Весна идет сладков анализ произведения. Сказка «Весна идет
Рассказы Сладкова о лесной жизни. Рассказы о природе для младших школьников. Рассказы для учащихся начальных классов. Внеклассное чтение в 1-4 классах. Познавательные рассказы о мире природы для школьников.
Николай Сладков. Хитрый одуванчик
Говорят, хитрей лисицы и зверя нет. Зверя, может, и нет, а вот одуванчик хитрее лисы! На вид простак простаком. А на деле себе на уме. Страсть хитрый!
Холодно весной, голодно. Все цветы в земле сиднем сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Лучится как ясное солнышко. С осени он в корнях еду припас; всех обскакал. Спешат на его цветы насекомыши. Ему и ладно: пусть опыляют.
Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и, как колыбельку с близнецами, тихо опустит бутон вниз. Малышам ведь нужны покой и тепло: пусть набирают сил, лёжа спокойненько на земле в тёплой люльке.
А подрастут малыши, вырастут у них крылья-летучки — пора в путь-дорогу, на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. И одуванчик снова поднимает свой стебель, выпрямляет его как стрелу, выше всяких ветрениц, кошачьих лапок, мокриц и травок-купавок. Разлетайтесь и прорастайте!
Лисице что: у неё четыре ноги, острые зубы. И лисенят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек, когда вместо ног только корень, а вместо зубов — стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться, ни увернуться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик, не сходя с места. И ничего — процветает.
Николай Сладков. Лесные тайнички
Лес густой, зелёный и полон шорохов, писков, песен.
Но вот вошёл в него охотник — и мигом всё спряталось и насторожилось. Как волна от брошенного в воду камня, покатилась от дерева к дереву тревога. Все за кусток, за сучок — и молчок.
Теперь хочешь увидеть — сам стань невидим; хочешь услышать — стань неслышим; хочешь понять — замри.
Я это знаю. Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной быстрые глаза, влажные носы ловят бегущие от меня струйки ветра. Много кругом зверьков и птиц. А попробуй найди!
Я пришёл сюда повидать сплюшку — крохотную, со скворца, сову.
Целые ночи она, как заведённая, кричит своё: «Сплю! Сплю! Сплю!» — будто лесные часы тикают: «Тик! Тик! Тик! Тик!..»
К рассвету станут лесные часы: сплюшка смолкнет и прячется. Да так ловко прячется, будто её никогда в лесу и не было.
Голос-то сплюшки — ночные часы — кто не слышал, а вот какая она на вид? Я знал её только по картинке. И так мне захотелось увидеть её живьём, что я целый день пробродил по лесу, каждое дерево, каждую ветку осматривал, в каждый куст заглядывал. Устал. Проголодался. Но так и не нашёл её.
Сел на старый пень. Молчу, сижу.
И вот, глядь, откуда ни возьмись — змейка! Серая. Плоская головка на тонкой шее, как почка на стебельке. Выползла откуда-то и глядит мне в глаза, будто чего ждёт от меня.
Змейка — она пролаза, должна всё знать.
Я ей и говорю, как в сказке:
— Змейка, змейка, поведай мне, где спряталась сплюшка — лесные часы?
Змейка подразнила меня язычком да юрк в траву!
И вдруг, как в сказке, открылись передо мной лесные тайнички.
Длинно-длинно прошуршала в траве змейка, показалась ещё раз у другого пня — и вильнула под его обомшелые корни. Нырнула, а из-под них вывернулась большая зелёная ящерица с синей головой. Точно кто- то вытолкнул её оттуда. Прошуршала по сухому листу — и шмыг в чью-то норку.
В норке другой тайничок. Хозяйкой там тупоморденькая мышка-полёвка.
Испугалась она синеголовой ящерицы, выскочила из отнорка — из темноты на свет, — заметалась-заметалась — и шасть под лежачую колодину!
Поднялся под колод иной писк, возня. Там тоже оказался тайничок. И целый день спали в нём два зверька — сони-полчки. Два зверька, похожие на белочек.
Выскочили из-под колодины сони-полчки, ошалели от страха. Хвосты ершом. Взвинтились по стволу. Поцокали — да вдруг опять им страшно стало, ещё выше по стволу винтом кинулись.
А выше в стволе — дупло.
Сони-полчки хотели в него — и сшиблись у входа лбами. Пискнули от боли, кинулись опять обе сразу — да так вместе в дупло и провалились.
А оттуда — фык! — маленький дупляной чёртик! Ушки на макушке что рожки. Глаза круглые, жёлтые. Сел на сучок, спиной ко мне, а голову так завернул, что смотрит на меня в упор.
Конечно, не чёртик это, а сплюшка — ночные часы!
Я моргнуть не успел, она — раз! — ив листву. И там завозилось, запищало: тоже кто-то таился.
Так от дупла к дуплу, от норки к норке, от колоды к колоде, от куста к кусту, от щели к щели шарахается от страха лесная мелюзга, открывая мне свои ухороночки-тайнички. От дерева к дереву, от куста к кусту, как волна от камня, катится по лесу тревога. И все прячутся: скок-скок за кусток, за сучок — и молчок.
Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.
Николай Сладков. Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
— Угадай, кто я? Я ем жуков и Муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
— Ага! Ты птица осоед!
— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
— Гусениц и личинок любят дрозды.
— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
— Тогда ты, наверное, лесная мышь.
— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.
— Рано! — ответил я.
— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
— Может, ты цапля?
— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
— Похоже, что ты куница.
— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
— Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку!
— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
Николай Сладков. Лесное время
Время лесное не торопкое...
В щели зелёного потолка пробились синие лучи. От них на тёмной земле лиловые ореолы. Это солнечные зайчики.
Один зайчик лежит рядом со мной, он чуть шевелит ушами. Над ним тихое матовое сияние. Вокруг сумрак, а там, где зайчик, видна на земле каждая еловая иголка, каждая жилка на упавшем листе. Под зайчиком серое поленце с чёрными трещинами. А на поленце — змея. Будто кто-то выдавил, не жалея, из толстого тюбика густую бурую краску; краска легла тугими извивами и застыла. Сверху крохотная головка со стиснутыми губами и с двумя колючими искорками — глазами.
Всё тут, внизу, неподвижно и тихо. Кажется, время остановилось.
А наверху, над зелёным лесным потолком, катятся голубые волны ветра; там небо, облака, солнце. Солнце медленно плывёт на запад, а солнечный зайчик по земле ползёт на восток. Я это вижу по тому, как тонут в тени приглядевшиеся листики и соринки и как выступают с другой стороны тени новые травинки и палочки.
Луч солнца как стрелка лесных часов, а земля с палочками и соринками — лесной циферблат.
Но почему же змея не тонет в тени, как получается так, что она всё время в центре сияющего овала?
Лесное время дрогнуло и остановилось. Я напряжённо вглядываюсь в извивы упругого змеиного тела: они движутся! Движутся чуть заметно, навстречу друг другу; я замечаю это по зубчатой полоске на змеиной спине. Тело змеи чуть пульсирует: то оно расширяется, то спадает. Змея невидимо передвигается ровно настолько, насколько передвигается солнечное пятно, и потому постоянно находится в центре его. Тело её — как живая ртуть.
Движется в небе солнце, движутся по всей огромной лесной земле крохотные пятна солнца. И вместе с ними движутся во всех лесах сонные змеи. Движутся медленно, незаметно, как медленно и незаметно движется ленивое лесное время. Движутся, как во сне...
Николай Сладков. На неведомой дорожке
Разными тропами досталось мне ходить: медвежьими, кабаньими, волчьими. Ходил и заячьими тропинками и даже птичьими. Но такой тропинкой шёл впервые. Тропинку эту расчистили и протоптали муравьи.
На звериных тропах разгадывал я звериные тайны. Что-то увижу на этой тропе?
Шёл я не по самой тропинке, а рядом. Уж больно узка тропинка — как ленточка. Но для муравьёв-то она была, конечно, не ленточка, а широкое шоссе. И Муравьёв бежало по шоссе много-много. Тащили мух, комаров, слепней. Прозрачные крылышки насекомых блестели. Казалось, что между травинок по склону льётся струйка воды.
Я иду по муравьиной тропе и считаю шаги: шестьдесят три, шестьдесят четыре, шестьдесят пять шагов... Ого! Это моих больших, а сколько же муравьиных?! Только на семидесятом шагу струйка пропала под камнем. Серьёзная тропа.
Я присел на камень — отдохнуть. Сижу смотрю, как бьётся под ногами живая жилка. Дунет ветер — рябь по живому ручейку. Проглянет солнце — засверкает ручеёк.
Вдруг будто волна хлынула по муравьиной дороге. Змейка по ней вильнула и — нырк! — под камень, на котором я сидел. Я даже ногу отдёрнул, — наверно, это вредная гадючка. Ну и поделом — сейчас муравьи её обезвредят.
Я знал, что муравьи смело нападают на змей. Облепят змею — и останутся от неё одни чешуйки да косточки. Я даже задумал скелет этой змейки забрать и ребятам показать.
Сижу, жду. Под ногами бьётся и бьётся живой ручеёк. Ну, теперь пора! Осторожно приподнимаю камень — не повредить бы змеиный скелет. Под камнем — змея. Но не мёртвая, а живая и вовсе не похожая на скелет! Наоборот, она стала ещё толще! Змейка, которую должны были съесть муравьи, спокойно и не торопясь сама ела Муравьёв. Она прижимала их мордочкой и втягивала языком в рот. Змейка эта была не гадючка. Таких змей я ещё никогда не видел. Чешуйка, как наждак, мелкая, сверху и снизу одинаковая. Больше на червяка похожа, чем на змею.
Удивительная змейка: приподняла тупой хвост вверх, повела им из стороны в сторону, как головой, да вдруг и поползла хвостом вперёд! А глаз не видно. Не то змея с двумя головами, не то вовсе без головы! А питается-то чем — муравьями!
Не вышел скелет, так я змейку забрал. Дома подробно её разглядел и определил название. Глаза у неё нашёл: маленькие, с булавочную головку, под чешуйками. Потому-то и называют её — слепозмейка. Живёт она в норах под землёй. Там ей глаза и не нужны. А вот ползать то головой, то хвостом вперёд — удобно. И землю она рыть может.
Вот к какому невиданному зверю привела меня неведомая дорожка.
Да что говорить! Каждая дорожка куда-то ведёт. Только идти не ленись.
Весенний гам
Николай Сладков
Весенний гам
Грянул весёлый майский гром - всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
Зазвучало всё, что может звучать.
Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни песенки прилетели в лес вместе с перелётными птицами из дальних стран. Другие родились здесь же, в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари.
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черёмуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно...
Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р-р-чат.
Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
Гремит весенний гам!
Тема:
Н.И. Сладков «Весенний гам»
Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе
Цель урока:
систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»
Задачи урока:
- образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова;
развивающие:
повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;
воспитательные:
воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)
Ход урока.
Деятельность учителя
Ученик читает отрывок из произведения.Слайд 3
«Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки»)Слайд 4
«Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер»)Слайд 5
«Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).Слайд 19
- С каким произведением познакомились? - Что узнали нового? Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу. У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения Н. Сладкова. Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке. Слайд 20Солнечный блик скользнул сквозь неплотно прикрытые шторы, оттолкнулся от полированной поверхности стола и, подпрыгнув несколько раз на гладком дереве, растворился в бокале мартини.
В тот день солнце было особенно щедро на такие озорные блики. Яркие, теплые и стремительные, они, казалось, окрашивали все вокруг в живые, лишь весне присущие тона. Вызывали улыбку, особенно дорогие воспоминания, бережно хранимые в дальнем уголке памяти остальное время года. Пробуждали любовь.
Она подумала, что до тех пор, пока солнце вот так заглядывает сквозь шторы, пока слепит отвыкшие от теплого света за долгую зиму глаза - светит чем сильнее, тем лучше, - пока краски мира искрятся подобно пузырькам шампанского, - до тех пор, пока остается все это, стоит жить и стоит радоваться жизни! И еще она подумала о том, как любит его. В который раз за это раннее весеннее утро.
- Задерни шторы, солнечный свет в такой час неуместен, - он с раздражением расправил газету, пытаясь заслониться от докучливых лучей.
Она выполнила его просьбу, отметив с грустью, что даже когда он злится и драпируется в этот свой старательно скроенный и добротно сшитый образ делового человека, - даже тогда он прекрасен.
Она так и не могла понять до конца, почему так охотно согласилась на правила игры, в которую превратилась ее жизнь. Полупрозрачные намеки, заграничные люксы, постоянные недомолвки, отведенные взгляды, вопросы, оставшиеся без ответа. Минуты у молчащего телефона, капля за каплей стекающиеся в часы, дни, недели, годы. Она знала, что так быть не должно, что у него свой, другой, мир, семья... Знала и то, что теряет те немногие годы молодости, отмеренные судьбой, что жизнь - яркая, настоящая, с шумными студенческими праздниками и свиданиями в торжественно красивом весной сквере, - эта обычная для многих и недосягаемая для нее жизнь проходит мимо. Когда-то по таким широким аллеям, похожим на те, что золотятся в солнечном свете за окном, прогуливались дамы в длинных шуршащих платьях и кавалеры в париках. Она улыбнулась, представив его в парике.
- О чем ты думаешь? - спросил он, отложив газету. Казалось, полумрак смягчил его утреннее раздражение.
"О тебе. Обо мне. О моей к тебе любви. О том, как я дорожу такими вот мгновениями - ты и я, только мы вдвоем, и нет твоей семьи, бизнеса, нет ничего кроме нас", - хотела было сказать она.
- О том, как красивы горы весной.
- Горы, весна... Глупости все это. Тебе надо меньше думать об этом.
"Перестать думать о солнце, горах и весеннем утре - это все равно, что перестать думать о тебе. А это значит перестать жить. Потому что для меня без тебя в этом мире нет места".
- Да, возможно, ты прав.
Она задумчиво посмотрела на наполненную солнечным светом жидкость в бокале. Похожа на воду, а на самом деле яд. Их отношения тоже похожи. На любовь. Господи, сколько это может продолжаться?
Сколько же это может продолжаться? Подозрения, вопросы, упреки. Эти яркие, весенние годы, так остро напоминавшие ему, что не так много осталось их в его жизни. Просторный офис, все больше сжимающийся с каждым днем в размерах. А главное - мерзкий холодный страх, заставляющий всматриваться в темноту сменивший напряженный день ночи. Ей ведь уже двадцать четыре. И каждая весна прибавляет еще один год, одну морщинку, еще одну грустную мысль. Мысль о другом, молодом, мире, о новой, только ей одной принадлежащей жизни. Зато годы, разбросавшие их по разным поколениям, не уйдут. Сколько бы еще времени ни прошло, их всегда останется ровно двадцать пять. Четверть века... Как необъятно много, но в то же время - так ничтожно мало!
Что можно успеть за четверть века? Встать на ноги. Наладить собственное дело, обзавестись семьей. И начать медленно умирать, потому что не к чему больше стремиться, не о чем мечтать. Потому что некого больше любить.
За эти четыре года с ней он прожил жизнь, несоизмеримую с той, что была до этого. Жизнь, полную новых идей, свежих мыслей и молодого смеха. Смеха, который был удивителен тем, что это смеялся он. Да! Он снова жил, снова чувствовал, снова переживал... Он любил! Любил ее, ее любовь к нему, свою любовь к ней. Он любил свою жизнь. Впервые за столько лет. Быть может, впервые вообще.
- Вероятно. Или права ты.
"Ты любишь меня?" - хотела спросить она. "Я тебя - больше всего на свете. Больше, чем горы, весну, солнце, больше, чем дождь, снег и солнечных зайчиков". Она помолчала, вглядываясь через стекло бокала в причудливо изогнутые контуры его кресла.
- Можно, я раздвину шторы?
Она его не любит. Это было бы слишком хорошо. А годы научили его бояться всего слишком хорошего. Оно всегда оказывалось миражом.
- Нет.
Иногда, когда дорогой тебе человек молчит, ты знаешь, что творится в его душе, и тогда непроизнесенные слова только сближают. Становятся общей тайной, известной только двум. Но когда мир его мыслей для тебя закрыт, тишина становится невыносимой пыткой, которую невозможно не прервать.
- Извини. Чем займемся сегодня?
Когда это произошло? Когда она перестала любить его? А любила ли вообще? Это был вопрос, который он предпочитал не задавать себе. Но он являлся сам: незваный, мучительный, он будил его ночью, заставлял простаивать у светофора дольше, чем это было необходимо. Он пытался прочесть ответ на него на дне рюмки коньяка, даже явно разглядел две буквы, горящие в темной жидкости... У него не хватило тогда смелости всмотреться в них, чтобы узнать, на каком языке они написаны.
Больше он не задавал себе этот вопрос.
- Чем захочешь. Мне все равно.
"Он всегда говорит то, что думает. Или то, что думаю я", - с горькой усмешкой подумала она. Ей тоже было все равно, лишь бы только сидеть вот так, напротив него, и разглядывать контуры кресла сквозь бокал мартини.
- А что ты думаешь? - она без особой охоты продолжила эту словесную игру.
- Я думаю, что нам лучше расстаться.
Собственные слова шокировали его. Никогда он ничего подобного не думал! Но каким-то странным, мистическим образом они принесли ему спокойствие и уверенность - те самые спокойствие и уверенность, к которым он никак не мог прийти все это время. Она молча смотрела на него, и он почувствовал, что такое решение все же лучше, чем никакое. Ведь все равно она не любит его.
Она слышала его слова, отлично поняла их смысл, но не отвечала. Никак не могла разобрать, кто произнес их: он или это какой-то невидимый для них обоих голос прочел вслух мысли, в которых она боялась признаться даже самой себе?
Отведя взгляд от солнца в мартини, она увидела, что он ждет ее ответа. И, как и на протяжении всего их утреннего разговора, как, впрочем, и всегда, сказала то, что он хотел услышать. К чему все это, он же ее не любит.
- Да, я думаю, ты прав.
Она уехала в тот же день, взяв с собой только самое необходимое: пару платьев, паспорт и его фотографию.
Долго после того, как затих гравий под колесами увозящей ее машины, он сидел в том же кресле и думал о том, как причудливо изменяет стекло бокала с мартини контуры окна, которое по-прежнему закрывали тяжелые бархатные шторы. Шторы, которые он так и не решился раздвинуть.
УМК : «Начальная школа 21 века»
Класс : 2 «В»
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: Н. Сладков « Апрельские шутки», «Весенний разговор»
Цель:
Познакомить с новыми произведениями, показать образ весеннего месяца-апреля;
Упражняться в выразительном чтении;
Учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать.
Задачи:
Учить работать с выставкой книг
Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения.
Воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
Формировать умение работать в парах;
Формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;
Метапредметные:
1) познавательные:
Формировать мыслительную деятельность учащихся;
Формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;
2) регулятивные:
- формировать учебную деятельность; самоконтроль, целеполагание, прогнозирование;
Формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;
3) коммуникативные:
Развивать творческое мышление;
Формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром;
Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
Формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, меня зовут Дарья Сергеевна. (звучит пение птиц)Прозвенел уже звонок
И мы с радостью начнём урок
Я желаю всем удачи,
За работу, в добрый час!
С каким настроением вы пришли на урок?
Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.
Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного, и наше хорошее настроение нас не покинет.
- Какие знания мы получаем на уроках литературного чтения? Чему учимся на уроках литературного чтения?
Почему
Дети, а как вы думаете, почему наш урок начался с пения птиц?
Когда птицы так радостно щебечут и поют? Почему?
Нам ведь тоже очень радостно, когда приходит весна!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают.
- Да, нравится. Это интересно!
- Наверное, это связано с нашей темой урока.
- Когда приходит весна.
- Они радуются приходу весны.
Личностные :
действие самоопределения,
желание и стремление хорошо учиться.
Регулятивные: организация рабочего места
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Формирования темы и задачи урока учащимися
Работа с выставкой книг
- На выставку помещены книги с прочитанными произведениями и новыми.
Ребята, посмотрите на доску, рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия и автора.
Какие книги вы читали?
А какие книги вы еще не читали?
Сформулируйте тему урока?
А что объединяет все эти книги?
Определите, что мы будем делать на уроке?
- Сладков Н.И. «Весенний разговор» и «Апрельские шутки».
- Да, конечно.
- Весна.
Познавательные :
Осознанное построение речевого высказывания
Личностные:
Учебная мотивация
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
На слайде появляется портрет Сладкова.(Николай Иванович Сладков) Кто это?
Вы читали произведения Сладкова? Что об этом можете рассказать?
Что вы о нем узнали?
Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Всего написал более 60 книг о природе.
С какими его произведениями вы уже знакомы?
Какую пользу приносят скворцы?
А о чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке, вам поможет моя загадка. Послушайте внимательно.
В ночь – мороз,
С утра - капель,
Застучал дождями звонко,
Марту месяцу вдогонку.
Так, глядя на доску скажите, какое произведение мы сегодня будем изучать?
Прочитайте название. «Апрельские шутки». Как думаете, почему Н. Сладков назвал так свое произведение?
Возможно, а как нам проверить это предположение?
- Ответы детей. Сладков.
-Сладков Николай Иванович писатель, ответы детей.
- Скворец – молодец.
- Червяков с борозды выбирают, личинок с гряд собирают, шерсть линячую выбирают, гусениц собирают.
- Апрель.
- Апрельские шутки.
- Там говориться про апрель.
Познавательные :
познакомиться с новым фольклорным жанром, научить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Регулятивные:
Учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Этап первичного восприятия
Словарная работа
Перечитывание и анализ
Итак, ребята, откройте учебник на странице 113, сейчас прочитаем «Апрельские шутки» а
слушаем все внимательно.
Чтение по цепочке.
Назовите главного героя?
Значение каких слов у вас вызвало затруднение?
Морозом ударил – наступили морозы.
Птицы перелетные – птицы перелетающие в зиму на юг.
Каких вы знаете перелетных птиц?
Юннат – юный натуралист (любитель природы)
Перетрусил - струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего.
Чтение смысловыми частями (маятник)
А) Чтение первой части до слов «заворачивать..»
Что любит Апрель?
Чем прикинулся Апрель?
Что подумали скворцы и грачи? Почему?
Б) Чтение второй части до слов «А есть что?»
Что сделал апрель?
Почему апрель испугался? С какими словами он обратился к птицам? Прочитай.
В) Чтение третьей части.
Какой это месяц?
Что делает Апрель?
Кто помогает? Кто это?
Что они делают? Прочитай.
Какие дела делает Апрель?
А каким вы представили апрель? Для того, чтобы нам начать составлять образ апреля, я предлагаю вам работу в группах.
Работа с текстом.
Работа в группах по карточкам. «Точное слово»
Каждой группе выдаю карточки с характеристиками.
Ваша задача выбрать наиболее подходящую характеристику каждый образа апреля и подтвердить предложением из текста.
1 и 2 группа работают с первой частью текста.
«Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил .»
Какую шутку придумал апрель?
Какой он по характеру? (выберите карточку)
Какие слова доказывают это? (Прикинулся, пошутить, с первым апреля
надул).
3 и 4 группа работают со второй частью текста.
«Услыхал про то Апрель и перетрусил. « Что ж я, - думает, - за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?
Давай кричать:
Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!»
Каким здесь показался апрель? (найдите подходящие карточки)
Какие слова подтверждают, что апрель струсил?
– Перетрусил. Это как?
Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)
Что можно надуть?
В каком значении оно употреблено? (В переносном
5 и 6 группа работают с последней частью текста.
«Ой, не твёрдое апрельское слово!
Не серьёзный этот месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. Ему – шутки, а лесным птицам и зверям – горе.»
Как вы понимаете выражение « не твердое апрельское слово»?
Что можете сказать про характер апреля?
Каким же перед нами предстал апрель? Какой он?
Что мы можем сказать о характере апреля ?
Обратите внимания на знаки препинания: передай голосом вопросительную и восклицательную интонации. Чтение
Апрель был –
трусливый;
несерьезный;
деловой.
( Сравнить с погодой сейчас)
– Вот такой изменчивый, непостоянный
– Составьте картинный план, расположив иллюстрации в соответствии с содержанием. (На доску вывешиваются иллюстрации) приложение 1
– Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки?
Весенний день – год кормит.
Увидел грача – весну встречай.
Весна да осень – на дворе погод восемь. Объясни
– Каков же жанр этого произведения?
– Определите вид сказки? Какая это сказка?(научно - художественная)
– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?
- Да
- Апрель.
- Потому что главный герой произведения Апрель.
- Пошутить
- Зимой
- Надо назад заворачивать, потому что они испугались зимы.
- Услыхал и перетрусил.
«Эй, птицы перелетные….»
- Несерьезный, весенний.
- Шутит да обманывает.
- Юннаты, любители природы, они развесили скворечники и дуплянки.
- Снега растопляет, льды взламывает, землю прогревает
Прикинулся зимой.
- Шутливый
- Весна да осень – на дворе погод восемь.
- Сказка
Личностные :
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Регулятивные :
Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные:
Находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения
Коммуникативные :
оформляет свою мысль в устной речи;
Умеет задавать уточняющие вопросы;
Осознанно читает вслух и про себя.
Физминутка
Электронная
Подготовка к восприятию
Первичное восприятие
Словарная работа
Проверка первичного восприятия
Подготовка к выразительному чтению
Предположите, о чем пойдет речь?
Рассмотрите картинку и назовите героев.
Как называется рассказ?
Давайте прочитаем произведение, слушайте внимательно.
Чтение по цепочке.
Вам понравилось произведение?
В рассказе были незнакомые слова, посмотрите на доску. (Словарь:
капель - падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, капли.
брёвнышко – маленькое бревно, кафтан – старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом.
хлопочут – занимаются чем-нибудь с усердием, работают.).
Какое настроение вызвало у Вас произведение?
Какие слова передают это настроение? Прочитай.
Прочитайте про себя. Назовите всех героев, кто участвовал в разговоре
Выборочное чтение.
Что кричали воробьи? Почему?
А что кричали вороны? Почему?
Что кричали синички? Почему?
Ребята, найдите повторы в тексте, с каким чувством их надо читать? Попробуйте прочитать.
Найдите обращение в тексте. Прочитайте. Выделите голосом обращение. (Выделенные предложения)
Найдите восклицательные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.
Найдите вопросительные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.
Прочитай выделенные слова по – разному: так, как хотел автор, как это произносят герои и как ты хочешь их прочитать.
Чтение по ролям с масками. У доски
- О весне
- Ворона, петух, воробьи, скворцы, галки, синички.
- Весенний разговор
- Да.
- Ответы детей
- Хорошее, радостное, весеннее.
- Читают.
- Герои рассказа: вороны, капель, петухи, дети, воробей, синички, скворцы, галки.
- Дети читают
- Выразительно и т.д.
«Пора!Пора!
Кап,кап,кап.
Солнышко, солнышко
Жив, жив!
Синь – кафтан, синь- кафтан!
Так себе, так себе.»
- Это предложения в конце которых стоит восклицательный знак.
- Это предложения в конце которых стоит вопросительный знак.
Познавательные :
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные :
учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Регулятивные :
контроль, саморегуляция, коррекция
Итог урока. Рефлексия.
Что вам понравилось?
Что нового узнали?
Что вам сегодня удалось лучше всего?
Чему научились на уроке?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Как ты оцениваешь себя на уроке?
Заполните «дерево успеха».
Всё получилось, доволен своей работой
Не всё получилось, но могу работать лучше
Ещё есть затруднения в работе
Личностные :
Самооценка;
Осознанность учения;
Адекватное реагирование на трудности