Викторина игра о краснокнижных видах животных. Игра-викторина «По страницам Красной книги
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ»
Тема:
«По страницам Красной книги».
Цели:
1)познакомить учащихся с Красной книгой; показать взаимосвязь человека с природой.
2) развивать память и смекалку; чувство жалости, прекрасного. Сочувствия; расширить кругозор учащихся.
3) привить любовь к природе; воспитывать у детей хорошее отношение к животным.
Ход мероприятия:
Мы живём на планете, где много цветов,
Полей безграничных, зелёных лугов.
Мы живём на планете, где много зверей,
Но что-то забыли все люди на ней.
Они позабыли что нужно народу
Беречь и любить всю нашу природу.
Но люди жестоки: зверей убивают,
В лесу очень много деревьев срубают.
Поэтому помощь природе нужна.
Ведь справиться с ними не в силах она.
И многие, многие, многие виды
Народы внесли в свои Красные книги.
- И сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам Красной книги.
Красная книга – это книга, специально созданная учеными.
Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений»
-Красная книга. Её обложка красного цвета. И выбран он не случайно. Ведь красный цвет – сигнал опасности и тревоги. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица земли многих видов животных и растений. В неё внесены и те животные, которых на земле осталось очень мало. Как и в каждой книге в этой книге есть страницы. Но они не простые. А цветные. И сейчас вы в этом сами убедитесь.
Мы полетим на самолёте в чудные места,
В этом путешествие ждут вас чудеса.
Встретят вас животные, много вам покажут.
Познакомят с миром, о себе расскажут.
Все, что вы увидите, пусть запоминается,
Итак, наше путешествие начинается.
-Мы с вами попали на чёрную страницу. Здесь списки тех животных, которых мы уже никогда не увидим, кого уже нет. От них остались одни чучела и скелеты. А то и совсем ничего. Например, разноклювая гайа, квага, стелеров баклан.
Ты их не увидишь – они умирают.
Ведь помощь людскую не получают.
Страницы лишь книги о них вам расскажут,
Но только, увы, ничего не покажут.
Черный сектор:
Кроссворд по картинкам.
Участникам будут показаны фото вымерших животных, надо будет угадать что за животное изображено.
Фото дронта.
Фото тилацина – тасманский сумчатый тигр.
Фото байцзи – китайский речной дельфин.
Фото зебры квагга.
А вот и Красная страница. Она совпала с цветом самой книги. Здесь списки тех животных, которые находятся под угрозой полного исчезновения. Это амурский тигр, атлантический морж, розовый фламинго, степной орел.
-Это розовый фламинго. Чудная птица. Создаётся впечатление, будто она изготовлена из фарфора и настолько нежна, хрупка, что и в руках её держать опасно: чуть посильнее придавить – и рассыплется на мелкие кусочки. И, действительно, розовые фламинго изящны, нежны, стройны и необычны своим внешним обликом. А их оперение сочетает в себе яркие цвета – красный и розовый.
А у этой птицы чудная краса.
А у этой птицы огромных два крыла.
Розовый фламинго красотой блистает,
Розового фламинго народ оберегает.
Вопросы красного сектора:
1.Чем отличается национальный парк от заповедника? (в Парке турист может заходить, в заповеднике нельзя)
2.В каком заповеднике охраняют бобров?
3. С какой целью был создан Хоперский заповедник? (охрана выхухоля)
4.Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежден ночью о приближения чужака? (сверчков)
5.У кого уши на ногах? (кузнечик)
6.Эта наука изучает организмы и окружающую среду? (экология)
7.Эта наука о земле, которая описывает материки, океаны? (география)
8.Это место, где предписано ничего не нарушать, и сохранять все в неприкосновенности? (заповедник)
9.Сколько заповедников в настоящее время известно в России? (100)
-Продолжаем наше путешествие. Вот мы попали на желтую страницу. Здесь списки тех животных, численность которых велика, но сокращается. К таким животным относятся: бурый тянь-шаньский медведь, белый медведь, снежный барс.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – большой…
-Бурый медведь. Этот зверь стародавний объект охоты, так как прок от него был большой: шкура, мясо, жир – всё идёт в дело.
Бурый медведь – зверь крупный и могучий. Только хвост у него маленький, почти не видно, так как он скрыт шерстью. Медведь - хищный зверь, и зубы у него мощные. «Меню» бурого медведя состоит из многочисленных блюд: ягоды, орехи, корни растений, насекомые, мелкие зверьки. В Красную книгу занесен тянь-шаньский бурый медведь.
-И сейчас мы услышим разговор двух медведей.
Старые медведи встретились в лесу,
Разговор затеяли, глядя на луну.
Медведь 1:
Здравствуй, друг мой бурый мишка.
Медведь 2:
Здравствуй, милый мой братишка.
Медведь 1:
Как дела твои, скажи?
Медведь 2:
Плохо. Криком хоть кричи.
Медведь 1:
Расскажи мне о беде,
Легче станет вдруг тебе.
Медведь 2:
Жил спокойно я в лесу,
Быстро лазил на сосну.
Но пришел злой человек,
Не забыть его вовек,
Начал из ружья стрелять,
С медведей шкуры стал снимать.
Всех медведей он убил,
Никого не пощадил.
Я слышал крики медвежат.
Как же жалобно кричат.
Лишь остался я живой,
Не вернусь теперь домой.
Медведь 1:
Да, жестокая судьба, пощадила хоть тебя.
Медведь 2:
Люди, не губите зверя.
Медведь1:
Это огромная потеря.
Медведь 2:
Люди, нас не убивайте,
Медведь1:
Люди, нас вы охраняйте.
Люди эти все ж нашлись,
За зверей они взялись.
Медведям выжить помогли,
От беды зверей спасли.
И, конечно, не для виду,
Занесли медведей в Книгу.
-А это снежный барс – житель высокогорий. Стройная, изящная, дикая кошка. Пластичная, ловкая, красиво одетая, выразительный взгляд. Снежный барс отличается мягким, пышным мехом и длинным хвостом. А вот маленькие барсята подвижны, забавны, игривы. И один снежный барс решил нас встретить.
Помогите мне, ребята,
Защитите вы меня,
Окажите помощь, люди,
Помогите мне, друзья.
Высоко я жил в горах.
Средь снегов и скал,
Любил валяться я в снегу,
Горя я не знал.
Но пришли охотники,
Начали стрелять.
И в меня попали
Не смог я убежать.
И теперь один я,
Нет дома у меня.
Вот такая грустная
История моя.
Вопросы желтого сектора:
1.Какую птицу называют пернатой кошкой? (сова)
3.Эта птица занесена в Красную книгу. Это семейство включает 62 вида. Длина 40 см, в брачный период на голове появляется ярко-рыжий хохолок. Питается рыбой, насекомыми. Может даже сидеть на спинах домашних животных. Жила в Египте? (Египетская цапля)
4.Эта птица способна подделывать голоса различных птиц, и даже мяуканье кошки? (скворец)
5.Это насекомое занесено в Красную книгу, но обитает в каждом доме, и лечит нас от простуды? (пчела)
6.Наука о птицах? (орнитология)
7.Эта птица изображена на гербе США? (орлан-белохвост)
8.Какой птице в кормушку надо положить сало? (синице)
9.Как называют человека, переживающего подъем активности в утренние часы? (жаворонок)
10.Какими кровососущими существами когда-то пользовались врачи? (пиявки)
-А мы продолжаем наше путешествие. И вот следующая страница – белая. Здесь те животные, численность которых всегда была не велика. Они обитают на небольших территориях. Это азиатский бобр, красный волк, японский журавль.
Клюв его хоть и большой,
Но совсем он не смешной.
Вырос у него с пелёнок,
Кто же это - …
-Журавли – это курлыкающие в голубых небесах птицы, образующие в полете клинья, устремленные в теплые края. На них два раза в год любуются и стар, и мал, задушевные доносятся голоса из заоблачных высот.
Потянулись журавли в небо плавно,
Догонял их листопад за селом.
А один, как сирота, горько плакал
С перебитым в локте крылом.
-Вот мы с вами и на серой странице. Здесь написаны те животные, которые до сих пор мало изучены, их местонахождение точно не установлено. Сюда относятся кумай, саджа, белогрудый голубь.
Автор: Все конечно знают люди
Эту птицу небольшую.
Голубь – это символ мира,
Птицу превзойдёт любую.
Голубь: Я голубь белогрудый,
Красивей нет меня.
Но мало я изучен,
Не знают про меня.
Люблю я жить украдкой,
Чтобы никто не знал,
И, чтобы человек меня
Надежно охранял.
- Об этой птице ничего не известно, лишь то, что живёт голубь в горах на юге Азии на высоте от 3 до 4,5 тысяч метров.
Кумай, саджа и разные птицы.
Их поместили на серой странице.
Эти животные мало изучены,
Поэтому к людям совсем не приучены.
Но в Красную книгу они все ж попали,
Чтоб люди животных не истребляли.
-Последняя наша остановка на зелёной странице. Здесь списки животных, которых удалось спасти от вымирания. Это ладожская нерпа, зубр, северный олень и другие.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это?...
-Олень – суровый житель севера. В нём все замечательно. Но особенно - рога – огромные, ветвистые. Занимательны и копытца: в розовых башмачках все четыре копытца. Олени хорошо плавают. За раз они переплывают огромные реки.
А это – зубр. Очень крупный зверь, массой до 1 т. Когда зубр идёт медленно, с опушенной головой, кажется, что он неповоротлив, неуклюж. Но он способен бегать стремительно быстро и ловко. Зубры – привлекательные экспонаты в отечественных зоопарках. Они национальная гордость и свидетельство того, что мы, люди, в состоянии спасти от исчезновения тех животных, которые в прошлом были на грани гибели.
Похож немного на быка,
На лбу огромные рога,
Ему не страшны холода,
Ведь шерсть у зверя так длинна.
На лугу тот зверь пасется.
Потому что зубр зовётся.
Вопросы зеленого сектора:
1..Наука о растения? (ботаника)
2.Какой дикорастущий кустарник до самых заморозок остается зеленым? (сирень)
3.Что можно узнать по свежеспиленному стволу дерева? (возраст дерева)
4.Какое болотное растение способно поглощать вредные химические вещества? (камыш)
5.Какое растение, судя по названию, обладает хорошей памятью? (незабудка)
6.Этот куст занесен в Красную книгу. Невысокого роста 4-5м. Цветки алого цвета. Плоды красно-коричнево цвета, имеют форму шара. Его название встречается в военном деле? (гранат)
7.Какой сок собирают в нашем лесу весной? (березовый)
- На этой последней странице наше путешествие подошло к концу. И я хочу вас спросить: какой вы сделали для себя вывод?
-Главные наши заботы, чтобы ни одно животное не попало на черные страницы этой книги. Идея Красной книги – спасти животный мир. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы войдя в лес мы смогли услышать их голоса. Пусть вы не принимаете участия в спасении усурийского тигра и белого медведя. Это делают взрослые люди. Но и ты можешь многое сделать для сохранения окружающего мира. А что именно?
Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведём!
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
МДОУ детский сад №20 «Алёнушка» Дмитров.
Путешествие по страницам Красной книги
Познавательное занятие с использованием интерактивной доски
«По страницам красной книги»
Цель: формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Задачи: познакомить детей с Красной книгой и отдельным представителем животного мира; продолжать знакомить с правилами поведения на природе; развивать умение внимательно слушать; развивать любознательность, логическое мышление, связную речь; прививать любовь и бережное отношение к природе; формировать навыки поведения в природе;
Материалы и оборудование: книги: «Красная книга России», интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Ход занятия
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в таинственный мир природы, узнаем о существовании необычной книги, и для чего она нужна.
Посмотрите пожалуйста на экран. Что это?
— Правильно, Красная книга. А кто знает, что это за книга?
— Среди птиц, насекомых, растений, деревьев и цветов, есть такие, которых осталось совсем мало. Их так и называют – редкие или исчезающие. Как вы думаете, почему они стали редкими?
— Редкие животные и растения в нашей стране и в нашем округе охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным.
Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди, как остановить это безобразие. Вот и решили создать Красную книгу. Почему именно Красную, а не какого-либо другого цвета?
Ответы детей.
— Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».
— Как вы думаете, от человека зависит красота природы? Почему?
— Да, от человека зависит красота природы. Если человек будет беречь природу, то будут петь птицы, вся природа будет красивой.
— А всегда ли человек помогает природе? Почему так считаете?
— К сожалению не всегда. Он вырубает леса, уничтожает животных, отравляет воздух. А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными.
Игра «Что будет если…»
Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут, есть плоды, овощи. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес это родной дом, а мы гости в лесу. Его надо беречь и должны правильно вести себя в лесу.
Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой клип о красной книге.
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
Самыми первыми животными, занесенными в Красную книгу, стали морские коровы. Впервые этих чудных и странных животных обнаружил путешественник Беринг. Морские коровы паслись в зарослях морской капусты. Животные были похожи на нынешних тюленей и вели себя с людьми очень дружелюбно. Они совсем не боялись, и смело подплывали к лодкам. Эта доверчивость сгубила морских коров. За 200 лет человек полностью истребил этих животных.
Помимо морской коровы, на нашей планете жили разные интересные животные, о которых мы даже не знали, например дронт. К сожалению, теперь их не встретишь в природе.
Красные страницы
Синий кит — это самое большое животное на земле, его длина – 30 метров. Это не рыбы, а млекопитающие животные, они выкармливают своих детенышей молоком. Численность его начала снижаться из-за людей-китобоев, они убивали китов ради мяса и жира. Из жира китов люди делали мыло, стиральный порошок. Из мяса делали китовую колбасу. Сейчас охота на китов запрещена, но браконьеры иногда нарушают этот закон.
Гепард — это самое быстрое животное на земле из семейства кошачьих. Водится в Африке. У него стройное тело, много мускулов и практически нет жира. Гепарды – хищники и в погоне за жертвой развивают скорость до 120 км/ч. Человеку и его хозяйству гепарды не наносят никакого вреда, они не нападают не на людей, Однако, долгие годы, гепарда считали опасным и убивали. Сейчас он взят под охрану.
Желтые страницы
Амурский тигр Это крупное животное убивали ради шкур. Сейчас тигры охраняются и занесены в Красную книгу России.
Серые страницы
Слоновые черепахи – это огромные черепахи. Живут они 100-200 лет. Люди стали убивать черепах ради мяса и масла. Сейчас черепах убивать нельзя, они занесены в красную книгу.
Белые страницы
Снежный барс
Из-за ценного меха велась охота и на снежного барса. Еще его называют Ирбисом. Живет он в горах. Сейчас их осталось мало, ирбисы охраняются.
Белый медведь – очень крупный хищник, высотой до 3 метров. Быстро плавает. Устраивает снежные берлоги. Попал в красную книгу из-за браконьеров.
Закончилось наше путешествие по страницам Красной книги животных.
Физкультминутка «Зверобика»
Но кроме Красной книги животных существует еще красная книга растений. В нашей стране существует много растений, которые тоже находятся на грани исчезновения. О них мы сейчас и поговорим.
Игра «Отгадай загадки»
Рассказ воспитателя о растениях красной книги (венерин башмачок, лотос, женьшень, ландыш, подснежник, купальница)
Ребята, а как вы думаете, охранять нужно только тех животных, птиц и растения, которые в Красной книге?
Охранять нужно всю нашу планету. Как нужно вести себя в лесу.
Игра «Разрешается – запрещается».
Подведение итогов.
Домашнее задание детям: вместе с родителями нарисовать любое понравившееся животное из Красной книги, написать его название и написать рассказ о нем на обратной стороне рисунка для составления Красной книги детского сада.
Викторина «Путешествие с Красной книгой» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи: Познакомить детей с редкими и исчезающими видами животных, занесёнными в Красную книгу. Формировать бережное и уважительное отношение к животным. Расширять кругозор детей. Пополнить активный словарь детей. Развивать память, внимание.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с фотографиями животных.
Материалы и оборудование: иллюстрации с фотографиями животных, занесённых в «Красную книгу», презентация по викторине.Под «звуки природы» дети входят в группу.
Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, что это у меня в руках?
Ответы детей …
Воспитатель: Правильно! Давайте вспомним, что такое глобус и для чего он нужен?
Ответы детей …
Воспитатель: Правильно, глобус – это модель нашей с вами планеты. И если кто-либо не имеет возможности попутешествовать по планете вживую, то можно сделать это, сидя дома на диване. Сейчас мы с вами как раз и отправимся в одно увлекательное путешествие. В конце нашего путешествия мы сможем собрать свою «Красную книгу»!
Дети: А почему книга красная?
Воспитатель : Красная книга - это не совсем обычная книга. Она про животных, которых осталось очень мало на нашей планете, и даже про тех животных, которых уже нет в природе! Подумайте, ребята, почему этой книге дали название «Красная книга»?
Ответы детей…
Воспитатель: Красный цвет символизирует опасность. И животные из «Красной книги» тоже находятся в опасности, в опасности исчезновения! Как вы думаете, чем мы с вами можем помочь таким исчезающим видам животных?
Ответы детей…
Воспитатель : Правильно! Если мы с вами будем знать тех животных, которым грозит опасность исчезновения. И когда мы встретим в природе такое животное, мы не станем его обижать, и другим тоже не дадим этого сделать! А сейчас начнём наше путешествие!
Воспитатель вызывает ребёнка в помощники. Ребёнок раскручивает глобус и останавливает его. Потом указывает пальчиком на любое место на глобусе в месте его остановки. Воспитатель называет страну и место первой остановки. (Каждая такая остановка выбирается в случайном порядке по выбору детей).
Воспитатель : Внимание! Мы прибыли в Южную Америку.
Воспитатель показывает иллюстрации с фотографиями животных:
1) Викунья – вид диких лам. У неё короткая голова, длинная шея, шерсть яркая, рыжеватая. Шерсть у викуньи расположена в виде костюмчика: она длиннее на шее, груди и ногах, и гораздо короче на остальном теле. Сейчас викуний осталось очень мало, они находятся под охраной.
2) Тапир равнинный – обитает в лесах Южной Америки. Равнинный тапир питается молодыми листьями кустарников и деревьев, болотными, водными и луговыми травами, а также плодами и фруктами, схватывая листья подвижным хоботом. Хобот тапира необычайно подвижен; он все время вытягивается и втягивается, ощупывая все предметы. Кончик хобота с похожим на кнопку пятачком снабжен чувствительными жесткими волосами - вибриссами - и служит органом осязания. Сейчас тапир равнинный находится на грани исчезновения.
Воспитатель вызывает в помощники следующего ребёнка и так выбирается место следующей остановки.
Воспитатель: Австралия – это континент на другой стороне планеты!
1) Логгерхед – это семейство морских черепах. Обитают они на тёплых морских пляжах. Из всех представителей мировой подводной фауны логгерхед особенно любим. Об этих черепахах пишут книги, снимают фильмы и мультфильмы. И не зря, ведь эта крупная, умная и красивая черепаха! Сегодня логгерхеды находятся под угрозой исчезновения. Главной причиной сокращения численности стало не столько истребление взрослых особей с целью добычи мяса и панцирей, сколько сбор яиц.
2) Намбат – сумчатый муравьед. Некогда сумчатый муравьед населял почти всю Южную Австралию. Но, вследствие истребления намбатов лисицами, они полностью исчезли с большинства территорий Австралии. Шерсть намбата жесткая и яркая. Необычная раскраска зверька позволяет называть его одним из красивейших сумчатых животных Австралии.
Воспитатель: Следующая остановка – жаркий континент Африка.
1) Пингвин очковый. Раньше он был широко распространен по всему побережью Южной Африки. За последние 100 лет численность пингвинов сократилась более чем в 10 раз. Очковый пингвин - самый крупный представитель рода. Как и все пингвины, они имеют темную спинку и белое брюшко. По обе стороны головы вокруг глаз находятся два продолговатых пятна - так называемые очки. Эта особенность и послужила причиной для названия вида.
2) Бегемот карликовый – один из видов животных, который может исчезнуть раньше, чем ученые изучат его биологию в природных условиях. Бегемоты хорошо переносят неволю, поэтому их можно встретить во всех крупных зоопарках мира, где они традиционно являются одними из любимчиков публики.
Воспитатель: Следующая остановка – Северная Америка!
1) Хорёк американский черноногий – один из видов-счастливчиков, которым удалось вернуться в дикую природу после полного исчезновения. Постоянно увеличивающаяся численность дает основания надеяться, что в скором времени он снова станет обыкновенным видом в Северной Америке.
2) Калан. Причина драматического снижения численности - бесконтрольная добыча зверьков ради их удивительного меха. Среди морских млекопитающих он - самое маленькое животное. Было установлено, что, когда каланы собирают еду на дне, они прячут ее в складке кожи только под левой лапой. Это значит, что животные являются правшами.
Воспитатель: Следующая остановка – Азия!
1) Снежный барс (Ирбис). Очень красивая, палево-серая окраска этого животного с кольцеобразными или сплошными пятнами и общим дымчатым оттенком меха придают ему вид жителя вечных снегов. Интересно, что снежный барс имеет некоторые особенности как больших, так и мелких кошек. Например, он совершенно не умеет рычать. Снежные барсы - отличные прыгуны. Длина прыжка достигает 13 м. Массовое истребление хищника привело к резкому снижению численности уже до начала прошлого века.
2) Панда большая - изображена на эмблеме Всемирного фонда дикой природы (WWF) и за последние несколько десятков лет стала настоящим символом стремлений человека сохранить дикую природу первозданной. Ведь каждый вид ценен и требует внимания и бережного отношения человека. Панда - уникальное животное. Одной из ее особенностей является то, что она употребляет в пищу только побеги бамбука. Поэтому панды зависят от этого растения, которое сохранилось только в горных районах Китая.
Воспитатель: Следующая остановка – Европа!
1) Дрофа. В наше время этот вид полностью исчез из стран Европы. Это очень печальные факты! Дрофу достаточно просто узнать. Пожалуй, еще и потому, что это одна из самых крупных степных птиц. Она практически лишена оперения и хорошо приспособлена для быстрого бега по степи, поэтому иногда птицу даже называют степным страусом!
2) Зубр. Зубры - травоядные животные, они предпочитают питаться травой, молодыми побегами и ветками кустарников и деревьев. Зубры - последние оставшиеся в живых потомки диких быков. Однажды человек полностью уничтожил это животное в природе, но он же и возродил зубра к дикой жизни. Поэтому было создано Международное общество охраны зубра, его инициатором стал польский зоолог Ян Штольцман.
Воспитатель: Следующая остановка – Арктика!
1) Медведь полярный. Полярный медведь проживает в Северном полушарии, в Арктике. Распространен вокруг всего Северного полюса. Животные обитают на льдинах. Изменения климата планеты, потепление привели к тому, что самки полярных медведей не в состоянии строить подходящие берлоги для выведения потомства.
Воспитатель: Ребята, все эти животные – редкие, они могут навсегда исчезнуть с лица планеты! Именно поэтому все они, а также и некоторые другие, занесены в «Красную книгу» Земли. В свободное время вы можете рассмотреть «Красную книгу», узнать побольше об исчезающих видах животных. А теперь устроим викторину по полученным вами знаниям. Вспомните, о чём мы сегодня говорили и ответьте на вопросы!
Воспитатель задаёт вопрос и даёт три варианта ответов, один из которых является верным.
1 вопрос: Шерсть у неё расположена в виде костюмчика: она длиннее на шее, груди и ногах, и гораздо короче на остальном теле. Кто это: викунья , намбат или тапир?
2 вопрос: У этого животного на кончике хобота похожий на кнопку пятачок, который служит органом осязания. Кто это: бегемот карликовый, тапир равнинный или снежный барс?
3 вопрос: У этого животного очень красивый пятнистый мех, как будто припорошенный снегом. Кто это: очковый пингвин, американский хорёк или снежный барс ?
4 вопрос: Известно, что, когда эти морские млекопитающие собирают еду на дне, они прячут ее в складке кожи только под левой лапкой. Кто это: пингвин очковый, калан или бегемот карликовый?
5 вопрос: Эти животные - последние оставшиеся в живых потомки диких быков! Кто это: дрофа, медведь полярный или зубры ?
6 вопрос: Это животное изображено на эмблеме Всемирного фонда дикой природы и стало настоящим символом стремлений человека сохранить дикую природу первозданной. Кто это: хорёк американский, панда большая или пингвин очковый?
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете о защите редких видов животных немного больше! Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что запомнилось больше всего?
Ответы детей…
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, а я предлагаю вам нарисовать наиболее понравившееся вам животное.
Цели:
1. Познакомить детей с животными, с растениями Красной книги.
2. Расширить кругозор детей.
3. Воспитывать ответственное отношение к природе.
4. Развивать умения анализировать, делать выводы.
В игре участвуют две команды. Отвечая на вопросы, ребята отыскивают соответствующие материалы и иллюстрации.
Ход урока
1ученик. Люди! Не оставляйте в лесу мусор, он загрязняет лес! Бумага разлагается 2 года, консервные банки - 70 лет, полиэтиленовые пакеты - 100лет.
2 ученик. Люди! Задумайтесь!
Сегодня каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду растений, каждому 6 виду птиц угрожает опасность.
25 тысяч видов растений планеты на грани полного уничтожения
За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
3 ученик читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Потемнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли, человек?
(А. Плотников)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поиграем и совершим путешествие по страницам Красной книги. Узнаем и вспомним много интересного о растениях, о животных, птицах. И проверим ваши знания в области биологии.
Красная книга - это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплёта книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу; они погибнут.
В 1948 г; ученые мира- создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо, помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов». Это была первая "Красная книга".
В 1966 г. Международная Красная книга, была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы - разноцветные.
На красных листах даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось на земле очень мало, и их численность продолжает сокращаться.
На белыхстраницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потоку, что живут они на, ограниченных территориях.
Зеленыестраницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что. они находятся уже вне опасности. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов-лоси, бобры, соболь.
Но есть еще и Чёрная книга. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. Так, с территории нашей страны исчезли туры, тарпаны, нет на земле сумчатого волка. Список этот можно продолжать.
Хранится Красная книга в швейцарском городе -Морже. Вы - будущее поколение нашей планеты. От того, насколько вы будете образованными, как хорошо будете знать нашу природу, зависит будущее нашей планеты. Давайте поближе познакомимся с теми животными и птицами, растениями, которые занесены в Красную книгу.
1 тур. Разминка
Выбери правильный ответ.
Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый!
Колокольчик
Клевер
Василёк
Какая птица считается самой умной?
Орёл
Ворон Попугай
Как называется жилище бобра? Hopa
Логово Хатка
Кто не прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки.
Шиповник
Лебеда
Репейник
Что является лучшим лакомством для лосей,
оленей, косуль? Травы Грибы Соль
Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
Ремез
Клёст
Зяблик
2 тур.
Узнайте по описанию и назовите.
Эти цветы растут как бы сами по себе, без стеблей и листьев. Торчат прямо из почвы на коротких цветоножках. Они красивого розового цвета. Но не сбор цветков угрожает этому растению, а вытаптывание и выкапывание:клубнелуковиц, из которых получают ценное ядовитое и вместе с тем лекарственное вещество-колхицин.
(Безвременник)
Шесть лепестков этого цветка имеют характерный шахматный рисунок. С этим, вероятно, связано их название: окраска из цветков создаёт впечатление ряби (такое же название имеет птица). Это растение также можно встретить в Волгоградской области. Цветок очень нежный и красивый, ему грозит истребление.
(Рябчик)
Эта красивая грациозная кошка - одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего около семидесяти, тридцать из которых - в России. Очень ценится у этого животного его пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине. Виновник резкого сокращения численности этого вида -
человек.
(Дальневосточный леопард)
Всеядный зверь. С весны до середины лета пасётся на полянах, в конце лета переходит на питание созревшими ягодами малины, черники, брусники. Эти звери любят полакомиться плодами дикорастущих фруктов. Ближе к зиме рацион дополняется орехами. Накопив в организме необходимый для зимовки запас жира и белковых веществ, отправляется в спячку.
(Бурый медведь)
Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня - желтые щеки, разноцветный хохолок, коричневая грудь и белое брюхо Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.
(Мандаринка)
Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия - лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за белыми медведями, питаясь остатками их добычи. Гнездится на утёсах и склонах северных островов.
(Белая чайка)
3 тур. Конкурс капитанов
(Капитаны получают карточку с задачей)
Экологическая задача №1
Брошенная на землю бумага разлагается через два года. В школе вам предстоит учиться ещё семь лет.
Если каждый год вы будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?(9 лет)
Экологическая задача № 2
Колония розовых скворцов из 200 птиц за день поедает около 40 кг саранчи. Сколько килограммов саранчи эта колония уничтожит за месяц?
4 тур «Собери мозаику»
На столах лежат части картинок с изображением животных или растений.
Задача команд: как можно быстрее собрать картинки.
(Желательно подобрать яркие, красочные фотографии, иллюстрации, пробуждающие в детях чувство прекрасного, формирующие любовь ко всему живому)
V тур. «Блиц-турнир».(Командам по очереди задаются вопросы, время на обдумывание 10 секунд)
1.Самое хищное животное семейства кошачьих? (рысь)
2.Самый маленький хищник на Земле? (ласка, длина 13см, масса-100гр)
3.Впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году? (сурок)
4.Это животное занесено в Красную книгу. В России живет 3 вида: Бурый, Белогрудый, Белый
5.Это животное занесено в Красную книгу, обитает в морях и океанах. Вес 20тонн, длина - 25м (синий кит)
6.Это животное занесено в Красную книгу, очень редкий зверь не только в Росси, но и по всему миру. внешне напоминает лису, но не лиса, шерсть - красного цвета. Крайне осторожен, прекрасно плавает, прыгает, отличный слух? (красный волк)
7.Наука о животных?
8.Это животное занесено в Красную книгу, живет 40 лет. Плавает со скоростью 25км в час. Бывает Атлантическим и Лаптевский? (морж)
9 .След, какого зверя похож на след человека? (медведь)
10.Силой, какого животного до сих пор измеряют мощность двигателя? (лошадь)
11.Мехом, какого животного отделана шапка Мономаха? (соболь)
12.Что отбрасывает ящерица при опасности? (хвост)
VI тур. Подведение итогов
Учитель: Люди, восхищаясь красотой и нежностью редких растений, создают памятники природы, охраняют редкие растения. Но иногда эту красоту люди хотят сорвать и поставить в вазу или посадить у себя дома или на даче. Этого ни в коем случае нельзя делать!
Необходимо беречь редкие растения, занесённые в Красную Книгу!
Чтение стихотворения:
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
Но, может, скоро мы поймем,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
Красная книга России является списком самых редких животных и растений на Земле, которые находятся под угрозой вымирания. Красная книга содержит сведения о редчайших животных и растениях, которых стоит беречь, уделяя им особое внимание.
Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей викторины и проверить свои знания о редких животных и растениях, занесенных в Красную книгу.
Будем рады, если наша викторина поможет участникам расширить кругозор и проверить свои знания.
Порядок проведения Викторины и процедура отбора:
Участники Викторины:
Викторина проводится для обучающихся учреждений любого типа и вида.
В викторине могут принимать участие воспитанники любых дошкольных учреждений; учащиеся школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений; а также дети, не посещающие образовательные учреждения.
Правила участия:
- Необходимо (зарегистрироваться может педагог или родитель участника).
- Ознакомиться с Положением о Викторине.
- Скачать бланк с заданием к Викторине. (Задания будут доступны для скачивания только в сроки проведения Викторины)
- Распечатать квитанцию и оплатить организационный взнос за участие любым удобным для Вас . Организационный взнос за участие составляет 90 рублей для каждого участника. Организационные взносы за группу участников оплачиваются Куратором одной квитанцией на общую сумму.
- ВАЖНО! В заявке необходимо прикреплять копию квитанции НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА ОПЛАТЫ. Если Вы оплачиваете участие электронными деньгами (Киви, Яндекс-Деньги и т.д.), НАЛИЧИЕ КВИТАНЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО. В разделе нашего сайта Вы можете узнать, где и как можно найти копию квитанции при оплате электронными деньгами.
- Перейти по ссылке, указанной в Положении выбранного Вами мероприятия, для загрузки ответов к Викторине.
- Внимательно заполнить все графы конкурсной заявки. Будьте внимательны при заполнении формы для загрузки конкурсной работы. Данные, которые Вы введете, будут использованы при оформлении поощрительных документов.
Для дошкольников - помощь в заполнении и отправке формы с ответами оказывают родители или педагоги-кураторы.
После успешной отправки Вам должно прийти уведомление о процессе рассмотрения работы модератором на электронный адрес, указанный в заявке. Работы рассматриваются модераторами в течение трех рабочих дней.
После одобрения Вам должно прийти уведомление о публикации Вашей работы. Если данной уведомление не поступило в течение более трех суток, Вам необходимо повторить загрузку работы.
Конкурсные работы не публикуются на сайте и не будут доступны для публичного просмотра.
Прием работ к участию проводится только посредством самостоятельного заполнения электронной заявки на нашем сайте www.сайт. Материалы, присланные на нашу электронную почту, приниматься не будут.
Требования к оформлению работ:
Объем файла с ответами не должен превышать 10 Мб. Бланки ответов могут быть заполнены вручную или в текстовом формате WORD. При заполнении бланка с ответами вручную в форме заявки загружается фотография или скан бланка.
Поощрение победителей:
Участники, набравшие:
140-130 баллов, являются Победителями Викторины и занимают 1 место;
129-120 баллов, являются Призёрами Викторины и занимают 2 место;
119-110 баллов, являются Призёрами Викторины и занимают 3 место;
109-100 баллов, являются Лауреатами Викторины;
остальные являются Участниками.
Жюри определяет Победителей Викторины, занявших I, II, III места, Лауреатов и Участников Викторины.
Победители награждаются Дипломами Победителя викторины.
Лауреаты награждаются Дипломами Лауреата викторины.
Участники награждаются Сертификатами Участника Викторины.
Педагоги, подготовившие Победителя или Лауреата конкурса, награждаются Дипломами педагога.Если Ваш участник не займет призового места, Вы получаете Сертификат педагога, подготовившего участника викторины.
Все документы будут доступны для скачивания ТОЛЬКО после подведения итогов мероприятия.