраивают на земле, в нишах скал, птенцы появляются весной. Время активной охоты пернатого хищника длится от заката до рассвета, а отыскивать добычу в ночной темноте ему помогают необычайно острое зрение и слух. Продолжительность жизни: 20 лет.
(Ответ: Филин. ). Слайд № 12.
12. В последние десятилетия достоверных данных о пребывании зверька в крае нет; возможны единичные особи. Живет в норах. Питается мышевидными грызунами. При испуге скалит зубы и рычит как собака. Окраска его короткого и довольно жесткого меха очень пестрая: на рыжевато-бурой спине и боках отчетливо вырисовывается своеобразный пятнистый рисунок в желтых и белых тонах. Между ушами и глазами поперек темно-бурой головы проходит белая полоса, которая напоминает собой перевязанную голову.
(Ответ: Перевязка. ). Слайд № 13.
Блиц-вопросы. Вставьте пропущенные буквы в слова и вы получите названия животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края:
1. Ч-рн-й - - ст.
2 . Р-ж- - в-ч-рн-ц-.
3 . Кр-сн-з-б- - к-з-р- -.
4 . -к-п-.
5 . -рл-н – б-л-х- -ст.
6 . Б-л-б-н.
Слайд № 14.
Литература.
1. Жизнь животных. Т.5 (Птицы). Т.6 (Млекопитающие). М.: Просвещение, 1971.
2. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Том 2. – Барнаул: ОАО “ИПП “Алтай”, 2006.
3. Землянова О.В. По страницам Красной книги Алтайского края. Барнаул. АКДЭЦ, 2006.
4. Наумов. Н.П. Зоология позвоночных. Часть 2. М.: “Высшая школа”. 1979.
5. Погудина Н.А. Патрушева Л.И. Знакомые незнакомцы – звери. Барнаул. АКДЭЦ, 2002.
Урок-викторина
« По страницам Красной книги »
Цели:
1. Познакомить детей с животными, с растениями Красной книги.
2. Расширить кругозор детей.
3. Воспитывать ответственное отношение к природе.
4. Развивать умения анализировать, делать выводы.
Ход урока
I. Введение. Ученик читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Потемнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные сотрёшь ли, человек?
(А. Плотников)
Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть. Цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»
В 1948 году была создана первая Красная книга. По заданию Международного союза охраны природы зоологи, ботаники, экологи составили списки животных и растений, которым угрожало полное исчезновение.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные.
На красных листаж даются сведения о животных и растениях, которых осталось мало, и их численность продолжает сокращаться.
На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко.
Зелёные страницы говорят о животных, которые были редкими, но, благодаря усилиям человека, численность восстанавливается. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – соболь, лоси, бобры.
Но есть ещё и Чёрная книга. В ней описаны те животные и растения, в исчезновении которых виноват человек. Это туры, тарпаны, сумчатые волки. Эти животные жили на территории нашей страны.
Храниться Красная книга в Швейцарском городе – Морже.
Вы – будущее поколение нашей планеты. И какой будет наша планета – зависит от вас.
Давайте поближе раззнакомимся с теми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.
II. Основная часть:
I тур. Разминка
Участвуют две команды (название, капитаны).
– Выбери правильный ответ:
Колоситься в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый!
а) колокольчик
б) клевер
в
)
василёк
– Какая птица считается самой умной?
а) орёл
б) ворон
в
) попугай
– Как называется жилище бобра?
а) нора
б) логово
в) хатка
– Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
а) шиповник
б) лебеда
в
)
репейник
– Что является лучшим лакомством для косуль, лосей, оленей?
а) травы
б) грубы
в) соль
–
Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
а) ремез
б) клёст
в) зяблик
II тур.
Узнайте по описанию и назовите.
1. Эта красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего около 70, 30 из которых в России. Очень ценится у этого животного пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине.
(Дальневосточный леопард)
2. Всеядный зверь. С весны до середины лета пасётся на полянах, в конце лета ест ягоды, плоды дикорастущих ягод. Ближе к зиме рацион пополняется орехами. Накопив жир, отправляется в спячку.
(Бурый медведь)
3. Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня жёлтые щёки, разноцветный хохолок, коричневая грудь, белое брюхо. Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.
(Мандаринка)
4. Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия – лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за хищниками, питаясь остатками их добычи. Гнездуется на утёсах и склонах северных островов.
(Белая чайка)
5. Название этого растения в переводе с китайского означает «корень жизни». Большую ценность составляет для медицины. Цены – очень высоки. Медицинские препараты на основе этого растения укрепляют защитные свойства организма, улучшают зрение и др.
(Женьшень)
6. Цветы, которые цветут 1 раз в семь лет. Лепестки ярко-оранжевого или жёлтого цвета, шарообразные.
(Купальница)
III тур. Конкурс капитанов
(Карточки с экологическими задачами)
Экологическая задач № 1
Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. в школе вас предстоит учиться 7 лет.
Если вы каждый год будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?
(9 лет)
Экологическая задач № 2
Колония розовых скворцов из 200 птиц за день поедает около 40 кг саранчи.
Сколько килограмм саранчи эта колония уничтожит за 2 дня? За неделю?
(80 кг, 280 кг)
IV тур. «Собери мозаику»
На столах лежат части картинок с изображением растений и животных.
Задача команд: как можно быстрее собрать картинки.
V тур. «Кроссворд»
2. Существо, обладающее сознанием и разумом.
(Человек)
3. Каким одним словом можно назвать насекомых, птиц, змей, лягушек, зверей?
(Животные)
4. Какие живые организмы способны поглощать углекислый газ, а выделять кислород?
(Растения)
5. Весь мир, в котором мы живем.
(Природа)
VI тур.
По фотографии назвать растение или животное (кандык, колокольчик, одуванчик, бобр, рассомаха).
III. Подведение итогов
Чтение стихотворения:
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
Но, может, скоро мы поймем,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.