Весна ручьи не умолкают. Внеклассное мероприятие на неделе географии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Классный час в 6 классе
Классный руководитель
Ткачева Н.Е.
2009
Цель: воспитание эстетических чувств, уважения ко всему живому, осознанности своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
Учитель.Ребята, прежде чем объявить тему нашего классного часа, прошу вас ответить на вопрос: о каких чудесах света вы знаете?
Вы назвали достаточно много объектов, признанных чудесами света, но никто из вас не назвал самого главного чуда – планета Земля. Пока что это единственное место во Вселенной, где есть живые существа. И мы в том числе. И с самого своего появления человек был и остается очень сильно зависимым от природы-матушки. И пытается эту зависимость ослабить или убрать совсем. А получается, как всегда…
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
Эти строки написал Роберт Рождественский.
Ученик. (с тихи Р.Рождественского «Просьба»)
Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивает птица. Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля! Люди - исполины, люди - великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце, сердце человечье. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля! Люди - человеки , страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля!
Учитель. Возможно, вы думаете, что проблемы экологические появились недавно. Вы ошибаетесь, еще Ярослав мудрый запретил охоту на бобров, лебедей и некоторых других редких и красивых птиц и животных. Указ Петра I от 1718 г. предписывал (проекция на экран слов из Указа) «п реслушников , которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и учиня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Прошли века. Человек все больше пользуется дарами природы и думает, что все безгранично, безмерно. Так ли это?
(демонстрация таблицы «Природные ресурсы» - расчет количества ресурсов.
А вот фотография. Внимательно посмотрите на нее. (Проекция на экран) Что вы скажете? Узнаете ? Привычный пейзаж? А почему так происходит? Что нужно делать?
Учитель. Ежегодно человек извлекает из земных недр около 200 млрд. тонн горных пород, сжигает более 9 млрд. тонн условного топлива, рассеивает на полях до 3 млрд. тонн пестицидов и т.п.
В результате антропогенной деятельности человека на земном шаре по данным Института Всемирного наблюдения происходит( проекция на экран) :
* ежегодное уничтожение влажно-тропических лесов на площади 11 млн. гектаров;
* ежегодное возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6 млн. гектаров;
* ежегодная потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;
* повреждение в результате кислотных дождей леса на площади более 31 млн. гектаров.
Это в мире. А какие проблемы у нас в крае? (текст на экране, обращается внимание на самые важные проблемы, существующие у нас в станице)
Экологические проблемы, характерные для нашего края.
На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:
§ имеет место истощение рыбных запасов;
§ деградация водных объектов (обмеление, заиливание рек, протоков, исчезновение малых рек, заболачивание, зарастание лиманов и пр.);
§ эрозия берегов (размыв в районах населенных пунктов и сельхозугодий);
§ деградация особо важных природных объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков, исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.);
§ физическая деградация экосистем курортных районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей, минеральных вод);
§ физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и пр.);
§ сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);
§ свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);
§ выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);
§ загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.);
§ радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара
Ребята нашей школы несколько лет подряд «диагностировали» состояние воды в нашей реке Смирнова. И вот что выяснилось
(диаграмма на экране)
Давайте попробуем проанализировать эту диаграмму и сделать вывод.
Ученики. Стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».
1) Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
Зачем все это, Человек?!
2. Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
3. Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
4. Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
Да сын ли ты мне, Человек?
В одном из стихотворений М. Дудин пишет:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
Учитель. Так для кого мы должны охранять природу?
А от кого мы должны её охранять?
Входя к себе в дом, мы снимаем обувь или хотя бы вытираем её, стараемся не занести сор в комнату. Мы стараемся не ссориться с близкими, друзьями. Мы стараемся все свое сберечь, а если, не дай Бог, что-то случится с нашим жилищем, мы поострим новый дом или найдем приют у соседей. А в общепланетном доме, который у нас один, и другого не построить, и к соседям не уйти, человек ведет себя как хулиган.
А теперь я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (вопросы на экране)
Личностный тест.
(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и записать оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
Вопросы |
Да |
Нет |
По-разному |
1. Хорошо ли ты относишься к природе? |
|||
2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых ? |
|||
3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя? |
|||
4. Заслуживают ли внимания явления природы? |
|||
5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно? |
|||
6. Все ли явления природы тебя интересуют? |
|||
7. Проявляется ли этот интерес в поступках? |
|||
8. Ценишь ли ты новизну в природе? |
|||
9. Влияет ли природа на твои переживания? |
|||
10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления? |
|||
11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб? |
|||
13. Влияет ли природа на твое поведение? |
|||
14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли? |
|||
15. Часто ли прогуливаешься среди природы? |
|||
16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе? |
|||
17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы? |
|||
18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе? |
|||
19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах? |
|||
20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й? |
|||
21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками? |
|||
22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа? |
|||
23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе? |
|||
24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой? |
|||
25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы? |
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.
Посмотритена две фотографии (проекция на экран). Как вы думаете, что на них ?
На первый взгляд, это практически одна и та же местность с небольшими изменениями. А на самом деле вверху – это село Придолинное Тепилинского района Оренбургской области, а внизу – станица Хоперская, въезд на ул. Солнечную со стороны хутора Ленинского. Огромна наша Родина, но она общая для всех нас. Охраняя ее природу, мы охраняем себя, свою страну, свою Родину. И не важно, будем ли мы в Оренбурге или в своей станице. Родина у нас одна.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интереснее, - начни выполнять конкретные действия по охране природы со своего двора, класса, улицы.
1-й ученик: Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любые времена года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2-й ученик: Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, Родина моя!
В разработке использованы материалы сайтов:
http://www.sval.21308s01.edusite.ru/
http://laptschool.narod.ru/Toporina1.htm zaitseva - irina . ru
и литература:
Классные часы. 6 класс./Сост. З.А.Ефанова .- Волгоград: Учитель-АСТ , 2005.
Фотографии сделаны учащимися школы (Колесниковой Светланой, Логиновым Иваном) и учителем. Диаграмма взята из исследовательской работы учащихся школы (Колесниковой С., Герасименко Е., Изотиковой Т).
Анализ анкет
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы. – 2 человека
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным. – 4 человека
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее. – 7 человек
2 человека неправильно заполнили листы.
Итак, к 1 группе относятся 15 % учащихся класса, ко второй – 30%, к третьей – 54 %, то есть большая половина класса, к сожалению, пока что к природе почти равнодушна. Делайте выводы сами.
. На фоне медленной мелодии звучат слова
Ведущая 1. : Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Ведущая 2. : Стали люди сильными, как боги
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках,
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
Ведущая 1. : Воздушная оболочка Земли, ее атмосфера – одно из важнейших условий жизни. Без пищи человек может прожить месяц, без воды – неделю, а без воздуха и двух минут не проживет. На Земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающее для здоровья.
И сегодня мы пригласили на наше мероприятие ученых мужей, которые расскажут нам о состоянии атмосферы и дадут ответы на вопросы прессы.
Звучит Гимн природы
Профессор 1 (говорит на фоне музыки): Атмосфера очень болезненно реагирует на любые изменения. Основным источником загрязнения является автотранспорт. Один легковой автомобиль за час выбрасывает в атмосферу в среднем примерно один кг выхлопных газов. Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит также промышленности, в особенности таким отраслям, как черная и цветная металлургия, нефтяная и химическая. Антропогенное загрязнение атмосферы привело к появлению такого явления, как кислотные дожди. Они образуются в результате выбросов в атмосферу оксидов серы и азота во время работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей.
Представитель прессы: Какой вред наносят кислотные дожди?
Профессор: Кислотные дожди снижают урожайность сельскохозяйственных культур, вымывают из грунта кальций, калий, магний, из-за них гибнут леса, они отравляют воды озер и рек, в которых гибнет рыба, исчезают насекомые.
Ученица 1
И только ахает природа...
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной...
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
А что? Кислотные дожди...
Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её созданье – Человек.
Ученик 2
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, Всё может статься...
Вопрос ребром: Быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя поить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов
Введущая 1. : Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Состояние очень серьезное. Невероятно возрастает численность населения Земли. Каждому человеку нужны пища, одежда. Но ресурсы планеты, увы, исчерпаемы. Сокращается количество плодородных грунтов. Катастрофически загрязняются вода и воздух. Вырастают горы отходов, опасных для здоровья людей и всей земной жизни. Хочется задать вопрос нашему гостю – профессору 2.
у
грунтов. Катастрофически загрязняются вода и воздух. Вырастают горы отходов, опасных для здоровья людей и всей земной жизни.
я ведущая: Существуют ли «острова спасения» от этого бедствия? Таких островов нет. Все человечество - в одной лодке. И пересесть некуда. Земля - маленький шар во Вселенной, и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, не затронутых экологическими бедами, сегодня не существует - химикаты выявлены даже в теле пингвинов. Как же остановить экологический кризис? Как привести в соответствие удовлетворение потребностей человечества с условиями сохранения окружающей среды? Однозначных ответов не существует. Понятно одно: необходимо вооружаться экологическими знаниями, всеми доступными средствами во всех странах формировать экологическое мировоззрение. И это единственный выход. У человечества нет сегодня более серьезной задачи, чем найти силы, средства, ум, чтобы объясниться с природой.
я ведущая:
Представитель прессы: Я
Профессор: Озоновый шит Земли защищает нас от ультрафиолетовых лучей. Но этот шит разрушается химическими соединениями, которые имеют в своем составе фреон, используемый в холодильниках. Уменьшение содержимого озона в атмосфере приводит к снижению урожайности, заболеванию животных и людей. Если озоновый пласт исчезнет совсем, это приведет к гибели всего живого на Земле.
Профессор 2: Существуют ли «острова спасения» от этого бедствия? Таких островов нет. Все человечество – в одной лодке. И пересесть некуда. Земля – маленький шар во Вселенной, и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, не затронутых экологическими бедами, сегодня не существует – химикаты выявлены даже в теле пингвинов. Как же остановить экологический кризис? Понятно одно: необходимо вооружаться экологическими знаниями, всеми доступными средствами во всех странах формировать экологическое мировоззрение. И это единственный выход. У человечества нет сегодня более серьезной задачи, чем найти силы, средства, ум, чтобы объясниться с природой.
Ведущая 2.: И сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о проблемах экологии, о том, что необходимо знать, как следует действовать, чтобы сохранить чистоту нашей планеты.
Представитель прессы: Я хотел бы знать, чем опасны для человечества озоновые дыры?
Профессор 2: Озоновый шит Земли защищает нас от ультрафиолетовых лучей. Но этот щит разрушается химическими соединениями , причиной этого является загрязнение воздуха, кислотные дожди, парниковый эффект, попадание в стратосферу веществ, вступая в реакцию с которыми химически нестабильные молекулы озона распадаются . Уменьшение содержимого озона в атмосфере приводит к снижению урожайности, заболеванию животных и людей. Если озоновый пласт исчезнет совсем, это приведет к гибели всего живого на Земле.
Представитель прессы: Какие меры применяются для защиты и улучшения атмосферного воздуха?
Профессор 2: Об этом вам расскажут молодые специалисты по охране воды и воздуха.
Выступление студенческой группы с плакатами
Введущая 1: Как вы уже догадались, следующей экологической проблемой является состояние водной оболочки Земли. С проблемами гидросферы нас познакомит профессор Экологической академии.
Профессор 3: Главным источником жизни на Земле является вода. Без нее невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека. Она способствует формированию климата на Земле, помогает нам придерживаться правил гигиены, готовить пишу, восстанавливать наши силы. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превращает реки и моря в сточные канавы. Ежегодно в речные системы Земли сбрасывается около 450 км 3 загрязняющих веществ разного происхождения. В Мировой океан уже выбросили около 20 млрд тонн мусора. Для того чтобы сберечь гидросферу, необходимо перейти к рациональному использованию водных ресурсов. Одним из основных направлений борьбы с загрязнением гидросферы является очищение сточных вод.
Выступление студенческой группы с плакатами:
Ученик 3:
Редеют неизменно год от года
Лесов и рощ зеленые ряды,
Природе двадцать первого столетья
Не исцелить своих смертельных ран
Опутанный мазутовою смесью
Бунтует, задыхаясь океан.
За дымом не увидишь небосвода
Из чёрных рек не зачерпнешь воды,
Все меньше – окружающей природы,
Все больше – окружающей среды.
Нам никогда обратно не пробиться
Из окруженья. В поздний этот час
Мы спим беспечно, как самоубийца
На пыльной кухне отворивший газ
Ведущая 2. : Помните! Каждый час на планете две тысячи детей умирают от голода, 55 человек отравляются химическими веществами, тысяча человек умирает от отравления водой. Каждую минуту уничтожается 50 га тропических лесов, выделяется в атмосферу 12 тысяч тонн углекислого газа.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Ведущая 1. : Ни одна страна в мире не может сегодня самостоятельно решить свои экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем. Международное экологическое общество начало свою деятельность в 50-60-х годах XX столетия, когда были подписаны первые законы об охране вод Мирового океана и охране естественных ресурсов.
В течение сорока лет были созданы десятки организаций, центров и программ по охране окружающей среды.
Ведущая 2. : О международных соглашениях и организациях расскажет представитель движения «зеленых».
Представитель «зеленых»: Очень важной международной договоренностью является конференция ООН 1982 года по морскому праву, которая называется «Хартия морей». В ней принимали участие 156 стран.
Наиболее активные энтузиасты природоохранного дела начали создавать «зеленые» организации и движения. Так, в 1970 году возникла независимая международная организация Гринпис – «Зеленый мир». Больших успехов достигло народное движение в Кении «Зеленый пояс». В 1991 году была начата грандиозная программа «зеленых» в Австралии – «Миллиард деревьев».
Безмерные возможности планеты - неумный и вредный миф. Не природе нужна защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить.
Введущая 1: Дорогие друзья! Наша малая Родина – удивительный город Светлоград. Мы здесь живем, дышим, работаем, учимся. От того, какие мы сейчас и какими станем через несколько лет, зависит будущее нашего города, прекраснейшего из уголков Земли. И только от нас самих зависит, что мы оставим потомкам – горы мусорных свалок или чистые реки, безжизненные овраги или цветущие поля. Это наш выбор! Это наше будущее!
Презентация о своём крае
Введущая 2:
Пути решения экологических проблем должны брать начало с внедрения ресурсосберегающих технологий, которые позволят рационально использовать природные запасы. Так, например, в коммунальной сфере с успехом проходит внедрение технологии по утилизации отходов, которые являются главным источником загрязнения всех природных сфер. С каждым днем число отходов стремительно растет, поэтому проблема утилизации мусора становится все более актуальной для человечества. Более того, экономически выгодной может стать переработка отходов, помимо того, что их утилизация будет иметь экологический эффект. Потенциальным сырьем может быть, по оценкам специалистов, более 60 % отходов, которые с успехом могут быть выгодно реализованными и переработанными.
Звучит «Экологический гимн». (Ученики поют)
Введущая 1:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на стеблях повилики
На тропинке солнечные блики …
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы
Небо в звездах, океан и сушу,
И в бессмертье верящую душу
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите...
Спасибо всем за внимание, надеемся, что сегодня все присутствующие не зря провели время, предлагаем подумать, что мы сами можем сделать для планеты Земля, ждем ваших предложений!
Родился 05.03.1941г.в г. Пенза. Образование среднетехническое. Работал на административных должностях в ЖКУ г.Заречного, ПО ЗИФ, Пензмаш.С 1966г. жил в г.Заречном Пензенской обл.Стихи писать начал в армии.Член ЛИТО "Радуга" г.Заречного Пензенской обл. Печатался в газетах: "Суворовский натиск"(раннее, армейское) г.Хабаровск, "Любимая газета" г.Пенза, "Пензенская правда", "Про город" г.Пенза, "Курьер" г.Пятигорск, а так же в сборниках ЛИТО "Радуга": "Многоцветие радуги", "Женщины Заречного". Лауреат городского конкурса поэзии, посвященного 65-летию Победы ВОВ.
На сайте с 15 декабря 2013г. Номинирован на премии "Поэт года2014", "Поэт года 2015", "Поэт года 2016". Член Российского союза писателей с августа 2015г.
Умер 19 мая 2016г.
Я - жена Виктора, Глебова Валентина Васильевна, приглашаю на страничку Виктора.
Читайте, оставляйте свои отзывы о его творчестве.
О поэтах Алеша Крылов мудро сказал: "Они не умирают, лишь уходят, оставив нам свой мир, свои слова."
"Всем любящим стихи!"
Вам посвящаю эти строки,
Всем тем, кто любит и любим.
Волнуюсь я как на уроке,
Давно уж не был вот таким.
Я в мир стихов Вас приглашаю,
В нём Муза милая живёт.
И я живу в нём и мечтаю,
И тянет с ней меня в полёт.
Для Вас в него открыты двери,
Грустит тот мир, не видя Вас.
И тот, кто в силу Музы верит,
Заулыбается сейчас!
Прошу ВАС, чаще заходите,
Всё, что написано, для Вас.
Стихи, как малый мир открытий,
В котором всех поэтов "Глас"!
Виктор Глебов2, 2015г.
В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира символ спокойствия, мирной жизни и дружбы и солидарности народов. И в то же время это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле
22 апреля 1970 года американский сенатор Г. Нельсон создал группу студентов, которые призывали население к защите окружающей среды и сохранению благоприятного климата на земле. В последствие студенческое шествие переросло в национальное движение сначала в США, а затем распространилось и по всему миру. Сейчас праздник имеет уже международное значение и является днем напоминания об экологических катастрофах, о том, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение экологии на планете и быть ответственным за состояние окружающей среды вокруг себя. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о праздновании 22 апреля Всемирного Дня земли. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля это наш общий дом, который надо содержать в порядке
Человечество начинает открывать для себя Новый Закон о сохранении жизни на Земле с помощью своего Сознания. Чем ты занимаешься? - Спасаю мир. Именно так понимают свою деятельность те, кто работает в «Гринпис» («Greenpeace» - Зеленый мир). Организация существует уже 37 лет. «Гринпис» образовался в 1971 году, в Америке. Тогда группа ученых-энтузиастов и идеалистов, которые мечтали «о чистом мире без войн и насилия», собралась в городе Ванкувер провели акцию протеста по проведение подземных испытаний ядерного оружия. В девяностые годы «Гринпис» заговорил о том, что загрязнение воздуха и разрушение озонового слоя приведет человечество к катастрофе. Главное в нашей жизни - воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры Сохранить природу – сохранить жизнь
Вот экология - модное слово, Раньше природа не знала такого, Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали И сокрушается Природа: Зачем все это, Человек?! Волна чудовищных мутаций Грозит планету затопить. Все может быть, все может статься… Вопрос ребром: быть иль не быть? И только ахает Природа: Да сын ли ты мне, Человек? И только ахает Природа
направляли на свое уничтожение
те силы природы, которые они
сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
Цель:
- воспитание чувства любви к природе,
- уважения ко всему живому,
- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли,
- формирование экологической культуры.
План
1. Значение природы для человека.
2. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какова экологическая обстановка в нашем городе?
4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
- эколог,
- представитель комитета по охране природы,
- медицинский работник,
- экономист.
В их роли выступают учащиеся 9 классов, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной учителем литературе.
Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».
Значение природы для человека
Ведущий.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» – тема брифинга.
В брифинге принимают участие:
- эколог …,
- представитель Комитета по охране природы …,
- медицинский работник …,
- экономист...
Кромсаем лед, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенье у этих рек, речушек и болот.
У самого громадного восхода, у самого мельчайшего малька
Пока нам это делать неохота, пока нам не до этого, пока…
Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и реки без воды.
Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.
стихотворение Р.Рождественского
Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией выступает эколог
…
Эколог
. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…
Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.
За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
В настоящее время перед жителями Земли стоит вопрос загрязнения водных ресурсов. Годовой сброс производствен ных и бытовых стоков в мире равен примерно 9,3 трлн. тонн.
Загрязнение водоемов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Из-за повышения температуры воды многие реки зимой теперь не замерзают.
Много ли мы выливаем нефти, бензина, масел в Мировой океан? Очень много. В 1970 году было вылито 70 млн. тонн, а в 1991 уже 190 млн. тонн в результате аварий танкеров, морских буровых платформ и нефтепроводов. Нефть, вылитая в одном месте, распространяется по поверхности Мирового океана.
Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А нарушение круговорота воды в природе приводит к гибели жизни на Земле.
Журнал “Вокруг света” утверждает: Водой покрыто почти три четверти земной поверхности, но лишь 2,5% от общемирового запаса можно пить. К тому же две трети от этого “мизера” представляют собою лед. Ежегодно в водоемы области сбрасывается около 800 млн. м3 промышленно-бытовых и сточных вод. Из них более 42% являются не очищенными. Из существующих очистных сооружений нормально работают 38%. Остальные работают неэффективно.
В последние годы загрязнителями стали сельскохозяйственные предприятия. Они сбрасывают в воду нитраты и ядохимикаты. Их количество в воде увеличилось в 4 раза.
Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называе-мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий . Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.
Среди всей земной красоты и разнообразия затерялась маленькая деревенька под красивым названием «Блюменталь», что в переводе с немецкого языка означает «Цветущая долина». А названа она так, потому что весной здесь цветет очень много разнообразных и красивых цветов, один из которых занесен в красную книгу – это тюльпан.
Когда выйдешь в степь, то можно только восхищаться пестротой и очаровательным запахом растущих в ней цветов.
Называют тебя долиной цветов.
Как приятно смотреть в цветущую даль!
Ширь полей и зеленых лугов,
Я пою о тебе, Блюменталь!
Блюменталь расположился в овраге, который образовался в результате таяния ледника. Когда выходишь за деревню и пройдешь немного вдоль оврага, над которым повисли красные скалообразные холмы, то окажешься около резво бьющегося из -под земли родника.
Какова же экологическая обстановка в селе?
Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы …
Представитель комитета по охране природы ….
Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в селе, и заканчивается стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа…».
И только ахает Природа …
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
Каждую весну у нас в школе проходит акция «Чистый родник»,цель которой сохранить эту красоту для будущего поколения. А рядом с родником образовали небольшой пруд бобры, это место называется «Красной шишкой», оно является нашей главной достопримечательностью. Сюда в праздники съезжается на отдых много людей, в том числе и из соседних деревень.
Ведущий
. Экологическая ситуация в нашем селе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
Какое влияние оказывает окружающая среда на здоровье человека?
С информацией выступает медицинский работник …
Медицинский работник
. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.
На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В многих районах нашей области установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья. Без воды нет жизни, без воды в зеленом листе не могут образовываться сахар, крахмал и другие органические вещества.
Существует одно поучительное предание. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри- Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть все мое богатство!”
Ведущий.
«...С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной– их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь”.
Б.Гржимек
Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
Что необходимо сделать для сохранения природы?
Слово экономисту …
Экономист
. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.
Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
В одном из стихотворений М. Дудин пишет:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.
Литература
1. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений).
2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.
3. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)