Vii конгресс финно угорских народов. Международный конгресс финно-угроведов
В венгерском городке Бадачоньтомай в начале сентября прошёл XIII Международный конгресс финно-угорских писателей. Основная тема конгресса - «Драма в финно-угорских литературах». В работе форума приняли участие около ста поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, литературоведов из Венгрии, Эстонии, Финляндии, Германии, Франции, Чехии, Румынии, Украины, Швейцарии… Регионы Российской Федерации были представлены делегатами из Коми, Мордовии, Марий Эл, Карелии, Удмуртии, Ленинградской области, Пермского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Впервые подобная встреча состоялась четверть века назад, когда в 1989 году литераторы собрались в Республике Мари-Эл. Затем конгрессы проходили как в российских финно-угорских республиках, так и в Венгрии, Финляндии, Эстонии. (IX Международный Конгресс финно-угорских писателей состоялся с 26 по 29 сентября 2006 года в г. Петрозаводске Республики Карелия)
Республику Карелия на этом крупном литературном форуме представляли семь карельских литераторов, пишущих на карельском, вепсском, финском и русском языках. Это Николай Абрамов , Галина Бабурова , Елена Барбашина , Яна Жемойтелите , Наталья Синицкая , Мария Спицина , Елена Пиетиляйнен .
Открытие конгресса состоялось 4 сентября. С приветственными словами к участникам мероприятия обратились президент Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов Ева Рубовски и президент Ассоциации финно-угорских писателей (АФУЛ) Янош Пустаи .
От карельской делегации с приветственным словом в адрес участников Конгресса выступил член правления АФУЛ, поэт Николай Абрамов. Он зачитал приветствие от Главы Республики Карелия Александра Худилайнена.
В этот же день Конгресс посетил госсекретарь Венгрии Ласло С. Шимон, который являлся куратором (как написано в программе - покровителем) нынешнего конгресса. Высокопоставленный чиновник, который еще и занимается литературной работой, из-за сложной обстановки с мигрантами в Будапеште лишь на короткое время приехал в городок Бадачоньтомай.
Ласло С. Шимон
поздравил литераторов с открытием конгресса, а затем вручил эстонскому писателю, экс-президенту МАФУЛ Арво Валтону
рыцарский орден Венгрии. С именем эстонского прозаика, кинодраматурга, переводчика, стоявшего у истоков финно-угорского литературного движения, связана и другая приятная новость - при непосредственном участии Арво Валтона в Эстонии создан "Фонд финно-угорских литератур", целью создания которого является поддержка молодых финно-угорских авторов, пишущих на родных языках.
Работа на конгрессе, как на пленарных заседаниях, так и секционных, была насыщенной и разнообразной. На протяжении трёх дней проходили секционные заседания, на которых делегаты Конгресса выступали с докладами на различные темы, связанные с литературой финно-угорских народов, вопросами сохранения историко-культурного и духовного наследия.
Доклады карельских литераторов были весьма интересные, их названия говорят сами за себя. «Вепсская литература и драматургия» (Галина Бабурова) , «С волками жить. Образ волчицы в финно-угорской драме» (Яна Жемойтелите) , «Образ Айно в эпосе «Калевала» (Мария Спицына), «Муми-тролли говорят по-карельски» (Наталья Синицкая).
Венгрия славится своими винами. В один из вечеров делегатов конгресса на российских автомобилях «УАЗ», которые там служат горными такси, отвезли на вершину горы Бадачонь, где прошла дегустация местных вин. Также состоялся музыкально-поэтический вечер, в котором приняла участие и карельская делегация. Николай Абрамов и Яна Жемойтелите читали свои стихи на вепсском, финском и русском языках, а в исполнении поэтессы из Ленобласти Гульчехры Поливановой прозвучала кавер-версия знаменитого хита «Yesterday», также на вепсском языке. В последний вечер пребывания в Венгрии делегатам конгресса запомнилась прогулка на теплоходе по озеру Балатон.
Венгерская сторона в преддверии конгресса проделала колоссальную работу по изданию книг на различных финно-угорских языках. Также была организована презентация литературы, изданной в различных странах и регионах, где проживают финно-угры.
Следующий конгресс финно-угорских писателей пройдет в эстонском городе Тарту в августе 2017 года, а тема его - «История финно-угорских народов в художественной литературе».
Янош Пустаи, Венгрия, президент МАФУЛ
Мы готовились к Конгрессу вместе с коллегами из российских регионов и Финляндии. Издали много книг, инициировали некоторые проекты, чтобы лучше познакомиться друг с другом. Как прошел форум - это у гостей и сородичей нужно спросить. Но я лично считаю, что Конгресс прошел удачно. Гости приехали почти из всех финно-угорских регионов, только саамов не было, они не отреагировали на наши приглашения. Издания на разных языках, которые здесь распространяются, будут помогать народам сохранить свой язык. Сохранить свой язык, свою культуру - только тогда конгрессы имеют смысл.
Ваши пожелания финно-угорским литераторам из России в наше непростое политическое время.
Я об этом говорил и во время конгресса, в различных своих выступлениях. Наша общая ответственность: литераторов, языковедов - мы должны сохранять языки. Поэтому литераторы должны писать на своём языке и не переходить на другой. Если писатель пишет на своём языке, то он служит образцом для народа. Когда простой народ в деревне видит, что писатель, поэт, профессор, политик говорит на его языке, тогда и он не будет стесняться говорить на нём. Таким образом язык сохраняется и развивается.
А если у человека два родных языка?
Билингва, это очень полезно, только надо подумать о том, что язык и идентитет тесно связаны друг с другом, и человеку необходимо выбрать одну идентичность.
Ева Тулуза, Франция
Это был очень хороший конгресс, на высоком уровне прошёл. Я думаю, это из-за того, что организацией форума занимались не чиновники, а Янош Пустаи - человек, который не только активный, у него душа светлая! Получился настоящий диалог между писателями, литературоведами, переводчиками… Просто чудо - сколько людей он смог собрать, даже из России почти все регионы. В сравнении с предыдущими конгрессами, не было проблем с визами. Лично меня тема драматургии очень интересует, думаю, что это центральная отрасль литературы и культуры народа для сохранения родного языка. Были очень интересные презентации, это даёт много надежды… и вы, вепсы, карелы, тоже молодцы!
Елена Пиетиляйнен, Карелия, главный редактор журнала «Север»
- Я впервые на конгрессе, поэтому предпочла слушать - что говорят коллеги. Хотя Янош Пустаи попросил и я на заключительном заседании также выступила Что порадовало: когда мы в Карелии видим нашу национальную литературу, культуру, людей, кто творит на национальных языках, то очень часто слышны, не буду называть конкретных фамилий, нотки такие жалобные - что-то не дали, чего-то не хватает, кого-то ущемили… Здесь никто ни на что не жалуется, люди рассказывают - что они сделали. Сразу видишь позитив, что создано - в Карелии, Ханты-Мансийске, финно-угорском мире. Второй момент. Национальная литература, это очень хорошо, что создаётся, поддерживается, но без перевода на русский язык, без представления широкому кругу читателей, она обречена вариться в собственном соку. Будем смотреть правде в глаза. Поэтому роль русскоязычного журнала «Север» велика. Мы публиковали в переводах и Абрамова, и Волкова и многих других национальных авторов. Поэтому пугаться русского издания не стоит! Говорю это, так как здесь высказывали мысли, что финно-уграм нужно создать некий свой, единый язык… мне это кажется абсурдным, потому что уже есть такой язык межнационального общения. Да и конгресс шёл на русском языке. И что я еще отметила. Мы приехали, привезли с собой литературу различную. Я тоже привезла несколько экземпляров журнала «Север», выложила их. Тотчас же разобрали! То есть, всё равно русский язык - незабываем, даже на таких конгрессах, к нему тянутся наравне с другими! Это тоже радует. И еще - атмосфера! Такое свободное, доброжелательное общение, независимо от того - кто, откуда приехал, какие языковые и политические установки. Они - разные, и в личных разговорах проявляются. Тем не менее, нет такой межнациональной напряжённости. Хотя мы и Венгрии, в чужой стране, и в силу современной политической обстановки можно было ожидать, так скажем, прохладного отношения к россиянам… Но вот я походила по улицам, пообщалась - на немецком языке, и не заметила никакой настороженности.
В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.
Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.
На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.
Секция политика
В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.
Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .
В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.
Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.
Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.
Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.
Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.
Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .
Народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).
История
Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.
Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год).
Консультативный Комитет
Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.
Всемирные конгрессы финно-угорских народов
- I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.
- II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии. - III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии. - IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus . - V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии. - VI. -
В венгерском селе Искасентдёрдь завершилось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов (ККФУН) в новом составе под руководством председателя Татьяны Клееровой . Этой информацией в своем аккаунте в социальной сети Facebook поделился саамский общественник Андрей Данилов .
VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Фото Ишкиной Натальи.
Встреча была организована при поддержке Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов и Министерства человеческих ресурсов Венгрии.
Повестка дня включала в себя обсуждение нескольких вопросов. Прежде всего были подведены итоги VII Всемирного конгресса финно-угорских народов, прошедшего с 15 по 17 июня в городе Лахти, в работе которого также принимала участие делегация саамов из Мурманской области. Итак, общее число участников Конгресса, включая экспертов, составило 550 человек. Это были представители 22 народов, из них 161 делегат, 270 наблюдателей, а также 27 переводчиков и волонтеры. В настоящее время идет верстка печатного финноязычного издания материалов Конгресса, далее будут изданы материалы на русском и английском языках. Всего будет подготовлено 1000 изданий, работа завершится до конца 2016 года.
Еще один вопрос, который рассмотрели участники, касался сотрудничества ККФУН с ООН и другими международными организациями. Проект концепции такого сотрудничества представил приглашённый эксперт Алексей Цыкарев
(Петрозаводск). На заседании было принято решение ее принять с поправками, была подчеркнута важность участия финно-угорских народов в мероприятиях, организуемых ООН. Так, среди них были особо отмечены экспертный семинар «Права коренных народов на культурное наследие, с фокусом на роль женщин в передаче языка и культуры» (март этого года в Финляндии), 10-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов (июль, Женева). Кроме того, в сентябре будет отмечаться 10-летие Декларации ООН о правах коренных народов - к этой дате также возможна организация каких-либо событий в регионах.
Участники заседания также обсудили тему «Язык и культура финно-угорских народов в свете современных демографических процессов». С докладами выступили Алексей Конюхов
(Коми), Гизелла Сабомихай
(представитель венгерского народа, проживающая в Словакии), а также Янош Пустай
(Венгрия).
Особо было подчеркнуто, что язык может сохраняться и развиваться, только если всесторонне используется в быту, школе, магазине, культурной жизни, политике, на местах работы. Участники отметили следующую тенденцию: даже в национальных республиках требования народов к знанию своего родного языка снизилось, происходит переход на изучение облегченного варианта языка, национальные языки автоматически уходят на второй план. Важно создавать мотивацию внутри самого региона. «Под язык надо подкладывать мотив. Если, например, на работе люди будут вынуждены использовать национальный язык, то ситуация будет меняться. Необходимо перенастраивать народ, переключаться в отрасль экономики», - подчеркнул Алексей Конюхов. Татьяна Клеерова добавила, что в настоящее время одним из вариантов использования национального языка на рабочем месте может выступить такой вид отрасли, как этнотуризм.
Кстати, подобная ситуация наблюдается не только в финно-угорских регионах России. Представитель квенов отметил, что родители квенов также не говорят со своими детьми на родном языке, предпочитая язык титульной нации.
На встрече прозвучало еще одно важное предложение - вернуть национальный региональный компонент в государственные стандарты образования.
Кроме того, на заседании был рассмотрен план работы ККФУН на 2017 год. Предложено включить в план работы ККФУН минимум по одному проекту или мероприятию от каждого народа по развитию языка, культуры, населенного пункта. Предложения необходимо представить до 15 декабря.
Татьяна Клеерова представила информацию о сотрудничестве в области финно-угорских СМИ. 20‒21 сентября в Петрозаводске прошел Международный финно-угорский медиа-форум «Финно-угорский мир. Фокус Карелия». В рамках форума состоялась короткая встреча Татьяны Клееровой с группой журналистов из Республики Коми.
По ее итогам Генеральный директор АО «Коми республиканский телевизионный канал» А.Ю. Кузнецов обратился с письменным предложением к Консультативному комитету финно-угорских народов рассмотреть вопрос о возможности заключения соглашения между телеканалом и ККФУН, а также оказания содействия в направлении развития партнерских взаимоотношений с телерадиокомпаниями финно-угорских регионов России.
На заседании ККФУН была отмечена важность обмена телепрограммами на территории финно-угорского пространства.
Министерство образования Российской Федерации
Удмуртский государственный университет
Высший колледж социально-политических наук
Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений
Дипломная работа
Всемирный конгресс финно-угорских народов
в системе региональных международных отношений.
Научный руководитель:
Работа допущена к защите ________________
Заведующий кафедрой ___________________
Ижевск 2001
Введение …………………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1 I Всемирный конгресс финно-угорских народов..…………………….. | 6 |
1.1 Предпосылки создания конгресса финно-угорских народов ……………… | 6 |
1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………………… | 13 |
Глава 2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………… | 16 |
2.1 Секция политика ………………………………………………………………. | 17 |
2.2 Секция экономики …………………………………………………………….. | 18 |
2.3 Секция культуры ………………………………………………………………. | 19 |
2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства,
молодежи и семьи ………………………………………………………………… |
20 |
2.5 Секция СМИ …………………………………………………………………… | 21 |
2.6 Секция молодежи ……………………………………………………………… | 21 |
Глава 3 III Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………….. | 25 |
3.1 Секция – политика ……………………………………………………………. | 25 |
3.2. Секция - культура и образование ……………………………………………. | 31 |
3.3 Секция - экология и здравоохранение ……………………………………….. | 39 |
3.4. Секция - медна и информационные системы ……………………………... | 39 |
4 Заключение ………………………………………………………………………. | 42 |
5 Примечание к введению ………………………………………………………… | 45 |
6 Примечание к Главе 2 …………………………………………………………… | 46 |
7 Примечание к заключению …………………………………………...………… | 47 |
8 Библиография ………………………………………………………………….. | 48 |
9 Приложение 1 ………………………………………………………………….. | 49 |
10 Приложение 2 ………………………………………………………………… | 52 |
Введение
На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.
Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорских общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.
Почему именно финно-угорские народы? Прежде всего, потому что автор этого диплома живет в Удмуртии; потому что мне не раз приходилось бывать на международных слетах старшеклассников финно-угорских народов (1995, 1996 гг) и поэтому я видела воочию как устанавливаются связи между такими, на первый взгляд разными представителями народов, как венгры и коми, финны и удмурты.
Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру . Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.
Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции . Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финно0угорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.
Начинались все эти процессы с международных конференций финно-угроведов в 1960 году. Они способствовали расширению взаимодействия между народами и углублению знаний окружающего мира об этих народах . Начиная с 1985 года прошли многочисленные научные и политические мероприятия и исследования, посвященные анализу положения финно-угорских народов – экономического положения, демографии, языковой ситуации, правового статуса этих народов . А с 1992 года финно-угорские общественные организации начали вести активную деятельность, что подтверждается созданием Ассоциации финно-угорских народов (АФУН), проведением I съезда финно-угорских народов РФ. Целями и задачами этих мероприятий являлось консолидация усилий и координация действий финно-угорских народов в борьбе за выживание, возрождение, дальнейшее развитие .
В наши дни финно-угорское движение вышло на международный уровень. Консультативный комитет финно-угорских народов принимает участие и проводит сам многие международные мероприятия с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов .
Хотелось бы отметить отсутствие каких-либо серьезных исследований на тему о финно-угорском движении, его влиянии на жизнь финно-угорского общества.
В основном печатаются сборники документов, принятых на тех или иных съездах, конференциях и прочих мероприятиях; декларации, резолюции, уставы, а также доклады и выступления участников этих мероприятий. В данной работе использовались также отчеты различных обществ и отчет консультативного Комитета финно-угорских народов о проделанной работе.
Методологическую основу работы составили доклады участников конгресса, сборники документов; отчеты различных обществ и Консультативного Комитета.
Первая глава базируется на исследованиях Куликова К.И., Перевозчикова Ю.А., а также сборнике документов о Первом Всемирном конгрессе финно-угорских народов и ряде статей-откликов об этом событии. В основу второй главы легли исследования д-ра Нановски Д., а также Отчет Консультативного Комитета финно-угорских народов за 1996-2000гг. А третья глава основывается на резолюции Ш конгресса финно-угорских народов, и различных документов с этого мероприятия.
Цель
В данной работе поставлены следующие задачи: проследить предпосылки формирования финно-угорского движения, создание, проведение и результаты всех трех Всемирных Конгрессов финно-угорских народов, а также роль и достижения этого мероприятия для современного финно-угорского общества. Поставленными задачами соответствует структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения.
1 Глава 1
I Всемирный конгресс финно-угорских народов
1.1 Предпосылки возникновения конгресса финно-угорских народов
Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.
Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.
1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;
2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI-XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;
3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;
4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.
5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;
6. ПослеОктябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.